Быков пелевин непобедимое солнце
я не читала, но делюсь
О новом романе Пелевина «Непобедимое солнце»
С точки зрения литературы говорить не о чем. Пелевин, будучи, на мой взгляд, самым крупным и самым симпатичным российским писателем, ведет такой проект буддийского написания романов. У него где-то было сказано, что есть буддийский способ смотреть телевизор: смысл в том, чтобы не смотреть телевизор. Вот это такой буддийский способ написания романов, который заключается в том, чтобы имитировать роман.
Это честная позиция. Когда реальность не предлагает материала для литературы, можно гнать такой пустой продукт, профессионально сделанный в своем жанре. Этот роман, несомненно, шедевр. «Непобедимое солнце» — книга, которая ничем не загрузит, взять ее с собой на курорт мешает только вес — 704 страницы, о чем уже все написали.
Я не имею ничего против такого времяпрепровождения, особенно если оно доставляет читателям пару интересных минут. Но, к сожалению, никакого отношения к его ранней прозе или средней прозе, к «Числам» это иметь не будет. В «Числах» были эмоции, живой страх, живые люди, живая ненависть. Последняя книга, в которой были отзвуки чего-то живого, — это «Священная книга оборотня». После этого лиса улетела, и Битцевский парк опустел.
То, что мы имеем сегодня, — это абсолютно бумажные персонажи, которым невозможно сочувствовать. В сущности, это даже не трактаты. Это портрет души гламурной кисы, но зачем описывать гламурную кисость? По-моему, «они не стоят слов: взгляни — и мимо!» Такие себе пузыри земли. И самое главное: когда я раньше читал Пелевина, попробуй кто у меня отбери книгу, пока я ее не дочитал. Начиная с «iPhuck» для меня стало тяжелым трудом бороться с этим текстом. «Непобедимое солнце» в этом смысле повеселее.
Pavel Surkov: Ну какая же там гламурная кисо! Ну нет там никакой гламурной кисы вообще.
Это в принципе роман про другое:))))
У пелевина наконец-то формируется цельный и мощный женский образ.
Очень хороший роман, очень крепкий — и, пожалуй, впервые со времен «Смотрителя» (Господи, как давно это было!) невероятно интересный сюжетно.
Дмитрий Львович Быков : Паша, «Смотритель» действительно похож и казался мне худшим его сочинением. Как удивительно каждый видит в Пелевина себя, какое это волшебное свойство пустотности.
Источник
Быков пелевин непобедимое солнце
Виктор Пелевин «Непобедимое солнце»
дата выхода: 27 августа 2020 года
Владимир Сорокин «Русские народные пословицы и поговорки»
дата выхода: 27 августа 2020 года
Быков и Ерофеев в восторге от автора культовых «Чапаев и Пустота» и «Generation П», Стогов же считает коллегу «исписавшимся».
В Сети появилась аннотация нового романа Виктора Пелевина «Непобедимое солнце». Книга поведает о путешествии в Индию «продвинутой московской блондинки» Саши и ее знакомстве с римскими принцепсами, турецкими филологами-суфиями и другими интересными людьми. Писатели Дмитрий Быков, Виктор Ерофеев и Илья Стогов в беседе с Daily Storm по-разному оценили творчество Пелевина и ответили на вопрос, прочтут ли они новое творение автора культовых произведений «Чапаев и Пустота», «Омон Ра» и «Generation П».
Саша — продвинутая московская блондинка. Ей тридцатник, вируса на горизонте ещё нет, и она уезжает в путешествие, обещанное ей на индийской горе Аруначале лично Шивой.
Саша встретит историков-некроэмпатов, римских принцепсов, американских корпоративных анархистов, турецких филологов-суфиев, российских шестнадцатых референтов, кубинских тихарей и секс-работниц — и других интересных людей (и не только). Но самое главное, она прикоснётся к тайне тайн — и увидит, откуда и как возникает то, что Илон Маск называет компьютерной симуляцией, а Святая Церковь — Мiром Божьим.
