Значение слова СОЛНЦЕ в Словаре эпитетов
О размере, высоте над горизонтом, времени, появления; о цвете, температуре, яркости. Африканское, багровое, багрово-красное, багряное, белёсое (белесое), белое, бледное, блестящее, большое, вешнее, восходящее, высокое, горячее, громадное, густое, дымное, жаркое, жгучее, желтое, крупное, закатное, заходящее, златоглавое (устар. поэт.), златое (устар.), золотистое, золотисто-огненное, золотое, испепеляющее, косое, красное (нар.-поэт.), кровавое, крупное, лимонное, лимонно-желтое, литое, лучезарное (устар. поэт), лучистое, малиновое, мглистое, медное, медно-красное, молодое, морозное, нежаркое, нестерпимое, нещадное, низкое, огневое, огненное, огненно-красное, огнистое, огромное, оранжевое, ослепительное, ослепительно-желтое, палящее, пламенное, полдневное (устар.), полное, полуденное, пунцово-красное, пурпурное, пурпуровое, пылающее, раскаленное, рдяное, розовое, румяное, рыжее, сверкающее, светлое, серебряное, сияющее, темно-красное, темно-малиновое, темно-пурпуровое, теплое, туманное, тускло-багровое, тусклое, ущербное, хладное (устар.), холодное, чистое, юное (устар. поэт.), янтарное, яркое, ярое (устар.), ясное (нар.-поэт). О впечатлении, психологическом восприятии. Безжалостное, беспощадное, благодатное, буйное, великолепное, веселое, вялое, гордое, доброе, живое, животворное, заспанное, ласковое, ликующее, невеселое, нежное, неистовое, печальное, праздничное, приветливое, равнодушное, радостное, скупое, сонное, угрюмое, умытое, усталое, утомленное, щедрое, яростное. Грозящее, зенитное, златолицее, косматое, крутое, лаковое, ленивенькое, медленное, обескровленное, пергаментное, приплюснутое, русское, сквозное, слюдяное, смолистое, соленое, стеклянное, сухое, сырое, терпкое. Весеннее, вечернее, зимнее, июньское, летнее, майское, осеннее, полярное, предвечернее, северное, тропическое, утреннее и т. п.
Словарь эпитетов. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СОЛНЦЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- СОЛНЦЕ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
центральное и самое массивное тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная желтая звезда-карлик класса G2. Согласно данным космической обсерватории SOHO, … - СОЛНЦЕ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
Видеть яркий восход солнца во сне — означает, что Вас ждут радость и преуспевание во всем.Солнце в зените — означает, … - СОЛНЦЕ в Библейской энциклопедии Никифора:
(Быт 1:16, 15:12 и др.). Еврейское название солнца есть шемес, встречающееся нередко в собственных названиях городов, как например: Беф-Шемеш, Ир-Шемеш … - СОЛНЦЕ в Словаре геральдических терминов:
— символ истины, провидения, богатства и … - СОЛНЦЕ в Энциклопедии кельтской мифологии:
То, что Солнце пользовалось у кельтов особым почитанием, со всей очевидностью показывают многочисленные сюжеты самых разнообразных кельтских артефактов, найденные во … - СОЛНЦЕ в Большом энциклопедическом словаре:
центральное тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик спектрального класса G2; масса М?
