м и т р а
в Библии — персидский бог солнца
• Позолоченный головной убор, надеваемый во время богослуже ния представителями высшего православного духовенства и некоторыми заслуженными священниками
• Один из главных индоиранских богов, бог солнца
• Церковный высокий головной убор
• «Корона» католического батюшки
• Шомбху (родился в 1915) индийский актер, режиссер
• бог света, появляющийся над горами перед восходом солнца в древнеримской мифологии
• высокий головной убор священника
• головной убор духовенства
• головной убор епископов
• головной убор патриарха
• ж. архиерейская и архимандритская шапка, при полном облачении. Родовое название морских улиточных раковин. Митровый, к ней относящийся. Митрополит м. высший духовный сан в России; в епархиях столичных и в киевской управляют митрополиты. -тов, ему принадлежащ. -тский, -личий, к нему относящийся. Митропольство, -литство ср. сан или округ митрополита, митрополия ж. что также означает вообще столицу. Митропольщина стар. барщина на митрополита, земские доходы его
• литургический головной убор папы, епископа, кардинала, архимандрита из шелка или парчи
• церковный головной убор
• индуистский бог дружбы
• архангел, владыка проявленного мира, бог договора и клятвы, отождествлялся со светом Солнца
• бог грозы индоевропейской мифологии
• в древневосточных религиях бог солнца, один из главных индоиранских богов, бог договора, согласия, покровитель мирных, доброжелательных отношений между людьми
• восточный головной убор, тюрбан, в Риме и Греции — только у женщин и щеголей
• высокий золоченый головной убор высшего духовенства
• персидский бог справедливости, войны и солнца, божественная персонификация слова «митра» («договор»), блюститель порядка и истины (мифическое)
• позолоченный головной убор, надеваемый во время богослужения представителями высшего православного духовенства
• позолоченный торжественный головной убор высшего христианского духовенства
• древнеиндийская небесная дева
• позолоченный головной убор высшего духовенства
• головной убор священника
• головной убор высшего духовенства
• персидский бог справедливости, войны и солнца, божественная персонификация слова «митра» («договор»), блюститель порядка и истины (мифическое)
Источник
Бог солнца у инков 5 букв
Инкская мифология: комплекс воззрений, верований, культов и легенд инков.
Источники
Все католические миссионеры, последовавшие за Франсиско Писарро, старались уничтожать записи о древних инкских верованиях и их культуре. Многие древние легенды сохранились среди коренного населения Перу, некоторая информация об инкской мифологии дошла из записей самих католических миссионеров — в основном, это произведения (в хронологическом порядке):
• Сьеса де Леона,
• Хуана де Бетансоса,
• Кристобаля де Молины,
• Бласа Валера,
• Пабло Хосе де Арриага.
• Франсиско де Авенданьо,
• Франсиско де Авилы,
• Пачакути Ямки,
• Фернандо де Монтесиноса,
Большинство остальных авторов лишь заимствовали одни и те же истории, разведанные этими историками и миссионерами, часто путая и меняя как действующих лиц, так и место и время действия легенд и мифов. Практически все легенды содержат историческое зерно, но установить времена и эпоху по ним крайне непросто, так как миссионеры не часто вдавались в глубокий анализ, но при этом изрядно добавляли христианское видение.
Основа инкской мифологии
Основной характеристикой мифологии инков служит её эклектичность, то есть сочетание и наслоение верований и мифов различных культур южноамериканского континента, существовавших как до Инков, так и одновременно с ними, что создаёт немалые трудности для определения того, к какому времени и народу в действительности относится та или иная легенда. В большинстве случаев такие легенды уходят корнями в далёкое прошлое. Основным субстратом, хоть и не главным, считается мифология кечуанских народов, издавна живших в горной местности от северного Перу, до южных пределов города Куско. Также мифология инков вобрала в себя такие древние и смежные культуры: мочика (юнки), чиму, уари, паракас, наска, чачапояс, чанки, аймара, пукина и многие другие. Незаконченный результат смешения всех этих мифологий и можно считать мифологией инков.
Религиозные представления инков
Пантеон инков достаточно многообразен, у некоторых богов повторяются обязанности, это объясняется политикой инков в отношении завоёванных ими народов: они никогда не стремились запретить иные верования и богов, а наоборот включали их в свой пантеон.
Важную роль у инков играли скалы и горы, многие из которых считались святыми, эти места назывались «уака». Один из испанских миссионеров (Бернабе Кобо) насчитал около 350 таких «уака», стоящих на топографических линиях секе, только в окрестностях Куско. Мачу Пикчу, например, одна из таких уака, но относящихся уже к топографии Империи.
Многие из природных объектов считались «уака», то есть святыми. Уака могли быть скалами, камнями, пещерами, холмами, утёсами, домами и ручьями, а также мумиями. Особую роль играли мумии правителей, поскольку в них была кровь Инти. Многие из инскких «уака» почитаются коренными народами Перу до сих пор.
Согласно Докладу королю Испании, составленному губернатором Франсиско де Борха 8 апреля 1615 года, у индейцев Перу было 10422 идола, из них 1365 мумий, и некоторые являлись основателями их родов, племён и селений.[1]
Космология и астрономия
Инкская мифология непосредственно связана с космологией, поскольку каждая уака отражала некое небесное тело или явление. Это нашло отражение во многих легендах, где при сотворении мира, небесные объекты сошли под землю, а потом вновь вышли из скал, пещер, родников, то есть каждой уака.[2] Из них же вышли сами народы, по представлениям инков.
Специалистами в астрономии были Философы — амаута, они же были и астрологами. В частности, благодаря им и удалось собрать сведения по мифологии.
Млечный путь
Первостепенным небесным объектом здесь считается Млечный Путь ( — «Майю» — Река), на котором или вблизи которого расположены все более мелкие значимые объекты. Положения Майю в периоды, когда в резуль¬тате вращения земли ось Млечного Пути максимально отклоняется в ту и в другую сторону от линии Север—Юг, отмечают границы, членящие мир на четыре секто¬ра.[3] На земле примерно под тем же углом пересекаются две центральные улицы селения (и продолжающие их дороги) и оросительные каналы.[4]
Небес¬ная река отражается или продолжается на земле в виде Вильканоты (Урубамбы) — главной водной артерии обла¬сти Куско, текущей с юго-востока на северо-запад. Счи¬тается, что солнце совершает свой ночной путь под дном Вильканоты и насыщается ее водами. Зимой в сухой (и холодный) сезон солнце пьет мало и поэтому остывает.
Звёзды
Инкских сведений о звёздах сохранилось немного. Так наибольший перечень звёзд привёл испанский юрист Хуан Поло де Ондегардо, описывавший в 1559 году обряды индейцев в Перу в своём трактате «Заблуждения и суеверные обряды индейцев»:
Из звёзд обычно все поклонялись той, которую они называют Колька, а мы называем Плеяды. И остальные звёзды почитались, особенно, когда им казалось, что они были необходимы для их защиты. Потому что различные звёзды они наделяли различными функциями. И потому Пастухи совершают преклонение и жертвоприношение одной звезде, которую они называют Уркучильай, это, как они говорят, баран из многочисленных оттенков, в чьём ведении находится сохранение скота, и считается, что это то, что Астрологи называют Лира. И они же поклоняются двум другим, которые проходят возле неё, называющиеся Катучильяй и Уркучильай, которых они изображают в виде овцы с барашком. Другие, живущие в гористых местностях, поклоняются иной звезде, называющейся Чуки чинчай; это, как они говорят, Тигр, в чьём ведении находятся Тигры, Медведи и Львы. Также они поклоняются другой звезде, называющейся Анкочинчай, оберегающей других животных. Точно также они поклоняются другой [звезде], под названием Мачакуай, в ведении которой находятся Ужи и Змеи, чтобы они им не причиняли вреда; и особенно все животные и птицы, обитающие на земле, они верили, что одно их подобие прибывало на небе, чьей заботой было их размножение и прирост. И так у них обстояло дело с различными звёздами, как с той, которую называют Чакама, и Топаторка, Мамана, и Мирко, Микикирай, и равным образом другие.
— Revista histórica; órgano del Instituto Histórico del Perú, Volume 1. — Lima, 1906, стр. 207—208
Линии «секе» и ваки
Уникальным изобретением народов Перу были линии секе (кечуа ceques — линия, черта), представлявшие собой воображаемые линии-направляющие, то есть векторы, исходившие из храма Кориканча, Куско. Существовало 40 линий, соединявшихся с 328 священными местами — ваками [5].
Время, действительно, до такой степени являло собой единение с пространством, занятым человеком, что «ceques», линии, выходившие из центра Инкского мира, города Куско, позволяли определить не только социальные группы и 328 Вак, помечающих ритуальный календарь Инков из 328 дней, но также некоторые из них кодифицировали астрономические обсерватории, указывая место некоторых знаменательных солнечных и лунных позиций [6].
Ваки вместе со столбами, по которым велся календарь инков, составляли уже названное число 350.
