Биография солнца уайтхаус дэвид
Из всего написанного интереснее было читать про общение внутри компании друзей, а вот линия «из друга в любовники» показалась скучной.
Укушенная королём (ЛП)
Невозможно читать. Отвратный перевод.
Иллюзия бессмертия [СИ]
Фанаты сериала Чужестранка мимо обложки однозначно не пройдут )) Очень неплохо . Стройный достаточно динамичный сюжет. Можно почитать .
Кафе «Золотая чешуйка» или Окрошка для дракоши (СИ)
Во-первых, героиня из разряда везучих персонажей: и магию сильную получила, и родителя нашла, и её всегда спасут в критический момент. Только вот с глупостью она. Во-вторых, в начале очень бесит поведение
Биография солнца
Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)
Аннотация
Что вы знаете о Солнце? Автор предлагает множество ответов на данный вопрос. Солнце — единственная звезда в нашей системе, что не редкость для галактики. Несмотря на кажущуюся вечность Солнца, это довольно молодая звезда. Более того, по меркам астрономов она относится к классу желтых карликов. Автор расскажет об ученных, посвятивших свои жизни исследованию светила, а так же о секретах, которые хранит Солнце.
Источник
Биография Солнца
Дэвид Уайтхаус
Автор книги увлекает читателя в путешествие к сердцу нашей локальной звезды и ее окрестностям, повествуя о рождении Солнца, его влиянии на жизнь на Земле и о том, что постигнет звезду в будущем. Эта книга приоткрывает множество окутывающих Солнце тайн и рассказывает о выдающихся ученых, которые пытались и пытаются их разгадать, иногда даже ценой собственной жизни. В книге «Биография Солнца» речь идет о роли этой звезды в жизни человечества, начиная с поклонения ей древнейших цивилизаций и заканчивая использованием образа Солнца в искусстве и литературе, в том числе и современной. Автор описывает кипящий ад солнечного ядра, магнитный хаос на…
Лучшая рецензия на книгу
14 декабря 2014 г. 23:30
Очень занятная серия «Открытия, которые потрясли мир»! Первая книга, которую мне удалось прочитать, посвящена Солнцу. Да-да, Солнцу, как некоторому книжному персонажу! Я ожидал увидеть в этой книге сухую астрофизическую теорию, возможно, немного разбавленную историей изучения нашей галактики. Я увидился, что книга была построена в более широком спектре. И это немудрено, так как автор книги оказался не физиком, а писателем-журналистом, обозревателем канала БиБиСи. Дэвид Уайтхаус в очень популярной форме рассказывает нам о рождении Солнца из облака газа и космической пыли. Он высказывает достаточно смелые предположения относительно будущего звезды и его постепенного превращения в красного гиганта.
Очень понравились неастрономические статьи, например, о культе и поклонении солнцу, влиянии…
Год издания: 2008
Переводчик: Ю. Скороход
368 стр.
Формат 60×90/16 (145х215 мм)
Тираж 3000 экз.
Твердый переплет
Подробнее о книге
21 августа 2008 г. 08:55
Достаточно интересный научпоп с отвратительным переводом.
Источник
Дэвид Уайтхаус: Биография Солнца
Аннотация к книге «Биография Солнца»
Автор книги увлекает читателя в путешествие к сердцу нашей локальной звезды и ее окрестностям, повествуя о рождении Солнца, его влиянии на жизнь на Земле и о том, что постигнет звезду в будущем. Эта книга приоткрывает множество окутывающих Солнце тайн и рассказывает о выдающихся ученых, которые пытались и пытаются их разгадать, иногда даже ценой собственной жизни. В книге «Биография Солнца» речь идет о роли этой звезды в жизни человечества, начиная с поклонения ей древнейших цивилизаций и заканчивая использованием образа Солнца в искусстве и литературе, в том числе и современной. Автор описывает кипящий ад солнечного ядра, магнитный хаос на поверхности Солнца и проникает в атмосферу, простирающуюся до окраин нашей Галактики. Еще в течение своей жизни человечество может ощутить, как изменяется влияние Солнца, хотя этот факт и тяжело осознавать. И наконец, Дэвид Уайтхаус высказывает предположения относительно жизни на Земле в будущем, когда Солнце постепенно начнет превращаться в.