2.103 кг, радиус R?=696 т. км, средняя …
центральное тело Солнечной системы , представляет собой раскалённый плазменный шар; С. — ближайшая к Земле звезда . Масса С. 1,990 …
типичная звезда Галактики, центральное тело Солнечной системы. Масса MС = 2?1030 кг, радиус RS = 696 тыс. км, светимость (мощность …
типичная звезда Галактики, центральное тело Солнечной системы. Масса MС 2?1030 кг, радиус RS 696 тыс. км, светимость (мощность излучения) L …
[он], -а, ср. 1. (в терминологическом значении С прописное). Небесное светило — раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг к-рого обращается …
С́ОЛНЦЕ, центральное тело Солнечной системы, раскалённый плазменный шар, типичная звезда- карлик спектрального класса G2; масса M X |2*10 30 кг, …
звезда, вокруг которой обращаются Земля и другие планеты Солнечной системы. Солнце играет исключительную роль для человечества как первоисточник большинства видов …
со’лнце, со’лнца, со’лнца, со’лнц, со’лнцу, со’лнцам, со’лнце, со’лнца, со’лнцем, со’лнцами, со’лнце, …
[с’онц], -а, с. 1) только ед. (как астрономический термин — с прописной буквы) Небесное светило в виде гигантского раскаленного плазменного …
|| как солнце на небе, на одном солнце онучи сушили, пятна в солнце, пятна на …
гелиос, дажбог, звезда, паргелий, раскрой, свет, светило, солнышко, соль, упек, упражнение, феб, …
Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: солнце (1*) (солнцегрев, солнцелечение, солнцелюбивый и …
1. ср. 1) Свет, тепло, излучаемые центральным телом Солнечной системы. 2) Место, пространство, освещенное этим светилом. 3) Ясная, солнечная погода. …
ср. Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собою гигантский раскаленный шар, излучающий свет и …
солнце, -а и (центр Солнечной системы, астр.) Сол-нце, -а; и на Солнце есть …
с`олнце, -а и (центр солнечной системы, астр.) с`олнце, …
Первая часть сложных слов со знач. относящийся к солнцу N1 солнцеворот (народное название солнцестояния), солнцепоклонничество солнце. Первая часть сложных слов …
Colloq раскрой одежды в виде круга Юбка с. солнце небесное светило — раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которог о …
солнышко ср. наше дневное светило; величайшее, самосветное и срединное тело нашей вселенной, господствующее силою тяготения, светом и теплом над всеми …
центральное тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик спектрального класса G2; масса М?СОЛНЦЕ2.103 кг, радиус R?=696 т. км, средняя …
(онц), солнца, мн. солнца и (устар.) солнцы, ср. 1. только ед. Центральное небесное светило нашей планетной системы, представляющее собою гигантский …
Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: солнце (1*) (солнцегрев, солнцелечение, солнцелюбивый и …
солнце 1. ср. 1) Свет, тепло, излучаемые центральным телом Солнечной системы. 2) Место, пространство, освещенное этим светилом. 3) Ясная, солнечная …
Солнце ср. Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собою гигантский раскаленный шар, излучающий свет и …
Начальная часть сложных слов, вносящая значение слова: солнце I (солнцегрев, солнцелечение, солнцелюбивый и …
I ср. 1. Свет, тепло, излучаемые центральным телом Солнечной системы. 2. Место, пространство, освещенное этим светилом. 3. Ясная, солнечная погода. …
ср. Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собою гигантский раскаленный шар, излучающий свет и …
Начальная часть сложных слов, вносящая значение слова: солнце I ( солнцегрев, солнцелечение, солнцелюбивый и т.п. ) …
I ср. 1. Свет, тепло, излучаемые центральным телом Солнечной системы. 2. Место, пространство, освещенное этим светилом. 3. Ясная, солнечная погода. …
ср. Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собою гигантский раскаленный шар, излучающий свет и …
Источник
ГДЗ по литературе 9 класс Зинин часть 1 Из древнерусской литературы
1)Каковы сюжетно-композиционные особенности «Слова о полку Игореве»? В чем смысл авторского противопоставления собственной художественной задачи «замышлению Бояню» во вступлении, «запеве» к поэме
«Слово о полку Игореве» — величайшее произведение древнерусской литературы, написанное неизвестным автором в конце XII. В «Слове» рассказывается о неудачном походе на половцев под предводительством князя Игоря Святославовича.
В этом произведении все удивительно и достойно восхищения. Такое впечатление создается благодаря сюжетно-композиционным особенностям «Слова».
