Меню

Богослужение с восходом солнца

Богослужение с восходом солнца

Последняя бука буква «я»

Ответ на вопрос «Богослужение с восходом солнца «, 6 (шесть) букв:
утреня

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова утреня

Определение слова утреня в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
У́треня (; также устар. разг., применительно к утрени Пасхи — зау́треня ) — самое продолжительное из ежедневных богослужений суточного круга в православной Церкви .

Примеры употребления слова утреня в литературе.

В темноте ночной, еще чуть светлеющей бледно по краю неба, движутся смутною вереницей к церкви, на молитву, и стыд тому из них, кто проспит утреню.

Как и вечерня, утреня начинается великой ектенией, которую предваряет Шестопсалмие.

Молодые оруженосцы опасались, что если графом Валуа станет богомольный Симон, то погонит всех на утрени и вечерни, а если Раулю унаследует младший сын, по имени Готье, то из скаредности заставит обитателей Мондидье есть вареную репу и пить воду из замкового колодца.

Обычно в храмах вечерню совмещают с утреней, а здесь игумен стремится возвратить всему изначальный смысл, и утреня бывает утром, вечерня — вечером.

Еще сны текли, цепляясь друг за друга, еще какая-то мирная, светлая жизнь сияла в глазах, а уж твердая рука взяла Кириллову руку: — Уже и утреню отслужили, брате Кирилле, и братия сошлась к обедне.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

Изучаем богослужение: Великое славословие – гимн Богу при восходе солнца

В сегодняшнем нашем материале мы поговорим о чудесной богослужебной песне, называемой «Великое славословие» и поющейся вечером, в самом конце утреней службы.

С суточным циклом богослужения сегодня сложилась достаточно необычная ситуация, так как утреню практически всегда служат вечером, а вечерню – нередко утром. Такая традиция немного искажает восприятие богослужения, но это не мешает нам в нем разбираться и понимать, что происходит в храме.

Каждая часть всего суточного цикла особенная, имеет свою историю происхождения и смысл. И в этот раз мы сосредоточимся на одновременно хвалебной и покаянной молитве – Великом славословии. Так как она помещается в самом конце утрени (а также на повечерии), то является весьма гармоничным «прологом» к литургии. Мне известны приходы, где в субботу вечером служат лишь девятый час и вечерню, а утреню, с 1-м, 3-м, 6-м часом – в воскресенье утром, как раз в преддверии литургии. Для современных прихожан такой порядок, возможно, немного непривычен, но зато каждая часть суточного богослужения попадает, хотя и не во всем, примерно на свое изначальное место.

Структура

Если мы откроем текст Великого славословия, то увидим, что его структуру можно разделить на три части.

Первая часть начинается со слов «Слава в вышних Богу» и заканчивается «На всяк день благословлю Тя, и восхвалю Имя Твое во веки, и в век века».

Вторая часть ограничена словами «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам» и «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим».

Третья же – начинается с «Господи, прибежище был еси нам в род и род» и завершается на «Пробави милость Твою ведущим Тя».

Великое славословие. Текст. Фото: azbyka.ru

Более древнее происхождение имеет именно первая часть. Исследователи полагают, что уже во второй половине IV столетия она употреблялась во время богослужения и была известна под наименованием «ангельского» или «утреннего» гимна. Данное молитвословие уже тогда являлось весьма популярным и довольно быстро распространилось по всему христианскому миру. Об этом свидетельствует от факт, что песнь «Слава в вышних Богу» была переведена на все христианские языки. Одним из наиболее древних считается греческий вариант, помещенный в седьмой книге «Апостольских постановлений», датируемых примерно 380 г. Также, например, к V-VI столетиям восходят сирийские и армянские переводы.

Уже во второй половине IV столетия эта песнь исполнялась во время богослужения и была известна под наименованием «ангельского» или «утреннего» гимна.

