Боги Славян
Добрый день!
Боги стихии Огня
БОГИ стихии ОГНЯ — Боги Пламени, Солнца и Света.
Очень условно Божества стихии Огня можно поделить на следующие крупные группы:
- солнечные божества
- созидающие боги
- разрушающие боги
- прочие боги стихии Огня
СОЛНЕЧНЫЕ БОЖЕСТВА
У славян было много богов, что за солнечный лик ответственность несли.
Ярило является младшим из солярных (солнечных) богов (после светлого Дажьбога и серьезного Хорса), входит в пантеон Ясуней.
Просто в отличие от спокойного Хорса (солнце зимнее) и доброго Дажьбога (солнце летнее), Ярило был олицетворением солнца весеннего. Стрелы Ярилы обращались при этом лучиками солнечными и, естественно, могли быть расценены как стрелы чувственной любви.
Богиня Солнечного Сияния, Художник Светлана Беловодова
Богиня Золотого Солнечного Света, Художник Светлана Беловодова
Богиня Солнечного Сияния и Богиня Золотого Солнечного Света — Они были несомненными подружками.
Солнечный Сурья, Художник Елена Веселова
СУРЬЯ — РА — ведическое божество Солнца
Солнечные Божества у ДРУГИМ НАРОДОВ
АМАТЭРАСУ (Аматэрасу Омиками) — японская богиня дневного света. Ее полное имя звучит как Великая богиня, что озаряет небеса. Аматэрасу — богиня разноплановая: кроме ответственности за солнечный свет, она и другие вещи делала: это именно она научила японцев выращивать рис и пользоваться ткацким станком для изготовления шелка. (То есть, по сути, одновременно она была еще и богиней земледельцев и ткачих).
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ.
В игре «Домовята» есть Солнечный костюм для героя.
В игре «Новые Земли» в коллекции шамана есть Солнечный амулет.
СОЗИДАЮЩИЕ БОГИ СТИХИИ ОГНЯ
Бог домашнего огня — Агуня,
- Сварожич — небольшой огонь, так как Сварогом считалось божество огня. Симона Вилар, Ведьма
ТУЛЕ — помощник Ильма, сильный и мощный Сварожич
СВАРОГ — бог огня и кузнечного дела
СЕМАРГЛ — Огнебог. Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага,
ТАБИТИ — богиня домашнего очага , возможно — огня во всех его проявлениях. Любой огонь у скифов считался священным, ибо в его пламени жила великая Табити.
РАЗРУШАЮЩИЕ БОГИ СТИХИИ ОГНЯ
ТУГАРИН-ЗМЕЙ — отрицательный герой славянского эпоса.
Вот далеко не полный список ПРОЧИХ богов стихии Огня:
Сюда же условно можно и Дыя отнести
ГОРЫНЯ — один из трех богатырей-великанов, горный великан.
ДОДОЛА (Дива-Перуница) — Богиня молнии, грозы и дождя.
ЖЫЖ (ЖЫЖАЛЬ)— дух огня.
ЗАРЯ-ЗАРЕНИЦА (Мерцана, Зимцерла) — нежная Небесная Богиня.
ЗНИЧ — бог священного внутреннего Огня;
К Огненным оборотням можно отнести Семаргла в образе Рарога и Огненного Волха.
К стихии Огня относится и Огневушка-Поскакушка.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ.
В игре «Домовята» есть маленькая Феечка — ребенок огненной стихии.
Боги и Богини ОГНЯ у других народов:
ПРОМЕТЕЙ на гербах МО Прометей города Санкт-Петербурга и города Полысаево Кемеровской области.
ГЕФЕСТ на гербе города Электросталь Московской области и на двух проектах герба города Дзерджинска Нижегородской области.
- у греков: Гефест — — бог-кузнец, Гестия — Богиня домашнего очага, Арес — бог войны и военных пожаров; Прометей — титан, похитивший у богов огонь для людей.
