Космическая реклама: истории брендов, которым стало тесно на Земле
Начинаем выкладывать материалы с недавней конференции про науку и маркетинг Science Pop Marketing и делимся конспектом выступления Виталия Егорова, автора блога Zelenyikot и основателя проекта «Открытый космос» — о том, как реклама Pepsi спасала отечественную космонавтику после развала СССР, как работали с этой темой S7 и Nissan и как не удался стартап с летающей по небу рекламой, сложенной из спутников.
Обычно про космос говорят как про что-то очень серьезное, связанное с наукой, государственной пропагандой, национальным престижем. Кто-то слетал в космос, кто-то был на Луне, кто-то в настоящий момент работает в космосе. Но это все вопросы, мало связанные с бизнесом.
Такие картинки из юмористического сериала Futurama воспринимаются только как шутка:
Но буквально в 2018 году появился российский стартап, который показал похожий проект: группа отражающих спутников формирует из пикселей картинку, которую видно в небе по всему миру. Идею тут же «оценили» (точнее не оценили) астрономы, потому что такая реклама затруднила бы наблюдение за звездами. В целом аудитория не поддержала авторов ролика: дизлайков у него оказалось больше, чем лайков. К счастью для астрономов и всех, кому нравится любоваться звездным небом, сегодня этот проект технически невыполним.
Космическая пропаганда
В целом у людей есть ощущение, что космос — это государственная сфера. Всем известны примеры, как космос использовался для пропаганды. И по сути, пропаганда — это тоже реклама, только не товара, а государства. В случае с противостоянием США и СССР товаром был образ жизни. В одном случае капиталистический, в другом — коммунистический.
На картинке выше слева — американский флаг на плече астронавта, который прилетел на Луну. А справа — профиль Ленина на ноге космического аппарата, который доставил советский луноход на поверхность Луны.
Но дело не только в пропаганде. Даже здесь можно найти связь с прямыми продажами. На руке у астронавта часы определенной марки. И эти часы до сих пор активно используют космическую тему в своей рекламе.
А знак справа, формой напоминающий пятиконечную звезду, символ Советского Союза, после запуска комического аппарата «Луна-9» и лунохода стал знаком качества советской продукции. Поскольку советские космические достижения — это всемирно известный бренд, его внедрили в прямые продажи. Вот так космос наряду с государственной пропагандой занялся коммерческим продвижением.
Бренды в космосе
Космонавтика развивалась с лунных времен, и следующая попытка коммерческих брендов выйти в космос была связана с программой «Шаттл». Космонавты вполне могут взять в космос бытовые вещи или продукты питания с вполне конкретными логотипами. Но NASA, как государственное космическое агентство, было серьезно озабочено темой brand safety и очень внимательно относилось к выбору рекламодателей. К тому же в соглашении NASA с коммерческими поставщиками есть пункт, запрещающий партнерам использовать данный факт в рекламной деятельности. Бренд может продать NASA банку газировки, но не может сказать: «NASA пьет из наших банок».
Падение Советского Союза привело к расцвету коммерческой рекламы в космосе. В 90-е годы у российской космонавтики были проблемы с деньгами, и рекламные контракты позволяли хоть как-то поддерживать отрасль. Например, Сергей Крикалев, в прошлом космонавт, а сегодня заместитель главы «Роскосмоса» по пилотируемой программе, в начале 90-х рекламировал Coca-Cola.
А где Cola, там и Pepsi. И если Coca-Cola космонавты просто пили, то макет банки Pepsi им пришлось выпустить на веревочке в открытый космос.
Скорее всего, людям, которые росли и готовились к полету в космос в Советском Союзе и помнят, что такое достижения Гагарина, было не очень комфортно заниматься такими вещами. Но тогда для российской космонавтики это был вопрос выживания.
Сегодня у «Роскосмоса» дела куда лучше, но в некоторых случаях он готов пойти на соглашение с коммерческим заказчиком и все-таки снять рекламу. Один из последних примеров — рекламная кампания S7 «Земля — лучшая из планет», где российский космонавт обращается ко всем землянам.
Но в целом сегодня заключить подобный рекламный контракт с «Роскосмосом» и снять что-либо рекламное в космосе сложнее, чем это было в 90-е, потому что «Роскосмос» заботится об имидже своего собственного бренда.
Альтернативный вариант, связанный с беспилотной космонавтикой, — ракеты. Один из свежих примеров — Tesla, запущенная на ракете в космос. Но первооткрывателем этого «плейсмента» был не Илон Маск. Первым рекламу на ракете запустил «Роскосмос», разместив на ракете логотип пиццерии.
