Черт с луной ночь перед рождеством
Повесть Гоголя «Ночь перед рождеством», входящая в цикл ранних его повестей под общим названием «Вечера на хуторе близ Диканьки», – произведение программное для писателя: в нем обозначены многие темы, идеи, образы, характеры, судьбы, герои, которые будут сопровождать великого художника на всем его сложном пути. В повести этой создан замечательный эпически масштабный образ простого человека – кузнеца Вакулы, перед энергией которого, умом и трудолюбием отступают злые козни, злые силы, людские пороки и происки чертей.
Кузнец Вакула – единственный в своем роде гоголевский характер, в котором запечатлены мечты писателя о сильной и гармонической натуре, созданной для свободного, радостного, полезного труда. Обычно говорится, что Гоголь не писал образов положительных, что, в совершенстве раскрывая души мертвые, он заставлял ненавидеть их, отвергал и тем самым утверждал идеалы добра, воспевал честность и добродетель.
Все это так, но прежде чем Гоголь осознал назначение своей музы и, по его собственному выражению, «припряг подлеца», чтобы выставить его на всенародное осмеяние, он заострил свое перо на характерах благородных.
Не создав образа мечтателя о всеобщей справедливости, милого юноши Ганца Кюхельгартена, в первой своей стихотворной поэме, не написав жизнеутверждающего характера кузнеца Вакулы, не воспев мужественного народного богатыря Тараса Бульбу, Гоголь, может быть, не смог бы так полно осознать и свою подвижническую задачу – обличение мертвых душ тогдашней России во имя будущей ее изумительной жизни.
И хотя схематичным было бы разделение, у классиков особенно, на героев положительных и персонажей обличаемых – хотя у Гоголя и те и другие постоянно встречаются, соседствуют на страницах одних и тех же произведений, – все-таки важно и должно обозначить ведущее направление данной повести, пьесы, данного конкретного этапа творчества. А ведущей интонацией первых прозаических творений Гоголя была все же интонация оптимистическая, светлая, жизнелюбивая.
Создавая сильные и цельные характеры, Гоголь как бы искал ту архимедову точку опоры, утвердившись на которой можно перевернуть мир. В дальнейшем он попытается перевернуть несправедливый мир сокрушительным огнем сатиры, но для этого художнику надо будет знать, что за ним стоят такие герои, как кузнец Вакула, несгибаемые защитники родной земли Тарас Бульба и его сын Остап.
Кузнец Вакула занимает особое место и среди немногочисленных положительных образов гоголевского творчества. Если Тарас и Остап раскрывались как замечательные натуры на поле брани, то характер Вакулы раскрывается вне битв и народных потрясений, когда выявиться мужеству и благородству души сложнее.
С первых же страниц повести Гоголь обращает внимание читателей на замечательное свойство Вакулы – кузнец постоянно занят делом, к нему отовсюду стекаются люди с бесчисленными просьбами: тому починить бричку, тому сделать сундук, тому расписать узорами новую посуду, – вся Диканька пользовалась мисками, раскрашенными Вакулой. Если кузнец кому-нибудь хочет напомнить о себе, то говорит только о сделанной работе. В Петербурге встречается Вакула с запорожцами, приехавшими по общинным своим делам. Сначала они не узнают бедного просителя, но Вакула напоминает: «Это я, Вакула, кузнец! Когда проезжали осенью через Диканьку… новую шину тогда поставил на переднее колесо вашей кибитки…»
Даже любимой, Оксане, кузнец рассказывает о своем деле: он готовит ей роскошный подарок – окованный железом ларец, расписанный пылающими красными и синими цветами. Жар своей души передает Вакула, рассказывая о «жарком» сиянии рисунков для Оксаны; он думает, что покорить девушку можно скорее всего трудолюбием, верностью своему делу, надежностью своих крепких рук. Однако капризная Оксана не ценит скромности влюбленного, ей подавай необычные, богатые подарки, к примеру туфли, «которые носит сама царица». Но не понятый Оксаной Вакула не изменяет себе – только на свои силы, на свой труд рассчитывает этот мужественный и честный герой Гоголя.
Любопытно, что даже в самые дурные минуты, когда Оксана так и не отвечает на его пылкую любовь, Вакула не предается бесцельной печали, как иные романтические герои, не посылает неумолимой красавице жестокие упреки. Кузнец Вакула, расстроившись после очередного неудачного свидания с Оксаной, «рассеянно оглядывал углы своей хаты…» и «наконец остановил глаза на мешках: „Зачем тут лежат эти мешки? их давно бы пора убрать отсюда. Через эту глупую любовь я одурел совсем. Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь. Отнести их в кузницу!“
Примечательная деталь: глаза и руки трудового человека постоянно ищут дела. «Через эту глупую любовь я одурел совсем» – так не скажут ни романтический пушкинский Алеко, ни демонические лермонтовские герои. Так может сказать только гоголевский Вакула, оседлавший даже самого черта, когда тот понадобился ему для дела. И черт, никуда и никому не нужный, пошел в дело, и его употребил кузнец на пользу. Повез-таки его на себе нечистый в Петербург, за туфельками для Оксаны.
