Меню

Бог солнца при вавилоне

Миссия нашего журнала:
донести как можно интереснее информацию о всемирной истории.
История миров — это электронный журнал нового формата.

  • История миров » Цивилизации » Материнские » Месопотамия » Вавилонский пантеон » Вавилонский пантеон

November 8, 2015 —>

Вавилонский пантеон

Может быть сведен к двум божественным триадам:

1) Великие Боги Ану, Бел, Эа (небо, земля и вода);
2) Звездные Боги Син, Шамаш и Иштар (Луна, Солнце и Венера).

Его имя означает «небо», и, соответственно, он живет на самом высоком небе. Он Отец, покровитель и советник всех остальных богов, нечто вроде мудрого старца, который все знает и всем управляет.

Обычно его изображают с символами царской власти — со скипетром, с диадемой или короной на голове, с жезлом властителя в руках. Он носит тиару с рогами — символом величайшего могущества. В связи с этим можно напомнить о том большом значении, которое в шумерском, вавилонском, ассирийском символизме имеет Бык — как символ плодородия и мощи, соединяющий в себе небесное происхождение и земную силу.

Так как Ану — бог неба, звезды — это «воинство Ану». Он также правит Ануннаками — своими воинами, защищающими и совершающими благодеяния, которые поднимают людей к небу Ану.

Бел

В Шумере, в городе Ниппуре, это божество называли Энлилем. Он был Владыкой воздуха и правителем ураганов. Его особое оружие носило название Амару, что в переводе означает «потоп». Женской противоположностью Энлиля была Нинлиль. Но этот бог воздуха, воды и ветров, сметающих все на своем пути, утратил часть своих атрибутов, когда вавилоняне трансформировали его в Бела — владыку, взявшего на себя заботу обо всех областях земли.

Однако, как говорят мифы, однажды он хотел наказать человечество Великим потопом, но бог Эа отговорил его. В то же время Бел — великий защитник рода человеческого и, в этой своей ипостаси, освободил человечество от чудовищного дракона, который грозил уничтожить всех людей.

Бел живет на Восточной Горе и оттуда правит судьбами смертных. Все земные цари его представители.

По вавилонской версии мифа, его женской противоположностью является Нинхурсаг, или Белей, Владычица Горы. Она вскормила всех, кто потом стали царями людей.

Шумеры называли его Энки, Владыкой всей Земли, в том числе и вод. У вавилонян он также потерял часть своих атрибутов, и Эа стал «Домом Воды», но Воды пресной, или Апсу.

Это божество символизирует высшую мудрость. Эа помогает всем богам и дает им советы на их встречах. Он также покровительствует практической магии, и, как правило, он дает оракулы.

Кроткая мудрость Эа часто заставляет его приходить на помощь тем, кто страдает. Люди тоже находят великого союзника в его лице, ведь это он помог им избежать гибели во время Великого потопа.

Эа — покровитель всех работников и мастеров, особенно ювелиров и плотников. Поэтому его также называют богом-гончаром и почитают как создателя человека.

Обычно бог Эа жил в городе Эреду. Его женской противоположностью является Нинки, Дамкина или Дамгальнуна.

Завершая рассказ о триаде великих богов, упомянем также других.

Мардук — это старший сын Эа; его почитали в основном в Вавилоне, где по своему значению он превзошел даже богов Великой Триады. Ему начали поклоняться в ранний период существования Вавилонии как аграрному божеству, и одним из основных символов Мардука была мотыга. Но его авторитет очень сильно вырос, когда, согласно мифу о Сотворении, он осмелился сразиться с Тиамат и убил чудовище. В этом мифе он назван Белом-Мардуком, или Владыкой Мардуком.

Совершив этот подвиг, он стал верховным богом, и все божества признали за ним эту власть, даровали ее Мардуку вместе со всеми титулами и атрибутами. Он «Владыка жизни» — тот, кто все учреждает и всем управляет. Он также верховный владыка Ануннаков. В его власти находятся таблицы Судеб, по которым он определяет будущее смертных.

