Меню

Белое солнце пустыни где гюльчатай

Татьяна Федотова — биография, информация, личная жизнь

Татьяна Федотова (Гюльчатай)

Татьяна Павловна Федотова (в замужестве — Кузьмина). Родилась 26 сентября 1950 года в деревне Самша Тверской области. Советская актриса. Исполнительница роли Гюльчатай в фильме «Белое солнце пустыни».

Татьяна Федотова родилась 26 сентября 1950 года в деревне Самша Тверской области.

Когда Татьяне было четыре месяца, ее семья переехала в Ленинград. Они долго скитались, даже жили в подвалах, потом им дали двухкомнатную квартиру — десятеро детишек штабелями спали на полу.

Чтобы семье было полегче, некоторых детей, в т.ч. и Татьяну, устроили в интернат. Именно в школе-интернате она начала посещать танцевальный кружок, куда ее привела подружка.

Из интерната ее едва не отправили в школу для умственно отсталых. Как поясняла Татьяна, она с детства боролась за справедливость, за что ее наказывали. Исключили из пионеров.

Она вспоминала: «Я считала, что отметки ставили несправедливо, и решила собрать группу захвата журнала, чтобы втихаря ставить «пятерки». Но однажды выдала себя: поставила отметку за урок, которого еще не было. Учительница математики была в ярости: она несколько раз перелистывала страницы, снимала и надевала очки, смотрела на класс, наконец обратилась ко мне: «Федотова, я разве тебя спрашивала на прошлом уроке?!» Ребята: «Спрашивали, спрашивали, Мария Соломоновна!» Я вышла к доске, похлопала глазками, а теорему доказать не смогла. В этот день меня спрашивали на всех уроках и везде ставили «двойки». После чего вызвали маму, собрали пионерское собрание, где одна активистка кричала: «Выгнать ее, таким не место в училище». Когда на школьной линейке с меня сняли галстук, я рыдала: такой позор, маме будет больно, это несправедливо, все участвовали, а я одна пострадала. С тех пор я поняла, что сердца людей жестокие. Даже лучшая подруга может предать».

Позже она прошла конкурс в Вагановское училище, хотя поступить в престижное заведение было сложно: в классе учились дети актеров и влиятельных людей. Попала в 4-й класс Ленинградского Хореографического училища им. Вагановой.

Татьяна Федотова в детстве в балетном училище (в центре)

Именно во время обучения в Вагановском училище она была замечена ассистентом режиссёра Владимира Мотыля — Николаем Конюшевым — который предложил ей сыграть одну из заметных ролей в фильме «Белое солнце пустыни». Встреча эта получилась весьма курьезной. Конюшев отправился встречать знакомую девушку из балетного училища имени Вагановой и на входе столкнулся с симпатичной 17-летней особой — это и была Таня Федотова, которая как раз прогуливала урок (что она делала регулярно). Поначалу она очень испугалась, решив, что незнакомый человек сейчас потащит её за прогул уроков к директору училища. А когда поняла, чего на самом деле тот от неё хочет, тут же обрадовалась и согласилась прийти в студию «Ленфильм».

Сначала она появилась на съёмочной площадке фильма в конце декабря 1968 года, заменив актрису, исполнявшую до этого роль Зарины. Федотова побывала на съёмочной площадке от силы два-три раза, после чего про неё попросту забыли.

А вновь вспомнили только тогда, когда из фильма внезапно ушла младшая из «жён Абдуллы» — Татьяна Денисова, ученица Московского циркового училища (после четырех месяцев съёмок она отказалась от роли). К слову, эта же роль изначально предлагалась Ирине Печерниковой, но та, прочитав сценарий, отказалась, о чём впоследствии сожалела.

Снимали фильм в Туркмении. Во время работы произошел один инцидент, который на всю жизнь запомнился Федотовой. Как-то съёмки не проводились из-за плохой погоды. И часть группы отправилась в город развлечься. В частности, Николай Годовиков (знаменитый Петруха) и Татьяна Федотова заглянули в тамошний парк отдыха, где устраивались танцы. Но едва они появились на танцплощадке, как на Гюльчатай сразу «положили глаз» местные туркмены. Действовали они бесцеремонно, вплоть до того, что стали предлагать Годовикову деньги, чтобы тот продал свою спутницу. В конце концов молодому актёру пришлось пустить в ход кулаки, даже невзирая на то, что численное превосходство было на стороне туркменов. К счастью, рядом оказался один из его знакомых, когда-то занимавшийся боксом, появление которого несколько уравняло шансы сторон в этом поединке. Драка длилась несколько минут, в итоге Гюльчатай удалось «отвоевать» у местных туркмен.

Роль Гюльчатай принесла ей всесоюзную известность.

Татьяна Федотова в фильме «Белое солнце пустыни»

По словам Татьяны Федотовой, роль Гюльчатай имела для её дальнейшей жизни не только положительные, но и отрицательные последствия, хотя особого актёрского таланта, по её мнению, для этой роли не потребовалось: «Честно говоря, в том, что и как я сыграла, ничего особенного нет. Мне даже странно слышать, когда говорят: «Ах, как вы хорошо сыграли Гюльчатай!». Да, определенное актёрское мастерство у меня уже было, а остальное я себе представила, вообразила».

Больше в кино Татьяна не снималась. После окончания балетного училища работала в танцевальном ансамбле в «Ленконцерте». Вышла замуж за композитора, муж писал музыку к песням, однако пробиться не смог.

У самой Федотовой отношения с коллективом также не сложились. Она слыла конфликтной персоной. В конце концов за два года дл пенсии ее уволили и с двумя детьми выставили на улицу из служебного жилья.

В 1994 году Татьяна Федотова пришла к религии, она — член христианской церкви «Источник жизни», хотя по мнению ряда православных священников — это деструктивная секта. Ходила в Библейскую школу, слушала проповеди.

«Бог меня уберег: я не стала актрисой, звездой. Могло случиться что-нибудь плохое. Судьбы звезд очень трагические. Я бы не хотела иметь такую же. Не все идут путем Божьим. Дьявол обольщает», — говорила она.

Читайте также:  Под лучами солнца сверкали весенние лужи все согласные звуки звонкие

Проживает с семьей в деревне Самша Тверской области — в доме, в котором когда-то родилась.

Татьяна Федотова (Гульчатай) сейчас

Личная жизнь Татьяны Федотовой:

Муж — Геннадий Кузьмин, композитор. Познакомились в «Ленконцерте», на тот момент Геннадий был женат. В конце концов они создали свою семью.

У пары родилось двое детей — сын и дочь.

Татьяна Федотова с сыном

Татьяна Федотова и муж Геннадий Кузьмин

Фильмография Татьяны Федотовой:

1969 — Белое солнце пустыни — Гюльчатай (озвучила Надежда Румянцева)

Источник

Гюльчатай

История персонажа

Гюльчатай — героиня советского художественного фильма «Белое солнце пустыни», создателем которого выступил режиссер Владимир Мотыль. Образ этой восточной девушки представлен в картине эпизодически. Однако персонаж запомнился и полюбился зрителям, получил популярность. Самая юная жена из гарема басмача Абдуллы вызвала у публики целую палитру эмоций — от улыбок, когда наивная красавица общается с Суховым, до слез, когда героиня становится жертвой мужа-бандита.

История создания персонажа

В конце 60-х годов режиссер Владимир Мотыль получил предложение снять кино о событиях конца Гражданской войны. В основу сюжета положены исторические факты, которые в частности касались и положения женщин на Востоке. Один из сценаристов картины, Валентин Ежов, проводил встречи с бывшими воинами, которые в начале 20-х годов XX столетия участвовали в сражениях с бандами басмачей в Азии. Из рассказов солдат стало известно, что, опасаясь красноармейцев, бандиты оставляли среди пустыни собственные гаремы.

В этих случаях служащие Красной армии забирали с собой женщин и отводили к ближайшим кишлакам, тем самым спасая от гибели. Эти истории вошли в сюжет фильма, раскрыв перед зрителями колорит Востока — таинственного и одновременно жестокого. В картине басмач Абдулла бросает своих жен, спасаясь от преследования командиром Рахимовым. Не желая упускать бандита, Рахимов передает гарем красноармейцу Федору Сухову, который с юным помощником Петрухой следует с женщинами к ближайшему городу.

Источник

Актриса одной роли: что стало с Татьяной Кузнецовой, сыгравшей Гюльчатай в «Белом солнце пустыне»

Татьяне Кузнецовой принесла известность эпизодическая роль в фильме «Белое солнце пустыни», где она сыграла Гюльчатай. После дебюта молодая актриса больше не появлялась в фильмах. Почему она решила оставить так и не начавшуюся только карьеру?

Татьяна родилась в Тверской области в селе Самша. Ей не исполнилось и года, когда родители решили перебраться в Ленинград. Отец с матерью много трудились, поэтому приняли решение отдать дочь в интернат. Там она начала заниматься хореографией, после чего смогла поступить в Вагановское училище. Но вскоре она пожалела о выборе, так как не видела себя на большой сцене, и стала прогуливать занятия.

Сыграть роль Гюльчатай ей предложили случайно. Дело в том, что актриса, которую наняли изначально, в силу обстоятельств не смогла продолжить участие в съемках, поэтому режиссеру пришлось очень быстро искать замену.

Он дал команду ассистентам подобрать новую девушку, и они стали бегать по институтам и школам, которые обучали молодежь творческим профессиям. Татьяну Кузнецову встретили возле дверей училища, и тут же пригласили сниматься.

Когда в эпизоде одна из жен Абдуллы показала лицо, на симпатичную девушку тут же обратили внимание зрители. Многие ждали ее появления в других лентах, но напрасно.

Со своим будущим мужем Геннадием Кузьминым Татьяна познакомилась в здании Всероссийского концертного объединения. На тот момент мужчина был женат, и их отношения обсуждала вся творческая интеллигенция. Кузнецову несколько раз вызывали на собрания партии, где прилюдно отчитывали.

Спокойно смотреть, как его возлюбленную обсуждают, Геннадий не смог, через несколько месяцев мужчина развелся, и сделал Татьяне предложение. После свадьбы артистка оставила и танцы, решив, что посвятит свою жизнь воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства.

В 1994 году женщина ударилась в религию. Сейчас она говорит, что не жалеет о своем выборе в прошлом, так как думает, что знаменитости слишком выставляют жизнь напоказ, а ей, как человеку глубоко верующему, публичность ни к чему.

В пенсионном возрасте актриса устроилась работать уборщицей. Своей профессии она так же не стыдится. В квартире женщины нет телевизора, она не читает журналы и газеты. А утверждение о том, что она загубила свой талант, всячески опровергает.

Источник

Открой личико! Как актриса, сыгравшая Гюльчатай, загубила свою карьеру

«Гюльчатай! Где Гюльчатай. » Помните, одна из жен Абдуллы в фильме «Белое солнце пустыни» все время где-то пропадала? На долгие годы после выхода картины пропала и исполнительница этой эпизодической роли Татьяна Кузьмина. 26 сентября актрисе исполняется 70 лет.

Фильм Владимира Мотыля давно стал классикой советского кино. Сценарий, выписанный «от и до» тремя мастерами во главе с Ежовым. Музыка Шварца. Песни в исполнении Окуджавы и Луспекаева. Актеры – как на подбор: яркие, колоритные. Все сошлось здесь одно к одному. Все совпало. Как в паззле – сложном и простом одновременно.

Анатолий Кузнецов — при всех его достоинствах и весомой фильмографии — навсегда остался для зрителей Суховым. Кахи Кавсадзе — Абдуллой. Даже звезду БДТ — покойного Павла Луспекаева — часто величали Верещагиным, которому «за державу обидно». Что уж говорить про Петруху (Николая Годовикова) и Гюльчатай (Татьяну Кузьмину, в титрах — Федотову). И они могли бы стать звездами кино. Однако Татьяна карьеру актрисы не сделала. Для зрителей — к сожалению. Для нее — к счастью. Она нашла себя в другом. Хотя поначалу и печалилась.

Читайте также:  Солнце для добрых людей

«Не бойтесь, это наш господин!»

Вообще-то в роли Гюльчатай в фильме снимались две актрисы. Сначала была приглашена ученица Московского циркового училища Татьяна Денисова (и у нее на съемочной площадке возник некиношный роман с Петрухой), но вскоре ей пришлось расстаться с кино из-за экзаменов в училище. Фамилии в титрах нет, а личико сохранилось: в сцене, где Сухов сидит в окружении жен Абдуллы и Катерины Матвевны. Вся слава тогда досталась Татьяне Федотовой. Хотя при встрече со мной она возразила и даже возмутилась: «Вам что, интересно со мной говорить? А где ж вы все были столько лет? Десятилетиями — никакого внимания! Однажды я осмелилась — даже фотографию свою послала Мотылю, так хотелось сниматься…»

Когда уже было отснято больше половины «Белого солнца. », картину забраковали начальники «Мосфильма» и едва не приказали смыть весь материал. Когда фильм был готов, его положили на полку, и только благодаря Брежневу, случайно посмотревшему картину на даче,её выпустили на экраны страны. Но даже после этого картине была присвоена вторая категория, и она не попала ни на один фестиваль. Лишь после покупки фильма знаменитым продюсером Дино Де Лаурентисом его приобрели еще 130 стран. Не попал он только в Марокко: правитель страны Хасан II имел двух жен и тщательно это скрывал.