Основные легенды инков
По легенде основателем государства инков Тауантинсуйу был Манко Капак, легендарный правитель, произошедший, как считается от бога Солнца Инти и богини Луны Мама Килья. По другим версиям он происходил от бога Виракочи или из вод озера Титикака. Существует много версий прихода к власти Манко Капака, по одной из них он был создан богом инти вместе с его братом Пача Капаком и отправлен на землю вместе с другими братьями и сёстрами для того, чтобы основать храм в честь отца бога Солнца Инти. На земле они воплотились в пещере, и во время передвижения по пещерам к месту основания храма Куско один из братьев Манко Капака превратился в льдину. В другом варианте этой легенды они воплотились из озера Титикака.
Представление о мире
Пространство в мифологии инков состоит из трёх миров: подземный мир мёртвых и нерождённых Уку Пача (), земной мир, в котором и жили инки, назывался Кай Пача (), и высший мир, где обитают верховные боги Инти, Виракоча, Мама Килья, Пача Камак, Мама Коча и Ильяпа. До сих пор в языке кечуа слово «пача» означает время или пространство. В мифах по этому поводу имеется пословица: «Этот мир также уходит в иной мир», что можно понимать и как пространство и как время.
Пантеон инкских богов
Как инкские, так и заимствованные:
• Апо или Апу (кечуа Apu) — бог гор. Дословно, «господин».
• Атагу́чу (кечуа Ataguchu[написание?]) — бог, помогавший в сотворении мира.[источник не указан 655 дней]
• Апокатекиль или Апотекиль или Катекиль (кечуа Apocatequil[написание?] — es:Ka-Ata-Killa) — бог грома и молний.
• Ванака́ури — бог Радуги, первопредок Инков, брат Манко Капака. Его идол — одна из главных святынь Инков — находится неподалёку от Куско на одноименной горе.[7]
• Кавилья́ке (кечуа Cavillace[написание?]) — богиня-девственница, зачавшая ребенка от бога Кунирайа Виракоча, съев плод лукума. Обращена в камень вместе с ребенком у самого моря, в которое бросилась, спасаясь от преследования Виракочи[8]
• Ча́ска (кечуа Ch’aska[написание?]) — богиня рассвета и заката. Также богиня планеты Венера, считалась защитницей девственниц. Дословно означает — «звезда».
• Ча́ска Ко́льур (кечуа Ch’aska Quyllur) — богиня цветов и девственниц, богиня планеты Меркурий.
• Колаш (исп. Colash — es:Colash) — бог, родившийся из птицы. Выражает сущность всех вещей.
• Ку́ка Ма́ма или Ма́ма Ку́ка (кечуа Kuka Mama) — богиня здоровья и счастья; считалось, что её тело стало первым растением коки которое в культуре инков разрешалось жевать только мужчинам для большего сексуального удовлетворения женщин.
• Кунира́йа (кечуа Quniraya Wiraqucha) — бог беременности и луны. Полное его имя было также — Кунирайа Виракоча. Бог- путешественник, в обличии бедняка. Одним только своим словом возводил террасы и проводил оросительные каналы. Соблазнил богиню Кавильяке и девицу-красавицу Чукисусо. Действует в районе Варочири и на побережье моря.[9]
Монотеистические тенденции
Есть основания говорить о монотеистических тенденциях в религии инков, о складывающейся тенденции считать всех богов ипостасями Виракочи-Пача Камака[14]. Известно несколько явно монотеистических гимнов Виракоче, приписываемых Пачакутеку Юпанки[15].
Пример одного из таких гимнов:
О Создатель, корень всего,
Виракоча, конец всего,
Повелитель в сияющей одежде,
Зарождающий жизнь и все приводящий в порядок,
Говоря: «Да будет мужчина! Да будет женщина!»
Создатель, творец,
Ты дал жизнь всем —
Храни их,
Пусть живут они в процветании и счастье,
В безопасности и мире.
Где ты?
Снаружи? Внутри?
Над этим миром в облаках?
Под этим миром в тенях?
Услышь меня!
Ответь мне!
Прими слова мои к сердцу!
Бесконечные века
Дай мне жить,
Сожми меня в руках,
Держи меня в ладонях,
Получи это подношение,
Где бы ты ни был, мой Повелитель,
Мой Виракоча.
Оригинальный текст (кечуа)
A tiqsi Wiraqucha
qaylla Wiraqucha
tukapu aknupu Wiraquchan
kamaq, churaq
«Qhari kachun, warmi kachun,»
nispa.
Ilut’aq, ruraq
kamasqayki,
churasqayki
qasilla qispilla kawsamusaq
Maypin kanki?
Hawapichu?
Ukhupichu?
Phuyupichu?
Llanthupichu?
Uyariway!
Hay niway!
Iniway!
Imay pachakama,
hayk’ay pachakama
kawsachiway
marq’ariway
hat’alliway
kay qusqaytari chaskiway
maypis kaspapis
Wiraquchaya.
Источник