Мардук вернул Луне ее изначальное сияние, которое погасили злые духи, — это еще один из совершенных им подвигов.

В Вавилоне устраивались торжественные процессии в честь Мардука. Из храма Эсагилы процессия направлялась к святилищу, находившему¬ся вне города. Участвовавшие в шествии люди молились, пели; исполня¬лись магические церемонии, обряды очищения и жертвоприношения.

Когда Вавилон утратил свое господство, поднялась Ниневия, поклонявшаяся ассирийскому богу Ашшуру, который сначала отождествлялся с древним вавилонским богом Аншаром.

Имя Ашшур означает «бог, который делает добро», хотя его представляют как воинственное божество, покровительствующее воинам.

Он изображается как крылатый солнечный диск, едущий на быке или свободно парящий в воздухе.

Также он принял на себя функции бога плодородия, и в этой ипостаси символом его являлась коза, окруженная ветвями.

Супругой Ашшура была Иштар.

Это бог Луны, который в шумерском городе Уре получил имя Нанна, «светящийся».

Его изображали в образе старца с длинной голубой бородой, который пересекает ночное небо на своей светящейся ладье.

Армия злых духов с помощью Шамаша (Солнца), Иштар (Венеры) и Хадады (молнии) пыталась его затмить, чтобы ночью свет Сина не мешал им осуществлять их вероломные замыслы. Но за Сина заступился Мардук, которому удалось сорвать заговор и сохранить серебристый свет этого бога.

Будучи очень старым, Син стал прототипом бога-мудреца, и по этой же причине ему приписывали функции управления временем.

Читайте также:  Образование солнца планет солнечной системы

По некоторым версиям, Шамаш и Иштар — его дети, даже Нуску (огонь) также является его сыном. Супруга его — Нингаль, «великая госпожа».

Это Солнце, поднимающееся из-за Восточной горы, которую бдительно стерегут скорпионы; оттуда Шамаш начинает свое ежедневное путешествие в колеснице, которой правит его возничий. Это путешествие не прекращается и ночью, так как к утру следующего дня солнце должно достичь Восточной горы.

Его отличительное качество — мужество, которое на физическом плане превращается в отвагу, необходимую, чтобы прогнать мрак и зимний холод. Его солярная природа придает ему качества бога справедливости, и в этой ипостаси он предстает как судья, сидящий на троне, его атрибуты — жезл и перстень.

Подобно древнегреческому Аполлону, он также является богом предсказаний и солярных оракулов. Его супруга — Айя.

Как персонификация Венеры она богиня утра и сумерек. Ее характеристики определены не полностью, так как в разные периоды и в разных областях ее почитали по-разному — как андрогинное божество в Шуше, как женское божество в Ассиро-Вавилонии, арабы почитали Иштар как мужское божество.

Однако ее основные характеристики мы можем попытаться обозначить: если речь идет об Иштар как о дочери Сина, бога Луны, то она — богиня-воительница; если об Иштар — дочери старого бога Ану, то она превращается в богиню любви. Как воительница Иштар является супругой Ашшура, ее обычно изображали с луком в руках, стоящей в колеснице, запряженной семью львами.

Она также сестра Эрешкигаль, богини Подземного мира.

В Уруке ее почитали в основном как богиню любви, хотя она никогда не теряла своего сильного, волевого характера. По правде говоря, любовь Иштар принесла больше вреда, чем добра, по крайней мере, смертным. Она была причиной смерти Таммуза, которого потом долго оплакивала и попыталась вызволить из Подземного мира, хотя не смогла исправить зла, ему причиненного.

Следует отметить интересную связь, которая позднее проявится в Греции через Афродиту и Ареса, в Риме через Венеру и Марса, — мы имеем в виду тесную связь между любовью и смертью, которую олицетворяет Иштар.

Много позднее у финикийцев Иштар станет Астартой.