- в Древнем Риме — Веста — домашнего огня, Вулкан — бог смерти и разрушающего пламени,
- у марийцев — Туп-Ава — марийское божество домашнего очага
- в Индии: говорят, что из пупа Брахмы вышли восемь блистательных богов (восемь богов Огня и Света) Их имена: Ахан — день; Дхрува — Бог Северной Звезды; Сома — бог Луны; Дхара — опора Земли; Анила — Ветер; Анала — Агни — бог Огня; Пратьюша — Рассвет и Дьяус — Небо. Все они в той или иной степени отвечали за свет или Огонь.
- в Иране — Атар — Бог Пламени
- в Италии — Адран — Бог Огня у сицилийцев, имел внешний вид собаки;
- в Скандинавии — Локи — двуличный бог обмана с огненными волосами
- ? у Иудеев — Молох
- у семитов — Рашап — бог огня и молний
- в шумеро-аркадской мифологии — Гибил и Гирра — Боги Огня
- в Японии — Кагуцути — Бог огня и вулканов. Говорят, что при рождении он обжег свою мать так, что та скончалась.
- у индейцев тарасков — Курикавери — Бог Большого огня
- у индейцев Центральной Америки — Шиутекутли — Бог огня и вулканов
- у ацтеков — Тлалок — бог света, грома и дождя
- у этруссков — Сефлакс — бог подземного Огня
- у лезгин — Алпан — богиня огня, лезгинская богиня любви
- на Гавайях — Пеле — гавайская богиня огня
- у народов Маори — Махуика — божество огня
- в Вавилоне — Нусху — бог палящего зноя и огня
- у кушан — Фарро — бог огня, успеха и славы
ОТ-ЭНЕ (у алтайцев) — светлое божество, которое относится к Божествам Домашнего огня. Женщина о тридцати(!) головах, с ушами из камыша, отвечала она за домашнее святилище — трехгранный очаг. У алтайцев очень силен культ шаманизма, но От-Эне относится не к нему, а к культу Предков. Говорят, что обитает она на 9-ом небе и является посредником между людьми и Божествами. Задабривая От-Эне, огонь в очаге кропили молоком или чаем. У нее просили защиты для детей, жилья и скота. Считалось, что добрая Богиня всегда готова помочь.
В ЛИТЕРАТУРЕ: сказка Волкова «Огненный бог Мараннов»
Автор «Велесовой книги» говорит, что Перун, Дажьбог и Хорс — разные имена одного и того же божества суть которого есть Свет: «А и всякий день обращаем взор к богам, которые есть — Свет. Его же мы называем Перун, Дажьбог, Хорс, Яр и иными именами. И поем мы славу богам и живем милостью божьей, до тех пор пока жизнь имеем»
Дьяус (др.-инд. Dyaus, собств. «сияющее, дневное небо», «день») — в ведической религии божество дневного неба, муж Притхиви, отец Ушас, Ашвинов, Агни, адитьев, марутов, ангирасов. Одно из древнейших божеств ведийского пантеона, верховный бог ранних гимнов, бог неба и небесного света. Был вытеснен образом Варуны.
Сурья-Ра (санскр. Sûrya-s «солнце») — имя индийского солнечного божества = олицетворение солнца, встречающегося уже в Ригведе, где оно занимает более видное место, чем в позднейшей индийской мифологии. Его прославлению посвящено десять отдельных гимнов Ригведы.
Сурья, в ведийской и индуистской мифологии солнечное божество, всевидящее Око богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. Основное действие Сурьи — изливание света; им он озарял мир и разгонял тьму, уничтожал болезни, врагов. Путь Сурьи указан адитьями, юными солнечными богами, которые соотносились с двенадцатью месяцами.Отец Сурьи — Дьяус, воплощение неба, мать — прародительница богов Адити. Ушас, божество утренней зари, упоминается как его жена.
