Черное солнце искусство темноты
АКМЭ запись закреплена
Стентон Марлан. Черное Солнце. Алхимия и искусство темноты. 2011
Об авторе: доктор философии, юнгианский аналитик и обучающий аналитик Межрегионального Общества юнгианских аналитиков IRSJA, президент Общества юнгианских аналитиков Питсбурга и член Нью-Йоркской Ассоциации Аналитической психологии. Профессор клинической психологии Университета Дуквинса, председатель Руководящего Совета Академии психоанализа и член Американского Совета по аккредитации в психоанализе, редактор Журнала Юнгианской теории и практики.Автор книги «Черное Солнце: алхимия и искусство тьмы» (2005) и редактор двух сборников по алхимии.
Изучает архетипическую психологию, герметическую философию, алхимию и Каббалу, континентальную философию и азиатские религии.
Предисловие к русскому изданию. 5
Предисловие Дэвид Х. Розен . 7
Глава 1 Темная сторона света . 19
Глава 2 Спуск в темноту. 39
Глава 3 Анализ и искусство темноты . 95
Глава 4 Lumen Naturae. Внутренний свет тьмы. 129
Тонкое тело . 136
Тонкое тело Даосской Алхимии . 144
Появление Тонкого Тела в Анализе . 151
Filius Philosophorum (философский ребенок) . 171
Перевернутое дерево . 174
Глава 5 Черное Солнце – архетипический образ не-Самости. 187
Привлечение Чудовищного . 201
Мистическая Теология . 218
Ничто и не-Самость . 220
Под стиранием. Глубинная психология и душа. 226
Философский Камень: Самость, Субьект и Душа . 232
Источник
Стантон Марлан, «Чёрное солнце. Алхимия и искусство Темноты»
Описание
Мы счастливы сообщить, что совместными усилиями проектов «Invertedtree» и «Касталия» была издана легендарная книга выдающегося аналитического психолога, культуролога и мистика Стантона Марлана «Чёрное солнце. Алхимия и искусство Темноты»!
Перевод этой книги имеет интересную историю. Так получилось, что за него, не зная о том, взялись сразу три просветительских проекта, но когда два проекта (одним из которых была «Касталия») только начали работу по переводу, у «Invertedtree» перевод был уже готов. Позднее, ибо ценность этой книги невозможно переоценить, мы договорились с руководителем «Invertedtree» о совместном издании этой книги. Со своей стороны «Касталия» взяла на себя все заботы по изданию и распространению книги. Редактуру перевода выполняла профессиональный редактор и филолог Симбалайн.
Таким образом сейчас мы представляем вам совместный проект издания этой уникальной книги! Книги, которая исключительна в своём исследовании глубинных и наиболее сокрытых и пугающих сторон души и духа, представленных вечным символом Чёрного Солнца.
Содержание
Предисловие к русскому изданию……………………………………………..5
Предисловие Дэвид Х. Розен …………………………………………………….7
Глава 1 Темная сторона света …………………………………………………19
Глава 2 Спуск в темноту…………………………………………………………39
Глава 3 Анализ и искусство темноты ……………………………………….95
Глава 4 Lumen Naturae. Внутренний свет тьмы……………………….129
Тонкое тело Даосской Алхимии ………………………………….144
Появление Тонкого Тела в Анализе ……………………………..151
Filius Philosophorum (философский ребенок) ……………….171
Глава 5 Черное Солнце – архетипический образ не-Самости……..187
Привлечение Чудовищного ……………………………………….201
Мистическая Теология ………………………………………………218
Под стиранием. Глубинная психология и душа…………….226
Философский Камень: Самость, Субьект и Душа ………….232
Мистицизм и Черный Свет………………………………………..246
Источник
Глава 1. Темная сторона света
Черное Солнце: Алхимия и Искусство Тьмы
«Черное Солнце: Алхимия и Искусство Тьмы»
Глава 1.
«Темная сторона света»
«Если ты видишь, что сущность твоя чернеет, возрадуйся, ибо это начало работы»
Карл Густав Юнг был первым, кто смог увидеть алхимию в таком ключе, каком до него никто не мог и представить. Алхимия для подавляющего большинства людей была низведена в ранг исторического анахронизма или же сокрыта внутри оккультной традиции. Современному человеку алхимики представляются странными отшельниками, работающими в своих лабораториях и безуспешно пытающимися превратить свинец в золото. В самом лучшем случае их практика представляется предшественницей современной химии.
Вначале Юнг придерживался похожей позиции. Однако по мере погружения в исследование вопроса он пришел к выводу, что алхимия представляет собой намного большее, чем кажется на первый взгляд. Он понял, что алхимики при помощи символов говорили о душе человека, и работали как с воображением, так и с материальным веществом. Золото, которое они пытались произвести, было не простым и общеизвестным золотом, но aurumnonvulgi или aurumphilosophicum – философским золотом. Они работали над созданием совершенного человека и совершенной природы. В 1952 в интервью на конференции общества « Эранос» Юнг сказал, что «алхимические процедуры были реальными, только эта реальность была не физической, но психологической. Алхимия представляет проекцию драмы космического и духовного в лабораторных условиях. Оpusmagnum имеет две цели: спасение человеческой души и освобождение космоса». И именно благодаря исследованиям Юнга алхимия пришла в царство современной мысли, и было положено начало психологии алхимии.