Из других звездных божеств упомянем Нинурту, или Нингирсу (в Лагаше), которого отождествляют с созвездием Ориона.

В сущности, Нинурта был благодетельным богом и управлял паводком на реках. Со временем он превратился в бога-охотника и воина, чьим атрибутом был жезл с двумя змеями в форме буквы S с каждой стороны. Также его символом являлся орел с расправленными крыльями. Камни, посвященные ему, — лазурит и аметист.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Медово-лимонная курица со спаржевой фасолью Нежнейшее куриное филе, обжаренная спаржевая фасол.

Торт с творожным заварным кремом Торт с творожным заварным кремом Любители тортов хотя и г.

Куриные рулетики в беконе Ингредиенты: Куриные грудки или очищенное филе &mda.

Шоколадный тарт с грушами Ингредиенты: Песочное шоколадное тесто (данного коли.

Витамин E для волос: уникальные рецепты Рецепт №1. Маска для регулярного ухода за волосам.

Видео

Метки

Рубрики

  • Война на Донбассе (605)
  • Вкуснятина (532)
  • Праздники (393)
  • Церковные праздники (233)
  • Здоровье (177)
  • тесты,гороскопы и гадания (86)
  • Молитвы (75)
  • Apple (72)
  • iPhone (24)
  • iPad (23)
  • Mac (18)
  • iPod (3)
  • История древнего мира (68)
  • Славяне (21)
  • древний Египет (11)
  • Кельты (9)
  • Древний Рим (6)
  • Древняя Ассирия (5)
  • Древняя Греция (4)
  • Древний Вавилон (4)
  • Хетты (2)
  • Древняя Япония (2)
  • древняя Индия (2)
  • Шумеры (2)
  • Древний Китай (1)
  • Православные традиции (63)
  • Постные рецепты (37)
  • Великий пост (17)
  • Рождественский пост (16)
  • Масленица (14)
  • Успенский пост (3)
  • Пасха (2)
  • Рождество Христово (1)
  • Красота (57)
  • Мариинский театр (50)
  • Балет (50)
  • Большой балет (42)
  • Office 2003 (32)
  • Microsoft Word 2003 (24)
  • Microsoft Excel 2003 (4)
  • Приколы и киноляпы (31)
  • Лошади (31)
  • Политические приколы (24)
  • Михайловский театр (24)
  • Житие святых (22)
  • Ультрабуки (20)
  • Способы подключения к интернету (20)
  • ADSL (7)
  • Dial-up (4)
  • Спутниковый интернет (2)
  • Wimax (2)
  • GPON (2)
  • Армии мира (16)
  • Армия Древнего Рима (16)
  • Решение компьютерных проблем (16)
  • нетбуки (14)
  • Сервисы онлайн-дневников (13)
  • Программы для создания разделов на диске (10)
  • Acronis Disk Director (10)
  • Кремлевский балет (9)
  • Музеи мира (8)
  • Полезности (7)
  • Браузеры (6)
  • Яхты и катера (5)
  • DirectX (5)
  • Снифферы (4)
  • Волхование (4)
  • Ведовство (4)
  • Религия славян до Крещения Руси (3)
  • Программы для общения в интернете (3)
  • Skype (3)
  • Электронная почта (2)
  • Протоколы (1)
  • Сети (2)
  • IP-телефония (2)
  • Создание сайтов (2)
  • Drupal (1)
  • Замена экрана загрузки (1)
  • BootSkin (1)
  • Автомобили (0)
  • Замена экрана приветствия (0)
  • уроки фотографии (0)
  • животные (17)
  • Мудры (16)
  • Компьютерное железо (126)
  • Видеокарты (37)
  • Оперативная память (18)
  • Материнские платы (15)
  • Сетевые карты (12)
  • Чипсеты (9)
  • Жесткие диски (7)
  • Звуковые карты (5)
  • процессоры (22)
  • Учение Порфирия Иванова (23)
  • Кошки (150)
  • Породы кошек (36)
  • Линейка Windows NT (514)
  • Windows 2000 (431)
  • Windows 10 (20)
  • Windows 8.1 (2)
  • Windows 7 (9)
  • Windows 8 (2)
  • Windows NT 3.5/3.51 (8)
  • Windows NT 4 (12)
  • Windows NT3.1 (8)
  • Windows Vista (5)
  • Windows XP (19)
  • Любимые актеры (242)
  • Любимые фильмы (277)
  • Робин из Шервуда (201)
  • Шерлок(сериал) (15)
  • Бандитский Петербург (3)
  • ван Хельсинг (4)
  • Дюна (5)
  • Звездные войны (44)
  • Музыка (139)
  • Ноутбуки (38)
  • Ноутбуки новинки (13)
  • Премьеры (6)
  • тайны и загадки (868)
  • Юмор (138)
  • приколы о животных (88)
  • Анекдоты (4)
Читайте также:  Поднимавшийся от реки туман постепенно исчезал под лучами солнца расставить запятые

