Меню

Будешь как солнце бальмонт константин дмитриевич

«Будем как Солнце! Забудем о том…» К. Бальмонт

Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!
Будем, как Солнце всегда молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В Вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как Солнце, оно – молодое.
В этом завет красоты!

Анализ стихотворения Бальмонта «Будем как Солнце! Забудем о том…»

Внутренняя свобода – именно тот стержень жизни, которого так не хватало Константину Бальмонту. По этой причине поэт нередко конфликтовал с властями и пытался найти компромиссы в собственной душе, которую одолевали различные страсти. Уже став зрелым мужчиной, поэт задумался о скоротечности жизни и пришел к выводу о том, что мир жесток и несовершенен. Когда у человека есть молодость, он не может ею распоряжаться разумно. Наличие опыта и мудрости, в свою очередь, являются показателем старости. Совместить эти два понятия Бальмонту так и не удалось, в результате чего появилось на свет стихотворение «Будем как Солнце! Забудем о том…», написанное в 1903 году.

Это произведение можно расценивать, как желание автора остановить неумолимый бег времени, которое забирает силы и молодость, хотя и дает взамен бесценные воспоминания. Но поэт готов от них отказаться ради того, чтобы обрести ту внутреннюю безмятежность, которая свойственна юным. Обращаясь к себе самому и к тем, кто ему дорог, Бальмонт призывает к раскрепощению и стиранию условных граней. Он хочет забыть о том, что у каждого человека есть свой поводырь – некая высшая сила, которая предопределяет судьбу человека. Только молодые и неискушенные люди не задумываются об ее присутствии в собственной жизни. И именно к этому состоянию стремится поэт, который уже изрядно устал от символистских экспериментов и попыток найти смысл в каждом событии.

«Будем молиться всегда неземному в нашем хотенье земном!», – призывает поэт, намекая на то, что романтизм является неотъемлемым атрибутом молодости, счастья и свободы. Но автор отдает себе отчет, что стремление уподобиться небесным светилам не всегда приводит к тем результатам, на которые рассчитывает человек. Ведь если солнце дарит тепло и ласку, то звезды и луна могут обдать окружающих ледяной холодностью. Поэтому мерилом молодости для Бальмонта является чувства счастья. Именно к этом он призывает людей, заявляя: «Будь воплощеньем внезапной мечты!». Он боится провести остаток дней «в недвижном покое», который убивает все чувства и желания, а потом раствориться в вечности, которая обладает удивительным магнетизмом и для многих является самым простым решением всех внутренних противоречий.

«Будем как Солнце, оно – молодое. В этом завет Красоты!», – обращается Бальмонт к читателям, хотя и осознает, что этот призыв вряд ли сможет найти отклики в душах зрелых людей. Повседневные хлопоты лишают их возможности мыслить абстрактными категориями, отгораживаться от всего того, что убивает чувства, но стимулирует работу мысли. Это пугает поэта, который чувствует, что уже не в состоянии что-то изменить, однако все равно предпринимает подобные попытки в надежде, что судьба еще подарит ему удивительные мгновения счастья.

Источник

Имя на поэтической поверке. Константин Бальмонт

Призыв к людям – «Будем как солнце!» — желание непомерное – но в этом весь поэт Константин Бальмонт, один из виднейших представителей русской поэзии
Серебряного века:

«Будем как солнце! Забудем о том,
Кто нас ведёт по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотому,
Будем молиться всегда неземному
В нашем хотенье земном!».

Читайте также:  Через сколько созвездий проходит годовой путь солнца по небесной сфере как

Константин Дмитриевич Бальмонт (родился 15 июня 1867 года, в селе Гумнищи Шуйского уезда, Владимирской губернии – 22 декабря 1942 года, Нуази-де-Гран, близ Парижа) – поэт-символист, переводчик, эссеист.

Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы.
Константин Бальмонт рос в небольшой усадьбе отца, помещика небогатого, страстного охотника.