Замечательна и всегдашняя тяга Вакулы к прекрасному, умение ценить и понимать творческий труд. Какие бы дорогие предметы ни увидел Вакула, он ценит вещи по вложенному в них труду. Вот и во дворец попал Вакула, но не царица, не придворные занимают диканьского кузнеца. Перед картинами прославленных мастеров как вкопанный остановился Вакула. Есть у него, жителя далекого хутора, врожденное чувство прекрасного, живое ощущение красоты, запечатленной рукою мастера. «Что за картина! что за чудная живопись! – рассуждал он, – вот, кажется, говорит! кажется, живая. а краски! боже ты мой, какие краски!» Внимание кузнеца привлекает здесь каждая мелочь, выполненная с душой, каждая деталь, близкая его профессии. «Сколь, однако ж, ни удивительны сии малевания (думал кузнец о картинах. – И. В.), но эта медная ручка, – продолжал он, подходя к двери и щупая замок, – еще большего достойна удивления. Эк какая чистая выделка. » И по лестнице не прошел он зевая. Не богатством дворцовым был ослеплен, но мастерством безвестных сотен и сотен Вакул и Иванов, создававших всю эту рукотворную красоту дворцовых покоев. «…Что за перила (думал кузнец. – И. В.)! какая работа!» «Работа» – вот главное, что составляет реальный смысл жизни гоголевского Вакулы, героя фантастической повести о том, как нечистая сила шлялась по земле в ночь перед рождеством.
Фантастический мир повести удивительно и органически переплетается с земными мыслями кузнеца Вакулы о работе, с его пылким удивлением перед людьми, умеющими создавать прекрасное. И честная работа Вакулы – сделанные им сундуки, телеги, колеса – оказывается в конце концов гораздо большим чудом, нежели все чудеса, какие может показать ведьма, да и сам черт. Их чудеса рассыпаются в прах вместе с голосом первого петуха, – чудеса, созданные трудом, оживают при свете дня, навсегда остаются достоянием благодарного человечества.
В «Ночи перед рождеством» по-гоголевски неназойливо и весело переплетаются явь и вымысел, вольная фантазия и достоверное описание быта. Это именно к книге, в которой помещена повесть «Ночь перед рождеством», – повесть, где наравне с людьми действуют черти и ведьмы, приложен, список не переведенных Гоголем с украинского слов. Как художник, он чувствовал, что никакие тождественные обозначения не помогут сохранить аромат родной Украины. Именно поэтому в предисловии перед «Вечерами…» стоит знаменитый гоголевский список, где значится: «Баштан – место, засеянное арбузами и дынями… Галушки – клецки… Горлица – танец. Гречаник – хлеб из гречневой муки… Дукат – род медали, носимой на шее женщинами… Курень – соломенный шалаш… Пивкопы – двадцать пять копеек…» Не станем перечислять далее все, что выписал заботливой рукой сам писатель, помогая будущим своим читателям понять смысл непереведенных слов и не потерять при этом ни крупицы их плотности, ни черточки их уникального именно на этом языке смысла.
Источник
Урок по литературе. Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». «Чёрт украл луну».
Место работы: МБОУ СОШ с.Нижнечерекулево
Урок по литературе
Учебный предмет, класс
Русская литература, 6 класс
Название темы или раздела учебного курса
Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». «Чёрт украл луну».
Цели, задачи дидактического материала
1. Знакомить с содержанием начала произведения «Ночь перед Рождеством», обогащать словарный запас учащихся; сформировывать у учащихся знания о выразительных деталях, яркости и образности языка повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”, расширять кругозор учащихся. 2. Р азвивать устную речь учащихся, читательскую наблюдательность, образное мышление и творческое воображение; 3. Воспитывать стремление к добру.
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал
Microsoft PowerPoint, Test
Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)
Дидактический материал включает в себя анализ произведения, словарную работу по тексту в форме презентации, проверку усвоенных знаний через гипертест
Ресурсы дидактического материала, видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты
Презентация, гипертест, картины, мультипликационный фильм
Используемые источники информации (литература, Интернет и др.)
Возможность использования дидактического материала:
– педагогом на уроке (указать этапы урока)
Можно использовать урок при объяснении непонятных для детей слов, при проверке усвоенных знаний (тест), анализа прочитанного отрывка
План-конспект урока по русской литературе на тему «Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». «Как чёрт украл луну»
На данном уроке я использовала информационную технологию в виде презентации при объяснении новых слов, показа мультипликационного фильма и проверки знаний учащихся.
Использование ИТ позволяет детям (особенно детям с нарушением слуха) способствовать формированию образного восприятия художественной литературы, также творческому воспринимать художественные образы. Способствует повышению эффективности этого процесса. Иными словами, презентации позволяют детям лучше представить то, о чем они прочитали в книге и способствует расширению словарного запаса.
