Меню

Атомная ракета для космоса

Ядерные технологии для космоса

Уже на ранних стадиях развития ракетно-космической отрасли появились первые предложения об использовании различных ядерных технологий. Предлагались и прорабатывались разные технологии и агрегаты, но только некоторые из них дошли до реальной эксплуатации. В будущем ожидается внедрение принципиально новых решений.

Первые в космосе

В 1954 г. в США был создан первый радиоизотопный термоэлектрический генератор (РИТЭГ или RTG). Основным элементом РИТЭГ является радиоактивный изотоп, распадающийся естественным образом с выделением тепловой энергии. При помощи термоэлемента тепловая энергия преобразуется в электрическую, которая выдается потребителям.

Главным преимуществом РИТЭГ является возможность длительной работы со стабильными характеристиками и без обслуживания. Срок службы определяется периодом полураспада выбранного изотопа. В то же время, такой генератор отличается низкими КПД и выходной мощностью, а также нуждается в биологической защите и соответствующих мерах безопасности. Впрочем, РИТЭГ нашли применение в ряде сфер с особыми требованиями.

В 1961 г. в США был создан РИТЭГ типа SNAP 3B с 96 г плутония-238 в капсуле. В том же году на орбиту отправился спутник Transit 4A, оснащенный таким генератором. Он стал первым космическим аппаратом на орбите земли, использующим энергию распада ядер. В 1965 г. СССР запустил спутник «Космос-84» – свой первый аппарат с РИТЭГ «Орион-1», использующим полоний-210.

В дальнейшем две сверхдержавы активно использовали РИТЭГ при создании космической техники разного назначения. К примеру, целый ряд марсоходов последних десятилетий получает электроэнергию именно от распада радиоактивных элементов. Схожим образом обеспечивается энергоснабжение миссий, удаляющихся от Солнца.

За полвека с лишним РИТЭГ доказали свои возможности в ряде сфер, в т.ч. в космической отрасли, хотя и остались специализированным инструментом для отдельных задач. Впрочем, и в такой роли радиоизотопные генераторы способствуют развитию отрасли, проведению исследований и т.д.

Ядерная ракета

Вскоре после старта космических программ ведущие страны начали прорабатывать вопрос создания ядерного ракетного двигателя. Предлагались разные архитектуры с отличающимися принципами работы и различными преимуществами. К примеру, в американском проекте Orion предлагался космический корабль, использующий для разгона ударную волну маломощных ядерных боезарядов. Также прорабатывались конструкции более привычного вида.

В пятидесятых и шестидесятых NASA и смежные организации разработали двигатель NERVA (Nuclear Engine for Rocket Vehicle Application). Его главным компонентом был ядерный реактор открытого цикла. Рабочее тело в виде жидкого водорода должно было нагреваться от реактора и выбрасываться через сопло, создавая тягу. Ядерный двигатель такого рода по расчетным характеристикам превосходил традиционные системы на химическом топливе, хотя и был более опасным в эксплуатации.

Проект NERVA довели до испытаний различных компонентов и всей установки в сборе. За время испытаний двигатель включался 28 раз и наработал почти 2 ч. Характеристики были подтверждены; значительные неполадки отсутствовали. Однако проект не получил дальнейшего развития. На рубеже шестидесятых и семидесятых американскую космическую программу серьезно сократили, и от двигателя NERVA отказались.

В тот же период аналогичные работы велись в СССР. Перспективный проект предлагал использование двигателя с реактором, нагревающим рабочее тело в виде жидкого водорода. В начале шестидесятых годов был создан реактор для такого двигателя, а позже начались работы по остальным агрегатам. В течение длительного времени продолжались испытания и отработки различных устройств.

В семидесятых годах готовый двигатель РД-0410 прошел серию огневых испытаний и подтвердил основные характеристики. Однако дальнейшего развития проект не получил по причине высокой сложности и рисков. Отечественная ракетно-космическая отрасль продолжила использовать «химические» двигатели.

Космические буксиры

В ходе дальнейших исследований и конструкторских работ в США и в нашей стране пришли к выводу о нецелесообразности применения двигателей по типу NERVA или РД-0410. В 2003 г. NASA начало отработку принципиально новой архитектуры космического аппарата с ядерной энергоустановкой. Проект получил название Prometheus.

