Меню

Аннотация чесноков солнце встает

Аннотация по произведению Павла Григорьевича Чеснокова «Солнце, солнце встает»

Биографии и творчество композитора П. Чеснокова и поэта А. Федорова — авторов хоровой миниатюры «Солнце, солнце встает». Жанр, форма и лад произведения. Художественно-психологические задачи дирижера в передаче яркого, восторженного характера композиции.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.10.2015
Размер файла 87,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования

Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А. римского-корсакова

Отделение хорового дирижирования

Специализация: Руководитель народного хора

Аннотация по произведению Павла Григорьевича Чеснокова «Солнце, солнце встает»

Выполнила: студентка IV курса

Посух Дарья Сергеевна

Арутюнова Алла Викторовна

Из биографии композитора

Павел Григорьевич Чесноков родился 25 октября 1877 года в селе Ивановском Звенигородского уезда Московской губернии. Уже в детстве у него обнаружился замечательный голос и яркие музыкальные способности. В пятилетнем возрасте Павел начал петь в церковном хоре, регентом которого был его отец. Это помогло ему поступить в знаменитое Синодальное училище церковного пения, ставшее колыбелью многих выдающихся деятелей отечественной хоровой культуры. Здесь его учителями были В.С. Орлов и С.В. Смоленский. Окончив училище с золотой медалью (в 1895 году), Чесноков четыре года частным образом занимался композицией с С.И. Танеевым, попутно работая преподавателем хорового пения в женских пансионах и гимназиях. В 1903 году он стал регентом хора при церкви св. Троицы на Покровке («на Грязях»).

В течение многих лет Чесноков, продолжая работу в Москве (в эти годы он регентствовал также в церкви Козьмы и Дамиана на Скобелевской площади), часто ездил по России: выступал как дирижёр духовных концертов, проводил занятия на различных регентских и регентско-учительских курсах, участвовал в работе регентских съездов. Именно регентское дело было главным в жизни и творчестве прославленного мастера церковного пения. Но сам он никогда не был удовлетворён собой, а потому в 1913 году, будучи уже широко известным всей поющей России 36-летний композитор духовной музыки поступил в Московскую консерваторию. Здесь он занимался композицией и дирижированием с М.М. Ипполитовым-Ивановым а инструментовкой с С.И. Василенко. Своё сорокалетие в 1917 году Чесноков ознаменовал окончанием консерватории по классу свободного сочинения (с серебряной медалью), имея в творческом портфеле около 50-ти опусов духовной и светской музыки. И в том же году именно Чесноков со своим хором удостоился чести участвовать в интронизации патриарха Тихона.

Последующая деятельность мастера была наполнена мучительными попытками найти себе место в новой, круто изменившейся жизни: дирижёр и художественный руководитель различных московских хоров (но нигде — надолго) преподаватель музыкального училища и Народной хоровой академии (бывшего Синодального училища), профессор Московской консерватории. До 1931 года он был регентом в Храме Христа Спасителя, а в 1932 году становится первым заведующим кафедрой хорового дирижирования консерватории. В 1933 году была закончена и в 1940 году опубликована (и в течение нескольких часов распродана) книга Чеснокова «Хор и управление им» — единственный капитальный методический труд прославленного хорового деятеля. В нём обобщался многолетний бесценный опыт самого автора и его коллег-синодалов.

Последние годы жизни композитора были наиболее драматичными Душевные страдания все чаще заглушались алкоголем. В конце концов сердце не выдержало, и один из проникновеннейших лириков русской духовной музыки нашёл себе упокоение на старом московском Ваганьковском кладбище.

Среди сочинений Чеснокова есть романсы и детские песни (достаточно вспомнить очаровательный цикл «Галины песенки»), есть фортепианная музыка а среди студенческих работ — инструментальные произведения и симфонические наброски. Но больше всего опусов написано в жанре хоровой музыки: хоры а сарреllа и с сопровождением, обработки народных песен, переложения и редакции Главнейшую же часть его наследия составляет духовная музыка..

