II. Тема творчества и любви в романе
1. Лекция учителя
Читатель подводится ко второй части призывом рассказчика: «За мной, читатель!». Этим же призывом открывается вторая часть романа: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». Кстати, глава 19 называется «Маргарита», она и есть главная героиня второй части.
— Как связаны темы любви и творчества?
Мастер рассказывает Ивану свою историю. Это и история романа о Пилате и история любви. Маргарита — земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.
История любви Мастера и Маргариты связана со сменой времен года. Временной цикл в рассказе героя начинается с зимы, когда Мастер еще в одиночестве поселился в подвальчике и принялся «сочинять роман о Понтии Пилате». Затем наступает весна, «оделись в зелень кусты сирени». «И вот тогда-то, весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч», — Мастер встретил Маргариту. «Золотой век» любви длился для героев, пока «шли майские грозы и. деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти», пока шло «душное лето». Роман Мастера «был дописан в августе», и с наступлением осени в природе наступила осень и для героев. «В половине октября» Мастер заболел: ему показалось, что «осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату и он «захлебнется в ней». Герой сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Возвращается Мастер к своему подвальчику, где уже живут другие, зимой, когда «сугробы скрыли кусты сирени» и герой потерял свою возлюбленную. Новая встреча Мастера и Маргариты происходит в мае, после бала весеннего полнолуния.
Любовь — второй путь в сверхреальность, так же, как творчество, ведет к постижению «третьего измерения». Любовь и творчество — вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя.
2. Анализ сцены бала у Воланда (глава 23), сцены прощения Фриды (глава 24).
Образ мастера позволяет Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер наделен способностью «угадать» истину, прозреть сквозь толщу веков образ подлинной человечности. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжег его, не принял подвига.
Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Маргарита Мастера. Он обретает покой. Ведь с Маргаритой связан и любимый Булгаковым образ дома, семейного очага. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.
III. Проверка знаний учащихся. Тест — см. Приложение в конце книги
Домашнее задание
Подготовиться к сочинению.
Уроки 6—7 (67—68)
Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»
Темы:
1. Всепобеждающая сила любви и творчества.
2. Тема ответственности в романе «Мастер и Маргарита».
3. Христианская проблематика в романе.
4. Истинные и мнимые ценности в романе.
5. Добро и зло в романе.
Тезисный план сочинения на тему
Тема ответственности в романе М. А. Булгакова
«Мастер и Маргарита»
I. Введение
— сложность и многообразие идейной проблематики романа «Мастер и Маргарита»: христианская проблематика, проблема отношений человека и власти, проблема свободы и ответственности;
— что мы понимаем под «ответственностью»; взаимосвязь свободы и ответственности.
II. Основная часть
Тема ответственности решается в двух планах: в сегодняшнем и в вечном:
1. «Московский» мир романа:
1.1. Герои, лишенные чувства ответственности, равнодушные ко всему, кроме собственной персоны:
— за что ответил Берлиоз (воинствующий атеизм Берлиоза, его самоуверенность, компромисс с властью и с собственной совестью);
— наказание «мелкого зла — воздаяние за пакости людям, обделенным нравственностью (Никанор Иванович, Степа Лиходеев, критики Латунский и Лаврович);
— проблема добра и зла в романе (воздает людям «по делам их» Воланд со своей шайкой);
1.2. Герои, способные принять на себя ответственность:
— Иванушка Бездомный, пообещавший «никогда больше не писать», переосмысливший свою жизнь; Мастер, ощущающий груз ответственности за свое творчество и за свою любовь;
— Маргарита, самоотверженно борющаяся за Мастера и его роман; наделенная высшим чувством ответственности (эпизод с прощением Фриды на балу у Воланда).
2. «Ершалаимский» мир романа:
2.1. Понтий Пилат, обреченный на муки совести за свою слабость (когда решалась судьба Иешуа, он «умыл руки»). Пилат искупает свою вину в вечности.
2.2. Иешуа, воплощающий наивысшую степень ответственности, взявший на себя все грехи человечества.
2.3. Особенности трактовки образа Иуды (его московский двойник Алоизий Могарыч).
3. Постановка Булгаковым сложнейших философских проблем и «объемное» изображение, метод «проекции», позволяющий осознать проблему ответственности как одну из вечных и не преходящих.
III. Заключение
Тема ответственности в других произведениях Булгакова: ответственность ученого за свое дело — профессора Персикова в «Роковых яйцах» и профессора Преображенского в «Собачьем сердце»; ответственность человека за свою семью, за своих друзей, подчиненных, за свою страну — Най-Турс, Турбины и их друзья в «Белой гвардии».
Автобиографический аспект проблемы ответственности: ответственность самого Булгакова за свое творчество.
Источник
Урок литературы по теме «Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»». 11-й класс
Разделы: Литература
Класс: 11
Цели урока:
- Показать особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
- Обратить внимание на символику числа три в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
- Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.
- Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.
- Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.
Ход урока
Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному миру, созданному М.Булгаковым.
Итак, цели нашего урока следующие:
- Показать особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
- Обратить внимание на символику числа три в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
- Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.
- Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.
- Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.
У нас три группы, которые представят три мира романа:
1) Сообщения подготовленных учеников (философия П.Флоренского о троичности бытия)
2) Групповая работа
– Итак, работает первая группа.
Древний Ершалаимский мир.
– Как раскрывает характер Пилата его портрет?
– Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце их встречи?
– Каково главное убеждение Иешуа?
Если “московские главы” оставляют ощущение несерьезности, ирреальности, то первые же слова романа об Иешуа весомые, чеканные, ритмичные. Никакой игры в “евангельских” главах нет. Здесь все дышит подлинностью. Нигде мы не присутствуем в его мыслях, не входим в его внутренний мир – не дано. Но только видим и слышим, как действует его ум, как трещит и расползается привычная реальность и связь понятий. Иешуа-Христос издалека подает великий пример всем людям. Идея произведения: всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой – либо иной власти”.
– Кто является олицетворением власти?
Олицетворением власти, центральной фигурой является Понтий Пилат, прокуратор Иудеи.
– Каким изображает Булгаков Пилата?
Пилат жесток, его называют свирепым чудовищем. Этим прозвищем он только похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечами Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.
Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.
Составление кластера.
Найдите, пожалуйста, сцену допроса. (Глава 2) Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?
(“Что есть истина?”)
Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедреон не меняет решения.
– Почему Пилат утверждает смертный приговор?
– За что наказан Пилат?
(“Трусость – самый тяжкий порок”, – повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного полета). Пилат говорит, что “более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу” И тут вступает Мастер: “Свободен! Свободен! Он ждет тебя!” Пилат прощен.
2 группа. Современный московский мир
Никогда не разговаривайте с неизвестными
Автор обращается к читателям с предупреждением. Председатель правления Массолита, редактор толстого журнала Берлиоз,– человек умный и образованный. Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?
Мастер отзывается о нем как о начитанном и очень хитром человеке. Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего. Кроме обыденной реальности. Где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни один из подчиненных не занят литературой: их интересует лишь дележка материальных благ и привилегий.
– За что же так страшно наказан Берлиоз?
За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного?
Воланд раздражается: “Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!” Берлиоз и получает “ничто”, небытие. Получает по своей вере.
Каждому будет дано по его вере (гл.23) Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею доброй воли. Председатель МАССОЛИТА, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственных основы, отрицающих веру в существование метафизических начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому “убийство” Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие.
Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры?
Степа Лиходеев (гл.7)
Никанор Иванович Босой (гл.9)
Алоизий Могарыч (гл.24)
Наказание в самих людях
Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди направляются в небытие.
Горожане сильно изменились внешне…гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?
Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался.
Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность, и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество…
Воланд подводит итоги: “Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди. в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…
– Над чем потешается, издевается нечистая сила? Каким средствами автор изображает обывателей?
Изображению московского мещанства служит шарж, гротеск. Фантастика является средством сатиры.
Мастер и Маргарита
Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков.
Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.
Любовь – второй путь в сверхреальность, так же, как творчество – вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита-носительница огромной поэтической и вдохновенной любви. Она способна не только на безграничную полноту чувств, но и на преданность( как Левий Матвей) и на подвиг верности. Маргарита способна бороться за своего Мастера. Она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру. Не Мастер, а сама Маргарита связывается ныне с дьяволом и вступает в мир черной магии. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви.
– Найдите в тексте подтверждение этому.
(Сцена бала у Воланда (глава 23), сцена прощения Фриды (глава 24).
Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.
Итак, какая ведущая проблема поднимается в реальном плане повествования?
(Взаимоотношение творца-художника и общества)
– Чем Мастер похож на Иешуа?
(Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман).
3 группа. Потусторонний мир
– С кем пришел Воланд на землю?
Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большему счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению
(Они просто-напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости).
– С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?
Их задача заключалась в том, чтобы делать всю черную работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому Балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя.
– Кто составлял свиту Воланда?
Свиту Воланда составляли три “главных шута: Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла.
– Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире?
Проблема смысла жизни.
Шайка Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства, обманы, безобразна и чудовищна. Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром пророчества.
– Какая действительность в Москве?
Реальная, катастрофически развивающаяся действительность.
Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы, корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы.
Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно.
– Чем схожи Ершалаим и Москва?
Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем, и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда.
3) Индивидуальная работа:
– составление кластеров (образы Иешуа, Понтия Пилата, Мастера, Маргариты, Воланда и т.д.)
– рисование символических образов на компьютере (программа GIMP)
– презентация ученических работ.
4) Проверка выполнения заданий.
5) Итоги урока, выводы.
– все планы книги объединены проблемой добра и зла;
– темы: поиска истины, тема творчества
– все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются
– и сатирический роман
– и комическая эпопея
– и утопия с элементами фантастики
– и историческое повествование
Истина, носителем которой был Иешуа, оказалась исторически нереализованной, оставаясь в то же время абсолютно прекрасной. В этом трагизм человеческого существования. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.
6) Домашнее задание: составить тест “Три мира в романе “М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, используя ИКТ.
Источник