Опубликовано: 6 апреля 2011 | Рубрика: Отечественное кино | Кол-во просмотров: 1,999
Оригинал. название: Белое солнце пустыни
Жанр: Боевик, комедия, приключения
Год выпуска: 1970 год
Продолжительность: 85 минут
Режиссер: Владимир Мотыль
Роли :
Анатолий Кузнецов, Спартак Мишулин, Павел Луспекаев, Кахи Кавсадзе, Николай Годовиков, Раиса Куркина, Татьяна Федотова, Муса Дудаев.
Рейтинг IMDB: 8,2 /10
Пицунда встретила нас непогодой. Дожди, грозы, шторма, смерчи… Будь по-другому, я не обратил бы внимания на афишы. А так, смотрю – первый Пицундский кинофестиваль “Страна души”. “Странный он какой-то” – решил я, разглядывая программу. Разношёрстные фильмы разных лет и направлений без определённого вкуса и какой-либо тематики: “Дикари”, “Горячие новости”, “Печки-лавочки”, “Любовь земная”, “Улыбка бога”… И снующие туда-сюда актёры, предваряющие показ встречами со зрителями: Василий Лановой, Лев Дуров, Никита Джигурда, Андрей Мерзликин, Алексей Петренко, Алексей Горбунов, Зинаида Кириенко, Гоша Куценко… Знаменито, конечно, но в общем, ничего такого уж особенного. Типичная PR-акция, поднимающая престиж республики Абхазия в лицах потенциальных инвесторов. Но стало интересно, я и посетил. Мне достался Анатолий Кузнецов (незабвенный товарищ Сухов) и его “Белое солнце пустыни”.
Представлять этот фильм, думаю, не надо. Его не видел разве что слепой, сильно ленивый или вовсе необразованный. Я к таким, кажется, не отношусь. Поэтому особых сомнений по данному поводу не испытывал. Красноармеец Сухов возвращался домой. Гражданская война давно закончилась, народ начал строить социализм, а Сухов всё ещё колесил по Средней Азии, преследуя остатки белогвардейской армии. Но вот, кажется, всё. Враг разбит. И Сухов шёл по пескам, предвкушая встречу с дражайшей супругой. Шагал напрямик, через пустыню. Вокруг – никого, и Сухов занимал себя разговорами с Екатериной Матвеевной, чей мысленный облик нередко всплывал перед его взором в минуты, свободные от ратных дел. Вот и сейчас он рассказывал ей о своём житье-бытье, дороге и тоске по дому, где ждала его любимая. Но что это? В песке показалась голова. Человек был ещё жив. Сухов молча достал лопату и стал копать. Спасённого звали Саид. Движение они продолжили вместе. А вдвоём путь кажется вдвое короче.
Эта встреча оказалась далеко не единственной. Навстречу Сухову двигался красногвардейский отряд, преследовавший банду Чёрного Абдуллы. Затея казалась безнадёжной. Балластом красноармейцам служили 9 оставшихся в живых жён Абдуллы, резко ограничивающие скорость передвижения. Сухов оказался тут как нельзя “кстати”. Боец бывалый, надёжный, дисциплинированный, смекалистый. Он бы точно справился. Командир принял решение, и остался Сухов с рядовым Петрухой и девятью женщинами Востока куковать в каком-то пограничном ауле. Куда вскоре пожаловал Абдулла…
В Советские времена “Белое солнце пустыни” сразу стало мегахитом, что удавалось немногим. В условиях жёсткого отбора и высочайших стандартов качества такой результат заслуживает восхищения. Время подтвердило неслучайность успеха. Народ смотрел “Белое солнце пустыни”. В семидесятых, восьмидесятых, девяностых и двухтысячных. С неизменным и устойчивым интересом. Чем же он так хорош? Да всем! Это необычайно яркий и стильный боевик, где экшн измеряется не количеством уничтоженного различными путями имущества и населения, а произведённым на публику эффектом. Прежде всего эмоциональным. Где каждая пуля бьёт точно в цель и отдаётся эхом в израненной душе. Где всегда ясно: что и зачем. Где нет никаких натяжек и преувеличений. Здесь всё просто, увлекательно и логично.
В принципе достоинства “Белого солнца пустыни” характерны для всего советского кино. Как по части оригинальности сюжета (тогда вообще не было штамповок), так и по литературному содержанию. Недаром же те фильмы цитируют, а отдельные фразы становятся, без преувеличения, крылатыми. Богато афоризмами и “Белое солнце пустыни”. Как словесными, так и сценическими. Перечислять их сейчас нет смысла. Они общеизвестны. Для характеристики музыкального сопровождения картины достаточно назвать знаменитую балладу таможенника Верещагина. “Ваше благородие” – не только визитная карточка ленты Владимира Мотыля, но и одна из главных музыкальных вех всего российского кинематографа.
“Белое солнце пустыни” – блестящая сокровищница юмора. Добрый, ненавязчивый, мягкий и, главное, всегда уместный. Не зря же именно этот фильм до последнего времени брали в свой полёт целые поколения отечественных космонавтов. Согласитесь, это показатель! Рассуждая о фильме, никак нельзя обойти вниманием актёров. Союзная актёрская школа – одна из лучших в мире. Любой персонаж в “Белом солнце пустыни” по-своему уникален. Более того – это точное попадание в цель. Сухов (Анатолий Кузнецов), Верещагин (Павел Луспекаев), Петруха (Николай Годовиков), Абдулла (Кахи Кавсадзе), Саид (кто бы мог подумать – Спартак Мишулин!) и прочие играют сердцем. Они просто великолепны, высший бал!
“Белое солнце пустыни” – частый гость на телевидении и завсегдатай видеопрокатов (торгующих DVD-дисками магазинов). Он доступен, популярен, покупаем. Его всегда хочется смотреть. И он не надоедает, потому что в доску свой. Домашний, народный, родной.
Оценки ( максимум – 10 ):
Источник
Белое солнце пустыни (1969)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
новое сообщение
отзывы
№1085 Грачи прилетели Почему подпоручик Семён бегает с самурайским мечом,. ..это зрители спрашивают на другой ветке, где Владимир Кадочников.
. Для ВОВ Сухов будет староват. А своей активной деятельностью в межвоенный период (перевыполнение плана по раскулачиванию, отъёма последнего у своих же и уничтожению «врагов народа») он к тому времени уже, наверняка, заработает должность председателя колхоза (если свои же не грохнут). Так что в лучшем случае — подпольщиком каким
Хранитель Лебедев за мгновение до своей гибели обращается взволнованно и возмущённо к Абдулле, держит в руках икону. Но икона — перевёрнута вниз, и это непонятно. Лебедев не мог не заметить, допустить, ..что держит перевёрнутое изображение. И тогда вопрос к авторам фильма, какой смысл , почему ^пропустили^ такой кадр.
Не только товарищ Сухов,
но и реальная личность, выдающийся русский поэт — футурист Велимир Хлебников был в то время в тех прикаспийских просторах, . и даже побывал в Иране. Не помню точно , кажется у Виктора Шкловского есть художественная фраза, как ^голодный Хлебников идёт-бредёт вдоль побережья Каспия^
Источник
Белое солнце пустыни (1969)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
новое сообщение
отзывы
Точно, за домом Верещагина, на фоне моря , проходит некто в плавках. Эпизод, когда Настасья идёт через двор с корзиной белья.
У неё ещё ботинки на каблуках, это же неудобно в тех условиях, хотя и изящно.
№1089 Ден Джамп . Грачи, все оттого, что у Сухова , вероятно, пёстрое и таинственное прошлое. » Что мы собственно, о нем знаем ?» ( как говорил Ломбард о Блоре) .
Прочёл удивительную вещь — Сухов в походах оказывается на тот момент около 20-ти лет. То есть ушел из дома ещё в начале века ? Странничал ? Или военные кампании — начиная с русско-японской, потом Первой Мировой, и наконец Гражданской ? Это уже к знатокам. Но видимо прирожденный «турист» и солдат, ироничный фаталист, он , сочиняя лирические письма — идёт к Катерине Матвеевне всю свою жизнь, как к недостижимой мечте о доме и семейном успокоении..(?)
Хм. Так между русско-японской и Первой мировой — целых 10 лет. Где его носило всё это время? А дом. Вот что он, вернувшись домой, делать будет? Заделается, как говорил Тарас Бульба, «гричкосием» или «пасичныком»? Нет, наверняка, коллективизацию будет поднимать, неуёмная душа. «Так что какое тут, к чёртовой матери, успокоение?» (с)))
Грачи, все оттого, что у Сухова , вероятно, пёстрое и таинственное прошлое. » Что мы собственно, о нем знаем ?» ( как говорил Ломбард о Блоре) .
Прочёл удивительную вещь — Сухов в походах оказывается на тот момент около 20-ти лет. То есть ушел из дома ещё в начале века ? Странничал ? Или военные кампании — начиная с русско-японской, потом Первой Мировой, и наконец Гражданской ? Это уже к знатокам. Но видимо прирожденный «турист» и солдат, ироничный фаталист, он , сочиняя лирические письма — идёт к Катерине Матвеевне всю свою жизнь, как к недостижимой мечте о доме и семейном успокоении..(?)
на 99,5 процентов Товарищ Сухов. в исполнении Анатолия Кузнецова впопад, и даже ^супер^.
Но вот по сравнению полного впопад Луспекаева в роли Верещагина..или всех других героев.
есть какой то зазор, есть ощущение , . ммм.. , что Кузнецов играет со стёбом, и потому , почти неуловимо, но портит действие.
Но это наблюдение никак не желает затронуть культовость этого фильма.
Почему подпоручик Семён бегает с самурайским мечом,. ..это зрители спрашивают на другой ветке, где Владимир Кадочников.
Откуда Абдулла знает про подземный ход. Он хотя и добился статуса, но сам из простой семьи. Если только местные предания из уст в уста.. Смотритель Лебедев рассказывает Сухову, что подземному ходу 4ОО лет.
Чей, всё же, больший вклад в сценарий, Ибрагимбекова или Ежова? Ибрагимбеков сказал в одном интервью, есть в инете, что на образ простого солдата, на уровне притчи. повлияли тексты Андрея Платонова..
Это интересно и проясняет многое. Человек попадает в обстоятельства, перипетии жизни, хотя идеология прочерчена, но она всё же идёт фоном событий.
Источник
Белое солнце пустыни (1969)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
новое сообщение
отзывы
№1085 Грачи прилетели Почему подпоручик Семён бегает с самурайским мечом,. ..это зрители спрашивают на другой ветке, где Владимир Кадочников.
. Для ВОВ Сухов будет староват. А своей активной деятельностью в межвоенный период (перевыполнение плана по раскулачиванию, отъёма последнего у своих же и уничтожению «врагов народа») он к тому времени уже, наверняка, заработает должность председателя колхоза (если свои же не грохнут). Так что в лучшем случае — подпольщиком каким
Хранитель Лебедев за мгновение до своей гибели обращается взволнованно и возмущённо к Абдулле, держит в руках икону. Но икона — перевёрнута вниз, и это непонятно. Лебедев не мог не заметить, допустить, ..что держит перевёрнутое изображение. И тогда вопрос к авторам фильма, какой смысл , почему ^пропустили^ такой кадр.
Не только товарищ Сухов,
но и реальная личность, выдающийся русский поэт — футурист Велимир Хлебников был в то время в тех прикаспийских просторах, . и даже побывал в Иране. Не помню точно , кажется у Виктора Шкловского есть художественная фраза, как ^голодный Хлебников идёт-бредёт вдоль побережья Каспия^