Тбилисская биография героя «Белого солнца пустыни» Верещагина
Проект «Великие в Грузии» основан на одноименной книге российского и грузинского журналиста Бесика Пипия. В очередном очерке автор рассказывает о великом артисте Павле Луспекаеве, более известном миллионам как Верещагин из кинофильма «Белое солнце пустыни».
Бесик Пипия
Павел Луспекаев родился 20 апреля 1927 года в Луганске в Украине. Подростком попал в партизанский отряд, участвовал в боевых операциях. В одном из рейдов по вражеским тылам разрывной пулей его ранило. Перенес хирургическую операцию.
После войны поступил в Москве и с успехом окончил Щепкинское театральное училище. Он был лидером на своем курсе, ожидал распределения в Малый театр. Но не взяли из-за южного специфического акцента. Ревнители московского произношения, блюстители чистоты сценической речи советовали брать в рот камушки и по примеру древних греков читать шестистопные стихи. К советам о камушках Павел Луспекаев не прислушался.
Встреча в Москве с главным режиссером Русского драматического театра имени А.С. Грибоедова Александром Такаишвили решила дальнейшую актерскую судьбу Павла Луспекаева. В 1950 году он вместе с женой актрисой Инной Кирилловой поехал работать в Грузию.
Вот как описывает первые дни пребывания в Тбилиси Павла Луспекаева и Инны Кирилловой Василий Ермаков в книге «Павел Луспекаев. Белое солнце пустыни»: «Город понравился… Все было по-южному ярко, пестро, шумно и весело. Воздействие войны ощущалось здесь даже меньше, чем в Москве. Можно сказать, что и вовсе не ощущалось.
Поместили молодых актеров в небольшом общежитии при театре. Наконец-то у Павла и Инны появилась своя комната. Из нее они длинными запутанными переходами внутри театра попадали в свою гримерную и после спектакля возвращались обратно. По ночам они прислушивались к разнообразным звукам, доносившимся из глубин огромного здания: где-то свистело, вздыхало и хлопало. Свистело, наверно, от сквозняков. Они же заставляли «вздыхать» задники и занавес сцены. А хлопал, вернее, топал, ночной сторож, обожавший побродить по пустым помещениям.
В первое утро Инна и Павел проснулись от истошного вопля:
Вопль звучал так, будто человека, исторгавшего его, обложили голодные волки, и если какой-то Мацони не поспешит на помощь, непременно разорвут и сожрут его.
Павел и Инна метнулись к окну и выглянули во двор. Посреди двора стоял ишачок, обвешанный сумами, из которых торчали горлышки кувшинов, а возле ишачка топтался мужчина с черпачком в руке. Он-то и производил трагические вопли. Вскоре к мужчине и ишачку потянулись жители ближайших домов с бидончиками и крынками. Мужчина оказался, как выяснилось позже, торговцем кислой кавказской простокваши, мацони по-грузински…
Неожиданно Павел передразнил мацонщика, усилив трагическое звучание его голоса. Инна рассмеялась и крикнула: «Дебют состоялся!»».
Молодожены Павел и Инна полюбили Тбилиси сразу, всегда пользовались любым случаем, чтобы узнать город лучше. Павел «всюду таскал с собой Инну, – пишет Василий Ермаков. – Им было хорошо на этих извилистых горбатых улочках. Оба «балдели» от местных наименований: Авлабар, Верийские и Ортачальские сады, Дезертирский базар, Ишачий мост…
Пока бродили по улицам, все было более или менее сносно. Мужчины обращали внимание на Инну, стройную, молодую, красивую, но держались в рамках приличий, впрочем, в весьма относительных. Стоило же зайти в духан, как возникали проблемы. Каждая веселая компания, находившаяся в это время в духане, настойчиво, назойливо даже, старалась заполучить Инну и Павла к себе. Попытки отговориться, остаться вдвоем, натыкались на агрессивную обидчивость. Выручало одно простое средство: когда Павел поднимался во весь свой огромный рост, присутствующие умолкали.
Но однажды Павел и Инна вошли в духан, когда там никого не было. Сидели, съели по шашлычку под груду пахучей зелени, попивали отличное кахетинское вино, обсуждали очередную роль, предложенную Павлу в театре.
Неожиданно в духан ввалилась группа молодых грузин, человек пять. Они не видели Павла в рост и, следовательно, не могли верно оценить его физические данные.