Если мы будем внимательны, то заметим, что первая часть Великого славословия начинается с ангельского пения, которым Небесные Силы возвещали Рождество Христово (Лк. 2, 14). Мне кажется, что лучше всего наше восприятие этих слов должно формироваться сквозь призму наставления святителя Григория Паламы: «По причине Родившегося сегодня и пастыри вместе с Ангелами составляют общий хор и тот же воспевает похвальный гимн и общую начинают песнь; не потому, что бы Ангелы взяли в руки пастырские свирели, но потому что пастыри были озарены светом Ангелов и оказались в среде небесного воинства и научаются от Ангелов небесному гимну».

Словами «Хвалим Тя, благословим Тя» начинается общее прославление Бога. В предложении «Господи Царю Небесный, Боже Отче…» мы, скажем так, конкретизируем свое славословие, выделяя Лица Святой Троицы. Когда хор поет «Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь», то этим он начинает довольно большой, по отношению ко всему тексту, христологический раздел. Пересмотрите эти слова еще раз, и вы поймете, как много догматов в них заключено.

Второй и третий разделы Великого славословия имеют более позднее происхождение и состоят в основном из ветхозаветных цитат, в частности, Псалтири и книги пророка Даниила. Хотя нельзя не сказать, что есть в них и самостоятельная, оригинальная молитва.

История

Интересно, что свидетельство одного из наиболее ранних употреблений гимна содержится в сочинении «О девстве», авторство которого приписывают святителю Афанасию Великому. Славословие здесь входит в утреннее правило для дев. Как я уже упоминал, в большинстве случаев, сегодня утреня служиться вечером, потому на Великом славословии мы традиционно включаем свет в алтаре. Можно сказать, что это отголосок древней традиции петь рассматриваемый гимн при восходе солнца. Об этом, к примеру, не раз упоминает в своих антиохийских проповедях святитель Иоанн Златоуст. В одном из писем к святителю Григорию Богослову Василий Великий, рассуждая о монашеской молитве, отмечает, что хорошо начинать день именно со славословия в честь Создателя, тем самым подражая Небесным Силам.

Вполне уместно допустить, что изначальный смысл Великого славословия привел к тому, что и сегодня оно поется после хвалитных стихир, являясь как бы их логическим продолжением. Эта традиция была закреплена в палестинском Часослове (VI в.) – «прадедушке» нашего современного Часослова, вобравшего из него многие богослужебные последования.

Кстати, возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет», с которого и начинается Великое славословие, являлся древним припевом к стихам хвалитных псалмов (148-150).

Великое славословие – это удивительное богослужебное песнопение, заключающее в себе огромное количество смыслов.

Стоит также отметить, что в традиции Западной Церкви, Великое славословие было включено в торжественную мессу. Впоследствии, все, кто принял римский литургический обряд, переняли и эту практику. А вот в константинопольском чине, в IX-XII, славословие пелось на утрене, только в центре храма, куда сходились и хор, и духовенство. При этом слова «Слава в вышних Богу» возглашались отдельным певцом прямо с амвона. По окончании пения совершался вход в алтарь с последующим прокимном и чтением Евангелия. Отголоском той традиции остается сегодняшнее исполнение Трисвятого сразу после Великого славословия.

Великое славословие – это удивительное богослужебное песнопение, заключающее в себе огромное количество смыслов. Вот возьмем только одну фразу: «Господи, прибежище был eси нам в род и род» (Пс. 89, 2).

«Почему это сказано, – вопрошает святитель Григорий Нисский и тут же сам отвечает, – потому, что Ты [Господи] прежде твари, объемлешь все вечное протяжение от того мгновении, когда естество века восприяло свое начало, и до того мгновения, когда придет конец; конец же нескончаемого – беспредельность».

Читайте также:  Гала концерт место под солнцем

По слову святителя Афанасия Великого, в обращении «Аз рех: Господи помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе» (Пс. 40, 5), царь Давид, а вслед за ним и мы, молимся о своих грехах, как познавшие их в себе самих, понимая собственную нищету и убогость.

