Спектральные параметры букв и звуков
Ещё в XIX веке исследователи обнаружили связь цветовой гаммы с алфавитом. Каждую букву можно разместить на поле цветового спектра. Такой подход называется металингвистикой. Наиболее яркими являются гласные. Именно они определяют цвет слов.
Помните ли вы считалочку «каждый охотник желает знать, где сидит фазан?» Начальные буквы слов соответствуют цветам радуги. По такому же принципу распределяются гласные:
А — красный (Я – бордовый, Е – розовый),
Э — оранжевый,
У — жёлтый (Ю – коричневый),
О — зелёный,
Ё — голубой,
И — синий,
Ы — фиолетовый.
Буквой Й управляет серый цвет.
Есть и другой взгляд. Языковед А.П.Журавлёв составил свою таблицу цветных звуков:
А – красный цвет,
И – синий и голубой,
О – светло-жёлтый,
У – сине-зелёный,
Ы – тёмный, чёрный,
Э – жёлто-зелёный.
Вот в этом и кроется секрет настроения букв. Он связан с цветами, которые, как известно, способны управлять нашими эмоциями. Так А будет возбуждать, Е и Э – взывать к жизни, У и Ю – угнетать, О и Ё – успокаивать, а И и Ы – вводить в депрессию. Хотя насчет того, что синий и фиолетовый цвета вводят в депрессию, я не согласна.
Надеюсь, статья вам понравилась, ведь иногда мы не замечает то удивительное, что есть вокруг. Цветная звукобуквенная история только подтверждает это. Находите необычное рядом с собой – и жизнь станет ярче.
Спектральные параметры букв и звуков
Визуальные образы человеческих имён
Современный Русский язык и Русский алфавит имеют уникальное математическое и
фонетическое строение,
поскольку имеют сакральное число гласных фонем и соответствующее сакральное
число гласных букв, что образует замечательную лингвистическую систему, которая
уникальна по сравнению с другими современными языками и алфавитами, поскольку
каждая буква соответствует определённой фонеме.
Некоторые другие славянские языки и алфавиты тоже имеют
лингвистическое строение, которое заключается в тождественности букв и фонем.
Поэтому буквы Русского алфавита можно рассматривать не только как
алфавитные символы, но также как математические знаки, которые
соответствуют акустическим параметрам звуков речи и определяют
психофизиологическое восприятие слов.
То есть если человеческое восприятие мира обусловлено воздействием акустических
и других физических волн (вибраций), то буквы являются символами, которые
указывают величину волн. Можно говорить, что буквы обозначают физические
амплитуды, согласно которым человек воспринимает слова.
В Русском алфавите 10 гласных букв (если учитывать букву Й, то 11 гласных
букв, что является сакральным числом), которые образуют симметричную шкалу,
что показано на рисунке:
На рисунке показана последовательность гласных букв, которая соответствует последовательности букв в алфавите, но позиция буквы Э изменена, поскольку это требуется для симметричного расположения букв. |
Как видно на рисунке:
— буква Я является йотированным звуком А и симметрична букве А;
— буква Е является йотированным звуком Э и симметрична букве Э;
— буква Ё является йотированным звуком О и симметрична букве О;
— буква Ю является йотированным звуком У и симметрична букве У;
— буква И симметрична букве Ы.
Чтобы буква Э была симметрична букве Е, необходимо иное
положение буквы Э, нежели в академическом алфавите. Если учитывать, что буква Э включена в Русский
алфавит в 1708 году, то изменение положения буквы Э может быть оправдано с точки
зрения симметричного расположения букв.
Также в Русском языке 10 звонких согласных фонем и 10 глухих согласных
фонем, что соответствует числу звонких и глухих согласных букв в алфавите.
Если Й (и йотированное) отнести к гласным; Ь (мягкий знак) отнести к звонким
согласным; Ъ (твёрдый знак) отнести к глухим согласным, то в Русском алфавите
имеются три фонетические группы букв, в каждой из которых 11 букв, что является
сакральным числом.
Информация о сакральном числе 11, которое свойственно древнему Финикийскому
алфавиту, а также свойственно современному Русскому алфавиту, дана на 3 странице
этого раздела сайта.
