Меню

Будет солнце пойдем гулять как объяснить

Тест по русскому языку в 9 классе «Бессоюзное сложное предложение»

Тест по теме « Бессоюзное сложное предложение»

1.Как объяснить постановку тире в данном предложении

Будет солнце – пойдём гулять.

1) Первая часть сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

4) Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

2.Выбери знак препинания

На дворе декабрь в половине окрестность охваченная неоглядным снежным простором тихо цепенеет.

Сорока подняла голову сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица.

Кончил дело гуляй смело.

Погода была ужасная ветер штормовой ревел с ночи дождь лил как из ведра.

Я поднял глаза и увидел высоко в небе неслись над станицей птицы.

3.Выбери знак препинания

Сыр выпал с ним была плутовка такова

Я поднял голову перед огнем на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала.

Не спится Иудушке целые массы пустяков обступили изголовье постели.

Погода утихла тучи расходились перед ним лежала равнина.

Ввысь взлетает Сокол жмется Уж к земле.

4. Выбери знак препинания

Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно прогромыхивал гром.

5.Выбери знак препинания

Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей…

Проснулся пять станций убежало назад.

Лес рубят щепки летят.

6. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Собака была славная : уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

7 . Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Джельсомино запел — в окрестных домах повылетали окна.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.
4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.

8. Какое предложение является бессоюзным? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Всем известно и Москва не сразу строилась.
2) Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой и назовёт меня всяк сущий в ней язык.
3) Где мёд там и мухи.
4) Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца.

9.Объясните употребление двоеточия в структуре БСП.

В один из вечеров после этой встречи капитан был настроен радостно: загадочное слово было внезапно расшифровано .

А) Вторая часть поясняет первую.

Б) Вторая часть дополняет содержание первой.

В) Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

10. Найдите БСП, между частями которых надо поставить тире .

А) Странный случай произошёл в дороге совершенно поиздержался.

В) Лес рубят щепки летят.

Г) Утро было чудесным умытый лес улыбался, пели птицы.

Д) Любишь кататься люби и саночки возить.

Е) Богатому не спится богатый вора боится.

11. Найдите бессоюзное сложное предложение.

1) Любите книгу: она откроет вам много интересного 2) Я повторил приглашение, но он ничего не ответил 3) Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнём 4) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.

Источник

«Пошли гулять» или «пойдем гулять» – как должен говорить грамотный человек?

«Посмотри, какая хорошая погода за окном, пошли гулять? Или как правильно? Пойдем?» Мне кажется, почти у каждого иногда бывают сомнения по поводу выбора нужного слова. А уж в разговорной речи мы и вовсе часто слышим не только «пошли», «пойдем», но и вариант «пошлите», если фраза обращена ко множеству людей.

Предлагаю узнать, как все-таки правильно?

Когда уместно слово «пошли»

Понятно, что и «пошли», и «пойдем» – попытки поставить в повелительное наклонение глагол «пойти» (в значении «начать идти»). Но в качестве призыва к действию «пошли» – слово разговорное, поэтому в речи грамотного человека его быть не должно. Хотя в целом филологи не запрещают (но и не рекомендуют!) использовать его устно, за пределами литературного языка.

А вот такой феномен, как глагол «пошлите» (в том же значении), однозначно «вне закона». Так даже говорить нельзя.

Но не всё так просто. Слово «пошли» уместно, если вы хотите употребить «пойти» во множественном числе прошедшего времени :

После театра влюбленные пошли в ресторан.

Куда вы пошли , сейчас вынесут торт!

А еще «пошли» – это литературная норма глагола «послать» в форме повелительного наклонения второго лица единственного числа:

Пошли письмо Деду Морозу, чтобы твое желание сбылось!

Но это, как говорится, совсем другая история.

А что же с «пойдем»?

Грамотными вариантами повелительного наклонения глагола «пойти» считаются «пойдем» и «пойдемте» . Еще можно сказать «идем» или «идемте», но эти слова уже образованы от синонима – «идти».

Пойдемте скорее домой, на улице начинается дождь!

Когда же мы пойдем на кухню, сколько можно лежать в кровати? На часах уже 5 утра! (кошка)

Поэтому если вы хотите иметь грамотную речь, говорите «пойдем гулять» вместо «пошли». С точки зрения русского языка этот вариант –
стилистически нейтральный и правильный.

Поставьте, пожалуйста, «палец вверх» и подпишитесь на канал – это очень поможет развитию проекта.

С уважением, автор канала «Беречь речь» здесь пишут о русском языке с юмором и любовью.