Безусловно, о всех смыслах каждой отдельной фразы, во время молитвы в храме, не упомнишь, но этого, пожалуй, и не нужно делать, чтоб не отвлекаться. Важнее, наверное, просмотреть их заранее, постараться как-то проникнуться, уловить общее содержание и настроение, чтоб уже на богослужении искренне возносить славословие к Самому Владыке вселенной.

Источник

Служба в церкви: сколько длится и как проходит, какие и когда идут

В современном мире вера утратила первичную значимость для человечества, поэтому многие люди не имеют понятия, какие службы проводятся в храмах, из чего они состоят и так далее. Необходимо исправлять такое положение вещей и уяснить, что такое всенощное бдение или как его еще называют «всенощная».

Что такое всенощное бдение в церкви?

Среди всех богослужений, которые совершаются в православной церкви, можно выделить всенощное бдение, которое проводится перед великими праздниками и воскресными днями и длится оно с вечера и до восхода солнца. В зависимости от часового пояса начинаться оно может в 4-6 ч. вечера. В истории становления христианства можно найти информацию, что иногда последование всенощного бдения совершалось в знак благодарности Господу за избавление от разных бед или победу в войнах. К особенностям этого богослужения можно отнести следующее:

  1. После вечерни может проходить освящение хлеба, растительного масла, вина и пшеницы. Связано это с тем, что эти продукты раньше обязательно употребляли в пищу монахи перед богослужением.
  2. Полное последование всенощного бдения включает чтение во время утрени отрывков из Евангелия и пение великого славословия, где человек выражает свою благодарность Господу за прожитый день и просит помощи, чтобы оградиться от грехов.
  3. За богослужением проходит помазывание верующих елеем.

Протяженность службы и авторство

Само название «Всенощная» говорит о времени служения: чуточку спустя, после захода солнца. У Всенощной нет одного автора, наравне у Литургии, ее порядок складывался постепенно. Первые молитвы Всенощной составлены Иоанном Златоустом. В православных храмах работа начинается в пять или в шесть часов вечера, а длится везде по части-разному, но в среднем — до восьми часов вечера. Всенощная в монастырях может занимать времени 5 и 6 часов. В некоторых монастырях на Востоке, как и в древности, она продолжается после утра, когда первый час действительно освещает наступающий день с восходом солнца.



Из каких служб состоит всенощное бдение?

Богослужение традиционно проводят накануне церковных праздников и воскресных дней. Состав всенощного бдения такой: вечерня, утреня и первый час. Бывают случаи, когда богослужение может начинаться великим повечерием, которое будет переходить в вечерню. Такая схема обязательно используется перед Рождеством Христовым и Крещением. В некоторых храмах после завершения службы священнослужители проводят исповеди, где люди могут покаяться в своих грехах.



Что такое богослужение?

Верующие посещают храм не только в субботу или воскресенье, но и в будние дни. Ходить в церковь можно тогда, когда удобно верующему. При этом христианский приход всегда должен быть открыт. Суточный круг богослужений делится на 9 разных частей, и в него входят:

  • Начало круга происходит с 18:00.
  • Повечерие — чтение молитв в вечерний период.
  • С 12:00 ночи ведется полунощница.
  • Заутреня делится на следующее: первый час — с 7:00, третий час — с 9:00, шестой час — с 12:00, девятый час с 15:00.

Литургия, проводимая с 6:00, 9:00 и до 12:00, в суточный круг церковного служения не входит. Говоря об идеальном богослужении, каждый храм должен в это время работать, и все перечисленные службы должны проводиться.

Как проходит всенощное бдение?

Такое богослужение способно освободить душу человека от негатива и дурных мыслей, а еще расположить к принятию благодатных даров. Всенощное богослужение символизирует историю Ветхого и Нового Завета. Есть определенная структура проведения богослужения.