Ссылки

Музыка

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Календарь биоритмовЭтот бесплатный калькулятор биоритмов Вы можете разместить у себя в блоге или на своей домашней странице. Это позволит Вам или вашим друзьям не терять время в Сети в поисках программы биоритмов, а сра
  • Нумерология рожденияОнлайновый нумерологический расчет психоматрицы, позволяет узнать характер на основе даты рождения по методике Пифагора
  • Сохранение видео с любого сервисаСохрани видео с любого видео хостинга!
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.

Новости

Фотоальбом

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Статистика

Боги Вавилона и Ассирии.

Воскресенье, 01 Февраля 2015 г. 21:59 + в цитатник

Образование при царе Хаммурапи обширной Вавилонской державы потребовало значительных изменений в религиозной идеологии. Многие шумерские божества заняли важное место в общевавилонском пантеоне, сохранив свои прежние имена. Но появился и ряд новых божеств. Так, шумерскую богиню любви и плодородия Инанну стали называть Иштар (у ассирийцев – Истар, у западных семитов – Астарта), бог Ларса Уту, связанный с солнцем, получил название Шамаш, т.е. солнце (у евреев – Шемеш, у арабов – Шамс, у амореев и ассирийцев – Самас или Самсу). По своему происхождению эти и другие божества семитского пантеона были покровителями отдельных общин: Ниннар (он же древний Син) – покровитель города Ура, Ниннурта (прежний Нингирсу) – покровитель Лагаша и т.д.

Вершину вавилонского пантеона занимала великая божественная троица: Ану, Энлиль (в более позднее время – Бел) и Эа. Это были боги всего, что находилось на земле, под землей и на небе. Ану считался повелителем неба и взаимодействовал с Белом, занимающем в триаде место владыки земли и действующих на земле сил природы; оба они соединены с Эа, водным богом города Эриду, которому в триаде принадлежат все тайные подземные силы и который живет в безднах океана. Этому разделению соответствует и вавилонское представление о трех частях мира.

Кроме этой существовала и другая великая триада: Син, Шамаш и Иштар, или Син, Шамаш и Рамман. Син – бог луны, он всегда стоит впереди солнца; поэтому у семитских народов начало дня считалось с заходом солнца. Уже в очень древние времена Син признавался отцом Шамаша и Иштар. Он не имел над собой никакого судьи, считался производителем богов, людей и всех живых существ. Но, прежде всего, он был богом растительного царства, поэтому Сина изображали в блестящей царской короне, похожей на двурогий серп луны. Жители Междуречья считали, что он приносит людям право, закон и справедливость.Сын Сина, солнечный бог Шамаш, занимал положение чуть ниже, но вместе с отцом считался покровителем земледельцев. Шамаш являлся судьей небесного и земного мира, поскольку своим светом мог проникнуть сквозь любую темноту с высоты неба до самых глубин земли. Суд Шамаша был скорым и справедливым. Преступники, воры и разбойники боялись его, и всякие ночные страхи, наводимые злыми волшебниками и демонами, уничтожались ясным светом солнечного дня.Рамман был неразрывно связан с вавилонским сказанием о потопе. Как правило, его называли владыкой бурных волн. Хотя он и не принимал участия в совете богов, но исполнял их решения, видимо, в качестве заместителя Бела и был наделен дикой радостью и страшной силой. С громом выезжал он в черной туче; его волосы достигали неба, так что даже испуганные боги вынуждены были спасаться бегством.Наряду с официальным культом богов-покровителей государства сохранились и другие, древние и чисто народные культы, прежде всего, земледельческий культ божеств растительности и плодородия. Богини были не менее многочисленны, чем боги. Но никто из них не мог сравниться с могуществом с Иштар, богиней любви и плодородия, покровительницей воинов и богиней-покровительницей Урука. С одной стороны, это – мать богов и человечества, с другой – сладострастная незамужняя богиня, которая по своему желанию ищет себе супруга. Ее представляли в виде крылатой женщины, которая гордо восседает на Венере, ближайшей к Солнцу планете, в сопровождении кошки. Иштар часто изображали обнаженной и, как правило, с колосьями и сосудом, наполненным водой, но встречаются изображения и с оружием. Существовала и еще одна Иштар, жестокая и смертоносная, которая посылает на смерть своего супруга и затем в скорби следует за ним в темноту подземного мира. В виде приветливой утренней звезды ее представляли великой и святой богиней, воинственной дочерью неба. Она – богиня битв, вооруженная луком и стрелами.
Мужским дополнением Иштар был бог Думузи (более известный под именем Таммуз) – олицетворение растительности; его имя означает «молодая ветвь». Уже в древневавилонских надписях он упоминается вместе с Шамашем. Существовал миф о его гибели, нисхождении в подземный мир и возвращении на землю.

Издавна жителями Междуречья почитался грозный бог Ниниб. В надписях Гудеа он назван «царь войны, сильный воитель Бела». Как солнечный бог он покровительствовал земледелию, от него зависело хорошее состояние полей и каналов, а также будущий урожай. Наряду с богами огня и преисподней Ниниб представал грозным и страшным божеством, однако в тексте одного заклинательного гимна говорится, что он может вернуть назад того, чей труп отправлен в царство мертвых.

Читайте также:  Рожь была высока солнце было прекрасно

Близким к Нинибу был Нергаль (или Нергал) – бог жгучего солнечного жара, палящего южного солнца, истребитель и губитель. Поэтому они представал, с одной стороны, непобедимым богом войны, а с другой – богом моровой язвы и властителем царства мертвых. Эти два, казалось бы, противоположные свойства Нергаля объясняются опустошительным действием в Вавилонии летнего солнечного зноя. Куфа, город Нергаля, был, в основном, городом мертвых.Когда политический центр Двуречья переместился в Вавилон (XVIII в. до н.э.), важную роль стал играть бог-покровитель этого города Мардук. Тогда же, видимо, возник и миф о сотворении мира, ключевая роль в котором принадлежала именно этому богу. Вначале ему поклонялись как богу солнца, который дает рожь, пшеницу и ячмень, наделяя людей пищей. Он назывался сыном Эа, или рожденным из океана, потому что утреннее солнце ежедневно поднимается из океанских глубин. Ежедневной победе восходящего солнца над тьмой ночи соответствовала ежегодная победа весеннего солнца, которое после мрачных зимних месяцев шлет на землю свой сияющий свет. Как солнечный бог, восстающий из недр океана, Мардук являлся богом мудрости, выносящим на свет тайны своего отца Эа, открываемые им богам и людям.Превращение Вавилона в главный город Месопотамии постепенно изменило статус Мардука. На него окончательно были перенесены права и власть великих богов. В вавилонском мифе о сотворении мира он предстает как творец и устроитель мира, победитель страшного дракона Тиамат, угрожавшего владычеству богов. В награду за это он получает название владыки неба и земли, ему передаются скрытые скрижали судьбы, и он становится вершителем участи богов и людей.

Культ Мардука просуществовал до падения державы, причем ассирийцы безуспешно пытались заменить его Ашшуром (Асуром) , их национальным божеством. Тем не менее, именно культ Мардука стал основным в религии жителей Междуречья, а его центром стал храм в Вавилоне. Именно здесь происходила церемония возведения Мардука в цари богов. Во время торжества вавилонский бог играл исключительную роль, а прочие божества принимали лишь подчиненное участие.

Вавилонские жрецы создали своеобразное учение, согласно которому существовал только один бог – Мардук, а все другие – это лишь разные его проявления: Ниннурта – Мардук силы, Нергал – Мардук битвы, Энлиль – Мардук власти и т.д. Стремление ввести монотеизм (единобожие) в образе бога Мардука было связано с политикой вавилонских царей, превратившихся в самых влиятельных правителей Передней Азии. Но эта попытка не удалась, вероятно, из-за сопротивления жрецов местных культов, и прежние боги продолжали почитаться.Среди ассирийцев был популярен также и культ бога грома Раммана (он же Адад). Имя этого бога входило в состав царских имен с древнейшего времени. Значение его в Ассирии обусловливалось разрушительной стороной его деятельности, которая наводила страх, и которую стремились направить на врага, на его дом и страну. Интересно, что ассирийцы пытались придать некоторым вавилонским божествам черты, более соответствующие воинственному характеру ассирийского народа. Так, богиня плодородия и любви Иштар превратилась у них в грозную воительницу. Она распространяла вокруг себя ужасающий блеск и при случае готова была обрушить огненный дождь на неприятельскую страну.В эпоху ассирийского владычества в Месопотамии господствовали те же шумеро-вавилонские боги. Вавилонские священные места оставались священными и для ассирийцев, а город Мардука являлся местом паломничества ассирийских царей. Могущественное вавилонское жречество сохраняло свои позиции. Завоеватели-ассирийцы учились у него мудрости и накопленным знаниям, переписывали религиозные тексты, мифы, заклинания. Значительная часть шумеро-вавилонских религиозно-мифологических текстов дошла до нас как раз в ассирийской редакции, хранившихся в библиотеке царя Ашшурбанипала. Вавилонию, которая обладала более древней культурой, ассирийские цари старались брать за образец, заимствуя у покоренного населения его высокую культуру, письменность и религию.

Когда ассирийцы завоевывали соседние страны, они, как правило, не вмешивались в местные религии. Если население захваченных стран было покорным, ему позволяли следовать своим традициям и соблюдать свои обычаи. Если же порабощенные народы поднимали восстания, то ассирийцы могли забрать в плен их богов и устанавливать их в своих храмах. К этим богам они чаще всего относились с уважением, а иногда даже возвращали их после подавления восстания.

Вавилонский пантеон богов был принят ассирийцами почти без изменения, но был пополнен их собственными племенными и национальными божествами. Главный – Ашшур (Асур) , типичный бог-воитель, соответствующий вавилонскому богу Энлилю, превратился в официального покровителя государства, что, правда, нисколько не помешало сохранению культа прежних богов. Ашшур олицетворял целостность и единство ассирийского государства; царь из его рук принимал свой венец и к его ногам слагал трофеи своих побед. Эмблематический знак бога Ашшура вышивался на царских одеждах; он же находился на царской печати и на статуях, изображавших царя. Именно по воле этого бога ассирийцы вступали в войну и сражались за то, чтобы защитить и расширить границы его владений, покоряя другие народы в его честь и славу. Но широкому распространению его культа мешало то, что ассирийские жрецы некогда не пользовались таким могуществом, каким пользовались вавилонские жрецы.

Источник

Adblock
detector