Меню

Архетип солнце по юнгу

Познание мира

Юнгианские архетипы

Карл Густав Юнг, пожалуй, самый известный диссидент классического психоанализа. Он отклонился от Фрейдовских идей и исследовал наследственные корни и коллективное бессознательное и имел много революционных идей. Одними из них были 12 юнгианских архетипов личности.

Чтобы определить свои 12 архетипов личности, Юнг изучал символы и мифы разных культур. Эти архетипы представляют собой образцы поведения, которые составляют разные способы существования. Это также культурные символы и образы, которые существуют в коллективном бессознательном.

Важно! Он определил 12 юнгианских архетипов как врожденную тенденцию генерировать образы с интенсивным эмоциональным значением, которые выражают первичное отношение человеческой жизни. Это отпечатки, которые похоронены в нашем бессознательном состоянии. Эти термины определяют конкретные черты, которые у всех нас есть.

12 юнгианских архетипов

Мудрец

Мудрец — свободный мыслитель. Их интеллект и знания — причина их жизни, их сущность. Они стремятся понять мир и свое бытие, используя свои интеллектуальные и аналитические навыки. У них всегда есть факт, цитата или логический аргумент.

Невинный

Они оптимистичны и всегда ищут счастья. Видят добро во всем. Они хотят чувствовать себя хорошо приспособленными к окружающему их миру, а также хотят понравиться другим и чувствовать, что они им принадлежат.

Исследователь

Исследователь — смелый путешественник. Они всегда всегда без четкого пути и всегда открыты для новизны и приключений. Испытывает глубокую любовь к открытию новых мест и новых вещей о себе. Недостатком архетипа исследователя является то, что они всегда ищут совершенства и никогда не удовлетворяются.

Правитель

Правитель является классическим лидером. Они считают, что они должны быть теми, кто наведет порядок в любой ситуации. Правитель стабилен, стремится к совершенству и хочет, чтобы каждый следовал их примеру. У них, как правило, много причин, почему каждый должен их слушать. Это один из 12 юнгианских архетипов, связанных с властью. Правитель, желая навязать свою волю другим, легко может стать тираном.

Создатель

Создатель имеет глубокое желание свободы, потому что они любят новизну. Они любят преобразовывать вещи, чтобы сделать что-то совершенно новое. Создатель умный, нонконформистский и самодостаточный. Они творческие и добродушные. Однако они также могут быть непоследовательными и тратить больше времени на размышления, чем на самом деле.

Родитель

Родитель чувствует себя сильнее, чем другие люди. Следовательно, они предлагают материнскую защиту окружающим. Они хотят защитить людей от вреда и стараются не допустить угрозы или риска для счастья других людей. В крайних случаях родитель превращается в мученика, который постоянно напоминает всем о своих жертвах.

Волшебник

Волшебник похож на великого революционера. Они восстанавливаются и обновляются не только для себя, но и для других. Они постоянно растут и трансформируются. Негативная сторона архетипа волшебника в том, что его настроение может быть заразительным. Иногда они превращают позитивные события в негативные.

Герой

Ось жизни героя — сила. Герой обладает необычайной жизненной силой и сопротивлением, которые они используют для борьбы за власть или честь. Они сделают все, чтобы не потерять то что имеют. На самом деле, они не проигрывают, потому что никогда не сдаются. Герой может быть слишком амбициозным и контролирующим.

Бунтарь

Бунтарь — преступник. Они провоцируют людей и не заботятся о мнениях других людей. В результате им нравится идти против общества и думать самостоятельно. Они не любят, когда на них оказывают давление или оказывают влияние. Отрицательная сторона такого архетипа в том, что они могут стать саморазрушительными.

Любовник

Любовник — это все сердце и чувствительность. Они любят любовь и любят распространять это на других людей. Их самое большое счастье — чувствовать себя любимым. Они наслаждаются всем, что приятно для чувств. Они ценят красоту (во всех смыслах этого слова) превыше всего.

Шут любит смеяться даже над собой. Они не носят никаких масок и имеют тенденцию ломать стены других людей. Они никогда не воспринимают себя всерьез, потому что их цель — наслаждаться жизнью. Отрицательная сторона шута в том, что они могут быть непристойными, ленивыми и жадными.