  1. Начало всенощного бдения называется Великой вечерней, которая служит изображением основных ветхозаветных историй. Открываются Царские врата и знаменуется творение Святой Троицей мира.
  2. После этого поется псалом, который прославляет премудрость Творца. Во время этого священник кадит храм и верующих.
  3. После закрытия Царских врат, что символизирует совершение первого греха Адамом и Евой, молитва совершается перед ними. Поются стихи «Господи, воззвав к Тебе, услыши мя», которые напоминают людям их бедственное положение после грехопадения.
  4. Читается стихира, посвященная Божьей Матери, и во время этого священник выходит из северных дверей алтаря и входит в Царские врата, что олицетворяет собой появление Спасителя.
  5. Структура всенощного бдения подразумевает переход к утрене, которая означает наступление времени Нового Завета. Особое значение имеет полиелей – торжественная часть богослужения, во время которого прославляют милость Господа за дарование Спасителя.
  6. Торжественно читается Евангелие, посвященное празднику, и исполняется канон.

Служба в храме

Как было уже сказано, служба проводится в каждом храме, единственное, что есть разница во времени проведения и ее длительности. В течение суток главным богослужением является Божественная литургия.

На службе читается молитва, вспоминают Христа, а заканчивается она приглашением всех желающих пройти таинство Причастия. Оно проводится в промежутке времени между 6 и 9 часами.

В воскресенье проводится, как правило, одна служба, и называется она Евхаристической. Служба в этот день идет одна за другой. Утреня сменяется обедней, а обедня, в свою очередь, сменяется вечерней службой.

Кроме больших служб, в церкви могут проводиться обряды и таинства, прочтение вечерних и утренних молитв, чтение акафистов в храме и многое другое. Все богослужения, независимо от времени проведения, ведется служителем храма, а посетители становятся его участниками.

Посещение церкви, прочтение молитвы на ночь или днем — это исключительно дело каждого. Никто не может заставить человека идти в храм и молиться. Только сам человек решает для себя, как поступить, что посетить и как донести свою мольбу к Богу.

Вечерня

Последование всенощного бдения начинается с вечерни. Чтобы лучше понять этот отдел службы, условно можно разделить его на 5 частей.

Часть I. Начало

Всенощная в вечерние часы перед воскресным днём или праздником начинается следующим образом:

Раскрываются царские врата.Выходят священник и диакон. Первый несёт кадильницу, второй – свечу.Они производят каждение над святым алтарём.Диакон с амвона просит благословения Господа.Святой отец прославляет Троицу и обращается к пастве с призывом отдать поклон «Царю Христу, Богу Отцу и Святому духу».Далее вступает хор, воспевая избранные места из 103-го псалма. В них звучат: просьбы к Богу о благословении, его прославление, восхищение его дивными делами, относящимися к сотворению мира.После того, как окадили алтарь священник с диаконом обходят церковь по кругу и кадят иконы и молящихся людей.По окончании песнопений из 103-го псалма оба священнослужителя входят в алтарное пространство и закрывают царские врата.Диакон произносит ектенью – молитвенные прошения в диалоге с хором.

Значение этой части службы заключается в следующем:

Указанные действия священнослужителей и певчих до того, как они вошли в алтарь, представляют собой напоминание: о сотворении мира, о безмятежной жизни Адама и Евы в Эдеме.Затворённые царские врата символизируют, что после изгнания первых мужчины и женщины из райских кущей за грех непослушания, ворота рая перед ними закрылись.Ектенья, произносимая дьяконом, говорит о трудной жизни наших предков на земле после изгнания Адама и Евы и их непрестанной нужде в помощи Творца.

Читайте также:  Как предупредить аллергию от солнца

Часть II. Псалмы

После прочтения ектеньи начинается вторая часть вечерни.

Она выглядит так:

Пение первого псалма Давида. Слышится пение отрывков из первого псалма, автор которого – библейский царь Давид. В нём говорится о том, что блаженным будет только тот человек, кто усердно работает и служит Богу со страхом и трепетом, но при этом любит его и радуется ему. Псалом поётся с той целью, чтобы отобразить горькие мысли Адама, сопутствовавшие совершению им греха. А также в нём слышны советы и призывы, с которыми он обращается к потомкам. По окончании каждого стиха, из которых состоит псалом, произносится славословие: «Аллилуйя!» В переводе с древнееврейского это буквально обозначает: «Хвалите Бога».Малая ектенья. По окончании пения псалма дьякон вновь сотворяет ектенью, но уже малую, то есть просьбы к Господу излагаются кратко. За ней следуют две молитвы, характеризуемые, как умилительные (Псалом 140-й).Две молитвы к Господу. Они многократно взывают к Господу, прося его услышать обращённое к нему воззвание. Пение этих псалмов должно ещё раз напоминать о том, что человек всегда нуждается в помощи Всевышнего. А также проводится мысль о том, что жить нужно, соблюдая заповеди Божьи, так как грехи отдаляют нас от его благодати.Стихиры. После молитв, взывающих к Богу, поются сопровождающие их стихиры – несколько строк, кратко излагающих суть молитвы, и как бы резюмирующих сказанное в псалмах.

Часть III. Вечерний вход

Вечерний вход осуществляется по следующему образцу:

Ещё не окончена последняя стихира, посвящённая Божьей Матери, как уже вновь открываются царские врата.Из двери алтаря, обращённой на север, выходят служитель с зажжённой свечкой (свещеносец), диакон, несущий кадило, и священник.Священник останавливается на амвоне, а дьякон кадит иконы, относящиеся к иконостасу.Священник, входя в алтарь, целует святой престол, затем встаёт на горнее место, повернувшись лицом к пастве.Певчие произносят отрывок из псалмов Давида, называемый промином, который всегда поётся под воскресенье. В нём говорится о вознесении на небо Сына Божьего.По окончании песни, посвящённой Богородице, дьякон походит к вратам. Он совершает кадильницей движения, призванные изображать крест, и произносит: «Премудрость, прости!».Хор в ответ исполняет песню Афиногена, святого мученика, жившего во II веке. Она также причисляется к умилительным, в ней славится Бог, единый в трёх лицах. В ней говорится о том, что Всевышний, создавший всё живое на земле и на небе, во все времена достоин преклонения, и поэтому весь мир прославляет его.Вечерний выход завершается ектенией.

Каково толкование вечернего выхода?

Вечерний выход говорит о следующем:

Вынос свечи – это образ Иоанна Предтечи, явившегося до пришествия Иисуса. Сам Спаситель называл его светильником.Выход священника напоминает о Сыне Божьем, спустившемся с небес на землю, чтобы взять на себя вину за все прегрешения человеческие.Обращение священника лицом к прихожанам символизирует вознесение Христа на небеса и воцарение его над миром во всей славе.Возглас дьякона: «Премудрость прости!» – наставляет верующих на то, чтобы они взирали на происходящее священнодействие стоя, и молили Господа Бога о прощении грехов.

Часть IV . Лития

Лития и благословение хлебов совершаются не во все воскресные дни, а только во время самых торжественных праздников. Лития следует за ектенией.

Порядок совершения литии таков:

Священник и дьякон выходят из алтаря, направляясь в ту часть церкви, что обращена к западу.В это время с клироса раздаётся пение стихир.Затем дьякон молится о здоровье епископа и всех православных. А также возносится молитва об императоре, императрице и других персонах, относящихся к царскому дому. Он просит, чтобы Господь защитил паству от напастей и горестей.

Совершение литии в западной части храма происходит для того, чтобы оглашенные и кающиеся, обычно стоящие в притворе, могли вместе со всеми помолиться о празднике, а другие верующие помолились о них. То есть, лития направлена на то, чтобы молитва возносилась, в первую очередь, о тех, кто больше всего нуждается в милости Бога и находится в горе и скорби. А также лития является напоминанием о крестных ходах, совершаемых первыми христианами во времена больших бедствий по ночам.

