Белое солнце пустыни ремейк в стихах
***
Средь пустыни сухой, где анчар травит ветер,
Где барханы высокие ловят песок,
Бодро шел человек, по усохшей планете,
За плечами винтовка да тощий мешок.
Персонаж этот – Федор Иванович Сухов,
Он в Минутку спешил к Катерине своей,
Не Балконский Андрей и не Питер Безухов,
Но товарищ был крепкий, как сотня гвоздей.
Отмеряя шагами верста за верстою,
Он озвучивал письма любовные вслух,
А за ним, по барханам своей чередою,
Шел гарем из наложниц. И все – без свекрух.
Зорина, Джамиля, Хафиза с Зульфиёю.
Сайда, также Зухра, всех, поди, сосчитай,
С ними – Лейла, Гюзель – все ушли от злодея,
И венец – молодая звезда Гюльчатай!
***
У подножья бархана, в кустах саксаула
Видит Сухов – блестящее что-то торчит,
А вокруг никого, ни гвоздя, ни аула,
Присмотрелся. О Боже, так это ж Саид.
Откопал он его, напоивши водицей,
Дал покушать чуток, а с собой – пистолет.
Ведь не думал тогда: возвратится сторицей,
Не отмщенный Саидом товарищ Джавдет.
***
Средь пустыни сухой, возвышаются стены,
Не осталось окрест ни кола ни двора,
Все бегут кто-куда, даже аборигены.
Ходят слухи, что едет сюда Абдулла.
Делать нечего, женщины требую ласки,
Общежитием стал им дворцовый музей,
Под густой паранджой прячут томные глазки,
Только мужу достанется этот трофей.
Молодой человек (звали парня Петрухой),
Был приставлен к гарему, хранить их покой,
Но взыграла любовь. И боец наш, по слухам,
Стал подтачивать клинья к жене молодой.
Но суровы традиции будней Востока,
Только мужу дано красоту созерцать,
Жизнь такая – тонка, а порою – жестока,
Изменения рЕдки, как на море гладь.
***
Аксакалы сидят, что-то шепчут Аллаху,
Кто-то стонет, как будто желудок болит,
Нет в глазах ничего: ни заботы, ни страха,
Только в ящике белом парит динамит.
Динамит заложили в баркас, словно мину,
Только двигатель тронут, зажжется запал,
И тогда разорвет на кусочки вражину,
Вам об этом расскажет любой аксакал.
***
Гюльчатай возле Сухова змейкою вьется,
От восточного танца он стал сам не свой,
Ведь не думал, что дело вот так обернется
Молодуху назначив любимой женой.
А Петруха все мается. Хочется очень
Гюльчатаи лицо увидать на свету,
Ну, а вдруг – крокодил? Ну, а вдруг – скособочен
Нос ее? И зубов не хватает во рту?
***
Тихо плещутся волны о берег песчаный,
Белокаменный дом, в нем павлины орут,
Песнь поет под гитару таможенник пьяный,
Был он главным в округе, коль люди не врут.
Нет проблем у него, только скучно солдату,
Он теперь не у дел, позабыл про стрельбу,
Только песни мотив зазывает куда-то,
Девять граммов, решающих горе-судьбу.
В гости Сухов пришел, выпил чарку-другую,
Верещагина к старому делу зовет,
Ты бросай эту скучную жизнь, всеблагую.
Мы слыхали, что есть у тебя пулемет.
Пулемета, не дам! Получил директиву:
Мне жена запрещает по людям стрелять,
Говоришь, что павлины? И Сухов ретиво
На борьбу с басмачами отправится вспять.
***
Средь барханов и дюн, конь понуро шагает,
Это славный Саид ищет долю в песках,
Он задумчив, рассеян немного, но знает,
Что велик и всевластен, могучий Аллах.
Поворот головы, взлет ствола карабина,
Пару выстрелов… Сердце пронзает игла,
Кровь бурлил и вскипает от адреналина,
Не Джавдет… По пустыне идет Абдулла.
Ты зачем убиваешь людей моих, друже?
Я не враг твой, народной молве вопреки,
Будь со мной. Обещаю защиту и ужин,
Мой папаша и твой – вроде как кунаки?
***
Ветер зной по пустыне гоняет,
Конский топот по улицам, пыль от копыт,
Абдулла свой калым на баркас собирает,
Но не знает, что Сухов в карете сидит.
Резко вскинув наган, он спокойно и верно,
Приказал Абдулле, чтобы руки держал,
Из кареты, что с рюшами, в стиле модерна,
Подпоручика бочкой пустой укатал.
