Меню

Анализ стихотворения сияет солнце тютчев

Анализ стихотворения Тютчева Сияет солнце, воды блещут.

Фёдор Иванович Тютчев — замечательный поэт, стихи которого насыщены положительными эмоциями. Его произведение «Сияет солнце. » — пример любовной лирики XIX века, хотя может показаться, что акцент сделан на описании окружающего мира, а не на отношениях. Природе здесь действительно уделяется много внимания, выраженного в метафорах («купаясь в небе голубом». «любовью воздух растворён») и в олицетворениях. Олицетворений в тексте встречается очень много: всё у Тютчева улыбается, движется, упивается, хотя эти ощущения и создаются не напрямую, а частым использованием глаголов. Прямой перенос разумного действия на неодушевлённый объект один — «поют деревья». Также нет упоминания о времени года, но чувство весны появляется само собой.

Говоря о глаголах, стоит отметить, что в первых двух строфах они используются особенно часто, создавая ощущение быстрого течения ручьёв, сверкание весенней природы, динамичность пробудившегося ото сна мира. Эпитетов встречается мало, если учитывать, что перед нами описание природы («цветущий мир», «голубое небо»).

Прекрасный эффект даёт выразительный повтор в строке «. И мир, цветущий мир природы. » — он предаёт особенной глубины после использования простых конструкций подлежащее-сказуемое.

Истинный смысл этого небольшого произведения открывается нам в последней, третьей, строфе, где мы видим, что расцветающая природа — лишь фон для чего-то большего, что зарождается между двумя людьми, что позволяет увидеть «измученную душу» в чужой улыбке. Третья строфа отличается от двух предыдущих ещё и своей сравнительной сложностью построения.

Ритм стихотворения — четырёхстопный ямб — идеально подходит под настроение весны и любви, которое с каждой строкой захватывает нас всё больше. «Сияет солнце, воды блещут. » легко запоминается благодаря своей безупречной перекрёстной рифме (первая-третья, вторая-четвертая строки), а небольшой объём и глубокий смысл, выраженный в нескольких простых словах, делают стихотворение прекрасным образцом поэзии о любви.

Анализ стихотворения Сияет солнце, воды блещут. по плану

Сияет солнце, воды блещут.

Возможно вам будет интересно

Любая несправедливость, горе и страдание имеют собственный отклик в душе практически любого человека, который видит нечто подобное, люди склонны к сочувствию. Когда началась

Произведение Тургенева «Нищий» входит в цикл его стихотворений в прозе. Это короткие очерки, напоминающие, по своей сути, притчи.

Иносказание в поэзии является довольно распространенным приемом и мы можем наблюдать такой прием в стихотворении Кузнец. Стилистически, если сравнивать с известными примерами, оно чем-то похоже на поэзию Владимира Высоцкого

Если анализировать стихотворение «Осень» знаменитого русского писателя Лермонтова, то пожалуй лучше всего будет начать с маленького путешествия по истории. Очень интересным фактом становиться то, что данное произведение было

Источник

«Сияет солнце, воды блещут…» Ф. Тютчев

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

Дата создания: лето 1852 г.

Анализ стихотворения Тютчева «Сияет солнце, воды блещут…»

Основную часть поэтического текста, появившегося летом 1852 г., занимает изображение ясного летнего дня. Лирическому герою открывается картина, полная ликования и жизни: голубое небо, сияющее солнце, спокойная река. Последняя из деталей пейзажа, обозначенная формулой «воды блещут», повторяется дважды. Прием олицетворения, показательный для тютчевской поэтики, последовательно применяется к образу деревьев. Сначала упоминание о трепещущей листве дополняется наречием «радостно», затем автор создает метафорическую конструкцию, в которой используется деепричастие «купаясь». Ряд антропоморфических характеристик завершается оригинальной фразой «поют деревья»: образ, вмещающий в себя звуковые и визуальные ориентиры, передает восторженное состояние души, вызванное прекрасной летней зарисовкой. Авторское употребление глагола «петь» отодвигает на второстепенный план основное значение лексемы, концентрируясь на эмоциональных коннотациях – радости и восхищении.

Центральное четверостишие содержит философское обобщение, к которому приходит лирический субъект-наблюдатель. В воздухе растворены любовь и гармония, порождающие у героя ощущения наслаждения. Последние обозначаются категориями избытка жизни и наслаждения, указывающими на кульминационный момент эмоционального отклика созерцателя.

В финальном катрене возникает антитеза, которая не только нарушает общие жизнерадостные интонации, но меняет смысл стихотворения и его тематику. Роскошный вид «цветущего мира» противопоставляется растроганной улыбке героини. Ее психологический портрет обозначен единственной деталью – «измученная душа». Робкая радость любимой позиционируется как высшая ценность, которая перевешивает пышную красоту «животворного океана» природы.

Читайте также:  Сквозь густую листву пробивается луч солнца

Идейное содержание стихотворения соответствует проблематике «денисьевского цикла», организованного мотивами пронзительной любви-страдания, вины и покаяния. Глубинный смысл поэтического текста вступает в полемику с ранними творениями, герой которых погружен в мир одухотворенной природы.

Эмоциональный накал, живописные детали и плавная ритмика, поддерживаемая приемами аллитерации, привлекли внимание композиторов. Жанровая принадлежность музыкальных произведений, созданных на тютчевские строки, различна: популярны вариации в форме романса и песенной обработки для хора.

Источник

Анализ стихотворения «Сияет солнце, воды блещут. » по плану (Тютчев Ф. И.)

1) История создания. Стихотворение написано 28 июля 1852 года, посвящено оно Елене Денисьевой, девушке, которую Тютчев безумно любил. Оно было опубликовано в журнале “Современник” в 1854 году.

2) Тема. В данном произведении переплетены две значимые для Тютчева темы — природа и любовь, хотя внимание больше уединено природе.

3) Основная мысль.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Автор хочет показать, что улыбка любимой доставляет ему больше удовольствия, чем все упоенье этой расцветающей природы.

4) Композиция. Стихотворение состоит из трёх строф-четверостиший. В первом четверостишии автор показывает действия природы:

Сияет солнце, воды блещут,

Деревья радостно трепещут…

Во второй строфе нам представляется эмоциональное состояние природы:

Любовью воздух растворен,

Избытком жизни упоен…

В финале стихотворения автор признается в любви возлюбленной. Сравнивая её с природой, Тютчев отдает большее предпочтение её улыбке, нежели расцветающей природе.

5) Ритм, рифма, лексика, синтаксис. Рифма, как и в пейзажных стихотворениях многих писателей, перекрестная. Размер — двустопный ямб. Данные рифма и размер делают это стихотворение мелодичным. Оно положено на музыку в форме романса.

Стихотворение состоит лишь из трех предложений, что придает целостность стихотворению. Лексика стихотворения проста, так как автор хочет передать простоту, наивность и легкость природы.

6) Анализ образов. В стихотворении представлено два образа — природы и возлюбленной. Природа в стихотворении динамична и наполнена жизнью. Природа — цветущий, прекрасный мир, наполненный гармонией и светом. Природа, подобно человеку, веселится и радуется:

Поют деревья, блещут воды,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом…

Тютчевская природа в этом стихотворении наполняет человека вдохновением, счастьем, пробуждает желание жить.

Образ возлюбленной поэта мы можем понять лишь по единственному словосочетанию, относящемуся к ней, — измученная душа. Да, Денисьева действительно много выстрадала из-за Тютчева, и, мне кажется, именно поэтому её кроткая улыбка приносит поэту больше удовольствия, чем все красоты этого жизнерадостного мира природы.

7) Изобразительные средства и приемы. Невозможно описывать природу и ее состояние, не используя художественные средства, поэтому стихотворения Тютчева насыщены ими. Поэт использовал эпитеты “цветущий мир”, “измученная душа”, “улыбка умиленья”, чтобы точнее создать образы природы и возлюбленной, метафоры “на всем улыбка”, “жизнь во всем”. Олицетворения “воды блещут”, “деревья трепещут и поют” делают природу схожей с человеком. Аллитерация “в”, “с” помогает услышать дуновения ветерка.

8) Моё мнение. Стихотворение “Сияет солнце, воды блещут…”, на мой взгляд, является одним из ярчайших и светлых стихотворений в лирике Тютчева, так как автор представляет природу в расцвете сил. Я считаю, что это стихотворение — очень красивое признание в любви, так как автор отказывается от прелестей природы ради упоительной улыбки любимой.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id14626

Источник

Урок литературы в 9-м классе по теме «Обучение анализу поэтического произведения на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Сияет солнце, воды блещут…»»

Разделы: Литература

Цель урока: научить анализировать поэтическое произведение.

Образовательные задачи урока: обучение анализу поэтического произведения, изучение литературоведческих терминов, обучение самостоятельной работе со словарём;

Развивающие задачи урока: развитие речи учащихся;

Воспитательные задачи урока: эстетическое воспитание, воспитание читательских вкусов, интереса к поэзии.

Тип урока: урок – практикум.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, тетради, Краткий словарь литературоведческих терминов Л.И.Тимофеевой, С.В.Тураева.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодняшний урок мы посвящаем изучению стихотворения Ф.И.Тютчева “Сияет солнце, воды блещут…”, на основе которого мы попытаемся научиться анализировать поэтическое произведение.

Итак, тема нашего урока: “Обучение анализу поэтического произведения” (Слайд “Тема урока”)

Читайте также:  Способ фалеса высота солнца над горизонтом

Цели урока: Развитие интереса к поэзии, творчеству Ф.И.Тютчева, развитие речи учащихся, обучение анализу поэтического произведения, умению находить в тексте языковые средства выразительности. (Слайд “Цели урока”)

Наш урок состоит из двух взаимосвязанных частей.

1-я часть урока – повторение изученного материала. Отвечая на мои вопросы, вы повторите и закрепите ранее изученный материал, связанный с личностью Ф.И.Тютчева.

1. Беседа по вопросам.

Учитель: Ребята, как бы вы несколькими словами ответили на вопрос: Кто такой Фёдор Иванович Тютчев?

— Ф.И.Тютчев – выдающийся русский поэт первой половины 19 века. Многие годы проведший на дипломатической службе за границей, он стяжал себе славу поэта-мыслителя, родоначальника русской философской лирики.

(Слайд “Родители и маленький Тютчев”)

Учитель: Расскажите о родителях поэта и его детстве.

— Отец Тютчева, Иван Николаевич, был глубоко образованным человеком, он окончил Греческий корпус. Дом Тютчевых был всегда открыт для многочисленных гостей, которых встречал Иван Николаевич, радушный и щедрый хозяин, человек рассудительный, со спокойным, здравым взглядом на вещи. Особыми талантами он не обладал, но глубоко уважал людей, более одарённых, чем он.

Фёдор Иванович Тютчев был очень худым, маленького роста, и этим он не был похож на своего отца. Общего у них было одно благодушие. Зато он очень походил на мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума, сухощавого телосложения, с фантазией, развитой до болезненности.

В семье господствовал французский язык. Не только говорили по-французски, но и переписка родителей с детьми и детей между собой велась исключительно на французском языке. Но мать поэта хорошо знала русские обычаи, читала псалтырь и часослов.

Маленького Тютчева в семье все любили и баловали. С детства он невзлюбил принуждения, тяжёлый труд. Он был способным мальчиком и учился очень хорошо и легко. Это не было для него трудом, а было потребностью в знаниях.

В 1821 году Тютчев окончил словесное отделение Московского университета.

Учитель: Ребята, чтобы лучше понять творчество того или иного писателя или поэта, порой нужно познакомиться с его внутренним миром, его личной жизнью. Поступив на службу в коллегию иностранных дел, он с дипломатической миссией уезжает в Мюнхен.

(Слайд “Элеонора Тютчева”)

Учитель: Ребята, кто эта женщина?

— Это немка Элеонора Петерсон, жена Ф.И.Тютчева. Она была старше поэта на 4 года, у неё было четверо детей от первого брака. Элеонора обожала Тютчева. А он говорил: “Никогда человек не стал бы столь любим другим человеком, сколь я любим ею,- в течение 11 лет не было ни одного дня в её жизни, когда дабы упрочить моё счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня”. У Тютчевых было уже 3 детей, когда Ф.И. влюбляется в жену барона Дернберга Эрнестину. Элеонора пытается покончить с собой, а он любит и ту, и другую.

В мае 1838 года Элеонора вместе с детьми ехала на пароходе к мужу. Случился пожар, и она, босая, полуодетая выносила детей из огня. Волнение и простуда сделали своё дело: через 3 месяца она умерла. Смерть жены потрясла Тютчева, он поседел в одну ночь.

(Слайд “Эрнестина Тютчева”)

Учитель: А кто эта женщина?

— В 1839 году Тютчев женился на овдовевшей Эрнестине Фёдоровне, женщине деликатной и сдержанной. Она обожала своего Теодора.

(Слайд “Елена Александровна Денисьева”)

Учитель: Что вы знаете об этой женщине?

— Елена Александровна Денисьева родилась в Курске. Воспитывалась она в Смольном институте под присмотром тётушки Анны Дмитриевны Денисьевой, старшей инспектрисе института.

Старшие дочери Тютчева, Анна и Екатерина, учились вместе с Еленой, дружили, и на первых порах приглашали её на чашку чая.

Роман Тютчева с Денисьевой стал самым сильным в его жизни. Они встретились, когда ей было 24 года, а ему 47 лет. Через 15 лет поэт напишет: (Прочитать стихи с экрана).

Отношения Тютчева и Денисьевой вылились в светский скандал, разгоревшийся в 1851 году перед самым выпуском Елены из института. Отец её проклял. Двери многих домов навсегда закрылись перед нею. От полного отчаяния её спасала только безмерная любовь к Тютчеву. Она прощала ему всё: жизнь на 2 семьи, его эгоистичность, вспыльчивость, невнимательность к ней и полухолодность и даже то, что приходилось лгать детям, отвечая на вопрос: “Почему папа обедает с нами только 1 раз в неделю?”- “Папа занят на службе” До конца дней Елена называла Ф.И. “мой Боженька”. Елена Александровна умерла в 1864 году, похоронена она на Волковом кладбище.

Читайте также:  Длинным днем хозяйничало солнце короткой ночью царствовал мороз

Учитель: Большой цикл стихотворений Тютчева получил название “денисьевский”, т.к. написан в пору любви поэта к Е.Денисьевой и посвящён ей. Стихотворение “Сияет солнце, воды блещут…” — из этого цикла.

(Слайд “Часть 2 урока”)

(Слайд “Стихотворение + деревья – стихотворение) (Музыка)

2. Чтение наизусть стихотворения “Сияет солнце, воды блещут…”

3. Беседа по вопросам и заданиям.

Учитель: Какое впечатление произвело на вас это стихотворение, что вы представили, прочитав его?

— Представляю летний солнечный день, море света и красок, блеск воды, буйную зелень трав и деревьев – праздник природы. Но это настроение меняется к концу стихотворения, потому что в конце 3-ей строфы поэт говорит об измученной женской душе.

Учитель: Какие образы создаёт поэт в этом стихотворении?

