Человек и космос в античной философии
Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии было стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – характерная черта греческой философии. Человек рассматривался в его отношении к космосу, как элемент космоса. Космос же понимался как бесконечная и упорядоченная природа. За этими пределами хаос во Вселенной. При этом рассуждения о космосе носили чисто умозрительный характер, то есть не были основаны на научных данных. Ранние греческие мыслители искали материальное начало мира и космоса, его первоначало – праматерию. Фалес считал такой праматерией воду, Анаксимен воздух, Гераклит – огонь. Назывались также четыре стихий – вода, земля, воздух, огонь, из сочетания которых якобы состоят все тела. Обращение к данным стихиям есть материалистический подход, ибо оно ориентирует на познание реальной действительности – природы, космоса, всей вселенной. Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп высказал идею, что мир состоит из атомов.
Наряду с материалистическим развивалось и идеалистическое направление античной философии. Оно было представлено многими философами, среди которых выделялся Платон.
Античный атомизм. Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.
Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп высказал идею, что мир состоит из атомов. Демокрит всесторонне развил эту идею. Он считал, что атомы – это недилимые частицы, имеющие свою форму, протяженность, другие физические свойства. Они разделены пустотой. Пустота – это небытие, и потому непознаваема. Мир атомов может быть познан наукой, атомы составляют суть вещей, их нельзя видеть, но можно мыслить. Атомы различаются по форме и величине, они сцепляются между собой, образуя тела, доступные восприятию. Это был материалистический творческий взгляд на основу природы, ее первоначало. В дальнейшем атомистическая теория Демокрита была воспринята другими древнегреческими философами и учеными.
Эпикур считал, что не только природа, но и душа человека состоит из атомов. Также Лукреций Кар (Древний Рим), и другие. В 17-18 вв. н.э. эта теория получила дальнейщее развитие в трудах французского философа Гассенди и английского Ньютона.
Источник
Человек и космос в античной философии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 18:32, доклад
Описание работы
Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.
1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен).
2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т.д.)
Файлы: 1 файл
Человек и космос в античной философии.docx
«Человек и космос в античной философии»
Подготовила: Машнина Дарья
Студентка группы ГК-21
Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.
1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен).
2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т.д.)
3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.)
4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.)
5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область — лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).
6. В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он — центр культуры, ее творец (софисты); его призвание — познавать и творить добро (Сократ).
7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец — умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.
8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. В утопическом идеальном государстве Платона утверждаются единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям. Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира, основанная на вере в видимость, «кажимость».
Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии было стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – характерная черта греческой философии. Человек рассматривался в его отношении к космосу, как элемент космоса. Космос же понимался как бесконечная и упорядоченная природа. За этими пределами хаос во Вселенной. При этом рассуждения о космосе носили чисто умозрительный характер, то есть не были основаны на научных данных. Ранние греческие мыслители искали материальное начало мира и космоса, его первоначало – праматерию. Фалес считал такой праматерией воду, Анаксимен воздух, Гераклит – огонь. Назывались также четыре стихий – вода, земля, воздух, огонь, из сочетания которых якобы состоят все тела. Обращение к данным стихиям есть материалистический подход, ибо оно ориентирует на познание реальной действительности – природы, космоса, всей вселенной. Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп высказал идею, что мир состоит из атомов.
Наряду с материалистическим развивалось и идеалистическое направление античной философии. Оно было представлено многими философами, среди которых выделялся Платон.
Античная философия представляет собой единство содержания, цели и методов познания мира. Основным содержанием античной философии был космоцентризм – это признание совершенства, гармоничности, разумности и одушевленности, природы (космоса).
Понятие «космос» рассматривалось в двух значениях:
1. Порядок, противоположность хаосу.
Человек признавался неотъемлемой частью космоса. Разум человека считался вторичным по отношению к космическому уму.
Космоцентризм определял основную проблематику философских исследований:
1. Проблема природы — из чего состоит мир? Движется ли он или покоится? Как соотносится материя и форма?
2. Права человека – что такое добродетели? Как они формируются? В чем смысл и цель человеческой жизни? Какое государство является наилучшим?
Цель философии определяется как свободное познание истины, исключающее всякую выгоду. Важной задачей философии является нравственное совершенствование человека. Методом античной фил ософии было рациональное познание природы и человека.
