Бог Солнца у древних армян
Последняя бука буква «к»
Ответ на вопрос «Бог Солнца у древних армян «, 4 (четыре) буквы:
хайк
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова хайк
Определение слова хайк в словарях
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Хайк (, hāyḳ ) — пресное озеро в Эфиопии , расположенное к северу от Дессе в зоне Южный Воло в регионе Амхара . Западнее озеро расположен город Хайк. Озеро имеет 6.7 километра длиной и 6 километров в ширину, площадь поверхности составляет 23 км². Максимальная.
Примеры употребления слова хайк в литературе.
Кусакабэ спросил у Абэ совета насчет одного редкого иероглифа для своего хайку.
Полицейски въртолети и щабни летящи платформи беше виждал неведнъж и един път дори взе участие във въздушна хайка: натовариха тяхната секция на въртолет и я стовариха до шосето, по което препускаше тълпа възпитуеми, разбунтували се заради лошата храна.
Но хайку только внешне проста и народна, как это стихотворение Мацуо Басе: После хризантем, Кроме редьки, Ничего нет.
На этом близость с частушками и заканчивается, поэтому хайку ни в коем случае нельзя перевести в частушечном рифмованном виде, это не только опустит высокую поэзию до плебейского восприятия, но и погубит все то, что отличает человеческую сущность от животного братства.
И вполне естественно, что любители поэзии хайку, привыкшие к воспеванию времен года, цветов, птиц, пейзажей и сияния луны, не поняли этих стихов.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник
Ар — Верховный Бог Армян и Богиня-Мать — Хая — Парис Геруни
С самого начала (50-40 тысяч лет назад) армяне жили в унисон с Природой, чувствовали себя прекрасно и были счастливы, что являются частицей Природы. Будучи в тесном контакте с Природой, они постоянно ощущали ее добрые и жестокие силы.
Самым добрым и радостным явлением в их жизни (а также в жизни всех животных и растений) было Солнце, дающее свет и теплоту, от которого зависела их жизнь. Поэтому естественно то, что они уважали и любили Солнце как отца, как доброго, бескорыстного Создателя.
Их уважение и любовь к Солнцу превратились в веру и поклонение как к богу Отцу. Они разговаривали с Солнцем (АР на Армянском), просили Его помочь, когда были трудности, и были ему благодарны.
Они говорили с Солнцем в Армянском, который был первым языком, языком Бога. Бог Солнца был Отцом Армян, Верховным богом Отцом, а армянами были Его дети, арийцы, которые по-армянски означают: «Ареян» = (народ) от Солнца.
Они также знали, что Солнце дает свет, тепло и жизнь всем людям, животным и растениям, поэтому Солнце является Создателем всей Земли, является Верховным Богом. Полное имя Бога Солнца было «БОЛЬШОЙ И АРЯН AR-FATHER GOD » На самом деле, армяне всегда верили в одного Бога — AR — Ар.
Другие армянские боги возникли гораздо позже и были детьми АР или его помощниками. Армянский историк Л. Шахинян пишет, что АР был Создателем Неба и Земли, Верховным Богом и Отцом других Богов [77, с. 4].
Здесь необходимо отметить, что позже, после накопления знаний о звездах и созвездиях (возможно, до времени Караунж, скажем, 15-10 тысячелетий назад), когда армяне поняли, что существует целая Вселенная, они расширили концепцию Бога над всей Вселенной.
Это иллюстрируется старым армянским словом «Аствац» = Бог, где «Аст» означает «Вселенная» и «твац» означает «распространение», поэтому Астват — это сущность, «распространенная во Вселенной», часть которой является Солнцем, ближайшим и сильным представителем (объектом) Вселенной.
Согласно старым легендам, армяне считали, что они созданы (рождены) Вселенной-АР-Отцом БОГОМ с (и) Землей-Водой-Матерью GODDESS. Ее имя было HAYA [haja]. В Армянском это имя означает: Hay-ya [haj-ya».
С давних времен армяне называли свою собственную страну Армения (и ее жителей-армяне) двумя эквивалентными именами: Армения и Айастан (Hay = Hi). Эти имена означают: «Ars mencia (Up .. Uhfi · [nu] = страна людей Солнца (AR)» и «Haya-stan = страна Земли (матери)» или «Hay- йа-стан = моя армянская страна ».