Способность увидеть алхимию как психологическое и символическое искусство стала главным прорывом Юнговской мысли и ключом к пониманию ее тайн. Исследование алхимии привело Юнга в конечном счете к тому, что он увидел в ней основание и подтверждение своей психологии бессознательного. Его воображение было захвачено в плен символами и метафорами алхимии: ее драконами, петушиными хвостами, колбами, Атанорами, красными и зелеными львами, королями и королевами, глазами рыб, философскими древами, саламандрами и гермафродитами, черным солнцем и белой землей, металлами (свинцом, серебром, золотом), различными цветами (черным, белым, желтым и красным), дистилляцией и коагуляцией, а также необъятным множеством латинских терминов. Эти богатые символические выражения психической мистерии и непознанного расширили его видение параллелей между алхимией и собственной психологией бессознательного. Подобные образы Юнг видел спроецированными алхимиками на материю. А конечной целью алхимиков являлось привнесение единства в расщепленные части психики, создание «химической свадьбы». Схожим образом Юнговская психология работает с конфликтами и диссоциациями психической жизни, пытаясь добиться таинственного объединения — Самости. В этом Юнг и видел высшую моральную задачу алхимии: воссоединить разрозненные элементы души, личное и высшее космическое, и достигнуть таким образом цели – ляписа или философского камня.
В своем докладе Юнг описывает алхимический процесс как « трудный и усыпанный помехами путь. Алхимический опус опасен. Вначале вы встречаете дракона, хтонический дух, дьявола, или, как его называли алхимики, «черноту нигредо», и эта встреча приносит страдание. Материя страдает до исчезновения черноты. Говоря языком психологии, душа ищет себя в глубинах тоски и меланхолии, вовлеченная в борьбу с Тенью. Тайна конъюнкции — центральная мистерия в алхимии — нацелена на синтез противоположностей, ассимиляцию черноты, интеграцию дьявола… Говоря языком алхимиков, материя страдает, пока нигредо не рассеется, когда Аврора проявится «петушиным хвостом» и новый день прорвется лейкозисом или альбедо. Но в этом «состоянии белого» невозможно жить в истинном смысле этого слова, это абстрактное или идеальное состояние. Чтобы оживить его, надо подпитать его кровью. Должно наступить то, что алхимики называли рубедо, красное. Только полное переживание бытия может трансформировать это идеальное состояние альбедо в нормальную человеческую жизненную энергию. Кровь может оживить идеальное состояние сознания, в котором исчезли последние следы черноты, где дьявол больше не ведет автономного существования, а воссоединился с глубинным единством психики. Тогда Великий опус завершается: человеческая душа интегрирована».
Однако, исходя из собственного опыта, мне это представляется слишком идеализированной задачей. Здесь есть опасность обойти стороной самый центр сущности Тьмы, которая всегда напоминает, как клеймо, о своем существовании в душе каждого человека. Поэтому мое исследование образа Черного Солнца останавливается на Тьме как таковой и рассматривает ее целиком, а не просто как этап в развитии души. Я хочу показать, что Тьма сама по себе содержит в себе то золото, которое мы ищем, при этом пытаясь переступить через нее. Такой подход способствует новому пониманию и осознанию Тьмы. В свое время на исследования Юнга сильно повлиял алхимик 17 века Милиус, который в своих трудах отсылает к древним мыслителям как истоку наших знаний о Solniger. В своих работах Юнг говорит о Solniger как сильном и важном образе бессознательного. Исследование образа в контексте бессознательного помогает с одной стороны осознать его обширность и непознанность, и в то же время поместить его в исторический контекст глубинной психологии. Юнг смог найти в алхимической литературе богатое и комплексное, хотя и разрозненное описание феноменологии образа. Черное солнце, putrefaction (гниение), mortification(отмирание), нигредо, отравление, пытка, убийство, разложение, гниение и смерть — все это формирует паутину взаимосвязей, которые описывают ужасающее, хотя и временное затмение сознания. Нигредо, начальная темная стадия алхимического Делания рассматривалась как самая негативная и сложная работа в алхимии. Это один из наиболее непостижимых нуминозных процессов, но Юнг был первым, кто исследовал эту тему во всех ее множественных гранях. В добавление к только что описанным аспектам, Юнг также находит в образе Тьмы скрытое состояние, Тень Солнца, связанную с Сатурном и Яхве, theprimusanthropos. Для большинства Solniger приравнивается и понимается только в аспекте нигредо, в то время как более высокое его измерение — его сияние, его темный свет, его Эрос и мудрость — остаются в бессознательном.