Мать Вера Николаевна – дочь генерала, известного в Шуе и её окрестностях деятельная помещица. По свидетельству поэта, мать оказала на него глубокое влияние.
Именно она ввела его в «мир музыки, словесности, истории, языкознания».

Воспитывался Константин на произведениях русских классиков. Первые поэты, которых он читал, были Никитин, Кольцов, Некрасов и Пушкин. Из всех стихов в мире он больше всего любил «Горные вершины» Лермонтова.

Чтение стало любимым занятием Константина Бальмонта. В его жизни чтение, книга, самообразование играли первостепенную роль.

В 1884 году Константина Бальмонта исключили из гимназии VII класса за принадлежность к кружку, занимающемуся распространением нелегальной литературы, прокламаций комитета партии «Народная воля».

В конце 1884 года, после хлопот матери, он был записан в гимназию города Владимира. Через полтора года Константин её закончил и осенью 1886 года поступил на юридический факультет Московского университета.

Год спустя он был обвинён в участии в студенческих беспорядках, три дня просидел в Бутырской тюрьме и был выслан в Шую. Поэзия в интересах Константина Бальмонта возобладала лишь позже, в юные годы он порывался стать пропагандистом и «уйти в народ».

В 1885 году состоялось личное знакомство Константина Бальмонта с Владимиром Короленко, принявшим близкое участие в его начальной литературной судьбе.

Начинающий поэт получил действенную поддержку мастера.

В 1889 году Константин Бальмонт женился на Ларисе Михайловне Гарелиной, дочери иваново-вознесенского купца.

В марте 1890 года произошёл инцидент, наложивший отпечаток на всю последующую жизнь Константина Бальмонта, он попытался покончить с собой, выбросился из окна третьего этажа, получил серьёзные переломы и провёл год в постели.

Считалось, что толкнуло его на такой поступок отчаяние от семейного и финансового положения, женитьба рассорила поэта с родителями и лишила финансовой поддержки, непосредственным же толчком явилась прочитанная незадолго до этого «Крейцерова соната» Льва Толстого.

Год, проведённый в постели, как вспоминал сам поэт, оказался творчески весьма плодотворным и повлёк «небывалый расцвет умственного возбуждения и жизнерадостности».

Первый сборник вышел в Ярославле в 1890 году, на собственные средства, он издал «Сборник стихотворений», с юношескими произведениями.

Впрочем дебютный сборник интереса не вызвал, близкие люди его не приняли, и вскоре после выхода поэт сжёг почти весь небольшой тираж.

Второй сборник «Под северным небом» вышел в 1894 году, принято считать отправной точкой творческого пути Константина Дмитриевича, в нём отмечается несомненная одарённость дебютанта, изящество формы и свобода, с которой он владеет ею.

В них преобладают мотивы гражданской скорби – отзвук поэзии поздних народников:

«Народ родной, ты истекаешь кровью!
О, если б у тебя нашёлся друг,
Который, наклоняясь к тебе с любовью,
С тебя бы сбросил бремя страшных мук!
Но нет его… Весёлою толпою
Пируем мы… Кто ты? Незванный гость!
Лишь, как собаке, мы тебе порою
Швырнём в окно обглоданную кость…».
Это из стихотворения «Чёрный год» — о голоде 1891 года.

Вскоре Константин Дмитриевич выступает как один из зачинателей символизма – литературного течения, связанного с идеалистической философией, насаждавшего поэзию намёков, иносказаний, истолковываемых символистами как отблеск иного, потустороннего мира.

В конце ХIХ – начале ХХ века поэт выпустил сборники: «Будем как солнце», «В безбрежности», «Тишина», «Горящие здания».

В десятилетие 1895-1905 годов Константин Дмитриевич был едва ли не самым известным среди русских поэтов, позднее его популярность падает.

Читайте также:  Солнце многозначное или нет

Поэзии Константина Бальмонта была свойственна подчёркнутая экзотичность, некая манерность, самолюбование.
Но многие его стихотворениям присущи гибкость и музыкальность языка, искусная рифма, они по-настоящему интересны.

Константину Бальмонту в начале века, за первые его двадцать лет, удалось поставить своего рода рекорд, свыше полутораста его стихотворений было положено на музыку: Танеев и Рахманинов, Прокофьев и Стравинский, Глиэр и Мясковский ,создали романсы на слова Константина Бальмонта.

От него в этом смысле сильно отстают и Блок, и Брюсов, и Сологуб, и Ахматова…
Константин Бальмонт совершил несколько кругосветных путешествий, описал их в очерковых прозаических книгах.

В 1896 году Константин Бальмонт женился на переводчице Е.Андреевой и отправился с супругой в Западную Европу, на два года.

Время проведённое, за границей, предоставили начинающему поэту, интересовавшемуся, помимо основного предмета – литературы, ещё историей, религией и философией, огромные возможности.

Он посетил Францию, Голландию, Испанию, Италию, много времени проводя в библиотеках, совершенствуя знание языков.
Весной 1897 года Константин Бальмонт был приглашён в Англию для чтения лекций в Оксфордском университете.

Впечатления от путешествий 1896-1897 годов нашли отражение в сборнике «Тишина», критикой он был воспринят как лучшая на тот момент книга поэта.
В марте 1902 года выехал в Париж, затем жил в Англии, Бельгии.

Летом 1903 года вернулся в Москву, затем направился на балтийское побережье, где занялся стихами, которые вошли в сборник «Только любовь».

Проведя осень и зиму в Москве, в начале 1904 года, Константин Бальмонт вновь оказался в Европе, Испания, Швейцария.

Во Франции, в Париже, Константин Бальмонт читает публичные лекции о русской и западноевропейской литературе.

В конце января 1905 года Константин Дмитриевич едет в Мексику и в США.
Редко кто из русских поэтов ездил так много и на такие долгие сроки.
Но это были не вояжи, а творческие поездки, своего рода поэтические завоевания других земель.

Летом 1905 года Константин Бальмонт вернулся в Россию и был захвачен революционными событиями 1905 года, выступал со стихами, изобличавшими царизм, славящими рабочих.

С конца 1905 года вследствие репрессий самодержавия, жил за границей и получил возможность вернуться на Родину по амнистии лишь в 1913 году, по случаю 300-ия дома Романовых.

Поэту рады, его шумно встречают как знаменитого поэта. В его честь устраивают вечера и приёмы.

За год до приезда в Россию, Константин Бальмонт в 1912 году совершил грандиозное кругосветное путешествие. Лондон, Плимут, Канарские острова, Южная Америка, Мадагаскар, Южная Австралия, Полинезия, Новая Гвинея, Цейлон.

Константин Бальмонт много переводил из поэзии Запада и Востока. Первым осуществил перевод на русский язык поэмы классика грузинской литературы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

В 1921 году эмигрировал из России во Францию, жил со своей третьей женой Еленой Цветковской и дочерью Миррой названной так в честь поэтессы Мирры Лохвицкой в которую был платонически влюблён, и которая скончалась 35-ти лет в 1905 году.

Время от времени Константин Дмитриевич приезжал и в Москву к Екатерине Андреевой и к дочери Нине, для оказания материальной помощи.

Вынужденный таким образом содержать две семьи Константин Дмитриевич бедствовал, отчасти ещё и из-за нежелания идти на компромисс с новой властью, в России.

В 1923 году Константин Бальмонт, одновременно с М.Горьким и И.Буниным был номинирован Р.Ролланом на Нобелевскую премию по литературе.

Во Франции, в Нуазе-ле-Гран, близ Парижа, в приюте «Русский дом», который содержала Мать Мария (Елизавета Кузьмина Караваева), Константин Дмитриевич Бальмонт скончался ночью 23 декабря 1942 года, в 75 лет, от воспаления лёгких.
Ирина Одоевцева, знакомая поэта, вспоминала:

«В день похорон шёл сильный дождь, когда гроб стали опускать в могилу, она оказалась наполненной водой, и гроб всплыл, Его пришлось придерживать шестом, пока засыпали могилу».
В это время Париж был оккупирован гитлеровцами.

Читайте также:  Генрих сапгир нарисую солнце

С конца 1960-х годов стихи Бальмонта в СССР стали печататься в антологиях.

В 1984 году был издан большой сборник избранных произведений.

12 мая 2011 года в Вильнюсе (Литва) открыли памятник Константину Бальмонту.
29 ноября 2013 года была открыта мемориальная доска Константину Бальмонту, в Москве, по адресу, Большой Николопесковский переулок №15, строение 1 (дом, в котором он жил последние 5-ть лет, перед выездом за границу).

Рельеф на доске выполнен по портрету Валентина Серова 1905 года.

В 2017 году Банк России выпустил памятную серебряную монету номиналом 2 рубля посвящённую 150-летию со дня рождения Константина Бальмонта.
В поэзии Константина Бальмонта читатель и сегодня находит упоённость жизнью, её весной, её цветеньем, её красотой.

Юношеская одухотворённость, обнаженность, радость бытия звучат в тех стихах Константина Дмитриевича, которые всего более привлекли как тонких ценителей, так и всех воспринимающих стихи непосредственно, всей душой, как высокую музыку слова.

Из поэтического наследия Константина Бальмонта.

О женщина, дитя, привыкшее играть
И взором нежных глаз, и лаской поцелуя,
Я должен бы тебя всем сердцем презирать,
А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!
Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,
Живу одной тобой в моих терзаньях страстных,
Для прихоти твоей я душу погублю,
Всё, всё возьми себе – за взгляд очей прекрасных,
За слово лживое, что истины нежней,
За сладкою тоску восторженных мучений!
То, море странных снов, и звуков, и огней!
Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений!

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья.

Хочу быть дерзким, хочу быть смелым,
Из сочных гроздей венки свивать.
Хочу упиться роскошным телом,
Хочу одежды с тебя сорвать!

Хочу я зноя атласной груди,
Мы два желанья в одно сольём.
Уйдите, боги! Уйдите люди!
Мне сладко с нею побыть вдвоём!

Пусть будет завтра и мрак и холод,
Сегодня сердце отдам лучу.
Я буду счастлив! Я буду молод!
Я буду дерзок! Я так хочу!

Хороша эта женщина в майском закате,
Шелковистые пряди волос в ветерке,
И горенье желанья в цветах, в аромате,
И далёкая песня гребца на реке.

Хороша эта дикая вольная воля:
Протянулась рука, прикоснулась рука,
И сковала двоих – на мгновенье, не боле, —
Та минута любви, что продлится века.

«Разлука».
Сонет.
«Разлука ты, разлука,
Чужая сторона,
Никто меня не любит,
Как мать – сыра – земля».
(Песня бродяги)

Есть люди, присужденные к скитаньям.
Где б ни был я, — я всем чужой всегда.
Я предан переменчивым мечтаньям,
Подвижным, как текучая вода.

Передо мной мелькают города,
Деревни, сёла с их глухим страданьем.
Но никогда, о сердце, никогда
С своим я не встречался ожиданьем.

Разлука! След чужого корабля!
Порыв волны – к другой волне, несхожей.
Да, я бродяга, топчущий поля.
Уставший повторять одно и то же,
Я падаю на землю. Плачу. Боже!
Никто меня не любит как земля!
1899 год.

Свой мозг пронзил я солнечным лучом.
Гляжу на Мир. Не помню ни о чём.
Я вижу свет и цветовой туман.
Мой дух влюблён. Он упоён. Он пьян.

Как луч горит на пальцах у меня!
Как сладко мне присутствие огня!
Смешалось всё. Людское я забыл.
Я в мировом. Я в центре вечных сил.

Как радостно быть жарким и сверкать!
Как весело мгновения сжигать!
Со светлыми я светом говорю.
Я царствую. Блаженствую. Горю.

Источник

Adblock
detector