Меню

Белое солнце пустыни сцена с чайником

Смерть на съёмках, клубничка, стычки с бандитами и голодные поклонницы. Как снимали «Белое солнце пустыни»

Лайф нашёл неизвестные факты о том, как снимали всенародно любимый хит.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоказ»

В апреле 1970 года фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» вышел в широкий прокат. За короткое время картина, открывшая в СССР моду на вестерны, стала всенародно любимой и разошлась на цитаты. Чиновники от кино делали всё, чтобы фильм не получил ни премий, ни наград. Однако народная любовь победила, награда нашла своих героев, товарищ Сухов стал секс-символом, а «Белое солнце пустыни» считается культовым фильмом.

Рабочее название первого варианта сценария — «Басмачи». Его написали Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн. Изначально это была история милицейского отряда, перешедшего на сторону басмачей. В течение фильма красные пытаются вернуть его в свой стан. Комиссии сюжет показался надуманным, его отдали на переработку успешным на тот момент сценаристам Валентину Ежову и Рустаму Ибрагимбекову. Общаясь с ветеранами Гражданской войны, авторы услышали историю про гарем, который в ходе войны бросил командир басмачей, и узнали много интересного о судьбе брошенных женщин. Вокруг этой истории и закрутился сюжет, будущий фильм получил название «Спасите гарем!».

Искусствовед, инженер и проститутка в роли наложниц

Съёмки проходили в посёлке Мистолово Ленинградской области, в Дагестане, в Таджикистане и Туркменистане. Огромной проблемой было найти девушек на роль наложниц гарема Абдуллы, так как местные жительницы наотрез отказывались от участия в фильме. В результате исполнительниц ролей искали по всему Союзу. Почти все они были непрофессиональными актрисами, за исключением звезды кино и театра Татьяны Ткач. Старшую жену Саида сыграла искусствовед Светлана Сливинская, колоритную девушку с усами Зарину — инженер Алла Лименес, а на роль Зульфии пригласили профессиональную путану из гостиницы «Астория» Зинаиду Рахматову (этот факт, конечно, не афишировался). В процессе съёмок Зинаида поругалась со съёмочной группой и уехала. Её нашли… на рабочем месте в объятиях клиента и уговорили вернуться к съёмкам.

Смерть на съёмочной площадке

Создателям фильма не везло с самого начала. Ещё в подготовительный период режиссёру Владимиру Мотылю пришлось внести в сценарий множество правок. Бюджет фильма был по тем временам скромный — всего 650 тысяч рублей, не хватало необходимого оборудования. К примеру, съёмочный кран пришлось мастерить из подручных средств. В это же самое время снималась эпопея Юрия Озерова «Освобождение», на съёмки которой были брошены почти все кинематографические ресурсы. Во время съёмки сложных конных трюков и вовсе случилась трагедия — из-за несоблюдения правил техники безопасности погиб кавалерист-каскадёр. Самое обидное, что виртуозные трюки, из-за которых он пошёл на риск, так и не вошли в финальный монтаж картины.

Пьянство, драки, поножовщина

Каждый съёмочный день начинался в шесть часов утра. Работали плотно, тем не менее организация съёмок хромала (режиссёру дали неопытных ассистентов), к тому же то и дело путали карты погодные условия — то поднималась буря, то становилось пасмурно. Вынужденный простой актёры компенсировали, проводя время в местных кабаках. Николай Годовиков, исполнивший роль Петрухи, и Павел Луспекаев, сыгравший таможенника Верещагина, часто под воздействием алкоголя дрались с местными хулиганами.

Николай Годовиков в роли Петрухи. Фото © Wikipedia

Из-за Николая Годовикова отменили два съёмочных дня, поскольку полученные синяки не позволяли ему присутствовать в кадре. С Павлом Луспекаевым вышла другая история: в один из вечеров в дагестанском ресторане он бросился разнимать двух дерущихся, один из которых ударил его кинжалом в лицо. У актёра была повреждена бровь, и она во время съёмок боя на баркасе постоянно кровоточила. Владимир Мотыль придумал сцену, в которой от выстрела разбивается стекло и осколок ранит героя. Так травма оказалась оправданной в кадре.

Экшен-сцены и обнажёнку вырезать!

