Меню

Бог солнца шамаш двуречье

13. Мифы Двуречья в исторической и культурной традициях

Боги в письменной традиции. Около полутора миллионов клинописных текстов – глиняных табличек – хранится сейчас в музеях мира, в том числе в Эрмитаже, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Многие из них содержат отрывки мифов, рассказы о том, каким богам поклонялись, какие в их честь совершали ритуалы, праздники, жертвоприношения. В них обнаружены списки богов, названные в порядке их «старшинства» и значимости функций; молитвенные и магические гимны и заклинания.

Верховные боги. Из текстов ясно, что в 4–1 тысячелетии до н.э. у народов Двуречья верховными богами считались Ану, Энлиль, Эа. Ану отождествлялся с небом, был его покровителем – богом небес. Некоторые народы считали его отцом богов. Он имел небесных воинов-помощников. Другие народы считали владыкой небес Энлиля. Он был добрым богом, решал судьбы людей, заботился о плодородии земли, покровительствовал городам, растительности. Считали, что именно он изобрел колесо, мотыгу и плуг – главные орудия труда земледельцев Двуречья. Бог Эа почитался как бог моря, покровитель вод. О нем знали и как о боге-покровителе заклинателей, боге тайной мудрости, которую невозможно отыскать, потому что она находится глубоко под землей. Он почитался, кроме того, как создатель письма, искусств и ремесел. Бог Эа мог сообщать свои помыслы людям через их сны.

Чтобы быть недосягаемым, чистым и непорочным, он построил себе дом мудрости в пучине океанских вод. Поэтому он особенно помогал и покровительствовал мореходам, а те дарили ему за это подарки. Так, во время одного из переходов по морю ассирийский царь преподнес Эа рыбку из золота и золотой кораблик.

Великие боги. Вслед за ними шли великие божества Шамаш, Син, Иштар. Шамашу, сыну Энлиля, поклонялись как богу солнца. Его особенно любили жители Двуречья, верили, что и сами боги его любят не меньше. Ведь он рассеивает мрак, приносит свет и радость. Его боятся воры, ночные грабители, колдуны. Слабые находят у него поддержку, больные – здоровье, путники – облегчение в пути. Шамаш считался верховным судьей – земным и небесным, заботился о бедных и обиженных и предсказывал будущее, наставляя и защищая человечество. Бог Шамаш изображался с пальмовой ветвью в руке, рядом с ним – супруга на колеснице, запряженной могучими конями. Син был богом луны, его армией считались звезды. Син изображался с двумя рогами, и носил имя «Могучий бык».

Иштар называли госпожой, царицей. В разных городах Месопотамии она считалась покровительницей разных явлений и видов деятельности человека. В городе Урук она считалась богиней неба, звезд, природы, войны. Как богиню звезд ее изображали с восьмиконечной звездой или в сопровождении планеты Венеры. Отсюда, кстати, она считалась еще и богиней любви. Как богиню войны ее изображали со стрелами и луком; как богиню охоты – стоящей на мчащемся леопарде с колчаном, полным стрел; как богиню любви – без одежды и с ребенком в руках.

Позже к ним добавился Мардук – главный бог Древнего Вавилона. Он считался сыном Эа. Всего в Двуречье почиталось около двух-трех тысяч богов, около пятидесяти из них имели свои храмы и культы. У каждого города был свой главный бог. В известном нам Уруке – это Ану. Был обожествлен и легендарный царь Урука Гильгамеш, который считался сыном Ану.

Храмы и культы великих богов. Древние жители Двуречья считали, что боги живут на небе, и лишь по просьбе людей спускаются на землю. Поэтому для них строили храмы и башни. Первым мощным сооружением Шумера конца 4 тысячелетия до н.э. был так называемый «Белый храм». Даже по сохранившимся развалинам видно, что это было строгое и величественное здание. В глубине святилища помещалась статуя почитаемого божества.

Со временем стали строить специальные жилища богов – зиккураты (обычно возле храма главного местного божества). Лучше других сохранился трехступенчатый зиккурат высотой 21 метр в городе Уре, сооруженный в XXII–XXI вв. до н.э. Зиккураты строились в три-четыре уступа, а то и больше, вплоть до семи. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и, иногда, золоченого стола. Святилище считалось жилищем бога, который, как думали жители Двуречья, почивал в нем по ночам.

Читайте также:  Солнце кожа мазать загар

Число уступов зиккурата соответствовало представлению древних о небе и космосе. Скажем, семь ступеней были для них символом мирового пространства, семи планет, которых связывали с главными богами. Каждый этаж окрашивался в цвет «своей» планеты: первый – черный, второй – красный, третий – светло-красный, четвертый – голубой, пятый – светло-желтый, шестой – серебряный, седьмой – золотой. (Эти святилища использовались жрецами для астрономических наблюдений и впоследствии превратились в главные храмы, центры науки).