В VIв. до н.э. античная философия развивалась в рамках натурфилософии. Задавались два вопроса:
1. Из чего состоит мир? (первовещество)
2. Движется ли мир или покоится?
Философ Фалес считал, что мир происходит из воды. Анаксилен – воздух. Гераклит –огонь. Анаксимандр – первоначальное – «апейрон» (беспредельное, из четырех элементов) Философы Левкинн и Демокрит считали первоосновой атом. В мире есть только атом и пустота, атомы объединяются в пустоте, создавая тела и даже души. Атомы неделимы и универсальны.
Идеи атомизма способствовали установлению принципа материального единства мира.
Рассматривая вопрос о движении и покое, сформировались две точки зрения:
1. Покоя не существует – в мире все движется. (Гераклит)
2. Не существует движения.
Человек как микрокосмос в античной философии
Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. Известно, что в ту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть, как «малая Вселенная». Он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко даже и враждебен человеку. Идеальное существование человека — это жить все же в согласии с этим миром, в чем и состоит подлинная мудрость.
Поворот философской мысли к теме отдельного (отделенного) от Космоса человека принято связывать с именем греческого философа Сократа. В центре внимания Сократа, как и некоторых софистов, — человек. Но человек рассматривался Сократом только как нравственное существо. Поэтому философия Сократа – этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и физика. Он считал, что толкователи мифологии трудятся малоэффективно. Вместе с тем Сократа не интересовала и природа. Он говорил: «местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе». Сократ призывал человека заниматься углубленным познанием самого себя, выявляя свою нравственную позицию. Призыв «Познай самого себя!» стал для Сократа следующим девизом после утверждения: «Я знаю, что ничего не знаю». Оба они и определили суть его философии. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире — в этом и состоит подлинный смысл жизни человека. Позже Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Он полагал, что каждый человек способен избирать собственную траекторию бытия, т.е. жизненный путь. Философ Диоген предложил для осмысления тему аскетизма, под которым он понимал весьма скромный образ жизни, установку на умеренность во всем.
В древней философии рассматривались преимущественно отдельные стороны (аспекты) проблемы человека. Так, Демокрит решал вопрос о выделении человека из звероподобного состояния. Аристотель особое внимание обратил на социальные качества человека, охарактеризовав его как «политическое животное» с разумной душой. Платон – сознательный и последовательный объективный идеалист. Платон обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы личности, определял человека, как воплощение бессмертной души. Эта же тема активно осмысливалась в древнекитайской философии (конфуцианство). В философии индийского буддизма центром внимания стала тема страданий человека и поиск путей их преодоления. Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время (в философии Древней Греции) были заложены основы гуманизма — идейного течения, которое рассматривает человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества. В целом же древняя философия делала акцент не столько на внутреннем духовном мире человека, сколько на его взаимоотношениях с миром внешним, с Космосом.
Источник
15 глава. Человек и космос
15 глава. Человек и космос
Большинство людей не имеет своей философии жизни. Они просто плывут по течению жизни, лишенные всякого реального понимания, зачем и почему они существуют. Если они ортодоксально религиозны, их религия может считаться их философией жизни. Но в большинстве случаев это не оказывает никакого заметного влияния ни на их сознание, ни на их поведение. Другие обращаются к политической деятельности или идеологии, выискивая в них философию жизни и, считая религиозный путь лишенным всякого смысла и значения для них; других совершенно не беспокоит этот вопрос и сии просто просаживают свою жизнь день за днем безо всяких раздумий о каком-либо внутреннем смысле или значении, связанном с тем, что они могут или не могут сделать.
Если человек соприкасается с эзотеризмом, он обнаруживает, что философия жизни не только необходима, но составляет основу всего. Без философии, в которой человек провозглашается важной частью космоса, философии, непосредственно связанной с ним в каждой детали, он не способен жить полной жизнью без знания того, какую роль он играет в великом космическом плане, — без этой философии эзотеризм был бы невозможен и абсурден. Эта философия покоится на признании того факта, что человек и космос неразделимы, и что каждый из них приобретает свое значение благодаря чему-то, что соединяет их вместе. Это «что-то» есть Великий Эволюционный План Творения, выражением которого является вселенная и все, что ее составляет. Без Созидательной Силы и плана за ней вселенная и человек были бы совершенно бессмысленны и бесцельны.