Итак, эти имена пришли от Верховного Бога Ар — Отца, и от Earth-Mother (Motherland) Земли Матери. Это еще одна демонстрация равенства мужчин и женщин в Армении с давних времен и до сих пор. К сожалению, у многих авторов неправильное мнение, что «Айастан» — это правильное имя, используемое только армянами, а Армения — это имя, используемое народами других стран.
Это ошибка, потому что: а) оба имени пришли от имен армянских древних богов на армянском языке, как было показано выше; б) все другие страны не могут использовать одно и то же имя, но могут использовать разные собственные имена, поэтому, если везде одно и то же имя, это означает, что имя было взято из одного места (страны); в) поэтому эти имена пришли из страны, на языке которой слова (имена) имеют значения, могут быть объяснены; d) как было показано выше, оба названия имеют убедительное объяснение на армянском языке.
Таким образом, Армения и Айастан являются армянскими словами. Позже имя Хая было преобразовано в армянское имя Гаянэ, а на других языках — «Гея» (греческая богиня Земли), «Ева», (Ева) в Библии и т. Д.
Для армян понятие Матери было настолько велико, что даже солнце после каждого дня в Сансет отправлялось на отдых своей Матери Ле. вне арм. гор или в море, океан. Отсюда также появилось слово «Арморика», старое армянское название полуострова Бретань в северо-западной части Франции, где проживали Бретоны = кельты = армяне (см. Ниже). «Ар-мор-ika» в армянском означает «Солнце идет к Матери», потому что все люди каждый день видели, что Солнце садится в Атлантическом океане.
Высокое уважение и любовь к отцам и матерям армянами сохраняются до сих пор, и это одна из основных армянских традиций. Армяне, возможно, являются единственной нацией в мире, которые до сих пор клянутся солнцем со словами
(солнце моего отца), Unpu wpL. (к Солнцу моей матери), (мое Солнце является свидетелем), где Солнце означает и их жизнь.
В течение многих тысяч лет разновидность религиозных течений, принадлежавших Богу Солнца, позже распространилась на многие другие племена и нации. Армяне были приверженцами религии Бога-Солнца, пока христианство не стало государственной религией в 301 году нашей эры.
На самом деле культ Солнца живет и сейчас, потому что в Христианстве Отец-Бог является тем же самым древним Армянским Солнцем-Отцом-Богом, чей Сын был Иисус Христос с Его добрыми проповедями. Итак, Иисус Христос был (и есть) армянин.
Христианство, эта великая и цивилизованная религия, не могла возникнуть в один день. У нее были большие, долгосрочные и глубокие корни и источники, а христианство родилось от древней и доброй религии армянского Солнца-Отца-Бога.
Таким образом, называть религию Солнца, «языческой» неверно. В религии старого Солнца не было идолов, фетишей, огня, годанимил и т. Д., Не было никаких жертв или диких танцев.
Это была человеческая и доброжелательная религия старой и цивилизованной нации — армян. И до сих пор в христианстве Бог-Отец — это Солнце (АР). Все это не означает, что я хочу вернуть религию Солнца. я хочу объяснить и рассказать историческую правду, как это было.
Поклонение Великого и Арийского Солнца-Отца Главного Бога АР было в Арменнии в течение приблизительно 50 тысяч лет. Ар был главным Богом во всех цартсвах Армении, а затем был принят многими другими странами.
Английский историк Арчибальд Сэйс пишет: «Поклонение Ару (AR) было сформировано на Армянском нагорье, затем размножалось во многие племена и народы Старого Света» [73, с. 13].
Действительно, главными богами в других странах были: РА в Египте, ААРА в Ассирии, АРИА в Вавилоне, АРАМАЗД (ОРМОУЗ) в Иране, АРЕС, АПОПОЛ в Греции, ЯР (ЯРИЛЛО) в славянских странах, АРАЛЛИ в Грузии, АЛЛАХ в Исламе , и т.д. Результаты исследований показывают, что индоевропейцы имели один, тот же источник своей культуры.
Это подтверждается сходством старого армянского эпоса «Сасна-Церер», индийских вед, иранской «Авесты».
Это сходство, в свою очередь, подтверждает, что арийцы с Армянского нагорья распротранились до Шумера (в IV тысячелетии до нашей эры), а также в Индию, Грецию, Иран (в м-н.н.) [73, с. 11].
