Меню

Белое солнце пустыни баркас верещагина

Баркас Верещагина из «Белого солнца пустыни»

Всем привет!

Судно, снимавшееся в фильме «Белое солнце пустыни» (1970), на самом деле было построено значительно позднее описанных в фильме событий, но, тем не менее, может считаться исторически достоверным.

Такие суда плавали по Каспию с далёких времён и были универсальными. Они использовались для перевозки людей и грузов, в качестве промысловых и патрульных. В зависимости от назначения, они могли отличаться в некоторых конструктивных элементах; среди них были и чисто парусные и парусно-моторные (на рубеже XIX – XX века). Длина их колебалась от 9 до 20 метров. Более крупные встречались реже, но по рассказам бабушек и дедушек, строились и свыше 30 метров длиной. Тем не менее обводы корпуса, соотношение размерений и конструкция корпуса сохранялись.

Продолжали их строить и после революции; и когда после войны для рыболовного флота Каспия понадобились промысловые и транспортные суда, никто особенно не сомневался в том, как они должны выглядеть. Прогресс судостроительной промышленности сказался лишь на том, что набор этих судов был стальным, но наружная обшивка продолжала долгое время оставаться деревянной. Набор стали делать стальным потому, что стоимость дерева стала выше стали.

Автор работы — TitanSV, «МикроДизайн», Севастополь. (ТПП «Эскадра»)

В народе их называли «композитками» или сейнерами, что, строго говоря, было не совсем верно. Суда были очень удачными, обладали выдающимися мореходными качествами. Даже когда начали строить полностью стальные суда то сначала (проект ЦПКТБ «Каспрыба» №1407) просто скопировали обводы и компоновку «композитки». При капитальном ремонте на «композитках» заменяли деревянную обшивку на стальную. На удивление по крайней мере одно такое судно дожило до наших дней, хотя и в сильно изменённом виде (вероятно его использовали как служебно-разъездное).

В 1946 году на судоверфи им С. М. Кирова спроектировано и построено композитное (стальной набор и деревянная обшивка) судно в двух вариантах – сейнер (пр. 330К) и транспортный рефрижератор (пр. 330Р). Построено не менее 650 единиц. Внешне суда отличались наличием на сейнере грузовой стрелы и различиями в ходовых огнях. Последняя модификация судна была спроектирована ЦПТКБ «Каспрыба» (пр. 1407) имела стальную обшивку.

Фирма «Эскадра» создала свою очень точную реконструкцию баркаса, снявшегося в фильме. Модель позиционируется как возможная первая модель для моделиста. В наборе дана нарезанная лазером обшивка, уже готовые отлитые из латуни железные детали. И отдельный бонус — фигурка таможенника Верещагина

«Дербент». «Верещагин, уходи с баркаса – взорвёшься!» Один из самых драматичных моментов фильма «Белое солнце пустыни». Далее следует эффектный взрыв…

Основные характеристики:
Длина наибольшая – 19,47 м
Длина между перпендикулярами – 17,4 м
Ширина наибольшая – 6,2 м
Высота борта на миделе – 1,95 м

Окраска модели: Корпус смолёный чёрный, ватерлиния не отбивалась, палуба деревянная (сосна) неокрашенная, рубка деревянная, окрашенная в белый цвет. Иногда наличники окон, двери в рулевую рубку не окрашивались, а пропитывались горячей олифой. Мачты, реи, грузовая стрела – деревянные неокрашенные. Кнехты, утки – чёрные. Шпили окрашивались либо в чёрный, либо в шаровый цвет. Детали руля – чёрные. Выхлопная труба и дымовая труба камбуза – чёрные. Вентиляционные головки белые или (реже) шаровые. Кранцы плетёные из натуральных канатов. В качестве кранцев часто использовались автомобильные покрышки. На носовой части фальшборта наносили бортовой номер, реже – название (в фильме кранцы из покрышек спрятали, а бортовой номер закрасили).

Рулевая машина – ручная. Брашпиль – ручной. Якоря Матросова – 2×75 кг. Цепи якорные — 2×75 м калибром 17мм. Спасательный плот тяжёлого типа на 5 чел. Грузовая стрела – 0,5 т (только на сейнере). Промысловый шпиль с тяговым усилием 0,5 – 1 т (только на сейнере). Генераторы — 1×1,5 и 1×4,5 кВт с напряжением 25 В и 110 В соответственно. Винт стальной трёхлопастной диаметром 880 мм, шагом 540 мм, дисковое отношение – 0,51, диаметр гребного вала – 78 мм. Рефрижераторная установка компрессионная УМ-2ФВ-8/4, хладагент – фреон 12, температура в трюме – от 0 до –2° (только для 330Р).

Читайте также:  Помню каждый миг каждый солнца блик то что гладик каждым

Для любителя фильма и истории — будет отличный подарок, как в наборе, так и уже в готовом, собранном виде

Источник

БАРКАС ПОД «БЕЛЫМ СОЛНЦЕМ»

Фильм «Белое солнце пустыни» стал заметным явлением в жизни нашей страны — о его популярности можно судить хотя бы по тому, сколькими поговорками и крылатыми выражениями пополнился лексикон советских людей. Зрителям надолго запомнились герои фильма, талантливо сыгранные П.Луспекаевым, А.Кузнецовым, С.Мишулиным и другими прекрасными актёрами. Стоит заметить, что в этом фильме помимо одушевлённых актёров замечательно сыграли свои роли и актёры неодушевлённые – один из них появился в фильме в самый драматический его момент.

— Верещагин, уходи с баркаса взорвёшься! — кричит таможеннику товарищ Сухов, но тот его не слышит, и через секунду следует эффектный взрыв…

Баркас: проекта 330. снимавшийся в этом фильме, был на самом деле построен значительно позже событий, о которых повествуется в «Белом солнце пустыни», однако облик этого судна можно считать исторически вполне достоверным. Дело в том, что такие баркасы, строившиеся на Каспии с незапамятных времён и чуть ли не до середины минувшего века, были универсальными: они использовались и для перевозки грузов, и в качестве патрульных судов, и для промысла рыбы. Однотипные посудины длиной от 9 до 20 метров (на Каспии попадались и 30-метровые суда этого типа!) были похожи друг на друга, как разновозрастные братья, хотя в зависимости от назначения могли отличаться некоторыми конструктивными элементами. Поначалу они были чисто парусными, а на рубеже XIX — XX веков стали появляться и парусно-моторные Тем не менее соотношение размерений и конструкция корпуса у них были практически одними и теми же.

Прототипами этих баркасов считаются каспийские реюшка и рыбница в подтверждение этого можно сравнить обводы этих судов.

Реюшка представляла собой парусное судно смешанного плавания (река — море) длиной 10 — 13 м, которое несло фок- и грот-мачты с косыми парусами; экипаж этой лодки — 3 — 4 человека.

Рыбница была парусным или парусномоторным судном тоже смешанного плавания (река море); при внешнем сходстве с реюшкой она была не в пример солиднее (длина её составляла от 12 до 20 м) и имела одну мачту с косыми парусами. Впрочем, при необходимости количество мачт и тип парусною вооружения могли быть иными.

Универсальные суда по типу рыбницы продолжали строить и после революции, правда, вместо деревянного набор делали стальным, поскольку древесина в то время была дороже металла. А когда в первые пословоенные годы для рыболовного флота Каспия потребовались промысловые и транспортные суда, о выборе их типа вопроса не стояло

В 1946 году на каспийской Судоверфи имени С.М.Кирова было развёрнуто серийное производство сейнеров проекта 330К и рефрижераторов проекта 330Р. Внешняя разница между ними была в ходовых огнях, и на сейнере имелась грузовая стрела. Оба судна имели смешанную конструкцию со стальным набором и деревянной обшивкой. Всего было построено около 650 судов этого типа.