Рисунок богини Аматэрасу взят на сайте womanadvice.ru
(994) Статья написана специально для сайта
Источник
Боги огня в мифологии
Огонь — одна из древнейших стихий, покорившая воображение человека своей загадочностью, силой и могуществом. Восхищение и упоение пламенем было настолько всеобъемлющим, что в античные времена появился культ целого ряда духов, достойных поклонения древних людей. Повелители разрушительной и спасительной стихии и по сей день гордо значатся как боги огня в мифологии и космологии многих народов.
Многоликий вестник богов. Что в имени твоем?
Всматриваясь в языки пламени, наши предки улавливали магнетизм и энергию огненной стихии и постепенно отождествляли ее проявления с действием потусторонних сил. Человек стремился не только персонифицировать символы, недоступные пониманию, но и дать им название. Так получили наименование и боги огня. Имена, придуманные разными народами, были совершенно различны как в произношении, так и образе, который создавался в сознании древних людей. Рассмотрим каждого из божеств в отдельности.
Воплощение Солнца на Земле: Агни
В Древней Индии существовала религия, базирующаяся на священных книгах — Ведах, согласно которым человек должен был поклоняться природе во всех ее проявлениях. При этом самым чтимым был бог солнца и света, Сурья, и его земной прообраз — ведический бог огня, Агни. Почетом и уважением пропитано имя этого духа. Юному и могучему защитнику всего народа были посвящены многочисленные гимны, число которых уступает лишь хвалебным песням во славу Индре, богу-громовержцу. Подобная привязанность и любовь объяснялась прежде всего верой людей в то, что Агни денно и нощно стоит на страже их спокойствия, охраняя от коварных повелителей ночи и ратуя за достаток пищи и материальных благ в доме каждого.
Этот бог покровительствовал домашнему очагу, даровал очищение и священный огонь для ритуалов жертвоприношения, которые были призваны задобрить остальных божеств. Он уничтожал все злое и считался самым сострадательным из всего пантеона ведической религии. Агни была отведена важная роль посредника между людьми и богами, между небом и землей, роль благосклонного к простым смертным вестника, готового порой разъяриться и истребить близлежащие леса в очередном эмоциональном порыве.
Коварство и обман за красивой личиной. Локи
Образ красавца Локи с огненно-рыжими волосами в скандинавской мифологии как нельзя лучше подходил под категорию «боги огня» и был неразрывно связан с негативными, низменными качествами человека. Изначально повелитель пламени был вполне безобидным духом, символом дома и зарождающейся жизни, но постепенно восприятие людей кардинально изменилось. Впоследствии можно даже обнаружить у Локи некоторые черты Люцифера, такие как обман, зло, зависть и неизмеримое желание искушать человека, подвергая проверкам на прочность его ценности и жизненные установки.
Изворотливость и хитрость Локи выражается в его способности менять свое обличье. Именно по этой причине другие божества всегда берут двуличного духа с собой, но каким окажется исход их очередной совместной забавы — решать лишь повелителю огненной стихии. Локи, ко всему прочему, остер на язык и привык говорить то, что думает, в присущих ему язвительных выражениях, за что получает наказание от других бессмертных. Несмотря на то, что в честь Локи не строили храмов, а его имя было окутано пеленой страха, именно он даровал человеку способность чувствовать и двигаться, сыграв важную роль во время создания первых людей.
Дивный искусник кузнечной мастерской. Гефест
Согласно древнегреческой мифологии, во всей Элладе, окруженной семью морями, нельзя было найти более искусного и талантливого мастера, чем Гефест, бог огня и кузнечного ремесла. Гефест с рождения был хромым и слабым. Его мать, Гера, жена бога-громовержца Зевса была разгневана, впервые увидев младенца с явными физическими недостатками, и сбросила дитя с Олимпа. Над ребенком сжалились морские богини и вырастили чудесного богатыря с крепкими и сильными руками, который ковал изысканные украшения из серебра и золота. Отомстив матери за содеянное, он получил в жены красавицу Афродиту, богиню любви, и воздвиг всем бессмертным величественные дворцы из драгоценных металлов. По легенде, большую часть своего времени Гефест проводит в кузнице, где с помощью циклопов создает несокрушимое вооружение и доспехи для Афины, Зевса и Ахиллеса, чудесные украшения для богинь и кубки для пиршеств богов.
