Меню

Болото со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца определите тип речи

Итоговая работа . Русский язык, 5 класс

Итоговая работа по русскому языку за курс 5 класса

А1.Укажите существительное с окончанием .

а ) расположился на сидень. б ) не знал об этом событи.

в ) путешествовал по Инди. г ) сидел на лошад.

А2. В каком ряду во всех словах пропущена буква е (ё) .

а ) щ. ки , плеч. м , испеч. м б ) яркой свеч. й , ш. л , крыш. й

в ) ж. лтый , саж. й , под душ. м г ) товарищ. м , гараж. м , силач. м

А3. В этом слове пишется -тся

а ) И как тебе не лень с утра до вечера трудит. ся целый день !

б ) Не оставь меня , кум милый ! Дай ты мне собрат. ся с силой !

в ) Но курам никогда до облака не добрат. ся !

г ) Как взмолит. ся золотая рыбка !

А4. Какое слово неправильно разобрано по составу ?

А5. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а ) маленький б ) миниатюрный в ) небольшой г ) младший

А6. Какое утверждение неверно ?

а ) Существительные мужского рода относятся к первому или второму склонению

б ) Некоторые существительные 3-го склонения, оканчивающиеся на шипящий согласный, пишутся без Ь .

в ) Существительные 2-го склонения в род. падеже ед. числе имеют окончание — а

г) Существительное в именительном падеже может быть в предложении сказуемым.

А7. В каком ряду во всех словах пишется Е

а ) плач..т, се..л, зате..шь, вид..мся б ) хохоч..т, обид..л, откро..шь, слыш..м

в ) свищ..т, та..л, бре..шь, спрашива..м г ) кол..т, ненавид..л, стел..шь, бор..мся

А8. В каком примере «не» пишется слитно?

а ) Иван Петрович никогда (не) выходил из себя.

б ) В прошлом году (не) было сильных морозов.

в ) Утром мне слегка (не)здоровилось , и я остался дома.

г ) Дедушке (не) нравится моё пение.

А 9. В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?

а ) гореч. , кирпич. , горяч…, встреч… б ) пять дач. , ноч. , глуш. туч…

в ) вещ. , доч. , палач. реч… г ) два руч. я , полноч. , озимая рож.

А 10. Найдите ошибку в рассуждении.

а ) могуч..го дуба — в безударных окончаниях прилагательных муж. рода ед. числа в род. падеже после шипящих пишется всегда е

б ) чай горяч. — пишется Ь после шипящей, потому что это прилагательное муж.рода

в ) в бескрайн. й степи — в окончаниях прилагательных в женском роде , предложном падеже, единственном числе после мягких согласных пишется Е

г ) старин. й песней — пишем О , потому что -Ой окончание прилагательного в женском роде, творительном падеже, единственном числе .

А11. Найдите ошибку в произношении слова.

а ) ателье [т] б ) углУбить в ) свитер [т ] г ) скучный [шн]

А12. В каком ряду во всех словах безударная гласная в корне проверяется ударением?

а ) разд. вать , увл. кать , гл. тать б ) выт..рать, отл. чаться , р..сток

в ) р. бина , к. лина , к. нфета г ) изл. жение , выр. с , обл. гчить

А13. Укажите неверное утверждение о предложении: Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

а ) это предложение повествовательное б ) это предложение простое

в ) главные члены — тучи собирает г ) это предложение распространённое

А14. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а ) Осенний ветер бушевал и волны вскидывал высоко.

б ) Показалась ранняя зорька, и журавли опять отправились в дальний путь .

в ) Наедине с тобою брат хотел бы я побыть.

г ) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.

А15. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие.

а ) песня б ) шубка

в ) жук г ) помощь

А16. В каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст?

А. Гусь высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан.

Б. Больше всего эта шишка походила на кокарду.

В. Вместо неё прямо на шее был прикреплён огромный клюв с шишкой на переносье.

Читайте также:  Как можно описать закат солнца

Г. Собственно головы у него, казалось, не было.

а ) А , Г , Б , В б ) Г , В , А , Б в ) В , Г , Б , А г ) А , Г , В , Б

А17. У какого слова лексическое значение определено неверно?

а ) зодчество — строительное искусство, архитектура

б ) изморось — иней на ветках деревьев

в ) жюри — группа специалистов, присуждающих премии на конкурсе

г ) изумрудный — ярко-зелёный

(1)Мы это так понимаем, что всё . болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца.(2)Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки.(3) Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам.(4) Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все своё добро детям. (5) Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство. ( По М. М. Пришвину)

В1. В предл. (4) найди слово, состоящее из приставки, корня, окончания, выпиши его.