Сирота

Они чувствуют себя обманутыми и разочарованными. Они хотят, чтобы другие люди отвечали за их жизнь. Когда никто этого не делает, они чувствуют разочарование. Они склонны проводить время с людьми, которые чувствуют себя так же, как они. Сирота часто играет жертву. Они притворяются невинными. У сироты циничная сторона и манипулятивный талант.

12 описанных юнгианских архетипов — не единственная версия идей Юнга. Другие версии включают разные архетипы. Тем не менее, они по сути одинаковы, только с немного другими именами. Вы можете использовать эти архетипы во многих областях, включая психотерапию, маркетинг и искусство.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Архетипы Юнга — понятие в психологии, классификация и примеры

История создания

Теория об архетипах людей появилась следующим образом. Несмотря на дискуссионный характер работ Фрейда, группа его коллег решила проработать основные понятия.

Со временем некоторые исследователи отошли от психоанализа для поиска новых подходов к характеристике людей и их типологии. Самым выдающимся среди них был Юнг.

Читайте также:  Рыцарь для золотое солнце

Начинающий ученый уделял много внимания анализу влияния динамических учений. Однако, в отличие от коллег, он придерживался мнения, что бессознательное является большим, чем подавление сексуального возбуждения.

Его описание архетипов личности по-другому называется аналитическая психология. По мнению ученого, происхождение рассматриваемых им образов уходит вглубь истории человеческой эволюции.

Еще одна причина разногласия между Юнгом и Фрейдом — первый не хотел объяснить сексуальность как преобладающую силу в структуре личности. Он считал, что либидо — диффузная творческая жизненная сила.

Коллективное и личное бессознательное

По мнению Карла Юнга, личное бессознательное включает в себя воспоминания и конфликты, в свое время подавленные. Трактовал он этот термин и как чувственные впечатления, неотмеченные в сознании из-за недостаточной яркости.

Можно сказать, что версия ученого похожа на содержание теории Фрейда. Однако он пошел дальше своего учителя и сделал акцент на комплексах, выносимых индивидуумом из прошлого.

Пример следующий: человек, у которого психологический комплекс власти, расходует свою психическую энергию на деятельность, взаимосвязанную с этой темой. Аналогичное поведение наблюдается у человека, находящегося под опекой матери или отца.

После формирования комплексы влияют на поведение и мироощущение человека. По мнению Юнга, мужчины и женщины обладают уникальным бессознательным, доступным для самосознания персоны.

Говоря кратко, архетипичность и тень считаются частью коллективного бессознательного. Архетипы являются врожденными идеями или воспоминаниями, предрасполагающими людей к восприятию и реакции на события привычным для них образом.

Примеры архетипов

Юнг выделяет женский и мужской человеческий психотип. Также он говорил, что существуют подтипы «Мудрец», «Ребенок» и «Герой». В его классификацию входит «Смерть», божество Солнца, Бог. Выделяют следующие примеры архетипов:

  • Анима — она является неосознанной женской частью мужской личности.
  • Анимус — он считается бессознательной мужской стороной женского эго.
  • Персону принято считать социальной ролью человека, проистекающей из общественного ожидания и процесса обучения ребенка.
  • Тень — проявление бессознательной противоположности утверждаемого человеком в сознании.
  • Самость является воплощением гармонии и целостности, которая регулирует центр личности.
  • Бога принято считать конечной реализацией психологической действительности, проецируемой на реалии внешнего мира.

Согласно Юнгу, все архетипы связаны с тенденциями выражать мысли определенного типа по отношению к соответствующим объектам или жизненным ситуациям. К примеру, ребенок воспринимает аспекты актуальных характеристик матери.

Дополнительные характеристики

Ученый выделял такой типаж как «Искатель». Это рискованный человек, и по натуре он является исследователем. Это самореализующаяся личность, которая ценит свободу.

Архетип «Мудрец», по версии Юнга, является мыслителем и философом. Это персонификация житейской мудрости и человеческой зрелости. Его отличительная черта — склонность давать окружающим людям советы.

«Герой» по характеру воитель. Он старается доказывать людям свою значимость за счет отваги и решения трудных ситуаций. Своими действиями он пытается улучшить окружающий мир.

Характер «Бунтаря» отличает склонность к мятежности и удивлению окружающих людей. По натуре он революционер и иконоборец.

У типажа «Волшебник» хорошо развита интуиция. Он способен отыскать что-то необычное в любых событиях, происходящих в жизни. Такой архетип привлекает внимание людей за счет обаяния и харизмы.

Отличительные черты «Славного малого» — прямолинейный характер. Люди ценят его за надежность и практичность. Человек, относящийся к подобному типажу, больше всего боится, что его не примут в новый коллектив.

«Любовник» постоянно ищет новые романтические отношения. Он склонен жить эмоциями.

Типажи Ведьмы и Шута

Психологи выделяют архетипичные образы ведьмы и шута. Мифологический тип ведьмы является инстинктивным прообразом, символизирующим потребность в изучении мира.

Люди, принадлежащие к этому типажу, интересуются эзотерикой и религией. Увлекают их и тайны бытия. Они предпочитают окружать себя оберегами, а также носят татуировки и амулеты. Носители подобного архетипа отличаются хорошей интуицией.

Входит в архетипы и тени по Юнгу и подтип «Мэри Поппинс» (это светлая сторона образа ведьмы). Такой типаж продемонстрирован в фильме «Муза». Подобный тип не способен хитрить и руководить другими людьми.

Отличительная черта архетипа «Шут» — способность к креативному мышлению и нестандартному взгляду на вещи. Теория Юнга, которую использует психология и философия, включает множество подтипов, но только типаж шута легко относится к жизни.

Этот типаж отличает импульсивность и некоторая спонтанность в совершаемых действиях. Из-за свойственной «Шуту» игривости представители других архетипов могут обвинить его в инфантильности и отсутствии желания взрослеть.

Первообразы Маска и Тень

Название архетипа «Маска» в переводе с латинского языка обозначает «личина» или «публичное лицо». Другими словами — это вербальный вариант проявления человека в рамках отношений с окружающими людьми.

Маска является символом проигрываемых человеком ролей. При этом учитываются существующие социальные функции.

Согласно восприятию Юнга, она служит цели произведения впечатления на окружающих людей или утаивания от них своей сущности, насколько это доступно. Этот первообраз требуется человеку, чтобы ладить с окружающими в повседневной жизни.

Архетипы Юнга, список которых обширен, используются психологами с учетом следующего момента: подтип «Маска» наделен значимостью. За счет него человек становится поверхностным и пребывает в отчуждении от эмоционального опыта.

Мнимый типаж «Тень» является противоположностью «Маски». Это темная сторона человеческих душ (люди склонны ее подавлять). Положительная черта такого подтипа — его способность быть источником жизненной силы.

Согласно концепции Юнга, основной функцией эго является корректирование направления энергии такого архетипа. Также происходит обуздание негативной стороны человеческого характера.

Психологический подтип Бог

Архетипический концепт продолжила разрабатывать Шинода Болен. Она изучала женскую и мужскую архетипичность в такой науке, как мифология. Ученая выделяла следующие подтипы:

  1. Зевс — волевой и уверенный в себе типаж.
  2. Гадес — отстраненный, тихий и загадочный подтип.
  3. Аполлон — зрелая и рациональная личность, которая действует, руководствуясь здравым смыслом.
  4. Гефест — трудолюбивая и сильная личность.
  5. Дионис — увлекающийся и неконфликтный подтип.

Что касается богов-женщин, ученый выделял сильную и рискованную «Артемиду». «Афина» является мудрой и волевой. При необходимости она способна отбрасывать эмоции и анализировать имеющиеся факты.

«Афродита» является чувственной и нежной личностью. «Тюфе» считается противоречивым человеком, стремящимся объять необъятное. Такому подтипу может помешать неспособность к предусмотрению последствий совершаемых действий.

Читайте также:  Расстояние от солнца до планет гигантов таблица

Типаж «Геката» считается великим мистификатором. Люди, относящиеся к этому типу, склонны к изучению оккультных практик.

Каждый индивид сочетает несколько конкурирующих архетипов. Они управляют носителем, оказывая влияние на определение области интересов и направления деятельности.

Источник

Архетипы Юнга. Тайны души

Согласно теории Юнга, всеми процессами в живой среде управляют архетипы или первоформы. Все архетипы произрастают из сферы бессознательного — мира инстинктов. Анима и Анимус – две центральные архетипические фигуры в психике каждого человека, символизирующие противоположные начала сознательной сферы.

Архетипы по Юнгу лежат в области коллективного бессознательного и представляют собой некую библиотеку образов, передающуюся по наследству. Эти образы или модели поведения склоняют к шаблонной реакции на ситуацию, выработанной поколениями.