Китай тоже не отстает, как в космонавтике, так и в рекламе. Первая китайская частная космическая компания запустила первую китайскую ракету в космос вместе с маленькой красной машиной (из того же материала, что и у рекламируемых в реальности машин). Одновременно в космос запустили банку с вином. Два продукта, запущенные одной ракетой, снимали с разных ракурсов так, чтобы они не попадали в кадр друг к другу. Две компании смогли одновременно прорекламировать свой продукт.
Возможно, самая милая реклама в космосе — это Hello Kitty. Японские студенты сделали «студенческий спутник», внутри него выделили маленькую комнатку с видом в открытый космос, и разместили внутри Hello Kitty. Внутри стояла видеокамера, снимала игрушку, а люди могли написать твит с определенным хэштегом, который выводился на экране в кабине. Правда, организаторы не смогли обеспечить прямую связь, поэтому все было в записи. Но земля и космос за окном у этой игрушки вполне настоящие.
Интересная коллаборация получилась у Nissan, Pepsi и канадской компании, разместившей телескоп на международной космической станции. В арабской пустыне собрали кучу машин, нарисовали пацифик и сверху сняли его дроном, плюс вели съемку из космоса.
До Луны и обратно
Околоземная орбита — не предел. Лунную тему тоже используют в рекламе. Например, у Audi есть специальная лаборатория, которая занимается разработкой лунохода — Audi Lunar Quattro. Они хотят запустить его к месту посадки «Апполона-17». Правда, полет должен был состояться еще в 2017 году, но этого до сих пор так и не произошло.
Лунная тема развивается не только на Западе. Японский бренд Pocari Sweat запустил кампанию, рассказывающую о том, что они собираются доставить образец своей газировки на Луну. Изначально это должно было произойти в рамках конкурса Google lunar xprize, но конкурс не состоялся, поскольку ни одна из команд-участников не смогла предложить рабочую систему, способную довезти что-то до Луны без государственного участия. Но в итоге работа над проектом продолжилась при поддержке инвесторов и NASA. Так что, похоже, эта газировка все-таки до Луны долетит.
Источник
Акции космических компаний.
Думаете, единственное громкое имя в освоении космоса – это SpaceX? Подумай еще раз. Вот пять компаний, о которых вы могли не знать!
Постоянный поиск новых технологий с высоким потенциалом роста – основа успешного инвестирования, особенно если вы готовы принимать смелые решения. А когда дело касается новых технологий, нет ничего более захватывающего, чем исследование космоса.
Пространство предлагает исследователю больше, чем несколько возможностей. Лунные ракеты и космические станции стоят недешево, а космос когда-то был исключительной прерогативой правительств. Но государственные и частные компании сейчас занимаются спутниками, исследованиями, добычей полезных ископаемых, связью и космическим туризмом. Космический бизнес разделен на несколько отдельных секторов, в которых участвуют сотни компаний, и даже разработан собственный рыночный индекс и специализированные источники исследований. Прочтите полезную статью про акции лучших авиакомпаний.
Согласно прогнозам, Bank of America Merrill Lynch, к 2045 году стоимость отрасли составит 2,7 триллиона долларов. Теперь технологии могут стать и вашим делом, самое время принять участие и начать инвестировать в космические компании.
Мы все слышали о SpaceX – компания, стоящая за разработкой многоразовой ракеты и системы запуска, основанной Илоном Маском. SpaceX – это компания с частным финансированием, которая не планирует выходить на биржу, поэтому на момент написания статьи у нее не было никаких инвестиционных возможностей.
Однако на рынке есть несколько публичных компаний, работающих в разных сферах освоения космоса. Хотя они могут не получить такой же огласки, как SpaceX, они не менее достойны внимания и инвестиций.
1. Virgin Galactic (SPCE).
Virgin Galactic – часть империи Virgin Group Ричарда Брэнсона, была первой коммерческой компанией для космического туризма, акции которой котируются на бирже. Основная часть усилий компании сосредоточена на том, чтобы сделать пассажирские полеты в космос реальностью.
Помимо своих амбиций по покорению космоса, Virgin Galactic также разрабатывает технологии гиперзвуковых путешествий, заключив с НАСА соглашение о космическом акте. Гиперзвуковые полеты произведут революцию в межконтинентальных путешествиях, сократив время в пути между Лондоном и Нью-Йорком до двух часов вместо восьми, которые требуются при нынешних технологиях полета. Между тем поездка из Лондона в Австралию займет всего четыре с половиной часа вместо почти 22.
2. Boeing (BA).
Помимо проектирования, производства и продажи самолетов, телекоммуникационного оборудования, ракет и винтокрылых аппаратов, Boeing также работает над ракетами. Что ждет акции Боинг читайте тут.
История Boeing с космическими путешествиями уходит корнями дальше, чем думает большинство людей: в 1969 году компания участвовала в создании ракеты Saturn V, которая отправила Аполлон-11 на Луну. В ходе своей работы с НАСА компания также построила множество спутников, а также отвечает за управление Международной космической станцией.
В настоящее время Boeing разрабатывает космический корабль, способный доставлять астронавтов на международную космическую станцию и обратно. Крупнейший космический проект компании – ракета Space Launch System, предназначенная для исследования дальнего космоса.
3. Northrop Grumman (NOC).
Northrop Grumman – один из ведущих мировых производителей оружия с годовым доходом более 30 миллиардов долларов. Хотя в последнее время компания была известна в основном своими разработками бомбардировщиков-невидимок, она работает в области разработки космических технологий более 60 лет. Читайте про инвестиции в оборонные компании.
В настоящее время Northrop Grumman работает над созданием космического телескопа Джеймса Уэбба НАСА. Компания также участвует в разработке космического телескопа Chandra и исследователя астероидов Dawn, а также принимает участие в программах, направленных на разработку технологий наблюдения Земли из космоса.
4. Lockheed Martin (LMT).
Lockheed Martin, крупнейший в мире оборонный подрядчик, также является одним из основных игроков в космической отрасли. В качестве подрядчика НАСА компания в 1960-х годах строила детали для космического корабля Apollo 11, а также спутников и космических зондов. Другие крупные космические проекты Lockheed Martin включают космический корабль Orion в дальнем космосе и посадочный модуль Mars InSight.
Что касается цен на акции, Lockheed Martin занимает первое место в этом списке, достигнув почти 440 долларов в феврале этого года. Во время связанного с кризисом краха в середине марта акции компании упали до уровня чуть менее 300 долларов, что намного меньше, чем у подавляющего большинства других акций. Он также очень хорошо восстановился, достигнув более 400 долларов в первую неделю июня.
5. Procure Space ETF (UFO).
Этот фонд, торгуемый на бирже, ориентирован на инвестирование в компании, которые уже получают прибыль от космической индустрии, а не на развитие технологий и отдаленные источники дохода, такие как космический туризм. В частности, политика ETF заключается в том, что 80 процентов инвестиций направляются в компании, которые получают как минимум половину своей прибыли от космической отрасли.
Примером того, как можно получить прибыль из космоса без использования космических полетов или связанных с ними технологий, является использование спутников для новых технологий на Земле. Например, 5G, блокчейн и криптовалюты зависят от спутников и других космических систем.
Ключевые активы Procure Space включают Boeing, Iridium Communications, Airbus и Maxar.
Источник
Звездная экономика: кто зарабатывает на космосе в России и мире
О чем эта статья — кратко
- Мировой рынок частной космонавтики устроен неравномерно. Есть явные лидеры — США — и те, где совсем нет космической программы либо существует госмонополия на все, что касается космоса. Россия пока что где-то посредине.
- Среди отраслей космического бизнеса активнее всего развивается все, что связано со спутниками, а также — полетами в стратосферу (на высоту около 15-30 км). Такие услуги требуют гораздо меньших вложений, быстрее окупаются и широко востребованы на рынке b2b и b2c.
- Ракетостроение, космические запуски и пилотируемые полеты — самые затратные области. Они требуют миллионных вложений и очень медленно окупаются. Только крупные корпорации с большими госинвестициями и грантами могут себе это позволить. За рубежом их около десятка, включая SpaceX, в России — всего одна частная компания занимается запусками ракет (S7 Space) и еще одна — их разработкой (Success Rockets).
- Единственная в мире частная космическая миссия по колонизации другой планеты (Марса) запущена компанией SpaceX. В настоящее время проходят испытания кораблей, которые доставят первых волонтеров. Они полетят на Марс в ближайшее десятилетие.
- Самым прибыльным и перспективным на сегодняшний день выглядит сектор космического туризма. Здесь есть программы орбитальных полетов (Virgin Galactic), а также — полетов на Луну (Blue Origin). Их обещают запустить в ближайшие пять лет. В перспективе 20 лет возможны туристические полеты и на другие ближайшие к нам планеты.
Как устроен современный космический рынок
Лидером в области частной космонавтики сегодня являются США. Здесь частные компании инвестируют в отрасль, а также сами проводят космические запуски, создают ракеты и космолеты, разрабатывают орбитальные спутники и даже строят собственные космодромы. Начиная с 2006 года NASA привлекает частные компании к освоению космоса. Все началось с программы Commercial Resupply Services, в рамках которой частные компании должны были доставлять грузы, а затем и космонавтов на МКС. В их числе оказалась и SpaceX.
SpaceX
Компания SpaceX Илона Маска основана в 2002 году. Она занимается разработкой ракет (включая двигатели) и космических спутников, а также грузовыми и пилотируемыми запусками. В 2006-м была запущена первая многоразовая (возвращаемая) ракета-носитель Falcon 1.
С 2011 года SpaceX участвует в пилотируемой программе Commercial Crew Program по доставке астронавтов на МКС. В 2015 году ее пилотируемый корабль Crew Dragon, выведенный на орбиту Falcon 9, успешно доставил на МКС астронавтов Дугласа Херли и Роберта Бенкена.
В 2016 году компания получила контракт с ВВС США для вывода на орбиту спутников для обеспечения госбезопасности. В 2018-м запустила космический телескоп TESS, который должен искать экзопланеты, пригодные для жизни.
В 2019-м Falcon 9 успешно вывела на орбиту 60 космических спутников в рамках проекта Starlink. Его цель — обеспечить высокоскоростной доступ в интернет в любой точке планеты.
Начиная с 2011 года, Илон Маск говорит о своих планах отправить на Марс колонизаторов, которые начнут заселять планету и проводить там исследования. Первый полет обещают в 2026 году. В мае 2021 прототип космического корабля Starship, который разработали для полетов на Луну и Марс, совершил первую успешную посадку на Землю после запуска.
Blue Origin
Главный конкурент SpaceX — Blue Origin, основанная в 2000 году главой Amazon Джеффом Безосом. Ее главной целью является космический туризм. С 2006 компания занимается разработкой и испытаниями космических кораблей — New Shepard, New Glenn и Blue Moon (для высадки на Луну). Для этого используют в том числе собственную стартовую площадку компании в Техасе.
Всего Blue Origin провела 15 успешных запусков своих ракет, последний из которых — в апреле 2021-го. В июле 2021 компания планирует совершить первый суборбитальный полет для космических туристов. Одно из шести мест на корабле разыграют на пятинедельном онлайн-аукционе.
С 2017 Blue Origin предоставляет услуги по выведению на орбиту спутников телевизионного провайдера Eutelsat и интернет-провайдера OneWeb.
В 2020-м компания, вместе со SpaceX и Dynetics, была отобрана NASA в качестве главного претендента на разработку космических аппаратов для высадки на Луну в 2024 году. Однако в апреле 2021-го стало известно, что контракт на сумму $2,89 млрд получила SpaceX. Blue Origin и Dynetics посчитали решение несправедливым и подали жалобу в Главное контрольное управление США (GAO). В итоге NASA приостановило работу над проектом до разбирательства в августе 2021 года.
Virgin Galactic
Третий крупный игрок космического бизнеса. Компания входит в Virgin Group Ричарда Брэнсона. Она изначально создавалась для туристических полетов — орбитальных и суборбитальных. Испытания для последних уже проходят: самолет-разгонщик WhiteKnightTwo поднимает космолет SpaceShipTwo на высоту 16 км, после чего тот отстыковывается и выходит на орбиту. Среди других выпущенных аппаратов — одноместный реактивный самолет Virgin Atlantic GlobalFlyer для кругосветного беспосадочного перелета без дозаправок и космолет SpaceShipThree.
В 2010 году Virgin Galactic открыла первый в мире частный космопорт «Америка» в штате Нью-Мексико. В начале 2021-го другая компания в составе корпорации — Virgin Orbit (осуществляет запуски малых спутников) — запустила первые десять микроспутников NASA с помощью модифицированного самолета Boeing 747 и двухступенчатой ракеты-носителя LauncherOne.
Первый орбитальный полет основателя компании намечен на конец 2021 года, а с туристами на борту — не раньше 2022-го. На орбиту их будет доставлять новый космолет серии Spaceship III, который называется VSS (Virgin SpaceShip) Imagine. Билеты будут стоить $200-250 тыс.
Astra Space
Компания основана в 2005 году. Она разрабатывает космические технологии для NASA и DARPA — Агентства перспективных исследовательских проектов в области обороны США, — обеспечивая космические старты с воздуха. Среди разработок — ракетные двигатели, ракеты-носители и самолет для их запуска.
Первый успешный запуск ракеты-носителя серии Rocket 3 состоялся в декабре 2020 года, следующий запланирован на лето 2021-го. Ее главная особенность — корпус из тонкого алюминия, который почти полностью сгорает в атмосфере, а оставшаяся часть растворяется в соленой воде. Сейчас Astra фокусируется на космических запусках и планирует увеличить их число.
Rocket Lab
Rocket Lab — еще одна американская компания, с подразделением в Новой Зеландии. Она основана в 2006 году и разрабатывает легкие ракеты-носители для доставки на орбиту спутников и небольших грузов, в том числе — по заказу Пентагона и NASA. По количеству запусков компания уступает только SpaceX: с 2017 года их было 19.
Запуски выполняются с собственных пусковых комплексов: LC-1 в Новой Зеландии и LC-2 в США, при помощи сверхлегкой ракеты-носителя Electron. Помимо ракет со спутниками Rocket Lab запустила межорбитальный буксир Photon для запуска микроспутников за пределы низкой орбиты. Сейчас компания разрабатывает ракету средней грузоподъемности Neutron с многоразовой ступенью, как у Falcon 9, но с гораздо большей грузоподъемностью. Ее будут использовать для доставки спутников и грузов от 1,5 т до 8 т, в том числе на Луну, Венеру и Марс, а в перспективе — и для пилотируемых полетов. Первый запуск запланирован на 2024 год.
Среди других заметных игроков — Relativity Space, Firefly Aerospace, Phantom Space, Orbex.
Разработки и запуски ракет — это сфера, требующая огромных инвестиций. На получение прибыли уходят десятилетия. Без господдержки и частных инвесторов такое могут себе позволить только миллиардеры — вроде Маска, Безоса и Брэнсона. Более перспективными выглядят космический туризм (как у Virgin Galactic) и высокоскоростной спутниковый интернет (такой, как Starlink), но и здесь нужны большие вложения на старте.
Как обстоят дела в России
В России сфера космических запусков и ракетостроения практически недоступна для частных компаний. Они не могут найти достаточное финансирование и обойти госкорпорации, в том числе — из-за бюрократических процедур. Одно из немногих исключений — S7 Space, которая с 2016 года предоставляет услуги космических запусков с морских платформ. Они расположены в разных точках Земли, включая Калифорнию.
Success Rockets — первая частная компания в России, которая занимается разработкой сверхлегких ракет и спутников при поддержке «Роскосмоса». Она уже получила $4,5 млн на первый этап разработки и планирует привлечь еще $50 млн. Первая ракета-носитель Stalker сможет выводить на орбиту груз от 250 кг на высоту от 500 км, а первый запуск намечен на 2024 год. Однако большую часть работ по изготовлению и сборке компания будет заказывать у внешних подрядчиков.
«Стратонавтика» — компания, которая осуществляет туристические и коммерческие полеты в стратосферу — на высоту 30 км — с использованием собственного стратостатного комплекса. Помимо самих полетов, она запускает метеорологические спутники и размещает рекламу. За десять лет работы «Стратонавтика» осуществила 150 запусков.
Попытки создать российскую Virgin Galactic не увенчались успехом. Основанная в 2014 компания «КосмоКурс» в апреле 2021-го объявила о ликвидации. Ее основатель Павел Пушкин собрал 50 ракетно-космических конструкторов и планировал к 2024 году запустить на низкую орбиту первых космических туристов, но так и не смог преодолеть бюрократические и финансовые трудности. В частности, «КосмоКурс» не смог получить от Минобороны необходимую техническую документацию, чтобы построить суборбитальную ракету. Работы по постройке собственного космодрома тоже пришлось приостановить.
Чуть лучше обстоят дела со спутниками.
«Лин Индастриал» — стартап, который разрабатывает сверхлегкие ракеты-носители «Таймыр» и «Алдан», а также легкую ракету «Адлер» для доставки наноспутников (весом менее полутонны). В числе первых инвесторов выступили сотрудники игровой студии Wargaming.
«Спутникс» — стартап, который с 2011 года разрабатывает спутники и системы для их обслуживания. За десять лет компания вывела на орбиту пять спутников и запустила платформу OrbiCraft Pro, с помощью которой можно собирать спутники различной конфигурации. Два из них уже запущены с МКС.