Читайте также:  Как защитить балкон от солнца своими руками

Входя в плеяду композиторов так называемой новой московской школы церковной музыки, Чесноков всё-таки заметно отличается от них. Подобно Кастальскому, сконструировавшему особую (отчасти умозрительную) «народно-ладовую систему» и применявшему её в своих светских и духовных сочинениях, Чесноков «построил», а точнее — сынтонировал свою систему, построенную на легко узнаваемых мелодических и гармонических оборотах русской городской песни и бытового романса конца ХІХ века.

Замечательная особенность музыки Чеснокова — её простота и доступность ее узнаваемость и сердечная близость. Она восхищает и возвышает, воспитывает вкус и исправляет нравы, пробуждает души и окрыляет сердца. Пройдя вместе с землей, ее породившей, долгий и непростой путь, музыка эта и сегодня звучит всё также светло и искренне. Потому что, как было сказано в некрологе памяти композитора, помещенном в «Журнале Московской Патриархии» в апреле 1944 года «не стремясь ни к каким внешним эффектам, Чесноков окрылял слова молитвенных прошении и славословий простейшими мелодиями, звучащими из глубины чистой и совершенной гармонии. (. ) Этот замечательный композитор осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышнего».

Для воспитанниц женских пансионов композитор написал более двадцати произведений в сопровождении фортепиано. Среди них есть развернутые хоры драматического содержания («Несжатая полоса», сл. Н. Некрасова, «Листья» сл. Ф. Тютчева), хоровые миниатюры («Солнце, солнце встает», сл. А. Федорова, «Лотос», сл. Г. Гейне) и лирические хоры, рисующие картины природы, яркие, сочные, контрастные («Катит весна», сл. Г. Гейне, «Зеленый шум», сл. Н. Некрасова, «Ночь», сл. А. Плещеева, «Утром зорька», сл. С. Скитальца, «Яблоня», сл. С. Потресова). Есть у него и хоры ярко выраженного народного характера («Колокольчики звенят», сл. А. Пушкина, «Крестьянская пирушка», сл. А. Кольцова).

хоровой миниатюра чесноков федоров

Из биографии поэта:

Александр Федоров — русский поэт, драматург, прозаик. Родился в семье сапожника, выходца из крестьян. В раннем детстве остался сиротой, учился в реальном училище, из которого был исключен из-за столкновения с директором. Жил в Москве, Уфе и Одессе; играл на театральной сцене, работал в газетах.

С 1888 года — занимается исключительно литературной деятельностью, помещая произведения в периодике. Выпустил три книги: «Стихотворения» (1894, 1898, 1903 гг.), сборник «Сонеты» (1907 г.), отмеченные влиянием А. Бунина, который положительно отозвался о стихах Федорова. Известны рассказы Федорова — «Осенняя паутина» — 1917 г., «Королева» — 1910 г.; драматургические пьесы «Катастрофа» — 1899 г., «Старый дом» — 1902 г.

В 1920 г. А. Федоров эмигрировал в Болгарию, где преподавал русский языки литературу в гимназиях. Опубликовал «Антологию болгарской поэзии» — 1924 г. В 1927 г. перевел на русский язык и опубликовал классическое стихотворение Ивана Вазова «Ополченцы на Шипке». Стал одним из учредителей и председателем Союза русских писателей и журналистов в Болгарии (1930 г.)

В 1942 г. написал поэму «Неопалимая купина», в которой выражал уверенность в победе СССР над фашистской Германией. Скончался и похоронен в Софии. В России переиздавался только роман Федорова «Степь казацкая». Поэтическое творчество мало использовалось в хоровых произведениях русских композиторов.

«Солнце, солнце встает»хоровая миниатюра с сопровождением

В ней рассказывается о пробуждении природы, о переменах, происходящих в ней с восходом солнца. Музыка отображает настроение — яркое, светлое, восторженное, а также окраску стиха. Этому способствует мажорный лад.

Читайте также:  Кто назвал леля солнце любимый сын пастух

Произведение написано для четырехголосного однородного женского хора в простой трехчастной форме. Первая часть начинается ярким forte, первое предложение представляет собой хоровое вступление на словах «Солнце, солнце встает», состоит из четырех тактов. Второе предложение состоит из шести тактов, т.к. в нем присутствуют элементы гармонического развития — отклонения в другие тональности и заканчивается в тональности доминанты — B dur. Динамика — нарастание от piano до forte.

