Меню

Анализ стихотворения луна лунатику цветаева

конспект урока Анализ поэтического текста М. Цветаевой Луна — лунатику

Цели и задачи урока: формирование осознанных умений и навыков работы с поэтическим текстом; развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование интереса к творчеству М. Цветаевой, развитие навыков работы с источниками в сети Интернет.

Оборудование: мультимедийный комплект с выходом в сеть Интернет , колонки, портативные устройства для работы в Интернете.

Выходные данные (библиографическая ссылка):

Зигангирова Ю. Ф. Анализ поэтического текста М. Цветаевой Луна — лунатику // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn—-dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/liter/11-klass/file/41392-urok-issledovanie-analiz-poeticheskogo-teksta-m-tsvetaevoj-luna-lunatiku (дата обращения: 17.06.2021)

Авторскими правами на размещенную информацию обладают её авторы (создатели учебных материалов), которые также несут ответственность за её достоверность. Редакция сайта не отвечает за качество авторских продуктов. Все материалы доступны по лицензии Creative Commons.

Сайт работает при поддержке СМИ «Учебные презентации» (Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-61477).

Копирование материалов каталога с целью размещения на своём сайте разрешается только при наличии ссылки на каталог Конспекты-Уроков.рф.

© 2014—2021 Все права защищены. Конспекты уроков
Разработка сайта — Griban

Регистрация на сайте позволяет ЛЕГКО управлять всеми своими публикациями и сертификатами!
Преимущества регистрации

Источник

Урок-исследование. Анализ поэтического текста М. Цветаевой «Луна — лунатику»

Класс: 11
Цели и задачи урока: формирование осознанных умений и навыков работы с поэтическим текстом; развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование интереса к творчеству М. Цветаевой, развитие навыков работы с источниками в сети Интернет.
Оборудование: мультимедийный комплект с выходом в сеть Интернет, колонки, портативные устройства для работы в Интернете.

Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Звучит Лунная соната Л.В. Бетховена. На экране изображение луны.
Учитель:
— Как вы думаете, какая связь между поэтом и луной?
— Какие ассоциации у вас возникают при виде лунного света?
(Заслушиваются ответы учащихся)
Сегодня мы познакомимся с поэтическим текстом Марины Цветаевой «Луна – лунатику», попытаемся приблизиться к пониманию внутреннего мира поэтессы.
3. Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Луна – лунатику». У учащихся перед глазами распечатанные тексты.
Луна лунатику.

Оплетавшие останутся. Дальше высь. В час последнего беспамятства Не
· очнись.

У лунатика и гения Нет друзей. В час последнего прозрения Не
· прозрей.

Я глаза твои. Совиное Око крыш. Буду звать тебя по имени Не
· расслышь.

Я душа твоя: Урания: В боги дверь. В час последнего слияния Не
· проверь!

