Меню

Аромат солнца бальмонт анализ стихотворения

Аромат солнца в искусстве символизма

Урок начинается со своеобразного “погружения” — чтения стихотворения К.Бальмонта.

Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы,
Все слились в единый хор,
Все сплелись в один узор.

— Так утверждает один из поэтов Серебряного века. А вы соглашаетесь или оспариваете мысль о том, что солнце обладает ароматом? (Высказывания учащихся.)

Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробуждённою весной
И смолистою сосной,

Нежно-светлоткаными
Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.

— Как вы считаете, какая школа поэтов Серебряного века проявляет значительный интерес к образу солнца? (Символисты.)

— В каких видах искусства заявили о себе символисты? (Музыка, живопись, скульптура, литература.)

Таким образом вы открыли тему урока «Аромат солнца в искусстве символизма». Для исследования вам будут предложены два творца — поэт и живописец. Кто они, вам предлагается определить по высказываниям других людей.

1. “Если сравнивать с птицами, то это великолепный шантэклер, приветствующий день, свет, жизнь”, — сказал о нём Б.Зайцев.

2. А сам он определил свою миссию так: “Я в этот мир пришёл, чтобы видеть солнце”.

3. М.Горький же восторгался: “…Дьявольски интересен и талантлив”.

4. Один из сборников его так и называется «Будем как солнце».

И эпиграф нашего урока — это цитата “поэта с утренней душой”, как сказал о Бальмонте другой поэт — Александр Блок:

Люди Солнце разлюбили,
Надо к Солнцу их вернуть.

Союзником Бальмонта на нашем уроке будет тот, кого Ромен Роллан назвал “Колумбом душевного покоя”.

Оценка же Максима Горького была проста и лаконична: “Мне… нравится тем, что он меня заставляет задумываться как литератора!”

Но были критики, считавшие художественное творчество его “работой умалишённого”.

И, наконец, он так же, как и Бальмонт, духовные поиски осуществлял через символ.

(Это литовский художник и композитор Микаэлюс Чюрлёнис.)

Таким образом, предмет исследования обозначен: это картины М.Чюрлёниса и К.Бальмонта. Идея сформулирована в вопросе: “Почему в своём духовном поиске художники обратились к образу солнца?”

— А разве в искусстве XIX века поэты, художники, композиторы не обращались к этому образу? (Над этим вопросом ученики работали дома, анализируя стихи Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.)

— Как же изменился мотив солнца в искусстве символистов?

“Вся поэтика модернизма оказывается рассчитана на активное соучастие читателя, — пишет В.Гаспаров в статье «Поэтика Серебряного века». — Спрашивается, как же должен подходить к таким текстам современный читатель? Как можно проще” На уроке мы воспользуемся советом Гаспарова и “прочитаем” картины (с учащимися договариваемся, что, употребляя слово “картина”, осознаём — это репродукции) М.Чюрлёниса «Соната Солнца», представляющие цикл, состоящий из четырёх частей: Анданте, Аллегро, Скерцо, Финал.

М.Чюрлёнис — литовский художник и композитор, который за свою недолгую жизнь написал около 300 картин, многие из которых объединены в циклы: «Знаки зодиака», «Соната моря», «Соната солнца» и другие. Он является основоположником музыкальной живописи, разработав целую науку музыки цвета. Его цикл «Соната Солнца» — результат увлечения художника астрономией:

Анданте — из хаоса появляются солнце, планеты;

Аллегро — рождение Земли;

Скерцо — пышно расцветает жизнь: необыкновенной красоты цветы, деревья, подвесные мосты;

Финал — угасание жизни. Звучит суровое предупреждение человеку: нельзя разрушать гармонию, вечная красота в созидании, а не в разрушении.

После этого ученики работают в группах, пытаясь ответить на главный вопрос урока: “Почему в своём духовном поиске символисты обращаются к Солнцу?”

Класс разделён на четыре группы. Каждой группе предложен свой материал для исследования.

1-я группа

  • М.Чюрлёнис. «Соната Солнца. Анданте»
  • К.Бальмонт. «Сонеты Солнца»

2-я группа

  • М.Чюрлёнис. «Соната Солнца. Аллегро»
  • К.Бальмонт. «Гимн Солнцу». Гл. 1.

3-я группа

  • М.Чюрлёнис. «Солната Солнца. Скерцо»
  • К.Бальмонт. «Гимн Солнцу». Гл. 3.

4-я группа

  • М.Чюрлёнис. «Соната Солнца. Финал»
  • К.Бальмонт. «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце»

Учащиеся работают по следующему алгоритму:

— Что объединяет эти произведения?

— Какова роль символа в каждом из них?

— Приведите примеры яркой образности в произведениях.

— Какую формулу жизни отстаивают К.Бальмонт и М.Чюрлёнис?

(Во время работы учащихся звучит музыка из балетов И.Стравинского «Жар-птица» — «Заколдованный сад Кощея» и «Петрушка» — «Русская».)

Читайте также:  Как вычислить период обращения земли вокруг солнца

Творческие отчёты учащихся

— Произведения объединены строгостью формы (соната и сонет); оба — четырёхчастные.

— Музыкальность (чистый небесно-голубой пронзительный цвет в картине и аллитерация сонорных в стихотворении).

— Символ Солнца — символ рождения новой жизни.

— Утверждается формула жизни: жизнь = творчество + красота (“мёд” — творчество; “пчёлы” — жизнь; “солнце” — красота).

— Один символ — Солнце как путеводная звезда, как светлое в жизни, как гармония в мире.

— Наполнено жизненной энергией (в картине — чёткая композиция; в стихотворении — синтаксический строй: риторические восклицания, использование повелительного наклонения глаголов).

— Созидательный пафос (в стихотворении — через ключевые слова — “создатель”, “податель” и прозрачно-тёплый коричневый цвет в картине).

— Идея: красота обладает спасительной силой. Неслучайно эпиграфом к стихотворению стали слова Ф.М. Достоевского “Красотою мир спасётся!”

— Солнце — символ источника красоты, первооснова жизни.

— Авторская позиция выражена предельно ясно: звучит суровое предупреждение людям беречь красоту, жизнь, солнце.

— Наполнены произведения торжественной патетикой: в стихотворении через анафору, многократное использование “я” — одиннадцать раз; рефрена “Я буду петь”, а в картине автор обращается к символам “колокол”, “паутина”. Тем самым можно утверждать, что обоих авторов объединяет отторжение “футлярной”, бессолнечной жизни.

Отчёты групп обсуждаются. В результате совместными усилиями создаётся следующая схема.

Источник

«Аромат Солнца» К. Бальмонт

Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы
Все слились в согласный хор,
Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной,
И смолистою сосной.

Нежно-светлоткаными,
Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.

Солнце светит звонами,
Листьями зелеными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.

Так и молви всем слепцам:
Будет вам!
Не узреть вам райских врат,
Есть у солнца аромат,
Сладко внятный только нам,
Зримый птицам и цветам!

Дата создания: 1899 г.

Анализ стихотворения Бальмонта «Аромат Солнца»

Стихотворение «Аромат Солнца» создано Константином Дмитриевичем Бальмонтом в 1899 году. Оно вошло в сборник «Горящие здания» (опубликован в 1900 году), который некоторыми критиками оценивается как вершина поэтической карьеры автора.

Действительно, даже сам Константин Дмитриевич по-особенному относился к работам этого периода. В заметке от 3 сентября 1899 года поэт пишет: «Я был захвачен страстной волной, которая увлекла меня и держала в плену, бросала вверх, бросала вниз, и я не мог выйти из нее, пока сам не овладел ею, поняв ее сущность». Эта экспрессия служит лейтмотивом для всех произведений сборника, глубоко затрагивая душу минорными созвучиями и жарко отзываясь в бравурных жизнеутверждающих ритмах стихотворений.

«Аромат Солнца» – это одно из таких мажорных произведений. Уже при первом прочтении внимательный читатель отметит его сходство с детской песенкой или считалкой. Это неслучайно, ведь каждой строкой стихотворения поэт провозглашает юность, свежесть, торжество света и самой жизни.

Умело К. Бальмонт использует звукоподражания, чтобы создать такое бодрое настроение. Если вслушаться в мелодику стиха, то окажется, что он буквально наполнен звуками весны. В аллитерациях («ц» – Солнца, цветы, лиц, слепцам; «з» – вздор, узор, зелеными; «р» – хор, травами, расцвели, остром, аромат, зримый) угадываются птичьи трели и перезвоны.

Для задорного ритма автор обращается к четырехстопному хорею и четким парным рифмам. Окончания у строк аккуратно повторяют друг друга: «мечты» рифмуются с «цветы», «травами» с «купавами», «врат» с «аромат».

Первая же фраза (Запах Солнца? Что за вздор!) увлекает читателя в шутливый спор с поэтом. Но это вопрос риторический, автор сам отвечает на него и со всем душевным жаром готов доказать свое убеждение. Для этого в строфах часто используются рефрены: «Все слились в… Все сплелись в…», «Дышет вешним пеньем… Дышет смехом…»

Перед читателем разворачивается все буйство красок, на которое способна возрождающаяся по весне русская природа. Известно, что над стихотворениями для «Горящих зданий» Константин Дмитриевич работал в имении своего друга С. Полякова, которое располагалось в Московском уезде. Родные пейзажи нашли отражение в выразительных строках, которые создают не только картины для мысленного взора, но и образы для восприятия другими чувствами. Легко вспомнить благоухание молодых трав, распускающихся цветов, густой смолы, вникая в строки «Аромата Солнца». Или услышать щебет знакомых птиц.

Читайте также:  Сатурн или черное солнце

Это стихотворение способно любого читателя погрузить в атмосферу ясного весеннего дня и пробудить искреннюю любовь к жизни, яркой метафорой которой является аромат Солнца.

Источник

Константин Бальмонт

Запах Солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В Солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы
Все слились в согласный хор,
Все сплелись в один узор.
Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной,
И смолистою сосной.
Нежно-светлоткаными,
Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.
Солнце светит звонами,
Листьями зелеными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.
Так и молви всем слепцам: —
Будет вам!
Не узреть вам райских врат.
Есть у Солнца аромат,
Сладко внятный только нам,
Зримый птицам и цветам!

Год написания: без даты

Длинные стихи Бальмонта
Легкие стихи Бальмонта
Стихи Бальмонта о природе

Анализ стихотворения Бальмонта «Аромат Солнца»

Стихотворение «Аромат Солнца» создано Константином Дмитриевичем Бальмонтом в 1899 году. Оно вошло в сборник «Горящие здания» (опубликован в 1900 году), который некоторыми критиками оценивается как вершина поэтической карьеры автора.

Действительно, даже сам Константин Дмитриевич по-особенному относился к работам этого периода. В заметке от 3 сентября 1899 года поэт пишет: «Я был захвачен страстной волной, которая увлекла меня и держала в плену, бросала вверх, бросала вниз, и я не мог выйти из нее, пока сам не овладел ею, поняв ее сущность». Эта экспрессия служит лейтмотивом для всех произведений сборника, глубоко затрагивая душу минорными созвучиями и жарко отзываясь в бравурных жизнеутверждающих ритмах стихотворений.

«Аромат Солнца» — это одно из таких мажорных произведений. Уже при первом прочтении внимательный читатель отметит его сходство с детской песенкой или считалкой. Это неслучайно, ведь каждой строкой стихотворения поэт провозглашает юность, свежесть, торжество света и самой жизни.

Умело К. Бальмонт использует звукоподражания, чтобы создать такое бодрое настроение. Если вслушаться в мелодику стиха, то окажется, что он буквально наполнен звуками весны. В аллитерациях («ц» – Солнца, цветы, лиц, слепцам; «з» – вздор, узор, зелеными; «р» – хор, травами, расцвели, остром, аромат, зримый) угадываются птичьи трели и перезвоны.

Для задорного ритма автор обращается к четырехстопному хорею и четким парным рифмам. Окончания у строк аккуратно повторяют друг друга: «мечты» рифмуются с «цветы», «травами» с «купавами», «врат» с «аромат».

Первая же фраза (Запах Солнца? Что за вздор!) увлекает читателя в шутливый спор с поэтом. Но это вопрос риторический, автор сам отвечает на него и со всем душевным жаром готов доказать свое убеждение. Для этого в строфах часто используются рефрены: «Все слились в… Все сплелись в…», «Дышет вешним пеньем… Дышет смехом…»

Перед читателем разворачивается все буйство красок, на которое способна возрождающаяся по весне русская природа. Известно, что над стихотворениями для «Горящих зданий» Константин Дмитриевич работал в имении своего друга С. Полякова, которое располагалось в Московском уезде. Родные пейзажи нашли отражение в выразительных строках, которые создают не только картины для мысленного взора, но и образы для восприятия другими чувствами. Легко вспомнить благоухание молодых трав, распускающихся цветов, густой смолы, вникая в строки «Аромата Солнца». Или услышать щебет знакомых птиц.

Это стихотворение способно любого читателя погрузить в атмосферу ясного весеннего дня и пробудить искреннюю любовь к жизни, яркой метафорой которой является аромат Солнца.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Авиация (149)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (13)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2333)
  • Габсбурги (15)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (111)
  • Дальние страны (1168)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (531)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (857)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (263)
  • Земля (140)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (672)
  • Истории любви (183)
  • ИСТОРИЯ (2284)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1115)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (29)
  • КУЛЬТУРА (247)
  • Легенды и мифы (167)
  • ЛИТЕРАТУРА (255)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (187)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (516)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (29)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (51)
  • Москва (73)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (608)
  • Облака (14)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (250)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (194)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (751)
  • Праздники (52)
  • Притчи (34)
  • Проза (474)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (202)
  • Психология (80)
  • Птицы (213)
  • Растения (119)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (103)
  • Россия (1180)
  • Сады и парки (34)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (112)
  • Символы (159)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (76)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1544)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (368)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (212)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (179)
  • Фотографии (520)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (771)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (289)
  • ЭПОХА СССР (403)
  • ЮСУПОВЫ (21)
Читайте также:  Круг вокруг солнца сегодня что это такое

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Константин Дмитриевич Бальмонт. «Аромат Солнца»

Вторник, 07 Августа 2018 г. 12:54 + в цитатник

Константин Дмитриевич Бальмонт

Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы
Все слились в согласный хор,
Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной,
И смолистою сосной.

Нежно-светлоткаными,
Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.

Солнце светит звонами,
Листьями зелеными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.

Так и молви всем слепцам:
Будет вам!
Не узреть вам райских врат,
Есть у солнца аромат,
Сладко внятный только нам,
Зримый птицам и цветам!

Стихотворение «Аромат Солнца» создано Константином Дмитриевичем Бальмонтом в 1899 году. Оно вошло в сборник «Горящие здания» (опубликован в 1900 году), который некоторыми критиками оценивается как вершина поэтической карьеры автора.

Действительно, даже сам Константин Дмитриевич по-особенному относился к работам этого периода. В заметке от 3 сентября 1899 года поэт пишет: «Я был захвачен страстной волной, которая увлекла меня и держала в плену, бросала вверх, бросала вниз, и я не мог выйти из нее, пока сам не овладел ею, поняв ее сущность». Эта экспрессия служит лейтмотивом для всех произведений сборника, глубоко затрагивая душу минорными созвучиями и жарко отзываясь в бравурных жизнеутверждающих ритмах стихотворений.

«Аромат Солнца» — это одно из таких мажорных произведений. Уже при первом прочтении внимательный читатель отметит его сходство с детской песенкой или считалкой. Это неслучайно, ведь каждой строкой стихотворения поэт провозглашает юность, свежесть, торжество света и самой жизни.

Умело К. Бальмонт использует звукоподражания, чтобы создать такое бодрое настроение. Если вслушаться в мелодику стиха, то окажется, что он буквально наполнен звуками весны. В аллитерациях («ц» – Солнца, цветы, лиц, слепцам; «з» – вздор, узор, зелеными; «р» – хор, травами, расцвели, остром, аромат, зримый) угадываются птичьи трели и перезвоны.

Для задорного ритма автор обращается к четырехстопному хорею и четким парным рифмам. Окончания у строк аккуратно повторяют друг друга: «мечты» рифмуются с «цветы», «травами» с «купавами», «врат» с «аромат».

Первая же фраза (Запах Солнца? Что за вздор!) увлекает читателя в шутливый спор с поэтом. Но это вопрос риторический, автор сам отвечает на него и со всем душевным жаром готов доказать свое убеждение. Для этого в строфах часто используются рефрены: «Все слились в… Все сплелись в…», «Дышет вешним пеньем… Дышет смехом…».

Перед читателем разворачивается все буйство красок, на которое способна возрождающаяся по весне русская природа. Известно, что над стихотворениями для «Горящих зданий» Константин Дмитриевич работал в имении своего друга С. Полякова, которое располагалось в Московском уезде. Родные пейзажи нашли отражение в выразительных строках, которые создают не только картины для мысленного взора, но и образы для восприятия другими чувствами. Легко вспомнить благоухание молодых трав, распускающихся цветов, густой смолы, вникая в строки «Аромата Солнца». Или услышать щебет знакомых птиц.

Это стихотворение способно любого читателя погрузить в атмосферу ясного весеннего дня и пробудить искреннюю любовь к жизни, яркой метафорой которой является аромат Солнца.

Источник

Adblock
detector