Аполлон как бог солнца
Аполлон и Диана. Джованни Тьеполо, 1757.
Виченца, вилла Вальмарана
Греческая мифология
Аполлон, в греческой мифологии сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец девственной богини охоты Артемиды. Он занимал одно из главных мест в греческой и римской традициях и считался богом-стреловержцем, прорицателем, светоносным покровителем искусств.
Аполлон родился на плавучем острове Астерия, приютившем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила ступать на твердую землю. Будучи еще ребенком, он убил гигантского змея Пифона, опустошавшего окрестности Дельф, который был отпрыском матери-земли Геи и через трещину в скале передавал свои предсказания. Убив чудовищного Пифона, Аполлон основал на месте древнего прорицалища храм и учредил Пифийские игры.
Известно, что Зевс, разгневанный независимым нравом Аполлона, дважды заставлял его прислуживать людям. За убийство Пифона бог был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где вместе с Гераклом спас от неминуемой смерти супругу царя Алкесту.
Второй раз Аполлон и Посейдон, как участники заговора против Зевса, в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта. Согласно мифу, именно они возвели стены Трои, а затем разрушили их, гневаясь на Лаомедонта, который не отдал им договоренной платы. Возможно поэтому в Троянской войне бог-стреловержец помогал троянцам, и его стрелы девять дней несли чуму в лагерь ахейцев. Аполлон, имевший связи со многими богинями и смертными женщинами, часто бывал отвергнут. Его отвергли Дафна, превращенная по ее просьбе в благородным лавр (с тех пор голову бога украшает лавровый венок), и Кассандра.
Аполлон был прекрасным музыкантом; кифару он получил от Гермеса в обмен на своих же коров. Бог являлся покровителем певцов, был предводителем муз и жестоко наказывал тех, кто пытался соперничать с ним. Однажды Аполлон победил в музыкальном состязании сатира Марсия. Но после состязания Аполлон, взбешенный злословием и дерзостью Марсия, живьем содрал с несчастного кожу. Он поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, и циклопов, ковавших молнии для Зевса; участвовал он и в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Культ Аполлона был широко распространен в Греции, а главным центром его почитания считался Дельфийский храм с оракулом. В древности в Дельфах проводились пышные празднества и состязания, немногим уступавшие славным Олимпийским играм.
Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму, он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом. Вместе с сестрой он губит детей Ниобы. В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу.
Более поздняя мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего. В классическом олимпийском пантеоне Аполлон — покровитель певцов и музыкантов, предводитель муз. Его образ становится все более светлым и ярким, а имя постоянно сопровождается эпитетом Феб (греч. phoibos, чистота, блеск).
Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает ими отвергнут. Любовь Аполлона не приняли Дафна , Кассандра, ему были неверны Коронида и Марпесса. От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды — Асклепия, от муз Талии и Урании — корибантов и певца Лина (по одному из вариантов мифа и Орфея). Его любимцами были юноши Гиакинт и Кипарис (иногда рассматриваемые как ипостаси Аполлона).
Сложный и противоречивый образ Аполлона объясняется тем, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. Постоянные эпитеты (эпиклессы) Аполлона — лавр, кипарис, волк, лебедь, ворон, мышь. Но значение архаического Аполлона отступает на второй план по сравнению с его значением, как солнечного бога. Культ Аполлон в классической античной мифологии поглощает культ Гелиоса и даже теснит культ Зевса.
Римская мифология
Римский божественный пантеон чрезвычайно интересен. Культура Древнего Рима основывалась на мифологии и традициях вероисповедания народов древней империи. Основу своего пантеона римляне заимствовали у древних греков, которые имели всеобщую культурную гегемонию времен зарождения Рима. Развив свою мифологию, принимая новых богов от завоеванных народов, римляне создали свою особую культуру, которая сочетала в себе черты всех подчиненных народов. Римское право, ставшее основой для современной юриспруденции, также создавалось под влиянием римской мифологии.
Аполлон, как полагают, властвовал над чумой, светом, заживлением, колонистами, медициной, стрельбой из лука, поэзией, пророчеством, танцем, интеллектом, шаманами, и был защитником стад и скоплений. У Аполлона были известные оракулы на Острове Крит и другие известные в Кларус (Clarus) и Браншидаи (Branchidae). Аполлон известен как лидер муз и режиссер их хора. Его атрибуты включают: лебеди, волки, дельфины, арки, лавр, кифара (или лира) и плектр. Жертвенная тренога — другой атрибут, представляющий его пророческие полномочия. Игры в Пифоне проводились в его честь каждые четыре года в Дельфи (Delphi). Одами называли гимны, спетые Аполлону.
Самые обычные признаки Аполлона были лирой и луком; тренога была посвящена ему как богу пророчества. Лебедь и кузнечик символизируют музыку и песню; ястреб, ворона, ворон и змея символизируют его функции как бога пророчества. Главные фестивали, проводимые в честь Аполлона, были Карнея (Carneia), Дафнефория (Daphnephoria), Делия, Гиясинтия (Hyacinthia), Пианерсия (Pyanepsia), Пития (Pythia) и Таргелия (Thargelia).
Среди римлян веру в Аполлона было принято от греков. Есть традиция, что с Дельфийским оракулом уже консультировались во время господства Супербуса Таркиниус, и в 430 году до нашей эры, храм был посвящен Аполлону по случаю мора, и во время Второй Пунической войны (в 212 г. до н.э.), Луди Аполлинарис (Ludi Apollinares) были установлены в его честь.
Также был установлен новый храм на холме Палантин и там проводились светские игры. Как бог колонизации, Аполлон имел особую власть в колониях, особенно во время пика колонизации, в 750-550 гг. до н.э. Вместе с Афиной, Аполлон (под именем Февос) был спорно назначен как талисман 2004 Летних Олимпийских Игр в Афинах. Вера в Аполлона возродилось с возвышением Гелленимоса (Hellenismos), и современным языческим движением.
Когда Гера обнаружила, что Лето была беременна и что муж Геры, Зевс, был отцом, она запретила Лето рожать на «суше», или материке, или на любом острове в море. В своем блуждании Лето нашла недавно созданный плавучий остров Тилос, который не был ни материком, ни реальным островом, и родила там. Остров был окружен лебедями. Впоследствии, Зевс обеспечил Тилос основание в океане.
Этот остров позже стал священным островом Аполлона. Альтернативно, Гера похитила Илитию, богиню рождаемости, чтобы препятствовать тому, чтобы Лето родила. Любым путем, Артемида родилась сначала, а затем помогла с рождением Аполлона. Другая версия заявляет, что Артемида родилась перед Аполлоном, на острове Ортигия (Ortygia), и что она помогла Лето пересечь море к Тилосу на следующий день, чтобы родить Аполлона. Аполлон родился в 7-ой день месяца Thargelion согласно делийской традиции или месяца Bysios согласно дельфийской традиции.
В своей юности, Аполлон убил порочного дракона Питона, который жил в Делфи около Кастальской Весны, согласно некоторым, потому что Питон попытался изнасиловать Лето, в то время как она была беременна Аполлоном и Артемидой.
Аполлон был запрещен на Олимпе в течение девяти лет. В это время он служил пастухом для Короля Адметуса Ферае (Admetus Pherae) в Фессалии.
Источником вдохновения была нимфой, которую любил Аполлон – это Касталия. Она сбежала из него и нырнула в поток в Делфи. Вода из этого источника была священной; она использовалось, чтобы убрать храмы Дельфян и вдохновить поэтов.
Источник
Аполлон – олимпиец с прекрасным телом и печальной судьбой
Аполлон в наше время часто упоминается как символ мужской красоты, и это не просто так. Древнегреческие предания действительно описывали этого сияющего бога как прекрасного и притягательного, а в его ведении находилась одна из самых тонких и чудесных сфер – искусство.
Окружённый своими подругами Музами, он мог одарить человека талантом и успехом, но мог и проявить излишнюю суровость. Далеко не всегда поступки Аполлона были так же хороши, как его внешний облик, а порой бог страдал не меньше смертных людей. Кого сумел очаровать прекрасный Аполлон? Что за трагедии омрачили его судьбу?
Рождённый в изгнании
В мифах Древней Греции Аполлон предстаёт перед нами как один из самых значимых богов-олимпийцев. Это неудивительно, ведь его отцом был сам Зевс. Матерью Аполлона и его сестры-близнеца Артемиды стала красавица Лето. Как нередко бывало, Зевс не добился от неё благосклонности, а потому решил действовать хитростью. Бог обратил Лето в перепёлку, сам же стал перепелом, после чего соблазнил возлюбленную.
Вряд ли связь с Зевсом принесла радость Лето. Узнав об измене супруга, ревнивая Гера наслала страшного змея Пифона на женщину, что уже носила под сердцем двух детей. Лишь на острове Делос с помощью владыки морей Посейдона Лето смогла найти покой и наконец родить малышей. Новорождённому Аполлону Гефест подарил лук и стрелы, а воспитательницей его стала сама Фемида, богиня справедливости.
Александр Андреевич Иванов «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», 1831-1834 года
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Доставлена в музей в 1925 из Румянцевского музея
Мстительный Аполлон
Оружие в качестве дара приходилось повзрослевшему Аполлону. Он был привязан к матери, и не хотел видеть её мучений из-за Пифона. Отправившись к Парнасу, где змей дожидался появления соперницы своей хозяйки, Аполлон убил его золотыми стрелами.
Странствуя по новым землям, бог познакомился с лесным Паном, что научил его прорицанию. У Аполлона был необыкновенный дар видеть будущее, что он передавал преданным служителям. С тех пор греки строили святилища-оракулы, где люди могли получить пророчество от светлого бога.
Розальба Каррьера «Аполлон», между 1740 и 1746 гг.
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Поступила в 1925 г. Передана из Гатчинского дворца
Легенды рассказывают, что самым известным сыном Аполлона стал Асклепий. Этот полубог посвятил себя служению людям, стал покровителем медицины, в которой он достиг невероятных высот. Асклепий даже сумел воскрешать умерших, чего Зевс и другие старшие божества не простили ему.
Когда Аполлон узнал, что Громовержец убил молнией его сына, бог в ярости уничтожил всех циклопов, что помогали Зевсу ковать его оружие. Даже собственному отпрыску верховный бог простить такого не мог. Зевс хотел изгнать Аполлона в Тартар, однако по просьбе Лето смилостивился, выслав сына к царю Адмету. Там Аполлон должен был прослужить несколько лет простым пастухом, искупить своё прегрешение. По иронии судьбы Аполлон не раз спасал Адмета, который был обязан богу жизнью.
Аполлон и его любовь
Бог света и искусств был ослепительно красив и, как вы догадались, весьма любвеобилен. Среди возлюбленных Аполлона были как женщины, так и мужчины, но я хотела бы остановить внимание на самых ярких личностях.
Пожалуй, самый известный миф рассказывает о трагедии, произошедшей с Дафной. Прекрасная нимфа встретилась с Аполлоном в лесу. С первого взгляда бог в пастушьем одеянии влюбился в девушку, бросившись к ней. Испуганная красавица побежала прочь, не предполагая, чьего внимания удостоилась.
Джованни Баттиста Тьеполо «Аполлон, преследующий Дафну», 1755-1760 года
Картина находится в Национальной галерее искусств, Вашингтон, США
Аполлон преследовал нимфу, крича вдогонку, что он – вовсе не пастух, а бог. Конечно, Дафна не верила этим словам. Когда девушка поняла, что спастись не сумеет, она взмолилась к своему отцу, речному божеству. Просьба была услышана, и в то же мгновение Дафна приняла облик лаврового дерева, которым осталась до конца своих дней.
Безутешный Аполлон корил себя за излишнюю настойчивость, оплакивая любовь. С той поры лавровый ветви стали символом этого бога. Они не вянут, что олицетворяет бессмертие его чувств к красавице-нимфе.
Аполлон считается одним из самых красивых образов у богов
© Teresa Ramos / teradiam.artstation.com
Ещё одним возлюбленным бога и прорицателя был Кипарис. Юноша очень любил животных, а однажды ему удалось приручить оленя. Во время одной из прогулок Кипарис по неосторожности ранил оленя. Когда питомец умер на его руках, молодой человек взмолился к Аполлону. Просьба Кипариса показалась Аполлону абсурдной (он хотел уйти из жизни), но искренняя мольба убедила его. Своими чарами бог обратил друга в высокое красивое дерево.
Сложные отношения связывали Аполлона и знаменитую пророчицу Кассандру. Влюбившись без памяти в девушку, бог одарил её способностью видеть будущее. Однако своенравной красавице Аполлон наскучил, и она отвергла его. Оскорблённый бог сделал так, что предсказаниям пророчицы никто не верил, что и стало причиной трагической судьбы – как Кассандры, так и её родной Трои.
Аполлон – солнечный покровитель искусств
Помпео Джироламо Батони «Аполлон, Музыка и музыкальный Такт», 1741 год
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Порой Аполлон демонстрирует невероятную жестокость. Матерью его сына Асклепия была Коронида. Незадолго до родов женщина прониклась страстью к обыкновенному смертному мужчине. Узнав об измене своей супруги, Аполлон убил её вместе с любовником. Но бог не забыл о своём ребёнке. Он извлёк Асклепия из живота Корониды, после чего передал того на воспитание Хирону, мудрому учителю-кентавру.
Почитание Аполлона было распространено по всей Древней Греции. Во многих крупных городах находились оракулы бога, куда постоянно приезжали люди, желающие узнать своё будущее. Слово Аполлона было священным. Нередко в мифах рассказывается о правителях, принесших в жертву собственных детей по велению оракула. В то же время Аполлон никогда не обманывал людей. В его храмах служили лишь искренне верующие, преданные люди, которые с рождения были наделены мучительным и могущественным даром видеть то, что придёт в грядущем.
Источник