Источник

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Дидактический материал

I. Постановка запятой и точки с запятой

Запятая ставится в бессоюзном сложном предложении для разделения частей, тесно связанных друг с другом (между ними можно поставить союз и) и обозначающих одновременно или последовательно происходящие события.

Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. (А.Пушкин)

Точка с запятой ставится в том случае, когда части бессоюзного сложного предложения менее связаны между собой (по смыслу и интонации они близки к самостоятельным предложениям), а также когда части уже распространены (имеют запятые) или группируются по смыслу (в этом случае употребление запятой между частями бессоюзного сложного предложения является знаком недостаточным).

Утро великолепное; в воздухе прохладно; солнце невысоко. (И.Гончаров) Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И.Тургенев)

Задание 1. Прочитайте текст. Понаблюдайте за интонацией, стилистическими особенностями бессоюзных сложных предложений, обоснуйте употребление запятой и точки с запятой.

Читайте также:  Как солнце лечит прыщи

Весело 2 пробираться 6 по узкой 6 дорожке 6 , между двумя стенами высокой 3 ржи. Колосья тихо бьют 1 вас по лицу, васильки цепляются 6, 2 за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой 2 рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные 5 осины высоко лепечут 6 над вами 3 ; длинные висячие ветки берез едва шевелятся 6 ; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы 4, 7 .

Внимание! Части бессоюзного сложного предложения, разделяемые точкой с запятой, произносятся с понижением голоса к концу части (почти как при точке) и значительными паузами между частями. Темп речи в таких предложениях обычно замедленный.

Учитывая эти сведения, подготовьте выразительное чтение текста И.Тургенева. Постарайтесь почувствовать настроение, которое передает автор.

Определите, какие языковые средства выразительности употреблены в последнем предложении.

Подберите синоним к слову статные.

Укажите типы односоставных предложений. Какова их роль в тексте?

Выполните указанные виды разборов.

Задание 2. Прочитайте бессоюзные сложные предложения и найдите в них грамматические основы. Решите, в каких бессоюзных сложных предложениях между частями нужно поставить запятую, а в каких – точку с запятой. Обоснуйте свой выбор.

Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) Между тем ноч_ пр_бл_жалась и р_сла как гр_зовая туча к_залось вместе с вечерн_ми парами от_всюду подн_мал_сь и даже (с)выш_ны л_лась темн_та. 2) Все кругом быстро ч_рнело и ут_хало одни пер_пела изр_дка кричали. 3) Уже я (с)трудом разл_чал отд_ле(н,нн)ые предметы поле неясно б_лело вокруг (за)ним (с)каждым мгн_вением надв_гаясь гр_мадными клубами вздымался угрюмый мрак. 4) Один п_логий холм см_нялся другим п_ля бе_конеч_но т_нулись за п_лями кусты словно вст_вали вдруг из земли перед самым м_им носом. 5) Всюду лучистыми _лмазами з_рделись крупные капли р_сы мне н_встречу чистые и ясные словно тоже обмытые утре(н,нн)ей пр_хладой прин_слись звуки кол_к_ла. 6) Ветер упал точ_но крылья сл_жил и зам_р н_ч_ным душ_стым теплом п_веяло от земли. 7) Ноч_ т_жело и сыро п_хнула мне в разг_ряче(н,нн)ое лицо к_залось г_товилась гр_за ч_рные тучи р_сли и п_лзли по небу вид_мо м_няя св_и дымные оч_ртания.

Сверьте свою работу с авторским текстом. Прочитайте предложения с нужной интонацией. Какое чтение предполагают бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой?

1) Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. 2) Все кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. 3) Уже я с трудом различал отдаленные предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. 4) Один пологий холм сменялся другим, поля бесконечно тянулись за полями, кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. 5) Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола. 6) Ветер упал, точно крылья сложил, и замер; ночным душистым теплом повеяло от земли. 7) Ночь тяжело и сыро пахнула мне в разг_ряченное лицо; казалось, готовилась гроза; черные тучи росли и ползли по небу, видимо меняя свои дымные очертания.

Задание 3. (Формирование речевых умений и пунктуационных навыков.) Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные: а) с запятой; б) с точкой с запятой.

1) Небо на востоке начало темнеть.
2) На вечерних улицах зажглись огни.
3) Молния блистала почти беспрерывно.
4) Река в половодье сильно разлилась.
5) За селом прогремел гром.
6) Вся природа дышит свежестью.
7) Воздух чист и прозрачен.