Какой стала Саша после встречи с тайной, вы узнаете из книги. Какой стала тайна после встречи с Сашей, вы уже немного в курсе и так.
«Читать собираюсь. Ожиданий [по поводу романа] нет. Все что, напечатает Пелевин, надо читать»,— заявил Дмитрий Быков , добавив, что «очень сильно» любит его творчество.
Автор романа «Мачо не плачут» Илья Стогов не собирается читать «Непобедимое солнце». По его словам, Пелевин за 20 лет не написал по-настоящему ни одного нового романа, постоянно копируя свои старые приемы в последних произведениях. «Все, что Пелевин написал после «Generation П» [1996 год] — это не просто говно, а какое-то редкостное говно. Я вообще не понимаю феномена, почему мы про этого человека говорим»,— сказал Стогов Daily Storm.
«Совершенно откровенно каждая его следующая книжка ровно в три раза хуже, чем предыдущая, эта динамика сохраняется,— продолжил Стогов.— И несмотря на это — анонсы, многотысячные тиражи. Покажите мне хоть одного человека, который смог бы эту тоскливую фекальную массу хотя бы до середины преодолеть! Любой из последних его пяти-шести романов!».
У Пелевина хороший издатель, который не скупится на пиар и отличную рекламу, признается Стогов: «Я искренне завидую, но тратить драгоценные минуты оставшейся мне жизни на попытку преодолеть эту мутную реку я лично не готов. Первый роман человек всегда пишет, потому что он хочет написать роман, потому что есть, что сказать. Второй роман он пишет, потому что что-то осталось от первого. А дальше он пишет, потому что у него контракт».
Категорически не согласен с точкой зрения о несостоятельности последних романов Пелевина Виктор Ерофеев. «Слушайте, Достоевский или Набоков [тоже использовали в своих романах] нехитрую схему героев и героинь,— отметил он.— Мне кажется, что просто те, кто мало что понимают в литературе, считают, что писатель — это клоун, который каждый раз должен придумывать новый трюк. Писатель — тот человек, который собственный мир расширяет в разные стороны. У Пелевина есть свой мир, он его расширяет и делает богаче».
Ерофеев считает что критики Пелевина просто отражают свое негодование от того, что автор регулярно печатается в огромных тиражах в отличие от других авторов.
«Пелевину можно доверять. Он замечательный автор. Он постепенно переходит из авторов компьютерных в авторы экзистенциальные. Трогает экзистенции за все нежные места. Я покупаю его книги, с удовольствием прочту [его новый роман]»,— заключил Ерофеев.
Виктор Пелевин является обладателем премий «Малый Букер» (1993), «Национальный бестселлер» (2004), «Большая книга» (2010, 3-е место), премия Андрея Белого (2017). Его новый роман «Непобедимое солнце» появится на полках книжных магазинов России 27 августа.
Источник
seashellfreedom
Ракушечная Свобода
Заметно, что Пелевина с некоторых пор тяготит литературное ремесло, как таковое, его всё меньше интересуют прописанность характеров и живость людей. Это, наверно, жаль. Пелевин хочет сказать нечто очень важное, практически на уровне акта высказывания, но у него не получается. Литературщина только мешает. Потусторонний гул сейчас уже мало кто слышит. Он теряется в какафонии голосов. Знаете, есть такое выражение – хочешь что-то спрятать, положи на видное место. И наоборот то же самое. Если ты хочешь выставить на всеобщее обозрение алмаз, глупо выкладывать его среди кусков кварца. Его не заметят. Рынок идей до такой степени забит идеологией-спамом, что отныне любое высказывание, претендующее на глубину, есть высказывание фрика или сноба – придурков, у которых чешется вякнуть в Интернете про смысл жизни. Из-за этого мы давно уже пришли к цинизму – никто ни во что не верит. А если верит, то лучше бы не верил, бреда было бы в жизни меньше. Мы пришли к социальному «парадоксу лжеца»: «критянин утверждает, что все критяне – лжецы». Позиция Пелевина нелепа. Его просто не услышат. Да он и сам виноват – шлёпает книги, как на конвейере, раздувая и без того перегретый рынок.