— Сияющее солнце, блещущие воды, поющие деревья.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какие языковые средства выразительности использует поэт для создания этих образов.

(Слайд “Стихотворение с подчёркнутыми буквами”)

Учитель: Из скольких строф состоит это стихотворение?

Учитель: Перечитаем 1-ю строфу, обратим внимание на выделенные буквы: др, р, д, тр. Что вносят в стихотворение слова с таким набором звуков?

— Благодаря этим словам достигается красота звучания стиха.

Учитель: Читаем 2-ю строфу. Что достигается использованием звуков о-е-е-у?

— Стихотворение становится более плавным, музыкальным.

Учитель: Читаем 3-ю строфу и обращаем внимание на звуковой состав слова “измученной”.

— Неблагозвучность подчёркивает страдание женской души.

Учитель: Какое изобразительно-выразительное средство мы сейчас исследовали?

Учитель: Дайте определение аллитерации.

(Работа со словарём литературоведческих терминов)

(Слайд “Стихотворение с подчёркнутыми словами”)

Учитель: Ребята, обратите внимание на подчёркнутые слова. Какое языковое средство выразительности здесь использует автор?

— Автор использует метафоры “поют деревья”, “деревья радостно трепещут,/ купаясь в небе голубом”.

Учитель: Дайте определение метафоры.

(Работа со словарём)

Учитель: Ребята, что такое “размер стиха”?

3. Учитель: Ребята, откройте тетради, возьмите 1-ю строфу и исследуйте её, определяя размер данного стихотворения.

(Работа в тетрадях).

Учитель: Итак, двусложный размер стиха у вас получился или трёхсложный?

Чем они отличаются друг от друга?

Какие двусложные размеры вы знаете?

Чем они отличаются друг от друга?

Как вы определяли размер стиха?

Сколько стоп в строке?

(Слайд “Размер стиха”)

Учитель: Сравните свои записи с изображением на экране. Сделаем вывод: стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Ф.И.Тютчев написал около 230 стихотворений, из них 125 написаны четырёхстопным ямбом.

Ребята, какие слова вы не употребляете в своей повседневной речи, а в стихотворении они есть?

— “Умиленье”, “упоенье”, “трепещут”.

Учитель: Почему же автор их использует?

— Русский язык был для Тютчева языком творчества: все свои произведения он писал только на русском языке. Но русский язык не был для поэта языком повседневного употребления, поэтому ряд слов просто “прошли” мимо поэта, и в стихах он использует “высокую” книжную лексику.

(Слайд “Стихотворение + вода – стихотворение”) (Музыка)

Учитель: Посмотрим на синтаксические конструкции стихотворения. Какие языковые средства вы ещё заметили?

— Здесь встречается обратный порядок слов – инверсия: “в небе голубом”, “блещут воды”, “измученной души твоей”.

— В строке “На всём улыбка, жизнь на всём” встречается повтор слов – это анафора.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какая их 3-х строф в этом стихотворении самая важная?

Учитель: Почему вы так считаете?

— Здесь красоте природы противопоставляется измученная женская душа. А для поэта перед ней меркнут все краски природы.

Итог урока: итак, ребята, мы рассмотрели с вами прекрасное стихотворение Ф.И.Тютчева. Какой же вывод из всего сказанного выше мы можем сделать?

Ученик: Проанализировав стихотворение “Сияет солнце, воды блещут…”, мы увидели, что все элементы композиции этого поэтического произведения, все образы, лексика и синтаксис, языковые средства выразительности – всё направлено на то, чтобы передать переживания поэта, которые вызваны упоением природой и красотой женской души.

Учитель: Я советую вам, ребята, прочитать и другие стихотворения Ф.И.Тютчева. Думаю, что после сегодняшнего урока вам будет легче понять, как и с помощью чего поэту удаётся влиять не только на ум, но и на сердце читателя.

Источник

Adblock
detector