Угощение богов. Храмы и зиккураты строили цари. Они же приносили главные жертвы богам. В Двуречье богов регулярно кормили и поили. Богам дважды в день – утром и вечером – преподносились напитки, плоды и мясо. Для этого в храм отсылались самые лучшие продукты и самые откормленные коровы, овцы, козы. Вначале вносили стол и ставили перед изображением божества, потом в чаше подавали воду для омовения рук, потом – в определенном порядке – еду. Считалось, что бог поглощал пищу лишь глядя на нее. Поэтому каждое блюдо медленно и торжественно проносилось перед самыми глазами изображения. Стол, на котором помещалась пища, как и само изображение бога, огораживался полотняными занавесами, которые скрывали божество. Играла музыка, статую и все помещение окуривали благовониями. Потом все блюда отсылали царю на стол, ведь пища считалась благословенной.

Новогодний праздник в честь Мардука. Глиняные таблички сохранили описание новогоднего праздника в честь бога Мардука. Вначале читалась табличка о сотворении мира Мардуком с одновременным изображением в лицах главнейших моментов этой поэмы. Мардука изображал сам царь. В конце праздника статую Мардука в сопровождении статуй всех других богов несли в торжественной процессии в так называемую «палату судеб», находившуюся в особом храме, построенном в его честь. Там инсценировалось собрание богов. После этого происходил выход Мардука из этого храма и шествие процессии через город и за город. И здесь опять участвовал царь. В это время на бога с почтением и робостью смотрели и все остальные люди, потому что в обычные дни они к нему не допускались.

Мифологические темы в искусстве. Особую роль в жизни древних обитателей Двуречья играли изображения богов. Считалось, что божество присутствует в своем изображении. Поэтому они делались из ценных пород дерева, их фигуры покрывались золотыми пластинами. У богов были неподвижные глаза из драгоценных камней (они казались совсем живыми). Богов облачали в пышные одежды особого вида, поверх которых надевались нагрудные украшения, на голову им водружали короны и покрывала. Вид и размеры богов всегда соответствовали человеческому образу.

Статуи божеств и правителей, созданные в странах Передней Азии, разнообразны, мастерски проработаны, отмечены печатью значительности и внутренней cилы.

Особый интерес представляет группа мраморных статуэток из Тель-Асмара (первая половина 3 тысячелетия до н.э., Багдад, Иракский музей). Высота самой большой – 30 сантиметров. Это изображения богов, жрецов и молящихся. Тела их и длинные облачения поданы схематично, поэтому внимание целиком сосредотачивается на лицах, точнее масках – таких нереальных, фантастических и островыразительных. Ясно одно: каждая фигурка геометрически построена так, чтобы зрителя сразу же поражал взгляд ее огромных глаз из цветных камней.

При царе Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.) город Вавилон объединяет под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремит по всему миру. Хаммурапи написал знаменитый свод законов, известный нам по клинописному тексту на почти двухметровом каменном столбе, украшенном очень высоким рельефом. Фигуры рельефа выделяются монументально, словно круглые скульптуры, вертикально рассеченные пополам. Бородатый и величавый бог солнца Шамаш, сидя на троне-храмике, вручает символы власти – жезл и магическое кольцо, стоящему перед ним в исполненной покорности и благоговения позе царю Хаммурапи. Оба смотрят пристально друг другу в глаза, и это усиливает единство композиции.

Печати. Большое распространение получили резные цилиндрические печати. На них чаще всего изображались боги и герои сказания о Гильгамеше. Покрытые тончайшей резьбой, выполненной подчас по твердой и гладкой поверхности камня, они оставляли очень глубокий и прочный оттиск, сохранявшийся в глине навсегда. Например, в Британском музее Лондона хранится оттиск печати, которой больше 4,5 тысяч лет. На нем изображены Шамаш, Иштар и другие боги. Оттиск, примерно того же времени, на котором изображено поклонение богу Ану, хранится в национальном музее в Дамаске.

Читайте также:  Как по дагестански солнце мое

Александр Македонский и Мардук. В Двуречье один из величайших городов древности – Вавилон, «дожил» до времен Александра Македонского. Великий полководец разбив персов, в одном из очередных сражений при Гавгамелах, вступил в октябре 331 г. до н.э. в Вавилон, где короновался, принес жертвы Мардуку и отдал распоряжение восстановить древние храмы. По замыслу Александра, Вавилон должен был стать одной из столиц его империи; в Вавилоне он и умер через несколько лет, 13 июня 323 г. до н.э., вернувшись из восточного похода.

