Меню

Античный космос это культурология

А) космологизм античной культуры

Выделим особенности античной культуры в ее отличии от других культур. Античная культура характеризуется как космологичная. Представления о космосе важны для понимания античной культуры. Под космосом понималось, как писал А.Ф.Лосев «видимое, слышимое…обоняемое и осязаемое…чувственное данное небо. Это вечное вращение небесного свода по одним и тем же законам, эта его необычная ширь, хотя в то же время видимая чувственными глазами… » Космос «…есть не что иное как огромное тело живого человеческого существа». Космос — это мир, вселенная, порядок, мировое целое, противостоящее хаосу упорядоченностью и красотой. Небесные тела вращаются целую вечность, всегда одинаково, симметрично, без всякого нарушения. Космос видимый, слышимый, осязаемый, материальный в представлении древнего грека есть не что иное, как огромное тело живого человеческого существа, как в целом, так и во всех своих частях.

Другая важная характеристика античной культуры — ее телесностьиливещественность. С точки зрения античного человека все есть вещь. Что такое вещь? Это нечто доступное человеческим органам чувств, ее можно увидеть, потрогать, почувствовать вкус. Это нечто ограниченное в пространстве, или имеющее форму. Это важно, так как форма в любых объектах интереснее для грека, чем содержание. Кроме этого, вещь изменяема во времени и смертна. Все что не отвечает этим трем признакам, древними греками не замечалось, не фиксировалось. Все что они видели, замечали, неизбежно превращалось в тела, формы, вещи. Окружающий мир, космос — это вещь, т.е. он осязаем, конечен, изменчив. Античная Греция — расчлененное бухтами, реками и горами побережье, это изолированные тела островов Эгейского моря. Весь мир — сумма отдельных тел, изолированных вещей. Атом — первоэлемент всего сущего — тоже вещь. Человек — это также одно из тел в составе космоса. Античные боги — идеальные человеческие тела, место их пребывания видимый географически реальный Олимп, культы связаны с определенными местностями, боги — это, прежде всего, боги городов, домов, полей.

То, что не отвечало признакам вещи, греками не замечалось. В этой связи следует сказать об отношении греков к бесконечности. Греки не знают понятия бесконечного пространства. О.Шпенглер писал, что природа представала взорам античных людей как «некая благоустроенная сумма осязаемых вещей, на фоне которых пространство воспринимается как нечто не существующее». Нет понятия пространства в античной математике. Страх дали постоянно мешал грекам расширять свои крохотные государства. Он постоянно держал их паруса не далеко от побережья. Античная живопись не знает пейзажа. Краски античной палитры — черная, желтая, красная, белая — краски земли, тела, крови. Нет голубого, зеленого — красок дали, неба и зеленеющих полей. Не живопись, но скульптура — главный вид искусства в Греции. Не знает античная скульптура изображения зрачка. Зрачок превращает глаз во взор, но взор — это взгляд, брошенный вдаль. Античная театральная сцена — плоская сцена, она боится глубины и не знает перспективного пейзажа на заднем плане. Античность не знает и дали времени, она обходится без часов, и в ее фресках ни одна деталь не указывает на положение солнца. Душа Греции — это телесность, статичность, природность, законченность, это мир, чуждый всякой динамике и истории, всякому порыву к бесконечному, безграничному и потустороннему. Математические расчеты греков были основаны на рациональных числах, а с открытием иррациональных величин математика попала в затруднительное положение, так как грекам трудно было оперировать числами, которые нельзя был представить наглядно.

С космосом связано понимание судьбыантичным человеком. Законы космического порядка абсолютны и неизменны. Каждая часть космоса развивается по этим неизменным и непреложным законам. То, что предписывает космос, есть и будет. Это судьба, и нельзя изменить ее. В античности судьба это Мойры, Ананке, Тюхе и др. Но античный человек рассуждает так, что раз судьба выше меня, я не знаю, что она предпримет, то почему я не могу поступать так, как хочу. Я — герой. Античность основана на сочетании фатализма и героизма. Смысл человека — испытывать судьбу. В то же время можно говорить о свободе человека. Человек приходит к своему концу в определенное время, в определенном месте и при определенных обстоятельствах, но это не означает, что столь же определен и сам его жизненный путь. Античный человек свободен в выборе своего жизненного пути. Античные люди пытаются истолковать знаки судьбы, а так эти знаки неоднозначны, то в жизненном пути появляется выбор. Но если человек пытается вести себя не в соответствии с волей богов и уклониться от выпавшей ему на долю судьбы, то он неизбежно потерпит неудачу. «Злой рок» будет преследовать всякого, кто осмелится сопротивляться своей судьбе. Жизнь его может превратиться в трагедию. Отсюда у греков появляется жанр трагедии — описание борьбы героя с судьбой (Эдип, ушедший из дома чтобы не стать убийцей отца и не жениться на матери, все равно совершает предначертанное — трагедия Софокла). И хотя герой трагедии терпит крах, тем не менее, мужество героя вызывало сочувствие и восхищение у человека Античности.