«Господин, никто не должен видеть наши лица, только ты! Ты наш новый муж, скажи своему человеку, чтобы он не приходил»

…В тот день Таня Федотова, ученица хореографического училища имени Вагановой в Ленинграде, прогуливала занятия: не хотелось получить двойку за невыученный урок. Она бродила по городу, когда ее увидели киношники, и первая мысль прогульщицы была: сейчас отведут к директору. А они взяли у ее мамы расписку — Тане было всего 16 — и увезли на четыре месяца в пустыню.

«Гюльчатай» только родилась, когда ее родители переехали из Тверской области в Ленинград, скитались, жили по подвалам, пока им не дали двухкомнатную квартиру, но и потом десятеро детишек штабелями спали на полу. «Чтобы мамочке было полегче», Таню устроили в интернат. О том, чтобы стать балериной, она не мечтала. Как теперь говорит, это было в плане Божьем. Сначала подружка привела ее в балетный кружок в интернате, а потом Таня почти шутя прошла конкурс в Вагановское, как будто всю жизнь к этому стремилась… Поступить в престижное училище было сложно: в классе учились дети актеров, состоятельных людей. А ее из интерната едва не отправили в школу для умственно отсталых. Учителя «старались»: били линейкой по голове.

…Мы сидим с Татьяной в баре петербургского отеля, она рассказывает о своей жизни, но мне почему-то кажется, что это вовсе не Гюльчатай и что никогда она не снималась в кино. Ну никак не складывается у меня этот «кубик Рубика». Зеленые квадратики мешаются с красными и синими, а нужны только зеленые, чтобы стало очевидно: Татьяна Федотова — актриса, звезда российского кино…

Татьяна говорила мне, что всегда жила по совести, боролась за справедливость. За что и получала…

Сначала ее исключили из пионеров.

— Я считала, что отметки ставили несправедливо, и решила собрать группу захвата журнала, чтобы втихаря ставить «пятерки». Но однажды выдала себя: поставила отметку за урок, которого еще не было. Пришлось рисовать стрелочку на предыдущий день. Учительница математики была в ярости: она несколько раз перелистывала страницы, снимала и надевала очки, смотрела на класс, наконец обратилась ко мне: «Федотова, я разве тебя спрашивала на прошлом уроке?!» Ребята: «Спрашивали, спрашивали, Мария Соломоновна!» Я вышла к доске, похлопала глазками, а теорему доказать не смогла. В этот день меня спрашивали на всех уроках и везде ставили «двойки». После чего вызвали маму, собрали пионерское собрание, где одна активистка кричала: «Выгнать ее, таким не место в училище». Когда на школьной линейке с меня сняли галстук, я рыдала: такой позор, маме будет больно, это несправедливо, все участвовали, а я одна пострадала. С тех пор я поняла, что сердца людей жестокие. Даже лучшая подруга может предать. А меня Господь хранит…

«Господин назначил меня любимой женой!»

Еще по телефону, когда мы договаривались о встрече, Татьяна спросила меня: «А вы знаете, что я верующая?» Я знала. Но не все… Татьяна — член христианской церкви «Источник жизни» (по мнению ряда православных священников — деструктивная секта. — Ред.), ходила в Библейскую школу, слушала проповеди. К религии она пришла в 1994 году, и, как сама говорит, для этого не было особых причин: ни душевных мук, ни семейной трагедии, ни разочарования в жизни. Соблазнов было много… «Чем живет мир? По Библии, это похоть очей, похоть плоти и гордость житейская. Гордости не было, но похоть меня постоянно преследовала. Все от дьявола. Он использует и красоту, и талант. Использует и извращает…» Татьяна уже много лет на пенсии. И, конечно, в кино сниматься не хочет.

— Если только со Словом, чтобы Иисус наш прославился… Бог меня уберег: я не стала актрисой, звездой. Могло случиться что-нибудь плохое. Судьбы звезд очень трагические. Я бы не хотела иметь такую же… Не все идут путем Божьим. Дьявол обольщает. А это смерть, это страшно… Все астрологические календари — ловушки: человек читает и заранее планирует свою жизнь. В Библии написано: что скажешь — то и сбудется. Без Бога ты ничто, пустота. Надо верить. Но не так, чтобы в последнее воскресенье Пасхи поставить свечки, а потом выйти из церкви и богохульствовать… (Плачет). Сейчас у меня глаза будут красные. Снимай, снимай… Я даже позировать не люблю и не умею…

Читайте также:  Сияние солнца лакорн с русской озвучкой

Может, это действительно было угодно Господу? Чтобы она больше не снималась… Чтобы, будучи уже на пенсии, четыре года проработала уборщицей в Русском музее. Чтобы когда-то в «Ленконцерте» познакомилась с будущим мужем Геннадием Кузьминым. За которого пришлось бороться…

«А разве ты не можешь сказать, что Гюльчатай твоя любимая жена? Разве она обидится?»

Он был женат. Она все понимала и даже встретилась с женой: обещала, что оставит его. На следующий день супруга сама привезла Геннадия Татьяне домой, и со слезами на глазах он сказал: «Я больше туда не пойду. Я тебя люблю, и мы должны быть вместе». А она: «Гена, если я выйду за тебя замуж, мы с тобой будем до конца».

Ах, если бы это было начало их счастья! Личная жизнь интересовала всех, Татьяну обсуждали на месткомах и парткомах, говорили, что на чужом горе счастье не построишь, издевались. А с Геной они вместе работали, ездили на гастроли. Приезжают в другой город. Расселение в гостинице: все уже ушли по номерам, а им ничего не говорят. Подходят к руководителю — тот шипит: вас уже назвали. А в их номерах оказывалось по 6-7 посторонних. Все артисты вместе, а они — как отбросы…

Козни в «Ленконцерте» Татьяне строили долго: в своем коллективе она была неугодной. Слишком много выступала на собраниях. Не могла молчать. Договорилась до того, что за два года до пенсии ее с двумя детьми выкинули на улицу. Она ходила в местком, писала в газеты, обращалась в прокуратуру и в народный контроль райкома партии. Сколько нервов потрепала, сколько врагов нажила. Как-то сделала коллеге замечание «по существу», повернулась, а та ей ногой — в спину. Она просила прощения, Таня плакала. Но все равно не говорить не могла: вылетала из одного коллектива в другой, на нее повесили ярлык «конфликтная женщина», а она продолжала бороться. Теперь уже в народном контроле. Ее боялись. «Вон Кузьмина пришла…» — шептались по углам. Руководители говорили, что она им снится по ночам.

«Одна жена любит, одна одежду шьет, одна пищу варит, одна детей кормит… И все одна? Тяжело. »

Чего она добилась? Подруг практически нет. Всю жизнь стремилась найти людей, которых бы любила и которые бы любили ее и были ей преданы. Она ни на кого зла не держит, всех прощает. «Все заповеди Божьи основаны на любви. А замысел сатаны, дьявола — это погубить человека. Вот человек хвалится своими талантами, и что? Могила всех сравняет: богатого и нищего, талантливого и бездарного».

С мужем они вырастили сына и дочь. Он писал музыку. Татьяна пыталась ее пробивать: обращалась к Пьехе, Боярскому, Пахоменко, Кобзону. Звезды молчали… Так что и карьера мужа не сложилась.

— Ваши близкие верят в Бога, как вы?

— Нет, они не так верят… Не буду об этом говорить. Истина Божья: спасешься сам — и весь дом твой спасется. Я молюсь за них и верю, что они придут к Господу. Он откроет им глазки, и они увидят, что мамочка была права… Господь хочет, чтобы человек славил его своим талантом. А дьявол обольщает и все извращает… Тексты песен бывают — слушать не хочется: извращение на извращении. В музыке звуки страшные, мерзкие, эти роки всякие, которые дребезжат, шум, крик… Нутро даже противится слушать. Вот Киркорову Бог дал талант, сидишь и думаешь: этим бы голосом Господа славить. А люди на пьедестал себя ставят…

— Вы сами какую музыку слушаете?

— Христианскую, у нас чудное прославление в церкви…

— Ну а «Белое солнце пустыни» вам нравится?

— Нравится… И я забавная такая. Конечно, роль маленькая, чуть-чуть совсем, но порой и композитору делает карьеру одна песня.

Татьяна говорит, что верующих не волнуют кризисы. Им небезразлично, что происходит в мире, они живут в нем, но с этим миром им не по пути. Хотя они испытывают гонения, над ними насмехаются и плюют вслед. Таня и сама замечала недружеские взгляды соседей, разговоры за спиной. Она не обращает на них внимания. Просто служит Богу. Рассказывает, что у их церкви есть реабилитационный центр для алкоголиков и наркоманов. Врачи говорят: ни один нарколог сам не может вылечить наркомана. Все — Божьи чудеса. И от рака Господь исцеляет. Женщина доживала последние дни. Верующие стали за нее молиться, и когда врач сделал снимок, то не поверил: думал, аппарат сломался…

Мы говорили с Татьяной очень долго. Она проповедовала и не скрывала этого. Последние ее слова в записи: «Слава Господу, слава Иисусу». «Ну да, так и должно быть», — подумала я. Она бы сказала, что это Богу было угодно.

Но было ли ему угодно, чтобы Татьяна Кузьмина загубила карьеру актрисы.

Источник

Adblock
detector