Инна, естественно, оказалась в центре жгучего, прямо-таки раскаленного, внимания. На Павла же не обращали внимания, будто его тут и не было… Мужчины пригласили их пересесть за их стол. Пытаясь смягчить отказ, Инна улыбнулась, благодаря за оказанную честь в самых изысканных выражениях. Павел мрачно насупился… Последовало повторное приглашение – более настойчивое…
– А катились бы вы, знаете куда? – взорвался Павел.
В духане наступила гробовая тишина.
– Девушка, подождите, пожалуйста, на улице, – нарушил тишину широкоплечий парень, явно признанный авторитет в компании.
Инна протестующе дернулась.
– Выйди! – сквозь зубы процедил Павел, да так, что Инну будто сквозняком вымело из помещения. Трепеща от страха, она прислушивалась к шумам и звукам, доносившимся из духана… Раздался несусветный грохот. Еще минуту спустя из духана вырвались двое и опрометью скрылись в ближайшем дворе. Из разбитого носа одного ручьем хлестала кровь.
Тишина наступила неожиданно. Инна, терзаемая худшими предположениями, не смела заглянуть в духан. Когда же осмелилась, на пороге появился Павел. Под правым глазом горел густо-фиолетовый фингал…
– Уходим, – коротко обронил он.
Любопытство все-таки пересилило – Инна заглянула в духан. Все столики в нем были перевернуты, а стулья разбросаны. Среди этой немудреной мебели, издавая стоны и прочие звуки, шевелились три поверженных тела… На другой день был спектакль. Павел еле скрыл под густым гримом злополучный синяк…» И вышло так, что в тбилисском духане Павел Луспекаев отрепетировал будущую сцену из кинофильма «Белое солнце пустыни» – драку на баркасе.
Павел Луспекаев семь лет жил и работал в Тбилиси. Именно на берегах Куры с роли Алексея в спектакле «Оптимистическая трагедия» он начал свое восхождение к вершине сценического искусства.
«Жизнь течет хорошо, – пометил в своем дневнике 24 сентября 1953 года Павел Луспекаев. – Открыл сезон удачно, чувствую себя не хуже людей. То, что делаю, это вызывает у людей благоприятные отзывы. А что для артиста нужно, больше ничего. Вот только всегда в голове деньги, где их достать, чтобы они не смущали жизнь». А в другой раз великий артист записал: «Солнце затопило весь Тбилиси. Но сердце как в сырой могиле. И, безусловно, потому, что не хвалили за просмотр «Ста миллионов». Правда, никто меня и не ругал, все равно на душе противно… Вообще избаловался удачами, зазнался…»
В Тбилиси дала о себе знать фронтовая рана. Павел Луспекаев получил от врачей серьезное предупреждение об угрожающей ему болезни сосудов. Категорически требовали бросить курить. Вот строки из тбилисского дневника актера: «Ноги болят, что я делаю, сам не понимаю, горе близится. Брошу курить, должен бросить»; «Ура! Кажется, бросил курить…»; «Курью! Несчастье!»
В Тбилисском театре Павел Луспекаев сыграл двадцать четыре роли. Он по праву считался одним из самых заметных актеров. В конце концов, слава о его таланте дошла до кинематографистов, и в 1954-1955 годах ему поступило сразу два предложения с киностудии «Грузия-фильм» сняться в кино. Павел Луспекаев согласился. Так он сыграл Бориса в фильме «Они спустились с гор» (режиссер Николай Санишвили) и Карцева в «Тайне двух океанов» (режиссер Константин Пипинашвили).
В 1955 году режиссер грибоедовского театра Леонид Варпаховский переехал на работу в Киев в Театр русской драмы имени Леси Украинки. И забрал с собой любимого актера и человека Павла Луспекаева. Особенно радовалась переезду супруга Инна Кириллова. Она полагала, что живя в Киеве – городе, в котором нет такого обилия вина, какое ежедневно выпивалось в Тбилиси, Павел переключится на более здоровый образ жизни, а сама будет менее подвержена метательным пламенным взглядам со стороны мужчин-грузин.
А спустя два года Павла Луспекаева, человека с тбилисской биографией, пригласил к себе на работу в Ленинград другой человек с тбилисской биографией — главный режиссер Большого драматического театра Георгий Товстоногов. Он родился в Тбилиси, по матери — грузин, и провел в столице Грузии 31 год жизни. Но это — уже совсем другая история…
Источник
Белое солнце пустыни (1969)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
актеры и роли
красноармеец, возвращающийся после госпиталя домой
«Мертвому, конечно, хорошо. Но уж больно скучно»
«Восток — дело тонкое.»