Американские исследователи Lytle Robinson и Edgar Cayce считают, что старая культура (сфинксы, пирамиды) разных стран (Египет, Ассирия, Персия, Греция, Юкатан, Мексика, майя, ete.) «Поразительно схожа» и имеет «общий источник». В книге Л. Робинсона сказано: «Имя Ре или Ра было привязано к Богу Солнца, начальнику всех богов. Он, возможно, пришел с Кавказа» [74, с. 73].
Сейчас в разных частях Старой Арменинии имя Главного Бога АР также искажено. Например, само имя армян, живущих вокруг озера Ван (Армянское нагорье), было HARD, что означает: H · AR · D =
.Up.q = поклонники Солнца = Армяне. Но теперь это имя используется с некоторыми искажениями, как Халд или Халд, и многие авторы используют его также как имя Главного Бога Халдеев.
В нынешней Арменнии в районах хребта Варденис, Сюник (Зангезур), Арагац, в источниках рек Егегис, Арпа, Воротан и др. Было обнаружено огромное количество наскальных рисунков и т. Д. На горе Ухтарасар Сисян на высоте 3300 м.
Еще один наскальный арт-центр также находится недалеко от Сисиана, на горе Джермаджур и т. Д. Армянский историки Г.Х.Караханян и П.Г.Сатиан представили 342 таблицы с группами наскальных рисунков в книге «Наскальные рисунки Сюника» [49]. Здесь мы видим резьбу мельницы V-ID. До н.э. с большинством животных древнего времени, как козы, муфлоны, газели, олени, зубры, лошади, собаки, волки, шакалы, пантеры, медведи, львы, сцены охоты и т. Д.
Есть также много резных изображений и сцен с восходящим Солнцем, см. Рис. 60, 61. Сравнение этих двух рисунков 60 и 61 говорит о предположении, что колесо было изобретено в Армении (гораздо раньше, чем V mill BC), как модель изображения Солнца.
В Арменинии также было много храмов, Храм Бога в Эчмиадзине, Звартноце, Караундже, Гарни и т. Д. Главный Храм находился в районе Даранагят в крепости Ани, где находился центр главного священника.
К сожалению, все Храмы были уничтожены после принятия христианства (кроме Гарни), и на их фундаментах были построены христианские церкви. На рисунке 62 показан храм Храма Ар-Отца (1-11 в. Н. Э.) В Гарни — Армения.
На рисунке 63 изображена фотография Бога, стоящего на льве. Эта картина была обнаружена во время раскопок и реставрационных работ на одной из внутренних стен старого замка Эребуни (Ереван) (VIII в. До н.э.) [73].
К западу от озера Ван, недалеко от реки Евфрат, на склоне горы Немрут в Каппадокии (в настоящее время в Турции) находится уникальный древний памятник с большими скульптурами высотой 9 м (сидящими на тронах) армянского Главного Бога АР, подобный Ему Кесар (титул армянских царей), богини Анаит, Бога Ваагна, Бога Тира, а также символов Богов: Льва и Орла.
К сожалению, этот уникальный памятник был разрушен. На рисунке 64 изображены главы этих скульптур [68, с.21]. Более подробную информацию об этом памятнике см. В пункте 3.23.
Христианство, как государственная религия цивилизованных наций, была принята армянами раньше, чем другими народами, потому что это было продолжением их всемогущей и человеческой религии от Солнца и Отца (Я пришел, чтобы продолжить…. Христос-Евангелие), а также потому, что Бог-Отец в христианстве (до сих пор) является тем же самым армянским Верховным Богом Солнца Ар.
Отрывок из книги Париса Геруни: «Армяне и древняя Армения»
Fig. 62. AR-Father God Temple in Garni (15 km from Yerevan)
Источник
Древние боги Армении — герои и легендарные монархи
Древние боги Армян, герои и легендарные монархи – это не глубокий научный анализ древних (дохристианских) богов армян, а просто рассказ. Кто знает больше и лучше – поправьте и дополните, пожалуйста.
АР (Ար) – главный протоармянский (арийский) бог. Символизирует могущество солнца (Арев), соединял в себе черты силы природы, весны, позже — черты бога войны. Днем Ара считалось 21 марта — день весеннего равноденствия. С именем Ара связываются также название древнеармянского 6-го месяца года «Арац».
С течением времени, примерно в VI веке до н. э., первоначальное собственно армянское имя АР трансформировалось в имя АРАМАЗД (Արամազդ) — верховный бог в древнеармянском пантеоне, создатель неба и земли, бог плодородия, отец богов.