Вторая часть начинается в тональности Ges dur, заканчивается на доминанте тональности B dur, представляет собой период из двух предложений. Постепенно нарастает динамика от piano до forte.

Дыхание общехоровое, берется по фразам. В партитуре использованы такие длительности, как восьмые, четвертные, четвертные с точкой, в конце второй части (на слове «гул») — половинная, залигованная с четвертной.

Размер 2/4. Интервалика разнообразная, преимущественно тесное расположение голосов.

Дирижерские трудности: необходимо показать яркое (на forte) вступление, затем постепенное нарастание динамики от p до f, точный показ ауфтактов, точное снятие концов фраз.

В работе над строем, особенно профессиональному коллективу, будет достаточно основных требований: внутренней собранности, творческой дисциплины певцов, а также общий эмоциональный тонус репетиций как результат чёткого представления певцами художественно-психологических задач, поставленных руководителем. Также необходимо передать яркий, восторженный характер произведения.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Творческий портрет композитора Р.Г. Бойко и поэта Л.В. Васильевой. История создания произведения. Жанровая принадлежность, гармоническая «начинка» хоровой миниатюры. Тип и вид хора. Диапазоны партий. Сложности дирижирования. Вокально-хоровые трудности.

реферат [944,1 K], добавлен 21.05.2016

Стилистический анализ эпохи конца XIX – начала XX века. Понимание природы и выразительных возможностей певческого голоса. Сложность произведений П.Г. Чеснокова. Нюансировка партий, вывод главенствующих и второстепенных планов мелодического движения.

курсовая работа [54,9 K], добавлен 21.08.2013

Историко-стилистический анализ произведений хорового дирижера П. Чеснокова. Анализ поэтического текста «За рекою, за быстрой» А. Островского. Музыкально-выразительные средства хорового произведения, диапазоны партий. Анализ дирижерских средств и приемов.

контрольная работа [28,9 K], добавлен 18.01.2011

Биография Моцарта, философско-эстетический анализ его творчества. Сочетание романтического, сентиментального характера сочинений композитора с их внутренней сложностью и глубиной. Вокально-хоровой анализ и дирижерское воплощение мессы Brevis D-dur.

реферат [32,3 K], добавлен 24.04.2016

Изучение биографии величайшего русского композитора Петра Ильича Чайковского. Музыкально-теоретический анализ произведений. Вокально-хоровой анализ. Фактура произведения «Пиковая дама», гомофонно-гармонический склад и развернутый ладотональный план.

реферат [35,5 K], добавлен 14.06.2014

Источник

реферат Аннотация по произведению Павла Григорьевича Чеснокова «Солнце, солнце встает»

Биографии и творчество композитора П. Чеснокова и поэта А. Федорова — авторов хоровой миниатюры «Солнце, солнце встает». Жанр, форма и лад произведения. Художественно-психологические задачи дирижера в передаче яркого, восторженного характера композиции.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.10.2015
Размер файла 87,5 K

Подобные документы

Творческий портрет композитора Р.Г. Бойко и поэта Л.В. Васильевой. История создания произведения. Жанровая принадлежность, гармоническая «начинка» хоровой миниатюры. Тип и вид хора. Диапазоны партий. Сложности дирижирования. Вокально-хоровые трудности.

Читайте также:  Знаки солнца древних славян

реферат [944,1 K], добавлен 21.05.2016

Стилистический анализ эпохи конца XIX – начала XX века. Понимание природы и выразительных возможностей певческого голоса. Сложность произведений П.Г. Чеснокова. Нюансировка партий, вывод главенствующих и второстепенных планов мелодического движения.

курсовая работа [54,9 K], добавлен 21.08.2013

Историко-стилистический анализ произведений хорового дирижера П. Чеснокова. Анализ поэтического текста «За рекою, за быстрой» А. Островского. Музыкально-выразительные средства хорового произведения, диапазоны партий. Анализ дирижерских средств и приемов.

контрольная работа [28,9 K], добавлен 18.01.2011

Биография Моцарта, философско-эстетический анализ его творчества. Сочетание романтического, сентиментального характера сочинений композитора с их внутренней сложностью и глубиной. Вокально-хоровой анализ и дирижерское воплощение мессы Brevis D-dur.

реферат [32,3 K], добавлен 24.04.2016

Изучение биографии величайшего русского композитора Петра Ильича Чайковского. Музыкально-теоретический анализ произведений. Вокально-хоровой анализ. Фактура произведения «Пиковая дама», гомофонно-гармонический склад и развернутый ладотональный план.

реферат [35,5 K], добавлен 14.06.2014

Источник

Аннотация по произведению Павла Григорьевича Чеснокова «Солнце, солнце встает»

Биографии и творчество композитора П. Чеснокова и поэта А. Федорова — авторов хоровой миниатюры «Солнце, солнце встает». Жанр, форма и лад произведения. Художественно-психологические задачи дирижера в передаче яркого, восторженного характера композиции.

Подобные документы

Краткая биографическая справка из жизни Чеснокова Павла Григорьевича и Александра Николаевича Островского. Музыкально-теоретический анализ произведения «Не цветочек в поле вянет». Вокально-хоровой и дирижерский анализ. Исполнительский план произведения.

реферат, добавлен 18.05.2012

Характеристика Павла Григорьевича Чеснокова как одного из самых ярких и любимых авторов церковных песнопений. Описание особенностей его творческого стиля, изучение судьбы его творческого наследия. Анализ особенностей Тропаря Богородице П. Чеснокова.

реферат, добавлен 15.06.2020

«Литургия» Чеснокова как просветленная молитва, обработки древних распевов и их место в его творчестве. Музыкальная форма произведения у Калиникова. Метроритмические закономерности произведений. Диапазоны хоровых партий, трудности ритмического ансамбля.

реферат, добавлен 10.04.2018

Мастерство хорового письма и стремление к акустическому благозвучию как одни из характерных особенностей творчества П.Г. Чеснокова. Музыкально-теоретический анализ произведения «За рекою, за быстрой». Основные задачи дирижёра и исполнителей в хоре.

статья, добавлен 11.11.2014

Постепенная смысловая трансформация принципа остинатности в цикле «Пять стихотворений А. Ахматовой». Сопоставление состояний героини с состояниями природы в цикле. Звуковое исполнение романса «Солнце комнату наполнило». Репризная форма «Памяти о Солнце».

курсовая работа, добавлен 06.02.2018

Сергей Валерианович Чесноков – российский ученый, математик, социолог, культуролог, музыкант, специалист по методам анализа данных, его творческое наследие. Музыкально-теоретический, вокально–хоровой анализ: звуковедение, дыхание, ритмический ансамбль.

контрольная работа, добавлен 16.03.2014

Рассмотрение биографии советского и российского композитора, музыковеда, пианиста и педагога — Слонимского. Характеристика истории и жизни и деятельности Тютчева — русского поэта, дипломата, члена-корреспондента Петербургской АН. Анализ хоровой миниатюры.

реферат, добавлен 12.11.2015

Автор аннотируемой хоровой миниатюры – Александр Степанович Ленский. Деятельность Ленского и развитие таджикского профессионального музыкального искусства. Сочинение оперы – «Донецкая быль» (1960, Донецкий театр). Хоровая миниатюра «Певучая вода».

статья, добавлен 28.09.2016

П. Чесноков – один из самых выдающихся представителей отечественной духовной музыки, краткая биография. Жанр произведения и его музыкальная форма. Фактура изложения, динамика, ритм. Состав и вид хора. Анализ текста и звукоизвлечение в частях музыки.

доклад, добавлен 22.03.2021

Воспроизведение неизвестных страниц биографии известного воронежского хорового дирижера, композитора и аранжировщика русских народных песен А. Болдырева на основе проведения детального исследования документов государственного архива Воронежской области.

статья, добавлен 14.04.2021

Источник

Adblock
detector