Меню

Белое солнце пустыни трагедия

Забвение, секта, рак: как сложились судьбы актеров из «Белого солнца пустыни»

Сейчас, спустя много лет, многие называют «Белое солнце пустыни» роковым фильмом из-за того, как сложилась судьба актеров. Многие артисты закончили свою жизнь по-настоящему трагически.

Кахи Кавсадзе. Фото: кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Совсем недавно, 27 апреля, ушел из жизни актер Кахи Кавсадзе, который сыграл в фильме бандита Абдуллу. Ему было 85 лет. Незадолго до смерти он переболел коронавирусом. Вероятно, болезнь дала свои осложнения, из-за чего Кахи и скончался. Отметим, что Кавсадзе сыграл множество ролей в кино, но зрители знали его именно по фильму «Белое солнце пустыни». Карьера Кахи сложилась хорошо, а вот обычную жизнь артиста можно назвать трагической. В раннем возрасте он потерял родителей, а будучи взрослым, столкнулся с серьезной болезнью жены, которую обожал. Артисту приходилось совмещать работу и уход за лежачей супругой, которая все-таки скончалась. Это стало большим ударом для Кахи. После ее смерти актер жил в одиночестве.

Исполнитель роли красноармейца Сухова Анатолий Кузнецов попал на съемки культового фильма случайно и буквально проснулся знаменитым. После он начнет активно сниматься, но зрители все равно запомнят его как красноармейца Сухова. Так уж вышло, что после съемок в фильме у Анатолия Кузнецова начались серьезные проблемы со здоровьем. У него диагностировали рак, после чего начались бесконечные обследования и долгое лечение. Последние годы жизни артист не мог встать с кровати. Он скончался в 2014 году в возрасте 83 лет.

Николай Годовиков. Фото: кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Красноармеец Петруха, которого сыграл Николай Годовиков, больше всего понравился зрителям. Его персонаж был особенно ярким, так что казалось, что Николая ждет большое будущее в актерской профессии. Однако ролей так и не последовало. У артиста не было работы, из-за чего его брак распался. После развода Годовиков переехал в маленькую квартиру и стал много пить, перебиваясь разными мелкими заработками. За это время артист умудрился получить травму, начал воровать и даже отсидел в тюрьме, но в 90-е годы взялся за голову и попытался вернуться к нормальной жизни. Он встретил новую любовь и жил хоть и скромно, но счастливо. К сожалению, мужчина ушел из жизни в 2017 году от рака в возрасте 67 лет.

Актер Павел Луспекаев исполнил роль Верещагина, которая стала для него последней. Артист скончался в возрасте 43 лет в 1970 году от разрыва аорты. У Луспекаева были серьезные проблемы со здоровьем, из-за которых он с трудом мог работать. Он перенес множество операций и ампутацию пальцев на ногах, но не отказывался от ролей.

Раиса Куркина. Фото: кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Актриса Раиса Куркина запомнилась в роли жены Верещагина. Раиса была супругой режиссера фильма и без труда попала на съемки, получив роль. Однако этот фильм стал для нее роковым, ведь сразу после окончания съемок она узнала об измене мужа и подала на развод. Сейчас ей 93 года, артистка живет одна, а ее единственная дочь переехала жить в Канаду.

Татьяна Федотова. Фото: кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Исполнительница роли Гюльчатай Татьяна Федотова стала знаменитой после выхода фильма, но в это же время начались проблемы в ее личной жизни. В то время она вышла замуж за композитора Геннадия Кузьмина, но семейная жизнь не пошла ей на пользу. У пары не было работы и денег, а Татьяна в какой-то момент попала в религиозную организацию, которую православная церковь считает сектой. Сейчас Федотова ведет закрытый образ жизни, о ней почти ничего не известно.

Источник

Кавсадзе, Куркина, Годовиков: трагические судьбы звезд «Белого солнца пустыни»

Почему Гюльчатай оказалась втянута в секту? За что сидел в тюрьме любимец Петруха? Подробности — в материале 5-tv.ru.

Фото: РИА Новости

В актерской среде есть поверье: не стоит играть в фильмах, сценарии которых полны мистики и кровопролития. Считается, что злые духи обязательно навредят героям этих картин уже в реальной жизни. Впрочем, как выяснилось, бывают и исключения.

Лента Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» вышла на экраны 30 марта 1970 года. Казалось — приключенческая комедия, чего плохого от нее ожидать? Но трагедии происходили одна за другой. Кто из главных героев погиб, кто-то попал в тюрьму, кто-то не смог выбраться из секты.

Павел Луспекаев — Верещагин

«Белое солнце пустыни» для Павла Луспекаева стало последним проектом. Сыгравший легендарного Верещагина актер умер от разрыва сердечной аорты. Трагедия произошла 17 апреля 1970 года.

Как отмечали близкие и друзья Луспекаева, у него всегда была масса проблем со здоровьем. Еще будучи молодым он ушел на фронт добровольцем, где сильно обморозил ноги. В 26 лет медики диагностировали ему нарушение кровообращения в нижних конечностях, что впоследствии привело к развитию атеросклероза.

Павлу ампутировали пальцы на ногах и провели еще ряд операций, только чтобы спасти его жизнь. Актеру было почти 38 лет, когда он вышел на пенсию по инвалидности. Несмотря на это, Луспекаев продолжал работать и заниматься творчеством. Ради карьеры он отказался ампутировать ноги до колен и чтобы хоть как-то заглушить боли даже подсел на сильнодействующие вещества, аналогичные наркотикам .

Читайте также:  Последний этап жизненного цикла солнца нейтронная звезда

К сожалению, вдоволь насладиться жизнью и славой он не успел. Луспекаев умер в 42 года.

Павел Луспекаев. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Анатолий Кузнецов — Федор Сухов

По воспоминаниям друзей и супруги Анатолия Кузнецова, актер никогда не жаловался на здоровье и проблемы в жизни. Но как только закончились съемки «Белого солнца», ситуация резко изменилась.

Кузнецову диагностировали онкологию . Страшное заболевание, лечить которое в советское время было просто невозможно. Чтобы остановить рост злокачественной опухоли и предотвратить появление метастазов, Кузнецову удалили части органов. Кроме того, его неоднократно облучали. Однако все это не помогало, актер практически стал инвалидом.

Отправившись на консультацию к действительно профессиональным медикам, он узнал, что раком никогда не болел. Причиной плохого самочувствия Анатолия изначально был полип, устранить который не составило бы труда. Но время было упущено, а здоровье загублено. Оказавшись в очередной раз в больнице, он наложил на себя руки.

Анатолий Кузнецов. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Николай Годовиков — Петруха

Не повезло в жизни и Николаю Годовикову. После выхода в свет картины он женился, вскоре супруга забеременела и родила дочь. Содержать семью на актерские деньги было непросто, да и подработку искать становилось все труднее. Брак распался, некогда знаменитый молодой человек переехал в «коммуналку» и запил.

Однажды в пылу ссоры сосед по квартире нанес ему удар по грудине — из-за серьезной травмы Годовиков лишился возможности работать грузчиком. Отчаявшись, он начал бродяжничать и воровать, за что не раз сидел в тюрьме.

В 90-х годах Николай наконец встретил свою судьбу — любимая женщина помогла ему устроиться на работу, начать жизнь заново. Но счастье продлилось недолго. В 2015 году спасительница актера скончалась, а вскоре — в ноябре 2017 — и он сам — от рака почек.

Николай Годовиков. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Кахи Кавсадзе — Абдулла

Кахи Кавсадзе скончался 27 апреля 2021 года. По предварительным данным, в результате осложнений коронавирусной инфекции. Сколь ярким и успешным актером он был, столь же несчастным являлся за кадром.

Отца грузин почти не видел. На пути с фронта мужчину сняли с поезда, арестовали и впоследствии сослали в Сибирь. Мама актера больше не вышла замуж и умерла на руках наследника. Очередная трагедия в жизни Кавсадзе произошла в 1992 году. После 23 лет болезни скончалась его обожаемая супруга Белла Мирианашвили. Женщина подарила Кахи двоих прекрасных детей — сына и дочь. Остаток жизни актер провел в одиночестве, так и не женившись.

Кахи Кавсадзе. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Татьяна Кузьмина — Гюльчатай

В «Белом солнце пустыни» танцовщица Татьяна Кузьмина снималась, еще когда носила девичью фамилию Федотова. Ее жизнь раз и навсегда изменил брак. Звезда фильма ответила согласием на предложение руки и сердца композитора Геннадия Кузьмина, и все пошло под откос.

Влюбленные находились словно в прострации: у них не было стабильной работы и даже друзей. Многие считали Кузьмину скандалисткой, а потому не желали с ней общаться. Однако после нескольких лет странствий Татьяна все-таки нашла свое пристанище. Актриса подалась в общину, которую священники считают сектой. Но женщина уверена, что ее жизнь удалась. Все время она проводит за молитвами и призывает людей следовать за ней.

Татьяна Кузьмина. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Раиса Куркина — жена Верещагина

Актриса Раиса Куркина запомнилась отечественному зрителю как жена Верещагина — Настасья. Сниматься в «Белом солнце» ей разрешили без проб — мужем звезды был режиссер картины Владимир Мотыль. Правда, с окончанием проекта закончилось и ее семейное счастье — благоверный начал изменять.

Замуж Куркина больше не хотела, да и зачем? Ведь у нее уже была наследница, а тратить нервы на мужчин и строить жизнь заново не очень-то и хотелось. С актерской карьерой она закончила еще в конце 80-х годов. Когда дочка выросла и перебралась в Канаду, Раиса Семеновна осталась совсем одна без помощи и поддержки, пишет » Экспресс газета ».

Раиса Куркина. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Источник

Белое солнце пустыни

Общая информация Жанр Истерн Страна производства СССР Киностудия
  • Киностудия «Мосфильм»
  • Киностудия «Ленфильм»
Режиссёр Владимир Мотыль Автор сценария
  • Валентин Ежов
  • Рустам Ибрагимбеков
  • Марк Захаров[1]
Когда вышел 1970 Продолжительность 83 минуты В главных ролях: Анатолий Кузнецов Фёдор Иванович Сухов Николай Годовиков Петруха Спартак Мишулин Саид Павел Луспекаев Павел Артемьевич Верещагин Кахи Кавсадзе Чёрный Абдулла
«

— Я вот подумал: «Верещагин, уходи с баркаса, взорвёшься!» — это ж прямая аллюзия на Василия Верещагина, художника, который погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» в русско-японскую. — Там ещё дурной подпоручик бегает с катаной — тоже вполне себе отсылка к русско-японской.

Белое солнце пустыни — эпический фильм, не стяжавший ни одной серьезной кинематографической награды, но завоевавший неугасающую народную любовь. Лучший из «советских вестернов», и, по скромному мнению здешних синефилов, один из лучших вестернов без поправки на «советскость». В центре произведения — конфликт традиций Востока и революционных реалий из России. В новеллизации показано даже лучше.

Традиционно — излюбленный фильм советских и российских космонавтов, которые всегда смотрят его перед запуском [2] .

Содержание

Сюжет [ править ]

Демобилизованный красноармеец Фёдор Сухов возвращается домой через прикаспийскую пустыню. По дороге он находит Саида, обреченного на мучительную смерть: его зарыли по шею в раскалённый песок люди басмача Джавдета. Сухов спасает Саида, после чего продолжает свой путь. Но недалеко ему удается уйти: бывший коллега, товарищ Рахимов, сбрасывает ему на руки гарем бывшего контрабандиста и нынешнего басмача Чёрного Абдуллы, который тот бросил, намереваясь уйти морем в Иран.

Сухов и преданный ему юный красноармеец Петруха доводят женщин до приморского городка и размещают в музее, чтоб те дождались Рахимова — но становится известно, что в городок вот-вот нагрянет Абдулла, который хочет воспользоваться баркасом для переправы в Иран. Узнав, что его гарем побывал в руках другого мужчины, Абдулла считает делом чести убить всех женщин. Его банда насчитывает несколько десятков человек — а противостоять им должны Сухов и Петруха. Саид покидает Сухова, опасаясь, что, если он погибнет в бою с Абдуллой, некому будет отомстить Джавдету за убитого отца. Сухов пытается привлечь союзника — бывшего таможенника Верещагина, коротающего чуждую ему войну в уединенном домике с павлинами…

Тропы и штампы [ править ]

Источник

История создания фильма «Белое солнце пустыни». Справка

Сорок лет назад вышел один из самых популярных отечественных фильмов «Белое солнце пустыни». Юбилей легендарного фильма Владимира Мотыля отметят 12 августа на 17-м фестивале российского кино «Окно в Европу» в Выборге.