Стремление испытать судьбу говорит о другой характеристике античности – состязательности или агональности. Стремление к состязаниям почти во всех сферах жизни становится главным принципом греческого общества.

Состязанием характеризуются все сферы жизни — спортивные, конные, поэтические и музыкальные состязания, на состязании основана риторика — ораторское искусство. В Греции родились Олимпийские игры. Дух агона (борьбы) играл немалую роль в бурной политической жизни греческого полиса и отчасти определял такую важную характеристику полиса как высокая политическая активность граждан. Из агона рождается греческая философия. Диалектика первоначально трактовалась как «искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в высказываниях».

Читайте также:  Космос тв горячая линия

Агон в быту проявлялся в виде коллективных развлечений. На пирах – состязания в остроумии, шарады, загадки, апории (вопросы, на которые нет однозначного ответа).

Раз в год на празднике Деметры проводился конкурс младенцев: все дети, рожденные в течение года, выносились на суд жюри, маме самого красивого присуждался приз. В мифах Парис присуждает яблоко раздора самой красивой Афродите, уступили Гера и Афина.

Популярны были азартные игры в кости, состязания животных (петухов, перепелов, кошек, собак). Существовал тотализатор.

Самыми популярными играми греком были Олимпийские (в Олимпии) с 776 г. до н.э. По ним греки исчисляли время (третий год восьмой олимпиады). На время игр объявлялся священный мир на 2 месяца: время пути, тренировок, самих игр. Эти игры были посвящены Зевсу, который олицетворял мужское начало, воинскую доблесть. Присутствие женщин было несовместимо с мужскими играми, женщины на игры не допускались, так же как и рабы, только граждане. Игры начинались жертвоприношением Зевсу. Соревновались в прыжках, беге, метании диска, копья, борьбе, гонках на колесницах. Состязались только ради славы, получали оливковый венок, звание олимпионика, право принести жертву в священной роще, поставить статую своему виду спорта и выбить на ней свое имя.

Источник

Античный космос

Главная типологическая особенность античной культуры.

Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет живой огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий.

Главной типологической особенностью античной культуры является ее космологический характер. «Вся античная культура связана с интуицией вечно и закономерно движущегося, живого и одушевленного космоса»[110]. Слово «космос» имеет два главных значения: «порядок» и «украше­ние». Соответственно им и в мифологической интуиции, которой космологи­ческая идея обязана своим возникновением, и в рассуждениях о космосе античных философов присутствуют два аспекта. Первый из них характеризует космос как порождение мирового Разума, второй связан с представлением о нем как о прекрасном произведении искусства. Причем обе эти характе­ристики космоса – рациональная и эстетическая – рассматриваются в единстве и взаимной обусловленности. Характеризуя значение термина «космос», позднеантичный автор Плутарх называет его «известнейшим из имен». Начиная с Пифагора, которому предание приписывает то, что он был первым, кто «назвал Вселенную космосом по порядку, который ему присущ» (ФРГФ, с. 147), все греческие философы придавали ему предельно широкое и универсальное значение.

В доклассический период космос рассматривался как эманация (проистечение) мифа. В поэме Гесиода «Теогония», в которой было впервые проведено разграничение хаоса и космоса, мировой порядок представлен по аналогии с господствовавшими в общинно-родовом строе кровно родственными отношениями. Все боги и герои, представлявшие космос, характеризовались, прежде всего, исходя из их родственных отношений друг с другом. В это же время зарождается и представление о нем как о «живом организме», как о телесном объекте и живом мыслящем разумном сущест­ве, обладающем бессмертием, могуществом и совершенной красотой. Соответс­твенно этим качествам космосу придавался статус божества.

