На Салюте-4. Приметы и «Белое солнце пустыни»
На Салюте-4. Приметы и «Белое солнце пустыни»
Иногда говорят, что этот фильм – добрая примета космонавтов. Думаю, здесь дело посложнее. Традициями и суевериями феномен нашего любимого фильма не объяснишь.
Приметы, между прочим, срабатывают не всегда. Например, я собираюсь на парашютные прыжки и разбиваю зеркало. Но 12 прыжков выполнил, и все было в порядке. А через год – никакого зеркала не разбивал, но сломал ногу.
Перед полетом мы надеваем скафандр. До взлета проходит много часов. Американцам проще – у них памперсы. А мы, когда едем на старт, и уж последний поворот на дороге – выходим, расстегиваем скафандры, и – мальчики направо, девочки налево. Есть примета, что колесо автобуса не должно остаться сухим. Но это не примета, а медицинский факт.
А в ночь перед полетом смотрим кино, «Белое солнце пустыни». Этот фильм настраивает тебя как камертон. В космос нельзя идти зажатым. Но нельзя идти и с чувством: «Мне все по плечу, я сейчас совершу подвиг».
А как посмотришь «Белое солнце» – настроишься, все в порядке будет!
В последнюю ночь перед полетом, перед сном просто необходимо посмотреть кино. Необходимо успокоиться, отвлечься от мрачных мыслей, от тревоги. Когда медики посоветовали перед сном смотреть веселый фильм – выбор пал на комедию Георгия Данелия «Тридцать три».
Там у героя по фамилии Травкин, которого играл всеми любимый артист Леонов, по ошибке находят тридцать третий зуб. Его принимают за марсианина, потом – даже запускают в космос. Он проходит медицинские процедуры и летит на Марс. Все это, конечно, преподносится в юмористическом ключе. Остроумный фильм, местами – язвительно сатирический.
Некоторое время ребята смотрели его перед полетами. Мне там запомнился один эпизод. Перед полетом Травкин говорит: «Мне надо посоветоваться с семьей!» Его на черной «Чайке» привозят к жене, которая развешивает белье. Жена с размаху бьет его мокрым полотенцем по лицу. И Травкин резюмирует: «Семья согласна!»
Но, когда появилось «Белое солнце пустыни», то уже «Тридцать три» смотреть не стали. Не прижились и такие яркие, казалось бы, беспроигрышные комедии, как «Бриллиантовая рука» и «Ширли-мырли». Оказалось, что нужна не комедия и не трагедия, а именно такой фильм, какой получился у режиссера Владимира Мотыля. И фильм «Белое солнце пустыни» смотрят на космодроме много лет.
Мы смотрим, как Сухов идет по пустыне и встречает врагов, как он себя ведет. Ты знаешь, что в космосе тебя ждут и перегрузка, и невесомость, и опасность, которая может быть даже смертельной. И ты учишься у красноармейца Сухова, как надо себя вести в опасной ситуации. Не терять присутствие духа, надо сопротивляться до конца, при этом нельзя терять чувство юмора. Этот фильм задает некую линию поведения, учит одновременно не зажиматься и не лихачить. И мы настраиваемся на сложную коллективную работу. В детстве я читал книгу Сергея Колдунова «Ремесло героя». Героизм это действительно ремесло. Профессионализм не терпит суеты, нужны хладнокровие, выдержка, как у Сухова.
Сначала фильм не выпускали в прокат, потом его случайно посмотрел Брежнев. Ему картина понравилась и ей дали зеленый свет. Когда мы, космонавты, стали рассказывать, как много значит для нас этот фильм, то режиссеру Мотылю и актеру Кузнецову присудили Государственную премию.