«Белое солнце пустыни» — советский фильм режиссера Владимира Мотыля, повествующий о приключениях красноармейца Сухова, спасающего от кровожадного бандита Абдуллы его гарем.

Во второй половине 1960-х на волне популярности фильмов о «Неуловимых мстителях» советское кинематографическое руководство обратилось к жанру истерна. С 1966 года в кинематографической системе СССР начала работать ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия). Она представляла собой коммерческое предприятие с широкой свободой действий по подбору кадров и выбору творческого материала и могла не согласовывать свои действия с Госкино СССР. В 1967 году руководство ЭТК пригласило к работе над сценарием нового приключенческого фильма Андрея Михалкова Кончаловского и Фридриха Горенштейна. Первоначальный вариант сценария под рабочим названием «Басмачи» руководство киностудии не устроил.

Однако снять картину в этом жанре руководству студии все-таки хотелось, и сценаристу Валентину Ежову (автору «Баллады о солдате») поручили в течение полутора месяцев создать сценарий отечественного истерна.

Местом действия Ежов выбрал среднеазиатскую пустыню. Поскольку сам он в пустыне никогда не был, поэтому в соавторы взял своего товарища по Высшим сценарным курсам Рустама Ибрагимбекова как «знатока Востока».

«Скрыв, что никогда в жизни не был в Средней Азии и в революционных событиях не участвовал, – вспоминал Ибрагимбеков, – я обещал… поделиться своим восточным опытом. «.

Собирая материал для сценария, Ежов встречался с ветеранами Гражданской войны, которые в 1920-е годы сражались с басмачами в Средней Азии. Один из них вспомнил, как басмачи, спасаясь от настигавших их красных отрядов, бросали в пустыне свои гаремы. Под конец рассказчик добавил, что эти женщины в паранджах доставляли в пустыне немало хлопот. Так появился новый сценарий с рабочим названием «Пустыня».

В январе 1968 года начались пробы актеров. На роль Федора Сухова пробовалось несколько актеров. В финале остались двое: Анатолий Кузнецов и Георгий Юматов, который и был утвержден на эту роль. Однако буквально накануне съемок Юматов подрался и на какое то время выбыл из строя. Владимир Мотыль вновь обратился к Кузнецову, кандидатуру которого первоначально на пробах отклонили. Актер оказался не занят и согласился принять участие в съемках.

Долго не могли найти исполнителя на роль таможенника Павла Верещагина, неторопливого и обстоятельного, знающего цену жизни и смерти. Мотыль поделился проблемой с режиссером Геннадием Полокой, который тут же показал ему одну из актерских проб Павла Луспекаева. Проба была блестящей.

До «Белого солнца пустыни» Луспекаев как киноактер был малоизвестен, он всегда оставался верен театру. Но в 1967 году актеру сделали операцию по ампутации обеих стоп, и о возвращении в театр не могло быть и речи.

Полока уверил Мотыля, что скоро Луспекаев будет в форме, потом добавил: «Придумай сцены в воде. Он плавает как рыба. И поезжай к нему. Полюбуйся его торсом. Рубцы на плече, на руке — это же биография!»

Мотыль предложил Луспекаеву сняться на костылях и даже хотел соответствующим образом изменить сценарий. Павел Луспекаев отмел все эти варианты и поставил условие, что сниматься будет без каскадеров, и режиссер согласился.

Владимир Мотыль долго думал, кого пригласить на роль Катерины Матвеевны. В коридоре «Ленфильма» он случайно встретил Галину Лучай, тележурналистку из редакции кинопрограмм Центрального телевидения. В Ленинграде ее съемочная группа делала очередной фильм по истории кино. Режиссер сразу понял, что именно она должна сыграть Катерину Матвеевну. Галина Лучай согласилась сыграть роль русской красавицы после долгих уговоров.

Многие из приглашенных на съемки были непрофессиональными актерами. Только три «жены» Абдуллы из девятерых были актрисами. Так как после съемок основных сцен девушкам нужно было срочно возвращаться на работу, в эпизодах отсутствующих «жен» пришлось дублировать солдатами. Местные девушки отказались участвовать в съемках, и «жен» подбирали со всего Союза.

Съемки фильма на производственной базе студии «Ленфильм» начались 24 июля 1968 года. Первые отснятые сцены фильма — сон Сухова, где он кует серп и затем пьет чай вместе с супругой и остальным гаремом, снимались на натуре возле деревни Мистолово под Лугой.

В августе Мотыль продолжил съемки в Дагестане, где на берегу Каспийского моря, в нескольких километрах от города Каспийска были построены декорации — несколько бутафорских домиков, дом Верещагина, сад с виноградником, нефтеналивные баки. К берегу был подогнан старый баркас махачкалинского рабочего порта «Дербент», переименованный на время съемок в «Тверь».

11 ноября 1968 года худсовет Экспериментальной студии отсмотрел проявленный материал фильма «Белое солнце пустыни». Впечатление у присутствующих было неоднозначным. Начальника главной сценарной коллегии «Мосфильма» Марианну Качалову более всего возмутила сцена, где жены Абдуллы выбираются из бака. Сухов ожидает увидеть на их лицах радость спасения, но они пробегают мимо него, падают на колени и рыдают над мертвым мужем — рвут волосы, причитают, как положено по восточному обычаю. Финал пришлось изменить.

Помимо гибели Верещагина и Петрухи, в материале еще была сцена сумасшествия Настасьи, жены Верещагина. От этой сцены в фильме остался лишь маленький кусочек. Сократили драку Верещагина на баркасе и две «эротические сцены» с Катериной Матвеевной, переходящей с задранной юбкой через ручей, и женами Абдуллы, которые разделись во время своего заточения в баке.

Руководство студии попыталось даже сменить Мотыля на Владимира Басова. После отказа Басова и вовсе решили смыть весь отснятый материал. И только на окончательном совещании в Госкино, состоявшемся весной 1969 года, зампред Баскаков вынес решение: «Производство придется завершить. И Мотыля на картине оставить».

Именно благодаря Владимиру Басову появилась реплика Сухова «Восток — дело тонкое». «Восток требует совершенно иного подхода, у них там другое мышление, у мусульман. Должен быть тонкий подход», — напутствовал он Мотыля перед экспедицией.

В мае 1969 года съемочная группа активно занялась выбором мест натурных съемок для нового финала картины, причем уже не в Дагестане, а в Средней Азии. Остановились на Туркмении, на окрестностях города Байрам-Али. В Каракумах выпало так много дождей, что пески скрылись под высокими травами. Мотыль со своими ассистентами облетел на вертолете сотни километров, однако нужной натуры не нашел. На помощь пришла армия: солдаты местного военного округа за считанные недели пропололи десятки квадратных километров пустыни. В результате столь большой паузы в работе группа лишилась актрисы, игравшей Гюльчатай. Артистка цирка Татьяна Денисова, исполнявшая эту роль, получила в цирке свой собственный номер и от съемок отказалась. На роль утвердили 17-летнюю студентку Вагановского училища Татьяну Федотову.

В результате второй съемочной экспедиции фильм сильно изменился, и у него фактически появилась другая концовка. Съемки завершились в сентябре 1969 года.

18 сентября 1969 года фильм лично смотрел генеральный директор «Мосфильма» Владимир Сурин и остался недоволен просмотром. С его подачи акт о приемке картины в Госкино подписывать не стали.

Судьбу картины решил счастливый случай. В один из осенних дней 1969 года руководитель Коммунистической партии Леонид Брежнев решил посмотреть у себя на даче какой нибудь новый отечественный фильм. И дежурный по фильмохранилищу на свой страх и риск отправил к нему «Белое солнце пустыни». Брежневу картина очень понравилась.

В марте 1970 года в Москве состоялась премьера «Белого солнца пустыни». Федор Сухов и его окружение обрели поистине легендарную славу. Отдельные образы, фразы из картины сразу пошли в народ: «За державу обидно», «Таможня дает «добро», «Восток – дело тонкое» и др.

Просмотр «Белого солнца пустыни» стал неотъемлемой частью подготовки советских, а затем и российских космонавтов. Кассета с фильмом есть даже на борту Международной космической станции.

По итогам опроса, посвященного столетию российского кино, фильм «Белое солнце пустыни» был выбран для акции «Последний сеанс тысячелетия». Сеанс этот состоялся 31 декабря 1999 года в московском киноцентре «Дом Ханжонкова».

Материал подготовлен на основе инфорации открытых источников

Источник

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector