Меню

Белое солнце пустыни все передачи

Белое солнце пустыни

Главного героя зовут Федор Иванович Сухов. Все действия происходят в 20-х годах, а именно, после гражданской войны. Людей со всех сторон окружает опасность, поскольку в городе орудуют бандиты. Необходимо быть всегда на чеку, чтобы в самый неожиданный момент противостоять врагам. Но самый главный враг – достойный соперник, чтобы ему противостоять, необходима помощь, за которой главный герой и пойдет к посту царской таможни. Федор неожиданно вспоминает о том, что у него есть оружие, но его для начала необходимо отремонтировать. А что же делать с динамитом в ящике? И как с его помощью нанести удар? Недолго думая, герой строит план захвата противника, имя которого Абдулла.

Он – настоящий герой, бесстрашный и сильный духом. Он ничего не видит, кроме своей основной цели, ему нужно противостоять опасным врагам. Главного героя не покидает мысль, как же спасти всех девушек из гарема? Что же в первую очередь необходимо делать? И как подарить свободу красавицам? Направляясь домой через пустыню, он неожиданно встречает человека, закопанного в песок. Кто же это сделал? И кому причинил зло этот несчастный человек?

Актеры фильма не были профессионалами в актерской игре, только три жены Абдуллы были актрисами. Несмотря на это, персонажи сыграли роль на профессиональном уровне. Съемки происходили возле села, местность невероятно приятна для просмотра. Завлекает к просмотру и шикарный саундтрек на фоне происходящих событий. В фильме множество приключений, а также итог, который практически невозможно предвидеть. Отличная актерская игра и масса приключений, не оставят никого равнодушным.

Источник

Белое солнце пустыни

К огда за сценарий фильма берется такой мастер, как Марк Захаров, то этот фильм заранее обречен на успех, а если к нему присоединяются Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков, то фильм рискует стать шедевром. Так и случилось с картиной «Белое солнце пустыни». Растасканный на цитаты, узнаваемый с первого кадра, этот фильм стал по-настоящему культовым продуктом отечественного кинематографа.

Кто работал над фильмом

Первоначально над сценарием картины трудились Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн. Но первый вариант сценария под названием «Басмачи» не устроил чиновников Госкино, и они собрали новый авторский коллектив, который взял за основу жизненную историю одного басмача, который во время Гражданской войны бросил в пустыне собственный гарем. Вскоре Кончаловский покинул творческую группу, так как получил предложение снимать экранизацию Тургенева, а сценаристы стали искать режиссера.

Этот фильм должен был снимать сам Андрей Тарковский, но авторы сценария, задумавшие картину легкую и смешную, все-таки выбрали режиссера нашумевшего тогда фильма «Женя, Женечка и «Катюша» Владимира Мотыля. И уже в 1967 году с рабочим названием «Пустыня» сценарий был полностью готов, как вдруг Госкино решило, что работа должна быть совместной с какой-нибудь азиатской кинокомпанией.

И вновь началась переделка сценария, возглавляемая уже Марком Захаровым. В результате было убрано множество деталей местного восточного колорита, более объемно выписаны героические русские образы, а первый заместитель председателя Госкино Владимир Баскаков дал новое имя картине — «Белое солнце пустыни». Так в 1968 году фильм наконец был принят в работу.

Актерский состав

Среди актеров, которые пробовались на роли в фильм «Белое солнце пустыни», были Георгий Юматов, Игорь Ледогоров и Ефим Копелян. Однако в результате вместо них играли другие актеры. Юматова однажды перед съемками нашли пьяным и заменили Анатолием Кузнецовым, а вместо Ледогорова и Копеляна снялись Спартак Мишулин и Павел Луспекаев, который был тяжело болен сахарным диабетом и к моменту съемок у него были ампутированы три пальца на ноге, а ходить он мог только с тростью.

В картине участвовало много людей, которые не были профессиональными актерами. Например, из девяти жен Абдуллы профессиональными актрисами были только трое, и большинство жен в гареме сыграли солдаты с закрытыми паранджой лицами.