В2. Из предл. (2) выпишите 2 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

В3. Из предложения (5) выпишите глагол II спряжения в форме наст.вр., 3л., ед.ч.

Итоговая работа по русскому языку за курс 5 класса

А1. Укажите существительное с окончаниемЕ.

а) рассказывал об авари.. б) ошибка в упражнени..

в) заботиться о здоровь. г) был в Сибир..

А2. В каком ряду во всех словах пропущена буква о?

а) крыш..й, ш..рох, крыльц..м б) ш..фёр, приш..л, ткач..м

в) карандаш..м, подстриж..м, лещ..м г) мяч..м, пыльц..й, ш..колад

А3. Во всех словах ряда пишется -тся:

а) Чтоб хорошо учит..ся, не надо ленит..ся. г) Нужно наклонит..ся, чтоб из ручья напит..ся.

в) Кто любит трудит..ся, тому есть чем гордит..ся. б) Кто бережет..ся, тот не обожжет..ся.

А4. Какое слово неправильно разобрано по составу?

А5. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

а) бежать б) катиться в) мчаться г) нестись

А6. Какое утверждение неверно?

а) Существительные не изменяются по родам.

б) Некоторые существительные не изменяются по падежам и числам.

в) Существительные в предл. падеже могут быть дополнением или обстоятельством.

г ) В окончаниях сущ-х после шипящих в одних случаях пишется , в других пишется

А7. В каком ряду во всех словах пишется И

а ) вал..т, вид..л, высп..шься, леч.. мся б ) зависи..т, обид..л, обвар..шь слыш..м

в ) свищ..т, выглад..л, слыш..шь, стел.. м г ) смотр..т, кле..л, пил..шь, тащ..м

А8. В каком примере «не» пишется слитно?

а) Наш кот (не)станет есть соленую рыбу. б) Бабушке сегодня (не)здоровится.

в)(Не)бойтесь холода, закаляйтесь! г) Никто (не)мог предположить, что так похолодает.

А9. В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?

а) нож. мяч. помощ.. б) мыш. ран..ше, у руч..я

в) ноч. печ..ка, руж..ё г) мелоч. много дач. печ..

А10. Найдите ошибку в рассуждении:

а) ранн..ю порою — Е, потому что прилаг. стоит в форме ж. р., тв. п. (окончание -ею/-ей)

б) в поздн..ю пору — Ю, потому что прилаг. стоит в форме ж. р., вин. (окончание -юю)

в) свеж..й зеленью — И, потому что сочетания букв жи-ши пишутся всегда через -и

г) молоко слишком горяч.. — о, потому что в окончаниях кратких прилагательных после шипящих под ударением пишется -о

А11.Найдите ошибку в ударении.

а) алфавИт б) квАртал в) красИвее г) звонИт

А12.В каком ряду во всех словах безударный гласный корня проверяется ударением?

а) к..нец, зар..сли, зац..пить б) изм..нение, по..виться, предл..гать

в) соед..нить, расст ..лил, увл..чение г) созд..ется, л..сной, прибл…жение

Читайте также:  Весной солнце над горизонтом поднимается ниже чем зимой

А13.Найдите верное утверждение о предложении: Ветер, ты могуч!

а) главные члены – ветер могуч б)это предложение не осложнено

в) это предложение повествовательное г) это предложение распространённое

А14.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Набежал ветер, и лодки закачались на волне.

б) Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет.

в) Колючий иней тут же стаял с ресниц, с мохнатой шапки, с воротника.

г) Не кричи так жалобно, кукушка!

А15. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.

а)полет б)ехать в) южный г) подъём

А16. Укажите, в каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст.

A. У меня прямо начиналось головокружение, когда я видел на улице мороженщика со своей тележкой.

Б. Но тогда это было что-то особенное.

B. Конечно, я его люблю и сейчас.

Г. Когда я был маленький, я очень любил мороженое.

а)Г, А, Б, В б)А, Г, Б, В в) Г, Б, А, В г) Г, В, Б, А

А17.У какого слова лексическое значение определено неверно?

а) невежливый — грубый, неучтивый б) жюри — человек, который руководит конкурсом

в) изморось — очень мелкий дождь г) бирюзовый — зеленовато-голубой

(1)Мы это так понимаем, что всё . болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца.(2)Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки.(3) Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам.(4) Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все своё добро детям. (5) Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство. ( По М. М. Пришвину)

В1. В предложении (1) найти слово, в состав которого входят приставка, корень, окончание.

В2. Из предложения (5) выпишите служебные части речи.

В3. Из предложения(3) выпишите глагол несов. вида, I спряжения в форме прош.вр., ед.ч., ср.р.