На следующем рисунке показана таблица, где
строки указывают фонетические свойства букв и соответствуют трём фонетическим
группам Русского алфавита, а в колонках указаны цветовые
соответствия букв:
Непосредственными цветовыми соответствиями обладают гласные буквы (гласные фонемы), а согласные буквы поставлены в соответствие к гласным в зависимости от последовательности букв в алфавите. То есть положения согласных букв в ячейках таблицы отвечают последовательности букв, которая существует в современном Русском алфавите, и в соответствии с этой последовательностью согласные буквы соотнесены с цветами гласных букв. Цвета гласных букв можно считать более насыщенными, а цвета звонких и |
Следующий рисунок показывает закономерности, согласно которым гласные буквы
соотносятся со спектром цвета (спектром радуги):
Буква Я находится в начале традиционного спектра радуги, а буква Ы находится в конце, то есть спектр направлен от буквы Я к букве Ы по часовой стрелке: — буквы Я, А, Е — бордовый — красный — розовый (каждый); — буква Э — оранжевый (охотник); — буквы У и Ю — жёлтый — коричневый (желает); — буква О — зелёный (знать); — буква Ё — голубой (где); — буква И — синий (сидит); — буква Ы — Слова «каждый охотник желает знать где сидит фазан» обозначают |
Буква Й образует ось серого цвета.
Буквы Я (бардовый) и А (красный), Е (розовый) и Э (оранжевый), Ё
(голубой) и О (зелёный), Ю (коричневый) и У (жёлтый) образуют пары
соответствующих йотированных и нейотированных фонем, что показано стрелками.
Буквы А (красный), И (синий) и У (жёлтый) образуют треугольник несмешанных
цветов.
Буквы Ы (фиолетовый), О (зелёный) и Э (оранжевый) образуют треугольник
смешанных цветов, поскольку фиолетовый цвет получается из смешения красного
цвета с синим цветом, зелёный цвет получается из смешения синего цвета с жёлтым
цветом, оранжевый цвет получается из смешения красного цвета с жёлтым цветом.
Треугольник смешанных цветов взаимосвязан с треугольником несмешанных цветов:
— фиолетовый цвет расположен между красным и синим, поскольку является смешением
красного и синего цвета;
— оранжевый цвет расположен между красным и жёлтым, поскольку является смешением
красного и жёлтого цвета;
— зелёный цвет расположен между синим и жёлтым, поскольку является смешением
синего и жёлтого цвета.
Буквы Я (бордовый) и Ю (коричневый) образуют ось затемнённых цветов.
Буквы Е (розовый) и Ё (голубой) образуют ось осветлённых цветов.
Буквы А (красный) и О (зелёный), Ы (фиолетовый) и У (жёлтый), И
(синий) и Э (оранжевый) расположены противоположно и образуют контрастные пары
цветов и звуков.
Буквы Е (розовый) и Ё (голубой), а также буквы Я (бардовый) и Ю (коричневый) расположены
противоположно, но не являются контрастными парами цветов и звуков.
Кроме того, в показанной схеме можно увидеть многие другие цветовые и звуковые
соотношения и закономерности.
Взаимоположение букв в показанной спектральной схеме установлено согласно корреляциям гласных
фонем, которые
можно проследить в славянских языках и алфавитах. А именно положение букв А, Я,
Е, Э в верхней полусфере и положение букв Ё, О, Ю, У в нижней полусфере
обусловлено взаимными корреляциями соответствующих фонем в славянских языках,
что можно увидеть в алфавите Кирилла и Мефодия.
Соотношение буквы А с красным цветом бесспорно и является эмоционально
безусловным, и соответственно безусловными являются цветовые соответствия букв
Я, Е, Э в верхней полусфере.
В нижней полусфере допустимо поменять местами пары букв Ё-О и Ю-У, то есть можно
предположить, что буква Ё является коричневой, буква О является жёлтой, буква Ю
является голубой, буква У является зелёной, но всё же мне кажется, что
правильными являются показанные цветовые соотношения, поскольку звук У является
угнетающим и соответствует жёлтому цвету, который также является угнетающим.
Буква Й условно сопоставлена с серым цветом, поскольку с фонетической точки
зрения эта буква означает звук, задействованный в йотированных гласных Я, Е, Ё,
Ю, которые соотносятся с затемнёнными и осветлёнными цветами, что связано с
интенсивностью серого цвета. Но в действительности на участке спектра между
синим и фиолетовым находится смешанный сине-фиолетовый (темно-синий) цвет.
При более детальной дифференциации спектра можно выделить большее количество
цветовых оттенков, которые могут быть сопоставлены с акустическими оттенками
гласных звуков.
Между буквами Э (оранжевый) и У (жёлтый) может находиться звук, который
соответствует светло-лимонному цвету; между буквами А (красный) и Е (розовый)
может находиться звук, который соответствует малиновому цвету; а также между
другими буквами могут находиться звуки, которые соответствуют более детальной
дифференциации цветового спектра, но буквы для таких звуков в Русском алфавите
отсутствуют.
