Меню

Будем как солнце стихотворный размер

Хорей, ямб, анапест, амфибрахий, дактиль

Примеры стихотворений

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры

Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно.
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.

Ранними летними росами
Выйдем мы в поле гулять…
Будем звенящими косами
Сочные травы срезать!

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?

Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах, у всех
Синие цветочки.

Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!>

По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит,

Непослушную внучку из Йены
Бабка сжечь собралась как полено.
Но заметила тонко:
«А не сжечь ли котенка?»
Невозможная внучка из Йены.

Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.

Как определить стихотворный размер?

  1. Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
  2. Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
  3. Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:

а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;

б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

  • Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.
    (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)
  • Источник

    Будем как Солнце

    Скачать
    презентацию Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою >>

    Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому… Четырехстопный дактиль. К. Бальмонт.

    Слайд 15 из презентации «Cтихотворные размеры» к урокам литературы на тему «Стихи»

    Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке литературы, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Стихотворный размер.ppt» можно в zip-архиве размером 1905 КБ.

    Стихи

    «Хокку стихи» — Там светляки сияли Вчера ночной порой. Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету. Наша жизнь –росинка, Пусть лишь капелька росы Наша жизнь – и всё же. Ах, не топчи траву! Японские трехстишия (хокку). Но печален я, вспоминая Долгий вечер осенний. Хокку сродни искусству живописи.

    «Любовь» — 1. Любовь как музыка без слов, Здесь громких фраз совсем не надо, Чтоб люди поняли любовь, Достаточно всего лишь взгляда. Спасать и братьев, и сестер, И крылья юности расправить.

    «Край родной» — Ни одни мы так любим наш край! Потом опять глубокое молчанье… Прекрасные стихи о природе, о Родине, о родном крае писали русские поэты. Дмитрий Мережковский «Родное». Наша гордость! Красота неправда ли? Такую прелесть, можно только увидеть в нашем крае! О, бледный май, задумчивый, как осень. Протяжный гул однообразных сосен И белые, сыпучие пески…

    Читайте также:  Твоя улыбка как солнца свет

    «Стихи про войну» — Стихотворение «Землянка» выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. «Сороковые» — это стихи о войне, о юности, о мечтах и испытаниях. Симонов – поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». Константин Симонов (1915 — 1979). Алексей Сурков — автор тихой, проникновенной песни «Землянка».

    «Загадки на уроках» — Приросла к земле я крепко. Подбор рифмы. Как мячики круглые, Сочные да крупные, Летом зеленеют, К осени краснеют. Тема: Сочинение загадки Учитель: Андронова Т.К. Признаки предмета красные сладкие вкусные сочные зеленые спелые. Зеленеют – краснеют – зреют Круглые – крупные На грядке — ребятки. мячик шарик ПОМИДОРЫ как яблоко колобок воздушный шарик.

    «Стихотворение в прозе» — Стихотворения в прозе, особенности жанра. Авторские критерии нравственности в произведении «Довольный человек». Стихотворение. Урок литературы в 7 классе. И.С.Тургенев. Возило Павел Михайлович, учитель русского языка и литературы. Довольный -.

    Источник

    Хорей, ямб и другие стихотворные размеры

    Виды стихотворных размеров

    Ямб, хорей, брахиколон, анапест… Все эти сложные, на первый взгляд, слова обозначают название стихотворных размеров. Стихи пишутся по определенным законам. Именно следование размеру поэтического произведени (не всегда строгое) делает стихи складными, запоминающимися и приятными для чтения. Мы расскажем о том, какими бывают стихотворные размеры, как отличить ямб от хорея и, как определить размер стиха.

    Односложные стихотворные размеры: брахиколон

    У каждого стихотворения есть свой уникальный ритм и мелодия, совсем как в танце. Только вместо танцевального па, у стихотворения есть стопы, их структурные единицы. Стопа- это целая группа слогов, которая объединена одним ритмическим ударением (иктом).

    Так в односложном стихотворном размере, брахиколоне, всегда есть слово, в котором только один слог. Слов в строке может быть и сразу несколько, но слог останется в единственном экземпляре. Пример стихотворения, написанного брахиколоном:

    И.Сельвинский «Сонет»

    Все слоги в этом стихотворении сильные, оно звучит как манифест! Отличить брахиколон от других стихотворных размеров нетрудно по его уникальному ритму, а вот ямб и хорей нередко вызывают трудности.

    Двусложные стихотворные размеры: ямб, хорей

    Ямб и хорей — это стопы из двух слогов.

    • В сто­пе ямба первый слог безударный, второй — ударный.
    • В стопе хорея: первый слог — ударный, а второй — безударный.

    Кажется, что все просто. При этом даже произведения классической литературы нередко заставляют нас задуматься о том, как устроены эти стихотворные размеры. Со школьных времен мы знает, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина написал четырехстопным ямбом. Значит, ударными должны быть четные слоги. Но как быть с этим отрывком:

    Когда́ не в шу́тку занемо́г,
    Он уважа́ть себя́ заста́вил
    И лу́чше вы́думать не мо́г.

    Как мы видим, поэты могут нарушать и нередко нарушают строение «идеального» ямба, тоже самое происходит и с хореем. Классики нередко позволяли себе отойти от строгих размеров стиха, случайно или намеренно игнорировали правила, потому что язык служит мастеру стихосложения, а не наоборот. Поэтому при определении размера стиха вас не должны смущать некоторые несоответствия.

    Пример стихотворения, написанного ямбом:

    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман;
    Но в нас горит еще желанье,
    Под гнетом власти роковой
    Нетерпеливою душой
    Отчизны внемлем призыванье.
    Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуты верного свиданья.
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!

    А. С. Пушкин «К Чаадаеву»

    Пример стихотворения, написанного хореем

    В небе тают облака,
    И, лучистая на зное,
    В искрах катится река,
    Словно зеркало стальное…

    Час от часу жар сильней,
    Тень ушла к немым дубровам,
    И с белеющих полей
    Веет запахом медовым.

    Чудный день! Пройдут века —
    Так же будут, в вечном строе,
    Течь и искриться река
    И поля дышать на зное.

    Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий

    Дактиль состоит из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Это один ударный слог и два безударных после него. Запомнить это легко, если знать, что слово «дактиль» произошло от греческого «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длиннее двух других. Так и дактилическая стопа состоит из трех слогов: одного ударного и двух безударных.

    Встану я в утро туманное,
    Солнце ударит в лицо.
    Ты ли, подруга желанная,
    Всходишь ко мне на крыльцо?

    Настежь ворота тяжелые!
    Ветром пахнуло в окно!
    Песни такие веселые
    Не раздавались давно!

    С ними и в утро туманное
    Солнце и ветер в лицо!
    С ними подруга желанная
    Всходит ко мне на крыльцо!

    Анапест — это «дактиль наоборот». Здесь два кратких слога оканчиваются одним долгим. Первые слоги безударные, а последний — ударный.

    Прозвучало над ясной рекою,
    Прозвенело в померкшем лугу,
    Прокатилось над рощей немою,
    Засветилось на том берегу.

    Амфибрахий также состоит их трех стоп, но сильным ударным слогом здесь будет второй слог.

    В песчаных степях аравийской земли
    Три гордые пальмы высоко росли.
    Родник между ними из почвы бесплодной,
    Журча, пробивался волною холодной…

    М. Ю. Лертмонтов

    Читайте также:  Как реалистично рисовать солнце

    Как определить стихотворный размер

    1. Чтобы определить размер стиха, надо в первую очередь разбить его на слоги. Лучше делать это письменно, чтобы слоги были перед глазами. Позже вы сможете выполнять это действие умозрительно.
    2. Затем проставьте в каждой строке ударения. Удобнее всего — проговаривать строки стихотворения вслух.
    3. Посчитайте слоги, так будет проще определить — двусложный или трехсложный размер стиха перед вами (четное или нечетное количество).
    4. Вы можете нарисовать схему стихотворения, где каждый слог будет горизонтальной линией. Проставьте ударения. Посмотрите, с какой периодичностью ударения повторяются. Если через один слог — размер двусложный, если через два — трехсложный.
    5. Выберите нужный размер стихотворения, согласно схеме.

    Эти знания могут пригодиться не только школьникам, студентам и узким специалистам, изучающим поэзию. Чтобы писать хорошие стихи, надо научиться определять размеры стихосложения и пользоваться ими в собственных произведениях!

    Читайте также:

    Поделитесь статьей, если она важна для других

    Источник

    Как определить размер стихотворения: 3 простых способа

    Расскажем, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.

    Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

    Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

    В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.

    «Уме недозрелый, плод недолгой науки!
    Покойся, не понуждай к перу мои руки:
    Не писав летящи дни века проводити
    Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
    Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
    На которых смелые не запнутся ноги».
    А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.

    В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.

    В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.

    «Науки юношей питают,
    Отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастный случай берегут».
    М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
    Петровны», 1747 год.

    С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

    Виды стихотворных размеров

    В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.

    Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.

    По стопам размеры делятся на:

    • двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
    • трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).

    От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.

    Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».

    Хорей

    Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|

    А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.

    Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|

    Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.

    Дактиль

    Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|

    Степью лазурною, цепью жемчужною. »
    |—UU|—UU|—UU|—UU|

    М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.

    Амфибрахий

    Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|

    Читайте также:  Еще даже солнце светило ярче

    С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.

    Анапест

    Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|

    И.А. Бродский, 1962 г.

    Спондей и пиррихий

    Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

    Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.

    В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

    Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.

    Как определить размер стихотворения

    Метод 1. Скандирование

    Допустим, требуется определить размер этого текста:

    Как сердцу высказать себя?
    Другому как понять тебя?
    Поймёт ли он, чем ты живёшь?
    Мысль изречённая есть ложь.
    Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829

    Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.

    Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

    Метод 2. «Ваня»

    Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

    • Ваня — хорей:
      «Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
      В
      аня-Ваня-Ваня-Ваня
    • Иван — ямб:
      «И буду век емуверна» (А.С. Пушкин)
      Ив
      ан-Иван-Иван-Иван
    • Ванечка — дактиль:
      «Ранними летними росами» (А.А. Блок)
      В
      анечка-Ванечка-Ванечка
    • Ванюша — амфмбрахий:
      «Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
      Ван
      юша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
    • Иоанн — анапест:
      «Я тебепринесудва кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
      Ио
      анн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

    Метод 3. Графический

    Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.

    Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

    Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

    Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
    До прожилок, до детских припухлых желёз.
    Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
    Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
    О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930

    Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

    Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

    Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

    Как не путать стихотворные размеры

    Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

    А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

    Д — дактиль;
    АМ — амфибрахий;
    А — анапест.

    Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.

    Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:

    Вовсе не сложные
    Размеры трёхсложные,
    Всё зависит от сильных в них мест.

    Дактиль — он первый,
    Второй — амфибрахий,
    Ну а третий уже анапест!

    Источник

    Adblock
    detector