Меню

Черное солнце григория мелехова

Бар-Селла З.: «Тихий Дон» против Шолохова
Черное солнце

«Теперь ему незачем было торопиться. Все было кончено.

В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».

. Конец предпоследней главы «Тихого Дона» (ч. 8, гл. 17) принято относить к наиболее сильным местам романа. Именно поэтому К. Прийма, один из самых преданных исследователей жизни и творчества Шолохова, с волнением спрашивал великого писателя:

« – Михаил Александрович, пожалуйста, скажите, как вы нашли образ черного солнца?»

Будь Прийма читателем не одного лишь «Тихого Дона», он наверняка сформулировал бы свой вопрос иначе: не как, а где? Потому что уже за два года до выхода романа – в 1926 году – Григорий Ширман, поэт по призванию и врач-гинеколог по профессии, сокрушенно жаловался:

И солнце черное не ново,
И роза черная давно
Впервые сказано, и снова
Поэтами повторено
О как найти эпитет редкий!
Все разобрали мастера.
Остались нам одни объедки
От их пытливого пера.

И действительно, к 1926 году образ «черного солнца» (наряду с блоковской [если не Чарской – «Княжна Джаваха», лет за десять до Блока] «черной розой») мог почитаться достаточно избитым. Одним из первых, еще в 1904 году, воспользовался им Максимилиан Волошин при описании мастерской Одилона Рэдона:

«В мастерской Рэдона висит гравюра Дюрера: Женщина безнадежно и устало опустила голову; шелк платья безнадежно и устало шелестит по каменным плитам. /. / Сломанные математические инструменты лежат в беспорядке. Серая радуга. звезда со снопом лучей и через небо длинная лента, на которой написано: Melancolia. На высотах познания одиноко и холодно. /. / В этом мире солнце перестало быть источником света. /. / Только одно солнце иногда восходит в этом мире – это Черное солнце отчаяния – Le Soleil noir de la Melancolie».

«Черное солнце» Альбрехта Дюрера является, по-видимому, основным источником аналогичного образа в поэзии Жерара де Нерваля (1808–1855). Стихам Нерваля суждено было сыграть неожиданную и значительную роль в истории русской поэзии, и в первую очередь – поэзии акмеистической. В посмертно опубликованной статье Иннокентия Анненского «Что такое поэзия?» («Аполлон», 1911, №6) Жерару де Нервалю выпала честь служить одним из воплощений «идеального поэта». Для акмеистов Анненский был высшим поэтическим авторитетом, и пройти мимо указаний мэтра они не собирались. Кроме того, год спустя, П. П. Муратов ввел Нерваля в круг актуального чтения (Ж. де Нерваль. «Сильвия. Октавия. Изида. Аврелия». Пер. с франц., ред. и вступ. статья П. П. Муратова. [М.], 1912). В том же 1912 году был опубликован (в рецензии Л. Кацмана на указанную книгу Нерваля – «Новый журнал для всех», 1912, №11) и первый русский перевод стихотворения «Отверженный» («El Desdichado»):

Я сумрачный вдовец, чья жизнь во мраке тонет,
Я – принц немых руин и каменных пустот.
Мертва моя звезда, и голос лютый стонет –
Он солнце черное Тоски в себе несет.

(Опечатка: вместо «лютый» следует читать «лютни»)

«Отверженному» обязана своим появлением целая гроздь «черных солнц» в мандельштамовских стихах 1916–1920 годов:

У ворот Ерусалима
Солнце черное взошло.
Я проснулся в колыбели
Черным солнцем осиян.

И для матери влюбленной
Солнце черное взойдет.

Это солнце ночное хоронит
Возбужденная картами чернь.

Образ «черного солнца» мы находим еще у ряда авторов 1910-х годов – от Вячеслава Иванова:

Мы, пчелы черных солнц, несли скупые соты,
Желчь луга – омел и полынь.

(«Cor ardens», I. 1911) –

до А. Н. Вознесенского – автора книги «Черное солнце (Рассказы бродяги)». [М., 1913].

Окажись «Тихий Дон» безымянной рукописью, мы бы ее так и датировали – 1912–1920.