Первые попытки каким-то образом определить происхождение и структуру космической организации были предприняты еще в архаическую эпоху в древнейших космогонических системах. Одна из них, наиболее известная и популярная, связана с именем мифического поэта и прорицателя Орфея и его учеников Мусея и Лина. Характеризуя их представления о происхожде­нии космоса, Аристотель в своем трактате «Метафизика» (IV. 1091 b 6) пишет о том, что они считали, что мир был порожден не его правителем Зевсом, с которым связано представление о благом и прекрасном (гармонически ор­ганизованным) начале, а в результате взаимодействия первобытных стихий­ных существ (начал): Ночи, Неба, Хаоса, Океана, и в этом они сходятся с фи­лософами (имеются в виду представители натурфилософии), которые также утверждают вторичность космоса (организованного мира) по отношению к первичному мировому хаосу. Одновременно с таким истолкованием идеи космоса этот термин употреблялся Орфеем для обозначения распорядка стихов у Гомера.

С началом классической эпохи эти архаические представления о космосе конкретизируются. Уже в период ранней классики космос, его происхождение и структура становятся предметом размышления. Оформление, моделирование космоса становится главной проблемой древнейшей греческой натурфилосо­фии, среди которых были выдающиеся мыслители. Первый из них, милетец Фалес, утверждал, что исходным элементом космической структуры является вода. Анаксимандр утверждал, что космос образуется из бесконечного множества разнообразных элементов, из взаимосвязи которых образуется бесконечное количество миров-космосов. Великий создатель античной диалектики Герак­лит характеризует космос как вечно возгорающийся и вечно угасающий огонь, возникающий и гибнущий в соответствии с присущим ему законом (ло­госом). Анаксимен в качестве такого первоначала называет воздух. Его уче­ник Анаксагор считал, что в основе космической организации лежит миро­вой ум. Его сочинение начиналось словами: «Все, что имеется, было совокуп­но, затем пришел Ум и установил в нем распорядок». За это утверждение самого Анаксагора прозвали Умом[111]. Такое понимание истока космического миропорядка потенциально содер­жало в себе возможность разграничения предметной и умопостигаемой (идеальной) модели космоса и было первым шагом к истолкованию этого тер­мина в качестве философской категории.

Наиболее значительный вклад в философское осмысление идеи космоса был сделан Пифагором. Развивая мысль о том, что космос является порождением мирового Ума, великий мыслитель стремился придать ему математически обоснованный характер и утверждал, что его конкретным выражением явля­ется число, «благодаря которому произошло все». С помощью различных числовых отношений он пытается объяснить не только различие между ве­щами, но и людьми. По свидетельству Аристотеля, с этой целью он попытал­ся создать и числовое определение добродетели. По мнению Пифагора, основу космической организации составляет гармония, которая может быть выражена в системе арифметической и соответствующей ей музыкальной пропорции. Пифагор «учил, что счастье (эвдемония) заключается в знании совершенства числа»[112]. Свое завершение натурфилософская концепция космоса нашла в учении великого античного философа Демокрита, который рассматривал природный космос как совокупность порядка, состоявшую из атомов, и распространял это понятие на государство, объявляя присущий ему порядок космосом, а человека называл «микрокосмосом»[113].

Читайте также:  Как можно найти космоса

Несмотря на все эти новации, связанные с попыткой выработать философс­кое определение космоса, создателям натурфилософии не удалось ре­шить эту задачу. В этот период термин «космос» все еще рассматривается преимущественно в своем «бытовом» нефилософском значении, как определя­ющий правильный порядок и устройство вещей, человеческого поведе­ния, языка и, наконец, всего мира.

Философское определение космоса было дано в период высокой классики Платоном. В его знаменитом диалоге «Тимей», все известные еще со времен ранней классики элементы космической организации (эйдос, логос, число) были представлены в качестве диалектических обоснованных категорий, характеризующих космос как единое целое.

Категория единого была предметом постоянного интереса и у предс­тавителей ранней натурфилософии (Анаксагора, Гераклита, Эмпедокла, пифаго­рейцев), однако подлинный переворот в этих представлениях произо­шел позднее, в период средней классики, и был связан с деятельностью Сократа (учителя Платона), который перестал, как это делали натурфилосо­фы, «рассматривать вещи сами по себе», и начал их расчленять и обоб­щать, т.е. сделал их предметом логического анализа.

Платон попытался объединить в своих рассуждениях о космосе результаты интуитивных проз­рений ранних натурфилософов и новую логико-философскую методологию Сократа. В результате ему удалось создать в своем диалоге универсаль­ную (идеальную) модель античного космоса. «Отсюда, — пишет А.Ф.Лосев, — в античной философии возникла диалектика такого единого, которая охватывала всю действительность и тем самым оказалась выше ее»[114]. Учение Платона о «едином» стало в эпоху завершения классического пери­ода тем идейным основанием, которое придало античной культурной традиции целостность. Благодаря разработанной великим мыслителем диалектике все, известные еще со времен ранней классики, смыслообразующие элементы античной культуры приобрели значение философских категорий.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Античный космос это культурология

КОСМОС

КОСМОС (греч. κόσμος, лат. mundus) – понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Древние греки противопоставляли космос хаосу. Первоначально термин «космос» употреблялся для обозначения «наряда», «украшения», «воинского строя» и т.д. Семантически наиболее близки в русском языке «порядок», «чин», «устройство», «красота», «лепота». Греческое сознание соединяло в понятии «космос» две функции – упорядочивающую и эстетическую, что во многом предопределило все дальнейшее развитие учения о космосе – космологии.

Философская ассимиляция термина «космос» относится к периоду становления первых философских школ Древней Греции. Впервые в значении «целого космоса» термин «космос» встречается в милетской школе у Анаксимена: «Как душа наша, сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос» (13 В2 DK). Первое философское употребление термина «космос» не просто как «порядка», или красоты, а в значении всего мира принадлежит Пифагору: «Пифагор первый назвал Вселенную «космосом» по порядку (ταξις), который ему присущ». Первое упоминание термина «космос» в философском значении относят к Анаксимандру: «Этим [началом] он считает не воду и не какой-нибудь другой из т.н. элементов, но некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [миры] и находящиеся в них космосы» (12 А9 DK). Упоминание термина «космос» зафиксировано и у Гераклита: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».

Термин «космос» получает широкое употребление у Парменида, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита и у других философов-досократиков. Согласно Диогену Лаэртскому, Парменид применил понятие «космос» по отношению к небесам, Эмпедокл – к комбинации четырех элементов, Демокрит – к физической структуре мира. Заслугой Парменида можно считать осознание им различия между космосом физическим и его мысленной конструкцией. Эта идея позднее воспринимается Платоном и открывает путь для рациональной реконструкции устройства космоса.

В своем учении о космосе Платон опирался на воззрения пифагорейцев Филолая, Аристоксена и др. В «Тимее» Платон излагает учение о космосе как гармоническом целом. В этом диалоге он формулирует «космологический принцип», согласно которому космос есть живой, одушевленный и соразмерный организм и человек является родственной частью (органом) этого организма (Tim. 29 e, 30 с, 89 а). Вся дальнейшая история понимания устройства космоса вплоть до 20 в. являлась либо его отрицанием («принцип Коперника–Бруно»), либо попыткой его ассимиляции и развития («антропный принцип»).

Согласно Платону, видимый космос создается Демиургом в соответствии с Первообразом (Tim. 30 c-d) из «небытия» – бесформенной материи (μη ov). Однако прежде тела космоса Демиург создает космическую душу, которая призвана управлять самим космосом: «тело [космоса] было сотворено гладким, повсюду равномерным, одинаково распространенным во все стороны от центра, целостным, совершенным и составленным из совершенных тел. В его центре построивший дал место душе, откуда распространил ее по всему протяжению и в придачу облек ею тело извне» (Tim. 34 b). Разумная душа космоса, составленная из «тождественного» – предела и «иного» – беспредельного, имеет математически упорядоченную структуру, что позволяет поддерживать космос в надлежащем порядке (Tim, 34 с-37 с). Космической душе подчиняется жизнь как космического, так и общественного и индивидуального организмов. Общественный организм состоит из ума, души и тела. Аналогичным образом устроен и человеческий организм, для которого космос служит образцом «для подражания» (Tim. 88 c-d). В «Тимее» (69с-71а) Платон описывает отдельного человека как минимизированную модель государства. Человек состоит из трех слоев, соответствующих трем классам идеального общества. Только созерцая совершенные круговращения космоса и подражая во всем его вечно сущей природе, человек может достигнуть того состояния, которое связывалось в античном сознании с доступным человеку совершенством – калокагатией.

