Анализ стихотворения Бальмонта Будем как солнце
Стихотворение «Будем, как Солнце!» Константин Бальмонт написал, когда ему было около 36 лет. Молодость уже прошла, наступила пора зрелости. И поэт с тоской вспоминает свою юность, то время, когда человек испытывает самые яркие эмоции, когда весь мир кажется открытым, а любая цель – достижимой. С возрастом люди становятся более сдержанны и осторожны, более спокойны, но из их жизни навсегда уходит безмятежность юности и ощущение полного счастья.
Образ Солнца нередко встречается в стихах Бальмонта, для него это не просто светило, это воплощение вечной молодости и красоты. Понимая, что его юность осталась позади, поэт хочет вернуть те чувства, что испытывал раньше, и призывает к этому своих читателей. Он хочет забыть о том, что человек в жизни своей ограничен разными правилами и условностями, о которых мало кто вспоминает в молодости. И тогда мир наполнится красками, светом и радостью, а счастье будет безграничным.
Всю свою жизнь человек находится в движении, он куда-то стремится, чего-то ищет. Юноша вкладывает в это движение весь свой пыл, всю энергию, но с годами этот процесс замедляется, а кто-то и вовсе останавливается, не имея уже никаких желаний и никаких стремлений. Это состояние для поэта хуже смерти, и он призывает всех никогда не останавливаться, как никогда не останавливается Солнце в своем вечном движении. И поэтому Солнце всегда молодое и прекрасное, ведь молодость – это и есть красота. В юности человек не боится смерти, для него вечность – это не безмолвный покой, а нечто новое и яркое, подобное вспыхнувшим цветам.
Сам поэт так и не смог сохранить в себе юношескую пылкость и ту особенную внутреннюю свободу, которая свойственна лишь молодым. И это гнетет его, он хочет остановить время и изменить вечный порядок вещей. Но это никому еще не удавалось, безрассудная и восторженная юность проходит, на смену ей приходят опыт и мудрость. Но у каждого остаются воспоминания о тех временах, когда они были молоды, красивы, были как Солнце, а вся жизнь их была подобна прекрасному золотому сну.
Картинка к стихотворению Будем как солнце
Популярные темы анализов
Небольшое, всего двенадцать строчек, стихотворение. Венеция — город влюблённых и путешественников. Побывать там хоть раз в жизни — мечта любого человека. Город полный романтики, стоящий на воде, где вместо улиц — каналы,
Стихотворение «Бессонница» было написано Анной Ахматовой в 1912 году. Опубликовано же данное лирическое произведение было двумя годами позже в сборнике «Четки». Тема стихотворения явственно отражается в его названии.
Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт, представитель золотого века русской литературы. Будучи дворянином, он как никто другой понимал и чувствовал тяжелую жизнь российского крестьянства, но восхищался тяжелым трудом и
Русская литература довольно известна своими писателями и поэтами, причем неважно в каком веке они проживали. Но сегодня пойдет речь о таком замечательном и достаточно талантливом поэте 20 века, как Н.А Заболоцкий. Он прожил сравнительно
Великолепное сочинение Гамлет, к которому Б.Л.Пастернак вложил особое философское значение. Это стихотворение изложено от первого лица, а героем романа Юрием Живаго, который умирает, но утверждает бессмертность духа и человеческой
Источник
История создания. Сборник К.Д. Бальмонта «Будем как солнце
Сборник К.Д. Бальмонта «Будем как солнце. Книга символов»: обзорный анализ.
Выполнила студентка IV курса, гр.10.1-203 Николаева Алена
История создания
Книга была подготовлена К. Д. Бальмонтом в 1901-1902 годах в усадьбе Сабынино Курской губернии.В марте 1902 года рукопись была прочитана автором в литературном кружке Г. Г. Бахмана ] . Почти сразу же цензура заинтересовалась сборником и начала вносить в него правки. В письме И. И. Ясинскому, издателюжурнала «Ежемесячные сочинения», Бальмонт писал 1 июля 1903 года:
Получили ли Вы мою книгу «Будем как солнце», прошедшую сквозь строй московских ипетербургских цензоров и потерявшую при этом 10 стихотворений? Хотели вырезать и«Художника Дьявола», но спасло указание на то, что он был напечатан в «Ежемесячныхсочинениях».
К. Бальмонт — И. Ясинскому
Эпиграфом к сборнику были взяты слова «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце Анаксагора -древнегреческого философа, изгнанного из Афин по обвинению в безбожии. Посвящение к сборнику «Будем как солнце» гласило:
«Посвящаю эту книгу, сотканную из лучей, моим друзьям, чьим душам всегда открыта моя душа: брату моих мечтаний, поэту и волхву Валерию Брюсову, нежному, как мимоза, С. А. Полякову, угрюмому, как скала, Ю. Балтрушайтису… и весеннему цветку Люси Савицкой, с душой вольной и прозрачной, как лесной ручей.»
Cборник «Будем как солнце» печатался в ноябре и вышел в свет в самом конце 1902 года (датой издания,однако, был указан 1903 год). Второе издание сборника вошло в «Собрание стихов» (1904, «Скорпион»,Москва), третье — в состав «Полного собрания стихов» (Москва, «Скорпион», 1908. Т.2), четвёртое — в«Полное собрание стихов». («Скорпион», 1912, т.3), пятое — в «Собрание лирикеи» (Москва, 1918, Кн. 5) [2]:578 .
Источник
«Будем как Солнце! Забудем о том…» К. Бальмонт
Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!
Будем, как Солнце всегда молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В Вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как Солнце, оно – молодое.
В этом завет красоты!
Анализ стихотворения Бальмонта «Будем как Солнце! Забудем о том…»
Внутренняя свобода – именно тот стержень жизни, которого так не хватало Константину Бальмонту. По этой причине поэт нередко конфликтовал с властями и пытался найти компромиссы в собственной душе, которую одолевали различные страсти. Уже став зрелым мужчиной, поэт задумался о скоротечности жизни и пришел к выводу о том, что мир жесток и несовершенен. Когда у человека есть молодость, он не может ею распоряжаться разумно. Наличие опыта и мудрости, в свою очередь, являются показателем старости. Совместить эти два понятия Бальмонту так и не удалось, в результате чего появилось на свет стихотворение «Будем как Солнце! Забудем о том…», написанное в 1903 году.
Это произведение можно расценивать, как желание автора остановить неумолимый бег времени, которое забирает силы и молодость, хотя и дает взамен бесценные воспоминания. Но поэт готов от них отказаться ради того, чтобы обрести ту внутреннюю безмятежность, которая свойственна юным. Обращаясь к себе самому и к тем, кто ему дорог, Бальмонт призывает к раскрепощению и стиранию условных граней. Он хочет забыть о том, что у каждого человека есть свой поводырь – некая высшая сила, которая предопределяет судьбу человека. Только молодые и неискушенные люди не задумываются об ее присутствии в собственной жизни. И именно к этому состоянию стремится поэт, который уже изрядно устал от символистских экспериментов и попыток найти смысл в каждом событии.
«Будем молиться всегда неземному в нашем хотенье земном!», – призывает поэт, намекая на то, что романтизм является неотъемлемым атрибутом молодости, счастья и свободы. Но автор отдает себе отчет, что стремление уподобиться небесным светилам не всегда приводит к тем результатам, на которые рассчитывает человек. Ведь если солнце дарит тепло и ласку, то звезды и луна могут обдать окружающих ледяной холодностью. Поэтому мерилом молодости для Бальмонта является чувства счастья. Именно к этом он призывает людей, заявляя: «Будь воплощеньем внезапной мечты!». Он боится провести остаток дней «в недвижном покое», который убивает все чувства и желания, а потом раствориться в вечности, которая обладает удивительным магнетизмом и для многих является самым простым решением всех внутренних противоречий.
«Будем как Солнце, оно – молодое. В этом завет Красоты!», – обращается Бальмонт к читателям, хотя и осознает, что этот призыв вряд ли сможет найти отклики в душах зрелых людей. Повседневные хлопоты лишают их возможности мыслить абстрактными категориями, отгораживаться от всего того, что убивает чувства, но стимулирует работу мысли. Это пугает поэта, который чувствует, что уже не в состоянии что-то изменить, однако все равно предпринимает подобные попытки в надежде, что судьба еще подарит ему удивительные мгновения счастья.
Источник
Будем как солнце. Книга символов
Будем как солнце. Книга символов | |
Получили ли Вы мою книгу «Будем как солнце», прошедшую сквозь строй московских и петербургских цензоров и потерявшую при этом 10 стихотворений? Хотели вырезать и «Художника Дьявола», но спасло указание на то, что он был напечатан в «Ежемесячных сочинениях». Эпиграфом к сборнику были взяты слова «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» Анаксагора — древнегреческого философа, изгнанного из Афин по обвинению в безбожии [2] :578 . Посвящение к сборнику «Будем как солнце» гласило: Cборник «Будем как солнце» печатался в ноябре и вышел в свет в самом конце 1902 года (датой издания, однако, был указан 1903 год). Второе издание сборника вошло в «Собрание стихов» (1904, «Скорпион», Москва), третье — в состав «Полного собрания стихов» (Москва, «Скорпион», 1908. Т.2), четвёртое — в «Полное собрание стихов». («Скорпион», 1912, т.3), пятое — в «Собрание лирикеи» (Москва, 1918, Кн. 5) [2] :578 . Вмешательство цензурыРаздел сборника под названием «Зачарованный грот», куда вошли, в основном, эротические стихи, на протяжении многих лет печатался далеко не в том виде, в каком его задумал поэт [5] . Первым предпринял попытку научного издания наследия Бальмонта, обратив внимание на масштабы цензурного вмешательства, которому подверглась книга, исследователь В. Н. Орлов. Неофициально сборник был представлен в московскую цензуру в декабре 1902 года и вызвал серьёзные нарекания. Несмотря на исправления и проведёную автором замену отдельных стихотворений, неофициальные переговоры не привели к решению вопроса, и 3 марта 1903 года в Главное управление по делам печати в Петербурге цензор Соколов представил доклад, в котором говорилось: 4 марта последовало указание приостановить выпуск в свет отпечатанной без предварительной цензурной обработки книги. Она была направлена на дополнительное рассмотрение члену Совета М. В. Никольскому. Заключение последнего было более благоприятным, хотя оно и предписывало ряд изъятий в готовых листах книги. В мае 1903 года в Петербурге по делам издательства «Скорпион» находился один М. Н. Семенов (1872—1952), поддерживавший активную связь со своим шурином С. А. Поляковым, меценатом «Скорпиона» и покровителем Бальмонта. Из письма Семенова от 12 мая: — М. Н. Семенов — С. А. Полякову. 12 мая. [5] 21 мая Семёнов писал: «Друг и брат Сергей, сейчас только кончилась борьба моя со Зверевым и его соратниками за ‘Дьявола’, ‘Святого Георга’ и за многое другое, о чем ты там в Москве по наивности своей даже и не подозреваешь». Упомянув, что «Дьявола» он «отстоял», Семёнов перечислил затем потери: — М. Н. Семенов — С. А. Полякову. 21 мая. [5] Позже, в 1923 году у Бальмонта возник план восстановления стихов, вырезанных цензурой. «Мы условились с ней о некоем поэтическом предприятии. Я перепишу в одну небольшую тетрадь те стихи из „Зачарованного Грота“, которые в свой час цензура уничтожила, присоединю к ним ещё десятка два наилучших и наиболее смелых стихотворений, посвящённых страсти. Люси переведет, а Гончарова даст свои волшебные иллюстрации. Издателя французского для такого предприятия мы, конечно, найдем, и успех такая книга будет иметь, я полагаю, большой» [7] План этот осуществлён не был и впоследствии Бальмонт о нём не упоминал [5] . Многие из стихов, исключённых из «Зачарованного грота», были впоследствии приписаны Максимилиану Волошину. Говоря о «сложности атрибуции некоторых произведений Волошина», исследователь В. П. Купченко писал: «Не принадлежат Волошину эротические стихи ‘Как жадно я люблю твои уста…’, ‘Первоцвет’, ‘Манящий взор, крутой изгиб бедра…’, ‘Волнообразно двигая спиной…’, хранящиеся в ИМЛИ. Первое из них написано К. Д. Бальмонтом (остальные, скорее всего, тоже им) — и лишь переписаны Волошиным» [8] . Критический анализКнига «Будем как солнце» явилась (согласно М. Стаховой) попыткой создать космогоническую картину мира, в центре которого находится Солнце, вечный источник всего живого. Весь сборник был проникнут пантеистическими мотивами поклонения стихийным силам — Луне, звёздам, ветру, огню, воде («Гимн огню», «Воззвание к океану», «Ветер», «Завет бытия» и др.). Наряду с космогоническими мотивами в сборнике нашла отражение столь излюбленная поэтом теория мига, волшебного мгновения (У мысли нет орудья измерить глубину / Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну. / Лишь есть одна возможность сказать мгновенью: «Стой!» /Разбив оковы мысли, быть скованным — мечтой.) [9] . Особое место в образности Бальмонта занял Огонь — проявление космических сил, родственных Солнцу. В «Гимне Огню» Бальмонт сделал попытку «исчислить все лики, все превращения огня в мироздании» — от пламени церковной свечи «с его голубым основанием» до света горящих зданий и молнии в грозу. Огонь ему представлялся то лепестками страшного цветка, то вставшими дыбом блестящими волосами; он «проворный, весёлый и страстный» и в то же время очистительный, роковой. «Такого огнепоклонника, как Бальмонт, в русской поэзии, пожалуй, не найти» [10] , — отмечал Н. Банников. Источник ➤ Adblockdetector |