Автор книги увлекает читателя в путешествие к сердцу нашей локальной звезды и ее окрестностям, повествуя о рождении Солнца, его влиянии на жизнь на Земле и о том, что постигнет звезду в будущем. Эта книга приоткрывает множество окутывающих Солнце тайн и рассказывает о выдающихся ученых, которые пытались и пытаются их разгадать, иногда даже ценой собственной жизни. В книге «Биография Солнца» речь идет о роли этой звезды в жизни человечества, начиная с поклонения ей древнейших цивилизаций и заканчивая использованием образа Солнца в искусстве и литературе, в том числе и современной. Автор описывает кипящий ад солнечного ядра, магнитный хаос на поверхности Солнца и проникает в атмосферу, простирающуюся до окраин нашей Галактики. Еще в течение своей жизни человечество может ощутить, как изменяется влияние Солнца, хотя этот факт и тяжело осознавать. И наконец, Дэвид Уайтхаус высказывает предположения относительно жизни на Земле в будущем, когда Солнце постепенно начнет превращаться в красного гиганта. Рождение звезды из облака газа и космической пыли, длительное существование и порождение жизни на планете Земля, последующая смерть и превращение в космический шлак — все это вехи биографии нашего Солнца.
Источник
«Биография Солнца». Глава из книги
Глава 6. Холмы ведьм
В глубине графства Мит в Ирландии есть долина под названием Локкру, которая дышит стариной. Возникает ощущение, что древние обитатели этих мест до сих пор населяют холмы, прячась в камнях от взглядов любопытных туристов. Долину окружают четыре холма, которые называют Sliabh na Caillighe, что в переводе означает «ведьминские холмы». Вокруг них разбросаны остатки более чем 30 каменных склепов, сооруженных около 3300 г. до н.э., во времена неолита или позднего периода каменного века, когда в Ирландии появились первые фермеры. Особенно выделяются два каменных могильника, стоящие на двух холмах. Подъем на них очень крут. Чтобы взобраться туда, нужна прочная обувь, достаточно хорошие сноровка и внимание. Внутри могильников можно увидеть камни с изображенными на них замысловатыми завитками и спиралями. Подобные изображения были обнаружены в гораздо более «молодых» захоронениях Ньюгрендж и Наут. В одном из склепов есть накрытый ступенчатой крышей крестообразный «отсек», внутри которого можно лицезреть очень яркие примеры изобразительного искусства Ирландии эпохи неолита. В дни весеннего и осеннего равноденствия можно наблюдать, как луч солнца проходит сквозь узкую щель, служащую входом, и, отражаясь от белых камней, освещает все помещение изнутри таинственным янтарным светом.
Если верить преданиям, то в ноябре 3340 г. до н.э. было солнечное затмение , и казалось, что закат солнца происходил дважды. Это событие выгравировано на трех камнях, глядя на которые можно воссоздать его картину. На одном из камней изображена большая спираль, на которую сбоку надвигается еще одна спираль меньшего размера, подобно тому, как солнечный диск постепенно скрывается за наползающей луной.
В наше время каждый год 8 ноября при восходе солнца его лучи проникают сквозь щели между камнями. Однако несколько тысяч лет назад ситуация была иной. Как известно, наклон оси Земли к плоскости ее орбиты не всегда остается неизменным. Земля, хоть и крайне медленно, но все же «покачивается», и наклон орбиты земной оси слегка меняется. Ученым удалось вычислить, что в 3340 г. до н.э., на следующее утро после затмения, лучи солнца попадали на то место, где сейчас находится каменная колонна. Вероятно, что ее расположили в этом месте в качестве символа возвращения Солнца.
Теперь перенесемся немного южнее. В день зимнего солнцестояния около 9 часов утра медленно всходит солнце, озаряя своими лучами долину реки Бойн, начиная от кургана Ньюгрендж и до холма, который в народе называют Красной горой. В 9 часов 4 минуты 30 секунд лучи солнца через отверстие в крыше проникают внутрь погребальной камеры кургана, предназначенного специально для улавливания солнечных лучей. Само отверстие было обнаружено еще в 1963 г., но его связь с восходом солнца в день зимнего солнцестояния удалось раскрыть только через четыре года, в 1967 г. В течение 14 минут луч света движется по туннелю и достигает центральной камеры, где в эпоху неолита он освещал нишу, в которой располагался массивный солнечный камень. После этого лучи света исчезают, и подземная камера снова погружается во мрак.
Локкру и Ньюгрендж — не единственные места на Британских островах, где древние люди вели наблюдения за «ходом» солнечных лучей. Так, на островах Оркни в Шотландии в крыше таинственного доисторического капища прорезан «световой короб», а попадавшие в это отверстие солнечные лучи знаменовали начало и конец зимы. Гробницу Крентит случайно обнаружили в 1998 г., когда трактором были сдвинуты плоские камни, находящиеся не очень глубоко под землей. Оказалось, что эти камни являются кровельными плитами подземной гробницы, скрывавшейся в глубине холма более 5 тыс. лет. Проводившие раскопки археологи из университета Глазго вскоре поняли, насколько важна их находка.
Малую гробницу, которая состоит из трех помещений, имеющих форму клеверного листа, практически не видно с поверхности земли. Она достаточно необычна, поскольку большинство каменных конструкций в Оркни и других местах строились на поверхности земли в виде курганов. При поднятии камней на поверхность один из археологов, оказавшийся искусным каменотесом, заметил нечто необычное в каменных плитах, образовывавших крышу могильника. В каменной плите была проделана щель, позволявшая солнечным лучам проникать в гробницу, но происходило это только в определенные дни года. В октябре и феврале, т.е. в начале и конце суровой северной зимы, солнечные лучи пронизывали гробницу по всей ее длине.
На каменной плите, служившей опорой для крыши, были обнаружены странные рисунки. Присмотревшись, можно увидеть, что на каменной глыбе выцарапаны геометрические формы и символы. В древности они могли быть окрашены примитивными красками и пигментами. В центральном отсеке гробницы не было обнаружено останков людей, тогда как в боковых помещениях сохранилось множество костей: взрослой женщины, девушки, ребенка и еще одного существа, которое не удалось идентифицировать. Были найдены и фрагменты гончарных изделий, но без каких-либо орнаментов. Гробницы эпохи неолита обнаруживали и раньше, но ни одна из них не была похожа на ту, что раскопали в графстве Оркни. Вход в нее был заблокирован как снаружи, так и изнутри, а это означало, что гробница предназначалась лишь для однократного использования. Возможно, эти находки смогут что-то рассказать об изменении толкования смерти и похоронных церемоний 5 тыс. лет назад. Важным может оказаться и то, что гробница была построена таким образом, что тела людей покоились в земле, но при этом в определенные моменты на них падали солнечные лучи.
Зачем древние люди, которые боролись за выживание в лесах и на холмах Северо-Западной Европы вскоре после ее освобождения от оков льда, строили такие сооружения? Ведь огромные силы, затраченные ими на создание подобного капища, можно было бы успешно направить на поиски пищи или модернизацию собственного жилища. Ясно, что древние люди уделяли огромное внимание своей связи с Солнцем и что для них она была важнее рутинных бытовых дел. Поэтому они и делали наскальные рисунки, поднимали огромные валуны и укладывали их друг на друга, наблюдали и фиксировали. Они оставили нам символы, об истинном значении которых пока что можно только догадываться. И необходимо отметить, что племена, населявшие Ирландию и Шотландию на заре цивилизации, были не одиноки в своих наблюдениях за Солнцем.
Укор небес
Китайская цивилизация — самая старая цивилизация из ныне существующих. Многие недооценивают ее древность из-за традиционного благословения «Ван-суй», что дословно означает «десять тысяч лет». Однако все признаки развивающейся цивилизации, в том числе возделывание риса, гончарное дело, резьба, берут свое начало гораздо ранее, чем 10 тыс. лет назад. Около 4000 г. до н.э. фермерские общины расселились в долине реки Хуанхэ, растянувшейся на 3 000 км от Гималаев до самого моря. Обилие наносов, придающих желтоватый оттенок водам реки, послужило основой для ее названия (в переводе с китайского название Хуанхэ означает «Желтая река») и названия моря, в которое она впадает.
Считается, что китайская цивилизация берет свое начало в период основания династии Ся (что в переводе означает «лето»). Об этом периоде развития Китая практически ничего неизвестно. До наших дней дошел лишь список из семнадцати императоров этой династии. Некоторые историки полагают, что основателем династии Ся был мудрец Ю, правление которого, согласно легендам, было образцом мудрости, милосердия и добродетели. Период правления династии продолжался около 400 лет, до тех пор, пока она не была ниспровергнута династией Тан в 1766 г. до н.э. Тогда император Юй, предположительно, основал новую династию — Шан.
К моменту основания династии Шан уже были построены замысловатые комплексы обсерваторий, в которых древнекитайские астрологи по ночам наблюдали за небесами. Астрономия в Древнем Китае была чрезвычайно важной. Задача астрономов и астрологов (тогда между ними не было особой разницы) заключалась в отслеживании движений и расположения Солнца, Луны и планет, а также толкование предсказаний Божественному императору.
Со времен династии Шан сохранилась пара гадальных костей, на которых написано следующее: «В день куай-ю Солнце зашло вечером; хорошо ли это? В день куай мы спрашиваем: Солнце зашло вечером; плохо ли это?».
Из этой надписи на гадальных костях можно сделать вывод о том, что Солнце часто исчезало. А это, по мнению древних китайцев, было признаком наказания человечества за неправильные поступки или плохой совет императору. Считалось, что солнечные затмения — прямой результат действий правителя. Естественно, что упрек, посланный с небес, был чрезвычайно важным событием. В книге «История бывшей династии Хан» имеется такое предупреждение китайского правителя: «Если Солнце в момент восхода имеет форму полумесяца и несет корону, подобно Луне, это означает, что правитель захватит земли врагов; враги покинут свои жилища, а покоренная земля будет служить на благо правителя». Другой отчет гласит: «В день чи-чонг произошло затмение Солнца, и днем стало темно, как ночью. Вдовствующая императрица Цы-Си была опечалена этим событием, и ее сердце заболело. Обернувшись к стоявшей позади свите, она сказала: «Это знак для меня»».
Священные наказы императора записывались на небесах, чтобы их было видно всем. Один китайский мудрец истолковал затмение так: «Когда Луна закрывает собой большую часть Солнца, последствия этого будут ужасны, и на государство обрушатся неудачи. На следующий год после затмения умер император». Если повелитель не отличается добродетелью, то небеса и земля укоряют его. «. Наш опыт правления краток, и, должно быть, некоторые наши деяния были ошибочны. И поэтому в день ву-шен произошло затмение Солнца и землетрясение, чем мы были чрезвычайно напуганы».
Однажды наступил день, когда без всякого предупреждения дракон начал пожирать Солнце, а это, совершенно определенно, не сулило ничего хорошего. Поползли недобрые слухи, сановники впали в панику, а военачальники скомандовали солдатам направить свои стрелы и мечи на дракона. Крестьяне колотили кольями о стволы деревьев и кричали от ужаса, а дети в страхе бежали домой с рисовых полей. К счастью, быстрое вмешательство армии помогло, и через несколько минут дракон оставил Солнце в покое. Тем не менее император не был удовлетворен: придворные астрологи должны были предсказать это ужасное событие. Начали расследование.
Оказалось, что обвиняемые астрономы Хи и Хо попрали добродетель, бесчинно предались вину, забыли свои обязанности, нарушили годовой счет неба. Поскольку они поставили под угрозу мир и практически разрешили дракону сожрать Солнце, Хи и Хо были преданы смерти. Эта история может быть правдой, а может быть лишь мифом. Гораздо позднее какой-то анонимный автор даже сочинил такое четверостишие:
Здесь лежат тела и Хо, и Хи,
Чья судьба печальна и смешна:
Их повесили за то, что не смогли
Разглядеть затмения спьяна.
Предсказания судьбы
Совершенно ясно, что придворный астроном в Китае или Японии был уважаемым человеком, но жизнь его была весьма сложной. До 1600 г. н.э. в Японии удалось пронаблюдать менее 20% предсказанных солнечных затмений. Если же предсказанного затмения не наблюдали, то его отсутствие относили на счет воли императора. Это усиливало власть, а придворного астролога награждали. Если же случалось затмение Солнца, которое не было предсказано, у императора не оставалось времени «предотвратить» опасность, а виновны в этом были, конечно же, астрологи, которых часто предавали смерти. Поэтому бедному астрологу оставалось только предсказывать как можно больше затмений и полагаться на свою удачу. И все же казненные астрологи Хи и Хо были далеко не единственными неудачниками.
Чтобы понять, насколько недавно человечество обогатилось знаниями о Вселенной, вспомним, что еще менее 100 лет назад, в 1914 г., в Российской империи крестьяне в ужасе укрывались в церквях и пребывали в глубоком отчаянии после того, как на Украине произошло солнечное затмение. А когда затмение случилось в 1922 г. в Австралии, аборигены полагали, что астрономы, собравшиеся неподалеку от их жилищ для наблюдения за затмением, собираются поймать Солнце сетью. Совсем недавно, в 1994 г., индейцы, населяющие горные массивы Анд в Латинской Америке, разжигали костры, чтобы Солнце не могло остыть во время затмения.
Практически каждая цивилизация наблюдала за солнечным затмением и оставляла после себя сведения о нем. В 1928 г. небольшая группа французских археологов направилась к небольшому холму Рас-Шамра в Сирии. Через неделю после начала раскопок было обнаружено древнее кладбище. В могилах были найдены древнеегипетские, финикийские, микенские и кипрские художественные изделия, в том числе и гипсовые, датированные впоследствии II тысячелетием до н.э. Данное открытие не было неожиданным, поскольку располагавшийся здесь древний город Угарит находился на средиземноморском побережье, на пересечении торговых путей, под влиянием различных культур.
История Угарит а уходит своими корнями в далекое прошлое. Город был основан в эпоху неолита, около 6000 г. до н.э. Самое древнее письменное упоминание об этом городе обнаружено на табличках с текстами, найденных в соседнем городе Эбла и датированных ориентировочно 1800 г. до н.э. И Эбла, и Угарит были вассальными владениями Египта, но в период с 1200 до 1180 гг. до н.э. город освободился от их многовекового господства и был разрушен напавшими на него «народами моря» (выходцами из Эгеиды).
Обнаруженные в Угарите тексты были написаны на четырех языках: шумерском, аккадийском, хурритском и угаритском. Одни из них были обнаружены в царском дворце и домах верховных жрецов, а другие — в домах зажиточных горожан. Но самой замечательной находкой оказались таблички с неизвестной клинописью. Письменность, образцы которой были обнаружены в Угарите, получила название алфавитной клинописи, представлявшей собой уникальное сочетание алфавитного письма (подобного ивриту) и клинописи (подобной аккадийской). Вероятнее всего, она стала использоваться в тот период, когда на смену традиционной клинописи пришло алфавитное письмо. Влияние угаритской культуры дошло и до нас и чувствуется до сих пор. Весьма отчетливо оно ощущается в Библии — в Ветхом Завете. Некоторые псалмы были адаптированы из угаритских источников, а история Всемирного потопа практически зеркально отображена в угаритской литературе. На глиняной плитке, найденной в Угарите, изложено все о наблюдаемом солнечном затмении , которое произошло 5 марта 1223 г. Текст на плитке гласит о следующем: «В день новой луны (месяц) Хияру был опозорен, на заходе Солнца (богини) ее привратником (швейцаром) был Рашап». Ясно, что к VIII в. До н.э. вавилоняне и другие древние народы вели систематический учет солнечных затмений и, возможно, даже могли предсказывать их на основе нумерологических правил.
Дата одного из солнечных затмений, описанных в Библии, известна достоверно: «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня» (Книга пророка Амоса, 8:9). В данном случае описывается «тот день» — 15 июня 763 г. до н.э. Дата этого солнечного затмения подтверждена ассирийскими историческими записями, известными под названием «Канон ассирийский Эпоним». (Эпоним — высшее должностное лицо, именем которого в Ассирии обозначался год, а события, происходившие в течение этого года, записывались под этим именем в Канон.) В год, идентифицированный как 763 г. до н.э., в Ниневии было зафиксировано солнечное затмение. Отмечая важность этого события, древние писцы сделали специальную запись в Каноне, подчеркнув ее жирной линией. Эти древние записи позволяют историкам использовать дату солнечного затмения для идентификации хронологии библейских историй.
Затмения Солнца как предсказания судеб продолжали свое существование в течение многих веков. В англо-саксонской хронике обнаружена следующая запись: «В этот год король Генрих переплывал море в Лэмэc (праздник урожая 1 августа) и на следующий день, когда он в полдень дремал на корабле, день потемнел во всех землях, и солнце стало как трехдневная луна, и звезды вокруг него в середине дня. Все были поражены и испуганы, а он говорил, что должно вскоре произойти что-то значительное. Так и было, в тот же год король умер. ».
Однако на эту запись не стоит полагаться, как на полностью достоверную. Дело в том, что историки, астрологи и монахи руководствовались в основном потребностями и желаниями королевской семьи или государства, чем требованиями точности. Король Генрих I умер в 1135 г. н.э., а солнечное затмение, которое упомянуто в хронике как причина этого несчастья произошло двумя годами ранее.
Наблюдение за солнечным затмением служило источником вдохновения древних поэтов. Так, фрагмент утраченной поэмы Архилоха гласит:
«Можно ждать чего угодно,
Можно ждать чего угодно, можно веровать всему,
Ничему нельзя дивиться, раз уж Зевс, отец богов,
В полдень ночь послал на землю, заградивши свет лучей
У сияющего солнца. Жалкий страх на всех напал».
Таким был отклик поэта на солнечное затмение, которое произошло 6 апреля 648 г. до н.э.
В 467 г. до н.э. произошло событие, которое для раннего понимания сущности Солнца можно считать даже более важным, чем затмение. В устье реки Эгоспотамы (во Фракии, на северном побережье Эгейского моря) упал крупный метеорит, который, если верить преданиям, был размером с мельничный жернов. Этот камень демонстрировали посетителям города Абидос, расположенного на берегу пролива Геллеспонт (ныне Дарданеллы в Турции). Согласно легендам падение этого метеорита предсказал древнегреческий философ Анаксагор, но, скорее всего, это простое совпадение. Нет никаких сомнений в том, что философ видел упавший метеорит и, вне всякого сомнения, он находился под глубоким впечатлением от увиденного. Он убедился в том, что небесные тела не являются священными предметами. Кроме того, ученый полагал, что Солнце состоит из раскаленных докрасна железных метеоритов, размером не больше Пелопоннеса (ориентировочно 160 км). За богомерзкую «модель Солнца» Афины приговорили Анаксагора к смерти, которая, благодаря красноречию Перикла, все же была заменена изгнанием. Анаксагор стоически отнесся к своим обвинителям и, узнав о вынесении ему смертного приговора, будто бы спокойно сказал: «Природа давно присудила (к смерти) и меня, и их (судей)».
Философ полагал, что Солнце вращается в небе с огромной скоростью, за счет которой оно раскаляется. Он придерживался гипотезы о том, что метеорит является отколовшейся от Солнца глыбой. Анаксагору принадлежит первая научная теория солнечных затмений, что было важным для раннего понимания природы Солнца. Несмотря на то что затмение Солнца предсказал еще Фалес, живший задолго до Анаксагора, он не знал, как его объяснить. Теория Анаксагора о том, что затмения Солнца происходят потому, что между ним и Землей на некоторое время становится Луна, оказалась верной. Кроме того, ученый справедливо полагал, что Луна не имеет собственного источника света, а всего лишь отражает лучи, идущие от Солнца.
Анаксагор прожил в Афинах около 30 лет. Этот промежуток времени считается золотым веком классической греческой культуры. Рациональный ум Анаксагора воспринимал мир всесторонне. К концу жизни ученого изгнали из Афин, и около 433 г. до н.э. он поселился в городе Лампсаке на побережье Мраморного моря. Умер он в 428 г. до н.э., окруженный почетом и уважением лампсакских граждан, имея множество учеников и почитателей. На могиле ученого горожане поставили памятник с такой надписью: «Здесь лежит Анаксагор, проникший до крайнего предела истины в познании небесного космоса».
Незадолго до смерти Анаксагора ученики спросили у него, каким образом лучше всего увековечить его память. Ученый ответил, что ежегодно в месяц его смерти у студентов должны быть каникулы. Анаксагора настолько сильно почитали в Лампсаке, что в течение длительного времени после смерти философа лампсакцы устраивали в его память ежегодные детские празднества. В 431 г. до н.э. Эврипид писал: «Луна затмевается из-за положения Земли, а иногда из-за положения других тел ниже Луны. Солнце затмевается в новолуние, когда вмешивается Луна. Анаксагор был первым, кто четко изложил факты о затмениях и освещениях».
В древние времена с помощью Солнца пытались измерить размер Земли. Впервые такая попытка была сделана в Древнем Египте. Сегодня этот город называется Асуан, но древние египтяне называли это место Сиена и считали его не только концом мира, но и местом, где берет свое начало великий Нил. В течение многих веков Сиена служила вратами в Африку и земли Нубии. Коренные жители этой местности, копты, называли город Суаном, что в переводе с их языка означало «торговля», откуда, собственно, и произошло современное название города.
Во времена Птолемея и древних египтян город Сиена располагался к юго-западу от сегодняшнего Асуана, на острове Йеб (современное название — Элефантина). Это был главный центр торговли между Нубией и остальной частью Африки. На острове находились главные в Египте каменоломни и карьеры, где добывали особый сорт красного гранита (именуемый сиенитом), из которого строили обелиски, монолитные храмы, колоссы и т.п. Во времена древней империи посланники египетских фараонов отправлялись в Сиену для отбора камня, предназначавшегося для саркофага правителя. После захвата Египта римлянами каменоломни продолжали работать на полную мощность, а сиенит экспортировался по всей Римской империи.
Еще одним знаменитым местом Сиены была яма, которую ошибочно считали расположенной прямо под экватором. Именно ее математик Эрастофен выбрал в качестве точки отсчета для измерения поверхности Земли в 230 г. до н.э. Эрастофен заметил, что в день летнего солнцестояния в полдень в Сиене вертикальный стержень не отбрасывает тень, а в Александрии отбрасывает тень под углом семь градусов. Если бы Земля была плоской, то угол наклона тени был бы одинаковым и в Сиене, и в Александрии. Зная величину угла и расстояние между Сиеной и Александрией, ученый с потрясающей точностью вычислил величину радиуса Земли. Эрастофен стал главным библиотекарем в Александрии, но в возрасте 80 лет он ослеп. Отстраненный от своей должности, он впал в крайнюю нищету и уморил себя голодом.
Ореол света
В истории человечества солнечные затмения иногда оставляли весьма неожиданные следы. Например, Иисус Христос и святые на иконах изображаются с ореолами. Ореолы, или нимбы, начали использовать во времена дохристианской культуры, в том числе греки и римляне, чтобы указать на бога Солнца Гелиоса (или Аполло). Позднее художники использовали этот атрибут в христианских изображениях. Происхождение нимба достаточно простое. Представьте себе, что художник смотрит на Солнце, когда оно светит из-за головы стоящего перед ним человека. Толчком для изображения нимба могло послужить и наблюдение за светом, рассеивающимся вокруг Луны во время солнечного затмения.
Солнечную корону впервые наблюдал еще Плутарх во время затмения в 83 г. н.э. Он обратил внимание на необычный свет, окружающий лунный диск. Корона — это самая
внешняя часть атмосферы Солнца. Она является слишком тусклой, чтобы ее можно было заметить в ослепительной яркости самого солнечного диска, но во время затмения, когда солнечный диск заслонен Луной, она становится видимой. Первое документально подтвержденное наблюдение солнечной короны во время солнечного затмения было проведено в Древнем Китае: «Три языка пламени поглотили Солнце, и великая звезда стала видимой». В одном из отчетов, написанных Плутархом, зафиксировано, что некий Луций говорит о том, что, даже если во время затмения Луна полностью заслоняет Солнце, темнота не наступает, потому что из-за нее все равно виден ободок света, что не позволяет темноте стать полной и абсолютной. Несмотря на то что солнечная корона видна при любом солнечном затмении, первое явное упоминание о ней было сделано византийским историком по имени Лев Диакон, который наблюдал солнечное затмение в Константинополе 22 декабря 968 г. Его свидетельство сохранилось до наших дней в Сангалленских анналах: «. в четвертом часу дня. тьма покрыла землю, и на небе выступили во всем блеске звезды. И виден был лишенный блеска и сияния диск солнца — только край его слабо светился, как бы окруженный узкой лентой».
Развитие астрономии
Именно в Древней Греции Солнце перестали почитать как бога. Уже в VI в. До н.э. древнегреческий философ Анаксимен полагал, что Солнце является плоским небесным телом, поддерживаемым воздухом. Приблизительно в то же время Ксенофан предположил, что Солнце и другие светила возникают из воспламенившихся облаков и освещаются посредством собственного движения в космосе; Солнце возрождается каждое утро, а звезды — каждый вечер. Однако многие греки продолжали верить в то, что бог Солнца Гелиос каждое утро восстает из озера Солнца, залива в огромной реке Океан, которая со всех сторон омывает сушу. Начиная с V в. до н.э. греки стали связывать Солнце с Фебом-Аполлоном, богом света и порядка, предводителем и покровителем муз, сыном Зевса и богини Лето.
Однако Клавдий Птолемей, последний известный астроном античности, не придерживался ни одной из описанных выше теорий. С 127 по 41 гг. н.э. он вел астрономические наблюдения в Александрии. Клавдий Птолемей занимался не только астрономией, но также математикой и географией. Именно ему принадлежит честь создания геоцентрической системы мироздания.
Птолемей утверждал, что если Луна вращается вокруг Земли, то Солнце и планеты должны вести себя аналогичным образом. Небеса являются олицетворением совершенства, в отличие от порочности, процветающей на Земле. Самая идеальная форма движения — круг, поэтому согласно теории Птолемея планеты вращаются вокруг Солнца и вокруг Земли по круговым орбитам, а возле основной орбиты они описывают дополнительные окружности, именуемые эпициклами. Такая теория одновременно и красивая, и в корне неверная. Тем не менее, она господствовала в науке около 1 400 лет без существенных изменений, гораздо дольше, чем любая другая, даже самая современная теория. Согласно теории Птолемея Солнце является важным объектом, но все же Земле и человечеству принадлежит более важная роль. Ясно, что именно они и должны быть центром Вселенной. Бог поместил своих детей в центр мироздания, а Вселенная создана как дань уважения Богу. Птолемей считал, что планеты и Солнце вращаются вокруг Земли в таком порядке: Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Эта система получила название Птолемеевой системы мира. Данная система описана в труде «Математическое построение», известном под арабизированным названием «Альмагест». Он состоит из 13 книг, в которых не только описана, но и проанализирована вся совокупность астрономических знаний того времени: происхождение Земли, движение Солнца, Луны и звезд, затмения, деление года на месяцы и т.п. «Альмагест » также содержал каталог звездного неба, где были описаны 48 созвездий, названия которых используются и в наше время.
В первой книге «Альмагеста» Птолемей описывает свою геоцентрическую модель Солнечной системы и приводит различные аргументы, подтверждающие гипотезу о том, что, будучи центром Вселенной, Земля должна быть неподвижной. Во-первых, если бы Земля смещалась от центра, то наблюдались бы определенные эффекты, а раз их нет, то это означает, что Земля всегда находится в центре. Другим доказательством является вертикальность траекторий падающих тел. В результате столь «неоспоримых» аргументов, геоцентрическая система мира господствовала в христианском мире до ХV в., когда ей на смену пришла гелиоцентрическая (с центром — Солнце) система Николая Коперника. «Альмагест» Птолемея вместе с «Началами» Эвклида разделили славу научных трудов, которые дольше всех использовались человечеством.
Честно говоря, разработанная Птолемеем планетарная теория является шедевром. Ученый создал сложную математическую модель, соответствующую астрономическим наблюдениям. Эта модель, несмотря на свою сложность, достаточно точно описывала движения планет. После заката Древней Греции дальнейшие шаги в науке сделали уже представители другой культуры. Мусульманские армии, объединенные под «знаменем пророка Мухаммеда», начали свои завоевания в 636 г. н.э. Они захватили Сирию, Ирак, Месопотамию и Египет, в том числе и родной город Птолемея Александрию вместе с остатками великой библиотеки. В эпоху Средневековья их влияние распространилось на Турцию, Северную Африку, Испанию и простиралось на восток до границ Индии и Китая. Арабы постигали математику, астрономию и другие науки, черпая знания у завоеванных народов. К 750 г. войны практически прекратились, и наступило время мирной передышки. Халиф Аль Мамун основал в Багдаде Дом мудрости, в котором собирались ученые из разных регионов. В то время многие греческие тексты впервые были переведены на арабский язык. Большинство трудов мусульманских ученых касались математики и астрономии. Ряд существенных открытий был сделан в области физики.
В исторической литературе зачастую встречаются достаточно заниженные оценки вклада мусульманских ученых в развитие науки в средние века. Многие считают этот период лишь временем сохранения знаний древних греков до эпохи начала научной революции в Европе. Однако арабские ученые внесли достаточно большой вклад в подъем науки. Предметом восхищения является разработка системы счисления мавританскими учеными. Их труды способствовали совершенствованию научных концепций древних греков. Если греков можно назвать авторами идеи, то арабы являются ее редакторами, а в результате мы получили десятичную систему счисления (в том числе и число ноль), которой пользуемся до сих пор. Именно в трудах арабских ученых впервые были описаны применяющиеся до сих пор научные методики. Оказывается, многие научные идеи, появившиеся в Европе в средние века, были просто позаимствованы или созданы под влиянием арабских наработок.
Источник