Меню

Белое солнце пустыни главарь басмачей

Белое солнце пустыниWhite Sun of the Desert

Белое солнце пустыни
Режиссер Владимир Мотыль
Произведено Экспериментальная студия Мосфильма
Написано Валентин Ежов
Рустам Ибрагимбеков
В главной роли Анатолий Кузнецов
Спартак Мишулин
Павел Луспекаев
Музыка от Исаак Шварц (текст песни Булат Окуджава )
Кинематография Эдуард Розовский
Распространяется Ленфильм
Мосфильм
85 мин.
Страна Советский союз
Язык русский

Белое солнце пустыни ( русский язык : Белое солнце пустыни , латинизированный : Белое солнце пустыни ) — советский фильм Остерна 1970 года.

В нем сочетаются боевик, комедия, музыка и драма, а также запоминающиеся цитаты, что сделало его очень успешным в прокате в России, и он сохраняет высокую популярность в стране. Его главная тема — «Ваше благородство, госпожа Удача» (Ваше благородие, госпожа Удача, музыка: Исаак Шварц , слова: Булат Окуджава в исполнении Павла Луспекаева ) стала хитом. Космонавты смотрят этот фильм перед космическими запусками как ритуал удачи.

СОДЕРЖАНИЕ

Сюжет

Место действия — восточное побережье Каспийского моря (современный Туркменистан ), где солдат Красной Армии Федор Сухов в течение нескольких лет участвовал в Гражданской войне в русской Азии. Фильм открывается панорамным снимком сельской сельской местности в России. Катерина Матвеевна, любимая жена Сухова, стоит в поле. Проснувшись от этой мечты, Сухов идет по среднеазиатской пустыне, что резко контрастирует с его родиной. Он находит Саида похороненным в песке. Саид, суровый среднеазиат, приходит на помощь Сухову в неприятных ситуациях на протяжении всего фильма. Сухов освобождает Саида, и они завязывают дружеские, но сдержанные отношения. Путешествуя вместе, они участвуют в битве в пустыне между кавалерийским отрядом Красной армии и партизанами басмачей . Командир кавалерийского отряда Рахимов оставляет Сухову гарем , который оставил лидер басмачей Абдулла для временной защиты. Он также оставляет молодого солдата Красной Армии Петрухи, чтобы тот помог Сухову с заданием, и продолжает преследовать убегающего Абдуллаха.

Сухов и женщины из гарема Абдуллы возвращаются в соседнее прибрежное село. Там Сухов поручает хранителю местного музея охранять женщин и готовится отправиться домой. Сухов надеется «модернизировать» жен гарема и сделать их частью современного общества. Он призывает их снять паранджу и отказаться от полигамии . Однако жены не хотят этого делать, и, когда Сухов берет на себя роль защитника, жены объявляют его своим новым мужем.

Вскоре в поисках морского пути через границу Абдулла и его банда приходят в ту же деревню и находят жен Абдуллы. Сухов обязательно останется. В надежде получить помощь и оружие Сухов и Петруха навещают бывшего царского таможенника Павла Верещагина. Верещагин тепло относится к Петрухе, который напоминает ему о его мертвом сыне, но после обсуждения этого вопроса с придирчивой женой Верещагин отказывается. Сухов находит автомат и ящик динамита, которые он закладывает на корабль Абдуллы. Тем временем Абдулла противостоит своим женам и готовится наказать их за «бесчестие», поскольку они не убили себя, когда Абдулла оставил их. Сухову удается схватить и запереть Абдуллу в качестве заложника, но после того, как он уходит, Абдулла убеждает Гюльчатай, младшую жену гарема, освободить его, а затем убивает Гюльчатая и Петруху.

Хранитель музея показывает Сухову древний подземный ход, ведущий к морю. Сухов и женщины гарема пытаются сбежать через проход, но по прибытии на берег моря вынуждены прятаться в большом пустом резервуаре для нефти. Абдулла обнаруживает это и планирует поджечь цистерну с нефтью.

Разъяренный бессердечным убийством Петрухи, Верещагин решает помочь Сухову и берет корабль Абдуллы. Саид тоже помогает Сухову, и вместе они отбиваются от банды Абдуллы. Верещагин, не подозревая о динамите на корабле и не слыша выкриков Сухова, трагически погибает на взорвавшемся корабле.

Сухов убивает Абдуллу и его банду и возвращает гарем Рахимову. Затем он начинает свой путь домой пешком, отказавшись от лошади, поскольку лошадь — это просто «неприятность». Неясно, вернется ли Сухов домой к своей любимой жене: революция в Средней Азии еще не окончена, и вполне может понадобиться образцовый солдат Красной армии, такой как Сухов.

Бросать

  • Анатолий Кузнецов в роли Федора Ивановича Сухова — бойца Красной Армии , который пешком возвращается домой через пустыню после выздоровления в госпитале от ран, полученных на войне. Он проявляет большую мудрость и умение в своих действиях и нежную человеческую сторону в своих графических снах, в которых он мысленно пишет письма своей любимой жене.
Читайте также:  За окнами неслись облака жарко светило солнце знаки препинания

На роль был выбран Георгий Юматов , но его уволили за пьяную драку прямо перед съемками. Поэтому Мотыль позвал Кузнецова, который был вторым кандидатом на выборах.

  • Павел Луспекаев в роли Павла Верещагина — бывшего царского таможенника. Верещагин живет одинокой жизнью, будучи единственным русским вместе с женой в глухой деревне. Стены его дома украшены изображениями военных походов, в которых он был награжден и ранен. Гражданская война оставила его без официальной работы и места, куда можно было бы поехать. Он крупный мужчина и простой человек, склонный к алкоголизму из-за ностальгии по своему прошлому. У него есть арсенал оружия, который в какой-то момент фильма приводит обе конфликтующие стороны (Сухова и людей Абдуллы) к нему домой. Первоначально нейтралитет, но со временем встает на сторону Сухова.

Это была последняя роль Луспекаева. Ветеран Великой Отечественной войны и опытный актер театра, ему ампутировали обе ноги в 1960-х годах из-за прошлых травм. Учитывая состояние Луспекаева, Мотыль написал сценарий для человека на костылях . Луспекаев отказался, аргументируя это тем, что его персонаж должен предстать не калекой, а сильным человеком, скончавшимся преждевременно. Во время съемок он ходил на протезах и регулярно отдыхал из-за боли. Он умер в 1970 году.

  • Спартак Мишулин в роли Саида — немногословный человек. Он хочет отомстить Джавдету , главарюбасмачей, который убил его отца, ограбил его семью и похоронил его в песке для медленной смерти; в остальном его мотивы и реакции неясны и неожиданны. Например, после того, как Сухов выкопал его, Саид вместо того, чтобы поблагодарить его, говорит: «Зачем ты меня выкопал? Пока Джавдет жив, покоя не будет». Саид внезапно появляется то и дело, чтобы помочь Сухову против бандитов, но когда его спрашивают, почему, он просто отвечает, что он «слышал стрельбу», создавая впечатление, что он просто ищет Джавдета через любой вооруженный конфликт поблизости. Его отношения с Суховым хорошо описывает следующий диалог:

Саид — А теперь уходи. Вы не можете оставаться в одиночестве.
Сухов — не могу. Абдулла убьет женщин.
Саид — Абдулла убьет тебя. Это его жены. Через полчаса будет поздно. Я должен идти.
Сухов — Я рассчитывал на тебя.
Саид — Если меня убьют, кто отомстит Джавдету?
Сухов — Я рассчитывал на тебя, Саид.

Большинство жен Абдуллы изображали непрофессиональные актеры. Поскольку большую часть времени они носили паранджи , их часто заменяли другие женщины и даже солдаты-мужчины из воинской части, дислоцированной поблизости. Мотыль снял несколько сцен в полуобнаженном виде с участием некоторых жен для развития персонажей, но эти сцены были вырезаны цензурой.

В сценарии используются различные уровни почетности русского языка. Все местные жители известны только по именам. Незнакомцы зовут Верещагина по фамилии, а по имени — от жены. Сухова называют по фамилии, часто с добавлением символического названия «Красноармеец» (солдат Красной Армии) или «Товарищ» ( товарищ ). Верещагин сначала тоже называет его Суховым, но к концу фильма он переходит к менее формальному и более почтительному «Федору Ивановичу».

Источник

Белое солнце пустыни

Общая информация Жанр Истерн Страна производства СССР Киностудия
  • Киностудия «Мосфильм»
  • Киностудия «Ленфильм»
Режиссёр Владимир Мотыль Автор сценария
  • Валентин Ежов
  • Рустам Ибрагимбеков
  • Марк Захаров[1]
Когда вышел 1970 Продолжительность 83 минуты В главных ролях: Анатолий Кузнецов Фёдор Иванович Сухов Николай Годовиков Петруха Спартак Мишулин Саид Павел Луспекаев Павел Артемьевич Верещагин Кахи Кавсадзе Чёрный Абдулла
«

— Я вот подумал: «Верещагин, уходи с баркаса, взорвёшься!» — это ж прямая аллюзия на Василия Верещагина, художника, который погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» в русско-японскую. — Там ещё дурной подпоручик бегает с катаной — тоже вполне себе отсылка к русско-японской.

Белое солнце пустыни — эпический фильм, не стяжавший ни одной серьезной кинематографической награды, но завоевавший неугасающую народную любовь. Лучший из «советских вестернов», и, по скромному мнению здешних синефилов, один из лучших вестернов без поправки на «советскость». В центре произведения — конфликт традиций Востока и революционных реалий из России. В новеллизации показано даже лучше.

Традиционно — излюбленный фильм советских и российских космонавтов, которые всегда смотрят его перед запуском [2] .

Содержание

Сюжет [ править ]

Демобилизованный красноармеец Фёдор Сухов возвращается домой через прикаспийскую пустыню. По дороге он находит Саида, обреченного на мучительную смерть: его зарыли по шею в раскалённый песок люди басмача Джавдета. Сухов спасает Саида, после чего продолжает свой путь. Но недалеко ему удается уйти: бывший коллега, товарищ Рахимов, сбрасывает ему на руки гарем бывшего контрабандиста и нынешнего басмача Чёрного Абдуллы, который тот бросил, намереваясь уйти морем в Иран.

Сухов и преданный ему юный красноармеец Петруха доводят женщин до приморского городка и размещают в музее, чтоб те дождались Рахимова — но становится известно, что в городок вот-вот нагрянет Абдулла, который хочет воспользоваться баркасом для переправы в Иран. Узнав, что его гарем побывал в руках другого мужчины, Абдулла считает делом чести убить всех женщин. Его банда насчитывает несколько десятков человек — а противостоять им должны Сухов и Петруха. Саид покидает Сухова, опасаясь, что, если он погибнет в бою с Абдуллой, некому будет отомстить Джавдету за убитого отца. Сухов пытается привлечь союзника — бывшего таможенника Верещагина, коротающего чуждую ему войну в уединенном домике с павлинами…

Тропы и штампы [ править ]

Источник

«Верещагин, не заводи баркас!» Почему у прототипа героя фильма «Белое солнце пустыни» Поспелова дом был полон оружия

Образ начальника таможенного поста Павла Верещагина из фильма «Белое солнце пустыни» навсегда полюбился советским зрителям. Дореволюционный таможенник с его арсеналом оружия, с икрой без хлеба на завтрак, на обед и ужин, обнищавший, но по-прежнему радеющий «за державу», стал идеалом русского человека, который и за родину постоит, и за друзей жизнь отдаст.

Коллаж © LIFE. Фото © Wikipedia, Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / Kinopoisk

Правду говорят, что шедевры рождаются неожиданно, из ничего. Сценаристу фильма Валентину Ежову на написание сценария дали всего полтора месяца. Чтобы погрузиться в атмосферу, Ежов отправился в поездку по Средней Азии, и там, где-то на границе, один из старых пограничников рассказал ему о человеке, который и стал прототипом Верещагина.

Это был начальник Гермабского пограничного отряда 30-й Закаспийской пограничной бригады штаб-ротмистр Михаил Поспелов. Басмачи и контрабандисты называли его «Поспела, сын шайтана», а сотрудников таможни звали «джигитами Поспела».

Сослуживцы (те, кто не брал взятки) отзывались о нём как о душевном человеке, который с любым мог найти общий язык, прекрасно ладил с лошадьми и виртуозно владел оружием. А вот те, кто «брал мзду», офицера не любили и искали возможности свести с ним счёты. Но это было непросто. Физические данные Поспелова были богатырскими — он имел огромные кулаки, гнул подковы и буквально мог подпоясаться ломом.

Родился Михаил Поспелов в 1884 году в Орле. В юности за вольнодумство вылетел из училища. Зато окончил пехотное училище в Тифлисе, где получил шесть императорских призов за кавалерийскую подготовку, и был назначен в 6-й пехотный Либавский полк. Армейские будни пришлись Поспелову не по душе, и в 1910 году он добился перевода в столицу Туркестанской губернии — Ашхабад. В Туркестане был кадровый голод, и молодого, образованного офицера назначили начальником поста на границе с Персией. Звучит хорошо, но на деле Гермабский пост был у чёрта на куличиках — в горной долине реки Секизяб в горах Копетдага. Население посёлка (до революции — Михайловский) в 1910 году составляло 98 человек. Можно только догадываться, о чём думала молодая жена Поспелова, отбывая в эти сказочные дали вместе с мужем и двумя дочерьми. Зато всё как на ладони.

И в Гермабе будут яблони цвести!

Гермабский погранотряд Поспелова держал под контролем сто вёрст государственной границы. Основных постов было четыре. Главными задачами у пограничников были борьба с контрабандистами и противодействие английским, германским и турецким шпионам, которые перед Первой мировой войной наводнили азиатское «подбрюшье» России. Кроме того, на селение то и дело нападали отряды курдов, воровали местных женщин, чтобы продать их в Персию.

Поспелов служил стране российской не за страх, а за совесть, чем и заслужил разнообразные прозвища со стороны нарушителей границы. За рыжеватые усищи его даже называли «красным шайтаном». Он создал разветвлённую агентурную сеть и был заранее предупреждён о набегах воинственных банд и появлении подозрительных людей.

«Всех в кулаке держал» — так отзывались о нём сослуживцы. Подчинённых подбирал себе под стать: умелых наездников, виртуозно владеющих шашкой и винтовкой. Пост в Гермабе при Поспелове превратился в оазис среди гор: вокруг был разбит сад, в котором росли алыча, абрикосы, груши, яблони и грецкий орех, был вырыт пруд, где водились карпы, организована небольшая свиноферма, по заднему двору разгуливали индюки. Это было продиктовано не столько любовью к красоте, сколько заботой о довольствии пограничников — провиант и жалованье в те времена в отдалённые посты зачастую доставляли не вовремя.

Что стало с актёрами из «Неуловимых мстителей» и как они выжили на опасных съёмках

Буду охранять границу

В 1917 году после отречения императора ситуация на границе обострилась. Почувствовав слабину, контрабандисты обнаглели и стали в открытую нападать на пограничные посты. Тогда Поспелов съездил в Ашхабад и привёз оттуда несколько ящиков с ручными гранатами, пулемёт Льюиса и бомбомёт (очевидно, штоковый миномёт системы Аазена или Лихонина), который стрелял прямой наводкой на 500 метров.

