Меню

Баркас под белым солнцем

Баркас Верещагина из «Белого солнца пустыни»

Всем привет!

Судно, снимавшееся в фильме «Белое солнце пустыни» (1970), на самом деле было построено значительно позднее описанных в фильме событий, но, тем не менее, может считаться исторически достоверным.

Такие суда плавали по Каспию с далёких времён и были универсальными. Они использовались для перевозки людей и грузов, в качестве промысловых и патрульных. В зависимости от назначения, они могли отличаться в некоторых конструктивных элементах; среди них были и чисто парусные и парусно-моторные (на рубеже XIX – XX века). Длина их колебалась от 9 до 20 метров. Более крупные встречались реже, но по рассказам бабушек и дедушек, строились и свыше 30 метров длиной. Тем не менее обводы корпуса, соотношение размерений и конструкция корпуса сохранялись.

Продолжали их строить и после революции; и когда после войны для рыболовного флота Каспия понадобились промысловые и транспортные суда, никто особенно не сомневался в том, как они должны выглядеть. Прогресс судостроительной промышленности сказался лишь на том, что набор этих судов был стальным, но наружная обшивка продолжала долгое время оставаться деревянной. Набор стали делать стальным потому, что стоимость дерева стала выше стали.

Автор работы — TitanSV, «МикроДизайн», Севастополь. (ТПП «Эскадра»)

В народе их называли «композитками» или сейнерами, что, строго говоря, было не совсем верно. Суда были очень удачными, обладали выдающимися мореходными качествами. Даже когда начали строить полностью стальные суда то сначала (проект ЦПКТБ «Каспрыба» №1407) просто скопировали обводы и компоновку «композитки». При капитальном ремонте на «композитках» заменяли деревянную обшивку на стальную. На удивление по крайней мере одно такое судно дожило до наших дней, хотя и в сильно изменённом виде (вероятно его использовали как служебно-разъездное).

В 1946 году на судоверфи им С. М. Кирова спроектировано и построено композитное (стальной набор и деревянная обшивка) судно в двух вариантах – сейнер (пр. 330К) и транспортный рефрижератор (пр. 330Р). Построено не менее 650 единиц. Внешне суда отличались наличием на сейнере грузовой стрелы и различиями в ходовых огнях. Последняя модификация судна была спроектирована ЦПТКБ «Каспрыба» (пр. 1407) имела стальную обшивку.

Фирма «Эскадра» создала свою очень точную реконструкцию баркаса, снявшегося в фильме. Модель позиционируется как возможная первая модель для моделиста. В наборе дана нарезанная лазером обшивка, уже готовые отлитые из латуни железные детали. И отдельный бонус — фигурка таможенника Верещагина

«Дербент». «Верещагин, уходи с баркаса – взорвёшься!» Один из самых драматичных моментов фильма «Белое солнце пустыни». Далее следует эффектный взрыв…

Основные характеристики:
Длина наибольшая – 19,47 м
Длина между перпендикулярами – 17,4 м
Ширина наибольшая – 6,2 м
Высота борта на миделе – 1,95 м

Окраска модели: Корпус смолёный чёрный, ватерлиния не отбивалась, палуба деревянная (сосна) неокрашенная, рубка деревянная, окрашенная в белый цвет. Иногда наличники окон, двери в рулевую рубку не окрашивались, а пропитывались горячей олифой. Мачты, реи, грузовая стрела – деревянные неокрашенные. Кнехты, утки – чёрные. Шпили окрашивались либо в чёрный, либо в шаровый цвет. Детали руля – чёрные. Выхлопная труба и дымовая труба камбуза – чёрные. Вентиляционные головки белые или (реже) шаровые. Кранцы плетёные из натуральных канатов. В качестве кранцев часто использовались автомобильные покрышки. На носовой части фальшборта наносили бортовой номер, реже – название (в фильме кранцы из покрышек спрятали, а бортовой номер закрасили).

Рулевая машина – ручная. Брашпиль – ручной. Якоря Матросова – 2×75 кг. Цепи якорные — 2×75 м калибром 17мм. Спасательный плот тяжёлого типа на 5 чел. Грузовая стрела – 0,5 т (только на сейнере). Промысловый шпиль с тяговым усилием 0,5 – 1 т (только на сейнере). Генераторы — 1×1,5 и 1×4,5 кВт с напряжением 25 В и 110 В соответственно. Винт стальной трёхлопастной диаметром 880 мм, шагом 540 мм, дисковое отношение – 0,51, диаметр гребного вала – 78 мм. Рефрижераторная установка компрессионная УМ-2ФВ-8/4, хладагент – фреон 12, температура в трюме – от 0 до –2° (только для 330Р).

Для любителя фильма и истории — будет отличный подарок, как в наборе, так и уже в готовом, собранном виде

Источник

Баркас под «белым солнцем»

Фильм «Белое солнце пустыни» стал заметным явлением в жизни нашей страны — о его популярности возможно делать выводы хотя бы по тому, какое количество крылатыми выражениями и поговорками пополнился лексикон советских людей. Зрителям на долгое время запомнились киногерои, талантливо сыгранные П.Луспекаевым, А.Кузнецовым, С.Мишулиным и другими красивыми актёрами.

Читайте также:  Плахотин ты ярче чем солнца свет

Стоит подметить, что в этом фильме кроме одушевлённых актёров превосходно сыграли актёры и свои роли неодушевлённые — один из них показался в фильме в самый драматический его момент.

— Верещагин, уходи с баркаса взорвёшься! — кричит таможеннику товарищ Сухов, но тот его не слышит, и через секунду направляться эффектный взрыв…

Баркас: проекта 330. снимавшийся в этом фильме, был в действительности выстроен существенно позднее событий, о которых повествуется в «Белом солнце пустыни», но вид этого судна можно считать исторически в полной мере точным. Дело в том, что такие баркасы, строившиеся на Каспии с незапамятных времён и чуть ли не до середины прошлого века, были универсальными: они употреблялись и для перевозки грузов, и в качестве патрульных судов, и для промысла рыбы.

Однотипные посудины длиной от 9 до 20 метров (на Каспии попадались и 30-метровые суда этого типа!) были похожи, как разновозрастные братья, не смотря на то, что в зависимости от назначения имели возможность различаться некоторыми конструктивными элементами. Сначала они были чисто парусными, а на рубеже XIX — XX столетий начали появляться и парусно-моторные Однако соотношение размерений и конструкция корпуса у них были фактически одними и теми же.

Прототипами этих баркасов считаются каспийские реюшка и рыбница в подтверждение этого возможно сравнить обводы этих судов.

Реюшка представляла собой парусное судно смешанного плавания (река — море) длиной 10 — 13 м, которое несло грот- и фок-мачты с косыми парусами; экипаж данной лодки — 3 — 4 человека.

Рыбница была парусным либо парусномоторным судном также смешанного плавания (река море); при внешнем сходстве с реюшкой она была не в пример солиднее (протяженность её составляла от 12 до двадцати метров) и имела одну мачту с косыми парусами. Но, при необходимости тип и количество мачт парусною оружия могли быть иными.

Универсальные суда по типу рыбницы строили и по окончании революции, действительно, вместо древесного комплект делали металлическим, потому, что древесина в то время была дороже металла.

А в то время, когда в первые пословоенные годы для рыбацкого флота Каспия потребовались промысловые и транспортные суда, о выборе их типа вопроса не стояло

Во второй половине 40-ых годов двадцатого века на каспийской Судоверфи имени С.М.Кирова было развёрнуто серийное производство сейнеров проекта 330К и рефрижераторов проекта 330Р. Внешняя отличие между ними была в ходовых огнях, и на сейнере имелась грузовая стрела. Оба судна имели смешанную конструкцию со деревянной обшивкой и стальным набором.

Всего было выстроено около 650 судов этого типа.

Последней модификацией каспийского баркаса можно считать проект 1407 со металлической обшивкой, созданный в ЦПКБ «Каспрыба».

Каспийский баркас проекта 330

Судно имело металлической комплект и древесную обшивку; совокупность комплекта — поперечная. носовой и Рубка кап были древесными.

брашпиль и Рулевая машина — ручные Судно оснащалось парой якорей Матросова массой по 75 кг с якорными цепями калибра 17 мм и длиной по 75 м Спасательный плот — пятиместный, тяжёлого типа.

Грузовая стрела грузоподъёмностью 0.5 т устанавливалась лишь на сейнерах.

Основной двигатель — типа S4DV 224 либо 4NVD-24 мощностью 80 л.с. (насудах раннего выпуска время от времени устанавливались двигатели мощностью 50 л.с.). Гребной винт металлической, трёхлопастный диаметром 880 мм; его ход — 540 мм и дисковое отношение — 0,51; диаметр гребного вала — 78 мм. И на сейнере, и на рефрижераторе устанавливались по два электрогенератора — один из них мощностью 1,5 кВт х 25 В. второй — 4,5 кВт х 110 В.

Баркас проекта 330

Промысловое и транспортное судно проекта 330

Теоретический чертеж судна проекта 330

На судне-рефрежираторе устанавливалась компрессионная холодильная установка УМ-2ФВ-8/4 на хладагенте фреон-12, снабжавшая температуру в трюме от 0 до -2° С.

Кранцы — плетеные из начальных верёвок. В качестве кранцев частенько употреблялись автомобильные покрышки. На носовой части фальшборта наносился бортовой номер, реже — наименование.

Читайте также:  Планеты солнечной системы последовательность от солнца

Асмотрите тут. Кстати, перед съёмками фильма «актера» загримировали — закрасили номер и написали наименование «Тверь», а кранцы из покрышек запрятали.

Служебно-разъездное судно проекта ЦПКБ «Каспрыба» № 1407, сохранившееся на одном из астраханских судостроительных фабрик

На снимке кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Корпус баркаса — тёмный, смолёный. Ватерлиния не отбивалась. Палуба — сосновая, неокрашенная.

Рубка древесная, окрашенная в белый цвет. двери и Наличники окон в рулевую рубку время от времени не окрашивались, а пропитывались тёплой олифой. Мачты, реи и грузовая стрела были древесными, неокрашенными.

утки и Кнехты — тёмные, шпили — тёмные либо шаровые. Подробности рулевого устройства, и выхлопная дымовая труба и труба двигателя камбуза тёмные.

Материал подготовили кораблестроители — инженеры-конструкторы Е.КРАСНОЩЁКОВ, А.ЖИХАРЬ, И.МИЛАЕВ, г. Астрахань

Белое солнце пустыни

Источник

«Верещагин, не заводи баркас!» Почему у прототипа героя фильма «Белое солнце пустыни» Поспелова дом был полон оружия

Образ начальника таможенного поста Павла Верещагина из фильма «Белое солнце пустыни» навсегда полюбился советским зрителям. Дореволюционный таможенник с его арсеналом оружия, с икрой без хлеба на завтрак, на обед и ужин, обнищавший, но по-прежнему радеющий «за державу», стал идеалом русского человека, который и за родину постоит, и за друзей жизнь отдаст.

Коллаж © LIFE. Фото © Wikipedia, Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / Kinopoisk

Правду говорят, что шедевры рождаются неожиданно, из ничего. Сценаристу фильма Валентину Ежову на написание сценария дали всего полтора месяца. Чтобы погрузиться в атмосферу, Ежов отправился в поездку по Средней Азии, и там, где-то на границе, один из старых пограничников рассказал ему о человеке, который и стал прототипом Верещагина.

Это был начальник Гермабского пограничного отряда 30-й Закаспийской пограничной бригады штаб-ротмистр Михаил Поспелов. Басмачи и контрабандисты называли его «Поспела, сын шайтана», а сотрудников таможни звали «джигитами Поспела».

Сослуживцы (те, кто не брал взятки) отзывались о нём как о душевном человеке, который с любым мог найти общий язык, прекрасно ладил с лошадьми и виртуозно владел оружием. А вот те, кто «брал мзду», офицера не любили и искали возможности свести с ним счёты. Но это было непросто. Физические данные Поспелова были богатырскими — он имел огромные кулаки, гнул подковы и буквально мог подпоясаться ломом.

Родился Михаил Поспелов в 1884 году в Орле. В юности за вольнодумство вылетел из училища. Зато окончил пехотное училище в Тифлисе, где получил шесть императорских призов за кавалерийскую подготовку, и был назначен в 6-й пехотный Либавский полк. Армейские будни пришлись Поспелову не по душе, и в 1910 году он добился перевода в столицу Туркестанской губернии — Ашхабад. В Туркестане был кадровый голод, и молодого, образованного офицера назначили начальником поста на границе с Персией. Звучит хорошо, но на деле Гермабский пост был у чёрта на куличиках — в горной долине реки Секизяб в горах Копетдага. Население посёлка (до революции — Михайловский) в 1910 году составляло 98 человек. Можно только догадываться, о чём думала молодая жена Поспелова, отбывая в эти сказочные дали вместе с мужем и двумя дочерьми. Зато всё как на ладони.

И в Гермабе будут яблони цвести!

Гермабский погранотряд Поспелова держал под контролем сто вёрст государственной границы. Основных постов было четыре. Главными задачами у пограничников были борьба с контрабандистами и противодействие английским, германским и турецким шпионам, которые перед Первой мировой войной наводнили азиатское «подбрюшье» России. Кроме того, на селение то и дело нападали отряды курдов, воровали местных женщин, чтобы продать их в Персию.

Поспелов служил стране российской не за страх, а за совесть, чем и заслужил разнообразные прозвища со стороны нарушителей границы. За рыжеватые усищи его даже называли «красным шайтаном». Он создал разветвлённую агентурную сеть и был заранее предупреждён о набегах воинственных банд и появлении подозрительных людей.

«Всех в кулаке держал» — так отзывались о нём сослуживцы. Подчинённых подбирал себе под стать: умелых наездников, виртуозно владеющих шашкой и винтовкой. Пост в Гермабе при Поспелове превратился в оазис среди гор: вокруг был разбит сад, в котором росли алыча, абрикосы, груши, яблони и грецкий орех, был вырыт пруд, где водились карпы, организована небольшая свиноферма, по заднему двору разгуливали индюки. Это было продиктовано не столько любовью к красоте, сколько заботой о довольствии пограничников — провиант и жалованье в те времена в отдалённые посты зачастую доставляли не вовремя.

Читайте также:  Уличные светильники зарядка от солнца

Что стало с актёрами из «Неуловимых мстителей» и как они выжили на опасных съёмках

Буду охранять границу

В 1917 году после отречения императора ситуация на границе обострилась. Почувствовав слабину, контрабандисты обнаглели и стали в открытую нападать на пограничные посты. Тогда Поспелов съездил в Ашхабад и привёз оттуда несколько ящиков с ручными гранатами, пулемёт Льюиса и бомбомёт (очевидно, штоковый миномёт системы Аазена или Лихонина), который стрелял прямой наводкой на 500 метров.

Но самое сложное было впереди. После октябрьского переворота пограничники разбежались, охранять границу Поспелов остался в одиночестве. Унывать не стал, свой каменный дом превратил в крепость, куда складировал всё оружие, у двери установил бомбомёт, в окно выставил пулемёт, научил стрелять жену.

Советский миллиардер из Кировограда: как подпольный богач жил в нищете и ел в рабочей столовой

Бывало всякое. Приходили к дому басмачи, бандиты, контрабандисты, но брать крепость штурмом так никто и не решился. Однажды пожаловали бывшие сослуживцы. Слово за слово, рюмка самогона за рюмкой — короче, решили свести с начальником счёты. Штабс-ротмистра Поспелова арестовали, посадили в подвал и оставили незапертым окно — хотели убить «при попытке к бегству». Обладавший крепкими нервами Поспелов лузгал в подвале семечки, а потом уснул. Утром вчерашние сослуживцы протрезвели, струхнули и ускакали, а Поспелов вышел из подвала.

Ему предлагали уйти с белыми в Персию — он отказался; не раз предлагали присоединиться к бандитам — он тоже отказался. Когда с усмешкой спрашивали, что он будет дальше делать, отвечал: «Буду охранять государственную границу!» Так оно и вышло.

В 1919 году, не успела Красная армия занять Ашхабад, как Поспелов поехал по ближайшим селениям собирать новый пограничный отряд. К этому времени многим уже надоели орудовавшие в горах шайки басмачей и бандитов, а Поспелов сумел набрать 50 бойцов. Кормил их за свой счёт, продав в Персию последнее имущество, сам обучал. Прибывший в Гермаб в декабре 1919 года красный комиссар был поражён идеальным порядком на погранзаставе.

Поспелов тут же доложил начальству, что на вверенной ему территории происшествий нет, и подал ведомость, в которой перечислялись всё оружие и всё имущество погранпоста. Удивлённый комиссар тут же назначил Поспелова командиром батальона.

Бил бандитов и искал серу

С 1921 года задачи полковника Поспелова, возглавившего к этому времени пограничный полк, поменялись. Теперь главной задачей стала борьба с басмачами и вооружёнными бандами, которые то и дело пытались прорваться на территорию СССР из-за границы. Для борьбы с ними Поспелов создавал небольшие летучие отряды кавалеристов, и вскоре басмачи и бандиты уже молили Аллаха о том, чтобы тот отвёл от них «красного шайтана».

В 1923 году Поспелов создал и возглавил первую в Туркменистане учебно-пограничную школу, которая готовила начальников и заместителей командиров погранзастав. А ещё через два года ушёл в отставку, но спокойно жить не научился. Он то принимал участие в ликвидации банд Ибрагим-бека и Энвер-паши, то участвовал в экспедиции по поиску залежей серы в Каракумах. В 1930-х работал в Управлении пожарной охраны Узбекистана. Умер легендарный пограничник в 1962 году в Ташкенте в возрасте 78 лет.

Как на детском «Голосе» могут повторить опыт с дочкой Алсу и сломать судьбу дочери Трофима

На экране его образ был с удивительной органичностью воплощён актёром, ветераном Великой Отечественной войны Павлом Луспекаевым. Актёр ещё подростком воевал в партизанском отряде и внешне оказался на удивление похожим на Поспелова. Эта роль принесла Луспекаеву известность, его реплики были разобраны на цитаты, а крик Сухова «Верещагин! Не заводи баркас!» и сейчас, спустя годы, заставляет зрителей вздрагивать. Он означает, что верному сыну России грозит опасность и, быть может, смерть. А ещё он значит, что не перевелись на свете русские люди, которым «за державу обидно». А значит, России быть.

Источник

Adblock
detector