Несмотря на все трудности, свалившиеся на режиссёра и съёмочную группу, все работали в поте лица, особенно когда сроки начали поджимать, а бюджет почти иссяк. Но чиновники были настроены решительно, была даже идея положить фильм на полку, а то и вовсе уничтожить отснятую плёнку. «Белое солнце пустыни» дошло до зрителя благодаря счастливому случаю. Леонид Брежнев был большим фанатом американских вестернов, особенно он ценил фильмы с участием актёра Чака Коннорса. Генсеку регулярно поставляли на правительственную дачу новинки. Но в тот период, когда решалась судьба фильма Владимира Мотыля, с поставками вестернов случился перебой, поэтому ему отправили «Белое солнце пустыни». Фильм привёл его в восторг, он похвалил советских кинематографистов и удивлённо спросил, почему фильм ещё не вышел на экраны. Картине дали зелёный свет, уже в апреле её увидели миллионы зрителей. Люди влюбились в героев, фильм разошёлся на цитаты. Лента «Белое солнце пустыни» заняла второе место в прокате 1970 года, уступив эпопее Юрия Озерова «Освобождение».

Читайте также:  Звезда сириус расстояние до солнца

Любовницы товарища Сухова

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоиск»

Для прекрасной половины СССР актёр Анатолий Кузнецов, исполнивший роль Сухова, моментально стал главным секс-символом 1970 года — ему писали письма, всеми правдами и неправдами доставали номер его телефона. У Кузнецова был друг, который имел внешнее сходство с актёром. Он пользовался этой привилегией и соблазнял девушек. Однажды Анатолий Кузнецов получил телеграмму от одной из них. Девушка писала, что разводится с мужем, собирает деньги для того, чтобы переехать к Кузнецову в Москву, как «они и договаривались». Актёр же не был с ней знаком и очень удивился. Когда он выяснил, откуда у этой истории ноги растут, то отчитал своего предприимчивого друга.

Счастливый талисман космонавтов

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоиск»

Ещё в советское время картина стала культовой среди космонавтов. Перед каждым полётом в космос экипаж смотрел «Белое солнце пустыни», считая, что картина приносит удачу, а товарищ Сухов заряжает своим мужеством, чувством юмора и оптимизмом и является полноценным членом экипажа. Традиция жива до сих пор. Космонавт Валерий Кубасов в одном из своих интервью поделился, что с того времени, как была заведена эта традиция, ни один из космонавтов не погиб.

Владимир Мотыль стремился сделать советский вестерн (истерн), хотя и отмечал, что у него свои методы, которые отличаются от американской школы. Тем не менее изначально в фильме было больше драк и откровенных сцен. Комиссия на просмотре чернового монтажа картины единогласно решила, что лучше всего у него выходят лирические сцены, а драки часто нелепы. Что касается клубнички, то члены комиссии потребовали её свести к минимуму. Так исчезла сцена, в которой одна из девушек раздевает другую, готовя её ко встрече с Абдуллой, а также сцена, в которой обнажённая красавица кормит Абдуллу виноградом. Владимир Мотыль был расстроен. Он считал, что таким образом он мог показать красивую жизнь бандита, которой его лишил товарищ Сухов.

Источник

В фильме «Белое солнце пустыни» цензура изменила финал. Показываем кадры и видео, которые не вошли в фильм

К 90-летию Владимира Яковлевича Мотыля вышла книга в которой были опубликованы дневники, предоставленные родственниками легендарного режиссера. Тот, кто интересуется творчеством этого человека, найдет в этом издании много интересного, о чем Владимир Яковлевич не рассказывал при жизни.

Из этих записей я узнал увлекательную историю создания знаменитого фильма «Белое солнце пустыни». Оказывается, первоначально у этого фильма был снят другой финал. И сама картина была продолжительностью 91 минута, а не 83 как сейчас.

Если кратко, то в финале фильма, по требованию худсовета киностудии «Мосфильм», были значительно сокращены сцены заключительной перестрелки Сухова с бандой Абдуллы, а также драки Верещагина с бандитами на баркасе. Мотыль отметил, что больше всего ему было жаль именно Луспекаева, так как съемки противостояния Верещагина с бандитами давались актёру нелегко – он был на протезах и ему было очень тяжело и больно исполнять трюки , которые потом так и не вошли в фильм.

