Белое солнце пустыни (1969)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
тексты песен
Песня Верещагина
Музыка: Шварц И.
Слова: Окуджава Б.
Ваше благородие, госпожа разлука,
Мне с тобою холодно вот какая штука.
Письмецо в конверте погоди, не рви.
Не везёт мне в смерти повезет в любви!
Ваше благородие, госпожа удача,
Для кого ты добрая, а кому иначе.
Девять граммов в сердце постой не зови.
Не везёт мне в смерти повезет в любви!
Ваше благородие, госпожа чужбина,
Жарко обнимала ты, да только не любила.
В шёлковые сети постой, не лови.
Не везёт мне в смерти повезет в любви!
Ваше благородие, госпожа победа,
Значит, моя песенка до конца не спета.
Перестаньте, черти, клясться на крови.
Не везёт мне в смерти повезет в любви!
Источник
«Верещагин, не заводи баркас!» Почему у прототипа героя фильма «Белое солнце пустыни» Поспелова дом был полон оружия
Образ начальника таможенного поста Павла Верещагина из фильма «Белое солнце пустыни» навсегда полюбился советским зрителям. Дореволюционный таможенник с его арсеналом оружия, с икрой без хлеба на завтрак, на обед и ужин, обнищавший, но по-прежнему радеющий «за державу», стал идеалом русского человека, который и за родину постоит, и за друзей жизнь отдаст.
Коллаж © LIFE. Фото © Wikipedia, Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / Kinopoisk
Правду говорят, что шедевры рождаются неожиданно, из ничего. Сценаристу фильма Валентину Ежову на написание сценария дали всего полтора месяца. Чтобы погрузиться в атмосферу, Ежов отправился в поездку по Средней Азии, и там, где-то на границе, один из старых пограничников рассказал ему о человеке, который и стал прототипом Верещагина.
Это был начальник Гермабского пограничного отряда 30-й Закаспийской пограничной бригады штаб-ротмистр Михаил Поспелов. Басмачи и контрабандисты называли его «Поспела, сын шайтана», а сотрудников таможни звали «джигитами Поспела».
Сослуживцы (те, кто не брал взятки) отзывались о нём как о душевном человеке, который с любым мог найти общий язык, прекрасно ладил с лошадьми и виртуозно владел оружием. А вот те, кто «брал мзду», офицера не любили и искали возможности свести с ним счёты. Но это было непросто. Физические данные Поспелова были богатырскими — он имел огромные кулаки, гнул подковы и буквально мог подпоясаться ломом.
Родился Михаил Поспелов в 1884 году в Орле. В юности за вольнодумство вылетел из училища. Зато окончил пехотное училище в Тифлисе, где получил шесть императорских призов за кавалерийскую подготовку, и был назначен в 6-й пехотный Либавский полк. Армейские будни пришлись Поспелову не по душе, и в 1910 году он добился перевода в столицу Туркестанской губернии — Ашхабад. В Туркестане был кадровый голод, и молодого, образованного офицера назначили начальником поста на границе с Персией. Звучит хорошо, но на деле Гермабский пост был у чёрта на куличиках — в горной долине реки Секизяб в горах Копетдага. Население посёлка (до революции — Михайловский) в 1910 году составляло 98 человек. Можно только догадываться, о чём думала молодая жена Поспелова, отбывая в эти сказочные дали вместе с мужем и двумя дочерьми. Зато всё как на ладони.
И в Гермабе будут яблони цвести!
Гермабский погранотряд Поспелова держал под контролем сто вёрст государственной границы. Основных постов было четыре. Главными задачами у пограничников были борьба с контрабандистами и противодействие английским, германским и турецким шпионам, которые перед Первой мировой войной наводнили азиатское «подбрюшье» России. Кроме того, на селение то и дело нападали отряды курдов, воровали местных женщин, чтобы продать их в Персию.
Поспелов служил стране российской не за страх, а за совесть, чем и заслужил разнообразные прозвища со стороны нарушителей границы. За рыжеватые усищи его даже называли «красным шайтаном». Он создал разветвлённую агентурную сеть и был заранее предупреждён о набегах воинственных банд и появлении подозрительных людей.