Я представляю свою работу по исследованию Черного Солнца как эксперимент в алхимической психологии. Его образ связан сложным и таинственным образом с нашим пониманием Тьмы. Исторически Тьма никогда не встречалась радушно, это укоренилось в бессознательном и обрело метафорический смысл. Тьму испокон веков воспринимали негативно, и получилось, что она стала ассоциироваться с Тенью – чем-то нуждающимся в интеграции, через что нужно пройти и выйти за ее пределы. Именно такая позиция и была увековечена в алхимии, которая ставит Тьму начальным этапом работы и видит ее исключительно в рамках нигредо. Однако в использовании образа Черного Солнца есть намек на Тьму, которая сияет. Это то парадоксальное сияние, которое захватило мое воображение. Как это возможно вообразить Тьму, наполненную светом или сияние, которое одновременно содержит качества Света и Тьмы?
Юнг отмечал, что Тьма «имеет свое собственное сознание и логику, которая должна восприниматься со всей серьезностью». И я хочу отдать долг Тьме – не броситься прочь, но войти в ее царство, чтобы узнать больше о хранимых ею тайнах. Повернуться лицом к Тьме – странное намерение с точки зрения обычного человека. Но чтобы наиболее полно понять необходимость остаться с ней один на один, в первую очередь важно задуматься и понять, насколько сильно историческое первенство Света повлияло на наше сознание и восприятие этих образов.
Свет и символизирующее его Солнце крепко переплетены с историей сознания. Наш язык демонстрирует распространенность этих образов и сложно вообразить способ мышления, который не будет полагаться на них. В мифах, науке, философии, религии и алхимии «солнечные» метафоры широко распространены. Большинство языков мира полны слов, так или иначе связанных со Светом: нести свет, прояснять, просвещать, и так далее. В «Воспоминаниях, Сновидениях, Размышлениях» Юнг упоминает о развитии традиции почитания Солнца и том, что он сам был захвачен его образом. Во время посещения племен Элгон в Африке, он писал: «Восход солнца в этих широтах был феноменом, который ошеломлял меня заново каждый день». Он описывал свои наблюдения за тем, как тьма сменяется рассветом:
«Вначале контраст между светом и тьмой предельно точен. Затем предметы начинают принимать контуры и вырисовываются в свете, который наполняет долину легким блеском. Горизонт становится белым и излучает легкое сияние. Мало-помалу возвышающийся свет начинает, как бы, проникать внутрь структуры всех предметов, которые делаются подсвеченными изнутри до тех пор, пока, в конце концов, они не засияют полупрозрачно, как кусочки цветного стекла. Все превращается в пылающие кристаллы. Крик птицы опоясывает горизонт. В такие моменты я чувствовал себя как внутри храма. Это был самый священный час суток. Я упивался наслаждением, перерастающим в экстаз».
Юнг пишет, что «бессчетные века люди почитали великого бога, который освобождал мир, поднимаясь из темноты как райский свет. Тогда то я понял, что внутри души всегда была жажда света, неумолимое желание ускорить подъем из первоначальной тьмы». Для Юнга было очевидным, почему для племени Элгон «миг, когда приходит свет – это бог»
Он осознает важность Солнца и Света, и в своих алхимических произведениях формулирует, что душа это «око, предназначенное увидеть свет».
Важность образа Солнца смог осознать не только Юнг. Например, Джеймс Хиллман, юнгианский аналитик, основатель архетипической психологии, ставит вопрос «предпочитает ли человек свет тьме или же человеческие существа являются «гелиотропическими», в корне склонными к свету». Сила этого образа также осознается постмодернистским философом Жаком Деррида, который говорил, что «в каждый конкретный момент существует метафора. Бесспорно, где-то есть солнце, и каждый раз, когда оно появляется, начинается метафора». Образ Солнца далее был исследован Мирчем Элиадой, ученым и историком религии, который нашел параллель между поклонением Солнцу и распространением королевской власти. Элиаде говорит о господстве солнечных религий: «Там где история народа находится на пике величия благодаря королям или героям, появляется и торжествует солнце». Величие Солнца тесно связано с понятиями личности человека и короля. Король и Солнце являются сложными, архетипическими образами с множеством значений. Эта тема была глубоко изучена юнгианским аналитиком Джоном Пери в его «Мифе о Короле»; юнгианским аналитиком Робертом Муром и мифологом Дугласом Джиллеттом в книге «Король внутри»; и в более поздней работе « Психологические аспекты старения, смерти и возрождения Короля», написанной юнгианским аналитиком Стефенсоном Бондом.
В патриархальной культуре Солнце традиционно ассоциировалось с мужским началом, но это положение было поставлено под угрозу такими исследованиями как, например, «Затмение Солнца» Жанет МакКричад, которое продемонстрировало широкий ряд женских атрибутов Солнца в разных временах и культурах. Однако в рамках патриархального мышления, Солнце продолжает оставаться в тесной связи с образом Короля, который представлялся воплощением бога на земле.
Источник