Без солнца (вокальный цикл)
Содержание
Состав
- «В четырёх стенах» (7 мая)
- «Меня в толпе ты не узнала» (19 мая)
- «Окончен праздный шумный день» («Тень»; окончен 20 мая)
- «Скучай» («В альбом светской барышне»; 2 июня)
- «Элегия» (19 августа)
- «Над рекой» (25 августа)
История создания
В середине 1870-х гг. постепенный распад так называемой «Могучей кучки» вместе с рядом личных обстоятельств привёл Мусоргского к весьма тягостному расположению духа. В это же время он сблизился с молодым поэтом Голенищевым-Кутузовым, романтические устремления которого выражались в меланхолической лирике. Мусоргский и Голенищев-Кутузов стали вместе снимать квартиру, а затем и сотрудничать как соавторы; помимо цикла «Без солнца» им принадлежат «Песни и пляски смерти». Мусоргский адресовал своему соавтору поставленное на цикле посвящение: «Поэту — композитор».
Музыка
Для музыки цикла характерны «углублённый психологизм, разорванность мелодического изложения, изменчивая зыбкость смутных, неясных образов сопровождения» [1] . По мнению Е. Н. Абызовой, музыка цикла «предвосхищает, с одной стороны, по-оркестровому развитую рахманиновскую фактуру сопровождения, а с другой — импрессионистскую гармоническую фактуру» [2] . «Элегия» с её философическим пафосом заняла важное место в истории элегического жанра в русском искусстве XIX века [3] .
Исполнительская история
Среди исполнителей, записавших цикл, — Сергей Яковенко (партия фортепиано — Мария Гринберг).
Примечания
- ↑ Т. В. Попова. Мусоргский. — М.: Госмузиздат, 1955. — С. 256.
- ↑ Е. Н. Абызова. Модест Петрович Мусоргский. — М.: Музыка, 1986. — С. 110.
- ↑ И. В. Маричева. Элегия и элегичность в русской музыке XIX века: Автореферат дисс. … кандидата искусствоведения. — Магнитогорск, 2010. — С. 14.
Литература
- Дурандина Е. Вокальный цикл М. П. Мусоргского «Без солнца» // Из истории русской и советской музыки: Сборник. / Сост. А. И. Кандинский. — М.: Музыка, 1976. — Вып. 2. — С. 92-114.
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Без солнца (вокальный цикл)» в других словарях:
Без солнца — Без солнца: Без солнца (вокальный цикл) произведение М. П. Мусоргского Без солнца (фильм, 1983) Без солнца (фильм, 1987) … Википедия
Мусоргский, Модест Петрович — Модест Петрович Мусоргский Основная информация Дата рождения … Википедия
Гохман, Елена Владимировна — Елена Владимировна Гохман Фото зимой 1991 года. Саратов … Википедия
Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия
Список произведений Эдисона Денисова — Сочинения Эдисона Денисова (См. ст. Денисов, Эдисон Васильевич) Содержание 1 Музыкальный театр 1.1 1. Оперы 1.2 2. Балет … Википедия
Мусоргский Модест Петрович — (1839 1881), российский композитор, член «Могучей кучки». Эстетические воззрения Мусоргского связаны с подъёмом национального самосознания 1860 х гг. Музыкальный язык Мусоргского, отличавшийся радикальной новизной, оказал воздействие на многие… … Энциклопедический словарь
М. П. Мусоргский — Модест Петрович Мусоргский Русский композитор Дата рождения: 9 (21) марта 1839 Место рождения: село Карево, Торопецкий … Википедия
Модест Мусоргский — Модест Петрович Мусоргский Русский композитор Дата рождения: 9 (21) марта 1839 Место рождения: село Карево, Торопецкий … Википедия
Модест Петрович Мусоргский — Русский композитор Дата рождения: 9 (21) марта 1839 Место рождения: село Карево, Торопецкий … Википедия
Мусоргский, Модест — Модест Петрович Мусоргский Русский композитор Дата рождения: 9 (21) марта 1839 Место рождения: село Карево, Торопецкий … Википедия
Источник
Без солнца мусоргский жанр
1873 год стал очень трудным для Мусоргского. Весной женился Римский-Корсаков. Снимавший до того времени одну с ним квартиру, Мусоргский почувствовал себя одиноким. Серьезно заболела Людмила Ивановна Шестакова, сестра Глинки, у которой привыкли по вечерам собираться друзья. Летом надолго уехал за границу Стасов, бывший для композитора опорой. В расцвете таланта и творческих сил внезапно скончался друг — художник Виктор Гартман. А летом следующего года Мусоргского постиг еще один, возможно, самый сильный удар — умерла Надежда Петровна Опочинина, давний близкий друг, в которую композитор был тайно влюблен.
Под впечатлением этих утрат, угнетенный монотонной бессмысленной чиновничьей службой, создавал в эти дни композитор цикл для голоса с фортепиано «Без солнца» на стихи А. А. Голенищева-Кутузова (1848—1913). Граф Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов, впоследствии крупный поэт, почетный академик Российской академии наук, тогда только начинал свою поэтическую деятельность. Он был дружен с Мусоргским, они жили на одной квартире, так как Мусоргский совершенно не переносил одиночества. Написанный цикл получил посвящение: «Поэту — композитор». Совсем еще молодой поэт отдавал дань романтизму, создавая печальные элегические стихи. Для Мусоргского же они были полны глубокого смысла. Первый романс, «В четырех стенах», был написан 7 мая. 19 мая композитор закончил второй, «Меня ты в толпе не узнала». «Окончен праздный, шумный день», имевший первоначальное название «Тень», был написан в течение двух дней — 19 и 20 мая. «Скучай», сначала названный «В альбом светской барышне», имеет пометку: «2 июня 1874 года. Петроград. М. Мусоргский». «Элегия» имеет три автографа, из них Два полных сохранили дату 19 августа, третий же, незаконченный, состоит из первых семи тактов, интонационно отличающихся от окончательного текста. Последний романс, «Над рекой», снабжен пометкой «25 августа 1874 года в Петрограде. М. Мусоргский». Таким образом, созданию всего цикла композитор посвятил три с половиной месяца весны и лета. По его мысли, к имеющимся романсам должен был в начале быть прибавлен еще один, с зашифрованным для публики содержанием. Однако уже в конце 1874 года Бесселем цикл, просмотренный и откорректированный самим Мусоргским, был издан без него.
Музыка
Цикл пронизан безысходной печалью. Музыка передает оттенки настроения, скрытые чувства и переживания композитора при помощи тончайших нюансов ритмики и гармонии, своеобразия мелодики, то протяженно песенной, то речитативной, внезапно прерывающейся.
В №1, «В четырех стенах», аккомпанемент с мерными аккордами, сопровождаемыми скупыми мелодическими линиями, противостоит выразительным интонациям голоса. Короткие фразы, прерывающиеся ферматами, несмотря на казалось бы светлый лад (Ре мажор), создают впечатление опустошенности отчаяния. №2, «Меня ты в толпе не узнала», — взгляд, обращенный в прошлое. Он статичен, как будто нарочито замедлен, с лаконичными живописными гармониями и мелодией речитативного склада, обрывающейся словно рыданием. №3, «Окончен праздный, шумный день», более широко развернут. В отличие от первых двух, здесь противопоставлены усталость, обессиленность после дневной суеты и воспоминания о прежней светлой, счастливой любви. №4, «Скучай», — миниатюра, проникнутая безнадежностью и отчаянием. №5, элегия «В тумане дремлет ночь», — поэтичная музыкальная картина, предвосхищающая творения Рахманинова и близкая ноктюрнам Шопена, с протяженной мелодией и красочной гармонией. Заключительный номер, «Над рекой» — еще один ноктюрн.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Приложения
- Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
- 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым — от признания в любви, до
- ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
- Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
- Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц
—5 друзей
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Я — фотограф
Новые цветы
—Рубрики
- Власть у позорного столба (180)
- Мои писатели (176)
- Mодели,Гламур,Glamor (74)
- Убитые поэты (15)
- Путешествие из Петербурга в Москву (12)
- Алексей Рыбников (7)
- Science (51)
- Актёр (156)
- Актриса (239)
- Гении,ЖЗЛ (988)
- Знаменитости,Celebrities (348)
- Злободневность (673)
- Искусство,Арт,Art (1985)
- Живопись,Painting (754)
- Художник,Painter (655)
- Кино (252)
- Музыка,Видео (1125)
- Поэзия,Проза (509)
- Санкт-Петербург (664)
- Фото,Фотография,Фотографии,Фотограф (902)
- ШОСТАКОВИЧУ — 108 (37)
- Юмор (141)
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Модест Мусоргский — «Без солнца»
Вокальный цикл «Без солнца» 1874 — на стихи Арсения Голенищева-Кутузова
Галина Вишневская, сопрано
Евгений Светланов и Государственный академический оркестр СССР
История создания
1873 год стал очень трудным для Мусоргского. Весной женился Римский-Корсаков. Снимавший до того времени одну с ним квартиру, Мусоргский почувствовал себя одиноким. Серьезно заболела Людмила Ивановна Шестакова, сестра Глинки, у которой привыкли по вечерам собираться друзья. Летом надолго уехал за границу Стасов, бывший для композитора опорой. В расцвете таланта и творческих сил внезапно скончался друг — художник Виктор Гартман. А летом следующего года Мусоргского постиг еще один, возможно, самый сильный удар — умерла Надежда Петровна Опочинина, давний близкий друг, в которую композитор был тайно влюблен.
Под впечатлением этих утрат, угнетенный монотонной бессмысленной чиновничьей службой, создавал в эти дни композитор цикл для голоса с фортепиано «Без солнца» на стихи А. А. Голенищева-Кутузова (1848—1913). Граф Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов, впоследствии крупный поэт, почетный академик Российской академии наук, тогда только начинал свою поэтическую деятельность. Он был дружен с Мусоргским, они жили на одной квартире, так как Мусоргский совершенно не переносил одиночества. Написанный цикл получил посвящение: «Поэту — композитор». Совсем еще молодой поэт отдавал дань романтизму, создавая печальные элегические стихи. Для Мусоргского же они были полны глубокого смысла. Первый романс, «В четырех стенах», был написан 7 мая. 19 мая композитор закончил второй, «Меня ты в толпе не узнала». «Окончен праздный, шумный день», имевший первоначальное название «Тень», был написан в течение двух дней — 19 и 20 мая. «Скучай», сначала названный «В альбом светской барышне», имеет пометку: «2 июня 1874 года. Петроград. М. Мусоргский». «Элегия» имеет три автографа, из них Два полных сохранили дату 19 августа, третий же, незаконченный, состоит из первых семи тактов, интонационно отличающихся от окончательного текста. Последний романс, «Над рекой», снабжен пометкой «25 августа 1874 года в Петрограде. М. Мусоргский». Таким образом, созданию всего цикла композитор посвятил три с половиной месяца весны и лета. По его мысли, к имеющимся романсам должен был в начале быть прибавлен еще один, с зашифрованным для публики содержанием. Однако уже в конце 1874 года Бесселем цикл, просмотренный и откорректированный самим Мусоргским, был издан без него.
Цикл пронизан безысходной печалью. Музыка передает оттенки настроения, скрытые чувства и переживания композитора при помощи тончайших нюансов ритмики и гармонии, своеобразия мелодики, то протяженно песенной, то речитативной, внезапно прерывающейся.
В №1, «В четырех стенах», аккомпанемент с мерными аккордами, сопровождаемыми скупыми мелодическими линиями, противостоит выразительным интонациям голоса. Короткие фразы, прерывающиеся ферматами, несмотря на казалось бы светлый лад (Ре мажор), создают впечатление опустошенности отчаяния. №2, «Меня ты в толпе не узнала», — взгляд, обращенный в прошлое. Он статичен, как будто нарочито замедлен, с лаконичными живописными гармониями и мелодией речитативного склада, обрывающейся словно рыданием. №3, «Окончен праздный, шумный день», более широко развернут. В отличие от первых двух, здесь противопоставлены усталость, обессиленность после дневной суеты и воспоминания о прежней светлой, счастливой любви. №4, «Скучай», — миниатюра, проникнутая безнадежностью и отчаянием. №5, элегия «В тумане дремлет ночь», — поэтичная музыкальная картина, предвосхищающая творения Рахманинова и близкая ноктюрнам Шопена, с протяженной мелодией и красочной гармонией. Заключительный номер, «Над рекой» — еще один ноктюрн.
Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов
В ЧЕТЫРЁХ СТЕНАХ
Комнатка тесная, тихая, милая;
Тень непроглядная, тень безответная;
Дума глубокая, песня унылая;
В бьющемся сердце надежда заветная;
Тайный полёт за мгновеньем мгновения;
Взор неподвижный на счастье далекое;
Много сомнения, много терпения…
Вот она, ночь моя — ночь одинокая!
Меня ты в толпе не узнала,
Твой взгляд не сказал ничего.
Но чудно и страшно мне стало,
Когда уловил я его.
То было одно лишь мгновенье,
Но, верь мне, я в нём перенёс
Всей прошлой любви наслажденье
Всю горечь забвенья и слёз!
Окончен праздный, шумный день;
Людская жизнь, умолкнув, дремлет.
Все тихо. Майской ночи тень
Столицу спящую объемлет.
Но сон от глаз моих бежит.
И при лучах иной денницы
Воображение вертит
Годов утраченных страницы.
Как будто вновь, вдыхая яд
Весенних, страстных сновидений,
В душе я воскрешаю ряд
Надежд, порывов, заблуждений.
Увы, то призраки одни!
Мне скучно с мертвой их толпою,
И шум их старой болтовни
Уже не властен надо мною.
Лишь тень, одна из всех теней,
Явилась мне, дыша любовью,
И верный друг минувших дней,
Склонилась тихо к изголовью.
И смело отдал ей одной
Всю душу я в слезе безмолвной,
Никем не зримой, счастья полной,
В слезе, давно хранимой мной!
Скучай. Ты создана для скуки.
Без жгучих чувств отрады нет,
Как нет возврата без разлуки,
Как боренья нет побед.
Скучай. Скучай, словам любви внимая,
В тиши сердечной пустоты,
Приветом лживым отвечая
На правду девственной мечты.
Скучай. С рожденья до могилы
Заране путь начертан твой:
По капле ты истратишь силы,
Потом умрешь, и бог с тобой.
В тумане дремлет ночь.
Безмолвная звезда
Мерцает одиноко.
Звенят бубенцами
Уныло и далеко
Коней пасущихся стада
Как ночи облака,
Изменчивые думы
Несутся надо мной
Тревожны и угрюмы;
В них отблески надежд,
Когда то дорогих,
Давно потерянных,
Давно уж не живых.
В них сожаления. и слезы.
Несутся думы те
Без цели и конца,
То превратясь в черты
Любимого лица,
Зовут, рождая внось душе
Былые грезы,
То слившись в черный мрак,
Полны немой угрозы,
Грядущего борьбой
Пугают робкий ум,
И слышится вдали
Нестройной жизни шум,
Толпы бездушной смех,
Вражды коварной ропот,
Житейской мелочи
Незаглушимый шепот,
Унылый смерти звон.
Предвестница звезда,
Как будто полная стыда,
Скрывает светлый лик
В тумане безотрадном,
Как будущность моя,
Немом и непроглядном.
Месяц задумчивый, звезды далекие
С синего неба водами любуются.
Молча смотрю я на воды глубокие;
Тайны волшебные сердцем в них чуются.
Плещут, таятся, ласкательно нежные;
Много в их ропоте силы чарующией,
Слышатся думы и страсти безбрежные.
Голос неведомый, душу волнующий.
Нежит, пугает, наводит сомнение.
Слушать велит ли он? С места не сдвинулся;
Гонит ли прочь? Убежал бы в смятении;
В глубь ли зовет? Без оглядки б я кинулся.
Месяц задумчивый, звёзды далекие
С тёмного неба водами любуются;
Молча смотрю я на воды глубокие —
Тайны волшебные сердцем в них чуются.
Плещут, таятся ласкательно-нежные:
Много в их ропоте силы чарующей,
Слышатся думы и страсти безбрежные,
Голос неведомый, душу волнующий.
Нежит, пугает, наводит сомнение:
Слушать велит ли он? — С места б не двинулся!
Гонит ли прочь? — Убежал бы в смятении!
В глубь ли зовет? — Без оглядки бы кинулся!
Рубрики: | Музыка,Видео Гении,ЖЗЛ Искусство,Арт,Art |
Метки: Мусоргский Без солнца
Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям
Источник