Обратите внимание, что между буквами Ы (фиолетовый) и Я (бордовый) находятся
невидимые инфракрасные и ультрафиолетовые цвета, которые могут соответствовать
неслышимым инфразвукам и ультразвукам.
Цвет обладает психофизиологическим воздействием, и поэтому звуки речи также
обладают аналогичным воздействием на человеческую психику:
— буквы Я и А являются возбуждающими, поскольку соответствуют возбуждающим
цветам;
— буквы Е и Э являются жизнеутверждающими, поскольку соответствуют цвету
восходящего солнца;
— буквы У и Ю являются угнетающими, поскольку соответствуют цвету луны;
— буквы О и Ё являются успокаивающими, поскольку соответствуют цвету воды и
неба;
— буквы И и Ы являются депрессивными, поскольку соответствуют цвету ночного
неба.
Приведённые ассоциативные взаимосвязи цвета с явлениями природы являются
условными, поскольку в действительности цвет и звуки речи имеют
физические параметры (величины волн), которые воздействуют на человеческое
восприятие, но всё же явления природы имеют цвет, который соответствует
эмоциональным впечатлениям. То есть явления природы обладают цветом, который
удивительным образом тождествен свойствам явлений природы и воздействует на
человеческое восприятие аналогично свойствам явлений природы.
Таким образом, буквы являются метасимволами, которые означают не только звуки
речи, но также отождествляются с многими другими явлениями окружающего мира и
обладают физическими параметрами, которые тождественны физическим параметрам
явлений окружающего мира. Когда буквы складываются в слова, то образуются
комбинированные символы, которые тождественны комплексным явлениям окружающего
мира, и поэтому слова вызывают сложные эмоциональные впечатления в человеческом
восприятии.
Можно говорить, что каждое слово имеет комбинированную сложную эмоциональную
амплитуду, согласно которой человек воспринимает психофизиологическое влияние
слова.
Чтобы понять и увидеть эмоциональные амплитуды слов, можно использовать
визуальные образы, в которых буквы сопоставлены с цветом и последовательность
букв в словах сопоставлена с геометрическими фигурами, для чего можно применить
цветовой круг, который показан на следующем рисунке:
Источник
Полумесяц – от мифического до сакрального
Каждая религия имеет свою символику. Каждый символ несет в себе скрытый смысл. У каждого символа есть своя история возникновения, и, пожалуй, каждый из символов имеет ту или иную трактовку. На наш взгляд, говоря о символе ислама, полумесяце, стоит, в первую очередь затронуть тему влияния луны, а также солнца, как небесных светил на жизнь верующих. Здесь мы не подразумеваем их некое астрологическое или эзотерическое влияние на здоровье, благосостояние или судьбу человека. Конечно же, нет! Но отметим, что такие виды поклонения верующего мусульманина, как совершение намаза, завершение утренней трапезы и начало времени вечерней трапезы в месяц Рамадан определяются движением солнца, то есть в зависимости от расположения данного небесного светила, в течение суток, в исламе определяется начало пятикратных молитв и время трапез. Такие же виды поклонения, как хадж, закят, милостыня аль-фитр и праздничные дни привязаны к определенным датам лунного календаря. Такие аспекты бракоразводного процесса в исламском праве, как выжидательный срок после смерти супруга, иля (клятва, данная мужем о том, что он не прикоснется к своей супруге в течение 4 месяцев) и другие, также определяются лунным календарем, используемым всеми исламскими правоведами, занимающихся рассмотрением широкого спектра вопросов, связанных с религиозной практикой мусульман.
В Коране сказано: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа» (Бакара, 189).
Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Начинайте поститься, когда увидите новый месяц, и завершайте, когда его увидите. А если небо было неясным, то определяйте» (Бухари, номер 1900 и 1906, от Ибн Умара, Муслим, 2501).
Как видно из приведенных канонических текстов, начало месяца в лунном календаре определяется зарождением новой луны. Данное обстоятельство сделало появление новой луны очень важным явлением в жизни верующих мусульман. Так как она является началом месяца мусульманского календаря, Пророк Мухаммад, мир ему, при виде ее возвеличивал Аллаха и совершал мольбу, прося у Аллаха блага. Данная мольба звучит следующим образом:
«Аллах велик! О Аллах, вознеси его (молодой месяц) над нами безопасностью, верой, благополучием, исламом и содействием тому, что Ты, Господь наш, любишь и что Тебе угодно! Господь наш и Господь твой – Аллах!» (Тирмизи, «Призыв», 51).
Методам определения лунных месяцев посвящены многие трактаты исламских ученых, как прошлого, так и современности, что указывает на особое значение новой луны в исламском праве.
Полумесяц в древних религиозных культах
Говоря о полумесяце, стоит помнить, что, хотя упоминания о нем имеются в Коране и хадисах, как символ религии он первыми мусульманами не использовался, наоборот, полумесяц как религиозный символ использовался многими древними культами, в том числе этот символ имел распространение у тюркоязычных народов. Рассмотрим некоторые примеры.
У древних народов полная луна олицетворяла красоту и изящество, полумесяц символизировал рождение, возрождение, благородную жизнь. Многие народы поклонялись луне, у многих из них существовало множество мифов, связанных с ней. Немало мифов связано с луной и у тюркских народов, большинство которых сейчас исповедует ислам. Один из таких мифов повествует о том, что тюркский богатырь Огуз Хан женился на девушке, созданной из света, от этого союза родились Солнце, Луна и Звезда. Данный миф имеет большую схожесть c шумерской мифологией (Türker-Küyel, s. 521). Часть этих мифов посвящена зарождению тюркоязычных и монголоязычных племен. Так, по словам египетского историка тюркского происхождения, жившего в мамлюкский период Айбека ад-Давадари, праотцом тюрков является Ай-Атам, то есть Отец-Луна (Ögel, I, 485).
В пору, когда уйгуры начали переходить из тенгрианства в манихейство и буддизм, их верховное божество «Кок Тенгри» — (Небесный Тенгри) начал называться «Ай Тенгри» — (Лунный Тенгри). Так уйгуры называли Бога и в период правления династии Хорезмшахов в центральной Азии (Ögel, II, 202-203).
В отношении некоторых тюркских ханов использовалась фраза в виде эпитета: «Ай Танрыда кут булмуш», дословно, «Луна нашла в Боге счастье» (Kafesoğlu, s. 125-126; Caferoğlu, sy. 1, s. 112-114). По мнению турецкого историка Эмеля Эсина, как минимум еще за тысячу лет до рождества Христова древние кочевые народы воспринимали полумесяц со звездой как символ власти и богатства. У более поздних кочевых обществ, в особенности тюркоязычных сохранялась подобная традиция восприятия изображения полумесяца со звездой. Часть родов древних тюрков использовало полумесяц в качестве родовой тамги. Этот символ был также изображен на флагах уйгурских племен, он, в том числе изображался на штандартах государства Караханидов, которое с середины 10 века считалось мусульманской империей, а на караханидских монетах заметны мотивы, напоминающие полумесяц (Esin, I, 313 vd.).
Полумесяц являлся символом бога луны Нанны в шумеро-аккадской мифологии. Этот знак часто встречается на печатях и пограничных камнях Месопотамии. В каждой культуре, где присутствовал бог или богиня луны их символом являлся именно полумесяц (Gray, s. 98-99).
Цилиндрическая печать периода III династии Ура изображающая сидящего царя Ур-Намму, которому божество представляет одного из его вельмож. Надпись гласит: «Ур-Намму, могучий герой, царь Ура, Хашхамер, энси города Ишкур-Син, его слуга». На печати, четко виден полумесяц – символ Нанны.
Полумесяц как религиозный символ использовался не только в Месопотамии, он был широко распространен во многих регионах Ближнего Востока. В египетской мифологии присутствует бог луны Тот, который изображается с короной, опоясанной полумесяцем. Согласно учению зароастризма, один глаз бога Ахурамазды – это луна, второй – солнце.
На монетах ахаменидских правителей Дария I и Дария II, на которых присутствует их собственное изображение, над их коронами изображен полумесяц (A Survey of Persian Art, VII, 126, 127). На монетах империи Сасанидов в большинстве случаев присутствует изображение полумесяца, иногда присутствует изображение полумесяца со звездой (там же, VII, 251-252). Не исключено, что наличие этих символов на монетах, указанных государств имеет сакральное значение.
Отметим, что жители Месопотамии, древней Индии, ацтеки, майа следили за всеми фазами луны и использовали свои наблюдения для составления календарей и определения дат. Согласно Ветхому Завету и Корану, мудрость создания луны заключается, в том числе в том, чтобы люди могли определять для себя даты календаря. Об этом говорится и в псалмах. В иудейской культуре существует традиция празднования наступления, как новолуния, так и полнолуния в пятнадцатый день каждого месяца. Наблюдения за фазами луны упомянутыми народами отложило на их культуры определенный отпечаток, выражающийся в изображении символа полумесяца на древних фресках, картинах, храмах и книгах.
Полумесяц как символ ислама
Священный Коран часто упоминает новолуние, а как мы знаем во время новолуния луна выглядит в форме полумесяца. «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа» (Бакара, 189). В этом аяте употреблено слово «новолуния», в арабском варианте оно звучит, как «ahillah» — это форма множественного числа слова «hilal», что переводится, как «новолуние», «новый месяц», «полумесяц».