Главное святилище Арамазда находилось в Ани (современный Камах на территории Турции) и было разрушено в конце III в. н. э. при распространении христианства.
Ար — Арамазд Արամազդ
АНАИТ (Անահիտ) — богиня-мать, богиня плодородия и любви. Ей соответствовали древнеегипетская Ниити, персидская Анахит, древнегреческая Артемида или Афродита, древнеримская Диана, древнегрузинская Дали. Её называют Великой госпожой, покровительницей и защитницей Армянской земли.
После принятия в 301 г. христианства в Армении в качестве государственной религии поклонение богине Анаит трансформировалось в поклонение Богородице. Главные храмы Анаит находились в Ерезе, Армавире, Арташате и Аштишате.
Гора в Софене называлась «Троном Анаит» («Атор Анахта»). Целый район (гавар) в Ерезе в провинции Акилисена (Екегиац), где находился ее главный храм, назывался «Анахтакан Гавар». Празднованиями в её честь начинался праздник созревания урожая во время празднования Навасарда (древнеармянского Нового года) (15 августа).
Анаит Անահիտ
ВААГН (Վահագն) — бог-драконоборец, позднее бог войны, охоты, огня и молнии. Иногда считается предком армян. Ваагн суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама солому и скрылся в небе. На своем пути он ронял мелкие соломинки и из них образовался Млечный Путь, по-армянски — «дорога соломокрада» — Мкртич Нагаш.
Любопытно, что у Мовсеса Хоренаци он выступает в качестве человеческого существа, сына Тиграна Ервандяна (хотя тут же в гимне выяв¬ляется его божественная сущность и описывается его рождение из лона при¬роды — из ствола огнедышащего тростника). Подобно этому в эллинистическую эпоху в греческой мифологии Геракл был человеком, сыном бога Зевса и смертной Алкмены, и лишь впоследствии был обожествлён и взят на Олимп.
Ваагн — Վահագն драконоборец, картина советского художника Иосифа Роттера
АСТХИК («աստղիկ» — звёздочка) — в армянской мифологии богиня (дицуи) любви и красоты, возлюбленная бога грозы и молнии Ваагна. По легенде, после любовных встреч Астхик и Ваагна шёл дождь. Астхик — покровительница девушек и беременных женщин. Поклонение Астхик связан также с орошением садов и полей.
Легенды рассказывают о превращении Астхик в рыбу — хорошо сохранившиеся каменные рыбообразные изваяния, называемые вишапами, представляют собой предметы культа Астхик.
До сих пор в Армении празднуют праздник Вардавар (дословно: «праздник роз» или, по другой интерпретации — «водная война»), посвящённый Астхик, во время которого люди обливаются водой и дарят друг другу розы. Изначально этот праздник приходился на день летнего солнцестояния (22 июня).
Астхик Աստղիկ
АРЭВ (Արեւ, буквально — «Солнце» (в переносном значении — «жизнь») — персонификация Солнца, иногда в виде колеса, излучающего свет, чаще в образе юноши. С течением времени юноша вырос, преобразовался и получил имя МИХР (Միհր), также Мгер, Мхер — бог небесного света и справедливости. Сын Арамазда, брат Анаит и Нанэ. Изображался в виде молодого мужчины, борющегося с львом или быком.
Арэв (Արեւ, буквально — «Солнце»-
БАХТ (Բախտ — «судьба», «рок») — дух в армянской мифологии, персонификация судьбы.
ГИСАНЭ (Գիսանե) — умирающий и воскресающий бог животворящей природы.
ГРОХ (Գրող, Grogh — «пишущий», «записывающий») — дух смерти. Главной функцией Гроха считался учет грехов и добрых дел людей.
Грох на лбу человека при рождении записывает его судьбу (определяет которую Бахт); на протяжении жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на Божьем Суде. Иногда Гроха отождествляли с цаверами, духами болезни.
Боги Армении
ЛУСИН (Լուսին) — персонификация Луны. По народным поверьям, фазы Луны связаны с циклами жизни царя Лусин: новолуние связано с его юностью, полнолуние — со зрелостью, когда же луна убывает и появляется полумесяц, наступает старость Лусина, который затем уходит в рай (то есть умирает). Из рая Лусин возвращается возрождённым (мифологема умирающего и воскресающего бога).