Архетипы происходят из инстинктов, потому в основе их работы – стремление к выживанию. Например, архетип врага в дикой природе помогает детенышам распознать опасность в виде приближающегося хищника и принять соответствующую форму поведения – спрятаться, затаиться.

Бывает, мы встречаем на пути людей, которые нам по необъяснимым причинам не нравятся. Мы испытываем внутренний дискомфорт рядом с ними и желание держаться от них подальше. Вполне вероятно, что встретившийся нам человек вписывается в наш образ врага, и наши чувства – это действие архетипа.

Охваченность архетипом

Чрезмерное отождествление сознания с архетипическим образом говорит об «охваченности архетипом». Иногда, это похоже на одержимость, когда кажется, что какая-то инородная суть завладела психикой человека. На самом деле, это похоже на правду. Во время охваченности архетипом человек теряет осознанный контроль над собой, и власть над его поведением оказывает в руках бессознательного, инстинктивного.

При этом сами архетипы объективны, а в архетипических формах лежат истинные причины явлений. Этот механизм объясняет, почему некоторые сны могут носить предостерегающий или вещий характер.

Мать в образе ведьмы или отец с головой и копытами козла — такие образы в сновидении могут трактоваться как предупреждение об искажениях в восприятии спящего. Подсознание, которое располагает более полной информацией о действительности, во сне посылает сознанию знаки, призванные уберечь его от формирования ложных убеждений в реальности.

Власть над архетипами

Осознание системы собственных архетипов дает человеку власть над ними. В умении распознавать и расшифровывать архетипические образы осуществляется связь двух, ранее разделенных, сфер души человека: сознания и подсознания. Эта связь в теории Юнга отображена в архетипе целостности или «Самости».

Понимание языка подсознания дает доступ к истинным причинам явлений и жизненных ситуаций, зашифрованных в архетипах. Осознание – возможность для обретения человеком свободного выбора. Только через осознание влияния архетипов возможно проявление индивидуальности, которое не опосредовано подсознательными иррациональными мотивами. С точки зрения Юнга, индивидуальность – антипод архетипичности. Проявляя свою индивидуальность в осознанном выборе, человек уходит от шаблонов поведения, проявляя свою творческую суть. Индивидуация– это путь эволюции души. Это путь от охваченности архетипами до достижения целостности, когда сознание и бессознательное сливаются в едином ядре личности.

3. Основные архетипы Юнга

В структуре личности Юнг выделял 3 сферы:

  • сознание;
  • личное бессознательное;
  • коллективное бессознательное.

Сознание — это «Я осознающее» здесь и сейчас. Личное бессознательное – это то, что ранее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. А вот коллективное бессознательное не приобретается в течении жизни, а наследуется, подобно информационному пакету образов и форм. При этом развитие личности основано на взаимодействии 5-ти основных архетипических фигур, с помощью которых осуществляется связь сознания с бессознательным.

Основные архетипы Юнга:

Эго или «Я»

Эго – центр сознания в психике человека. Здесь расположена точка наблюдения сознательного «Я» за внутренним и внешним миром. Отсюда же начинается путь развития личности, которое Юнг видел в так называемой «индивидуализации».

Индивидуализация — слияние сознания и бессознательного в одной единой структуре — архетипическом образе Самости.

Анима и Анимус

Анима и Анимус в аналитической психологии обозначают образ противоположного пола в генетической памяти человека. Анима – женское в мужчине. Анимус – мужское в женщине. Юнг называет это образом души. Именно по этому образу супруги выбирают друг друга для создания семьи. Образ души несет в себе опыт всего человечества, опыт рода и личный опыт человека в сфере отношений.

Читайте также:  Боковой тент от солнца

Анима и Анимус могут принимать разнообразные архетипические формы в психике человека, освещая позитивный или негативный аспект личности. Например, женское начало может быть проявлено в образе нежной девы или злой колдуньи. Мужское начало может представать перед сознанием в форме благородного принца или ревнивого тирана.
Образ души оказывает влияние не только на выбор партнера, но и на отношения с другим полом в целом. Кто Я для своего супруга или супруги — «благородная дама сердца» или «ревнивая мегера»; «рыцарь» или «синяя борода»? Также, от индивидуального образа Анимы/Анимуса. по большей части, зависит и проявление гендерных качеств в поведении личности.

Архетипы, хотя и двойственны, но их двойственность находится в равновесном балансе. Сила проявления одного аспекта дает силу для проявления противоположного. Внешние, показательные проявления силы говорят о внутренней слабости. Например, сильная женщина, выполняющая в жизни мужские задачи, несет в своем сознании образ слабого Анимуса, по которому она подсознательно ищет для себя соответствующего спутника жизни. Потому слишком сильные женщины выбирают слишком слабых мужчин. Вообще мы всегда выбираем тех, чьи качества отражают наше внутреннее естество.

Архетип Тени

Тень формируется из установок и склонностей, которые были переданы нам по наследству, но которые мы сами в себе не приемлем. Все, что кажется нелицеприятным и неэстетичным; все, что мы привыкли скрывать от общества за масками благопристойности, формирует Тень.

То, что было отвергнуто на уровне сознания, уходит в сферу бессознательного. И оттуда, уже через архетип Тени продолжает свое воздействие на психику и поведение. Чем больше вытесняется сознанием, тем больше становится Тень, и тем чаще и сильнее она вмешивается в сознательную жизнь.

Однако, хотя Тень и представляет темный аспект личности, ее цели вполне конструктивны. Своим вмешательством в сознательную жизнь, она направляет на удовлетворение подавленных желаний и высвобождение не выраженных эмоций. В конечном итоге, вмешательство тени должно привести человека к осознанию и принятию своей теневой стороны. В ином случае, происходит то, что Юнг называл «затоплением сознания архетипическим бессознательным содержанием». Проще говоря, психозом.

Тень напоминает о себе как через символику внутреннего мира, так и в реальных фигурах мира внешнего. Она может преследовать во снах и видениях в олицетворении демона или чудовища. Но также Тень может проецироваться и на окружающих нас людей. Иногда мы встречаем в окружающих образы, которые провоцирует нашу Тень на действие. И тогда, ведомый гневом и обидой, человек поддается бессознательному влиянию Тени и начинает совершать неадекватные поступки, которые часто выражаются в агрессивном поведении. При этом негативные эмоции, которые мы испытываем в отношении других людей – результат встречи «Я» с собственной подавленной теневой стороной. Недаром у духовных практиков существует рецепт: если что-то в этом человеке тебя раздражает, поищи в себе.

Архетип Персоны

Персона – это посредник между «Я» и внешним миром, набор масок, за которыми скрывается Тень. Фактически, этот архетип – светлый аспект личности. Все самое лучше собрано в нем. С другой стороны, это – только образ, который выбирает человек, чтобы быть принятым социум. И под эту задачу он скрывает свою темную сторону, вытесняя ее в тень.

Архетип Самости

Путь к достижению Самости лежит через осознание и принятие бессознательной теневой стороны, которая ранее была вытеснена сознанием, и скрывалась за маской Персоны. Принятие некого аспекта своей Тени, делает маску Персоны ненужной, и маска рушится. Такие разрушения могут быть болезненными, но в положительном исходе они влекут за собой позитивные изменения в структуре ядра личности.

Формирование Самости – результат процесса «индивидуализации», который Юнг противопоставлял архетипичности. Таким образом, примиряя бессознательное с сознанием, человек может уходить от архетипичности, проявляя индивидуальность в осознанном выборе.

Самость – это также осознание своей сути и своего места в мире. Символично, достижение самости отображено в мифах, как воссоединение героя с его душой в образе противоположного пола. «Орфей и Эвридика» – миф о пути воссоединения мужчины со своим женским началом – Анимой. Египетский миф об Осирисе и Изиде – история о спасении и воскрешении женщиной своего разрубленного на части внутреннего мужчины — Анимуса.

В процессе познания ни один раз мы будем обнаруживать, что когда-то в прошлом «потеряли» свою душу. А после, срывая очередную маску и принимая очередной аспект Тени, мы будем вновь свою душу обретать.

Момент полного и окончательного воссоединения с душой – есть момент осознания всего опыта жизнепотока. Совершенство не имеет границ, и вероятно, окончательный момент недостижим. Однако это не должно останавливать устремления. Каждая личность по своей природе стремится к гармонии внешнего и внутреннего. Это проявлено в желании быть счастливым. Но обретает счастье только тот, кто понимает, что оно не в конкретных материальных целях, а в отношении собственного «Я» относительно к себе самому и миру.

Источник

Adblock
detector