Читайте также:  Что дало освоение космоса ссср

В стенах Академии было впервые осознано затруднение в объяснении устройства космоса: космос является божественным и поэтому движение всех небесных тел должно быть круговым и равномерным, однако наблюдения показывают, что движения планет неравномерны: Сатурн, Юпитер, Марс и Луна вращаются с неодинаковой скоростью (Tim. 39 а) и совершают «попятные движения». Евдокс решает эту проблему, построив гомоцентрическую модель космоса, состоящую из двадцати семи сфер с Землею в центре. Гераклид Понтийский считал, что Земля движется вокруг оси, по другим сведениям (согласно Халкидию), что «внутренние планеты» (Меркурий и Венера) движутся вокруг Солнца, а не Земли. Аристотель отказывается от платоновского учения о космической душе. Качествами и функциями космической души Аристотель наделяет космический Ум, который выступает как перводвигатель, управляющий космосом. Космос Аристотеля, состоящий из 56 сфер, является, в отличие от математического космоса Евдокса и Калиппа, физически связанным. Выступив с критикой пифагорейского и платоновского учения о строении космоса, Аристотель сам оказался несвободным от затруднений. Напр., в одном случае он говорит о «неподвижности» перводвигателя (Физика, III, 1, 201 а 26–27), а в другом – о присущности богу «вечного движения» (О небе, II, 3, 286 а 10–12). Однако безупречная (с логической точки зрения) аргументация Аристотеля и его опора на чувственно постигаемый очевидный мир определили господство геоцентрической модели с учетом видоизменений, совершенных в эллинистическую эпоху (Гиппархом, Птолемеем и др.) вплоть до 16 в.

Согласно учению стоиков, космос является находящимся в бесконечной пустоте одушевленным, разумным, сферическим, цельным телом. Космос рождается из огня и в огонь превращается, пройдя свой цикл развития. Космосом правит Зевс-Логос. Согласно неоплатоникам, космос есть жизнь мировой Души и движется под ее воздействием. В центре космоса находится Земля, вокруг которой вращаются планетные сферы и сфера неподвижных звезд. Космос есть иерархически упорядоченное целое: от высших тончайших слоев эфира до неподвижной и тяжелой Земли.

Многие идеи античного учения о космосе были восприняты и развиты в работах средневековых схоластов. Восточная христианская традиция, особенно в лице представителей каппадокийской школы (Василий Великий, Григорий Нисский и др.), испытала значительное влияние платонизированной космологии. Григорий Нисский пытался совместить платоновское учение о происхождении космоса с ветхозаветной концепцией творения мира «из ничего». Латинская традиция первоначально ассимилировала античный космос как mundus и ornatus, выделив его упорядочивающую и эстетическую функции, и лишь впоследствии развила учение об «Универсуме» как собственно христианском представлении о мире в целом. Идеи античной, преимущественно платоновской, космологии проникают в западное богословие и схоластику через Иоанна Скота Эриугену, Ансельма Кентерберийского и др.

Античное учение получает развитие в эпоху Возрождения. Николай Коперник, Галилео Галилей, Иоган Кеплер и др. космологи 16–17 вв. сознательно опирались на Пифагорейско-платоновские представления о космосе. В основании гелиоцентрической модели Коперника лежат основные принципы античной космологии: Вселенная должна быть сферичной, а движение тел по небосводу – равномерным. Кеплер полагал, что размеры планетных орбит и расстояния между ними подчиняются гармоническим соотношениям, о которых учили пифагорейцы.

В Новое и новейшее время понятие «космос» окончательно вытесняется из научного употребления понятием «Вселенная», сохраняя за собой историко-культурное и философское употребление. Некоторые идеи античной космологии (одушевленность природы и др.) находят отклик в кругу немецких философов кон. 17 – нач. 18 в. (И.В.Гёте, Ф.В.Шеллинг и др.).

Современная космология воспроизводит некоторые положения античного учения о космосе: космологический принцип, антропный космологический принцип и др.

1. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М., 1890;

2. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927;

3. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988;

4. Diels H. Zum Kosmos des Anaximanders. – Archiv für Geschichte der Philosophie. 10, 1897;

5. Cassirer E. Logos, Dike, Kosmos in der Entwicklung der griechischen Philosophie. – Acta Univers. Go-toburgensis, 47, 1941;

6. Mugler Ch. Deux thèmes de la cosmologie grecque: devenir ciclique et pluralité des mondes. P., 1953;

7. Kranz W. Kosmos. – Archiv für Begriffsgeschichte, Bd II, I, 1955;

8. Kerschensleiner J. Kosmos. Quellenkritische Untersuchungen zu den Vorsokratikern. Münch., 1962;

9. Lovell B. Das Unendliche Weltall: Geschichte der Kosmologie von der Antike bis zur Gegenwart. Münch., 1983.

Источник

Adblock
detector