Читайте также:  Гифки с добрым утром мужчине с солнцем

Последней модификацией каспийского баркаса можно считать проект 1407 со стальной обшивкой, созданный в ЦПКБ «Каспрыба».

Каспийский баркас проекта 330

Судно имело стальной набор и деревянную обшивку; система набора — поперечная. Рубка и носовой кап были деревянными.

Рулевая машина и брашпиль — ручные Судно оснащалось парой якорей Матросова массой по 75 кг с якорными цепями калибра 17 мм и длиной по 75 м Спасательный плот — пятиместный, тяжёлого типа. Грузовая стрела грузоподъёмностью 0.5 т устанавливалась только на сейнерах.

Главный двигатель — типа S4DV 224 или 4NVD-24 мощностью 80 л.с. (на судах раннего выпуска иногда устанавливались двигатели мощностью 50 л.с.). Гребной винт стальной, трёхлопастный диаметром 880 мм; его шаг — 540 мм и дисковое отношение — 0,51; диаметр гребного вала — 78 мм. И на сейнере, и на рефрижераторе устанавливались по два электрогенератора — один из них мощностью 1,5 кВт х 25 В. другой — 4,5 кВт х 110 В.

Баркас проекта 330

Промысловое и транспортное судно проекта 330

Теоретический чертеж судна проекта 330

На судне-рефрежираторе устанавливалась компрессионная холодильная установка УМ-2ФВ-8/4 на хладагенте фреон-12, обеспечивавшая температуру в трюме от 0 до -2° С.

Кранцы — плетеные из начальных канатов. В качестве кранцев частенько использовались автомобильные покрышки. На носовой части фальшборта наносился бортовой номер, реже — название. А самый популярный новый фильм смотрите тут. Кстати, перед съёмками фильма «актера» загримировали — закрасили номер и написали название «Тверь», а кранцы из покрышек спрятали.

Служебно-разъездное судно проекта ЦПКБ «Каспрыба» № 1407, сохранившееся на одном из астраханских судостроительных заводов

На снимке кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Корпус баркаса — чёрный, смолёный. Ватерлиния не отбивалась. Палуба — сосновая, неокрашенная. Рубка деревянная, окрашенная в белый цвет. Наличники окон и двери в рулевую рубку иногда не окрашивались, а пропитывались горячей олифой. Мачты, реи и грузовая стрела были деревянными, неокрашенными. Кнехты и утки — чёрные, шпили — чёрные или шаровые. Детали рулевого устройства, а также выхлопная труба двигателя и дымовая труба камбуза чёрные.

Материал подготовили кораблестроители — инженеры-конструкторы Е.КРАСНОЩЁКОВ, А.ЖИХАРЬ, И.МИЛАЕВ, г. Астрахань

Источник

Баркас Верещагина (проект 330-К)

Автор продаёт модель. Цена договорная. Обсудить с ним покупку

Производитель: «МикроДизайн», Севастополь. (ТПП «Эскадра»). Дата размещения: 25 сентября 2020 года, 9:12 Раздел галереи: Корабли Тип техники: Гражданские Тип двигателя: Дизель-электроходы Страна-производитель: СССР–Россия Масштаб модели: 1:72