Но роман выпущен под именем Михаила Шолохова, а последние главы «Тихого Дона» появились и вовсе в начале 1940 года.

Как быть в этом случае? Где искать корни черного солнца?

Ответов по крайней мере два.

Во-первых, Леонид Леонов, чей роман «Скутаревский» печатался в тех же номерах «Нового мира», что и первая книга «Поднятой целины». В шестой главе «Скутаревского» мы можем прочесть следующие стихи:

. женщины наши гаснут,
ботинки наши изношены,
поэты наши расстреляны,
знамена истлели.
Стройтесь, батальоны мертвых,
играй поход, барабанщик.
Здравствуй, черное солнце
полуденной стороны!

Это – 1932 год. Но Шолохов сотрудничал и в других изданиях, например в «Литературной газете». И там тоже ему было не уйти от навязчивого образа.

Виктор Титов, «Баллада». Посвящена памяти семи телефонистов, «сожженных в ревкоме горным стервятником Ибрагимом-Мулла-Исса-Рахман-Датхо в кишлаке Янги-Базар, где стоял пост технической связи». Вот начало этой баллады:

Читайте также:  Температура солнца темных пятен

Черное солнце трепещет
Раненою лисицей,
Гуляет Датхо лукавый,
Под ним жеребец лоснится.
Гуляет басмач лукавый,
Славит безглазый ветер.

Стихотворение было опубликовано в «Литературке» к Дню Рабоче-Крестьянской Красной Армии, 23 февраля 1933 года.

Так что возможностей ознакомиться с образом траурного солнца дано было Шолохову предостаточно и в 30-е годы.

А вот его разговор с К. Приймой:

« – Михаил Александрович, пожалуйста, скажите, как вы нашли образ черного солнца?»

Вот оно! Вот оно!! Слушайте!

«Шолохов, подымив сигаретой, ответил, что в образе черного солнца он не видит ничего особенного. Но, когда он писал эти страницы, он представил себя на месте Григория.

– Поверьте, – сказал Шолохов, – до сих пор помню, что тогда даже у меня потемнело в глазах. »

Бедный Михаил Александрович! Ну что вы к нему привязались?! Ну откуда ему знать, как попало в роман это несчастное черное солнце. Это же мука мученическая – всю жизнь держать ответ за другого.

Источник

В какой отрезок своей жизни Григорий Мелехов увидел «черное солнце»

В какой отрезок своей жизни Григорий Мелехов увидел «черное солнце»? «В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». Ответ: После смерти и похорон Аксиньи в конце романа.

Слайд 11 из презентации «Викторина по роману»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Викторина по роману.ppt» можно в zip-архиве размером 636 КБ.

Без темы

«Викторина для 4 класса» — Санитары водоема Ручейники Раки Лягушки. Викторина. Детеныши лягушки Лягушата Головастики Пиявки. Лен Пшеница Кукуруза. «Живые фильтры» водоема. Из какого растения ткут полотно? Водяной строитель Окунь Медведь Бобр. Основные обитатели луга Птицы Насекомые Млекопитающие. Двустворчатые моллюски 2. Щуки 3. Водоросли.

«Тест» — 4) каменный уголь. 3) Продолжительное и жаркое лето. 4.Кто является главой Российской Федерации? 4) запад. 1) малина. 1) медведь. 4) барсук. 2) Короткая и тёплая весна. 4) Чернозёмная почва. Президент. 5) восток. 9. В каком документы прописаны основные законы нашей страны? 2) нефть. 3) юг. 2) уличный термометр.

«Самый умный» — У кого уши на ногах? Краеведение Природоведение Землеведение. Не красна изба углами, а красна … Какой главный праздник у древнерусских крестьян летом? Блинами Оладьями Пирогами. Физминутка. Предмет, изучающий традиции, обычаи. Гадюка Кобра Уж. Самая длинная река в мире? Результат вычитания. Какая птица является государственным символом России?