Но еще большую известность приобрели найденные в Двуречье глиняные таблицы, стелы и рельефы, рассказывающие нам о том, какую жизнь получили в искусстве и истории мифологические боги шумеров и аккадцев, а также более поздних обитателей этих древних мест.

Читайте также другие темы главы II «Двуречье»:

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Востока

Источник

Шамаш — вавилонский Бог Солнца

Взвешивание звезды. Справа бог Солнца — Шамаш.

Уту (шумер., «светлый», «сияющий», «день») (Шамаш (аккад., «солнце») — в шумеро-аккадской мифологии — солнечный бог.

Уту являлся сыном бога луны Нанны (аккад. Син), братом Инанны (Иштар), иногда его братом назывался Мардук. Его супруга была шумерская Шенирда (или Суданга), аккадская Айя, его посланником считался Буиене.

Согласно преданию, в ежедневном странствии по небу Уту-Шамаш вечером скрывается, а утром снова выходит из-за гор. Обычно этот выход ему открывают два бога-стража. Ночью Уту-Шамаш путешествует по подземному миру, принося мертвецам свет, питьё, еду (его аккадский эпитет — «солнце мёртвых душ»). Роль Шамаша в аккадском культе значительнее роли шумерского Уту, на подчинённом положении которого сказывалась зависимость его от лунного бога.

Как божество всевидящего света Уту-Шамаш воспринимался как судья, хранитель справедливости и истины. Уже с периода Фары (26 в. до н. э.) отмечены имена типа «Уту — мой судья». Уту являлся также богом-защитник и подателем оракулов.

Культ Уту как местного божества был развит в городе Уруке. По преданию, Уту являлся основателем I династии Урука. Отсюда — значительность роли Уту в мифоэпической традиции Урука (мифы цикла «Инанна — Думузи», где он помогает Думузи, эпосы о считавшихся его потомками Энмеркаре, Дугальбанде и Гильгамеше).

Уту был помощником, личный богом-хранитель эпических героев первой династии Урука. В аккадском мифе об Этане Шамаш — судья, помогающий змее отомстить орлу за нарушение клятвы, но одновременно и помощник Этаны, спасшего орла.

Источник

Боги Уту и Шамаш

Уту («день», «сияющий», «светлый»), в шумерской мифологии солнечный бог, сын бога луны Нанны, брат Инанны (Иштар). В ежедневном странствии по небу Уту-Шамаш вечером скрывался в подземном мире, ночью принося мертвецам свет, питье и еду, а утром снова выходил из-за гор, причем выход ему открывали два бога-стража. Уту почитали и как судью, хранителя справедливости и истины. Чаще всего бога изображали с лучами за спиной и серповидным зубчатым ножом в руке.

Шамаш, в аккадской мифологии всевидящий бог солнца и правосудия. Его сияние освещало все злодеяния, что позволяло ему предвидеть будущее. Утром страж, человек-скорпион, открывал ворота огромной горы Машу, и Шамаш поднимался до высшей точки неба; вечером он направлял свою колесницу к другой высокой горе и скрывался в ее воротах. Ночью бог проходил сквозь земные глубины к первым воротам. Супруга Шамаша, Айя, родила справедливость, Китту, а также закон и праведность, Мишару. В шумерской мифологии ему соответствует Уту.

Имя Шамаш писалось идеограммой, обозначавшей «Владыка дня». Как бог второй половины суток (они начинались с вечера), он уступал в значении богу луны Сину и даже назывался иногда его слугой. Изображался Шамаш в виде старца с длинной бородой, с высоким тюрбаном на голове; он сидит на троне в наосе, на крыле которого помещаются два возницы, управляющие движением солнечного диска, помещенного на пьедестале перед наосом. Иногда встречаются изображения Шамаша, выходящего из горизонта через открытые двумя духами врата.

Электронные репродукции картин и других графических произведений мастеров изобразительного искусства на сайте godsbay.ru предназначены только для ознакомления в информационных, образовательных, учебных и культурных целях.

О политике конфиденциальности. На этом сайте отключены комментарии, форма авторизации и мы не собираем данные о cookie-файлах посетителей. Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Если Вы являетесь правообладателем на публикацию какого-либо текста (или изображения) и против его размещения, пожалуйста, свяжитесь с нами для заключения договора на публикацию или удаления контента, контакты

Читайте также:  Зонтик от солнца 19 век

Источник

АРТЕФАКТ: табличка ШАМАШ доказательство высоких технологий

Исследователи считают, что артефакт — табличка ШАМАШ, является доказательством общения людей с богами.