Задание 4. Подготовьте выразительное чтение текста, обращая внимание на интонацию и выбор знаков препинания в предложениях.

Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит. Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется. Но вот вы отъехали версты четыре. Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо. Солнце быстро поднимается; небо чисто. Вы взобрались на гору. Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны.

Озаглавьте текст, определите его основную мысль.

Сколько абзацев можно выделить в этом тексте?

Какова роль бессоюзных сложных предложений в тексте?

Чем объясняются различия в постановке знаков препинания (запятой и точки с запятой) между частями бессоюзных сложных предложений?

Какие средства выразительности использованы автором?

Укажите части речи в последнем предложении.

Объясните орфограммы в выделенных словах.

Составьте небольшой текст, используя бессоюзные сложные предложения с запятой и с точкой с запятой, на одну из следующих тем:

1. Перед грозой.
2. Ранним утром.
3. Летний вечер.
4. Метель.
5. Листопад.

II. Постановка двоеточия

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится в следующих случаях:

1. Если между частями причинные отношения (второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении), в этом случае перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как.

Незнанием никогда не следует хвастаться: незнание есть бессилие. (Н.Чернышевский)

2. Если между частями пояснительные отношения (вторая часть поясняет, конкретизирует высказанную мысль первой части), в этом случае перед второй частью можно поставить пояснительно-присоединительные союзы а именно, то есть.

Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (И.Гончаров)

3. Если вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя один из ее членов (обычно сказуемое). В первой части в этом случае можно вставить глаголы речи, мысли, чувства, восприятия (услышать, увидеть, почувствовать и подобные). Проверочные союзы: что, как.

Он поднял голову: сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица.

Задание 1. Прочитайте предложения. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть
а) указывает на причину того, о чем говорится в первой части;
б) раскрывает, поясняет содержание первой;
в) дополняет смысл первой части.

Читайте также:  Солнце по английски артикль

1) Я вошел в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель. 2) Я не мог заснуть: передо мною во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. 3) Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. 4) Мы взглянули друг на друга: нас поразило одинаковое подозрение. 5) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. 6) Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу. 7) Я глупо создан: ничего не забываю. 8) Грушницкий принял таинственный вид: ходит, закинув руки за спину, и никого не узнает. 9) Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса; она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами: в них выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек. 10) Одно мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. 11) Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться еще вдвое преступнее. 12) О, я прошу тебя: не мучь меня по-прежнему пустыми сомнениями и притворной холодностью. 13) Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами: это начинает ее пугать. 14) Я взглянул на нее и испугался: ее лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слезы. 15) Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывая смешные, а после дурные их стороны. 16) Уж эти больные такой народ: всё знают. 17) Я слез и подкрался к окну: неплотно притворенный ставень позволил мне видеть пирующих и расслушать их слова. 18) Вот мои условия: вы нынче же публично откажетесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения. 19) Об одном прошу вас: стреляйте скорее. 20) Все устроено как можно лучше: тело привезено. пуля из груди вынута. 21) Прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей. 22) Я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды. 23) Я взял со стола. червонного туза и бросил кверху: дыхание у всех остановилось. 24) Я обошел хату и приблизился к роковому окну: сердце мое сильно билось. 25) Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера. 26) Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.

Из какого произведения взяты эти строки? Назовите автора.

Чем объяснить частое употребление личного местоимения я в этих предложениях?

Дайте полную пунктуационную характеристику предложению 10.

Начертите схему предложения 9.

Задание 2. Прочитайте. Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений. Запишите предложения, расставляя знаки препинания, подчеркивая грамматические основы, в следующей последовательности:

1) второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении;
2) второе предложение раскрывает, поясняет содержание первого;
3) второе предложение дополняет смысл первого предложения.

1) Есть на свете такие счастливые лица глядеть на них всякому любо точно они греют вас или гладят. 2) Не одной только полудикой прелестью разлитой по всему ее тонкому телу привлекла она меня ее душа мне нравилась. 3) Не ноги меня несли не лодка меня везла меня поднимали какие-то широкие сильные крылья. 4) Вдруг я слышу меня кличет кто-то. 5) Голова у меня ходила кругом слишком много впечатлений в нее нахлынуло разом. 6) Он любил ее страстно и никогда ничего ей не запрещал он в душе считал себя перед ней виноватым.

Задание 3. Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием. Определите смысловые отношения между частями.