В 5 аяте суры Юнус, Аллах упоминает луну, в общем контексте, употребляя слово «kamar»: «Он — Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне — свет. Он установил для нее фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счет. Все это Аллах сотворил только ради истины. Он разъясняет Свои знамения для людей знающих».
Аяты 39 и 40 суры Ясин вновь говорят нам о луне – «kamar»: Мы предопределили для луны положения, пока она вновь не становится подобна старой пальмовой ветви. Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день. Каждый плывет по орбите. Сравнение со старой пальмовой ветвью указывает на ту фазу луны, когда она становится «hilal», то есть при новолунии обретает форму полумесяца.
Как было указано выше, существует множество хадисов и высказываний ученых о луне и в особенности о новолунии.
Символ полумесяца имел разное значение для разных культур, но так как новая луна в виде полумесяца часто упоминается в аятах и хадисах, возможно, нет ничего предосудительного в том, что часть мусульман считает ее, символом счастья, радости и возрождения. Хотя нельзя забывать, что этот символ изначально использовался различными языческими культами, а позже перешел в исламскую культуру. Момент перехода символа полумесяца в ислам большинство историков связывает с падением Константинополя под ударами турков – османов в 1453 году. Еще до рождества Христова Константинополь, в то время, называвшийся Византом имел герб, на котором был изображен полумесяц со звездой. До прихода в Римскую империю христианства, у каждого города был свой покровитель или покровительница из пантеона языческих божеств того времени. Божеством, покровительствовавшим Византу была греческая богиня луны Диана, именно ее символизировал полумесяц со звездой. После того, как Римская империя перешла в христианство, многие знаки, символы, ритуалы, имевшиеся на вооружении языческих жрецов до этого, успешно перешли в новую религию и обрели иной смысл, связанный с библейскими сюжетами.
Так, после разделения Римской империи на восточную и западную, в Византии полумесяц начинает олицетворять мать пророка Исы Марьям. Это произошло в 330 году н.э., когда император Константин переименовал Византий в Константинополь, а деву Марию объявил покровительницей города. В данном случае произошло буквально лишь изменение имени покровительницы, но основный смысл культа почитания покровительницы, да и образ остались прежними. Сообщается также, что до Византа полумесяц служил гербом египетского города Александрии и города-государства, гордого, непокорного Карфагена.
Герб Византа (Константинополя) и монета
Дева Мария с полумесяцем
Резное изображение передней части карфагенского корабля. Виден герб Карфагена.
Версия о переходе символа полумесяца в культуру мусульманских народов с момента взятия Константинополя турками является одной из распространенных, но не единственной. По крайней мере, мы можем с уверенностью утверждать, что полумесяц как символ начинает широко использоваться мусульманами в чеканки монет, начиная с X века. Во времена правления халифа Умавии, при правлении наместника провинции Табаристан Умара бин Ала, а также в южном Ираке во времена правления Хаджаджа использовались монеты, которые чеканились в Нишапуре. Это были по своей сути сасанидские монеты с изображением полумесяца со звездой, только в центре монеты имелись надписи с шахадой, басмалой или некоторыми аятами Корана (Tözen, I, 3, lv. 1-36). Во время существования аббасидского халифата, в части независимых от аббасидов мусульманских государствах чеканились монеты с изображением полумесяца. Так, в X – XI вв. в государстве Караханидов чеканились подобные монеты. Рядом с изображением полумесяца или внутри него помещались надписи «лиллях» (ради Аллаха, принадлежит Аллаху), «адль» (справедливость), «илик» (властитель) (Esin, I, 355-356). На одной стороне медных дирхемов, чеканившихся в Мосуле при правлении Насруддина Махмуда Занги изображен полумесяц внутри которого помещено изображение правителя с короной (Treasures of Islam, s. 529). Присутствовал полумесяц и на монетах государства Ильханидов. По сообщению персидского историка Мирханда, правитель Газневидского государства Себук Тегин (около 942-997) использовал полумесяц как символ своего войска (Ravżatü’ś-śafâ, IV, 26).
Как видно из сказанного, мусульманские правители того времени не испытывали к современному мусульманскому символу какой-то неприязни, хотя они прекрасно понимали, что пользуются формой монет сасанидского Ирана – немусульманского, языческого государства, а также символом, пришедшим к ним не от Пророка Мухаммада, мир ему.
Сасанидские монеты
Солдаты с золотыми полумесяцами
Еще одним аргументом в пользу версии, свидетельствующей о том, что мусульмане задолго до взятия Константинополя начали использовать символ полумесяца являются свидетельства римских летописцев, описывавших войны, происходившие в европейских державах, а также крестовые походы.