Новая концепция предлагала строительство космического корабля с полноценным реактором на борту, обеспечивающим выработку электроэнергии, а также с ионным реактивным двигателем. Такой аппарат мог бы найти применение в дальних миссиях исследовательского характера. Однако разработка «Прометея» оказалась чрезмерно дорогой, а результаты ожидались только в отдаленном будущем. В 2005 г. проект закрыли за отсутствием перспектив.

В 2009 г. разработка аналогичного изделия началась в России. «Транспортно-энергетический модуль» (ТЭМ) или «космический буксир» должен получить ядерную энергоустановку мегаваттного класса, сопряженную с ионным двигателем ИД-500. Корабль предлагается собирать на орбите Земли и использовать для перевозки различной нагрузки, разгона других космических аппаратов и т.д.

Проект ТЭМ отличается высокой сложностью, что сказывается на его стоимости и сроках выполнения. Кроме того, имели место многочисленные проблемы организационного характера. Тем не менее, к середине десятых годов отдельные компоненты ТЭМ были выведены на испытания. Работы продолжаются и в будущем могут привести к появлению реального «космического буксира». Строительство такого аппарата запланировано на вторую половину двадцатых годов; ввод в эксплуатацию – в 2030 г.

При отсутствии серьезных затруднений и своевременном выполнении всех планов, ТЭМ может стать первым в мире изделием своего класса, доведенным до эксплуатации. При этом имеется определенный запас времени, пока исключающий возможность своевременного появления конкурентов.

Перспективы и ограничения

Ядерные технологии представляют большой интерес для ракетно-космической отрасли. В первую очередь, полезными могут быть энергетические установки разных классов. РИТЭГ уже нашли применение и прочно закрепились в некоторых областях. Полноценные ядерные реакторы пока не используются ввиду больших габаритов и массы, однако уже имеются наработки по кораблям с таким оснащением.

За несколько десятилетий ведущие космические и ядерные державы отработали и проверили на практике целый ряд оригинальных идей, определили их жизнеспособность и нашли основные сферы применения. Подобные процессы продолжаются до сих пор, и, вероятно, вскоре дадут новые результаты практического характера.

Необходимо отметить, что ядерные технологии не получили широкого распространения в космической сфере, и эта ситуация вряд ли изменится. В то же время, они оказываются полезными и перспективными в отдельных направлениях и проектах. И именно в этих нишах уже реализуется доступный потенциал.

Источник

Читайте также:  Города украины с космоса

Россия заканчивает работу по созданию ядерной тяги для космических кораблей

Русские учёные заявляют, что после многих лет секретных экспериментов они заканчивают работу над ядерным двигателем, благодаря которому пилотируемый полет на Красную планету продлится всего несколько недель, а не месяцев.

Теперь мы видим, как может выглядеть космический корабль, который будет оснащен таким инновационным двигателем. Презентация концепции состоялась на конференции, подготовленной Российским космическим агентством в Москве, чтобы увенчать достижения Исследовательского центра им. Келдыша.

Как сообщается, работы над ядерным двигателем ведутся с 2010 года , а его первые испытания, по утверждению властей агентства, проводятся уже 2 года. К сожалению, детали проекта официально держатся в секрете, но некоторые из них вышли на свет. Весь проект стоит 300 миллионов долларов. Однако неизвестно, когда Россия будет использовать свой инновационный двигатель на практике, но из утечек можно сделать вывод, что инженерам осталось пройти только космические испытания.

Новый двигатель не только используется, чтобы дать космическим кораблям огромную скорость, но также позволяет им свободно маневрировать. У россиян была проблема не только с самим приводом, но и с системой его охлаждения в космосе. Поскольку во время работы части сильно нагреваются, инженерам пришлось создать систему охлаждения, которая могла бы эффективно решить эту проблему. По-видимому, им удалось преодолеть эти трудности, поскольку его последние наземные испытания были настолько успешными, что вскоре его отправили на орбиту для дальнейших экспериментов.

Ядерный двигатель JEDU был оснащен панельными радиаторами и уникальной системой охлаждения газа . Он состоит из специальных труб, по которым циркулирует жидкость. Он получает тепло от нагревательных элементов двигателя и излучает их в пространство через радиаторы. Но это еще не все. Некоторая часть жидкости измельчается на мелкие капли и выпускается прямо в космос. Охлажденные капли жидкости затем улавливаются и возвращаются в трубы, где процесс постоянно повторяется. Таким образом, система охлаждения намного эффективнее. Радиаторы огромны и были разработаны, чтобы противостоять воздействию космической агрессивной среде.

Аналогичные планы также осуществляются НАСА, которое в течение длительного времени все больше интересуется технологиями ядерных двигателей. Агентство недавно представило готовые к эксплуатации компактные ядерные реакторы под названием Kilopower , которые будут обеспечивать необходимое электричество первым колонизаторам Луны и Марса. НАСА также начало сотрудничество с американской компанией BWX Technology.

Корпорация открыла свой офис в 2017 году в городе Хантсвилл, штат Алабама, и начала интенсивную работу для НАСА над новым поколением инновационного ядерного двигателя, который не будет выделять радиоактивные элементы из дымовых газов. Компания поставляет реакторы для подводных лодок и авианосцев. Специализируется на создании технологии высокоэффективного ядерного теплового двигателя. Преимущество такого привода использование в нем низкообогащенного урана. Такое топливо не только безопаснее в эксплуатации и представляет меньший риск в случае поломки, но также намного проще в производстве.

Преимуществом также является возможность переносить более тяжелые грузы, потому что ракета, оснащенная таким приводом, весит меньше, чем стандартная. НАСА планирует популяризировать ядерные двигатели и компактные реакторы на рубеже 2020-2030-х годов, когда планы первой пилотируемой миссии на Марс вступят в решающую фазу.

С помощью ракеты этого типа полет на Марс продлиться несколько дней или более, а не шесть месяцев . Напомним, что Китай также заинтересован в ядерных двигателях. CNSA в своей программе освоения космоса на ближайшие десятилетия рассматривает возможность строительства не только ракет, но и крупных космических аппаратов с такой двигательной установкой. Если американцы, русские и китайцы смогут успешно использовать его в разработанных космических кораблях, тогда мы сможем говорить об удивительном прорыве, который приведет к более легкому и гораздо более быстрому исследованию Космоса.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал , ставьте лайк, буду рад вашим комментариям!

Источник

Космические ракеты: на чем человечество покоряет Вселенную

Ракеты-носители «Союз» являются «рабочими лошадками» российской пилотируемой космонавтики. Сегодня только они могут доставлять людей на МКС

4 октября 1957 года на орбиту нашей планеты был выведен первый искусственный спутник ИСЗ-1. С тех пор прошло более шестидесяти лет, и сегодня полеты в космос – давно привычное дело. Освоение околоземного пространства стало возможным благодаря ракетам-носителям (РН) – особому классу летательных аппаратов, способных победить земное притяжение.

Современные ракеты-носители на химическом топливе трудно назвать идеальным средством покорения Вселенной. После каждого запуска эти сложнейшие многотонные изделия сгорают в атмосфере или превращаются в груду металлолома. Именно поэтому запуски космических аппаратов обходятся так дорого. Однако пока это единственный способ побороть притяжение нашей планеты, и вряд ли человечество в ближайшие годы придумает что-нибудь более эффективное.

Многие годы монополия на ракетную сферу принадлежала государствам, но сегодня ситуация меняется. Тенденция последнего десятилетия – бурное развитие частных космических компаний, которые не только строят прекрасные ракеты, но и вынашивают планы по колонизации других планет. Самой известной из них, несомненно, является SpaceX Илона Маска .

Что такое космические ракеты

Ракета-носитель – это разновидность баллистической ракеты, которая способна вывести полезную нагрузку за пределы атмосферы планеты. Как правило, РН имеют несколько ступеней, для их запуска используют вертикальный или воздушный старт. Ракеты космического назначения могут выводить грузы на низкие опорные, геопереходные и геостационарные (ГСО) орбиты.

Полезная нагрузка, доставляемая на орбиту, является лишь малой долей (ничтожные 1,5-2,0 %) от общего веса ракеты. Ее основную массу составляют элементы конструкции, а также окислитель и топливо. Получается, что РН поднимает в первую очередь саму себя и лишь в небольшой степени полезный груз.

Ракета «Ангара» – надежда российской космонавтики. Она должна заменить заслуженные, но уже устаревшие «Протоны»

Для повышения эффективности ракеты составляют из нескольких ступеней, каждая из которых имеет топливный бак и двигатель и, по сути, является самостоятельной ракетой. Ступени включаются одна за другой, работают до полного исчерпания топлива, а затем сбрасываются, уменьшая общий вес РН. Достичь космического пространства способна и одноступенчатая ракета, что было доказано еще немецкой «Фау-2», но она не может выйти на стабильную орбиту спутника планеты или вывести на него полезный груз.