Ответы к итоговой работе по русскому языку 5 класс

Источник

Блок «В» (выше базового уровня).
(1) Болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. (2)Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки.(3) Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам.(4) Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все своё добро детям. (5) Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство.
(По М. М. Пришвину)

1. Определите тип речи.
а) рассуждение б) описание в) повествование

2. В предложении (4) найдите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса, выпишите его.

3. Выполните фонетический разбор слова «матерью».

4. Выполните морфологический разбор слова «огромными».

Ответы

1.а) Тип изложения данного текста – рассуждение.

2.Передать – приставка «пере» + корень «дат» + глагольное окончание «ь».

3.ТравиНКи, цветоЧКа – уменьшительно-ласкательные слова.

4.Становится – глагол 2 спряжения, 3 лица, в единственном числе, в настоящем времени.

1. а) текст рассуждение

2.слово Передать пере приставка дат корень ь глагольное окончание

Источник

Помогите с синтаксическим разбором пжж
1.Всё Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. 2.Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки.

я сейчас выложу фото

Богатая речь,русский язык

Перед нами – картина замечательного русского художника Аркадия Александровича Пластова — «Летом». Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов!

Читайте также:  Мартовское солнце осветило поляну разбор как часть речи

Что же мы видим на этой картине? На полотне художник изобразил двух грибников: женщину и девочку, отдыхающих в берёзовой роще. Изумрудная трава служит им мягким ковром. Неподалёку изображена поляна, и видно, что палящие лучи хорошо прогревают землю. Две берёзки склонились над путниками, будто хотят защитить грибников от знойного солнца. Женщина с девочкой очень устали, так как мы видим, что рядом с ними стоят две полные корзины грибов. Женщина уснула в берёзовой прохладе, сложив свои натруженные руки. В ногах девочки – полная чашка с питьём, она только что налила его из стоящего в траве глиняного большого кувшина.

Она с грустью вспоминает о том, как радостно было находить рыжие и белые шапочки грибов, весело глядящие теперь из корзин! От неё ведь не смог спрятаться ни один хитрый гриб! Всех нашла! А как рада была такой помощнице мама! Засолят, и засушат – ох и вкусные будут грибы, хоть и достались с таким трудом. Вот будет что зимой им вспомнить! И теперь как приятно в тени берёз отдохнуть после такого тяжелого труда! Мысли девочки прервало чьё-то сопение. Рядом с ней верный четвероногий друг – собака. Видно, она тоже очень сильно устала, так как была верной попутчицей грибникам, сопровождая их от самого дома.

Свернувшись калачиком, собака наверняка размышляет об обратном пути домой. Ведь идти придётся не налегке, а с полными корзинами щедрых летних даров!

Источник

Помогите:) Заранее спс

1. Разобрать по составу слова: учимся, пешеходный, позаботимся, самолётик. Какие из них одинаковы по своему составу?

2. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Назовите её.
а) Набежал ветер, и лодки закачались на волне.
б) Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет.
в) Колючий иней тут же стаял с ресниц, с мохнатой шапки, с воротника.
г) Не кричи так жалобно, кукушка!

1. Мы это так понимаем, что всё. болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. В этом предложении нужно найти слово, в состав которого входят приставка, корень, окончание.

1. Разобрать по составу слова:
уч/им/ся – корень/окончание/возвратный суффикс (постфикс); основа слова прерывистая – уч_ся;
► пеш/е/ход/н/ый – корень/соединительная гласная/корень/суффикс/окончание; основа слова – пешеходн-;
► по/забо́т/им/ся – приставка/корень/окончание/возвратный суффикс (постфикс); основа слова прерывистая – позабот_ся;
► сам/о/лёт/ик/_ – корень/соединительная гласная/корень/суффикс/нулевое окончание; основа слова – самолётик-;
Какие из них одинаковы по своему составу, сами определите: всё разобрано.

2. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Назовите её.
б) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Запятая перед союзом И была лишней, так как он соединяет однородные сказуемые ГУЛЯЕТ и ПОДГОНЯЕТ.

3. Мы это так понимаем, что всё. болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. В этом предложении нужно найти слово, в состав которого входят приставка, корень, окончание.
Скорее всего, имелось в виду слово ЗАПАСАМИ, хотя А. Н. Тихонов в своём словаре показывает, что в слове произошло упрощение основы и приставка ЗА- не выделяется: она вошла в состав корня. Но здесь с учёным трудно согласиться, на мой взгляд слова ЗАПАС, ПРИПАС, ЗАПАСАТЬ, ПРИПАСАТЬ – слова однокоренные, очень близкие по лексическому значению, А в слове ПРИПАС он приставку ПРИ- выделяет.

4. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство. Выпишите из этого сообщения служебные части речи.
► ПОД – предлог;
► И – союз;
► КАК – союз;
► В – предлог.

Источник

Adblock
detector