«Всех в кулаке держал» — так отзывались о нём сослуживцы. Подчинённых подбирал себе под стать: умелых наездников, виртуозно владеющих шашкой и винтовкой. Пост в Гермабе при Поспелове превратился в оазис среди гор: вокруг был разбит сад, в котором росли алыча, абрикосы, груши, яблони и грецкий орех, был вырыт пруд, где водились карпы, организована небольшая свиноферма, по заднему двору разгуливали индюки. Это было продиктовано не столько любовью к красоте, сколько заботой о довольствии пограничников — провиант и жалованье в те времена в отдалённые посты зачастую доставляли не вовремя.
Что стало с актёрами из «Неуловимых мстителей» и как они выжили на опасных съёмках
Буду охранять границу
В 1917 году после отречения императора ситуация на границе обострилась. Почувствовав слабину, контрабандисты обнаглели и стали в открытую нападать на пограничные посты. Тогда Поспелов съездил в Ашхабад и привёз оттуда несколько ящиков с ручными гранатами, пулемёт Льюиса и бомбомёт (очевидно, штоковый миномёт системы Аазена или Лихонина), который стрелял прямой наводкой на 500 метров.
Но самое сложное было впереди. После октябрьского переворота пограничники разбежались, охранять границу Поспелов остался в одиночестве. Унывать не стал, свой каменный дом превратил в крепость, куда складировал всё оружие, у двери установил бомбомёт, в окно выставил пулемёт, научил стрелять жену.
Советский миллиардер из Кировограда: как подпольный богач жил в нищете и ел в рабочей столовой
Бывало всякое. Приходили к дому басмачи, бандиты, контрабандисты, но брать крепость штурмом так никто и не решился. Однажды пожаловали бывшие сослуживцы. Слово за слово, рюмка самогона за рюмкой — короче, решили свести с начальником счёты. Штабс-ротмистра Поспелова арестовали, посадили в подвал и оставили незапертым окно — хотели убить «при попытке к бегству». Обладавший крепкими нервами Поспелов лузгал в подвале семечки, а потом уснул. Утром вчерашние сослуживцы протрезвели, струхнули и ускакали, а Поспелов вышел из подвала.
Ему предлагали уйти с белыми в Персию — он отказался; не раз предлагали присоединиться к бандитам — он тоже отказался. Когда с усмешкой спрашивали, что он будет дальше делать, отвечал: «Буду охранять государственную границу!» Так оно и вышло.
В 1919 году, не успела Красная армия занять Ашхабад, как Поспелов поехал по ближайшим селениям собирать новый пограничный отряд. К этому времени многим уже надоели орудовавшие в горах шайки басмачей и бандитов, а Поспелов сумел набрать 50 бойцов. Кормил их за свой счёт, продав в Персию последнее имущество, сам обучал. Прибывший в Гермаб в декабре 1919 года красный комиссар был поражён идеальным порядком на погранзаставе.
Поспелов тут же доложил начальству, что на вверенной ему территории происшествий нет, и подал ведомость, в которой перечислялись всё оружие и всё имущество погранпоста. Удивлённый комиссар тут же назначил Поспелова командиром батальона.
Бил бандитов и искал серу
С 1921 года задачи полковника Поспелова, возглавившего к этому времени пограничный полк, поменялись. Теперь главной задачей стала борьба с басмачами и вооружёнными бандами, которые то и дело пытались прорваться на территорию СССР из-за границы. Для борьбы с ними Поспелов создавал небольшие летучие отряды кавалеристов, и вскоре басмачи и бандиты уже молили Аллаха о том, чтобы тот отвёл от них «красного шайтана».
В 1923 году Поспелов создал и возглавил первую в Туркменистане учебно-пограничную школу, которая готовила начальников и заместителей командиров погранзастав. А ещё через два года ушёл в отставку, но спокойно жить не научился. Он то принимал участие в ликвидации банд Ибрагим-бека и Энвер-паши, то участвовал в экспедиции по поиску залежей серы в Каракумах. В 1930-х работал в Управлении пожарной охраны Узбекистана. Умер легендарный пограничник в 1962 году в Ташкенте в возрасте 78 лет.
Как на детском «Голосе» могут повторить опыт с дочкой Алсу и сломать судьбу дочери Трофима
На экране его образ был с удивительной органичностью воплощён актёром, ветераном Великой Отечественной войны Павлом Луспекаевым. Актёр ещё подростком воевал в партизанском отряде и внешне оказался на удивление похожим на Поспелова. Эта роль принесла Луспекаеву известность, его реплики были разобраны на цитаты, а крик Сухова «Верещагин! Не заводи баркас!» и сейчас, спустя годы, заставляет зрителей вздрагивать. Он означает, что верному сыну России грозит опасность и, быть может, смерть. А ещё он значит, что не перевелись на свете русские люди, которым «за державу обидно». А значит, России быть.