«Астрономикон» разрабатывает сверхмалые спутники стандарта CubeSat (сверхмалые спутники 10х10х10 см, весом менее 1,3 кг). Первые спутники запустят в ноябре 2021 года с космодрома «Восточный».
Avant Space — самый необычный российский стартап, который планирует продавать рекламу в космосе. Ее будут проецировать с помощью собственных микроспутников, расположенных в виде заданных фигур и надписей на орбите на высоте 600 км — по аналогии с шоу дронов. Лазеры со спутников будут передавать бинарный код со ссылкой на сайт заказчика.
Компания обещает охватить более 130 крупных городов и аудиторию в 1 млрд человек. В сентябре 2020 года прошел успешный запуск блока с лазерами на высоту 30 км. Это позволило рассчитать необходимую мощность источника света для будущей рекламы. Первые рабочие спутники Avant Space планирует вывести на орбиту в 2022 году. Для этого компания уже получила грант «Сколково» на ₽60 млн.
Самая перспективная область — сбор и обработка спутниковых данных, которые можно использовать для мониторинга и прогнозов в сфере экологии, навигации, сельского хозяйства.
«Совзонд» занимается геоинформационными технологиями и проведением космического мониторинга. С 1992 года с помощью спутников компания передает данные для муниципального управления и сельского/лесного хозяйства, строит топографические карты, 3D-модели модели рельефа и местности, предоставляет ПО для аналитики и визуализации данных.
Проект «Лоретт» выпускает аппаратные комплексы для обработки и передачи данных дистанционного зондирования Земли из космоса. Такие данные используют, например, при детекции нарушений в сфере рыбной ловли и экологической безопасности, а также — выявления паводков и лесных пожаров. Также компания участвует в образовательных проектах для детей, посвященных изучению Земли и космоса.
В чем главные трудности
- Долгий и очень дорогой цикл разработки, особенно в ракетостроении и космических запусках. На создание и тестирование рабочих прототипов уходит пять-семь лет, и все это время компания не получает никакой прибыли. Чтобы развивать подобные проекты, нужны не просто инвесторы, а спонсоры или безвозмездные гранты. К примеру, на разработку Falcon 9 ушло $500 млн, а с момента выпуска до первого успешного старта прошло восемь лет;
- Существует множество ограничений для работы в космосе. Например, чтобы подняться на высоту более 100 км (формальная граница, за которой начинается космическое пространство), нужна специальная лицензия. Для полетов в стратосфере (на высоте около 30 км) нужно закрывать воздушное пространство для других судов;
- Пилотируемые полеты еще и сопряжены с большим риском для жизни и здоровья экипажа. Поэтому к ним предъявляются максимально жесткие требования — технические и правовые. Любые ошибки в этой сфере приводят к существенным проблемам для компании, включая судебные разбирательства, закрытие проектов или потерю финансирования;
- Частные космические проекты не могут существовать в отрыве от государственной космической программы. Поэтому космический бизнес развивается только там, где есть технологическая база, регулярные космические запуски и площадки для них;
- Для развития космических проектов необходимы также фундаментальные научные исследования, которые напрямую зависят от господдержки в этой отрасли.
Перспективы космического бизнеса
Если верить прогнозам, в ближайшие шесть лет активнее всего будут развиваться спутники и все, что с ними связано: связь, интернет, обработка и передача данных. Эти услуги востребованы бизнесом — особенно с развитием интернета вещей — и госслужбами: спутниковые данные помогают вовремя оповещать о стихийных бедствиях, бороться с проблемами экологии. На втором месте — доставка грузов, затем — всевозможные испытания и только потом — полеты с экипажем или туристами.
Самой перспективной бизнес-моделью для развития пока что выглядит частно-государственное партнерство: когда государство поддерживает частные проекты и предоставляет им необходимые площадки и ресурсы.
Если углубиться в футурологию, то наиболее привлекательным для массового рынка выглядит космический туризм, объем рынка которого превысит $1 млрд к 2024 году. Уже в этом году отправят туристов на МКС, SpaceX планирует освоение Марса (правда, не ради развития туризма), а Blue Origin и Virgin Galactic готовят первые коммерческие полеты на орбиту. В ближайшие годы мы можем также увидеть туристические полеты на Луну. Стоимость таких туров в ближайшие десятилетия может снизиться в десять раз: с $200 тыс. до $20 тыс. — за счет развития инфраструктуры и увеличение вместимости кораблей.
Источник