Председатель худсовета и главный редактор «Мосфильма» Марианна Качалова посчитала, что «мордобоя на баркасе чересчур много» и он перегружает сюжетную линию финала картины. Мол, его задача погибнуть вместе с баркасом и находящимися на нем бандитами, так зачем перед этим устраивать там такую жестокую драку? Известно, что именно Марианна Владимировна в своем время серьезно сократила боевые противоборства в «Неуловимых мстителях», а ведь именно за эти сцены этот фильм любили все подростки.

Читайте также:  Гор бог солнца древнем египте

По воспоминаниям других кинорежиссеров, Марианна Владимировна Качалова имела свой женский взгляд на кино, поэтому любые драки и противоборства киногероев считала ненужным и даже вредным подражанием западным фильмам-боевикам. А так как у неё были особые полномочия как у главного редактора, а также покровительство генерального директора «Мосфильма», то не считаться с ней было нельзя.

В результате из фильма было вырезано больше половины эпизода, как Верещагин, перед тем как завести баркас, расправляется со всеми боевиками, которые там находились. Далее он один остаётся на баркасе и заводит его только для того, чтобы подойти поближе к берегу и помочь окруженному со всех сторон Сухову. Тем трагичнее выглядела бы его гибель, уже как победителя на этом корабле — получается о расправился со всеми бандитами, а потом сам же убил себя, с невольным участием Сухова.

В перестрелке Сухова с бандитами также пришлось многое переснять. Убрали красочную сцену решающего противоборства Сухова и Абдуллы в воде. И когда Сухов, уже сам весь израненный и еле живой, наконец, убивает Абдуллу, то женщины, увидев это, пробегают мимо окровавленного Сухова, которому требуется помощь, к телу убитого Абдуллы и начинают над ним горестно рыдать. Крупным планом показывают лицо Сухова, на котором отражено безысходное разочарование. И от гибели Верещагина, которую он сам организовал, не ведая того. И от реакции этих женщин на смерть Абдуллы, ради которых он рисковал своей жизнью. Короче, вроде он и победил, но только после этого самом жить не хочется.

Режиссер хотел лейтмотивом фильма сделать поговорку главного героя: «Восток-дело тонкое!», мол у них свои непонятные нам ценности, и не стоит туда лезть «со своим самоваром». Но так как эти сцены были удалены, такая мысль в фильме потерялась.

Добавить трагизма финалу должна была сцена сумасшествия жены Верещагина после гибели мужа.

Увидев, как взорвался баркас с Павлом, Настасья теряет рассудок и бросив всё идет в пустыню к засыпанным песком рельсам заброшенной железной дороги. Бормоча бессвязные слова о Паше, об Астрахани, о доме, она начинает ползать по шпалам и руками сметать песок с рельс, так как ей кажется, что если она очистит рельсы от песка, то по ним придет поезд и заберет её.

Но от всего этого, по требованию худсовета, была оставлена лишь пятисекундная сцена, как опустив руки, она, убитая горем, идет по берегу мимо лошадей.

Источник

Вырезанные эпизоды и другая концовка фильма «Белое солнце пустыни»

Этот фильм давно стал классикой советского кинематографа, хотя его съемки сопровождались большими сложностями, режиссера обвиняли в профнепригодности, а зрители могли бы и вовсе не увидеть на экранах любимых героев. Немногие знают о том, что у «Белого солнца пустыни» изначально было не только другое название, но и другая концовка, а вырезанных эпизодов хватило бы на две серии.

В 1960-х гг. на волне популярности «Неуловимых мстителей» возрос интерес к приключенческому кино, и на уровне руководства было принято решение о съемках «истернов» с историко-революционным содержанием в противовес зарубежным «вестернам». К работе над сценарием нового фильма с рабочим названием «Басмачи» (или «Пустыня») привлекли Андрея Кончаловского и Фридриха Горенштейна. В основу сюжета легла история, рассказанная участником Гражданской войны, о том, как в Средней Азии басмачи, спасаясь бегством от красноармейцев, бросали в пустыне свои гаремы. Так родилось еще одно название фильма – «Спасите гарем».

Кончаловский вскоре покинул проект ради съемок другого фильма. От работы также отказались Юрий Чулюкин и Андрей Тарковский. Владимир Мотыль планировал снять картину о декабристах, но, получив гарантии полной свободы действий на съемочной площадке, он согласился взяться за работу над предложенным проектом о «басмачах». Советскому кинематографическому руководству название «Спасите гарем» показалось двусмысленным, поэтому был утвержден другой вариант – «Белое солнце пустыни».

Читайте также:  Римская мифология бог солнца

На роль красноармейца Сухова пригласили Георгия Юматова, но на тот момент у него уже были серьезные проблемы с алкоголем, и опасения режиссера по поводу того, что он может сорвать съемки, были небезосновательными. Через неделю после начала съемок он попал в пьяную драку и явился на съемочную площадку весь в синяках. Тогда режиссер принял решение снимать актера, чью кандидатуру отклонили на пробах, – Анатолия Кузнецова.

К съемкам привлекали и непрофессиональных актеров. Только 3 из 9 жен Абдуллы были актрисами, остальные были далеки от мира кино. Женщины тяжело переносили жару и в тех сценах, где им не нужно было открывать лица, их дублировали молодые солдаты, облаченные в паранджу.

Большинство *жен Абдуллы* не были профессиональными актрисами

Съемки проходили в Дагестане и Туркмении. Дисциплина в творческой группе хромала – актеры часто пропадали в местных ресторанах и участвовали в пьяных потасовках. В течение командировки не успели отснять весь запланированный материал. В результате комиссия забраковала работу режиссера и обвинила его в профессиональной непригодности, а фильм положили «на полку» на 4 месяца. Но поскольку в Министерстве финансов отказались списывать потраченные на съемки деньги, было решено все же дать возможность Мотылю завершить работу над фильмом.

Заключение комиссии о внесении изменений в отснятый материал

Разлюбезная Катерина Матвеевна

Катерину Матвеевну сыграла непрофессиональная актриса – редактор студии «Останкино» Галина Лучай

Многие кадры не вошли в картину. Так, был вырезан эпизод, когда Абдулла поджигал бак, где прятались его жены. Женщины, спасаясь от огня, должны были, скинув одежду, выбраться наружу. Но все они наотрез отказались сниматься обнаженными. После долгих уговоров они согласились, поставив условие: на съемочной площадке не должно быть мужчин. Но избавиться от операторов и осветителей не было возможности, поэтому прогнать пришлось только плотника. Правдами и неправдами эпизод сняли, но комиссия потребовала его убрать. Пришлось также «вырезать ляжки» Катерины Матвеевны, когда она с задранной юбкой переходила через ручей, так как это квалифицировалось как порнография. Удалили и те сцены, в которых Верещагин пьянствовал – герой не мог быть алкоголиком.

Многие сцены пьянства из фильма потребовали вырезать

Из фильма вырезали многие сцены с женами Абдуллы. Искусствовед и переводчица Светлана Сливинская, сыгравшая роль Саиды, рассказывает: «Сначала планировалась приключенческая картина под названием «Спасите гарем», где главными были Абдулла и его жены. Но материал порезали, картину переименовали, главным стал не гарем, а рассказ о том, как происходила революция в азиатских странах. Помню, забраковали сцену, как в одном из снов Сухов под песню «Из-за острова на стрежень» кидает меня с баркаса. Я должна была покорно уходить под воду. Хорошо, что аквалангисты меня вовремя вытащили! А потом сцену велели вырезать как жестокую».

Светлана Сливинская в роли Саиды

Кадр, не вошедший в фильм: сон Сухова о том, как он, вспомнив жену, бросает в воду женщин из гарема

Кадр, не вошедший в фильм: сон Сухова о том, как он, вспомнив жену, бросает в воду женщин из гарема

Но и после этих изменений материал не удовлетворял комиссию, и Мотылю пришлось внести еще около 30 правок. Финальный вариант существенно отличался от первоначального, но директор «Мосфильма» не был доволен результатом и не подписал акт о приемке. Зрители наверняка так бы никогда и не увидели один из лучших советских фильмов, если бы однажды на закрытом просмотре «Белое солнце пустыни» не показали Леониду Брежневу. Он пришел в такой восторг от увиденного, что картину выпустили в прокат. В первый же год фильм посмотрели 35 млн зрителей, и до сих пор он не теряет своей популярности.

Источник

Adblock
detector