Роли второго плана также подбирались с большим трудом. Так, в картине должен был сниматься Савелий Крамаров, но в результате его роль исполнил Николай Годовиков, который вообще был слесарем на заводе, хотя до этого в детстве однажды уже снялся в фильме «Республика ШКИД».

Во время и после съемок

Съемки фильма проходили в павильонах «Ленфильма», в Дагестане, на побережье Каспийского моря. Часть съемок состоялась в Туркменистане. При этом из-за проходившей параллельно работы над фильмом «Освобождение» группа была очень плохо технически оснащена. Не было даже съемочного крана. Но несмотря на это, картина была снята.

Однако в 1969 году ее категорически забраковал директор «Мосфильма» и акт о приемке картины не подписал. Так и лег бы гениальный фильм на полку, если бы не Леонид Брежнев, который возмущенно спросил, почему он до сих пор не видел «Белое солнце пустыни», и это решило судьбу замечательного фильма.

И хотя с момента съемок и после выхода картины мнение критиков о ней было скорее скептическим, тем не менее фильм до сих пор любим зрителями.

Читайте также:  Сетка для рассады от солнца

Лекция о фильме «Белое солнце пустыни»

Источник

История создания «Белого солнца пустыни»: фото со съёмок, документы, факты

«Белому солнцу пустыни» Владимира Мотыля уже больше полувека. Большинство жителей России и стран СНГ знают эту картину наизусть, особенно космонавты, которые не летают в космос, не посмотрев перед вылетом приключения красноармейца Сухова. Почему именно этот фильм, где нет ни слова про космос, удостоился такой чести? Космонавты — люди суеверные, любое действие, совершенное накануне удачного полёта, получает статус традиции. Так, вечером 26 сентября 1973 года перед первым после трагедии «Союза-11» космическим полётом экипаж космонавтов смотрел «Белое солнце пустыни». «Союз-12» успешно взлетел и успешно сел, с этого началась традиция, и Сухов ещё ни разу не подвёл наших космонавтов. А ещё по «Белому солнцу пустыни» космонавтов учат азам операторского искусства, чтобы звёзды и планеты на плёнке выглядели не хуже, чем голова Саида в пустыне.

А ведь этой традиции, как и народного обожания, могло и не быть. Чиновникам картина не понравилась, и высокобюджетный потенциальный блокбастер положили на полку. Спас картину лично Леонид Ильич. Но это всё факты общеизвестные, вы их наверняка слышали или читали столько же раз, сколько смотрели «Белое солнце». Листайте дальше, надеемся, что-то из этого поста вы узнаете впервые.

Начать с того, что изначально сценарий приключенческой картины про Гражданскую войну а-ля «Неуловимые мстители» поручили Андрею Кончаловскому и Фридриху Горенштейну («Солярис», «Раба любви»). Их сюжет не устроил киностудию, другую версию сценария написали Валентин Ежов («Баллада о солдате», «Сибириада») и Рустам Ибрагимбеков («Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник»). Как вишенка на торте в сценарии, названным Кончаловским «шедевром», позже появились семь писем Сухова Катерине Матвевне. Эти письма по просьбе режиссёра Мотыля написал Марк Захаров. Так что знаменитая фраза «А еще скажу вам, разлюбезная Екатерина» принадлежит перу знаменитого режиссёра.

Постановщиком сценария Ежова и Ибрагимбекова под названием «Спасите гарем» мог стать Андрей Тарковский, но в итоге постановку доверили Владимиру Мотылю. Тарковский потом говорил, что не смог бы поставить всенародно любимый фильм, потому что с юмором у него не очень.

А Сухова должен был играть Георгий Юматов. Анатолий Кузнецов тоже проходил пробы и тоже понравился режиссёру, но худсовету показалось, что Юматов больше подходит на роль героического красноармейца. Когда пришло время начать съёмки, Юматов не явился на площадку. Режиссёр отправился в гостиницу к артисту. Юматов спал, накануне крепко приняв на грудь на поминках по лучшему другу. Ко всему прочему, на поминках случился скандал, и завязалась драка. Кто-то из гостей предъявил Юматову нелепое обвинение — якобы он виноват в смерти друга, потому что посодействовал ему в покупке «Запорожца», на котором тот и разбился. Актёр оказался крепко побит и не мог приступить к съёмкам в тот же день. Тогда Мотыль позвал сниматься Кузнецова.