Источник
Забвение, секта, рак: как сложились судьбы актеров из «Белого солнца пустыни»
Сейчас, спустя много лет, многие называют «Белое солнце пустыни» роковым фильмом из-за того, как сложилась судьба актеров. Многие артисты закончили свою жизнь по-настоящему трагически.
Кахи Кавсадзе. Фото: кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Совсем недавно, 27 апреля, ушел из жизни актер Кахи Кавсадзе, который сыграл в фильме бандита Абдуллу. Ему было 85 лет. Незадолго до смерти он переболел коронавирусом. Вероятно, болезнь дала свои осложнения, из-за чего Кахи и скончался. Отметим, что Кавсадзе сыграл множество ролей в кино, но зрители знали его именно по фильму «Белое солнце пустыни». Карьера Кахи сложилась хорошо, а вот обычную жизнь артиста можно назвать трагической. В раннем возрасте он потерял родителей, а будучи взрослым, столкнулся с серьезной болезнью жены, которую обожал. Артисту приходилось совмещать работу и уход за лежачей супругой, которая все-таки скончалась. Это стало большим ударом для Кахи. После ее смерти актер жил в одиночестве.
Исполнитель роли красноармейца Сухова Анатолий Кузнецов попал на съемки культового фильма случайно и буквально проснулся знаменитым. После он начнет активно сниматься, но зрители все равно запомнят его как красноармейца Сухова. Так уж вышло, что после съемок в фильме у Анатолия Кузнецова начались серьезные проблемы со здоровьем. У него диагностировали рак, после чего начались бесконечные обследования и долгое лечение. Последние годы жизни артист не мог встать с кровати. Он скончался в 2014 году в возрасте 83 лет.
Николай Годовиков. Фото: кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Красноармеец Петруха, которого сыграл Николай Годовиков, больше всего понравился зрителям. Его персонаж был особенно ярким, так что казалось, что Николая ждет большое будущее в актерской профессии. Однако ролей так и не последовало. У артиста не было работы, из-за чего его брак распался. После развода Годовиков переехал в маленькую квартиру и стал много пить, перебиваясь разными мелкими заработками. За это время артист умудрился получить травму, начал воровать и даже отсидел в тюрьме, но в 90-е годы взялся за голову и попытался вернуться к нормальной жизни. Он встретил новую любовь и жил хоть и скромно, но счастливо. К сожалению, мужчина ушел из жизни в 2017 году от рака в возрасте 67 лет.
Актер Павел Луспекаев исполнил роль Верещагина, которая стала для него последней. Артист скончался в возрасте 43 лет в 1970 году от разрыва аорты. У Луспекаева были серьезные проблемы со здоровьем, из-за которых он с трудом мог работать. Он перенес множество операций и ампутацию пальцев на ногах, но не отказывался от ролей.
Раиса Куркина. Фото: кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Актриса Раиса Куркина запомнилась в роли жены Верещагина. Раиса была супругой режиссера фильма и без труда попала на съемки, получив роль. Однако этот фильм стал для нее роковым, ведь сразу после окончания съемок она узнала об измене мужа и подала на развод. Сейчас ей 93 года, артистка живет одна, а ее единственная дочь переехала жить в Канаду.
Татьяна Федотова. Фото: кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Исполнительница роли Гюльчатай Татьяна Федотова стала знаменитой после выхода фильма, но в это же время начались проблемы в ее личной жизни. В то время она вышла замуж за композитора Геннадия Кузьмина, но семейная жизнь не пошла ей на пользу. У пары не было работы и денег, а Татьяна в какой-то момент попала в религиозную организацию, которую православная церковь считает сектой. Сейчас Федотова ведет закрытый образ жизни, о ней почти ничего не известно.