Но на самом деле, современная инфляция смыслов вскрыла древнюю, как мир, тайну желания: нечего желать. Истинного предмета желания не существует. Никакого «на самом деле» никогда не существовало. Именно поэтому Пелевин увлёкся Тхеравадой. Когда-то он как с писаной торбой носился с Махаяной. Ну да, там всё такое волшебное и загадошное. А Тхеравада проста как три рубля: истина человека это серая пустыня. Тхеравада это истина депрессии. Будда был не просветлённым, а пробуждённым. Он просто увидел, как оно всё «на самом деле». Это не просветление, а протемнение. Если человек откажется от лжи слов, то он увидит, что «есть» только навязчивая иллюзия кошмарного сна, который мы принимаем за нашу жизнь. А нирвана это просто окончательная смерть – исчезновение.
Об этом была предыдущая большая вещь Пелевина – «Тайные виды на гору Фудзи». И в новом романе Виктор Олегович вводит контрапунктом тот же сюжет. Отсюда линия Кендры и Гоенки, вокруг которых он двусмысленно маневрирует (ниже я скажу, зачем эта двусмысленность, ведь Кендра в романе вовсе не глупа, как, скажем, корпоративные анархисты). И отсюда же стёб над актуальной полит-экономической повесткой, который кажется в «Непобедимом Солнце» таким поверхностным. Если раньше Пелевин пытался разобраться в современных структурах, то теперь он просто угарает над ними, не вдаваясь в идиотские детали левых или правых дискурсов. Все эти новостные реалии, показанные столь бегло, нужны ему только для того, чтобы зримо показать смехотворную абсурдность наших убеждений и желаний, за которыми скрывается пустота.
Но «Непобедимое Солнце» не об этом. Пустота это всего лишь истина человека. Но есть боги. И Пелевин не знает, кто они и что они есть. Но очень хочет знать. Это и есть пружина романа. Именно для этого ему нужна двусмысленная линия Тхеравады – показать, что человеческий абсурд это ещё не всё.
Пути богов далеки от понимания людей. Играют ли они с нами просто, или за ужасом истории скрывается какой-то высший смысл? Подчиняются ли боги всемирному абсурду, или их реальность свободна от всеобщего бреда? Это они виновники наших страданий или им нет дела до нас? Пелевин пытается ответить, но не может. И он знает, что не сможет. И говорит об этом прямым текстом: реальность богов другого уровня, нами невместимого. Пелевин натыкается на пределы языка и воображения. И он больше не стебётся, он говорит совершенно серьёзно о том, о чём нельзя говорить. Конечно, это мало кто поймёт, потому что алмаз среди кварца. Какие-то боги, чо к чему?
Но как же выразить то, что невыразимо корреспондентной истиной? Способ есть. Это магическое путешествие и растерянная озадаченность. Боги ускользают, такова их природа. Невозможность сознанию их понять и есть адекватное понимание сущности богов. Но ты всё равно будешь стремиться к центру божественного вихря. «Ариадна, я твой лабиринт»,– говорит Дионис в «Дифирамбах» Ницше. В центре лабиринта обитает Минотавр, которого надо убить, чтобы принести в жертву Дионису. Но Минотавр и есть сам Дионис – древний рогатый бог.
Источник
«Непобедимое Солнце»: Эта книга — не книга, или деградация Пелевина.
Фух. Даже не знаю, с чего начать. Ну, ладно, просто «вывалю» своё мнение в том порядке, в котором я с этим «опусом» знакомился.
Жадность — это плохо!
Итак, выходит новая книга Пелевина. Скажу сразу, что я являюсь (являлся?) большим поклонником его творчества: за Generation «П» надо ставить памятник при жизни (та книга была идеальна настолько, что идеи из неё стали красть настоящие «рекламщики» ), а за «принца Госплана» я благодарю отдельно, причём отнюдь не за литературный талант, а за идею, подстегнувшую Лукьяненко.
И вот я, весь такой готовый вижу. Томик с подписью «Часть 1» и 349 рублями в ценничке.
Решил подождать выхода второй части, так как недолюбливаю чтение «по кускам», и что бы вы думали? Правильно, ещё 349 рублей вынь да положь. Итого — без малого 700 рублей за полную книгу. Да даже Акунин со своим « Мiром и войной » (тоже абсолютное убожество, причём объективно, похоже карантин на знаменитых писателей как-то плохо влияет) требовал 420 !
Это что, такое писательское соцсоревнование «на каком ценнике нам прилетит в рожу лопатой»? Так вот, поздравляю, прилетело. Второй том я взял на «Литресе», а первый — сами-знаете-где, потому что, ну.
Так, ладно, пришло время знакомиться. И вот здесь-то как раз пора систематизировать Пелевина прошлого.
А что было раньше?
А раньше каждый его роман либо что-то прогнозировал, либо высмеивал, либо и то, и то, постепенно скатываясь в праздник абсурда ( логичного абсурда, попрошу заметить!).
- Так, например, «Омон Ра» проехался паровым катком по всему тому наплыву антисоветчины, «жжёных» разоблачений советских тайн и теориям заговора начала девяностых.
- «Принц госплана» — вообще вещь в себе, сподвигнувшая Лукьяненко на написание «Лабиринта отражений». За это — персональный лайк.
- «Generation «П» — вообще легендарная штука, о которой я упоминал выше.
- «Чапаев и пустота» — удивительно реалистичные байки нового (очередного?) Наполеона из психушки — (не)удивительно качественное издевательство над тем, как обычные люди представляют себе таких вот «психов» (или, возможно, «взгляд на тему изнутри», судя по сегодняшнему «шадевру»).
И так во всех романах: что ни делается — делается с какой-то определённой целью. У Пелевина не было действия ради действия, смысл несло всё (нередко — вложенный друг в друга раз так . цать).
И вот мы подходим к сегодняшнему объекту осмотрения. Эх, б. айда , как же мне не хочется этого делать снова .
И вот, я открываю книгу.
И начинаю читать. А действия нет. Его вообще в первой половине первого же тома нет: набитая дура получает от бати огромную кучу денег, и решает тут же, незамедлительно их прожрать, поехав в кругосветку.
На этом, собственно, весь посыл и заканчивается.
Нет, серьёзно, если выкинуть воду и словесный понос, то вся первая половина первого тома — это то, как дура отдыхает на курорте и изучает искусство перевоплощения с собутыльником.
Не надейтесь увидеть там скрытые смыслы, потому что их там нет (и я немного проспойлерю, что смысла нет не только там, но и дальше).
Во второй половине начинаются уже какие-то проблески действия: собутыльника героини убивают, но ей почему-то не приходит в голову мысль «валить отсюда надо» (сюжетная дыра номер раз, раньше Пелевин прописывал психологию человека детально и достоверно, пусть даже в совершенно «бессмысленно-беспощадных» обстоятельствах), нет!
Вместо этого она. Летит разобраться в загадочных обстоятельствах происходящего.
По пути загадочным, //\\ его, образом возникший дедок-« проффесор » пересказывает «в напеве Рабиновича» главу школьного учебника истории Древнего Мира, а затем гордо заявляет, что ему ведома Тайна.
Итак, Тайна заключается в том, что есть некий камень-пульт управления миром, но его нет, потому что его украли, и его надо найти. Если перед ним правильным образом станцевать, то перед тобой будут открыты все дороги мира, но это неточно.
Всем нужен человек, способный правильно станцевать, и на постановке вопроса о его поиске первый том заканчивается.
Итак, что мы имеем по итогу 1 тома?
А имеем мы, по сути, ничего . Завязку нормальной книги. Это можно было бы уместить в 4 а.л. вместо того «кирпича».
Ни раскрытия героев, ни сюжета, ни-че-го . Ах да, вы понадеетесь, что всё действие, весь психологизм и весь сюжет будут во второй книге, и купите её, так как по первой нич-черта не понятно. ЪдритЪ его в корень!
И вот, второй том о Жизни, вселенной и вообще.
. Который начинается с очередного мистического «вещего прихода».
Прекрасный, ъъъуъ, способ двигать сюжет: не нужно ни действия, ни расследования, ни сам сюжет продумывать: поспал в масочке и вуаля, знаешь кто, что, где и куда, можно ещё полчаса воду в ступе толочь.
Выкидывая ещё сорок тонн воды — получается (путём очень сложного логического анализа уровня «Кода Да Винчи»), что нам на Кубу.
(здесь, ранее и далее — буду опускать это, так как воды тут немеряно , причём она не оказывает ни малейшего влияния ни на сюжет, ни на характер персонажей. Как, впрочем, и положено воде)
Перед выездом «в хвост самолёта» героине сообщают, что среди прочего на этом булыжнике мир держится, и вообще (что «вообще»? Да то же, что и с прочими «обоснуями» в этой книге, их нет . Доказательства не нужны, всё так, как описано и говорится потому что гладиолус).
Ещё сорок тонн воды, философского онанизма и скитаний (буквально, по субъективным оценкам без сюжета проходит до половины книги. Снова.), и вот наша дура находит на кубе даму лёгкого поведения , удивительно похожую на искомый объект.
В этот момент мы узнаём, что дура «альтернативно ориентирована», и в результате стечения обстоятельств, которые здесь упоминать нельзя (да оно и к лучшему, так как это стечение ещё более тупое, чем предшествовавшие события) выясняем, что данная дама — никто иная, как та самая востребованная танцовщица.
Что, как, откуда, почему с первой попытки? Гладиолус .
Дальше следуют полторы страницы финала, с которых вы можете открыть сразу, потому что это типичный сюжет голливудского фильма: всё шло хорошо, но в последний момент врываются злодеи, почти побеждают, но героиня всех спасает, мир перезапускается. Ка-анец.
Хотя нет, не конец, а ещё одна тупость.
Как выяснилось, в роли той самой танцовщицы прекрасно сгодилась и главная героиня. Отсюда вопрос: я не тупой, и в таком случае получается, что водой была ВСЯ вторая часть .
Подводя итоги
А что тут подводить? Сюжета в лучшем случае «на рассказ», вместо раскрытия персонажей — вода (тонны её), не раскрывающая ничего, а сама вода по своей структуре похожа на шизофазический бред.
В отличие от всех остальных книг Пелевина — эта ни над чем не смеётся, ни с чем не полемизирует и ничего не «понимает» на вид обществу. Абсолютно «непелевинское» творчество.
А разгадка проста, как лом: автору были нужны бабки , и он бегло накропал данный опус за три-пять «карантинных» месяцев (на что указывают и временные «маркера», и общий стиль с зацикленностью на море). Что можно написать в таком объёме за три месяца? Воду.
Хотите почитать что-то на ту же тему, но в исполнении здорового человека? У меня есть рецензия на роман «Риф» не менее известного Алексея Поляринова : то же самое по идее, только на три эшелона лучше по исполнению. И даже если брать в бумаге — всё равно дешевле выйдет.
Не того Пелевина я ждал, ой не того.
Если вам есть что сказать или предложить идею — смелее в комментарии , особенно с последним: я пребываю в перманентном творческом кризисе.
Источник