Так, по сведению турецкого историка Артина Пашы в 1082 году между императором Рима Генрихом IV и Папой VII Григорием произошел конфликт. Папа Римский в том же году направил против Генриха свою армию в составе которой находились мусульманские бойцы из Сицилии, они носили на груди золотые полумесяцы (Yakup Artin Paşa, I/3, s. 39). Отметим, что данный случай произошел за 17 лет до начала первого крестового похода. Известно также, что Фатимиды, управлявшие Египтом в X-XII веках носили ожерелья в виде полумесяца. Использование мусульманами того времени подобных украшений, частично подтверждают европейские средневековые миниатюры, изображающие крестовые походы. На них мы можем увидеть мотивы полумесяца, как на противниках крестоносцев, так и на их крепостях.
Миниатюры, датируемые 1300 годом нашей эры. Хранятся в музее кафедрального Собора св. Петра в Риме.
Изображения знамен разных городов государства Хафсидов на территории Туниса (1229 – 1574)
Храм «Бога – Христа» и дом Аллаха — от хиляля до креста
К X веку две цивилизации, исламская и христианская вступили на тропу величайшего противостояния. На тот момент, согласно историческим сообщениям, и та и другая сторона уже имели ясную и понятную символику, обозначавшую их культурную и религиозную традицию. На тот момент, крест, будучи не единственным символом христианства имел уже имел широкое применение и ни один купол христианского храма той эпохи не обходился без него. Исторические данные дают повод полагать, что к тому времени полумесяц уже использовался некоторыми мусульманскими государствами и династиями не только, как нательное украшение, элемент нумизматики, или эмблема государства, к тому моменту мусульмане уже водружали полумесяцы на купола мечетей.
Так, в 1099 году, после падения Иерусалима под ударами объединенных войск крестоносцев под командованием Готфрида Бульонского, одна из главных мечетей города, «Купол скалы» была передана ордену монахов-августинцев, которые превратили мечеть в церковь, а на ее купол воздвигли золотой крест (Энциклопедия ислама, VI, 945). Когда султан Салахуддин в 1187 году освободил Иерусалим от крестоносцев, он повелел снять крест с купола мечети и возвести вместо него знак в виде полумесяца концы которого размещались близко друг к другу (Энциклопедия ислама, VI, 945). Задолго до этого, в 1064 году сельджукский султан Алп — Арслан захватил армянский город Ани, он повелел переделать главную церковь города в мечеть. По его повелению с купола храма был снят большой крест и водружен полумесяц, привезенный из города Ахлат (Urfalı Mateos Vekayinâmesi, s. 121, Vardabet, I, 195). В 1124 году грузинская армия ненадолго отвоевала город у мусульман. В этот период храм был вновь переделан из мечети в церковь, купол храма начал снова венчать христианский крест (Turan, s. 6-7).
Полумесяц в тюрко-мусульманском зодчестве Анатолии
Большое распространение обрело изображение символа полумесяца в тюрко-мусульманском зодчестве Анатолии в сельджукский период. Например, на внешней стене мечети Улу Джами в турецком городе Дивриги изображен двуглавый орел по обе стороны которого, а также в основании хвоста птицы изображены три полумесяца.
Двуглавый орел мечети Улу Джами в Дивриги
На стенах главного входа в здание древнего медресе города Коньи, по обе стороны в симметричной форме изображено растение, возможно олицетворяющее древо жизни. Ствол дерева охватывает кольцо в виде полумесяца. Подобное изображение можно также найти на стенах древнего медресе города Эрзрум.
Главный вход в медресе
Полумесяц как символ Османской Империи
Во время правления династии Османов, использование мотивов полумесяца в тюрко-мусульманском зодчестве, архитектуре, нумизматике и геральдике увеличивается. Османское государство с самого начала своего появления имело тенденцию расширять свою территорию. Вместе с ростом границ Османской империи расширялись и культурные каналы, через которые в страны мусульманского востока, Африки, Азии и Балкан проникала культура османской Турции. По этой причине полумесяц при османах стал символом уже всего мусульманского мира, к тому времени полумесяц начал приобретать религиозно-политическую основу.
Доказательством этого утверждения является европейская карта мира XIV века. На данной карте север Африки обозначен флагом с изображением одного полумесяца, территория Средней и Восточной Азии обозначены флагами, на которых изображены три полумесяца. На карте XV века, подготовленной Франческо де Дженазисом на основе его путешествия по Адриатике показаны флаги с изображением одного полумесяца и флаги с двумя полумесяцами (XIV-XVIII Yüzyıl Portalan ve Deniz Haritaları, s. 42-43).