Гипертесты позволяют с максимальной отдачей использовать время, отведённое для проверки усвоенных знаний.
Урок проводится в компьютерном классе, оснащённом мультимедийной техникой на компьютерах, связанных между собой через локальную сеть.
Урок сопровождается авторской презентацией.
Автор: Асадуллина Айгуль Назиповна – учитель русского языка и литературы (молодой специалист, стаж работы – 1 год, окончила филологический факультет РО БГПУ им.М.Акмуллы)
Цели : 1. Знакомить с содержанием начала произведения «Ночь перед Рождеством», обогащать словарный запас учащихся; сформировывать у учащихся знания о выразительных деталях, яркости и образности языка повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”, расширять кругозор учащихся. 2. Р азвивать устную речь учащихся, читательскую наблюдательность, образное мышление и творческое воображение; 3. Воспитывать стремление к добру.
1. Оргмомент. Рапорт дежурного. (учитель приветствует детей, записывает в журнал отсутствующих)
2. Знакомство с планом урока.
Учитель спрашивает, что будут делать учащиеся на уроке.
1) Проводить словарную работу.
2) Называть героев произведения.
3) Отвечать на вопросы.
4) Анализировать отрывок.
5) Смотреть эпизод из мультфильма «Ночь перед Рождеством».
3. Словарная работа.
– Ребята, вы дома начали читать повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством». И сами убедились, что в повести очень много непонятных для нас слов. С целью понять и запомнить новые слова, я приготовила для вас презентацию. Давайте вместе посмотрим.
Презентация «Словарная работа»
4. Изучение нового материала.
Беседа по содержанию первых страниц повести.
– О чём говорится в начале повести? В какую красоту нас окунает писатель?
(Начинается произведение с описания зимнего пейзажа. Ночь накануне великого христианского праздника – Рождения Иисуса Христа)
– Какие фантастические черты несёт пейзаж? (Пейзаж одушевлён: «Глянули звёзды», «Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру…», «месяц…заглядывал»).
– Кто и почему нарушает эту красоту? (Эту тишину, красоту нарушают злые силы – чёрт, ведьма. Они ведут себя наиболее активно, смело, стараются навредить добрым людям, потому что им осталась только одна ночь бродить на белом свете.)
– Вот мы и познакомились с героями повести – это чёрт и ведьма. Посмотрите на доску и запомните, как они выглядят. (картины висят на доске).
– Что делает ведьма? (Ведьма поднимается на своей метле на небо и собирает в свой рукав звёзды).
– Что делает чёрт? (Чёрт крадёт месяц).
– Так мы и назовём свой урок. «Чёрт крадёт месяц».
Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему.
– Прочитаем отрывок повести, где чёрт крадёт месяц. (стр. 113 учебника)
«Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал далее».
– Для чего чёрт крадёт месяц? Прочитайте этот отрывок. «Чёрт крадёт месяц, потому что хочет отомстить кузнецу Вакуле. Чёрт на него зол, потому что тот занимался малеванием, и однажды он изобразил святого Петра в день страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный чёрт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключённые прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем, чем ни попало…. И с той поры чёрт поклялся мстить кузнецу. Украл месяц, чтобы кузнец не смог пойти к дочке Чуба».
5. Чтобы хорошо представить этот отрывок, давайте посмотрим начало мультфильма «Ночь перед Рождеством». (просмотр мультипликационного фильма – 5 минут http :// video . mail . ru / mail / rolik 2222/809/1829. html ).
– Понравился ли вам мультфильм? Всё ли было вам понятно?
Каких героев вы узнали в эпизоде из мультфильма. Назовите их.
– С какими еще героями познакомились во время прочтения отрывка?
(Сорочинский заседатель, козак Чуб, его дочь, кузнец Вакула). Посмотрите, как художники представили этих героев на своих картинах (картины на доске).
– Итак, прочитанный нами отрывок является завязкой повести, то есть началом истории, происходящей в ночь перед Рождеством в Диканьке. Мы узнали, что в произведении Гоголь с юмором описывает и сказочные, и реальные события. Злые силы – ведьма, чёрт – изображаются не страшными, а забавными, смешными. Я надеюсь, что вы с таким же интересом прочитаете повесть до конца.
6. Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал урока. Для этого пройдите к компьютерам.
7. Итак, каждый свою оценку за урок увидел.
– Что мы сегодня делали на уроке? (Чтение детьми плана урока в прошедшем времени). Проверочная работа
1. Назовите жанр произведения «Ночь перед Рождеством»
2.Кто автор повести?
3. Как называется книга, в которую вошла повесть «Ночь перед Рождеством»?
1. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
2. «Повести Белкина»
3. «Мифы Древней Греции»
4. «Записки охотника»
4. Уберите лишнего героя
3. Кузнец Вакула
5. Что ведьма собирала в рукав?
6. Как ведьма и чёрт вылетели из хаты? Через:
7. Кто украл месяц?
8. За что чёрт мстил кузнецу? Потому что кузнец…
Источник