Говорят, был случай, когда экипаж не посмотрел «Белое солнце пустыни». Сколько у них потом различных внештатных ситуаций случилось в космосе! Как никогда раньше. Я думаю, это совпадение… Но после этого случая мало кто решается нарушить обычай. Отправляться на трудное и опасное дело нужно в определенном настроении. Ни один фильм так не настраивает на нужную волну, как «Белое солнце пустыни».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
«Белое солнце пустыни». 1970 год
«Белое солнце пустыни». 1970 год Парадоксально, но факт: в содержании этого фильма на первый взгляд нет ничего особенного, однако вот уже более 25 лет эту картину с неослабевающим вниманием смотрит не одно поколение наших соотечественников. Космонавты традиционно смотрят
КАК ВОСХОДИЛО «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ»
КАК ВОСХОДИЛО «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ» В конце июня 2007 года исполнилось 80 лет со дня рождения замечательного кинорежиссёра Владимира Мотыля. Присоединяясь к поздравлениям, которые прозвучали в эти дни по адресу юбиляра, хотелось бы, однако, заметить, что даже это событие
«Белое солнце пустыни». 1970 год
«Белое солнце пустыни». 1970 год ВСЕ НАЧАЛОСЬ С «БАСМАЧЕЙ» Грандиозный успех первого фильма про «неуловимых» сразу же вдохновил многих советских кинорежиссеров на создание целой серии отечественных истернов. Именно с конца 60-х был дан новый мощный толчок созданию фильмов
КАК ВСХОДИЛО «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ…»
КАК ВСХОДИЛО «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ…» В. Ежов родился 21 января 1921 года в Самаре. Затем семья переехала в Москву, где отец будущего сценариста устроился на работу кредитным инспектором в Госбанк. Жить Ежовы стали в полуподвальной коммуналке на Малой Лубянке. Там же находилась и
«БЕЛОЕ СОЛНЦЕ…» НАД ДАГЕСТАНОМ
«БЕЛОЕ СОЛНЦЕ…» НАД ДАГЕСТАНОМ В конце июля съемочная группа прибыла в столицу Дагестанской АССР город Махачкалу, что на берегу Каспийского моря, где уже все было готово к натурным съемкам (в окрестностях городов Каспийска и Сулака). Технически группа была укомплектована
«БЕЛОЕ СОЛНЦЕ…» В ПАВИЛЬОНЕ
«БЕЛОЕ СОЛНЦЕ…» В ПАВИЛЬОНЕ 15 ноября начались павильонные съемки. В тот день в 6-м павильоне филиала «Ленфильма» Сосновая поляна снимались следующие эпизоды в декорации «Дом Верещагина»: первая встреча Верещагина и Петрухи («Ты в чей дом забрался? Отвечай!» — «Не знаю». «Ты
КАК ХОТЕЛИ ПОГАСИТЬ «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ…»
КАК ХОТЕЛИ ПОГАСИТЬ «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ…» На следующий день и в четыре последующих месяца съемок не было, поскольку над фильмом нависла угроза закрытия. Дело в том, что худсовет объединения, просмотрев отснятый в павильоне материал, остался недоволен увиденным. 15 января
«БЕЛОЕ СОЛНЦЕ…» НАД ТУРКМЕНИЕЙ
«БЕЛОЕ СОЛНЦЕ…» НАД ТУРКМЕНИЕЙ Тем временем съемочная группа активно занималась выбором мест натурных съемок для нового финала картины, причем уже не в Дагестане, а в Средней Азии. Сначала, как мы помним, хотели снимать в Узбекистане (в Хиве) и Красноводске, но затем
ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ…», ИЛИ НАГРАДА НАХОДИТ ГЕРОЕВ
ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ…», ИЛИ НАГРАДА НАХОДИТ ГЕРОЕВ Несмотря на то, что нас разделяют вот уже более тридцати лет с момента выхода фильма «Белое солнце пустыни» на экран, любовь к нему зрителей по-прежнему огромна. Эта картина как хорошее вино — с годами
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ РАСКАДРОВКА ФИЛЬМА «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ»
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ РАСКАДРОВКА ФИЛЬМА «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ» (съемки — 1968–1969)Катерина Матвеевна у березки — съемка 24 июля 1968 года;под Лугой Ленинградской области;Сухов идет по пустыне — июль 1969 года (Туркмения);голова Саида — 22 июня 1969 года (Туркмения);Сухов откапывает
«БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ»
«БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ» «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ»сценарий — Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков;постановка — Владимир Мотыль;главный оператор — Эдуард Розовский;художник-постановщик — В. Кострин, Б. Маневич;композитор — И. Шварц;звукооператоры — М. Лазарев, Е.
«Белое солнце пустыни»
«Белое солнце пустыни» Не секрет, что «под Юматова» писались сценарии. Вот только в силу неистовой непредсказуемости его характера многие идеи так и остались невоплощенными. Одним из самых больших разочарований актера стало снятие его с роли красноармейца Сухова в
Василий Николаевич Ермаков Павел Луспекаев. Белое солнце пустыни
Василий Николаевич Ермаков Павел Луспекаев. Белое солнце пустыни Актерам, безвременно ушедшим со сцены и из жизни… Ваше благородие, госпожа Удача! Для кого вы добрая, а кому иначе… Булат Окуджава. Песня Верещагина из кинофильма «Белое солнце
На Салюте-7. Космический старожил
На Салюте-7. Космический старожил В третий раз я совершил полет в 1985-м году. К тому времени мне стукнуло 54 года. Для Советского Союза это был рекорд, никто у нас в таком возрасте в космос не летал. Только один такой дурак нашелся на весь Советский Союз! Наш генеральный
Белое солнце пустыни
Белое солнце пустыни С небольшими перерывами великий князь Николай Константинович прожил в Средней Азии 36 лет. Здесь он состоялся как человек, и пришли к нему слава с глубокой признательностью современников и потомков. А то, что случилось это на окраине империи, значения
Белое солнце пустыни
Белое солнце пустыни И в музыке, и в разного рода научных измышлениях, так же, как и в наждачном производстве я не терплю дилетантизм и демагогию. Осознанное безумие — это да…Энгельс-Шменгельс, Маркс-Шмаркс…Всё это инфантильное баловство и мастурбация самолюбия, в целях
Источник
Суеверия и приметы космонавтов
Космонавтов считают едва ли не самыми суеверными людьми на планете. В полет по традиции они берут с собой веточку полыни, так как она дольше остальных растений сохраняет запах и напоминает о Земле, а на стартовый комплекс экипаж принято провожать под песню «Земля в иллюминаторе».
Черные понедельники и несчастливые даты
Начало «космическим суевериям» положил знаменитый Генеральный конструктор Сергей Королев. Достоверно известно, что Королев не любил старты по понедельникам и всегда переносил дату, если она падала на понедельник. Почему – так и осталось большой загадкой. Тем не менее, свою точку зрения Королев отстаивал на самом верху, из-за этого даже разгорались нешуточные конфликты. Космические корабли по понедельникам в Советском Союзе не летали – первые три года космической эры. Затем начали летать, из-за чего произошло 11 аварий. С 1965 года понедельник считается в советской, а теперь и российской космонавтике чуть ли не официальным «не стартовым» днем.
Есть на Байконуре и «несчастливые даты». Старт никогда не назначают на 24 октября. В этот день вообще не проводят на стартовых площадках никаких серьезных работ. 24 октября 1960 года на стартовом столе Байконура произошел взрыв ракеты-носителя МБР Р-16, погибли десятки человек. 24 октября 1963 года на стартовом столе вспыхнула ракета Р-9А. Сгорели восемь человек.
Другим суеверием знаменитого конструктора был «счастливый» оператор, который всегда нажимал по команде на кнопку «старт», капитан Смирницкий. Ни один пуск ракеты не обходился без Смирницкого. Даже когда у того была экзема, он всё равно нажимал на кнопку, потому что Королёв считал, что у того человека «лёгкая рука».
Тот же Королев, строго-настрого запрещал появляться на стартовой площадке во время запуска одному из своих конструкторов (однажды во время его дежурства произошла какая-то неприятность) и лично следил, чтобы тот даже носу не казал.
Космонавты никогда не дают автографов до первого полета. Некоторые принципиально избегают ставить автографы чёрными чернилами. Однако весь экипаж обязательно расписывается на бутылке водки, которую выпивают уже на земле, в казахской степи, после удачного полёта.
С удовольствием оставляют космонавты автографы и на двери гостиничного номера, где проводят ночь пред стартом. Закрашивать или смывать эти автографы категорически запрещено.
Женщина на борту
Говорят, из-за суеверий Валентину Терешкову боялись посылать в космос – все вспоминали старую морскую примету на счёт женщины на корабле. Но советское руководство суеверием не отличалось. В 1963 году, накануне международной конференции женщин в Москве в космос должна была лететь именно женщина.
В космос долго не пускали усатых. Во время полета усатого Виктора Жолобова были неполадки, и программу пришлось прекратить досрочно.
Белое солнце пустыни.
Перед стартом космонавты обязательно смотрят «Белое солнце пустыни».
Просмотр «Белого солнца пустыни» стал традицией в результате подготовок предыдущих экипажей по съемкам. Этот фильм используется в качестве пособия для обучения космонавтов киносъемкам. Как строить план, как работать с камерой, как выставлять сцены. Космонавты знают этот фильм «более чем наизусть».
Другие космонавтские странности
Старт какого-либо корабля космонавты никогда не назовут «последним»: к примеру, «последний старт к станции Мир…» предпочтут назвать «крайним», «итоговым». Также космонавты никогда не прощаются с провожающими .
На космодроме в Плесецке перед запуском ракеты-носителя на ней обязательно пишут «Таня». Говорят, это имя вывел на первой ракете влюбленный в некую Таню офицер. Однажды, когда забыли вывести на корпусе счастливое имя, ракета перед стартом взорвалась.
У космонавтов считается за правило пописать на колесо автобуса, везущего их на стартовую площадку. После этого скафандр им наглухо застегивают, и следующая возможность облегчиться представится только спустя несколько часов уже в открытом космосе. Ритуал вроде как пошел со времен Юрия Гагарина и поддерживается до сих пор. Другие считают родоначальником этой традиции генерального конструктора Сергея Королёва, который обязательно орошал ракету перед запуском.
Напоследок перед стартом космонавты получают от начальника дружественный пинок.
А вот с 13 числом никаких особенных суеверий у российских космонавтов и ракетчиков не связано. Конечно, это число мало кому нравится, но помешательства на «пятнице 13-го» у нас точно нет. Зато в НАСА 13-е число очень не любят – были уже неприятные инциденты. Так, знаменитый лунный «Аполлон-13» отправился к спутнику земли 11 апреля, а 13 апреля на борту корабля произошел взрыв – взорвалась одна из кислородных цистерн.
Источник
Белое солнце пустыни примета космонавтов
Космонавты очень суеверные люди, а их дни перед полетом проходят под знаком соблюдения определенных традиций. Суеверное отношение к полетам пошло от генерального конструктора Сергея Королева, который всегда был против запуска ракеты в понедельник. Сегодня этот день недели считается «не стартовым» из-за большого количества выпавших на него аварий. Экипаж никогда не говорит «последний» старт, заменяя это слово на «крайний» или «итоговый», и никогда не прощается с провожатыми. А если ракета стартует с космодрома в Плесецке, то на ней обязательно пишут «Таня». Одним из самых важных ритуалов является просмотр советского фильма «Белое солнце пустыни». Российские космонавты придерживались этого правила даже когда стартовали из США на американских шаттлах.
Почему именно «Белое солнце пустыни»
Традиции смотреть фильм про товарища Сухова уже более 40 лет, и сложилась она в ходе подготовки к полету первых советских экипажей. Картина использовалась как наглядное пособие для обучения космонавтов основам киносъемки, которую они проводили на орбите. «Белое солнце пустыни» — признанный эталон операторской работы, с помощью этой ленты космонавты учились работать с камерой, ставить сцены и строить план съемки. Впоследствии просмотр фильма за сутки перед стартом стал значимой частью предполетного ритуала. Для этого космонавты собираются вместе с семьями и друзьями, а если в состав экипажа входят иностранцы, то для них на экране включают субтитры. После развала Советского Союза традицию пытались изменить и вместо «Белого солнца пустыни» крутили «Ширли-мырли», однако нововведение не прижилось.
В фильме нет ни слова о космосе, тем не менее, по мнению актера Анатолия Кузнецова, исполнившего роль товарища Сухова, космонавтам нравится наблюдать, как герои картины действуют в экстремальных ситуациях, сохраняя спокойствие и самообладание. При этом юмор фильма помогает расслабиться и снять предстартовое напряжение.
Другие интересные суеверия
У конструктора Королева был свой «счастливый» оператор, которому он доверял нажимать кнопку «Старт». Этим человеком был капитан Смирницкий, у которого, как считал отец советской космонавтики, была легкая рука.
Космонавты не дают автографы черными чернилами, а перед полетом весь экипаж подписывается на бутылке водки, которая выпивается после возвращения на Землю.
Еще одна примета – космонавты должны пописать на колесо автобуса, который везет их на стартовую площадку. После этого ритуала космонавтов одевают в скафандры, и в следующий раз облегчиться они могут только в космосе.
А прямо перед стартом все члены экипажа получают от своего начальника дружеский пинок под зад.
Источник