««Тест по окружающему миру» 2 класс» — С какой стороны ветви этого дерева длиннее и гуще. Граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью. На какой схеме правильно подписаны части горы. На какой фотографии изображён Московский Кремль. Город Санкт-Петербург. В каком ответе весенние месяцы перечислены в правильном порядке. На какой схеме промежуточные стороны горизонта обозначены правильно.

«Вопросы для викторины» — Из пыли. Свет. Животные. Млечный Путь. Морской бой. Все ответы неправильные. У электронной книги с электронными чернилами экран не бывает цветным. Солнце это… Муравей. Что такое инерция? Какими не бывают принтеры? Из чего не могут состоять облака? Все перечисленное. Четыре планеты. Температура. Воробей.

«Тесты по окружающему миру» — Хлеб. Исторический источник. Цветные полосы. Сколько планет вращается вокруг Солнца. Тесты по окружающему миру. Какие права имеет каждый человек. Кто открыл Америку. Природная зона. Наука о небесных телах. Лишнее слово. Установи соответствие. Вычеркни лишнее.

Источник

Смерть Аксиньи (анализ эпизода из романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»)

Смерть Аксиньи Астаховой – один из финальных эпизодов романа-эпопеи Шолохова «Тихий Дон». Данное произведение посвящено крупным историческим событиям в России начала 20 века — первой мировой и гражданской войне.
В романе действует большое количество персонажей, представляющих самые разные социальные группы, политические и нравственные позиции. Основное действие произведения длится девять лет — с весны 1912 по весну 1921г. События исторического плана становятся здесь неотъемлемой частью жизни шолоховских героев, а частные интересы и судьбы персонажей вливаются в общую социально-историческую картину.
В свою очередь, социально-исторический план соотносится в «Тихом Доне» с природно-календарным кругом, с биологическим циклом жизни, с сезонными ритуалами крестьянского быта. Избегая пространных философских рассуждений и прямых оценок, автор, тем не менее, соотносит каждый шаг главного героя и каждый эпизод повествования с «вселенскими» массивами бытия — с судьбой всего народа и цельной жизнью природы. Всякое отступление от веками складывавшихся традиций, от народного опыта чревато непредсказуемыми последствиями, может привести к трагедии, показывает Шолохов.
И наглядно демонстрирует это в эпизоде гибели Аксиньи. Это трагическое событие стало последним и, может быть, самым тяжелым ударом для Григория Мелехова, главного героя эпопеи. После долгих мытарств, после огромных потерь и мучительных раздумий Мелехов обретает, казалось бы, последнюю надежду. Он хочет уехать с Аксиньей на юг, убежать от классовых противоречий и просто попытаться жить нормальной жизнью — работать, любить, растить детей.
Но эта попытка начать новую жизнь оканчивается трагической неудачей – в лесу герои наталкиваются на отряд красных. Они бросаются преследовать беглецов и ранят Аксинью. Ранят смертельно.
Сначала Григорий не понимает, что произошло: «- Тебя поранили?! Куда попало?! Говори же. — хрипло спросил Григорий». Но Аксинья молчала, лишь все сильнее наваливаясь на руку Мелехова. Когда же преследование прекратилось, герой понял, что рана смертельна: «Клочья рубашки и бинт быстро чернели, промокали насквозь. Кровь текла также из полуоткрытого рта Аксиньи, клокотала и булькала в горле». И в этот момент Григорий почувствовал, что вместе с жизнью его любимой и из него самого уходит жизнь, ее смысл.
В то, что Аксинья погибнет, невозможно было поверить. Еще недавно герои словно переживали свой медовый месяц. После долгой разлуки они вновь были вместе. За долгое время их чувства нисколько не остыли, а, наоборот, стали только сильнее. И Аксинья, и Григорий строили планы на будущее, радовались тому, что наконец будут вместе. Мелехов отдыхал душой рядом с любимой женщиной, а Аксинья помолодела и похорошела, расцвела рядом с долгожданным и таким дорогим Гришей.
И вот внезапно все оборвалось – Аксинья умерла, даже не приходя в сознание. Молча, не проронив ни слезинки, герой наблюдал, как из его Ксюши уходит жизнь. Но, пытаясь подняться на ноги, чтобы начать рыть могилу, Григорий несколько раз падает, словно подкошенный, – ноги не держат его: «Неведомая сила толкнула его в грудь, и он попятился, упал навзничь, но тотчас же испуганно вскочил на ноги. И еще раз упал, больно ударившись обнаженной головой о камень».
Но все же, с колен, Мелехов шашкой и руками вырывает могилу для Аксиньи и хоронит свою любимую при ярком утреннем свете. И, отрывая глаза места, где теперь лежала его Ксюша, герой верит, что расстаются они ненадолго – теперь Мелехову незачем было жить.
Психологическое состояние героя очень точно передают эпитеты, которые автор размещает в финале эпизода: «Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». Мы знаем, что в тот момент светило яркое летнее солнце, но неподвижное и бледное лицо Григория не чувствовало тепла его ярких лучей, а глаза героя не замечали буйства жизни, творящегося вокруг. Для него все было кончено – раз и навсегда, все было окрашено именно в черные тона.
Однако автор настойчиво включает в данный эпизод описания летней природы. Как сочетаются трагические события, описанные здесь, и радостное существование всего живого вокруг? Думаю, с помощью такого контраста Шолохов хотел подчеркнуть, что, несмотря ни на что, несмотря на глупость людей, совершающих страшные, противоестественные, поступки, жизнь все же продолжается. И будет продолжаться во что бы то ни стало. А это значит, что всегда есть надежда.
Таким образом, смерть Аксиньи – важный эпизод в романе. В нем завершается «череда потерь» главного героя – мы понимаем, что из-за братоубийственной войны он лишился всего, что держит человека на этой земле. И мы окончательно осознаем все глубину трагедии Григория Мелехова, а также глупость людей, которые, преследуя непонятные цели, лишают себя самого дорогого – семьи, родины, жизни.