Читайте также:  Рисование космос подготовительная группа красками

Существует два варианта компоновки РН: с поперечным и продольным разделением ступеней. В первом случае они находятся одна за другой и включаются поочередно. Подобная схема, например, использована на «фальконах» Маска . Во втором – несколько небольших ракет первой ступени симметрично размещены вокруг корпуса второй и работают одновременно.

Используют и комбинированную схему. Например, она применяется на российских «Союзах» и «Протонах». В этом случае первая и вторая ступень разделяются поперечно, а после их отделения начинает работу третья ступень.

Важнейшим элементом ракеты-носителя является двигатель. Он выбрасывает раскаленное вещество и, в соответствии с третьим законом Ньютона, толкает аппарат в противоположную сторону. В зависимости от типа используемого топлива, РН бывают:

  • жидкостными (ЖРД);
  • твердотопливными (РДТТ);
  • комбинированными.

Твердотопливные двигатели отличаются простотой конструкции и невысокой стоимостью, но на космических ракетах, как правило, используются двигатели на жидком топливе. Они позволяют регулировать тягу в широких пределах, а также производить многократные включения и выключения. Последняя особенность особенно важна при маневрировании на орбите. Существует множество типов ЖРД: с открытым и закрытым циклом, с частичной и полной газификацией топлива.

Ракета-носитель Electron предназначен для вывода на орбиту легких и сверхлегких спутников. Созданием этих ракет занимается компания Rocket Lab

В качестве топлива для ЖРД используется керосин, гептил, сжиженный водород и метан, гидразин. Наиболее распространенным окислителем является жидкий кислород и соединения азота.

Важнейшая характеристика любой ракеты-носителя – вес полезной нагрузки, который она способна забросить на низкую околоземную орбиту (НОО). Исходя из нее, выделяют следующие классы РН:

  • Сверхлегкий. Выводимая нагрузка не превышает нескольких десятков килограммов;
  • Легкий. РН могут выводить на орбиту массу до 5 т;
  • Средний. От 5 до 20 т;
  • Тяжелый. К этому классу относятся ракеты, способные поднять на НОО от 20 до 100 т;
  • Сверхтяжелый. Полезная нагрузка превышает 100 т.

Самой мощной и грузоподъемной из когда-либо построенных считается американская сверхтяжелая ракета-носитель «Сатурн-5». Она использовалась в программе «Аполлон» и могла вывести на НОО 140 тонн.

Немного истории

Первыми строить ракеты начали китайцы еще во II веке до н. э. Эти «девайсы» начиняли порохом и использовали для фейерверков и иных развлечений. Ракеты неоднократно пытались применять в военном деле, впрочем, без особого успеха. Только в начале XIX столетия полковнику Конгриву удалось создать более-менее эффективные боевые ракеты для британской армии. Позже они были приняты на вооружение в Пруссии, России , Швеции , Саксонии .

Впервые идею о применении ракет для исследования космического пространства высказал Константин Циолковский в начале XX столетия, он же предложил многоступенчатую схему ракет-носителей.

Отцом современного ракетостроения считается американец Роберт Годдард , который, в отличие от Циолковского , больше интересовался практической стороной вопроса. Ему первому в мире удалось создать жидкостную ракету и успешно испытать ее. Это произошло в 1926 году – изделие Годдарда поднялось на целых 12,5 метров!

Немецкий конструктор Вернер фон Браун . Создатель «Фау-2» и «Сатурна-5», который доставил человека на Луну

Активно ракетостроение развивалось в Германии . В 30-е годы в этой стране появилось множество ракетных клубов и исследовательских институтов. Результатом этого бума стала первая боевая баллистическая ракета «Фау-2», которую гениальный конструктор Вернер фон Браун создал для Гитлера. Позже он сыграл ключевую роль в развитии космической программы в США .

После окончания войны ракетные технологии Третьего Рейха попали в руки союзников. Начиналась Холодная война и ракеты рассматривались в первую очередь, как эффективное средство доставки ядерного оружия – космос был на втором месте. В Советском Союзе ракетной программой руководил Сергей Королев . Он сумел в кратчайшие сроки создать первую межконтинентальную ракету Р-7, гражданская модификация которой вывела на орбиту первый спутник. В 1961 году на РН «Восток» свой полет совершил Юрий Гагарин . Она могла доставлять на НОО груз весом в 4,72 т. Эти исторические запуски были осуществлены с космодрома Байконур в Казахстане .