Многие ученые и исследователи считают, что табличка с изображением древнего бога Солнца ШАМАША и изображенные на ней символы, являются неоспоримым доказательством существовавшей древней передовой технологии, с помощью которых люди общались с богами.

А Боги (представители внеземных цивилизаций) в те времена, прилетали на Землю и передавали свои технологии Земным жителям. В этой статье мы попытаемся, дорогой читатель, доказать этот исторический факт.

Кто такой ШАМАШ?

ШАМАШ — древний месопотамский бог Солнца, справедливости, нравственности и истины, известный своей добротой и щедростью. Он — брат близнец богини неба ИНАНЫ или ИШТАР, как её называют в АССИРИЙСКИ вавилонском эпосе.

В нем ШАМАШ также встречается под другим именем — УТУ, но в обоих случаях сущность богов абсолютно идентична. Согласно шумерским легендам, пара близнецов была чрезвычайно близка. Иногда эта близость даже граничила с инцестом.

В древности, считалось, что ШАМАШ путешествует по небу на своей солнечной колеснице и видит сверху всё, что происходит на Земле. Ночью он путешествовал по Подземному миру — путешествует на восток и готовился к новому восходу солнца.

ШАМАША или УТУ, почитали как исполнителя божественной справедливости, и люди верили, что он помогает и защищает нуждающихся. Также, помимо живых, он являлся главным судьёй мертвых, приговоры которым выносились по ночам.

Первые источники, в которых упоминается шумерский бог солнца, восходят к глубочайшей древности — 3500 году до нашей эры. В его честь построено множество храмов (в

СИППАРЕ и ЛАРСЕ), которые древние называли — «Белыми домами».

Табличка ШАМАШ.

Теперь из мифологии вернемся к реальности. Мы мысленно перенесемся в сегодняшний ТЕЛЬ-АБУ-ХАББА — Ирак. В древности известный как СИППАР или ЗИМБИР — ближневосточный шумерский, позже вавилонский город на восточном берегу реки Евфрат, руины которого все ещё можно найти там.

Город расположен в иракской пустыне, менее чем в 30 километрах от Багдада. В 1881 году при раскопках древних руин ВАВИЛОНА, археологи обнаружили десятки тысяч каменных табличек с древними надписями и изображениями, относящимися к шестому веку до нашей эры.

Среди них археолог — ХОРМУЗД РАССАМ, наткнулся на более интересный артефакт — табличку ШАМАША. По мнению специалистов, она была изготовлена во время правления царя НАБУ-АЛЛЯ-ИДДИНА.

Древний барельеф изображает (справа) ШАМАША сидящим на троне. С другой стороны (слева) находятся ещё три фигуры — жрец НАБУ-НАДДИН-ШУМ и богиня АА, которые привели царя НАБУ-АЛЛЯ-ИДДИНА к святилищу (ЭБАББАРА).

Между ШАМАШЕМ и ними находится алтарь, а над ним солнечный диск, который является символом высшей энергии. Что сразу впечатляет, так это то, что фигура Бога Солнца намного больше, чем у людей. Он изображен в виде великана.

Ограждение, внутри которого находится ШАМАШ, по мнению ЭЗОТЕРИКОВ и некоторых ученых, указывает на связь между богом и космосом, потому что внутри изображена солнечная система, а именно — луна, солнце и планета Венера.

Вверху пластины изображены небесные существа (сопровождающие божества или ангелы), удерживающие солнечный диск, связанный двумя веревками.

Древние владели передовыми технологиями.

Именно эта картина (а также текст ниже) заставляет ЭЗОТЕРИКОВ и любопытных искателей истины, поверить в то, что в древние времена существовала передовая технология, с помощью которой вавилоняне могли связываться со своими богами, и в частности с Богом Солнца — ШАМАШЕМ.

Интересным элементом древнего документа является столб, возвышающийся перед ШАМАШЕМ, отделяющий его от трех других фигур. У него такое же основание, на котором находится солнечный диск сверху и снизу.

Согласно эзотерическим интерпретациям, этот столбец недвусмысленно указывает на передачу энергии с более высоких уровней на более низкие.

Изображение на табличке ШАМАША, выглядит так, как будто древние вавилоняне могли соединиться с небесными силами и своими богами одним нажатием специальной кнопки.

Если мы предположим, что это было так, то теперь мы можем только догадываться и представлять, как именно эта передовая технология работала много тысяч лет назад.

Источник

Adblock
detector