Меню

Белое солнце пустыни кто закопал саида

Саид из «Белого солнца пустыни». Как снимали закопанного в песок Мишулина

На роль Саида в фильм «Белое солнце пустыни» пробовались всего два актёра — Спартак Мишулин и Игорь Ледогоров. Режиссёр фильма Владимир Мотыль отдал предпочтение Мишулину, которого знал ещё со времён совместной работы в Омском драмтеатре в пятидесятые годы

В первый же рабочий день в пустыне было решено снять сцену по выкапыванию Саида из песка. Но для этого его сначала нужно было туда зарыть. Но, как оказалось, выкопать яму в сухом песке очень проблематично. Проблему решили следующим образом — рано утром приехали в пустыню, хорошо пропитали песок водой и уже по мокрому песку выкопали яму, туда поставили деревянный ящик, в него табуреточку, на которую посадили актёра. Ящик закрывали и засыпали песком уже только в области шеи. После чего ждали, когда солнце поднимется в зенит и лишь когда на голове у актёра вздувались от жары вены и он становился чуть ли не сизо-фиолетовым, начинали съёмку. Кроме того, чтобы на лицо заманить мух, его лицо мазали сладким сиропом. Во время перерывов, чтоб не терять время, актёра не откапывали, а просто ставили над его головой зонтик

и давали закурить.

И так трое суток

Но когда показывали этот материал комиссии, там сказали, что кадры с фиолетовой головой Мишулина слишком жестокие и потребовали материал переснять.

Что сказал Спартак Мишулин, когда ему предлогом брака плёнки сказали, что требуется пересъёмка, говорить не будем, но ему пришлось просидеть в этому ящике в пустыне ещё 3 дня.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Белое солнце Сарыкумского Бархана или где закопали абрека Саида

Эту историю можно было бы начать так.

«Собрался однажды, я на Северный Кавказ, полюбоваться величественными горными пейзажами Северного Кавказа, но внезапно обнаружил настоящую пустыню с огромным барханом».

Но как-то это пафосно и «избито», а поэтому просто расскажу про очередное удивительное место в нашей огромной и красивой стране с небольшим экскурсом в историю.

Раньше я уже писал про самую северную пустыню в мире — Чарские пески, что расположилась на границе Забайкальского края и Якутии

Но мало кто знает, что на самом юге России, на Северном Кавказе — в горном Дагестане находится не только самый большой бархан в Европе и Азии, но также один из самых высоких барханов в мире.

Бархан Сарыкум имеет высоту 252 метров относительно уровня моря, занимает площадь в 175га и является уникальным. Его окружают с одной стороны степь, а с другой живописнейшие горные вершины.

Больше Сарыкума только бархан «Большой папочка» с высотой около 350м в африканской пустыне Намиб, бархан «Большой Эрг» в Сахаре и бархан в Оманской части пустыни Руб — Аль — Хали — «Сердцевина пустыни» с высотой более 400м.

Но этим уникальность бархана не ограничивается и вот почему:

  1. Возраст бархана не менее сотни тысячи лет
  2. Бархан имеет небольшой бархан — спутник
  3. Бархан расположен всего в 18 км от Махачкалы и в окружении Кавказских Гор
  4. На бархане уникальный микроклимат. Зимы мягкие, а летом температуры доходят до 50-55С как в настоящей пустыне
  5. У подножья бархана протекает река Шура-Озень
  6. Бархан неподвижен в отличии от обычных барханов
  7. На бархане обитает средиземноморская черепаха Testudo graeca, а также живут пресмыкающиеся, членистоногие и грызуны, среда обитания которых Средняя Азия, и которые на Кавказе не встречаются. Многие из этих представителей ядовиты и представляют опасность для человека — скорпионы, гюрза, тарантулы.

Существовали разные версии образования бархана в таком странном месте, ведь до ближайших пустынь Азии и Ближнего Востока не менее 300 км на Восток и более 1000км на юг.

В последнее время ученые сходятся на том, что пески бархана не что иное, как частицы горной породы с окружающих гор, а особая «роза ветров» позволила этим частицам сбиваться в одном месте.

И хотя, возраст бархана насчитывает десятки тысяч лет, первое упоминание о нем в литературе встречается только в 1861 г. у А. Дюма «Кавказ от Прометея до Шамиля».

Читайте также:  Только солнце знает радость

И именно пески Сарыкума выступили в качестве съемочной площадки для «Белое Солнце пустыни». Абрека Саида закапывали не в туркестанских среднеазиатских песках, а именно в сарыкумских, на склоне бархана.

Кадры из фильма «Белое Солнце Пустыни»

Но просто так на бархан взойти нельзя, и все потому, что с 1987 он признан памятником природы и входит в состав национального заповедника «Дагестанский».

Благодаря сильным ветрам, на песке образуются не только привычные для пустынь — волны, но и небольшие дюны у подножия бархана.

А на самом гребне бархана ветер настолько сильный, что песок за считанные мгновения буквально проникает во все карманы, забивается в волосы и не дает широко открыть глаза. Все как в настоящей большой пустыне. А летом еще добавляется температура песка более 40 градусов и многочисленные ядовитые змеи, скорпионы и пауки.

Вход на территорию заповедника располагается рядом с бывшей железнодорожной станции «Кумторкала». Напротив станции оборудована смотровая площадка, но самые красивые виды на гребень и дюны будут не доступны.

Детальное изучение бархана началось с 1915 года и продолжалось до 1926 года. Основная заслуга в изучении бархана принадлежит ботанику А.А. Майорову. В результате его многолетних исследований появилась книга «Эоловая пустыня у подножья Дагестана».

В некоторых источниках попадается информация о том, что в конце XIX века высота бархана доходила до 500м, но вероятнее всего это вымысел.

Между прочим, севернее на 400-500 километров от Сарыкума, в Астраханской области находится еще один бархан — «Большой брат». Но он значительно меньше и это совсем другая история.

Вот такой богатый у нас Северный Кавказ. Не только горы, люди, но и уникальные природные памятники. В том числе барханы и лиановые тропические леса.

Источник

Как снимали голову Саида из «Белого солнца пустыни»

Кто не смотрел этот фильм? Как вы вообще живёте, я не понимаю) Идите посмотрите фильм, а я пока напишу про Саида.

Итак, в роли Саида в фильме «Белое солнце пустыни» снимался актер Спартак Мишулин. Хотя на пробах был и второй вариант — Игорь Ледогоров, но выбрали всё же Мишулина. Может и за талант, конечно, этого не отнять, но всё же и личное знакомство актера с режиссером Владимиром Мотылем тоже сыграло свою роль.

У Мишулина была самая сложная линия в фильме — сидеть полностью закопанным в песок. А фильм снимали не в студии с последующей компьютерной обработкой, всё было абсолютно реально — пустыня, солнце, раскаленный песок.

Как только съемочная группа прибыла на берег Каспийского моря (там и снимали пустыню), сразу же было решено снять сцену по выкапыванию Саида из песка. Но чтобы кого-то откопать, нужно сначала кого-то закопать.

Вы пробовали копать яму в песке? В сухом песке. Яму с человесекий рост. И не пробуйте — не получится. А вот если песок влажный — это уже другое дело. Яму копали рано утром, перед этим хорошенько залив песок водой. В выкопанную яму поместили деревянный ящик, а в него — табуреточку. Съемки длятся часами, а иногда и сутками, без табуреточки отстоять в ящике много часов будет проблематично.

Итак, Мишулин на табуретке, табуретка в ящике, а ящик в песке. В области шеи ящик имел затворки, которые не давали песку сильно засыпаться внутрь ящика. Приготовили это всё еще с утра, а снимать начали только к обед — ждали, когда солнце поднимется в зенит. Голова Мишулина к тому времени была уже чуть ли не фиолетовой. Для кадра самое то, что нужно.

Но режиссеру измученной головы с пульсирующими жилками было мало, надо было еще мух на нее усадить. Чтобы приманить крылатых, лицо актера измазали сахарным сиропом.

Вот так и сидел Мишулин трое суток в этом ящике. Да-да, снимали аж трое суток. Ну на ночь, конечно, актера выпускали на свободу. А вот во время перерывов не выпускали, все шли на перекус, а Мишулину приносили перекус прямо туда, к ящику. А то ведь выкапывать-закапывать — это слишком долго. Поставили зонтик над головой — и хватит.

Читайте также:  По часовой стрелке это по ходу солнца или против

Да только комиссия не оценила страдания актера и забраковала кадры с фиолетовой головой, торчащей из песка. Сказали, что это слишком жестоко, нельзя такое показываться зрителю. Более того, сказали, что в цеом идея отличная, но нужно переснять, чтоб эта самая голова выглядела не так мучительно.

Когда Спартаку Мишулину сообщили о том, что именно эти кадры требуют переснять, он ответил. Цензура Дзена запрещает приводить дословно эти его слова)

Но пересъемки всё же состоялись. Да, это снова была пустыня, было солнце, песок и был ящик. И снова три дня.

Стоили ли мучения актера этого фильма? Стоили! Картина удалась на славу. Даже космонавты на Байконуре завели себе настоящий ритуал: перед каждым вылетом смотреть всей командой «Белое солнце пустыни».

Источник

Белое солнце пустыниWhite Sun of the Desert

Белое солнце пустыни
Режиссер Владимир Мотыль
Произведено Экспериментальная студия Мосфильма
Написано Валентин Ежов
Рустам Ибрагимбеков
В главной роли Анатолий Кузнецов
Спартак Мишулин
Павел Луспекаев
Музыка от Исаак Шварц (текст песни Булат Окуджава )
Кинематография Эдуард Розовский
Распространяется Ленфильм
Мосфильм
85 мин.
Страна Советский союз
Язык русский

Белое солнце пустыни ( русский язык : Белое солнце пустыни , латинизированный : Белое солнце пустыни ) — советский фильм Остерна 1970 года.

В нем сочетаются боевик, комедия, музыка и драма, а также запоминающиеся цитаты, что сделало его очень успешным в прокате в России, и он сохраняет высокую популярность в стране. Его главная тема — «Ваше благородство, госпожа Удача» (Ваше благородие, госпожа Удача, музыка: Исаак Шварц , слова: Булат Окуджава в исполнении Павла Луспекаева ) стала хитом. Космонавты смотрят этот фильм перед космическими запусками как ритуал удачи.

СОДЕРЖАНИЕ

Сюжет

Место действия — восточное побережье Каспийского моря (современный Туркменистан ), где солдат Красной Армии Федор Сухов в течение нескольких лет участвовал в Гражданской войне в русской Азии. Фильм открывается панорамным снимком сельской сельской местности в России. Катерина Матвеевна, любимая жена Сухова, стоит в поле. Проснувшись от этой мечты, Сухов идет по среднеазиатской пустыне, что резко контрастирует с его родиной. Он находит Саида похороненным в песке. Саид, суровый среднеазиат, приходит на помощь Сухову в неприятных ситуациях на протяжении всего фильма. Сухов освобождает Саида, и они завязывают дружеские, но сдержанные отношения. Путешествуя вместе, они участвуют в битве в пустыне между кавалерийским отрядом Красной армии и партизанами басмачей . Командир кавалерийского отряда Рахимов оставляет Сухову гарем , который оставил лидер басмачей Абдулла для временной защиты. Он также оставляет молодого солдата Красной Армии Петрухи, чтобы тот помог Сухову с заданием, и продолжает преследовать убегающего Абдуллаха.

Сухов и женщины из гарема Абдуллы возвращаются в соседнее прибрежное село. Там Сухов поручает хранителю местного музея охранять женщин и готовится отправиться домой. Сухов надеется «модернизировать» жен гарема и сделать их частью современного общества. Он призывает их снять паранджу и отказаться от полигамии . Однако жены не хотят этого делать, и, когда Сухов берет на себя роль защитника, жены объявляют его своим новым мужем.

Вскоре в поисках морского пути через границу Абдулла и его банда приходят в ту же деревню и находят жен Абдуллы. Сухов обязательно останется. В надежде получить помощь и оружие Сухов и Петруха навещают бывшего царского таможенника Павла Верещагина. Верещагин тепло относится к Петрухе, который напоминает ему о его мертвом сыне, но после обсуждения этого вопроса с придирчивой женой Верещагин отказывается. Сухов находит автомат и ящик динамита, которые он закладывает на корабль Абдуллы. Тем временем Абдулла противостоит своим женам и готовится наказать их за «бесчестие», поскольку они не убили себя, когда Абдулла оставил их. Сухову удается схватить и запереть Абдуллу в качестве заложника, но после того, как он уходит, Абдулла убеждает Гюльчатай, младшую жену гарема, освободить его, а затем убивает Гюльчатая и Петруху.

Хранитель музея показывает Сухову древний подземный ход, ведущий к морю. Сухов и женщины гарема пытаются сбежать через проход, но по прибытии на берег моря вынуждены прятаться в большом пустом резервуаре для нефти. Абдулла обнаруживает это и планирует поджечь цистерну с нефтью.

Читайте также:  Власти ель солнца дорама

Разъяренный бессердечным убийством Петрухи, Верещагин решает помочь Сухову и берет корабль Абдуллы. Саид тоже помогает Сухову, и вместе они отбиваются от банды Абдуллы. Верещагин, не подозревая о динамите на корабле и не слыша выкриков Сухова, трагически погибает на взорвавшемся корабле.

Сухов убивает Абдуллу и его банду и возвращает гарем Рахимову. Затем он начинает свой путь домой пешком, отказавшись от лошади, поскольку лошадь — это просто «неприятность». Неясно, вернется ли Сухов домой к своей любимой жене: революция в Средней Азии еще не окончена, и вполне может понадобиться образцовый солдат Красной армии, такой как Сухов.

Бросать

  • Анатолий Кузнецов в роли Федора Ивановича Сухова — бойца Красной Армии , который пешком возвращается домой через пустыню после выздоровления в госпитале от ран, полученных на войне. Он проявляет большую мудрость и умение в своих действиях и нежную человеческую сторону в своих графических снах, в которых он мысленно пишет письма своей любимой жене.

На роль был выбран Георгий Юматов , но его уволили за пьяную драку прямо перед съемками. Поэтому Мотыль позвал Кузнецова, который был вторым кандидатом на выборах.

  • Павел Луспекаев в роли Павла Верещагина — бывшего царского таможенника. Верещагин живет одинокой жизнью, будучи единственным русским вместе с женой в глухой деревне. Стены его дома украшены изображениями военных походов, в которых он был награжден и ранен. Гражданская война оставила его без официальной работы и места, куда можно было бы поехать. Он крупный мужчина и простой человек, склонный к алкоголизму из-за ностальгии по своему прошлому. У него есть арсенал оружия, который в какой-то момент фильма приводит обе конфликтующие стороны (Сухова и людей Абдуллы) к нему домой. Первоначально нейтралитет, но со временем встает на сторону Сухова.

Это была последняя роль Луспекаева. Ветеран Великой Отечественной войны и опытный актер театра, ему ампутировали обе ноги в 1960-х годах из-за прошлых травм. Учитывая состояние Луспекаева, Мотыль написал сценарий для человека на костылях . Луспекаев отказался, аргументируя это тем, что его персонаж должен предстать не калекой, а сильным человеком, скончавшимся преждевременно. Во время съемок он ходил на протезах и регулярно отдыхал из-за боли. Он умер в 1970 году.

  • Спартак Мишулин в роли Саида — немногословный человек. Он хочет отомстить Джавдету , главарюбасмачей, который убил его отца, ограбил его семью и похоронил его в песке для медленной смерти; в остальном его мотивы и реакции неясны и неожиданны. Например, после того, как Сухов выкопал его, Саид вместо того, чтобы поблагодарить его, говорит: «Зачем ты меня выкопал? Пока Джавдет жив, покоя не будет». Саид внезапно появляется то и дело, чтобы помочь Сухову против бандитов, но когда его спрашивают, почему, он просто отвечает, что он «слышал стрельбу», создавая впечатление, что он просто ищет Джавдета через любой вооруженный конфликт поблизости. Его отношения с Суховым хорошо описывает следующий диалог:

Саид — А теперь уходи. Вы не можете оставаться в одиночестве.
Сухов — не могу. Абдулла убьет женщин.
Саид — Абдулла убьет тебя. Это его жены. Через полчаса будет поздно. Я должен идти.
Сухов — Я рассчитывал на тебя.
Саид — Если меня убьют, кто отомстит Джавдету?
Сухов — Я рассчитывал на тебя, Саид.

Большинство жен Абдуллы изображали непрофессиональные актеры. Поскольку большую часть времени они носили паранджи , их часто заменяли другие женщины и даже солдаты-мужчины из воинской части, дислоцированной поблизости. Мотыль снял несколько сцен в полуобнаженном виде с участием некоторых жен для развития персонажей, но эти сцены были вырезаны цензурой.

В сценарии используются различные уровни почетности русского языка. Все местные жители известны только по именам. Незнакомцы зовут Верещагина по фамилии, а по имени — от жены. Сухова называют по фамилии, часто с добавлением символического названия «Красноармеец» (солдат Красной Армии) или «Товарищ» ( товарищ ). Верещагин сначала тоже называет его Суховым, но к концу фильма он переходит к менее формальному и более почтительному «Федору Ивановичу».

Источник

Adblock
detector