Часть V. Благословение хлебов

Благословение хлебов начинается после:

стихир;предсмертной песни Симеона Богоприимца;трижды повторённого тропаря – краткого молитвенного песнопения, отражающего суть праздника.

Начало обычаю благословения хлебов было положено ранними христианами, у которых всенощное бдение проходило до самого рассвета. Чтобы молящиеся могли поддержать свои силы, им раздавались вино, хлебы и елей, предварительно благословлённые священником.Чтобы напомнить о событиях давно минувших дней, священник произносит молитву над пятью хлебами; пшеницей и елеем. Он просит об их приумножении и о том, чтобы Бог дал освящение верным, которые принимают их. Освящённый елей используется для помазания молящихся на всенощном бдении, вино пригубляется, а пшеница съедается.Пять освящённых хлебов напоминают о чуде, сотворённом Спасителем во время его земной жизни, – о насыщении пятью хлебами 5 тысяч человек.Об окончании первой части всенощного бдения – вечерней – свидетельствуют слова священника о том, что Господь дарует всем своё благословение, так как он человеколюбив всегда – «ныне и присно и во веки веков». Затем батюшка произносит: «Аминь», и раздаётся звон колоколов, возвещающий о конце вечерни и начале второй части всенощного бдения – утрени.

Первый час

Первый час – третья, заключительная часть всенощного бдения. В это время читаются псалмы и молитвы. Здесь можно выделить четыре части.

Чтение псалмов и молитв

Произносятся псалмы 5-й, 89-й и 100-й. В них содержится просьба к Богу о том, чтобы он услышал молящихся в следующий день и исправил плохие дела рук человечьих в продолжение грядущего дня. В этот момент гаснет свет, и церковь погружается в полумрак.

Последняя молитва

Это молитва «Христе, Свете истинный», которая читается священником перед иконой Спасителя. В ней содержится просьба к Господу о просвещении и освещении каждого человека, приходящего в мир, об утверждении жизни в нём по Божьим законам.

Гимн, посвящённый Деве Марии

В гимне, исполняемом в честь Девы Марии, произносится благодарность ей, составленная жителями Константинополя за избавление их от нападения персов и аваров, произошедшего в VII веке в Греции.

История и значение

Толкование всенощного бдения очень простое — это ночная молитва, совершаемая христианами на коленях. Многие великие святые считали, и до сих пор считают, что молитва является высочайшей из добродетелей. Делами можно помочь человеку, но когда мы молимся, Сам Бог нисходит и помогает. О некоторых молитвенниках в истории говорилось что враги боялись их молитв больше чем десятитысячной армии.

Читая Писание, несложно заметить рассказы о такой практике уже в ветхозаветной церкви. Например, Иосиф, сын Израиля, имел обычай выходить в ночное время для молитвы и рассуждений. И также Царь Давид часто не давал себе уснуть для того, чтобы побыть наедине и молится. Наиважнейшим подтверждением является Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы.

Но исторически, всенощное бдение было определено и официально признано Церковью во времена Иоанна Златоуста. Со временем порядок этого богослужение был улучшен и обогащён и другими святыми, как Иоанн Дамаскин и Федор Студит. Бдение часто связывают с призванием христиан к тому, чтобы быть всегда трезвыми, молится непрестанно и помнить о том, что Господь грядёт.

Особенно во времена гонений христиане собирались на всеобщую молитву именно в ночное время. Их часто обвиняли в том, что они развращают детей, в атеизме, людоедстве, и в других ужасных вещах. Так как приходилось прятаться от властей, они выбирали более тайные места, в катакомбах и на кладбищах.