1. Растения освежают воздух: .
2. Лес влияет на температуру воздуха: .
3. Любите природу: .
4. Прочитайте книгу В.Каверина «Два капитана»: .
5. Я посмотрел на небо: .
6. Я счастлив: .
7. Об одном прошу тебя: .

III. Постановка тире

Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения в следующих случаях:

1. Если содержание одной части резко противопоставляется содержанию другой части. Эти отношения можно проверить, вставив союзы а, но, зато.

Ноги носят – руки кормят. (Пословица)

2. Если в первой части указывается на время или условие того, о чем говорится во второй части. Проверочные союзы: времени – когда, условия – если.

1) Настанет вечер – загорятся на небе звезды. 2) Любишь кататься – люби и саночки возить. (Пословица)

3. Если вторая часть заключает в себе вывод или следствие из того, о чем говорится в первой части. Эти отношения можно проверить союзами так что, поэтому.

Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце. (К.Паустовский)

4. Если части бессоюзного сложного предложения имеют значение сравнения. Проверочные союзы: словно, будто, как.

Посмотрит – рублем подарит. (Пословица)

5. Если части бессоюзного сложного предложения рисуют быструю смену событий.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И.Крылов)

6. Если части бессоюзного сложного предложения связаны уступительными отношениями. Проверочные союзы: хотя, несмотря на то что.

Я говорил правду – мне не верили. (М.Лермонтов)

Задание 1. Прочитайте предложения. Какие смысловые отношения выражаются знаком тире в этих бессоюзных сложных предложениях? Какими союзами эти отношения можно проверить? Начертите интонационные схемы 1-, 2-, 8-го предложений. Выпишите слова с выделенными буквами, объясните их правописание.

1) Я был готов любить весь мир – меня никто (не)понял. 2) Он (не)размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера. 3) Я повторил приглашение – он ничего (не)отвечал. 4) Вдали вилась пыль – Азамат скакал на лихом Карагёзе. 5) Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились. 6) Выстрел раздался – дым наполнил комнату. 7) Горное озеро сверкает на солнце – переливается всеми цветами волшебный кристалл. 8) Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце. 9) Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве.

Читайте также:  Как защитить панель авто от солнца

Задание 2. Спишите, сгруппировав пословицы по смысловым отношениям их частей. Вставьте пропущенные буквы, выделите и обозначьте орфограммы в этих словах.

1) Лето прип_сает – зима по_дает. 2) Тьма свету не люб_т – злой доброго не терп_т. 3) Напролом идут – в_лос не ж_леют. 4) Источник ут_ляет жажду – доброе слово ож_вляет сердце. 5) На глаз повер_ш_ – криво отмер_ш_. 6) Смелые поб_ждают – трусливые пог_бают. 7) Не кричи о с_бе – пусть другие о тебе тихо скажут. 8) Наука даром не д_ет_ся – наука трудом б_рет_ся. 9) Азбуку учат – на всю избу кр_чат. 10) Кончил дело – гуляй смело. 11) Есть т_рпение – буд_т и умение. 12) Делу время – потехе час. 13) Труд человека корм_т – лень порт_т. 14) Лучше вспаш_ш_ – больше хлеба в_зьмеш_. 15) Вз_шло красно солнышко – пр_щай, светел месяц. 16) Чел_век без родины – соловей без сада. 17) С миру по нитке – голому рубаха. 18) Гл_за страшат_ся – руки делают. 19) Извериш_ся в алтыне – не п_верят в рубле. 20) С воза упало – не сыщеш_. 21) Ручка беленька – душа ч_рненька. 22) С глупым водит_ся – сам п_глупееш_. 23) С умным пог_ворить – воды напит_ся. 24) С другом друг бранит_ся – недруг в_с_лит_ся. 25) Помаш_ш_ палкой не умея – св_я же постр_дает шея. 26) Корень учения горек – плод его сладок. 27) Ученый без практики – пчела без меду. 28) Прочел х_рошую книгу – встретился с другом. 29) Дружно за дело взят_ся – пустыня зацв_тет. 30) Язык один, ушей пара – раз ск_жи, два п_слушай. 31) Не ищи безупречного друга – остан_ш_ся один. 32) Пр_ходят и б_лезни, и б_да – привычки ост_ются навс_гда. 33) Счастливый ш_потком толкует об удаче – несчастный о св_ем несчастье громко плач_т. 34) Б_льному сл_веч_ко ш_пнул с любовью – в_рнул ему половину зд_ровья. 35) Богач в стаде у себя не отыскал телка – последнего телка з_брал у б_дняка. 36) Не пож_леть трудов, не пол_ни_ся – в цв_ток в конце концов к_люч_ка пр_вр_тит_ся. 37) Первый камень криво в землю врос – вся ст_на пошла наперекос. 38) Обид_т друг – ляж_т камнем слово. 39) Умная голова сто голов корм_т – худая и одной не пр_кормит. 40) Мел_т день до веч_ра – п_слушать нечего. 41) Буд_шь книги читать – буд_шь все знать. 42) Недруг поддакива_т – друг спор_т. 43) Утром не встан_ш_ – день пропал. 44) Хв_стун и правду скаж_т – ему н_кто не поверит.