Например, одним из главных героев «Слова» являются не только люди, но и сама природа. Перед началом похода она предостерегает князя Игоря дурным предзнаменованием: происходит затмение солнца, и русские дружины оказываются скрытыми тенью. Когда Игорь в итоге терпит поражение, природа тоже не остается безучастной: автор описывает, как исполненная жалости поникла степь, и склонили ветви деревья.
Одним из центральных эпизодов «Слова» является «Плач Ярославны». Ярославна княгиня, жена князя Игоря, ожидающая его возвращения в Путивле. В своем плаче она обращается к природе (ветру, реке, солнцу), молит о спасении князя Игоря, но и упрекает природу за то, что та помогала половцам и погубила русское войско.
Хотя «Слово заканчивается хорошо, героям нужно было преодолеть множество испытаний, чтобы спасти свои жизни и вернуться домой. Постоянно повторяющийся рефрен: «О русская земля! Уже ты за холмом» подчеркивает мотив тоски по родине.
Особую роль в композиции играет вступление: автор вспоминает древнего песнопевца Бояна, но сам не собирается придерживаться его манеры повествования: «Мы же по иному замышленыо эту повесть о године бед», потому что Бояну было свойственно восхваление князей, а автор «Слова» стремился быть объективным в своем повествовании и собирался рассказывать не только о победах русского войска, но и о бедах.
2) Какими чертами характера наделен в поэме ее главный герой — князь Игорь Новгород — Северский? Сравните авторские характеристики
с летописными источниками об игоревом походе: в чем совпадают и чем отличаются задачи летописца и поэта?
Игорь — отважный, но до безрассудства честолюбивый князь и воин.
В произведении князь характеризуется не сам по себе, а своими делами и поступками, их последствиями для Русской земли.
Игорь обладает мужеством, благородством, преданностью Русской земле.
Поражение Игоря оказалось очень тяжелым для Русской земли, т.к. оно уничтожило плоды предыдущего победоносного похода Святослава.
3) Раскройте роль пейзажа и функцию образов живой и неживой природы в Слове о полку Игореве. Как автор использует прием контраста, описывая природные явления по отношению к выступившим в поход русичами?
С древнейших времен природа была объектом внимания древней литературы.
Но каждую историческую эпоху она понималась по-разному. Автор «Слова…» уделяет рассказу о природных явлениях особое внимание. Нельзя не заметить, что некоторые описания природы в «Слове …» достаточно подробны, развернуты, а некоторые — кратки.
В развернутых – в деталях описываются самые различные природные явления, переданы чувства людей, которые наблюдают их. Например, рисуя картину солнечного затмения (рассказу об этом посвящается 2 большие строфы
в поэтическом переложении Н. Заболоцкого) , автор «Слова… » сочетает как
рассказ о природном явлении, так и описывает страх, смятение людей,
беспокойное поведение животных и птиц.
Развернутые описания природы во всем произведении имеют сходную
композицию. Сначала происходит какое-то событие, а потом оно подкрепляется
описанием природы. Получается эмоционально богатый эпизод, в котором автор
не только рассказывает об определенном событии, но и создает его образ,
живописную картину.
ПОДРОБНЫЕ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ…» .
Сюжетное повествование в «Слове… » начинается с описания солнечного
затмения. О нем в произведении говорится дважды: после вступления и после
обращения к Бояну и речи Всеволода.
«Тогда глянул Игорь на Солнце
И видит, что тьма от Солнца
Все войско его накрыла…
Князь вступил в золотое стремя
И поехал по чистому полю
Солнце тьмою дорогу ему заступило
Ночь громовыми стонами птиц пробудила. «
Пейзаж этот поражает соединением противоположного: «светлое солнце» и
«воины тьмою покрыты» . С одной стороны, радость, а с другой – печаль и
страх. Автор добивается того, что перед читателем возникает яркая,
впечатляющая картина, появляются разнообразные чувства, сложные, иногда
взаимоисключающие друг друга.
Для автора солнце всегда светлое, не зависимо от природных условий:
погоды, времени суток. Оно всегда несет человеку жизнь. Ощущение жизни,
света подчеркивается словами «златые стремена» , «по чистому полю» ,
«солнце» , обращение Всеволода к Игорю – «свет светлый» . Однако чтобы
подчеркнуть ощущение надвигающейся беды, усилить волнение читателя,
привлечь особое внимание к эпизоду, писатель использует слова, рисующие
ночь средь бела дня. Стоит обратить внимание на их последовательность:
«тьмою» , «перегородило» , «ночь стоном угрожала земле незнаемой» . Перед
читателем разворачивается картина, в которой солнце, звери, птицы, леса –
все печалиться, едино в ожидании страшных испытаний.
Солнечное затмение наступило 1 мая 1185 года в 3 часа 25 минут.
Астрологи утверждают, что в 12 веке уже были «Таблицы лунного течения» . По
ним велся календарь, рассчитывались фазы луны, устанавливались дни
новолуний и появление комет. Возможно, русский князь располагал какими-либо
астрологическими сведениями об этом дне. И, вероятно, это помогло сохранить
спокойствие перед затмением.
Другим грозным предзнаменованием в «Слове… » является картина
надвигающейся грозы. Этот пейзаж более мрачен и страшен, чем предыдущий.
Эпитеты, используемые автором, подчеркивают всю суровость пейзажа,
например: «кровяные зори» , «тучи на четыре княжеских шатра» , «трепещут
синие зарницы» и др.
«И в другой день полосой кровавой
Повещают день кровавой зори…
Идут тучи черные от моря,
Тьмой затмить хотят четыре солнца… »
Это было второе суровое предзнаменование войскам Игоря. По словам Д.
Лихачева, «грандиозностью отличается пейзаж «Слова о полку Игореве» , всегда
конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые
зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти
дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над
полями несется» .
Вот как страшно рисует нам автор «Слова… » картину надвигающейся бури.
Но Игорь ослушался и этого предзнаменования.
4) Какими средствами создается в поэме собирательный образ русской земли. Прокомментируйте утверждение Д.С Лихачева о том, что Слово о полку Игореве посвящено всей русской земле в целом.
Эпитеты. Старый Ярослав, храбрый Мстислав, красный Роман Святославович, старый Владимир — герои Земли Русской. Ее дух : ратный дух, храбрые полки, поганые полки половецкие. Ее стихии : Дон великий, кровавые зори, черные тучи, синие молнии, гром великий. Оружие — средство защиты : золотой шолом, сабли каленые. Ее женщины : мила красна Глебовна.милые лады.
Сравнения: «По русской земле разбрелись половцы, как пардусов выводок» «Скрипят телеги их (половецкие) в полуночи, словно лебеди кричат распуганные» «Высоко взлетаете вы (Мстислав и Роман) на дело важное, словно как сокол на ветрах ширяется».
Тавтология.»Уже невеселое время, братья, настало: уже пустыня силу прикрыла;
ни мыслию смыслить, ни думою сдумать, ни очами сглядеть;
Два солнца смеркли, два багряных столпа угасли, а с ними и два молодых месяца
Обращения, «Братьия и дружина! Лучше бы нам быть порубленными, чем даться в полон». «О, сыновья мои, Игорь и Всеволод! Рано вы стали мечами разить Половецкую землю, а себе искать славы!» «Ты, галицкий князь Осмомысл Ярослав, высоко ты сидишь на престоле своем златокованом!» » О, стонать тебе, земля Русская, вспоминая времена первые и первых князей!» «Ты, Игорь-князь! Не мало тебе величия, а Кончаку нелюбия, Русской земли веселия!» «А ты, Мстислав и смелый Роман! Храбрая мысль носит ваш ум на подвиги».
Метафоры. Метафоры: «Растекался мыслию по древу, серым волком по земли, сизым орлом под облаками», «Скача соловьем по мысленну древу, взлетая улом под облаки, свивая все славы всего времени» (Боян), «Кровавые зори свет поведают, черные тучи идут с моря, хотят прикрыть четыре солнца» (вместе перед опасностью), «Ваше храброе сердце + в жестоком булате заковано и в буйстве закалено! То ль сотворили вы моей серебряной седине!»
Перед нами русская чувствующая природа, родные края и люди храбрые, мужественные, порой ошибающиеся, но неизменно храбрые и искренние. Думается, что неизвестный автор показал нам известное историческое событие, пронеся его через свое сознание и душу.
И “Слово о полку Игореве” посвящено всей Русской земле в целом. Автор рисует ее обширные пространства, такие как половецкая степь, “синее море”, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига и многие города. В бескрайних просторах Руси могущество героев “Слова…” приобретает необыкновенные размеры: Владимира I Святославича нельзя было пригвоздить к горам киевским, галицкий Ярослав “подпер горы Венгерские своими железными полками, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота”. В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: солнце тьмою заслоняет путь князю – предупреждает об опасности, Донец стелет бегущему из плена Игорю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками. Перед битвой с половцами “кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии.
Быть грому великому, пойти дождю стрелами с Дона великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется.” А после поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси. Широкий простор природы ощущается и в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы ладьи до Кобякова стана, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло. Русская земля для автора – это не только природа и города, а это еще и ее народ.
В своем произведении он говорит о горе всего русского народа после поражения Игоря. Войско Игоря – это прежде всего русские люди. Они идут на половцев, чтобы постоять за свою Русскую землю, не жалея своих жизней.
Автор в своем произведении смог объединить и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Он призывает защищать свою родину от внешних врагов. Это произведение сыграло большую роль в развитии древнерусской литературы, оно послужило литературным образцом для создания “Задонщины”. “Слово о полку Игореве” изучалось многими поэтами, историками. Им занимался А. Пушкин, его переводили В. Жуковский, А. Майков, Л. Мей и другие русские поэты.
Это произведение переведено на все славянские и на большинство западноевропейских языков. Значение “Слова…” особенно велико для нас еще и потому, что оно является живым и непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности, ее народности.
5* Как соотносится в «Слове. » эпическое и лирическое начала? Проанализируйте с этих позиций ритмику поэмы, подбирая соответствующие примеры из текста «Слова».
Произведение «Слово о полку Игореве» отличается своей композицией – в нем плавно сменяют друг друга лирические и эпические темы. Поэтому в нем присутствуют три жанра, а не одно: слово, повесть и песня. Это произошло из-за того, что автор использовал различные художественные средства. Рассмотрим, как в «Слове соотносятся лирическое и эпическое начала. Во-первых, излагая историю неудачного похода князя на половцев, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия, то есть ведет повествование, что является отличительной чертой эпоса. Он рассказывает о двух сражениях князя Игоря на половцев, второе из которых оказалось неудачным: на третий день битвы «пали знамена Игоревы», также и о том, как правитель попал в плен и как вскоре вернулся на родину с помощью сил природы. Во-вторых, в произведении присутствует множество лирических отступлений, таких как воспоминания о битвах времен Олега, рассуждения о прошлом, настоящем и будущем, собственные волнения за судьбу государства. То есть повествование сопровождается собственной оценкой автора, что является особенностью лирики. В-третьих, нельзя не отметить лирический центр произведения – плач Ярославны. Здесь нам открывается внутренний мир героини, ее переживания за мужа и его войско, мольбы природе о помощи. Можно сказать, что психологизм в изображении Ярославны также отвечает жанровому определению лирического начала. Таким образом, совокупность эпического и лирического начал позволили автору создать цельное, многоплановое и новаторское для своего времени произведение. В нем художественная форма помогает полнее выразить основную идею – идею единства Руси.