Читайте также:  Соединение солнца с транзитным плутоном

Во II—III вв. еках очень распространилось движение отшельников и монахов. Помимо аскетизма, они часто проводили всю ночь в молитве, пении и в восхвалении. Для отцов Церкви бдение имело эсхатологические оттенки. Бдение считалось образом духовной жизнь. Христианин должен всегда помнить о кресте Христовом, о Святом Евангелии, о прощеных грехах и о награде на небесах за верность. Греческий термин «агрипния» встречается в записях Василия Великого. Он писал о том что такого рода собрания проводились во многих местах на Востоке и происходили накануне воскресных дней.

Когда и как совершается?

Всенощное Бдение – что это, сколько служб соединяет и сколько длится, мы узнали, но когда проводится эта Литургия, когда можно посетить храм? Итак, прийти в церковь на такое богослужение можно по случаю следующих праздников:

дней храмовых праздников;воскресенья;особых праздников, отмеченных знаком в Типиконе (например, в память Иоанна Богослова или Святителя Николая);двунадесятых праздников.

Помимо этого, настоятель храма вправе проводить воскресное или иное Всенощное Бдение, пояснив, что такое богослужение уместно относительно местных традиций. Священное ночное богослужение имеет определенную последовательность. Состоит оно из следующих частей.

Познавательно!Православный архиерей

Начало вечерни

Олицетворяет создание мира, ветхозаветные времена, грехопадение человека, изгнание его из рая. Вечерня состоит из молитв о сокрушенном сердце, спасении, надежде на Иисуса, Божьей любви.

Богослужение начинается с открытия царских врат. Каждение алтаря отражает сотворение мира, он моментально наполняется клубами дыма. Вспоминаются слова о том, что Земля была пуста, только Святой Дух парил над первозданным веществом. Слов Творца еще не раздавалось, поэтому ритуал священник и дьякон проводят молча.

Важно!Как празднуют рождество святителя Николая Чудотворца 11 августа

Далее священнослужители, встав перед престолом, славят Великую Троицу, призывают прихожан трижды поклониться Цареви нашему Богу.
Хор поет псалом о сотворении мира, напоминая, что все начало существовать только через Него.

Каждение храма священником со свечой олицетворяет пребывание первых людей в раю, когда Бог находился среди них. Блаженная, райская жизнь, когда не было преград, невзгод, тягостей бытия.

Далее по ходу богослужения врата закрываются. Это истолковывается следующим образом: первородный грех людей, соблазненных дьяволом, стал причиной изгнания их из рая.

В знамение этого диакон выходит из алтаря, совершает великое прошение перед закрытыми вратами. Каждение храма дьяконом показывает бедственное положение людей. Вместе с тягой к греху у них появились нужды, страдания, недуги.

Именно сейчас верующие с сокрушенным сердцем, опущенной головой взывают к Господу Богу о помиловании!

Интересно! Распахнутые Царские врата свидетельствуют о том, что рай тогда был открыт для всех.

Вечерний вход и Лития

Ветхозаветные стихи сочетаются с новозаветными песнопениями, поются они в честь праздника, славится Богородица, излагается догмат о происхождении Сына Божия от Богородицы.

Врата открываются, происходит вечернее вхождение.

Из алтаря через северные двери выходят священнослужители, дьякон возглашает: «Премудрость прости!», что означает призыв к бодрствованию, вниманию Божьей премудрости.

Познавательно! Информация о Черниговском ските

Хор продолжает воспевать Господа Иисуса Христа, ведь именно он является нашим путем к спасению, тихим светом, пришедшим от Отца. Священные тексты молитв упоминают о том, что грешные уста не достойны воспевать Его светлое имя, а делать это могут только голоса Преподобных.

Вечернее вхождение говорит нам о пришествии Мессии – Сына Господа Бога; вот он явился согласно пророческим преданиям. Фимиам при каждении устремляется вверх, словно наши молитвы возносятся к Богу.

Это символизирует присутствие Духа Божия, поэтому по произволению Господа ворота в рай нам опять открываются, однако не все туда смогут попасть. Далее читается краткий стих из Священных Писаний, пророческие тексты, наставления от Святых Отцов.