Источник
История создания «Белого солнца пустыни»: фото со съёмок, документы, факты
«Белому солнцу пустыни» Владимира Мотыля уже больше полувека. Большинство жителей России и стран СНГ знают эту картину наизусть, особенно космонавты, которые не летают в космос, не посмотрев перед вылетом приключения красноармейца Сухова. Почему именно этот фильм, где нет ни слова про космос, удостоился такой чести? Космонавты — люди суеверные, любое действие, совершенное накануне удачного полёта, получает статус традиции. Так, вечером 26 сентября 1973 года перед первым после трагедии «Союза-11» космическим полётом экипаж космонавтов смотрел «Белое солнце пустыни». «Союз-12» успешно взлетел и успешно сел, с этого началась традиция, и Сухов ещё ни разу не подвёл наших космонавтов. А ещё по «Белому солнцу пустыни» космонавтов учат азам операторского искусства, чтобы звёзды и планеты на плёнке выглядели не хуже, чем голова Саида в пустыне.
А ведь этой традиции, как и народного обожания, могло и не быть. Чиновникам картина не понравилась, и высокобюджетный потенциальный блокбастер положили на полку. Спас картину лично Леонид Ильич. Но это всё факты общеизвестные, вы их наверняка слышали или читали столько же раз, сколько смотрели «Белое солнце». Листайте дальше, надеемся, что-то из этого поста вы узнаете впервые.
Начать с того, что изначально сценарий приключенческой картины про Гражданскую войну а-ля «Неуловимые мстители» поручили Андрею Кончаловскому и Фридриху Горенштейну («Солярис», «Раба любви»). Их сюжет не устроил киностудию, другую версию сценария написали Валентин Ежов («Баллада о солдате», «Сибириада») и Рустам Ибрагимбеков («Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник»). Как вишенка на торте в сценарии, названным Кончаловским «шедевром», позже появились семь писем Сухова Катерине Матвевне. Эти письма по просьбе режиссёра Мотыля написал Марк Захаров. Так что знаменитая фраза «А еще скажу вам, разлюбезная Екатерина» принадлежит перу знаменитого режиссёра.
Постановщиком сценария Ежова и Ибрагимбекова под названием «Спасите гарем» мог стать Андрей Тарковский, но в итоге постановку доверили Владимиру Мотылю. Тарковский потом говорил, что не смог бы поставить всенародно любимый фильм, потому что с юмором у него не очень.
А Сухова должен был играть Георгий Юматов. Анатолий Кузнецов тоже проходил пробы и тоже понравился режиссёру, но худсовету показалось, что Юматов больше подходит на роль героического красноармейца. Когда пришло время начать съёмки, Юматов не явился на площадку. Режиссёр отправился в гостиницу к артисту. Юматов спал, накануне крепко приняв на грудь на поминках по лучшему другу. Ко всему прочему, на поминках случился скандал, и завязалась драка. Кто-то из гостей предъявил Юматову нелепое обвинение — якобы он виноват в смерти друга, потому что посодействовал ему в покупке «Запорожца», на котором тот и разбился. Актёр оказался крепко побит и не мог приступить к съёмкам в тот же день. Тогда Мотыль позвал сниматься Кузнецова.
Из этого документа видно, как тщательно контролировался худсоветом процесс производства картины. В этом заключении отмечаются недостатки и достоинства второго варианта режиссёрского сценария. В частности, члены совета просят создателей добавить финальный монолог Сухова, в котором бы он давал напутственные инструкции гарему и «благословлял» их на счастливую (свободную) жизнь при Советской власти». А вот некоторые поправки уже по отснятому с Кузнецовым материалу: «. нужен ли разговор Верещагина с Суховым через стенку бака. В фильме должно быть поменьше крови. Учитывая, что актёр Кузнецов не получился в фильме «суперменом», нужно подумать над тем, не убрать ли «суперменские» характеристики Сухова. Может быть, следует убрать сцену, где женщины и Сухов лезут в бак».
После того как Брежнев разрешил картину, ей ещё предстояло получить прокатное удостоверение. На наличие идеологических диверсий фильм перед выдачей удостоверения проверял Алексей Романов, председатель Комитета по кинематографии. Он попросил исправить три «недочёта»:
1. Убрать Карла Маркса с обложки книги, которую читает девушка в сцене сна Сухова (в финальной версии название загораживает цветок);
2. Сделать так, чтобы таможенник не лежал на полу, когда выбрасывает офицера;
3. Прикрыть ляжки Катерины Матвевны при переходе через ручей.
Это машинописный экземпляр песни Верещагина с рукописными пометками Владимира Мотыля. В правом верхнем углу можно увидеть рабочее название «Спасите гарем». Также здесь вы можете видеть куплет, не вошедший в картину.
Источник