На карте Европы и Северной Африки, изготовленной европейским картографом Джорджио Сидери (1537–1565), территории, входящие в состав Османской Империи обозначаются флагами с изображением полумесяца (XIV-XVIII. Yüzyıl Portalan ve Deniz Haritaları, s. 84-85).
Карта мира Джорджио Сидери
Карта Европы и Северной Африки. Автор: Джорджио Сидери
Мотив полумесяца использовался многими мусульманскими государствами, династиями, военными формированиями. Так, мотивы полумесяца находят на штандартах Андалузского султаната, государства Мамлюков и конечно же Османов. Первое изображение полумесяца в османской государственной символике мы находим на штандарте османского Султана Селима Явуза (1470-1520), хранящегося в музее дворца Топ Капы. В середине полотна изображен зульфикар – двойной меч сподвижника Пророка Мухаммада, мир ему, Али. С обоих сторон меча изображено по три полумесяца. В два нижних полумесяца вписан первый аят 48 суры Корана, который гласит: «Воистину, Мы даровали тебе явную победу». В остальные полумесяцы вписаны слова единобожия: «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха».
Один полумесяц на знамени Селима изображен также в основании рукояти меча, а в полосе, разделяющей верхнюю треугольную часть полотна от основной ее части изображено с десяток небольших полумесяцев. Внутри двух таких вписана фраза «О, Мухаммад!», внутри других изображено большое количество звезд.
Знамя Султана Селима Явуза
В войсках Османской империи при Венской битве 1683 года турками использовалось знамя в виде большого полумесяца на котором было написано свидетельство веры, печать султана Сулеймана, и изображение небольших полумесяцев и звезд (Çygulski, s. 37-50, rs. 9). В морском музее Стамбула хранится штандарт султана Мустафы III (1717-1774), который был изготовлен для него в Багдаде. Длина штандарта составляет 14 м, ширина 5 м, вес 56,5 кг. На штандарте, наряду с изображением тугры султана и аятов из Корана в большом количестве присутствуют изображения полумесяца (Atasoy, s. 42-43). В музее дворца Топкапы находятся вещи, принадлежащие султанам Османской Турции, таким как султан Сулейман II, султан Ибрагим и другим. Среди вещей султанов есть церемониальные одежды, шелковые одеяния и прочее. Практически на всех видах одеяний можно обнаружить мотивы полумесяца. Подобные мотивы встречаются и на султанском троне XVI века, находящегося в упомянутом музее.
Европа начала знакомиться с мусульманским востоком в эпоху крестовых походов, взаимопроникновение обеих культур продолжилось в период правления Османов. Как правило, когда европейцы изображали мусульман и их правителей в своих миниатюрах и гравюрах, они часто использовали при этом мотивы полумесяца.
Так, на европейских гравюрах XVI века, где изображаются султан Сулейман и его супруга Хюррем султан, присутствует и изображение полумесяца. Так на одной из них рядом с портретом султана изображена эмблема с тремя полумесяцами. На гравюре, изображающей Хюррем султан, одежда супруги Сулеймана украшена мотивами данного символа (Ward, s. 17, 51).
Сулейман Великолепный на венецианской гравюре
Венецианская гравюра с изображением Роксоланы (Хюррем султан)
На другой гравюре изображен султан Сулейман, идущий на пятничную молитву, в его руках посох на рукояти которого виднеется полумесяц (Ward, с. 50). Еще одна миниатюра показывает, как Сулейман стоит у ворот мечети, над его головой видно изображение слона, голова которого украшена полумесяцами. Полумесяц в этой миниатюре присутствует и на флаге, и над воротами мечети (Ward, с. 48).
Сулейман II (1642-1691) использовал символ полумесяца со звездой как эмблему своей армии и флота. В верхней части его печати изображен полумесяц с шестиконечной звездой (Kütükoğlu, s. 86; Özdemir, s. 77, 79). Во время правления султана Махмуда II (1784 – 1839) изображение полумесяца со звездой начинается использоваться в официальных документах. На одном из таких документов того времени можно увидеть тугру султана, над ней эмблему государства, а над ней два полумесяца, обращенных друг к другу, между ними помещена четырнадцатиконечная звезда. Помимо этого, на эмблеме государства изображены три полумесяца со звездами (Özdemir, s. 82). На печати османского посла в Париже, направленного туда султаном в 1835 году имеется изображение полумесяца с пятиконечной звездой (Kütükoğlu, s. 90).
Стоит отметить, что изображение полумесяца присутствует, в том числе в европейской культуре, возможно это является следствием культурного обмена с мусульманским востоком. Как пример, можно привести французские гобелены XVI века, где широко представлен полумесяц в виде родового герба.
Один из шести гобеленов «Дева и единорог». На трех знаменах изображены по три полумесяца, флагштоки также украшены этим символом.
Хиляль – скрытое имя Бога
В данной статье мы рассмотрели историю возникновения символа полумесяца, его значения в тех или иных культах, а также различную практику применения. Но помимо всего этого, нельзя оставить без внимания сакральный смысл этого символа. Он имел сакральность, практически во всех культах, использовавших его, не является исключением и ислам, в некоторых формах которого переплетено множество элементов древних культур и религиозных традиций, особенно касающихся религиозной символики. Мы сказали, что в древних культах полумесяц являлся обозначением того или иного персонажа различных языческих мифологий, но и в исламе он имеет подобный скрытый смысл.
Дело в том, что в арабском языке имеется система обозначения чисел с помощью арабских букв. Сама система имеет название Абджад. Эта система была унаследована арабами от других семитских племен. Помимо этого, в исламской философии некоторые буквы обозначают какие-либо абстрактные явления или что-либо глобальное. Например, буквой «алиф» обозначается единство Аллаха, а буквой «ба» вселенная. Использование абджада встречается в исламском зодчестве. Если посмотреть на старинные фонтаны Стамбула, то мы увидим на табличках этих фонтанов тексты, в которых есть информация об архитекторе, строителе, меценате, приложивших усилие в создании данного объекта. Нередко на них имеются тексты с добрыми пожеланиями для них. Но часто можно заметить, что не указывается дата строительства фонтана или иного старинного объекта, но это лишь на первый взгляд кажется, что ее нет, на самом деле она есть и она скрыта в буквах арабского алфавита, выстроенных по системе абджад. Чтобы понять связь сказанного с обсуждаемой нами темой, нужно вывести числа из арабских букв, которыми обозначается слово «Аллах». И так, попробуем:
алиф + лям + лям + һа = 1 + 30 + 30 + 5 = 66
Мы взяли цифровое значение каждой буквы слова «Аллах», сложили их и получили цифру – 66.
Какое отношение это может иметь к нашей теме, к полумесяцу?
Вспомним как по арабски звучит слово полумесяц.
Да, хиляль. Выведем цифровое значение арабских букв этого слова:
hа + лям + алиф + лям = 5 + 30 + 1 + 30 = 66
Получилось 66, как и в слове «Аллах».
Есть еще один символ, который часто использовался в архитектуре Османской Турции. Это тюльпан.
Это персидское слово, обозначавшееся в османский период арабскими буквами. Почему в архитектуре турецких мечетей много изображений мотивов тюльпана? Чтобы ответить на этот вопрос нужно применить абджад:
лям + алиф + лям + hа = 30 + 1 + 30 + 5 = 66
У всех трех слов одно суммарное значение букв — 66. Два последних слова указывают на первое, то есть на слово «Аллах». Соответственно, символ полумесяца, используемый мусульманами с давних времен, хоть и был заимствован у других культур, но все-таки имеет скрытый, сакральный смысл, указывающий на имя единого Создателя – Всевышнего Аллаха.
На сегодняшний день, полумесяц как официальный символ используется организацией Красный полумесяц, созданный в Османской империи как аналог Красного креста. Полумесяц является официальной эмблемой организации Зеленый полумесяц, ведущей борьбу с распространением наркотиков и алкоголя. Полумесяц изображен на государственных флагах таких государств, как Азербайджан, Алжир, Камерун, Турецкая республика Северный Кипр, Малайзия, Мавритания, Пакистан, Сингапур, Тунис, Туркменистан, Турция и других.
Полумесяц начал широко использоваться мусульманами с X-XI веков в противовес религиозной символике христиан, которые использовали на тот момент как религиозный символ крест. С взятием Константинополя турками использование символа полумесяца многократно расширилось (Yakup Artin Paşa, I/3, s. 39, 49). Полумесяц по праву может считаться символом ислама, так как в Коране и хадисах многократно упоминается новолуние, которое имеет форму полумесяца. Более того, Аллах в Коране часто клянется этим небесным светилом, а цифровое значение букв слова «хиляль» — (полумесяц) имеет одинаковое суммарное значение с буквами слова «Аллах». Кроме того, в истории ислама неизвестно, чтобы кто-либо из ученых-богословов прошлого и современности говорил о запретности использования полумесяца, как религиозного символа. Если учитывать то, что в исламском мире, на протяжении всего существования учения Пророка Мухаммада, мир ему, возникало множество споров и смут относительно различных вопросов, касающихся религиозных и политических убеждений, то возникновение споров относительно применения мусульманами полумесяца, документально не зафиксировано.
Источник