Время разрушать и время созидать. Вулкан
Вулкан, бог огня в римской мифологии, полностью соответствовал Гефесту из Эллады, с небольшими отличительными особенностями. Хромота на обе ноги была дарована Вулкану не от природы, а в результате ярости отца, Юпитера, который в бурном всплеске эмоций скинул нерадивого сына с небес. Этот повелитель пламени, как и другие боги огня, был мастером в кузнечном деле и с успехом ковал молнии для своего вспыльчивого родителя, а также доспехи и оружие для остальных богов в недрах вулкана Этна в Сицилии, где ему помогали золотые женщины и циклопы. В отличие от других богов огня, Вулкану приписывались оккультные способности, благодаря которым он мог отсрочить грядущее на ближайший десяток лет. Кроме того, бог огня в римской мифологии вошел в историю благодаря одноименному празднику Вулканалию (23 августа), во время которого он восхвалялся как защитник от возможных пожаров, покровитель ремесленников и ювелиров.
Небесный вседержитель и источник огня. Сварог
В славянской мифологии существовало несколько богов огня. Одним из них был Сварог — создатель всего сущего на небе и земной тверди, постоянный источник огненной стихии и ее повелитель. Бог огня у славян, в отличие от Вулкана в римской мифологии, не имеет ничего общего с магией. Напротив, он создает мир исключительно руками. Именно он в последствии передает людям священный огонь и дает им все необходимые инструменты для возделывания полей, оружие для защиты земель и кубки для того, чтобы народ не знал недостатка в питье и еде. Славяне почитали Сварога еще и как бога домашнего очага, семьи и кузнечного ремесла. Сходство с древнегреческим и римским богами огня удивительно: Сварог проводит много времени в кузнице на небесах и пытается приобщить людей к плавлению металлов, одновременно играя роль творца мира и законодателя основных устоев древнего общества. Считалось, что у идола Сварогу, обитого медью или железом, должен всегда гореть огонь. В день посвященный ему (14 ноября) к капищу следовало приносить сырники или другое блюдо из творога.
Покровитель светил и защитник посевов. Семаргл
Как славянский бог огня был известен и сын Сварога, Семаргл (Огнебог). По своему желанию Семаргл мог обращаться в крылатого пса. В его образе можно проследить параллель с ведическим богом Агни, поскольку Огнебог играет роль вестника между миром земным и поднебесным. Дни празднования и возвеличивания Семаргла традиционно длились в период с 14 по 21 ноября, когда в календаре славянских народов описывалось наибольшее количество примет о пламени и кострах. Бог огня у славян тесно связан с ролью хранителя посевов, небесных светил (луны и солнца), мира на земле и чувств, в особенности любви между мужчиной и женщиной.
Ипостаси пламени. Кара или манна небесная?
Из представлений народов о божествах огненной стихии можно сделать вывод о многогранности трактовок символов и проявлений огня. В этой подвижной и полной энергии сущности сокрыты как положительные, так и отрицательные ассоциации самосознания людей. Огонь непредсказуем, его природа двойственна: он может даровать спасение, свободу и богатство, а в следующий миг лицемерно отобрать жизнь, обнажив свою худшую сторону. В пламени люди воплощали свое понимание добра и зла. Одни склонны были видеть скорее хорошее, чем плохое; другие не могли оправиться от печального опыта, глубоким пятном засевшего в истории народа. Объединяя обе точки зрения с древнейших времен и сопоставляя образы, возникающие в виде персонифицированного явления природы, можно понять, что огонь всегда останется до конца неподвластной человеку стихией, олицетворяющей одновременно борьбу и единство противоположностей.
Источник