Меню

Чтение сказки э шима солнце мороз ветер

Мороз, Солнце и Ветер

Мороз, Солнце и Ветер — читать сказку онлайн.

Русские народные сказки: Мороз, Солнце и Ветер.

Мороз, Солнце и Ветер.

    Шёл старик по дороге. Смотрит — навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.
    А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.
    Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.
    Солнце говорит:
    — Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.
    А Мороз говорит:
    — Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жáра-то он не так боится, как холода.
    Не стерпел тут Ветер:
    — Много вы понимаете! — говорит. — Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.
    — Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!
    Ну, слово за слово — до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.
    Солнце кричит:
    — Да разве есть кто меня сильнее!
    Мороз кричит:
    — Да разве есть кто меня лютее!
    А Ветер словно дразнится:
    — Да я вас обоих за пояс заткну!
    Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.
    Догнали его и говорят:
    — Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?
    А старик говорит:
    — Ветру. Кому ж, как не ему!
    Доволен Ветер.
    — Ну что? — посмеивается. — Чья взяла?
    И в ус себе тихонько дует.
    — Ладно же, — говорит Солнце, — я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!
    — А ничего ты ему не сделаешь, — говорит Ветер. — Я как повею, сразу холодком и потянет.
    — Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! — кричит Мороз.
    — Не пугай, — говорит Ветер, — не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное — мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!

Источник

урок литературного чтения. Тема: Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок для 3 класса по системе Л.В.Занкова

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_chteniyu.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер».

Цель урока : 1) на основе анализа данных произведения, дать сравнительную характеристику образа ветра, приучать детей к правильному анализу произведения;

Методы обучения: частично – поисковый; имитационный; рефлексия;

Виды учебной деятельности: планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из прослушанных ответов; анализ;

Оборудование: иллюстрации детей, учебные принадлежности, иллюстрации к сказке, карточки.

Предметные УУД: овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Личностные УУД: у обучающегося будут сформированы:

— интерес к содержанию и форме художественного произведения;

обучающийся получит возможность для формирования:

— умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературного произведения;

Регулятивные УУД; обучающийся научится:

— принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

— оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

обучающийся получит возможность научиться:

— осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

— контролировать и оценивать результаты;

— находить в тексте ответ на заданный вопрос;

— ориентироваться в содержании учебного материала;

— применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

— проявлять интерес к общению и работе в парах;

— участвовать в учебном диалоге;

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся на умение работать над ошибками .

Ребята, представьте, что на наших ладонях лежит маленькая звёздочка Добра. Чувствуете, она согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придаёт бодрость, заряжает энергией, будет воображение. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.

Проверка домашнего задания

– Легенда… Какое загадочное слово! Кажется, слово само светится загадочным светом и звенит. Звенит серебряным волшебным звоном, уносящей нас в удивительный мир приключений и чудес. Легенда – предание, переходящее из поколения в поколение, рассказ о былом.

— Дома вы перечитывали легенду « Земля со дна океана» и каждой паре было задание нарисовать непохожи братьев и по своим иллюстрациям рассказать о характерах двух богов.

II. Сообщение темы и цели урока.

— Древние славяне верили в существовании нескольких богов.

Сегодня на уроке мы с вами должны дать сравнительную характеристику необычным образам, которые часто встречаются и в устном народном творчестве (в сказках).

О чем же идет речь?

III. Актуализация опорных знаний

Цель: развивать умение ориентироваться в системе знаний, строить сообщения в устной форме.

Он бывает ласкающий, тихий, спокойный, молодой, если сказать образно – нежный, любознательный … и бывает мощный, сильный, страшный, разрушительной силы, ураганный … (ветер).

Может быть, кто-нибудь догадался, о чём будем читать на уроке?

— Какими изображены в сказке Солнце, Мороз и Ветер?

IV. Учебно-познавательная деятельность

Работа с учебником – изучение нового материала.

1. Чтение русской народной сказки «Мороз, Солнце и Ветер».

— О чем эта сказка?

— Эта сказка о добре и зле.
– О споре Мороза, Солнца и Ветра.
– О мудрости людей.

– Необычные персонажи сказки: Мороз, Солнце и Ветер

-Какими изображены в сказке Солнце, Мороз и Ветер?

-Каждая из природных стихий чувствует свою силу и власть над человеком, поэтому они и изображены спорщиками, поэтому и выясняют: кто из них важнее и страшнее?
2. Разбор и анализ произведения по вопросам.

-Кого нам напоминают мороз, ветер и солнце? (людей)

— Докажите мне, благодаря каким художественным приемам они напоминают нам людей?

-Таким образом происходит олицетворение чего…? ( силы природы).

— Во что перерос спор?

-Спор героев перерос в драку.

— Как вы относитесь к поступкам героев?

— Нельзя считать себя самым лучшим.
– Нельзя себя превозносить и возвеличивать.

— Кто же в сказке самый мудрый и почему?

-А тебе понравился выбор старика?

— Ветер оказался самой почитаемой силой природы. Вы
согласны с этим выбором. Докажите свое мнение.

-Cтарик оказался очень мудрым человеком, говоря о том, что силе ветра он отдает предпочтение. В жаркий солнечный день дуновение ветра принесет прохладу, свежесть, как бы спасение от палящего солнца. А в морозный день холод еще усилится, если подует ветер … .
-Какая основная мысль сказки?

— Основная мысль сказки в том, что человек должен поступать мудро.

-Назовите действующие лица этой сказки.

3.Чтение по ролям.( групповая работа)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

V. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: развивать умение выделять нужную информацию

Работа с учебником – закрепление нового материала.

— А теперь задание парам

— Как вы думаете, юные исследователи, эта сказка древняя или современная?

а) природные силы изображены в виде живых существ, т.е. в сказке используется прием олицетворения;

б) старик к ним относится с уважением, с почетом преклоняет голову;

в) использование старинных слов и выражений таких, как «почитает», «шибко донимал», «лютее», «за пояс заткну», «особицу поклонился», «в ус дует», «голубчик», «скажи на милость», «почету всех больше» … .

а) в сказке не чувствуется полной зависимости человека от природных сил. Старик разговаривает со стихиями достаточно спокойно и свободно:«Ветру. Кому ж, как не ему!»- говорит он.

Т.е. сказка родилась не в самые древние времена, когда человек полностью зависел от природы, поклонялся силам природы, делал жертвоприношения. У многих народов существовал даже культ, связанный с идолами и священными деревьями (тотемные деревья).
Значит, эта сказка родилась намного позже, хотя и современной назвать её нельзя

В мифах человек ощущает полную зависимость от природы, поклоняется её силам, а в сказках человек почувствовал дух свободы.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель: подвести итог проделанной работы на уроке.

-Что подразумевается под отношениями между силами природы?

Под силами природы подразумевается отношение между людьми.

Источник

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Мороз, Солнце и Ветер

Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер»

Наши древние предки всегда почтительно относились к природе, одушевляли её. А природные стихии и небесные светила просто обожествляли. Этим сакральным символам поклонялись, искали у них защиты и просили о помощи.

Быть может, поэтому придумано так много волшебных повествований о природных явлениях. И одно из них – русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер». Это история о том, как один старик встретил по дороге трёх прохожих, идущих ему навстречу, и отвесил им земной поклон.

Казалось бы, обычная житейская ситуация. Да только путники это были непростые – по дороге шли: Ветер, Солнце и Мороз. А так как каждый из них считал себя важным и незаменимым, то начался между ними спор. Уж очень им хотелось узнать, кому из них встреченный мужик оказал честь.

Долго они спорили между собой, но никто из них не хотел прислушиваться к мнению остальных. Солнце – дневное светило – могло бы считать себя самым почитаемым среди них. Кроме того, что оно светит и греет, в древние языческие времена люди поклонялись ему как божеству, называя Ярилом.

Но суровый Мороз тоже не хотел уступать и считал, что раз он всё вокруг может заморозить, то это именно ему отвесил поклоны крестьянин. А Ветру казалось, что ни Солнце, ни Мороз не достойны почтения. Потому что в любой зной он может подарить человеку прохладу, а мороз без ветра не так уж суров.

Не сумев договориться между собой миром, эта троица решила догнать старика и спросить, кто у него больше всего в чести. Хитрый мужик сказал, что кланялся Ветру. То сразу рассмеялся довольно. Зато Солнце, обидевшись, захотело опалить старика своим жаром. А Мороз – заморозить непочтительного мужика.

Никто не скажет, почему старик выбрал именно Ветер. Да только сказка не об этом совсем. Мы привыкли, что ласковое тёплое Солнце всходит каждое утро и освещает всё вокруг своим светом. Трудно представить жизнь без этого небесного светила.

Мороз, который приходит на землю зимой – тоже нужен. Это он рисует на окнах чудные узоры и сковывает льдом водоёмы. Это благодаря ему дети могут кататься на коньках и съезжать с горки на санках.

Глупый спор затеяли между собой Мороз, Солнце и Ветер. Во Вселенной нет ничего лишнего или ненужного. Все природные явления, так или иначе, связаны друг с другом. Ведь, как бы ни зазнавался Ветер, он без Солнца и Мороза тоже ничего не значит.

Читайте текст русской народной сказки «Мороз, Солнце и Ветер» онлайн, бесплатно и без регистрации крупными буквами. Интерактивно через интернет.

Шёл старик по дороге. Смотрит — навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.

А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.

Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.

— Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.

А Мороз говорит:

— Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жáра-то он не так боится, как холода.

Не стерпел тут Ветер:

— Много вы понимаете! — говорит. — Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.

— Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!

Ну, слово за слово — до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.

— Да разве есть кто меня сильнее!

— Да разве есть кто меня лютее!

А Ветер словно дразнится:

— Да я вас обоих за пояс заткну!

Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.

Догнали его и говорят:

— Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?

А старик говорит:

— Ветру. Кому ж, как не ему!

— Ну что? — посмеивается. — Чья взяла?

И в ус себе тихонько дует.

— Ладно же, — говорит Солнце, — я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!

— А ничего ты ему не сделаешь, — говорит Ветер. — Я как повею, сразу холодком и потянет.

— Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! — кричит Мороз.

— Не пугай, — говорит Ветер, — не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное — мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!

Источник

НОД по чтению художественной литературы в старшей группе. Чтение произведения Э. Ю. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Наталья Шнякина
НОД по чтению художественной литературы в старшей группе. Чтение произведения Э. Ю. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»

— Расширить знания детей о характерных признаках весны, о весенних изменениях в природе.

— Формировать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Учить устанавливать временные и причинно-следственные связи между изменением температуры воздуха и состоянием воды, других неживых объектов природы.

— Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, посредством художественного слова. Развивать умение восхищаться привычным в окружающей действительности.

— Закрепить умения рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно.

— Закрепить умения детей воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием.

— Способствовать развитию художественно-эстетического восприятия.

— Способствовать развитию связной, грамматической, звуковой культуры речи.

• Наглядный — рассматривание иллюстраций к произведению.

• Словесный — беседа, загадывание загадок, чтение и пересказ рассказа, словарная работа.

• Игровой — физминутка, игра «Найди ошибку».

Благодать в лесу, капель весело перезванивает, лежебока, пустомеля, болбочут, бормочут.

Чтение произведения Э. Шима, разучивание физминутки, беседа по прочитанным сказкам, обыгрывание игр «Доскажи словечко», «Угадай героя» и др.

Материал и оборудование:

Книга с произведениями Э. Шима, иллюстрации к сказке, картинки к загадкам.

1. Организационный момент.

Воспитатель: — Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети.

Любят слушать и смотреть,

Сказки могут душу греть.

Воспитатель: — Отгадайте загадки. Отгадав их, вы узнаете главных героев сегодняшней сказки.

Лежит он на дороге,

Машине не пройти.

Валун большой, огромный

Его не обойти (ответы детей – Камень)

Воспитатель: — Отгадываем следующего героя сказки

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (ответы детей – Ручей)

Воспитатель: — Слушаем дальше.

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце её припечет –

Заплачет она и умрет. (ответы детей – Сосулька)

Воспитатель: — Следующая загадка.

Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (ответы детей — Солнце)

2. Основная часть.

Садитесь поудобнее и слушайте внимательно. Чтение сказки.

Воспитатель: понравилась вам сказка? Вам все слова были понятны, не услышали незнакомых слов? (Словарная работа)

Мы читали и устали,

Дружно тихо мы все встали,

Ручками похлопали – раз, два, три,

Ножками потопали – раз, два, три,

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять читать начнем.

Беседа по содержанию:

1. Назовите героев произведения?

2. Что происходит в весенний день в лесу?

3. Вспомните, как животные радуются солнышку?

4. Расскажите, как камень-валун хвастался перед жителями леса?

5. Как называли камень-валун звери и птицы?

6. Как журчащий ручей называл камень-валун и почему?

7. Как ручей нахваливал свою работу и как он «весну делал»?

8. А как сосулька называла ручей?

9. Как сосулька «весну делала»?

10. Что произошло с героями сказки, когда солнышко спряталось за горизонт?

11. Так кто же весну делает? Почему вы так думаете?

А сейчас я хочу, чтобы вы мне пересказали сказку.

Пересказ произведения

Воспитатель: Молодцы. Давайте мы с вами поиграем, игра называется «Найди ошибку»

Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»

1. Зимой в саду выросли яблоки.

2. взгляд у снежной королевы был очень теплый.

3. Настенька попросила привести ей синенький цветочек.

4. на ковре- самолёте Иванушка доехал до дома.

5. Машенька легла на большую кровать, она ей очень понравилась и уснула.

6. Унесли мальчика гуси-лебеди в теплые края.

7. Мать-коза, уходя из дома, предупреждала своих козлят не закрывать крепко дверь.

8. сидит лиса у заюшкиной избушки и плачет.

Как быстро вы нашли все ошибки. Молодцы.

Воспитатель: — Какую сказку мы с вами читали на занятии? (ответы детей — Камень, Ручей. Сосулька и Солнце)

Воспитатель: — На какой вопрос ответила сказка? (ответы детей — Кто весну делает)

Воспитатель: — Так кто весну делает? (ответы детей- Солнышко)

Воспитатель: — Почему весной Камень стал горячим, Ручей бурливым, а Сосулька тает? (ответы детей — Потому что теплее стало, солнышко пригревает)

Воспитатель: — Что произошло с ними, когда Солнце закатилось? (ответы детей — Камень остыл, Ручей заледенел, и Сосулька обмёрзла)

Молодцы! На этом наше занятие закончилось, спасибо.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе по рассказу Н. Носова «Живая шляпа» Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе по рассказу Н. Носова «Живая шляпа».Цель: освоение первоначальных.

Конспект интегрированного занятия по чтению художественной литературы и аппликации в младшей группе «Заюшкина избушка» Цели: -познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и заяц»; -выполнить аппликацию «Заюшкина избушка». Задачи: -учить детей внимательно.

Конспект итоговой НООД по чтению художественной литературы и аппликации в старшей группе «Путешествие по миру литературы» Цель: Систематизировать знания о разных жанрах литературы: сказках, стихах, рассказах. Воспитывать любовь к русскому фольклору. Задачи ОО.

Конспект НОД по чтению художественной литературы «Чтение русской народной сказки «Два Мороза» в старшей группе МБДОУ «Березовский детский сад № 2» Воспитатель: Толстунова Елена Алексеевна Конспект НОД чтение художественной литературы в старшей группе.

Конспект НОД по чтению художественной литературе «Сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце» в средней группе Тема: «Чтение сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце». Цель: создание условий для слушания сказки. Оборудование: текст сказки Н. Сладкова «Медведь.

Конспект ООД по чтению художественной литературы «В гостях у бабушки Варвары» во второй младшей группе Конспект ООД «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе по теме «В гостях у бабушки Варвары» Программные задачи: Образовательные.

Конспект НОД по чтению художественной литературы во второй младшей группе «Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зернышко» «Петушок и бобовое зернышко» Программное содержание: — Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова.

НОД по чтению художественной литературы «Первый снег» И. Бунина в средней группе для детей с ОВЗ Тема: Чтение и обсуждение стихотворения И. Бунина «Первый снег». Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в группе раннего возраста Перспективное планирование по речевому развитию (чтение художественной литературы) в группе раннего возраста Сентябрь Дата Название произведения.

Источник

Читайте также:  Детский танец рыба солнце
Adblock
detector