6. Рассмотрите проблематику поэмы с точки зрения ее подчиненности главной идее — призыву к единению всех русских сил перед лицом внешней угрозы. Почему автор выбрал для воплощения своей идеи сюжет о неудачном походе новгород-северского князя?
Слово о полку Игореве — величайший памятник литературы Древней Руси, созданный на основе всей русской культуры 12 века. Оно теснейшим образом связано с культурой, языком, мировоззрением русского народа. «Слово… » — это патриотический призыв к объединению русских князей в период, предшествующий татаро-монгольскому нашествию.
В «Слове… » рассказывается о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и некоторых других князей против половцев в 1185 году.
Феодальная раздробленность Руси 12 века, отсутствие политического единства, вражда князей и, как следствие, слабая оборона Руси давали возможность половцам совершать постоянные набеги, грабить раздробленные княжества. Игорь собирает войско и идет походом на половцев. В итоге русские терпят страшное поражение.
Автор рисует образ Игоря как воплощение княжеских доблестей. В походе он действует с исключительной отвагой, исполнен «ратного духа» , воинской чести, желания «испить шеломом Дону Великого» . Это благородный, мужественный человек, готовый отдать свою жизнь за родную землю. Но тщеславие, отсутствие ясного представления о необходимости единения и совместной борьбы всех князей против врага, стремление к личной славе привели Игоря к поражению.
В «Слове… » автор стремится не просто последовательно изложить события похода, но, прежде всего, осмыслить их, понять, почему в двухвековой борьбе с «погаными» раньше всегда побеждала Русская земля, а теперь – половцы. Он показывает, что причина поражения кроется в феодальной раздробленности Руси. Автор убеждает в необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия» , как было во времена «старого Владимира» .
Автор стремится передать свою тревогу за судьбы родной земли всем русским князьям. Он обращается к ним, напоминая об их долге перед Родиной и призывая к защите Отечества, к прекращению княжеских усобиц перед лицом общей опасности вражеского нашествия.
Призыв к единению автор «Слова… » воплотил в образе Русской земли. Это центральный образ произведения. Автор воспринимал Родину как единое целое. Он гордится своей землей, уверен в ее могуществе.
Русская земля для него – это не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ. Автор говорит о мирном труде пахарей, нарушенном усобицами князей, о горе всего русского народа, о гибели его достояния. В этом чувствуется его боль за родину, его горячая любовь к ней.
7. Раскройте роль поэтических средств в художественной структуре «Слова. ». Какова функция сравнений, эпитетов, метафор, психологического параллелизма и т. п. в конкретных эпизодах
поэмы? Приведите соответствующие примеры.
Во-первых, роль художественных средств в поэтической структуре, а вопрос: С помощью огромного кол-ва эпитетов, олицетворений, метафор, автор показывает, что Игорь, хоть и говорил, что делает все на благо Руси, но на самом деле просто хотел славы, что его и погубило. Фактически он ломает работающие часы, чтобы исправив их, показать, насколько он крут. Это нормальное явление, но когда за это гибнет бешенное кол-во людей, это уже не норм.
Основной смысл Слова, в том, чтобы заставить русь объединится, перед лицом внешнего агрессора.
Слово писалось для людей, в памяти которых еще сохранились воспоминания о тех событиях, поэтому автор не конкретизирует, а говорит расплывчато.
8*. Как сочетаются в поэме элементы языческой и христианской
культуры? Охарактеризуйте с этих позиций образ автора
в «Слове о полку Игореве».
Введение христианства на Руси стало причиной переворота в сознании и быте наших предков. Но отход от старых традиций и верований не может происходить быстро. Поэтому в «Слове» можно встретить и христианские, и языческие мотивы. Вины, отправляясь в бой, еще не молятся. Смерть не сопровождается мыслями о душе человека. Такие элементы в произведении звучат в именах богов славянского олимпа, а также в общем взгляде автора на природу и жизнь (можно вспомнить, например, затмение солнца).
Источник