Когда люди соприкасаются с Системой, они узнают, что взаимоотношения человека с Космосом составляют основу всего. Без этого Система не может существовать. Все ее значение заключается в том, что через нее люди могут установить более полное отношение с теми силами, которые направляют эволюцию вселенной, в которой мы живем и развиваемся, и сделать эти отношения более плодотворными.
Когда мы начинаем узнавать, что сердцевина нашего «Я» непосредственно связана с творческими Силами, вызвавшими к жизни вселенную, тогда все приобретает новый смысл. Мы находим смысл и цель всюду, во всем, что мы видим, слышим, думаем, говорим и делаем. То, что до сих пор мы видели только смутно, мы начинаем видеть гораздо яснее, вступив на эзотерический путь. Мы не слоняемся больше по жизни, не понимая ее смысла и не осознавая наше место в общем порядке вещей. Теперь мы знаем, что представляет собой наша индивидуальная роль. Мы все полнее осознаем тот факт, что мы и вселенная — единое целое и что наша судьба нерасторжимо связана с ней.
Каждая эзотерическая система имеет свой собственный способ объяснения взаимоотношений человека с космосом и «внутренними сферами», как они могут быть названы. Без знания этих взаимоотношений невозможно применить учение разумно и целенаправленно. В Системе есть большое число схем и диаграмм, показывающих, как возник человек — как часть Великого Эволюционного Плана Творения — и как он связан с миром и сферами высшими и низшими. Такое знание всегда доступно тем, кто хочет вступить на эзотерический путь, чувствуя свою готовность к этому. Это важная черта процесса внутреннего развития.
В «Комментариях» д-ра Николла и в «Поисках чуда» Успенского можно найти все схемы и диаграммы, касающиеся данного вопроса, включая наиболее таинственную и загадочную их всех — эннеаграмму. В этих книгах читатель найдет подробное обсуждение предмета. Тот пункт в учении относительно человека и космоса, который Воздействует на нас наиболее сильно, заключается в том, что сделано четкое различие между тем, что человек есть и чем он может быть. Там объясняется, что человек, как он есть, предназначен для содействия целям жизни и природы, для заполнения определенной ниши в эволюционной схеме. На этом уровне и для этой цели человек представляет собой игрушку жизненных сил, и он выполняет ту функцию и цель, которую жизнь поставила перед ним.
Для выполнения этой цели человек должен продолжать спать и все, что он делает, делать механически и под прямым гипнозом жизни, — хотя сам человек считает себя в полном сознании и полностью понимающим, что он делает и хочет делать. Все это происходит благодаря гипнозу жизни, под властью которого человек живет и который составляет часть плана его существования в рабстве у жизни. Это нынешнее положение человека. Только после осознания этого положения может появиться некоторая возможность его пробуждения и изменения.
Главное то, что человек, как он есть, — это и законченный продукт, служащий целям жизни и природы, но также показывающий, что он мог бы сделать с помощью эзотеризма. Человек живет под властью определенных категорий Космического Закона, которые поддерживают его на теперешнем уровне развития. Если же он начинает работать над собой под руководством Системы, то начинает подчиняться другим категориям Космического Закона. Эти законы действуют на более высоком уровне, чем законы, которыми человек руководствуется обычно. Они только тогда могут начать действовать в его жизни, когда человек осознает свое положение как рабство у жизни и захочет изменить его и стать более сознательным существом, работая в осознанной гармонии с высшими космическими законами. Это точно то же самое, что происходит с зерном: когда оно не в земле, оно существует по одним космическим законам, и тогда оно остается зерном и не может быть ничем иным. Когда же оно попадает в почву и получает воду, воздух и солнечный свет, оно становится совершенно другой, вещью. Оно перестает быть зерном и становится растением, что невозможно, пока нет для этого подходящих условий.
Так же и человек. Как судьба семени совершенно различна в каждой ситуации, подчиняясь совершенно различным категориям космического Закона, так и судьба человека совершенно меняется, когда он начинает работать над собой под влиянием эзотеризма.
Внешне может не быть заметной разницы, но внутри разница громадная. Однако это не то, чего человек может достичь одним прыжком, это постепенный процесс, требующий многих лет. Если человек вступил на эзотерический путь, ограничения, которые связывали его в повседневной жизни, сами отпадают. Открываются новые перспективы, которые далеко превосходят все, что обычное сознание может себе представить. Но это не внезапная метаморфоза. Судьба человека приобретает новое измерение благодаря новому пониманию его истинных взаимоотношений с космосом.
Другое очень важное учение заключается в том, что эволюция никогда бы не была возможной без предварительной инволюции. Это значит, что эволюция духа через материальные формы никогда не имела бы места без предварительной инволюции духа в материю. Дух приходит от Абсолюта и одевается во все более плотные формы материальности, чтобы способствовать работе космического сознания. Когда дух достигнет своей точки, он начинает возвращение наверх, что называется эволюцией.
Учение о вселенной и человеке расширяет нашу сферу духовного понимания до такой степени, с которой ничто в западной мысли не может сравниться. Кроме того, оно дает подъем и энергию человеческому духу, которые сами по себе представляют для него большую ценность. Это учение делает предельно ясным тот факт, что человек — это важный фактор развития вселенной, работающий на взаимной основе с космосом, при условии, что он действительно осознал свое особое место в космической схеме и знает, как использовать это для блага своей духовной судьбы. В настоящее время эта судьба скрыта от подавляющей части людей, в результате чего они ведут совершенно бесцельное существование, которое, несмотря на некоторую награду в виде материального счастья и удовлетворения временного характера, никогда не может дать полного удовлетворения. Человек чувствует, что ему недостает «чего-то» для полного счастья в жизни, но он совершенно не способен узнать это «что-то», пока не соприкоснется с эзотеризмом в одной из его форм. Пока человек не начнет понимать, каковы его истинные взаимоотношения с космосом, он как сирота бесцельно странствует в мире, совершенно чуждом ему, и таким этот мир должен быть для него. Когда знание, наконец, приходит, все неожиданно изменяется. Человек больше не чувствует себя чужим, он дома в этом мире, который приобрел для него реальный смысл и значение.
Чувство «пребывания дома» приходит не сразу. Вначале это только представление, возникающее на основе изучения идей и мыслей, которые мы кратко охарактеризовали. Постепенно, однако, начинает проявляться определенное чувство, — по мере того, как человек все больше настраивается на космос. Это чувство начинает развиваться вместе с развитием процесса работы над собой. Невозможно сравнить внутреннее состояние того, кто находится в таком положении, с состоянием того, кто живет в повседневном мире и не подозревает о существовании эзотерического учения, независимо от того, как он может быть возвышен в области философии, эстетики, искусства или науки. Такой человек живет на внешней стороне вещей, в то время как человек, вступивший на эзотерический путь, живет на внутренней стороне. Отсюда громадная разница в ощущении такими людьми себя и космоса в целом.
В заключение мы должны обратиться к тому, что Система говорит о добре и зле. Система утверждает, что все, что ведет человека вверх к его духовной цели, есть добро; и все что вдет его вниз, от этой цели, — есть зло. Это уводит от обычных философских споров о таком важном предмете. Мы уже говорили, что во вселенной есть нисходящий процесс от духа к все более конкретным формам материи (инволюция) и восходящий процесс от низших форм проявления жизни к высшим ступеням сознания и духовного пробуждения (эволюция). Эти два процесса охватывают всю обширную вселенную. Следовательно, все, что помогает эволюционному процессу, считается добром, а все что препятствует — злом. Все это связано с судьбой человека, который должен стать более сознательным существом и добровольным сотрудником Универсальной Созидающей Силы, которая вызвала его к существованию для претворения в жизнь великой творческой схемы, выражением которой является вселенная.
Согласно эзотеризму, вселенная была создана в первую очередь для того, чтобы дать выражение созидающему побуждению Абсолюта в его двойном аспекте духа (или разума) и материи, и человек, как часть творения, — одно из проявлений этого процесса. Его происхождение имеет божественный источник, поскольку он возник из того, что вызвало к существованию все, и, в конце концов он воссоединился с Божеством, которое его породило. Это необыкновенно важная мысль, которая позволяет понять, что внутри себя человек носит семя своей божественности. Головокружительная и в то же время отрезвляющая мысль, что все, что может вести человека навстречу этому конечному осуществлению, — добро, т. к. оно способствует божественному плану. И все, что ведет человека прочь от исполнения его божественной судьбы, есть зло. Добро и зло, понятые в таком смысле, имеют мало общего с этическими и моральными взглядами, основанными на общепринятых концепциях Установлено, что сегодняшний человек, живущий в своей личности, под властью обычаев, традиций, ортодоксальной религии и т. д., обладает приобретенным сознанием, которое определяет его отношение к добру и злу, и само является продуктом названных выше сил и факторов. Но когда человек начинает по-настоящему работать над собой и вступает на эзотерический путь, начинает возникать истинное сознание. Это оно безошибочно говорит нам, хорошо или плохо то, что мы делаем, в эзотерическом смысле. Приобретенной сознание может быть различным как в разных странах, так и в разных веках; это нечто, что колеблется и изменяется все время. Но истинное сознание всегда одно и то же, и никогда не изменяется, т. к. коренится в том, что вечно и неизменно.