Читайте также:  Болит глаз при солнце

Источник

Тест по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
тест по литературе (11 класс)

Завершая изучение удивительного романа М.А.Шолохова «Тихий Дон», организуйте проверку знаний учащимися текста. Данный материал вам поможет сделать это.

Скачать:

Вложение Размер
test_po_romanu.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТ по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».

ФИ ученика _______________________________________________________________

  1. Какая тема делает роман «Тихий Дон» эпопеей?
    А) тема установления Советской власти на Дону
    Б) тема Первой мировой войны
    В) судьба народная во время исторических испытаний
    Г) тема Гражданской войны
  1. Сколько времени продолжается действие романа «Тихий Дон»?
    А) 12 лет
    Б) 10 лет
    В) 20 лет
    Г) 5 лет
  2. Большинство героев произведений М.А Шолохова принадлежат к одному сословию. Укажите, к какому именно______________________________________________________________________
  1. Назовите героя, который проходит сложный и извилистый путь, в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»_____________________________________________________________________________________
  1. Почему Мелеховых называли «турками», «черкесами»?
    А) потому что у них был необузданны, вспыльчивый характер
    Б) потому что они были отчаянно храбры
    В) потому что бабка Григория Мелехова была турчанка
  1. Называя черты характера Григория Мелехова, исключите лишнее:

А) черты себялюбца и индивидуалиста

Б) любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли

В) потребность самому «разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить»

Г) глубокая привязанность к дому и земледельческому труду

  1. Укажите образ, выражающий идею всепрощающей, жертвенной любви в романе «Тихий Дон» ___________________________________________________________________________________________
  1. Какой женский образ романа «Тихий Дон» М. А. Шолохова является символом казачьего дома, домашнего очага?___________________________________________________________________
  1. В «Тихом Доне» нет эпизодов:

А) Первой Мировой войны;

Б) гражданской войны;

В) Великой Отечественной войны;

Г) установления советской власти.

  1. С какой целью вводит М. Шолохов батальные сцены:

А) показать героизм народа;

Б) показать, что делает с человеком война;

В) показать бессмысленность войны;

Г) поднять дух народа.

