Меню

Бештау храм солнца как пройти

Храм Солнца на Бештау

Храм Солнца — скальное образование, расположенное где-то между Большим Тау и Козьими скалами горы Бештау. Выйти на него можно также по тропе Кавказского горного общества. Вокруг этого места ходит множество разных толков. Лично я слышал как минимум два названия скалы — храм Солнца и храм Воздуха. Какое из них верное — не знаю. Надеюсь, бештаулюбы подскажут.

Заинтересовавшись названием этого кусочка нашего края, полез я в интернет и нашел любопытное мнение. Говорят, что Храм Солнца это развалины когда-то действовавшего скифского храма солнцепоклонников, а каменные блоки на такую высоту каким-то непостижимым образом затаскивали. Еще говорят что в этом месте можно ощутить сильную энергетику. Надо сказать, об этом я догадывался еще когда не прочитал ничего о храме, а лишь однажды там побывал. Место, вне всякого сомнения, очень хорошее и располагающее к продолжительному созерцанию окрестностей, хотя подтверждения или опровержения информации о храме я не нашел. На мой взлгяд, гладкие выемки в скалах (в панораме не видны) мало чем отличаются от аналогичных на Орлиных скалах, и напоминают прежде всего о «водном» прошлом. Буду благодарен всем, кто может поведать интересную информацию о храме.

Панорама на храме Солнца, Бештау

Привожу цитату некоего Евграфа Савельева:

На восточной стороне, там, где оканчивается одно из ребер пирамиды, падает вниз отвесный обрыв, высотой около 30 сажень. У самого края обрыва, в расстоянии не более аршина, стоит высокий, до 4-х аршин, камень овально-конической формы, гладко обделанный и представляющий вид как бы колпака или скифской шапки. Камень этот стоит на трех устоях — углах, два по бокам и третий, более широкий, на запад. В этом последнем высверлено правильное, круглое, близко от земли, отверстие, в которое свободно может пролезть человек. Проникнув чрез это отверстие в средину камня, вы попадаете в храм солнцепоклонников. Над вами купол с правильными полукругло-выгнутыми квадратными изгибами, высотой до трех аршин. Впереди стена открыта; тут купол оканчивается, имея вид мыса, или козырька. Стоя в храме, вы видите обширную, уходящую вдаль, на восток равнину, из-за края которой восходит солнце.

Камень — обыкновенный жерновой, очень крепкий песчаник, весом в несколько тысяч пудов.

Подножие храма, обрыв и соседние скалы, а также местами обнажившаяся вершина горы не обнаруживают присутствия наслоения жернового песчаника, а состоят из дикого плитняка, каким обыкновенно у нас мостят улицы. Правда, у западной подошвы Бештау наслоения песчаника имеются, но кто и какими приспособлениями втащил на такую кручу и высоту в несколько тысяч пудов камень и поставил его у самого обрыва и именно там, откуда хорошо виден восход солнца? Об обделке камня в храме я уже не говорю, так как этот труд могли выполнить целые поколения.

Известно, что в древние времена Кавказ и вообще юг современной России подвергался влиянию ассиро-вавилонской культуры, где чтили бога солнца под именем Бела (Ваала), а в самом Вавилоне особенно пользовался почетом бог Мардук и Мардух. Вавилонский храм Эсашла был посвящен ему. Жрецы придавали Мардуку наивысшие божественные свойства и представляли его богом войны или смерти*). Символом его было кольцо (солнце), внутри которого он стоял на двух быках, держа в руке натянутый лук. Это тот же египетский Амун-Ра, почитавшийся под видом быка. В вавилонской мифологии бык был символом бога Мардука, т. е. бога восходящего солнца. Вычисления показывают, что 2500 лет до Р. X. солнце в начале весны, т. е. во время весеннего равноденствия, находилось в созвездии тельца, вот почему бык и был священным животным этого бога.

Читайте также:  Солнце отражается от снега

Персы, покорив Вавилон, сделались поклонниками этого бога; так, например, Кир или Кураш, возвещая мир всему Вавилону, в своем манифесте говорит: „Мардук искал во всех странах правосудного государя по своему сердцу, дабы взять его за руку. Кураша, царя Асана, позвал он по имени. Он с радостью видел его благодатныя дела и повелел ему идти в свой город Вавилон и шел с ним рядом, как друг и товарищ”. Вот проповедники этого-то религиозного культа и занесли поклонение богу Мардуку на северную сторону Кавказа и высекли из цельного камня храм ему на восточном склоне горы Бештау, втащив туда загадочными приспособлениями, каких в настоящее время не имеем и мы, гигантскую глыбу песчаника.

Панорама сфотографирована 7 октября 2011 года (смотрите фотографии этого дня). От Храма Солнца можно пройти к козьим скалам, попасть на Большой Тау или свернуть к тропе Кавказского горного общества и спуститься в Пятигорск кратчайшим путем.

Ну и, само собой, мое презрение людям, которые разрисовали все скалы краской.

Источник

Time Free Me

Начало изучения Пятигории было положено в конце восемнадцатого века. Перед революцией 1917 года, была проведена попытка комплексного обследования этого уникального массива. Как результат этой работы, в частности, появилась весьма любопытная статья Евграфа Савельева, историка из Ростова-на-Дону, выдержку из которой я привожу ниже.

Текст: Алексей Евтушенко.

«У самого края обрыва, в расстоянии не более аршина, стоит высокий, до 4-х аршин, камень овально-конической формы, гладко обделанный и представляющий вид как бы колпака или скифской шапки. Камень этот стоит на трех устоях — углах, два по бокам и третий, более широкий, на запад. В этом последнем высверлено правильное, круглое, близко от земли, отверстие, в которое свободно может пролезть человек. Проникнув чрез это отверстие в средину камня, вы попадаете в храм солнцепоклонников. Над вами купол с правильными полукругло-выгнутыми квадратными изгибами, высотой до трех аршин. Впереди стена открыта; тут купол оканчивается, имея вид мыса, или козырька. Стоя в храме, вы видите обширную, уходящую вдаль, на восток равнину, из-за края которой восходит солнце.
…Правда, у западной подошвы Бештау наслоения песчаника имеются, но кто и какими приспособлениями втащил на такую кручу и высоту в несколько тысяч пудов камень и поставил его у самого обрыва и именно там, откуда хорошо виден восход солнца? Об обделке камня в храме я уже не говорю, так как этот труд могли выполнить целые поколения».
Судя по этому описанию, строителям «Храма» пришлось затащить огромную каменную глыбу на вершину, а затем спустить её по северо-восточному гребню на ту площадку, где он находится сейчас (неясно только для чего, с вершины то обзор лучше…).

ПОИСКИ ВОСЬМОГО ЧУДА СВЕТА
Если поверить Савельеву, то этот объект мог бы претендовать на звание «Восьмого Чуда Света»! Во-первых: порода, из которой изготовлен камень,- если её ближайшие выходы находятся, согласно автору, на столь серьёзном удалении по высоте и расстоянию, то доставка такой глыбы не простая задача и для XXI века. Во-вторых: монолит установлен на трёх точках опоры «на трех устоях», что сразу позволяет отнести этот объект во времена очень глубокой древности. В мире известно немало мегалитических сооружений, где гигантские каменные блоки установлены на трёх точках опоры.
Единственное, что настораживало в описании Савельева, это фраза: «Стоя в храме, вы видите обширную, уходящую вдаль, на восток равнину, из-за края которой восходит солнце». Дело в том, что «Храм Солнца» мог использоваться только как пригоризонтная обсерватория, для наблюдений из которой, сектор, в коем происходят основные астрономические события, должен иметь выраженный рельеф, а не равнину «гладкую как стол».
Описания «Храма», выполненные другими авторами, были известны, а в начале семидесятых годов я осмотрел это место, но, признаться, ничто тогда меня там не заинтересовало.
В первом десятилетии XXI века сюда устремились многие люди, желающие прикоснуться к тайне и загадке тысячелетий. В то же время, ясного и однозначного ответа на вопрос, был ли на этом месте Храм солнцепоклонников, не было. То ли никому это не было нужно, то ли никто не решался высказать однозначное суждение.
Досадуя на самого себя и собственную невнимательность, поскольку, в отличие от Савельева, упустил столько важных деталей, я начал готовить небольшую экспедицию, поскольку приближалось одно из главных астрономических событий года – Летнее Солнцестояние. С собою решил взять только одного проверенного помощника, Владимира Сапрунова, привлекать кого-либо из геодезистов или геологов, работавших с нами в экспедиции «Кавказский Аркаим», посчитал преждевременным.
К выходу подготовил комплект простейшего геодезического оборудования, GPS-навигатор, фотооборудование, снаряжение для страховки — вес набрался изрядный…
Заполночь, проехав спящий город Лермонтов, оставили машину у домика лесника и, взвалив груз на плечи, начали подъём к вершине. Перед самой седловиной, тропа выныривает из леса и выводит на обширную луговину, покрывающую саму седловину и склоны гигантской трёхгранной пирамиды Главной вершины.
На седловине необходимость в фонарях отпала, сияние звёздного неба было настолько ярким, что высвечивало все, даже мельчайшие детали рельефа.

Читайте также:  Как луна с солнцем поссорилась

В середине подъёма к вершине полностью открылся северо-восточный гребень Пятигории, нижняя часть которого обрывалась вниз скальным отвесом. Именно на плоской вершине этого бастиона, который с начала ХХ века называют «Скалою Лейцингера», находилась цель нашего рекогносцировочного выхода, но нам ещё предстояло подняться на вершину, а затем уже спуститься к «Храму».
Уже в начале верхней части подъёма погода, бывшая до этого идеальной, начала изменяться. Вдоль огромного сектора горизонта, с севера до юго-востока, протянулась тонкая, тёмно-синяя полоска облаков, вскоре начавшая набухать, опускаясь вниз к земле и расширяясь вверх, занимая чистую полосу небосклона. Стало ясно – солнце взойдёт «из облака», точку восхода засечь не удастся…
Наконец, миновав вершину и спустившись по гребню, я остановился среди небольших скальных выходов. Впереди, метрах в ста от меня, значительно ниже, на пологой площадке венчающей «Скалу Лейцингера» лежала небольшая куполообразная глыба именуемая «Храмом». У меня подкосились ноги и я, вместе с рюкзаком, плюхнулся на выступ скалы. Всё очарование от описания Савельева вмиг испарилось!
Не нужно быть специалистом в области минералогии и петрографии, для того, что бы даже с такого расстояния, даже при неярком предрассветном освещении, разглядеть, что эта небольшая куполообразная скала, именуемая «Храмом», состоит из бештаунита. Внешне она была неотличима от разбросанных рядом глыб, её поверхность покрывал точно такой же солнечный загар, приобретённый за миллионы лет. Следовательно, ключевой аргумент Савельева о минералогической чужеродности скального блока, из которого «изготовлен» Храм – несостоятелен.
«Камень – обыкновенный жерновой, очень крепкий песчаник, весом в несколько тысяч пудов.
Подножие храма, обрыв и соседние скалы, а также местами обнажившаяся вершина горы не обнаруживают присутствия наслоения жернового песчаника, а состоят из дикого плитняка, каким обыкновенно у нас мостят улицы».
Однако нужно было возвращаться к жизни, тем более что Сапрунов, который давно уже вышел на площадку с «Храмом» и расставил все необходимые приборы, с недоумением поглядывал на меня снизу. Поднявшись, я побрёл вниз, к площадке на вершине скалы Лейцингера.
Небольшое «окно» в огромном облачном «одеяле», висевшем над горизонтом, стремительно наливалось тускло-багровым светом. Володя уже прильнул к прибору, выцеливая азимут точки восхода, и тут в «окне» показалась верхняя кромка солнечного диска, всплывающего из облака. Не прошло и пары минут, как Светило, пройдя через «окошко», поплыло вверх, пробивать верхний, более тонкий слой облаков. Наконец, солнце выплыло над верхним слоем облаков и сразу цвета стали сочными, а небо приобрело насыщенный голубой оттенок…
Из описания Е. Савельева не подтвердилось ничего. Стало ясно, что кусочек скалы, именуемой «Храмом Солнца», ставший последнее время объектом паломничества, является естественным геологическим образованием и лежит на этом месте с момента сотворения природой массива Бештау-Пятигории.

Читайте также:  Прозрачные очки от солнца женские

Итак, краткие результаты нашего разведывательного выхода:
• обломок скалы называемый «Храмом» минералогически не отличается от окружающих его скальных обломков и выходящих на поверхность магматических пород. По геологической классификации это трахилипарит (бештаунит) — вязкая лава, выдавленная на поверхность и застывшая на воздухе;
• площадка для скального блока не подготавливалась, что лишний раз подтверждает — специальной установки камня не производилось, а нижняя часть кромки скального обломка находит опоры в точках, обусловленных местным микрорельефом;
• следов обработки скалы человеком — не обнаружено;
• связи «Храма» с основными астрономическими событиями — не выявлено.
Единственное, что осталось не объяснённым, «…высверлено правильное, круглое, близко от земли, отверстие, в которое свободно может пролезть человек», пролезть то он может, но зачем? Для того, что бы оказаться под крохотным навесом образованным этой глыбой? Но достаточно обойти камень справа или слева – это не более 3 метров, чтобы оказаться там же. Использовать отверстие, расположенное на уровне земли в качестве визира неудобно, да и невозможно, так как ось отверстия направлена в сторону от точек восхода солнца.
Итак, откуда взялось отверстие? Часть наших вулканических гор имеет на поверхности выходы лавы, которая выдавливалась сквозь трещины в горных породах довольно охлаждённой и весьма вязкой. В северной и северо-восточной части Бештау на поверхность выдавливало магму, насыщенную газами. Несомненно, от этого она становилась более лёгкой и пластичной. Пожалуй, наиболее ярким примером является огромный скальный останец, местное название которого «Хлебная горка». Он стоит у северного подножия Малой Пятигории, над кольцевой дорогой и развалинами АО «Трахит» (более известное название – «Бельгийская концессия») и действительно напоминает гигантскую краюху ржаного хлеба. Его поверхность покрыта сферическими углублениями различного размера и заглублённости – это и есть следы газовых пузырей, густо насыщавших магму.
Очевидно, обломок камня, называемый «Храмом солнца», некогда был частью навершия скального выхода, венчавшего «Скалу Лейцингера». К сожалению, за миллионы лет, прошедших со времён образования «Скалистого архипелага» (так образно назвал наши горы в конце XIX века геолог, академик В.Г. Абих), произошло немало катаклизмов и нам уже не дано увидеть эти вулканические горы в их первозданной красоте.
Как видно на снимке, (снимать приходилось вплотную, широкоугольным объективом, а отступить назад невозможно, поскольку под пятками — обрыв метров 70), вся внутренняя поверхность «Храма» покрыта отпечатками газовых пузырей, внешняя стенка одного из которых, расположенного в нижней части, со временем разрушилась, образовав сферическое отверстие. Вот такая разгадка сложного, казалось бы, вопроса о том, откуда взялось «входное» отверстие.
Поднимаясь от «Храма» назад, к вершине, я оглянулся и подумал: «И всё же невероятно жаль, что романтическая фантазия Савельева не подтвердились…».

Источник

Adblock
detector