«Ну что ж мне, всю жизнь по этой пустыне мотаться. »
«Абдула, у тебя ласковые жены, мне хорошо с ними».
«Оставь хоть патрон, Абдула! Нечем будет застрелиться».
«Ты что, не слыхал про Верещагина. Дожил! Было время, в этих краях каждая собака меня знала. Вот так держал! А щас. забыли!»
«Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть! Хоть бы хлеба достала!»
«Я мзду не беру. Мне за державу обидно!»
«Вот что, ребята, пулемета я вам не дам.»
озвучание — Михаил Волков
«Иди, иди. Хорошая жена, хороший дом: что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?»
«Старый стал, ленивый, а помнишь, какой я был. »
«Аристарх, договорись с таможней».
«Кинжал хорош для того, у кого он есть. И плохо тому, у кого он не окажется. В нужное время».
«Я долго ждал. А потом Бог сказал: «Садись на коня и возьми сам что хочешь, если ты храбрый и сильный!»
«Зачем ты убил моих людей, Саид?»
«Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.»
Источник
Павел Луспекаев, сыграв Верещагина на протезах, скончался сразу после премьеры “Белого солнца пустыни”
Павел Луспекаев — актер одной роли, но роли гениально сыгранной. Его Верещагин стал одним из самых любимых советским народом киногероев, а перед мужеством реального человека хочется склонить голову. Он прожил всего 42 года, почти половину из которых сражался с тяжелым недугом за право заниматься любимой профессией.
Павел Верещагин. “Белое солнце пустыни” 1969 г.
Павел Борисович Луспекаев (при рождении — Павел Багдасарович Луспекян) родился 20 апреля 1927 года в городе Луганске на Украине (по другим источникам, местом его рождения является село Большие Салы в Ростовской области). Его отец — Багдасар Гукасович был армянином, а мать — Серафима Авраамовна Ковалева — донской казачкой (хотя ее отчество вызывает в этом некоторые сомнения). Закончив начальную школу, Павел поступил в Луганское ремесленное училище, вместе с которым эвакуировался во Фрунзе, когда началась война с Германией.
Военные годы
Луспекаев ушел добровольцем на фронт в 1943-м году будучи совсем еще мальчишкой — в 15 лет. Попал в партизанский отряд и сражался наравне со взрослыми мужчинами. Во время одного из боев получил серьезное ранение: разрывная пуля раздробила ему локоть. В Саратовском военном госпитале, куда привезли юношу, хирург принял решение ампутировать руку, но Павел, превозмогая боль, сумел убедить врача попытаться ее сохранить. К счастью, это удалось. Выздоровев, Луспекаев продолжил службу в штабе партизанского движения 3-го Украинского фронта, а в 44-м году демобилизовался.
Начало творческого пути
Павел вернулся в Луганск и устроился в труппу местного драматического театра, в котором прослужил 2 года (удивительно, как ему это удалось без какого-либо образования и опыта). В 1946 -м году молодой человек приезжает в Москву и поступает в Щепкинское театральное училище на курс Константина Зубова. Несомненное дарование абитуриента заставило приемную комиссию закрыть глаза на его южный акцент, грубые манеры и … татуировки на обеих руках (вскоре, Луспекаеву пришлось их вывести — преподаватели просто отказывались пускать его в аудиторию). Закончив учебу, Павел очень надеялся попасть в труппу какого-либо столичного театра, но за 4 года ему так и не удалось избавиться от своего акцента. Из Москвы пришлось уехать.
В 1950-м году Луспекаев поступает на службу в Тбилисский театр русской драмы. Он быстро становится одним из самых заметных актеров и обращает на себя внимание кинематографистов с киностудии Грузия-фильм. Павлу предлагают небольшие роли сразу в двух кинофильмах — “Они спустились с гор” (1954 г.) и “Тайна двух океанов” (1955-56 г.). К сожалению, ни картины, ни дебют Луспекаева большого успеха не имели.
Людмила Шагалова и Павел Луспекаев. “Они спустились с гор” 1954 г.
Режиссер Леонид Варпаховский (отец Анны Варпаховской), работающий в одно время с актером в Тбилисском театре, высоко ценил его талант. Поэтому, переехав в Киев, переманил Павла за собой в Театр русской драмы им. Леси Украинки.
Несколько лет актер будет успешно играть на его сцене, пока в 1959-м году не получит приглашение в труппу Ленинградского БДТ от главного режиссера Георгия Товстоногова. Этому событию поспособствует знаменитый актер Кирилл Лавров. Навещая в Киеве своего отца, Лавров попал на спектакль “Второе дыхание” с участием Луспекаева и был под таким впечатлением от его игры, что убедил Товстоногова принять талантливого актера в БДТ. Этот театр станет последним в творческой биографии Павла.
Как болезнь помешала успешной карьере
Уже в молодости у Луспекаева начало развиваться серьезное заболевание сосудов ног, связанное с нарушением кровообращения. Возможно, причиной тому послужило длительное переохлаждение, которое актер перенес во время войны. С годами болезнь начала прогрессировать и причиняла Павлу невыносимые страдания. Он часто попадал в больницу, что не могло не отразиться на его работе в театре.
С кинематографом тоже все обстояло не просто: кинорежиссеры видели в Луспекаеве прежде всего театрального актера и к тому же были наслышаны о его проблемах со здоровьем. К сожалению, их опасения были оправданы… Например, когда режиссер Геннадий Полока пригласил Павла в свою картину “Республика ШКИД” на роль учителя физкультуры, по сценарию эта роль была одной из главных.
Физрук Медников. “Республика ШКИД” 1966 г.
Но из-за обострения болезни, Луспекаев в очередной раз лег в больницу и роль пришлось сократить почти вдвое. Фильм вышел на экраны в 1966-м году и очень понравился зрителю, который так же отметил яркий образ физрука Медникова. В конце 60-х, актер снялся еще в нескольких картинах: “Три толстяка” (1966 г.), “Жизнь Матвея Кожемякина” (1967 г.), “Зависть” (1967 г.) и т.д, но они не имели для творчества Павла важного значения.
“Жизнь Матвея Кожемякина” 1967 г.
На что пошел актер ради профессии
Когда режиссер Владимир Мотыль в начале лета 1968-го года предложил Луспекаеву роль таможенника в своем приключенческом военном фильме “Белое солнце пустыни”, актер уже был инвалидом: ему удалили обе стопы. Из театра он уволился в 1965-ом году, потому что больше не мог долго находится на сцене. А кинематограф еще оставлял ему некоторые возможности за счет коротких сцен и крупных планов. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колена еще несколько лет назад, но это означало для Павла полную потерю любимой профессии. Поэтому он согласился сначала на ампутацию пальцев ног, потом одной стопы, другой… Но даже такие меры не избавили актера от мучений — его начали преследовать фантомные боли. Только очень сильные препараты (по сути — наркотики) позволяли Павлу на какое-то время избавляться от страданий. Но когда он понял, что превращается в наркомана, то прекратил принимать лекарства и сумел преодолеть зависимость. Такая сила воли достойна восхищения!
Как проходили съемки “Белого солнца пустыни”. Первая и последняя звездная роль
На роль Верещагина актер согласился с радостью. Учитывая состояние Павла Борисовича, Владимир Мотыль был готов изменить сценарий, чтобы актер мог сниматься на костылях. Но Луспекаев отверг его предложение заявив, что “на костылях сняться еще успеет”. Для съемок ему сконструировали специальные сапоги, которые хотя бы частично должны были облегчить ходьбу.
Съемки начались в Дагестане, на пустынном побережье Каспия в августе. Жара и раскаленный песок стали настоящим испытанием для всех, кто участвовал в создании картины, что уж тут говорить о Луспекаеве, который совсем недавно перенес очередную тяжелую операцию на ноге! Вся съемочная группа ежедневно добирались пешком до объектов съемки около километра, а потом предстоял еще обратный путь. А когда снимали сцены на баркасе, уже наступил октябрь и задул сильный ледяной ветер.
Басмач Аристарх и Верещагин на баркасе. “Белое солнце пустыни”
Для всех оставалось загадкой, как удавалось Павлу Борисовичу устоять на качающейся палубе, где даже здоровые актеры с трудом удерживались на ногах. Все сцены драки по его требованию снимались без дублера, кроме той, в которой Верещагин пинками сталкивал бандитов за борт. Вода была настолько холодной, что после дублей актеров отпаивали спиртом.
Теперь немного о забавном. Большинство из нас помнят сцену, в которой Верещагин с отвращением ест черную икру большой ложкой из глубокой деревянной миски. На самом деле, икры было всего около килограмма и находилась она только сверху, а остальной объем посуды был заполнен вареным рисом. Ел ее Павел Борисович с большим удовольствием…
Павел Верещагин: “Не могу я ее каждый день, проклятую, есть”. “Белое солнце пустыни” 1969 г.
Изначально роль Верещагина не была такой значимой — по сценарию, таможенник погибал, даже не вступив в драку, но намеченные рамки оказались слишком тесны для масштаба Луспекаева. Кстати, как-то само собой имя Верещагина — Александр — поменялось на Павла: настолько актер слился со своим персонажем. Прибавлялись сцены, дописывались диалоги и в результате роль таможенника превратилась в одну из главных и, я считаю, лучших ролей. Эта картина сделала актера знаменитым, но Павлу Борисовичу совсем не долго оставалось наслаждаться заслуженной славой… Прославились также другие главные герои: Анатолий Кузнецов, сыгравший красноармейца Сухова, Спартак Мишулин (Саид) и Николай Годовиков (Петруха).
Петруха и Сухов. “Белое солнце пустыни”
Как Брежнев помог выходу картины на экран
Просто не верится, что этот потрясающий фильм мог не увидеть свет: он не понравился ни руководителю киностудии Григорию Чухраю, ни директору Мосфильма Владимиру Сурину, от которых зависел выход картины на экран. Какие бы правки и изменения Владимир Мотыль не вносил в сюжет, угодить им было невозможно. Картину собирались закрыть. Спасибо Леониду Ильичу Брежневу — генсек любил смотреть новые киноленты, еще не выпущенные в прокат. А из жанров предпочитал иностранные боевики и вестерны. Фильм очень понравилось не только Брежневу, но и членам его семьи, поэтому он напрямую поинтересовался у Сурина, почему “Белое солнце пустыни” все еще не в прокате… Премьера состоялась 30 марта 1970-го года.
Личная жизнь
У Павла Луспекаева была только одна жена — актриса Инесса Александровна Кириллова, с которой они познакомились и поженились еще будучи студентами в “Щепке”.
Павел Луспекаев и Инесса Кириллова. Фото sputnik-georgia.ru
В браке родилась дочь Лариса. Восточный темперамент не раз бросал актера в объятия других женщин, но Инесса Александровна прощала мужу измены. Она была рядом с Павлом во все тяжелые периоды его жизни, в т.ч сопровождала на съемках “Белого солнца пустыни”.
Павел был человеком очень эмоциональным: легко выходил из себя, мог нагрубить и даже ввязаться в драку. Но если понимал, что не прав — тут же искренне просил прощения. Он мог поделиться с друзьями какой-либо пришедшей ему в голову идеей по телефону в 5 часов утра, но близкие люди прощали ему бесцеремонность и другие недостатки характера. Настоящих друзей у Луспекаева было немного — актеры Евгений Весник, Владимир Татосов, Михаил Козаков, с которыми Павел дружил многие годы.
Неожиданный конец
После блестяще исполненной роли Верещагина, Павлу Борисовичу предложили главную роль политика Вилли Старка в телесериале по мотивам романа Роберта Уоррена “Вся королевская рать”. Актер согласился и приехал в Москву, где поселился на время съемок в гостинице “Минск”. Он успел сняться только в части картины. Днем 17-го апреля, Луспекаев позвонил из своего номера актеру Михаилу Козакову, вместе с которым снимался, пожаловался на скуку и сказал, что с нетерпением ждет завтрашних съемок. А через несколько часов стало известно, что Павел Борисович скончался. По заключению судмедэкспертизы, смерть произошла мгновенно от разрыва сердечной аорты. Актер не дожил до своего 43-х летия несколько дней (роль Вилли Старка сыграет Георгий Жженов).
После смерти Луспекаева произошла безобразная история. Руководство Ленинградского БДТ, где актер проработал много лет, отказалось принимать участие в его похоронах, потому что в этот день страна праздновала 100-летие со дня рождения Ленина. Власти запретили траурные процессии в центре города. Спасибо директору “Ленфильма” Илье Киселеву, который предоставил для прощания с актером один из залов киностудии. Затем окольными дорогами тело Павла Борисовича было перевезено на Северное кладбище Ленинграда и предано земле.
Фото izgotovleniepamyatnikov.ru
Петербургские таможенники установили на могиле актера фигурную стеллу.
Памятник Верещагину в Филях. Фото souzveche.ru
А московские таможенники в 2014-ом году — памятник Верещагину в Филях. На нем выбита крылатая фраза из фильма: “Я мзду не беру, мне за державу обидно”.
Оцените статью:
(7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Источник