Реваншем США стала программа «Аполлон», в ходе которой на Луну были доставлены несколько миссий, и человек впервые ступил на поверхность другого небесного тела. Этот триумф был бы невозможен без уникальной ракеты «Сатурн-5», чьи характеристики остаются непревзойденными и сегодня.

Очень интересным американским проектом был «Спейс шаттл». Его идея заключалась в создании многоразовой системы для доставки на орбиту грузов и астронавтов. Она состояла из космического корабля, похожего на самолет, двух ускорителей и огромного топливного бака. «Шаттлы» взлетали вертикально, а садились на обычную взлетную полосу, по-самолетному. Применив такую конструкцию, разработчики надеялись существенно снизить цену одного пуска. Однако эти ожидания не оправдались – цена доставки килограмма на орбиту у «шаттла» оказалась даже выше, чем у огромного «Сатурна-5».

Ракета-носитель «Энергия» и многоразовый космический корабль «Буран». Самый технологичный проект Советского Союза

Советским ответом на «шаттл» стал многоразовый челнок «Буран». На орбиту его выводила ракета-носитель сверхтяжелого класса «Энергия», способная доставлять на НОО до 100 тонн груза. «Буран» совершил единственный полет в беспилотном режиме в 1988 году, в 1993 – программа была закрыта.

США и СССР недолго оставались единственными «космическими» державами. Уже к 1971 году собственные ракеты-носители сумели создать еще пять стран: Франция , Япония , Италия , Китай и Великобритания . В дальнейшем их количество продолжало расти. В последние годы космическими запусками активно занялся частный бизнес, можно сказать, что он вдохнул новую жизнь в ракетостроение.

Какие ракеты-носители используются сегодня

В последние годы рынок запусков космических аппаратов стремительно развивается. Сегодня основными игроками на нем являются: США , Китай , Россия , Европейский союз .

Россия

Российская ракета-носитель «Протон»

В нашей стране запусками аппаратов на орбиту занимается государственная корпорация «Роскосмос» . И надо сказать, что дела у нее обстоят далеко не блестяще. Пользуясь мощнейшим советским заделом, РФ почти три десятилетия оставалась лидером по количеству запусков, но все хорошее когда-нибудь заканчивается. В 2016 году на первое место вышли американцы, а в 2018 году лидерство захватил Китай . Очевидно, что российский ракетный парк нуждается в обновлении, а управление отраслью – в новых подходах. Сегодня основными российскими РН являются:

  • «Союз». Эту трехступенчатую ракету можно назвать «рабочей лошадкой» сначала советской, а затем и российской пилотируемой космонавтики. Она является продолжением концепций и идей, заложенных в королевских Р-7 и «Восток». В разные годы было создано множество модификаций «Союза». Все представители этого семейства работают на топливной паре керосин и жидкий кислород. Сегодня в эксплуатации находятся «Союз-2» и «Союз-ФГ», причем последняя – единственная РН, используемая для пилотируемых полетов к МКС. «Союзы» считаются одними из самых надежных ракет в мире. На базе последних модификаций РН планируется создание универсальной ракеты-носителя. «Союз-2» способен забросить на НОО до 9200 кг полезного груза. В эксплуатации также находится РН легкого класса «Союз-2.1в». Она может доставлять на НОО 2800 кг груза;
  • «Протон». Это тяжелая трехступенчатая ракета, способная выводить на геостационарную орбиту грузы массой более трех тонн. Ее разработали в середине 60-х годов на основе боевой баллистической ракеты УР-500. Позже были разработано несколько модификаций РН, самой совершенной из которых является «Протон-М». Все ракеты семейства работают на топливной паре гидразин (гептил) и тетраоксид азота. С начала эксплуатации состоялось 423 запуска, из которых 376 были признаны успешными. Несмотря на такую статистику, уже принято решение об остановке производства «Протонов». В будущем эту ракету-носитель должна заменить «Ангара». Стоимость запуска одного «Протона» составляет примерно 65-70 млн долларов;
  • «Ангара». Это перспективное семейство ракет-носителей кислородно-керосиновыми двигателями, в состав которого войдут аппараты с грузоподъемностью от 1,5 до 35 т. Пока было осуществлено два запуска этой ракеты в 2014 году. Планируется, что стоимость запуска тяжелой «Ангары» будет несколько дешевле, чем «Delta IV Heavy», но в два раза дороже, чем «Протона».
Читайте также:  Занятие этот удивительный космос

Сегодня общемировая тенденция развития ракетостроения – активное привлечение в данную сферу частного капитала. Россия , имея квалифицированные кадры, инфраструктуру и богатейшую научную школу, могла вырастить своих «масков» и «безосов». Но для этого нужно кардинально менять подход к данной отрасли и избавлять ее от власти невежественных и бестолковых чиновников.

Falcon Heavy и ее создатель Илон Маск

В США разработкой и постройкой ракет занимаются частные компании, и их количество в последние годы значительно выросло. НАСА , Пентагон и другие государственные структуры просто заказывают у них новую ракету или покупают услуги по выведению аппаратов на орбиту. В настоящее время в США используются следующие типы ракет-носителей:

  • Space Launch System. Данная сверхтяжелая ракета разрабатывается специально для миссий за пределами околоземной орбиты. Именно с помощью этой РН американцы планируют изучать Луну и другие планеты нашей системы. Грузоподъемность SLS на первом этапе составит 95 т (на НОО), в дальнейшем ее увеличат до 130 т. Созданием ракеты занимается компания Boeing . Стоимость одного запуска оценивается примерно в 500 млн долларов, в целом же программа обойдется американскому налогоплательщику в 35 млрд долларов. Планируется, что в первый полет SLS отправится в 2020 году, пилотируемая миссия намечена на 2023 год;
  • Delta IV. Это семейство средних и тяжелых двухступенчатых ракет, работающих на жидком кислороде и водороде. Их разработчиком и изготовителем также является Boeing. Существует пять модификаций ракеты, их стоимость довольно высока: от 160 до 400 млн долларов. Первый запуск «Дельты» состоялся в 2002 году;
  • Falcon 9 и Falcon Heavy. Эти ракеты стали настоящим прорывом последнего десятилетия. Они – результат работы инженеров компании SpaceX , принадлежащей Илону Маску . Самой важной особенностью этих РН является их частичная многоразовость – первая ступень после выполнения миссии возвращается на Землю. После небольшого технического обслуживания ее можно использовать повторно. Такая схема значительно уменьшает стоимость пуска. Falcon 9 может доставить 22,8 т на НОО и 3,7 т – на ГСО. Эта ракета уже используется для снабжения МКС, а в 2020 году она, возможно, впервые доставит на станцию астронавтов. Стоимость Falcon 9 составляет 62 млн долларов. Falcon Heavy – это сверхтяжелая модульная ракета, состоящая из трех первых ступеней Falcon 9. Она обходится заказчикам приблизительно в 90 млн долларов. Сейчас Falcon Heavy является самой грузоподъемной РН из всех существующих космических ракет;
  • New Shepard и New Glenn. Еще одним энтузиастом ракетостроения и покорения космоса является основатель Amazon Джефри Безос . Его компания Blue Origin занимается созданием сразу двух многоразовых космических ракет. РН New Shepard предназначена для космического туризма. Она успешно прошла 12 испытаний, но дата первого пилотируемого полета пока неизвестна. New Glenn представляет собой тяжелую трехступенчатую ракету-носитель, способную вывести на НОО 45 т полезного груза. Ее испытания назначены на 2021 год.

Это далеко не полный список американских космических ракет и компаний-производителей, работающих в данной отрасли. Каждый год появляются новые фирмы и стартапы, занимающиеся космической техникой. Большая часть из них разоряется, но оставшиеся на плаву генерируют новые идеи и двигают человечество в космос.

Китай

Китайская ракета «Чанчжэн-5»

«Великий поход». Китай покоряет околоземные пространства с помощью семейства ракет-носителей «Чанчжэн» («Великий поход»). Оно включает в себя легкие, средние и тяжелые аппараты. 27 декабря 2019 года был успешно запущен «Чанчжэн-5Y3», способный вывести на НОО 25 т. В будущем китайцы планируют с помощью этой ракеты доставлять грузы и космонавтов на Луну и Марс, а также строить собственную орбитальную станцию. Все РН этой группы используют исключительно экологически чистое топливо: жидкий кислород, керосин и жидкий водород.

Европа

«Ариан-5». Это тяжелая одноразовая ракета-носитель, предназначенная для вывода на НОО до 21 т полезного груза. Ее первый запуск состоялся еще в 1997 году, с тех пор ракета более ста раз выводила аппараты на орбиту планеты. Сегодня ведутся работы над созданием следующей модификации РН, старт которого намечен на 2023 год. «Ариан-5» – довольно дорогая ракета, каждый ее запуск обходится Европейскому космическому агентству в 160-220 млн долларов.

Источник

Adblock
detector