Но самое сложное было впереди. После октябрьского переворота пограничники разбежались, охранять границу Поспелов остался в одиночестве. Унывать не стал, свой каменный дом превратил в крепость, куда складировал всё оружие, у двери установил бомбомёт, в окно выставил пулемёт, научил стрелять жену.

Советский миллиардер из Кировограда: как подпольный богач жил в нищете и ел в рабочей столовой

Бывало всякое. Приходили к дому басмачи, бандиты, контрабандисты, но брать крепость штурмом так никто и не решился. Однажды пожаловали бывшие сослуживцы. Слово за слово, рюмка самогона за рюмкой — короче, решили свести с начальником счёты. Штабс-ротмистра Поспелова арестовали, посадили в подвал и оставили незапертым окно — хотели убить «при попытке к бегству». Обладавший крепкими нервами Поспелов лузгал в подвале семечки, а потом уснул. Утром вчерашние сослуживцы протрезвели, струхнули и ускакали, а Поспелов вышел из подвала.

Ему предлагали уйти с белыми в Персию — он отказался; не раз предлагали присоединиться к бандитам — он тоже отказался. Когда с усмешкой спрашивали, что он будет дальше делать, отвечал: «Буду охранять государственную границу!» Так оно и вышло.

В 1919 году, не успела Красная армия занять Ашхабад, как Поспелов поехал по ближайшим селениям собирать новый пограничный отряд. К этому времени многим уже надоели орудовавшие в горах шайки басмачей и бандитов, а Поспелов сумел набрать 50 бойцов. Кормил их за свой счёт, продав в Персию последнее имущество, сам обучал. Прибывший в Гермаб в декабре 1919 года красный комиссар был поражён идеальным порядком на погранзаставе.

Поспелов тут же доложил начальству, что на вверенной ему территории происшествий нет, и подал ведомость, в которой перечислялись всё оружие и всё имущество погранпоста. Удивлённый комиссар тут же назначил Поспелова командиром батальона.

Бил бандитов и искал серу

С 1921 года задачи полковника Поспелова, возглавившего к этому времени пограничный полк, поменялись. Теперь главной задачей стала борьба с басмачами и вооружёнными бандами, которые то и дело пытались прорваться на территорию СССР из-за границы. Для борьбы с ними Поспелов создавал небольшие летучие отряды кавалеристов, и вскоре басмачи и бандиты уже молили Аллаха о том, чтобы тот отвёл от них «красного шайтана».

В 1923 году Поспелов создал и возглавил первую в Туркменистане учебно-пограничную школу, которая готовила начальников и заместителей командиров погранзастав. А ещё через два года ушёл в отставку, но спокойно жить не научился. Он то принимал участие в ликвидации банд Ибрагим-бека и Энвер-паши, то участвовал в экспедиции по поиску залежей серы в Каракумах. В 1930-х работал в Управлении пожарной охраны Узбекистана. Умер легендарный пограничник в 1962 году в Ташкенте в возрасте 78 лет.

Как на детском «Голосе» могут повторить опыт с дочкой Алсу и сломать судьбу дочери Трофима

На экране его образ был с удивительной органичностью воплощён актёром, ветераном Великой Отечественной войны Павлом Луспекаевым. Актёр ещё подростком воевал в партизанском отряде и внешне оказался на удивление похожим на Поспелова. Эта роль принесла Луспекаеву известность, его реплики были разобраны на цитаты, а крик Сухова «Верещагин! Не заводи баркас!» и сейчас, спустя годы, заставляет зрителей вздрагивать. Он означает, что верному сыну России грозит опасность и, быть может, смерть. А ещё он значит, что не перевелись на свете русские люди, которым «за державу обидно». А значит, России быть.

Источник

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector