Меню

Бледная луна освещала окрестность

Пунктуация при однородных и неоднородных определениях

Урок русского языка в 8 классе «Пунктуация при однородных и неоднородных определениях

Просмотр содержимого документа
«Пунктуация при однородных и неоднородных определениях»

Тема. Пунктуация при однородных определениях

Актуализировать знания учащихся об эпитетах, выраженных прилагательными и причастиями. Ознакомить с понятием «определения-эпи­теты»; с правилом пунктуационного оформле­ния определений, стоящих после определяе­мого слова.

Формировать умения видеть, правильно ин­тонировать и пунктуационно оформлять одно­родные определения, стоящие после опреде­ляемого слова. Совершенствовать умения устанавливать однородность и неоднородность определе­ний, правильно интонировать и пунктуационно оформлять синтаксические конструкции с однородными и неоднородными определе­ниями. Формировать представление о синтаксиче­ской норме, регламентирующей построение однородного ряда. Обогатить грамматический строй речи уча­щихся предложениями с однородными члена­ми, демонстрировать их потенциал как средства выразительности речи.

Воспитывать культуру речи.

I. Организационный этап

II. Проверка домашнего задания

Связный рассказ об однородных и неоднородных определениях.

2. Упр. 243 (2-й абзац, разборы).

Отлично помню сн (примыкание)

Него ф – не-го – 2 слога

н – [ н` ] – согл., звонк., мягк.

е – [ э ] – гласн., безуд.

г – [ в ] – согл., звонк., тв.

о – [ о ] – гласн., безуд.

4 буквы, 4 звука

Всего пленительнее м – прилаг., н.ф. – пленительный, качеств., сост. форма. превосх. степ., сказуемое.

В этом лице сн (согл.)

Между м – предлог, служит для связи слов в слов-и и предл-и, непроизв., прост., употр. с Т.п.

Юношеским сл – юношеский ← юноша (суфф.)

III. Лингвистическая разминка

Задание 1 (на карточке). Укажите номера предложений с однородными определениями. Знаки препинания опущены.

Вокруг дома стоял высокий зелёный забор.

В окошечко билетной кассы протягивались муж­ские женские руки.

Над домом возвышалась остроконечная железная крыша.

Могучий буйный оглушительный ливень хлынул на степь.

Наш класс отдыхал в летнем оздоровительном лагере.

Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок.

Я видел женщину молодую прекрасную добрую обаятельную.

В углу гостиной стояло пузатый сосновый комод.

Толпы ребятишек в синих красных белых рубашках стоят на берегу.

На вто­рой этаж вела витая железная лестница.

IV. Изучение темы «Однородные и неоднородные определения»

Чтение теоретического материала учебника на с. 134-137. Составление ОК.

Обозначают однородное понятие.

В шкатулке лежали синие, белые, красные пуговицы.

Нераспр. определение + следующее за ним распр. определение

выраж. прилаг. выраж. прич. об. или прилаг. с завис. словом.

На молодой, посаженной три года назад яблоньке появились первые плоды.

Его тяжёлое, каменное лицо меня испугало.

Определения, стоящие после определяемого слова.

По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

1. Упр. 239 (1, 2-е предл. устно, 3-4 предл. письменно).

2. Работа с карточкой А5.

Задание 2. В данные предложения вставить однородные (I часть) и неоднородные (II часть) определения.

Образец: 1. Сквозь чистую. воду видны были обтёсанные. ка­мешки. Сквозь чистую, прозрачную воду видны были обтёсанные гладкие камешки. 2. Широкий. пляж тянулся вдоль моря. Широкий песчаный пляж тянулся вдоль моря.

Широкоплечий . человек открыл нам дверь.

Полная . тишина заставляла напрягать слух.

Сырой . ветер проникал сквозь одежду.

Бледная . луна освещала окрестность.

Стояла бесснежная . зима.

Старинные . стены окружали крепость.

3. Упр. 241 (выписывание предложений с определениями, стоящими после определяемого слова).

4. Упр. 242 (тест из электронного учебника).

Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались.

На белой, тщательно отглаженной скатерти появились чашки.

И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу.

Яркие, освещенные холодным огнем молнии казались живыми.

На красных, жёлтых флажках ребята писали буквы.

Тёмные, с оттенком грусти глаза делали её старше всех.

Читайте также:  Куда они дели луну

В лавке продавали глиняную, деревянную посуду.

Мрачная, угрюмая ночь приближалась быстро.

Зимы снежной, морозной птицы очень боялись.

10.У сестры есть книги на английском, французском языках.

А. Обозначают однородное понятие.

Б. Нераспр. определение + следующее за ним распр. определение

Г. Определения, стоящие после определяемого слова.

Ключ: 1В, 2Б, 3Г, 4Б, 5А, 6Б, 7А, 8В, 9Г, 10А.

VI. Подведение итогов урока

Назовите признаки однородных определений.

Как характеризуют предмет однородные определения? (С одной стороны: цвет, форма, размер, материал и т.д.)

С какой интонацией мы произносим однородные определения? (Перечисления)

Какой союз можно вставить между однородными определениями? (И)

Назовите признаки неоднородных определений.

Как характеризуют предмет неоднородные определения? (С разных сторон)

К каким разрядам обычно относятся неоднородные определения? (Качественное + относительное, качественное + притяжательное)

Перечислите, когда определения являются однородными?

Наибольшее затруднение вызвало …

VIII. Домашнее задание

§30, упр. 244, 245 (инд. задание).

Пунктуация при однородных определениях

Составление ОК (опорного конспекта)

Определения однородные, если:

обозначают однородное понятие.

В шкатулке лежали синие, белые, красные пуговицы.

нераспр. определение + следующее за ним распр. определение

выраж. прилаг. выраж. прич. об. или прилаг. с завис. словом.

На молодой, посаженной три года назад яблоньке появились первые плоды.

определения-эпитеты (прилаг. в перен. значении).

Его тяжёлое, каменное лицо меня испугало.

определения, стоящие после определяемого слова.

По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

Задание 1. Укажите номера предложений с однородными определениями (Запятые опущены.)

Вокруг дома стоял высокий зелёный забор.

В окошечко билетной кассы протягивались муж­ские женские руки.

Над домом возвышалась остроконечная железная крыша.

Могучий буйный оглушительный ливень хлынул на степь.

Наш класс отдыхал в летнем оздоровительном лагере.

Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок.

Я видел женщину молодую прекрасную добрую обаятельную.

В углу гостиной стояло пузатый сосновый комод.

Толпы ребятишек в синих красных белых рубашках стоят на берегу.

На вто­рой этаж вела витая железная лестница.

Задание 2. В данные предложения вставить однородные (I часть) и неоднородные (II часть) определения.

Образец. I часть: Сквозь чистую . воду видны были ка­мешки. Сквозь чистую, прозрачную воду видны были камешки.

II часть: Широкий . пляж тянулся вдоль моря. Широкий песчаный пляж тянулся вдоль моря.

1) Широкоплечий . человек открыл нам дверь.

2) Полная . тишина заставляла напрягать слух.

3) Сырой . ветер проникал сквозь одежду.

1) Бледная . луна освещала окрестность.

2) Стояла бесснежная . зима.

3) Старинные . стены окружали крепость.

Задание 3. Тестовая работа

Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались.

На белой, тщательно отглаженной скатерти появились чашки.

И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу.

Яркие, освещенные огнем молнии казались живыми.

На красных, жёлтых флажках ребята писали буквы.

Тёмные, с оттенком грусти глаза делали её старше всех.

В лавке продавали глиняную, деревянную посуду.

Мрачная, угрюмая ночь приближалась быстро.

Зимы снежной, морозной птицы очень боялись.

10.У сестры есть книги на английском, французском языках.

А. Обозначают однородное понятие.

Б. Нераспр. определение + следующее за ним распр. определение

Г. Определения, стоящие после определяемого слова.

Источник

Бледная луна освещала окрестность

Сборник диктантов по русскому языку для 5 – 11 классов

Основные задачи обучения русскому языку – дать школьникам глубокие знания, привить им прочные навыки и умения, развить их творческие способности. Комплексному решению этих задач способствует работа учителя, и в частности, работа по закреплению знаний, умений и навыков, с использованием проверочных и контрольных работ различных видов, упражнений. Таким образом решается основная задача современной школы – переход от человека образованного к человеку культурному.

Читайте также:  Кто поет про луну

Отбор материалов для текстов диктантов – одна из серьезных проблем методики преподавания русского языка. Учителя вынуждены тратить довольно много времени на то, чтобы подыскать для своих уроков необходимый материал, поскольку многие тексты, издававшиеся ранее, либо морально устарели, либо выглядят в современных условиях не совсем корректно.

При отборе текстов составитель опирался на следующие принципы:

– культуроведческий принцип: в состав сборника включены тексты, ориентированные на национальную культуру народа и приобщающие учащихся к сокровищнице культуры через посредство языка;

– принцип учета возрастных особенностей школьников, которые любят работать и с серьезными текстами, и с текстами-шутками; с интересом выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, творческого подхода;

– принцип стилистического и жанрового разнообразия: в сборнике собраны тексты различных жанров и стилей;

– принцип разнообразия видов диктантов, что стимулирует интерес в обучении, заинтересованность учащихся на уроке, меньшую утомляемость и большую активность при выполнении заданий.

При подготовке сборника составитель решил следующие задачи:

1) подобрать примеры, иллюстрирующие основные теоретические темы курса изучения русского языка и литературы;

2) в соответствии с программами отразить на примерах основные трудные случаи правописания;

3) обновить наполнение сборника, избежав, по возможности, повтора ранее использовавшихся текстов;

4) пополнить новыми именами состав авторов текстов, используемых в качестве дидактического материала.

При составлении настоящего сборника использовались тексты произведений русской художественной литературы – классической (XIX век) и современной (ХХ век).

Сборник состоит из трех разделов:

1. I раздел. «5–7 классы. Орфография. Лексика. Словообразование. Морфология» – содержит тексты, нацеленные на проверку знания орфографических правил, правил словообразования, лексики и морфологии.

2. II раздел. «8–11 классы. Синтаксис и пунктуация» – включает тексты диктантов, подобранные по наиболее важным темам синтаксиса и пунктуации.

3. III раздел. «Комплексные диктанты» – содержит наиболее трудные в орфографическом и пунктуационном отношении тексты, имеющие обобщающий характер. Тексты подбирались с учетом наличия в них орфограмм и пунктограмм на многие правила.

Некоторые диктанты имеют оттенок занимательности, нацеливают на самостоятельную работу со словарями и справочными пособиями.

Сборник диктантов предназначен для тех, кто обучает русскому языку на всех уровнях (в школе, колледже, лицее, вузе), для всех, кого интересует самобытность русского языка и волнует его судьба; подобранные тексты служат для закрепления навыков правописания, проверки степени их сформированности и усвоения.

Сборник может быть использован преподавателем на занятиях, для самостоятельной работы, на всех уровнях изучения русского языка – в средней школе, колледже, лицее, слушателями подготовительных отделений вузов и т. д.

I раздел. 5–7 классы

Орфография. Лексика. Словообразование. Морфология

Зайцы-беляки живут в теплом климате; приносят они от двух до пяти зайчат четыре-пять раз в год. В марте у зайчихи рождаются «настовички» (в это время еще лежит снег, покрытый твердой коркой – настом).

Есть разные мнения о родительской заботливости зайчихи. Одни ученые считают, что зайчиха – хорошая мамаша, она остается рядом с детишками, далеко от себя не отпускает их, обучает, а в случае опасности притворяется больной или раненой и отводит от зайчат хищника.

Бытует и другое мнение: зайчиха оставляет новорожденных где-нибудь под кустиком или в траве и убегает. Зайчата пока обеспечены едой: мать накормила их, и в желудке у каждого зайчонка есть запас очень жирного молока. Через какое-то время мамаша вернется и снова покормит зайчат, или покормит их другая зайчиха, пробегая мимо.

Читайте также:  Певица по имени луна

Зайчата рождаются вполне развитыми, оформившимися, зрячими, они хорошо растут и через несколько дней начинают питаться самостоятельно.

Весной, перед выходом из норы, барсук долго прислушивается и принюхивается – нет ли опасности? Но, выйдя из норы, скоро забывает об осторожности – шумит, сопит и топает.

Вскоре размеренная жизнь барсучихи нарушается появлением барсучат. Их бывает от двух до шести. Весят они граммов пятнадцать, а длина каждого чуть больше десяти сантиметров. Малыши требовательны и капризны: мать три-четыре дня вообще не может выйти из норы. Затем покидает ее, но очень ненадолго.

В ясные дни барсучиха выносит ежедневно слепых барсучат (глаза у них раскрываются лишь через пять недель после рождения) на солнышко. Примерно в двухмесячном возрасте барсучата сами уже выходят из норы и вскоре начинают совершать вместе с мамашей небольшие экскурсии. Постепенно прогулки становятся все продолжительнее, и в конце лета молодые барсуки уходят так же далеко от норы, как и взрослые.

Барсуки – очень полезные животные. Они уничтожают в большом количестве слизней, гусениц, личинок, вредных насекомых, мышевидных грызунов.

Охота на барсуков запрещена. Но, к сожалению, их много гибнет от рук браконьеров. И барсуков становится все меньше и меньше.

Утро застало нас близ моря. О том, что ночью бушевал девятибалльный шторм, напоминали лишь плавучие водоросли, брошенные на прибрежные кристаллические скалы. Их так много, что кажется, как будто океан нарочно постлал здесь этот зеленый ковер. У самой земли еще влажно мерцает мелкая холодная изморозь, но вверху небо уже кристально чистое. Вдруг брызнули первые лучи солнца, и миллионы бриллиантов заблистали везде: на кустах можжевельника, в зарослях камыша, растущего у ближайшей речонки, и на вспыхнувшей огнем брошенной перламутровой раковине. Кажется, здесь не ступала нога человека, но вот виден свежий след трехтонки, проехавшей по песчаному берегу, да вон чей-то полуразрушенный дощаник. Однако посмотрите: уж не след ли это медвежонка?

Нам надо поторапливаться, и поэтому мы, наскоро подкрепившись свиной тушенкой и шоколадом, отправляемся в путь. Обувь наша не высохла-таки и, вопреки заверениям, очень промокает. Все сияет после недавнего ливня: и голубые цветы цикория, и какие-то кусты с красными ягодами. Мой приятель забирается за ними в самую чащобу, несмотря на то, что кусты колются и жалятся. Посмотрите: вот птенцы широко разевают клювы. Как низко расположены гнезда! Здесь, наверное, их некому разорять.

Так мы продолжаем продвигаться вперед, взимая эту неожиданную для нас дань с природы. Но так как наш арьергард слишком растягивается, начальник экспедиции дает приказ подравняться. И мы продолжаем идти, забыв о всех горестях и изъянах нашей экспедиции.

Не нужно чересчур преуменьшать трудность таких походов, но я не хочу и приуменьшить то удовольствие, которое они доставляют. Мы идем через лес, окропленный мириадами капель, которые висят даже на безыглых ветвях старых елок. Как ни тяжелы наши рюкзаки, мы все впоследствии с удовольствием вспоминали наше путешествие.

С наступлением холодов жди северных гостей – снегирей, чечеток, свиристелей. В прошлом году свиристели заявились поздно, в январе, ягоды рябины за это время успели несколько раз замерзнуть, стать ледяными и снова оттаять. Многие уже чернели. А они все не прилетали: рябины было на их пути к нам полным-полно. И в наших краях они гостили долго, пока не кончилась вся рябина.

Источник

Adblock
detector