Многие христиане задаются вопросом, что это Всенощное Бдение с литией? С греческого это слово означает всеобщая молитва.

Богослужения с литией проходят по великим праздникам. Это моление возносится после кратких стихов из Евангелия и сугубой ектении, то есть прошения.

Совершается церковный обряд в притворе, чтобы все пришедшие кающиеся смогли принять участие в богослужении. Нередко после этого совершается благословение, а также освящение даров.

Раньше пищу предлагали паломникам, приходившим издалека, для того чтобы они смогли подкрепиться после молитвы. Традиция освящать пять хлебов уходит в прошлое, когда, по преданиям, таким же количеством хлеба насытилось пять тысяч человек.

Конец вечери и начало утрени, полиелей

Далее поются стихи в память о прошедшем событии, затем читаются молитвы старца Семена Богоприимца, который продолжительное время ожидал пришествия Спасителя. Он, как известно, покинул сей мир только после того, как его очи увидели Младенца. Вечеря завершается Ангельским приветствием Богородицы.

Вся утренняя часть Всенощной олицетворяет новозаветный период, когда для нашего спасения явился Иисус Христос.

Начинается утреннее богослужение с чтения шести избранных Давидовых псалмов, где указывается греховное положение людей и ожидание Мессии.

Начало утренней службы воплощает Христово Рождество. Люди сейчас молятся с особым благоговением, надеясь и ожидая милость Господа.

Воскресное или праздничное богослужение продолжается произнесением великой ектении, пением стихов о явлении Божьего Сына.

Важно! Тропари – молитвы, поющиеся в честь Святого или праздника. Они следуют за великим прошением, затем читают кафизмы. Это отдельные части Псалтири, читаемые подряд, которые заставляют задуматься нас о своем греховном положении.

Во время кафизмы разрешается сидеть. После этого следует малая ектения и самый торжественный эпизод службы.

В переводе с греческого «полиелей» означает изобилие милости, освящения. Это кульминационная часть, в которой в молитвах прославляется милость Божья.

Торжественные хвалебные стихи отражают всю людскую благодарность за то, что Господь ниспослал на Землю своего Сына, этим спас людей от дьявола, смерти.

Царские врата сейчас открываются, а священнослужители, выходя из алтаря, совершают каждение.

В зависимости от праздника читаются воскресные тропари или краткие хвалебные молитвы в честь церковного события – величания.

После этого богослужение продолжается чтением ектении и прокимена.

Чтение Евангелия и канона

Читаемые главы Священного Писания относят к празднуемому событию; на воскресных службах читают тексты о Воскресении или о явлении Христа своим ученикам. После их прочтения Евангелие выносится на середину храма для поклонения верующих, они подходят и прикладываются к Святыне.

Интересно! Сильная молитва святому Иоанну Сочавскому на успешную торговлю

Затем они помазываются священником, им раздается хлеб, произносятся краткие молитвы.

Канон на утрени – это правило, состоящее из девяти песней. Ирмосами называют связующие тексты, а тропарями – основные. Содержание канона на всенощном бдении включает, как уже было сказано, ирмосы, где упоминаются ветхозаветные времена, а также тропари – с представленными новозаветными событиями.

Канон на утрени – прославление Божьей Матери, Спаса нашего Иисуса Христа. Составляли ценные тексты великие богословы, однако они руководствовались древними молитвами пророков Моисея, Ионы, Аввакума, Исаии, Захария, а также других. Хор воспевает Богородицу, а диакон после девятого ирмоса выходит для каждения.

После канона поются хвалебные псалмы, царские врата открываются, священник славит Господа. После великого славословия, в котором люди благодарят Господа за свет, следуют две ектении: сугубая, просительная. Завершается утреня отпустом.

Первый час – это последняя часть Всенощного Бдения, состоящая из молитв, обращений к Господу Богу, прошений услышать нас, исправить наши дела. После произношения отпуста первого часа заканчивается богослужение.

Источник

Adblock
detector