Таким образом, чем больше человек продвигается по пути внутреннего развития, тем самым постепенно приближаясь к своей настоящей судьбе, тем больше над ним приобретает власть истинное, или глубинное сознание, которое является голосом Божества в нем и его подлинным проводником по пути возвращения к предназначенной ему цели, которая была также исходной точкой его возникновения. Движение наружу, в проявление, предваряет движение к истинному духу (или разуму), символом которого служит истинное «Я». Человека должен стать добровольным сотрудником Созидательной Силы во вселенной, поэтому очень важный фактор — возникновение истинной цели.
Человек должен упражнять свою волю, чтобы более сознательно стремиться к своей цели. Такое использование воли сильно отличается от тог, что обычно принимают за твердость характера в повседневной жизни. Все, кто живут в личности, считают, что воля — это просто самое сильное из конфликтующих желаний, которые могут существовать в какой-то момент одновременно. Самое сильное желание выигрывает временное господство, и это мы принимаем за волю. Это чисто преходящее явление, которое выигрывает временное преобладание в соответствии с обстоятельствами момента.
В смысле нашего предмета обсуждения, воля — это нечто совсем отличное, это результат сознательной реализации того, что требуется, когда человек должен начать выполнять свое настоящее космическое предназначение. Это нечто, состоящее из сознательности и внутренней цели, соединенное с непоколебимой решительностью. Такая воля — настоящая сущность человеческого чувства, — составляет, возможно, единственную цель Системы, т. к. она олицетворяет все, что заключено во фразе «работать над собой». Человек работает над собой, чтобы развить необходимую силу воли и нести труд достижения большой сознательности и внутреннего освобождения.
Это не та цель, которая может быть достигнута путем равномерного движения от того, что мы есть, к тому, чем нам предназначено быть. Существует множество различных препятствий, которые приходится преодолевать. Человек постоянно отступает под натиском личности, которая противостоит Системе и всему, что она утверждает. Как только человек почувствует, что делает успехи, в нем пробуждается сопротивление, благодаря которому он теряет то, что уже выиграл. Борьба продолжается все время с переменным успехом, и никогда продвижение вперед к цели не бывает выражено достаточно четко. Тем не менее, прогресс происходит не только внутри человека, пытающегося удовлетворить свою тягу к реализации себя, но, наоборот — в результате этого противоречия.
В заключение мы чувствуем необходимость подчеркнуть тот важнейший факт, что вселенная является символом единства в разнообразии. Это значит, что во вселенной все является выражением одной созидающей силы, выраженной в материальной форме, поэтому не имеет значения, насколько удивительно кажущееся разнообразие таких форм, — все они имеют основное единство. Вселенная — это одно органическое целое, независимо от того, как различны и разнообразны могут быть ее многочисленные аспекты. Эта истина имеет наиболее фундаментальное значение, которое эзотеризм пронес через века, но которое современная наука не в состоянии постичь. Современное сознание обычно видит во всем потрясающее несходство и не видит объединяющего принципа, место которого занимает ощущение отчуждения от всего.
Чем больше человек пытается проникнуть вглубь вещей, тем сильнее начинает проявляться существование основополагающего единства, и затем человек ощущает единство и родство со всем существующим. Он обнаруживает, что все возникает из одного и того же источника и является просто внешним выражением его неиссякаемой творческой силы. Эта творческая сила проявляет себя во всем, и ее законы действуют также во всем. Мы не можем находиться в стороне и наблюдать эти законы в действии, — они работают в нас. Мы и все остальное являемся предметом их власти, как символы одной творческой энергии, которая вызвала к жизни нас и весь мир.
Источник