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

«Верещагин, уходи с баркаса – взорвёшься!» Один из самых драматичных моментов фильма «Белое солнце пустыни». Далее следует эффектный взрыв… Судно, снимавшееся в этом фильме, на самом деле было построено значительно позднее описанных в фильме событий, но, тем не менее, может считаться исторически достоверным. Такие суда плавали по Каспию с далёких времён и были универсальными. Они использовались для перевозки людей и грузов, в качестве промысловых и патрульных. В зависимости от назначения, они могли отличаться в некоторых конструктивных элементах; среди них были и чисто парусные и парусно-моторные (на рубеже XIX – XX века). Длина их колебалась от 9 до 20 метров. Более крупные встречались реже, но по рассказам бабушек и дедушек, строились и свыше 30 метров длиной. (Мы посылаем вам фотографию макета Каспийской «реюшки», как одного из прототипов судна проекта 330, снимавшегося в фильме. Макет был изготовлен на судоверфи им. С. М. Кирова г.Астрахани в 1980 г. лучшим плазовщиком и макетчиком завода – Тимошечкиным Г. П.) Тем не менее обводы корпуса, соотношение размерений и конструкция корпуса сохранялись. Продолжали их строить и после революции; и когда после войны для рыболовного флота Каспия понадобились промысловые и транспортные суда, никто особенно не сомневался в том, как они должны выглядеть. Прогресс судостроительной промышленности сказался лишь на том, что набор этих судов был стальным, но наружная обшивка продолжала долгое время оставаться деревянной. Набор стали делать стальным потому, что стоимость дерева стала выше стали. В народе их называли «композитками» или сейнерами, что, строго говоря, было не совсем верно. Суда были очень удачными, обладали выдающимися мореходными качествами. Даже когда начали строить полностью стальные суда то сначала (проект ЦПКТБ «Каспрыба» №1407) просто скопировали обводы и компоновку «композитки». При капитальном ремонте на «композитках» заменяли деревянную обшивку на стальную. На удивление по крайней мере одно такое судно дожило до наших дней, хотя и в сильно изменённом виде (вероятно его использовали как служебно-разъездное). Мы сфотографировали его на одном из Астраханских судостроительных заводов.
Итак, «генеалогическое древо» судна выглядело примерно так:
Прототипы:
– реюшка – судно смешанного плавания длиной 10 – 13 метров. Несла фок и грот мачты с косыми парусами. Экипаж – три или четыре человека.
– рыбница – судно смешанного плавания (река-море) длиной от 12 до 20 метров. Парусное или парусно-моторное. Имело, как правило, одну мачту с косыми парусами (парусное вооружение могло быть разным, как и количество мачт).
В 1946 году на судоверфи им С. М. Кирова спроектировано и построено композитное (стальной набор и деревянная обшивка) судно в двух вариантах – сейнер (пр. 330К) и транспортный рефрижератор (пр. 330Р). Построено не менее 650 единиц. Внешне суда отличались наличием на сейнере грузовой стрелы и различиями в ходовых огнях. Последняя модификация судна была спроектирована ЦПТКБ «Каспрыба» (пр. 1407) имела стальную обшивку. Основные характеристики:

Читайте также:  Где солнце светит каждый день

Длина наибольшая – 19,47 м
Длина между перпендикулярами – 17,4 м
Ширина наибольшая – 6,2 м
Высота борта на миделе – 1,95 м
Осадка в грузу:
— носом – 1,44 м
— кормой – 1,53 м
Водоизмещение – 85 т
Грузоподъёмность – 26 т
Экипаж – 6 т
Автономность – 10 суток
Класс Морского Регистра — «Р 4/1 С (Каспийское море)
Главный двигатель – S4DV 224 (или 4NVD-24) – 80 л.с.
(на ранних можно было встретить 50 л.с.)
Скорость – 7,5 узла
Корпус – стальной набор, деревянная обшивка,
система набора – поперечная
Рубка и носовой кап – деревянные.

Рулевая машина – ручная. Брашпиль – ручной. Якоря Матросова – 2×75 кг. Цепи якорные — 2×75 м калибром 17мм. Спасательный плот тяжёлого типа на 5 чел. Грузовая стрела – 0,5 т (только на сейнере). Промысловый шпиль с тяговым усилием 0,5 – 1 т (только на сейнере). Генераторы — 1×1,5 и 1×4,5 кВт с напряжением 25 В и 110 В соответственно. Винт стальной трёхлопастной диаметром 880 мм, шагом 540 мм, дисковое отношение – 0,51, диаметр гребного вала – 78 мм. Рефрижераторная установка компрессионная УМ-2ФВ-8/4, хладагент – фреон 12, температура в трюме – от 0 до –2° (только для 330Р).
Основные характеристики:

Источник

Adblock
detector