Из этого документа видно, как тщательно контролировался худсоветом процесс производства картины. В этом заключении отмечаются недостатки и достоинства второго варианта режиссёрского сценария. В частности, члены совета просят создателей добавить финальный монолог Сухова, в котором бы он давал напутственные инструкции гарему и «благословлял» их на счастливую (свободную) жизнь при Советской власти». А вот некоторые поправки уже по отснятому с Кузнецовым материалу: «. нужен ли разговор Верещагина с Суховым через стенку бака. В фильме должно быть поменьше крови. Учитывая, что актёр Кузнецов не получился в фильме «суперменом», нужно подумать над тем, не убрать ли «суперменские» характеристики Сухова. Может быть, следует убрать сцену, где женщины и Сухов лезут в бак».

После того как Брежнев разрешил картину, ей ещё предстояло получить прокатное удостоверение. На наличие идеологических диверсий фильм перед выдачей удостоверения проверял Алексей Романов, председатель Комитета по кинематографии. Он попросил исправить три «недочёта»:

1. Убрать Карла Маркса с обложки книги, которую читает девушка в сцене сна Сухова (в финальной версии название загораживает цветок);

2. Сделать так, чтобы таможенник не лежал на полу, когда выбрасывает офицера;

3. Прикрыть ляжки Катерины Матвевны при переходе через ручей.

Это машинописный экземпляр песни Верещагина с рукописными пометками Владимира Мотыля. В правом верхнем углу можно увидеть рабочее название «Спасите гарем». Также здесь вы можете видеть куплет, не вошедший в картину.

Источник

Белое солнце пустыни (1969)

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

актеры и роли

красноармеец, возвращающийся после госпиталя домой

«Мертвому, конечно, хорошо. Но уж больно скучно»
«Восток — дело тонкое.»
«Ну что ж мне, всю жизнь по этой пустыне мотаться. »
«Абдула, у тебя ласковые жены, мне хорошо с ними».
«Оставь хоть патрон, Абдула! Нечем будет застрелиться».

«Ты что, не слыхал про Верещагина. Дожил! Было время, в этих краях каждая собака меня знала. Вот так держал! А щас. забыли!»
«Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть! Хоть бы хлеба достала!»
«Я мзду не беру. Мне за державу обидно!»
«Вот что, ребята, пулемета я вам не дам.»

Читайте также:  Обувь под юбку солнце

озвучание — Михаил Волков

«Иди, иди. Хорошая жена, хороший дом: что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?»
«Старый стал, ленивый, а помнишь, какой я был. »
«Аристарх, договорись с таможней».
«Кинжал хорош для того, у кого он есть. И плохо тому, у кого он не окажется. В нужное время».

«Я долго ждал. А потом Бог сказал: «Садись на коня и возьми сам что хочешь, если ты храбрый и сильный!»
«Зачем ты убил моих людей, Саид?»
«Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.»

Источник

К 50-летию выхода фильма «Белое солнце пустыни»

К 50-летию выхода фильма «Белое солнце пустыни»

    7 Апреля 2020 Ольга Шмелева 1895

Киноконцерн «Мосфильм» в настоящее время не может пригласить гостей на студию, чтобы они могли посетить здесь выставку, посвященную юбилею фильма «Белое солнце пустыни». Но мы рассказываем об этой картине производства киностудии «Мосфильм» и представляем экспозицию в электронном виде. Кинолента доступна для бесплатного просмотра на наших официальных ресурсах: в и на .

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

50 лет назад, в конце марта 1970 года, на экраны вышел фильм «Белое солнце пустыни» режиссера Владимира Мотыля, ставший одной из легенд советского кинематографа, по популярности стоящий в одном ряду с картинами «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Девчата».
Фразы из фильма «Белое солнце пустыни»: «Я мзды не беру, мне за державу обидно», «Гюльчатай, покажи личико!», «Восток — дело тонкое», «Не робей, Петруха», «Опять икра! Мне бы чёрного хлеба» ушли в народ и стали крылатыми. Даже те, кто не смотрел картину, знают потрясающую песню «Ваше благородие», которую написали специально для картины Исаак Шварц и Булат Окуджава.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Картина стала культовой, во многом благодаря своей крепкой убедительной драматургии, афористичности диалогов, замечательной музыке, приключенческим эпизодам, потрясающей актерской игре и ярким персонажам, таким как товарищ Сухов (актер Анатолий Кузнецов), Саид (актер Спартак Мишулин), Абдулла (актер Кахи Кавсадзе) и Верещагин (актер Павел Луспекаев).

Архивное фото со съемок фильма «Белое солнце пустыни»

Интересна жанровая принадлежность фильма: иногда его называют приключенческой картиной или приключенческим боевиком, но все же одно из главных жанровых направлений в фильме — «истерн» — так называются «вестерны» из социалистических стран.

Жанр вестерна похож на средневековый рыцарский роман — согласно канонам, в нем присутствует благородный герой, который борется с бандитами и разбойниками. Помимо этого, обязателен для жанра персонаж «прекрасной дамы», соответствующий архетипу «принцессы в башне», которую нужно спасать. Благородный герой, бандиты и прекрасная дама — классическая триада вестерна.

Архивное фото со съемок фильма «Белое солнце пустыни»

Огромную популярность приобрели и стали классикой жанра вестерны с участием актера Джона Уэйна: «Рио Браво», «Дилижанс», «Человек, который застрелил Либерти Вэланса», «Красная река» и многие другие картины.

Позже знаменитым стал вестерна, одним из основоположников которого считается Серджио Леоне («За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой»).

Архивное фото со съемок фильма «Белое солнце пустыни»

Идея снять советский вестерн возникла у руководителей Экспериментальной творческой киностудии «Мосфильма» Григория Чухрая и Владимира Познера в 1967 году на волне успеха фильма «Неуловимые мстители» режиссера Эдмонда Кеосаяна (1966).

«Экспериментальная творческая киностудия была уникальным для своего времени коммерческим предприятием. Она обладала неслыханным по меркам Советского Союза правом — заключать договоры с режиссёрами без согласования с Госкино. Вместо фиксированного гонорара те, словно в Голливуде, получали „роялти“ от проката и имели стимул создавать кино не только высокохудожественное, но и кассовое. И вестерном на ЭТК заинтересовались не случайно: в жанр обрёл второе дыхание как в Штатах, так и в Европе», — отмечал Григорий Чухрай.

Работу над первоначальным сценарием фильма поручили Андрею и Фридриху Горенштейну, но их вариант под названием «Басмачи» не удовлетворил руководство студии. Тогда к работе над сценарием привлекли Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова. История о том, как басмач бросил свой гарем, легла в основу сценария неслучайно, она была взята из реальной жизни. Об этом эпизоде Валентину Ежову рассказал один из ветеранов Гражданской войны.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Стать режиссером фильма «Белое солнце пустыни» предлагали Витаутасу Жалакявичусу, Юрию Чулюкину и даже Андрею Тарковскому, но они все по разным причинам отказались. В итоге для постановки фильма «Белое солнце пустыни» пригласили Владимира Мотыля, ставшего на тот момент уже известным благодаря картине «Женя, Женечка и «Катюша» (1967).

Читайте также:  Проходят ли синяки от солнца

Съемки картины «Белое солнце пустыни» были масштабными. Декорации среднеазиатского городка Педжент, где разворачивалась большая часть действия, сначала построили в Дагестане, на западном берегу Каспийского моря. Остальная часть Педжента снята на восточном берегу Каспия, возле города Байрамали. События в музее снимали в Мерве — древнем городе, основанном Александром Македонским и лежащим в отдалении от моря.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Успех фильма и его целостность складывается из трех «составляющих» — традиция революционного фильма (революционная героика), романтическая линия и комедийные (скорее даже легкие, тонкие, иронические) мотивы.

Революционная героика восходит к подоплеке жанра вестерн. Именно в нем отразились события времен завоевания жителями Старого Света коренных территорий индейцев. Эта трагическая страница в истории сыграла большую роль в формировании государственного мифа молодой страны — США. Такие жанровые условия отлично ложились на советскую почву: СССР также был молодым государством, а его основа и идеологический фундамент формировались во время Октябрьской революции и Гражданской войны. Именно ее события стали фоном действия, так как отлично вписывались в мифологический контекст эталонного вестерна и впоследствии истерна — миф о героях прошлого, родоначальниках государственности.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

В характере героя также есть черты традиционного героя революции, которые восходят к самому культовому образу той эпохи — Чапаеву: бесстрашие, невозмутимость, готовность к борьбе, чувство юмора, стойкость и твердость, верность нравственным принципам и идее революционного товарищества. Как и в картине «Чапаев», в «Белом солнце пустыни» есть мотив наставничества: взаимоотношения Василия Ивановича и Петьки в напоминают «тандем» Сухова с Петрухой.

По визуальному решению и выбору места действия картина «Белое солнце пустыни» соотносима с кинолентой «Сорок первый» режиссера Григория Чухрая, вышедшей в 1956 году. Действие обеих картин разворачивается в Средней Азии во времена Гражданской войны — только картина «Сорок первый» — это драма и трагедия, а фильм «Белое солнце пустыни» более оптимистичен и ориентирован на приключенческую составляющую, что, возможно, сделало его более «народным».

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Романтическое начало в фильме представлено письмами Сухова к Катерине Матвеевне:

«…Душа моя рвётся к вам, ненаглядная Катерина Матвеевна, как журавль в небо. Однако случилась у нас небольшая заминка. Полагаю, суток на трое, не более. А именно: мне, как сознательному бойцу, поручили сопроводить группу товарищей с братского Востока. Отметить надобно — народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком. Так что ноги мои бегут теперь по горячим пескам в обратную сторону, потому как долг революционный к тому нас обязывает.

…А ещё скажу вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, что являетесь вы мне будто чистая лебедь, будто

плывёте себе, куда вам требуется, или по делу какому, даже сказать затрудняюсь… Только дыхание у меня сдавливает от радости, будто из пушки кто в упор саданул.

…Обратно пишу я вам, любезная Катерина Матвеевна, поскольку выдалась свободная минутка и разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке.

Сидим мы сейчас на песочке возле самого синего моря, ни в чём беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело».

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Также романтическая линия прослеживается в интересе Петрухи к Гюльчатай и в деликатном обхождении Сухова с этой юной молодой девушкой.

Комедийное, точнее даже ироническое начало прослеживается в сценах, когда Сухов сам на минуту представил себя в гареме в родном селе, а также в образе четырех отрешенных старцев, в сцене поедания черной икры Верещагиным, в эпизоде, когда он напоил Петруху. Смешное вклинивается в ткань повествования «деликатно», не затмевая собой основное действие и не отвлекая от содержания фильма.

Драматургические переплеты также все время держат зрителя в напряжении: долгое время неясно, поддержит ли Сухова спасенный им Саид, в числе «мечущихся» и Верещагин. Чувства этих персонажей показаны детально, хоть они и не являются центральными персонажами. Все герои фильма наделены интересными характерами, исключение не составляют даже эпизодически появляющаяся Катерина Матвеевна и колоритная супруга Верещагина Настасья.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

В фильме есть и трагедийное начало — гибнут Петруха и Гюльчатай, взрывается на баркасе Верещагин.

Судьба картины «Белое солнце пустыни» не была простой. Директор «Мосфильма» Владимир Сурин раскритиковал фильм и отказался подписывать акт о его приёмке. Судьбу «Белого солнца пустыни» вновь решил случай. Новую картину захотел посмотреть лично Леонид Брежнев, большой поклонник вестернов, и она привела его в восторг. В итоге фильм вышел в прокат и занял второе место по сборам за 1970 год.

Картина с момента своего выхода на протяжении 18 лет ждала получения Государственной премии СССР, которая была присуждена фильму в 1998 году. Сейчас картину поистине можно считать классикой, стоящей в ряду культовых отечественных кинокартин.

Источник

Adblock
detector