***
Абдуллу повязали, закрыт он в подвале,
Но хитер и коварен безжалостный бай,
Обманул он жену молодую вначале,
Задушив, словно изверг, звезду Гюльчатай.
А Петруха был зверски заколот штыками
(Абдулла, свои руки испачкал в крови),
Конь гнедой смерти марш простучал копытАми,
Ятаганом срубил все зачатки любви.
***
Сухов, женщин увел по подземному ходу
(тот, что к берегу моря ведет из дворца).
Не хотел басмачей отпускать на свободу,
На баркас заманить, и заслать к праотцам.
Женщин спрятал на время, он в баке зарытом,
Но бандиты коварный придумали план,
И гяура, что вызов им бросил открытый,
Сжечь решили в огне, как вещает Коран.
***
Верещагину дома никак не сидится,
Грудь могучую гложут сомненья и боль,
Мысль шальная витает, чтоб снова напиться,
Но не может обиду убить алкоголь.
Не спросив у жены разрешенья на драку,
Он на берег, к баркасу, идет на разбор,
Но его там погнали взашей, как собаку,
Не мешай! Время славы прошло – командор.
Сердце сжала обида, за честь и державу,
Что попрали враги, растоптав сапогом.
На баркасе «старик» разгулялся на славу,
Всех бандитов отправив к чертям за бортом.
Он не знал, что баркас заминирован раньше,
И на помощь пошел, пену взбив за кормой,
Промахнулась судьба в запоздалом реванше,
Прогремел страшный взрыв и погиб наш герой.
***
Нефть разлита рекой, воздух полон парами,
Абдула дал команду: «Махмуд, поджигай!»,
Грянул выстрел, взметнулся аркан над холмами,
И бандиты отправились в ад, а не рай.
Застрочил пулемет. Сухов бьет не по-детски,
Что не выстрел, то труп (очень меткий стрелок),
На песке все лежат, словно в супчике клецки,
И на каждого можно писать некролог.
Все бандиты мертвы. Абдулла лишь остался,
Он от злости готов задушить храбреца,
Но, в кровавом бою даже он просчитался,
И в ловушку попал как тупая овца.
***
Средь пустыни сухой, где анчар травит ветер,
Где барханы высокие ловят песок,
Солнце белым пылает, весь мир обесцветив,
И стучит кулаком в серебристый висок.
Зорина, Джамиля, Хафиза с Зульфиею.
Сайда, также Зухра, всех, поди, сосчитай,
С ними – Лейла, Гюзель – все ушли от злодея,
Но не будет в гареме звезды Гюльчатай.
Источник
Смерть на съёмках, клубничка, стычки с бандитами и голодные поклонницы. Как снимали «Белое солнце пустыни»
Лайф нашёл неизвестные факты о том, как снимали всенародно любимый хит.
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоказ»
В апреле 1970 года фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» вышел в широкий прокат. За короткое время картина, открывшая в СССР моду на вестерны, стала всенародно любимой и разошлась на цитаты. Чиновники от кино делали всё, чтобы фильм не получил ни премий, ни наград. Однако народная любовь победила, награда нашла своих героев, товарищ Сухов стал секс-символом, а «Белое солнце пустыни» считается культовым фильмом.
Рабочее название первого варианта сценария — «Басмачи». Его написали Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн. Изначально это была история милицейского отряда, перешедшего на сторону басмачей. В течение фильма красные пытаются вернуть его в свой стан. Комиссии сюжет показался надуманным, его отдали на переработку успешным на тот момент сценаристам Валентину Ежову и Рустаму Ибрагимбекову. Общаясь с ветеранами Гражданской войны, авторы услышали историю про гарем, который в ходе войны бросил командир басмачей, и узнали много интересного о судьбе брошенных женщин. Вокруг этой истории и закрутился сюжет, будущий фильм получил название «Спасите гарем!».
Искусствовед, инженер и проститутка в роли наложниц
Съёмки проходили в посёлке Мистолово Ленинградской области, в Дагестане, в Таджикистане и Туркменистане. Огромной проблемой было найти девушек на роль наложниц гарема Абдуллы, так как местные жительницы наотрез отказывались от участия в фильме. В результате исполнительниц ролей искали по всему Союзу. Почти все они были непрофессиональными актрисами, за исключением звезды кино и театра Татьяны Ткач. Старшую жену Саида сыграла искусствовед Светлана Сливинская, колоритную девушку с усами Зарину — инженер Алла Лименес, а на роль Зульфии пригласили профессиональную путану из гостиницы «Астория» Зинаиду Рахматову (этот факт, конечно, не афишировался). В процессе съёмок Зинаида поругалась со съёмочной группой и уехала. Её нашли… на рабочем месте в объятиях клиента и уговорили вернуться к съёмкам.