Укажите предложения, содержание которых опирается на употребление антонимов.

Назовите синонимичные по смыслу пословицы.

IV. Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения переделайте в сложные бессоюзные. Запишите, ставя нужные знаки препинания.

1) Пословицы и поговорки всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги. (М.Горький) 2) Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир. (Дж. Сантаяна) 3) Есть народное поверье, что зарницы «зарят хлеб», то есть освещают его по ночам. Оттого хлеб наливается быстрее. (По К.Паустовскому) 4) Маленькие комнаты или жилища собирают ум, а большие его рассеивают. (Леонардо да Винчи) 5) Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. (А.Вампилов) 6) Не только вы собрали книги, но и книги собрали вас. (В.Шкловский) 7) Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить свое имущество, а только уменьши свою жадность. (К.Гельвеций)

Определите основную мысль пословиц (предложения 8, 9, 10). Какой совет содержится в пословице Читать не размышляя – что есть не пережевывая?

Задание 2. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, обоснуйте свой выбор. Подчеркните грамматические основы предложений.

1) Идущий в дорогу и скучающий в одиночестве пусть возьмет себе в спутники книгу нет спутника лучше ее болеющий и страдающий пусть берет себе в помощь книгу в мире нет лекарств ее сильнее. (Древняя восточная мудрость) 2) Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей она научит вас уважать человека. (М.Горький) 3) Она [книга] приобщает людей к жизни и борьбе других людей дает возможность понимать их переживания их мысли их стремления она дает возможность сравнивать разбираться в окружающем и преобразовывать его. (Н.Крупская) 4) Обращаться со словом нужно честно оно есть высший подарок человеку. (М.Горький) 5) Науку надо любить у людей нет силы более мощной и победоносной чем наука. (М.Горький) 6) А просьба моя состоит в следующем берегите наш язык. (И.Тургенев) 7) Я посмотрел кругом сердце во мне заныло невесело войти ночью в мужицкую избу. (И.Тургенев) 8) Узкая тропинка вела между кустами на крутизну обломки скал составляли шаткие ступени этой природной лестницы цепляясь за кусты мы стали карабкаться. (М.Лермонтов) 9) Становилось жарко белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор обещая грозу голова Машука дымилась как загашенный факел; кругом его вились и ползали как змеи серые клочки облаков задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. (М.Лермонтов) 10) Вот кругом него собрался народ из крепости он [Казбич] никого не замечал постояли потолковали и пошли назад я велел возле него положить деньги за баранов он их не тронул. (М.Лермонтов) 11) Печорин не равнодушно не апатически несет свое страдание бешено гоняется он за жизнью ища ее повсюду горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. (В.Белинский) 12) Вода всему господин воды и огонь боится. (Пословица) 13) Не рой другому яму сам упадешь. (Пословица) 14) Не бранись не чисто во рту будет. (Пословица) 15) Кобыла с волком тягалась один хвост да грива осталась. (Пословица) 16) Средь шумной толпы неизвестной те звуки понятней мне вдвое напомнили силой чудесной они мне все сердцу родное. (А.Фет) 17) Мячик прыгает цветной во дворе передо мной этот мячик очень мил стекол он еще не бил. (Г.Виеру) 18) У каждого дела запах особый в булочной пахнет тестом и сдобой. Мимо столярной идешь мастерской стружкою пахнет и свежей доской. (Дж. Родари) 19) Надо просто что-то хорошее делать что-то делать тогда улыбнутся и заплачут от счастья матери наши матери. (О.Шестинский) 20) Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери всякая привязанность всякая любовь всякая страсть или слаба или своекорыстна по сравнению с нею. (В.Белинский)

Укажите предложения, которые соответствуют следующим схемам:

Укажите бессоюзное сложное предложение, отношения между частями которого – причинно-следственные.

Проиллюстрируйте следующие орфограммы примерами из предложений:

Источник

Adblock
detector