НАНЭ (Նանե), также Нане — богиня войны, материнства и мудрости — дочь верховного бога-творца Арамазда, выглядящая как молодая женщина в одежде воина, с копьём и щитом в руках. Её культ был тесно связан с культом богини Анаит. Не случайно, её храм находился в гаваре Екехяц, вблизи храма Анаит.
Нанэ также почиталась как Великая мать (в народной армянской речи имя Нанэ приобрело нарицательное значение — бабушка, мать).
АМАНОР (Ամանոր) – божество, олицетворяющее Новый год (который по древнеармянскому календарю начинается в августе) и приносящее его первые плоды. Черты культа прослеживаются даже в XX веке – например, в хвалебных песнях о «Нубаре» («Новый Плод»).
СПАНДАРАМЕТ (Սանդարամետ) — бог подземелья и царства мёртвых. Иногда «спандарамет» понималось как само подземелье.
ТИР (Տիր) — бог письменности, мудрости, знаний, защитник наук и искусств, писец бога Арамазда, прорицатель судьбы (открывающий людям будущее в снах). По-видимому, Тир считался также и проводником душ в подземное царство. Храм Тира (между городами Вагаршапат (Эчмиадзин) и Арташат), называвшийся «Диван писца Арамазда», был местопребыванием оракулов, где жрецы толковали сны, обучали наукам и искусствам.
ТОРК АНГЕХ (Տորք Անգեղ), также Турк Ангех, Турк Ангехеа, Торг Ангех — правнук Айка. Изображался как высокий, уродливый человек, обладающий огромной силой. Торк Ангех является неуклюжим пахлеваном (исполином) безобразной наружности: имеет грубые черты лица, сплюснутый нос, ввалившиеся голубые глаза, дикий взгляд. Торк Ангех — каменотёс-ваятель.
Может руками откалывать гранитные скалы, ногтями обтёсывает их, создавая гладкие плиты, на которых ногтями же рисует изображения орлов и др. Разъярившись, он отрывает огромные скалы и швыряет их в корабли недругов.
Памятник Торк Ангех — Տորք Անգեղ, 1982г. Скульптор Карлен Нуриджанян.
ЦОВИНАР (Ծովինար,»тцов» — «море») — богиня воды, моря и дождя. Она была огненным существом, которая заставляла идти дождь и град с небес силой своего гнева. Изображается, как молодая женщина с редкими водорослями и лилиями в волнистых тёмных волосах.
АЙК (Հայկ) — прародитель армянского народа. Упоминается также как потомок библейского послепотопного патриарха Фогарма. Поднял восстание против тирана Бэла, правившего в Вавилоне, убил его стрелой и увёл свой народ в «страну Араратскую», положив тем самым начало Армянскому царству.
Айк — Hayk — Հայկ նահապետ
АРА ГЕХЕЦИК (Արա Գեղեցիկ — Ара Прекрасный) — армянский царь. Покорённая его красотой Семирамида предлагала Аре «себя и свою страну», но получив отказ, возненавидела его и объявила войну с единственной целью — захватить царя в плен.
Однако тот погиб в бою, и Семирамиде достался только его труп, который она безуспешно пыталась оживить.
Шамирам и Ара Прекрасный. Вардкес Суренянц
АНУШАВАН СОСАНВЕР (сос — «платан» и нвер — «дар, посвящение») – внук Ара Гехецика. Воплощение платана или священной рощи платанов близ Армавира, столицы и религиозного центра Араратского царства (в общепринятой исторической науке — Урарту). К нему, как к духу священного платана, обращались за предсказанием будущего (в роще гадали по шелесту листьев деревьев).
АРАМ (Aram) — герой, предок — один из эпонимов армян. По его имени, согласно преданиям, стала называться другими народами страна армян (греками — Армен, иранцами и сирийцами — Армени(к)).
САНАСАР и БАГДАСАР (Սանասար և Բաղդասար) — в армянском эпосе «Давид Сасунский» или «Сасна црер» братья-близнецы, зачатые матерью Цовинар от выпитых ею двух пригоршней животворящей воды (по более позднему варианту, они родились от двух пшеничных зёрен).
От полной пригоршни родился Санасар, во всём превосходящий своего брата, от неполной и мутной (из-за того, что иссяк источник) — Багдасар. Братья основали город Сасун, положив начало одноимённому государству. Санасар считается родоначальник нескольких поколений сасунских героев.
Источник