Смерть на съёмочной площадке
Создателям фильма не везло с самого начала. Ещё в подготовительный период режиссёру Владимиру Мотылю пришлось внести в сценарий множество правок. Бюджет фильма был по тем временам скромный — всего 650 тысяч рублей, не хватало необходимого оборудования. К примеру, съёмочный кран пришлось мастерить из подручных средств. В это же самое время снималась эпопея Юрия Озерова «Освобождение», на съёмки которой были брошены почти все кинематографические ресурсы. Во время съёмки сложных конных трюков и вовсе случилась трагедия — из-за несоблюдения правил техники безопасности погиб кавалерист-каскадёр. Самое обидное, что виртуозные трюки, из-за которых он пошёл на риск, так и не вошли в финальный монтаж картины.
Пьянство, драки, поножовщина
Каждый съёмочный день начинался в шесть часов утра. Работали плотно, тем не менее организация съёмок хромала (режиссёру дали неопытных ассистентов), к тому же то и дело путали карты погодные условия — то поднималась буря, то становилось пасмурно. Вынужденный простой актёры компенсировали, проводя время в местных кабаках. Николай Годовиков, исполнивший роль Петрухи, и Павел Луспекаев, сыгравший таможенника Верещагина, часто под воздействием алкоголя дрались с местными хулиганами.
Николай Годовиков в роли Петрухи. Фото © Wikipedia
Из-за Николая Годовикова отменили два съёмочных дня, поскольку полученные синяки не позволяли ему присутствовать в кадре. С Павлом Луспекаевым вышла другая история: в один из вечеров в дагестанском ресторане он бросился разнимать двух дерущихся, один из которых ударил его кинжалом в лицо. У актёра была повреждена бровь, и она во время съёмок боя на баркасе постоянно кровоточила. Владимир Мотыль придумал сцену, в которой от выстрела разбивается стекло и осколок ранит героя. Так травма оказалась оправданной в кадре.
Экшен-сцены и обнажёнку вырезать!
Несмотря на все трудности, свалившиеся на режиссёра и съёмочную группу, все работали в поте лица, особенно когда сроки начали поджимать, а бюджет почти иссяк. Но чиновники были настроены решительно, была даже идея положить фильм на полку, а то и вовсе уничтожить отснятую плёнку. «Белое солнце пустыни» дошло до зрителя благодаря счастливому случаю. Леонид Брежнев был большим фанатом американских вестернов, особенно он ценил фильмы с участием актёра Чака Коннорса. Генсеку регулярно поставляли на правительственную дачу новинки. Но в тот период, когда решалась судьба фильма Владимира Мотыля, с поставками вестернов случился перебой, поэтому ему отправили «Белое солнце пустыни». Фильм привёл его в восторг, он похвалил советских кинематографистов и удивлённо спросил, почему фильм ещё не вышел на экраны. Картине дали зелёный свет, уже в апреле её увидели миллионы зрителей. Люди влюбились в героев, фильм разошёлся на цитаты. Лента «Белое солнце пустыни» заняла второе место в прокате 1970 года, уступив эпопее Юрия Озерова «Освобождение».
Любовницы товарища Сухова
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоиск»
Для прекрасной половины СССР актёр Анатолий Кузнецов, исполнивший роль Сухова, моментально стал главным секс-символом 1970 года — ему писали письма, всеми правдами и неправдами доставали номер его телефона. У Кузнецова был друг, который имел внешнее сходство с актёром. Он пользовался этой привилегией и соблазнял девушек. Однажды Анатолий Кузнецов получил телеграмму от одной из них. Девушка писала, что разводится с мужем, собирает деньги для того, чтобы переехать к Кузнецову в Москву, как «они и договаривались». Актёр же не был с ней знаком и очень удивился. Когда он выяснил, откуда у этой истории ноги растут, то отчитал своего предприимчивого друга.
Счастливый талисман космонавтов
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоиск»
Ещё в советское время картина стала культовой среди космонавтов. Перед каждым полётом в космос экипаж смотрел «Белое солнце пустыни», считая, что картина приносит удачу, а товарищ Сухов заряжает своим мужеством, чувством юмора и оптимизмом и является полноценным членом экипажа. Традиция жива до сих пор. Космонавт Валерий Кубасов в одном из своих интервью поделился, что с того времени, как была заведена эта традиция, ни один из космонавтов не погиб.
Владимир Мотыль стремился сделать советский вестерн (истерн), хотя и отмечал, что у него свои методы, которые отличаются от американской школы. Тем не менее изначально в фильме было больше драк и откровенных сцен. Комиссия на просмотре чернового монтажа картины единогласно решила, что лучше всего у него выходят лирические сцены, а драки часто нелепы. Что касается клубнички, то члены комиссии потребовали её свести к минимуму. Так исчезла сцена, в которой одна из девушек раздевает другую, готовя её ко встрече с Абдуллой, а также сцена, в которой обнажённая красавица кормит Абдуллу виноградом. Владимир Мотыль был расстроен. Он считал, что таким образом он мог показать красивую жизнь бандита, которой его лишил товарищ Сухов.
Источник
Как снимали «Белое солнце пустыни», почему режиссеру пришлось изменить финал картины, и кто из актеров жив до сих пор
В середине 1960-х годов в Москве было создано «Экспериментальное творческое объединение», которым руководили Георгий Чухрай и Владимир Познер (отец телеведущего Познера). В своем «ЭТО» они старались снимать кино по новым экономическим принципам, не «освоить бюджет», а создавать хорошие фильмы, грамотно расходуя средства, без фиктивной отчетности. Пару лет спустя Чухрай и Познер, вдохновившись успехом «Неуловимых Мстителей», задумали снять фильм в духе американских «вестернов», но чтобы действие происходило на востоке. Предполагалось, что снимать фильм будет Андрей Кончаловский, при участии которого был написан первый вариант сценария. Однако, этот вариант не понравился Познеру и Чухраю, а сам Кончаловский вскоре бросил проект ради экранизации «Дворянского гнезда». Начались поиски нового режиссера, в числе кандидатов были Андрей Тарковский (!) и Юрий Чулюкин («Девчата»). К тому времени уже был сценарий под рабочим названием «Спасите гарем», основанный на воспоминаниях участников гражданской войны. Его написали Валентин Ежов и Руслан Ибрагимбеков. Наконец, на должность режиссера был утвержден Владимир Мотыль, который тоже сначала отказывался, не веря, что фильм по такому неоднозначному сценарию вообще разрешат снимать. Однако, бедственное материальное положение заставило его все-таки решиться.
Подобрать актеров, как и режиссера, тоже было непросто. На роль Сухова утвердили Георгия Юматова. Накануне первого же съемочного дня он напился, и подрался. Похожая история повторилась пару лет спустя, во время съемок «Офицеров». Тогда Юматова все-таки оставили, но Мотыль поступил по-другому. Пускать актера в кадр с синяками на лице было невозможно. На съемки срочно вызвали Анатолия Кузнецова, который пробовался, но сначала не был утвержден. На роль жены Сухова Мотыль пригласил телевизионного редактора Галину Лучай. Она сначала отказывалась, но потом согласилась. Петруху могли сыграть Савелий Крамаров, Юрий Чернов (Сыромятников из «Доживем до понедельника»), но выбрали Николая Годовикова, который был даже совсем не актером (но снялся у Мотыля в «Жене, Женечке и «катюше»). Абдуллу должен был играть Отар Коберидзе (он был старше и опытнее), но Кахи Кавсадзе на пробах так отважно сел на коня, хотя делал это первый раз в жизни, что Мотыль утвердил его. Роль Абдуллы озвучивал Михаил Волков, так как у самого Кавсадзе грузинский акцент. На роль Саида Мотыль позвал Спартака Мишулина, которого знал по работе в Омском драмтеатре. Что же касается жен Абдуллы, их играли самые разные женщины, далекие от кинематографии, кроме Татьяны Ткач (возлюбленная Фокса из «Места встречи изменить нельзя») — искусствовед, инженер. А в паранджах вообще во многих эпизодах были задействованы местные солдаты, так как бегать в жару по пустыне женщинам было тяжело. Татьяну Федотову на роль Гюльчатай нашли в балетном училище. Ни до, ни после она не снималась в кино.
Снимать фильм было очень тяжело. Бюджет был небольшим — 650 000 рублей. Ассистенты режиссера были людьми неопытными, не хватало техники, оборудования. «Белое солнце пустыни» снимали в Ленинградской области (сцены с Екатериной Матвеевной), Дагестане, Таджикистане и Туркмении. Труднее всего пришлось Павлу Луспекаеву, игравшему Верещагина без пальцев обеих ступней. Но он мужественно решил играть без трости, без дублеров, а его роль была существенно расширена, и даже имя таможенника изменили на Павел вместо Александра. К сожалению, съемки подорвали и без того хрупкое здоровье Луспекаева. Меньше чем через 2 года он скоропостижно скончался.
Источник