  1. Почему Григорий Мелехов поддерживает Верхнедонское восстание против большевиков?
    А) разочаровался в новой власти
    Б) не мог принять идею равенства всех сословий
    В) не верил большевикам
    Г) его оттолкнула политика расказачивания, проводимая на Дону с особой жестокостью
  1. Какова судьба Аксиньи Астаховой в романе М.А.Шолохова?___________________________________
  1. Какова судьба Натальи Мелеховой в романе М.А.Шолохова?___________________________________
  1. Какова судьба Дарьи Мелеховой в романе М.А.Шолохова? ____________________________________
  1. Какова судьба Петра Мелехова в романе М.А.Шолохова?_______________________________________
  1. Для чего Шолохов использует диалектную лексику в романе?
    А) чтобы показать малограмотность, необразованность казаков
    Б) чтобы создать особый, народный колорит казачьего сословия
    В) чтобы подчеркнуть обособленность, отчужденность от других социальных групп и сословий
  1. Чем заканчивается роман «Тихий Дон»?
    А) Григорий Мелехов уезжает вместе с Аксиньей из родных мест
    Б) Григорий Мелехов оказывается в эмиграции
    В) Григорий Мелехов возвращается на родной хутор к сыну
    Г) Григорий Мелехов погибает от случайной пули
  1. Какую позицию занимает автор в романе?
    А) бесстрастного наблюдателя
    Б) участника происходящих событий
    В) человека, глубоко переживающего описываемые события
    Г) повествователя, перерывающего рассказ, чтобы поведать о себе
  1. Узнайте литературного героя по его описанию:
    Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру, на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы._____________________________________________________________________
  1. Закончите фразу: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт поздняя…»
  1. В какой отрезок своей жизни Григорий Мелехов увидел «черное солнце»?
    «В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».
  1. В завалюхе Лукешки – косой после долгого отсева и отбора образовалось ядро в десять казаков. Кто был сердцевиной, упрямо двигался к одному ему известной цели, точил, как червь древесину, нехитрые понятия и навыки, внушал к существующему строю отвращение и ненависть? Назовите имя героя. ________________________________________
  1. Укажите, какая премия была вручена М. А. Шолохову в 1965году «в знак признания художественной силы и честности, которые он проявил в своей донской эпопее об исторических фазах жизни русского народа»_______________________________________________________________
  1. Произведение какого писателя XIX века послужило образцом для создания романа «Тихий Дон»?_______________________________________________________________________________
  1. в
  2. б
  3. казачество
  4. Григорий Мелехов
  5. в
  6. а
  7. Аксинья Астахова
  8. Василиса Ильинична Мелехова
  9. в
  10. б
  11. г
  12. погибает от случайной пули во время попытки бегства вместе с Григорием с хутора
  13. умирает от неудачно сделанного аборта
  14. покончила жизнь самоубийством, утопившись в реке
  15. расстрелян Михаилом Кошевым
  16. б
  17. в
  18. в
  19. Пантелей Прокофьевич Мелехов
  20. б
  21. после смерти и похорон Аксиньи в конце романа
  22. Иосиф Штокман
  23. Нобелевская премия
  24. Л.Н.Толстой «Война и мир»

Каждое верно выполненное задание оценивается одним баллом. Итого за работу можно набрать 24 балла .

  • Отметка «5» ставится, если набрано 22-24 балла
  • Отметка «4» ставится, если набрано 17-21 балл
  • Отметка «3» ставится, если набрано 12-16 баллов
  • Отметка «2» ставится, если набрано менее 12 баллов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный тест по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» позволит проверить знания учащихся 10 класса, вызвать интерес к более детальному чтению художественного произведения, подг.

Тест по литературе по роману И.А.Гончарова «Обломов» для учащихся 10 класса.

Тест из 18 вопросов с открытыми вариантами ответов. Можно использовать на этапе обобщния по теме или на предметной неделе.

включает тестовые задания и задание с развернутым ответом.

Тест для обобщающего урока по роману «Преступление и наказание».

Тест по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» поможет учителю при проведении вводных или итоговых уроков, поможет выявить степень подготовки или степень усвоения материала.

Данный тест содержит вопросы по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Может быть использован в качестве проверочной работы после изучения романа на уроках литературы в 11 классе.

Источник

Adblock
detector