— Какие ваши первые впечатления после знакомства с текстом?
Послушайте, что говорит о поэзии Цветаевой критик П. Пильский. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свою точку зрения.
Учитель читает отрывок из рецензии (и/или выводит текст на экран):
«Начинаешь читать, следишь строфу за строфой, вслушиваешься: да, что-то неясное, что-то темное, и туманны отдельные дергающиеся строчки в общем? В общем не то, чтоб все просветлено, но какой-то шепчущий, какой-то торопливый смысл живет и даже отчетливо чувствуется.
Непонятица становится понятной. Строки заперты, каждая забита гвоздями, как гроб, с трудом проникаешь в смысл, слышны только удары молотка, но целое убеждает, целое передает, даже захватывает. Быстро прочтенная книга кажется бредом, ночью, туманом, безумным хождением по краю крыши, путешествием взбудораженного лунатика. Вся она какой-то бег, ветровой лет, необычайный спех.
Поxоже, будто все сорвалось со своиx мест и несется, не зная куда, неизвестно зачем, чем-то подгоняемое, кем-то напуганное, может быть, ожесточенное, во всяком случае, потерявшее голову и счет минутам, потому что здесь все минутное, секундное, миговое, тяжело дышащее, безостановочное. Так бывает, когда смотришь на карьер коня, на мчащийся экспресс: ни одного движения, ни одного поворота колес не уловить, не определить, не сфотографировать, может быть, они стоят на месте, но поезд несется, поезд летит.
И у Марины Цветаевой все песни тоже мчащиеся, несущиеся, захлебывающиеся в своем беге, в своей страсти, в этой быстрой, спешащей судорожности, в горячей скороговорке, рвущиеся и рвущие мозг, сердце, слух, трепещущие и бьющиеся, как пойманная птица в кулаке охотника.
Минутами становится утомительно, минутами страшно, испытываешь нетерпение, ощущаешь сердцебиение, хочется самому сорваться и тоже лететь и тоже не зная куда, может быть, в ночную даль, во тьму, в мрак, а может быть, с пятого этажа вниз, головой на мостовую, чтобы разбиться вдребезги, но летишь, лишь бы лететь, непременно лететь!
Чуется бессознательность, наваждение, подверженность, лунатизм. «Луна лунатику», вот название одного из этих стихотворений, вот признание Марины Цветаевой, ее тайное определение.» [П. Пильский.Рец.: Марина Цветаева. После России: Стиxи 1922–1925//http://www.e-reading.mobi/chapter.php/96272/144/Cvetaeva_Recenzii_na_proizvedeniya_Mariny_Cvetaevoii.html]
Заслушиваются ответы учащихся.
— Какие события происходили в жизни М. Цветаевой, когда она создавала это стихотворение?
Учащиеся уже знакомы с биографией Цветаевой. Заслушивается индивидуальный ответ или несколько ответов учащихся: стихотворение «Луна – лунатику» написано 20 июня 1923 года, в это время Цветаева уже год живет в Чехии, куда была вынуждена эмигрировать, за границей она пробудет еще 17 лет. Поэтесса тяжело переживает разлуку с родиной, до этого ее постигли и другие несчастья, в том числе погибла ее трехлетняя дочь Ирина.
— Ощущаются ли в стихотворении отголоски личной драмы поэтессы?
— Можно ли, на ваш взгляд, сравнить жизнь Цветаевой в этот период времени с состоянием лунатизма?
4. — Что же такое лунатизм?
Учащиеся знакомятся с информацией о сомнамбулизме: Сомнамбули
·зм (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] somnus «сон» и ambulo «передвигаюсь»; Снохождение, устар. Лунатизм) болезненное расстройство, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь при этом в состоянии сна. [https://ru.wikipedia.org/wiki/Сомнамбулизм]
Обсуждение в парах:
— Почему лирическая героиня говорит о себе как о лунатике? От чего позволяет уйти состояние лунатизма? Какие два мира возникают, благодаря появлению образа лунатика?

Читайте также:  Осенняя луна сосну рисует тушью

Учащиеся приходят к выводу, что лунатик – это сама лирическая героиня, которая хочет уйти от земного существования к небесному началу. Создается схема:

Лунатизм, то есть промежуточное состояние между сном и явью, позволяет лирической героине приобщиться к иному миру, небесному началу.
— Перечитаем текст. Что, по мнению поэтессы, является обязательным требованием для лунатика, то есть человека иного мира? («У лунатика и гения нет друзей», то есть одиночество – неотъемлемое состояние лирической героини).

5 Работа в группах. В поэтическом тексте нам встречаются несколько знаковых образов, с которыми отождествляет себя лирическая героиня: «Я глаза твои. Совиное Око крыш» и «Я душа твоя: Урания: В боги дверь». Найдите информацию о них в Интернете:
1 группа рассказывает об образе совы:
Сова является амбивалентным символом. Это птица мудрости, но также мрака и смерти. Являясь атрибутом богини Афины, сова символизирует мудрость, познание. Как ночная птица сова символ грусти, ностальгии и одиночества. Кроме того, она олицетворяет опустошение и несчастье, темноту, ночь, дождь. Во многих традициях совы несут угрозу, пророчат беду. В сов могут обращаться ведьмы, колдуны, злые духи. Некогда сова была символом способности не испытывать страха перед темнотой, то есть знать тайны, обычно скрытые для смертных. [http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/owl]
2 группа — об образе Урании:
Урания — муза астрономии. Эта Муза олицетворяет силу созерцания, она зовет покинуть нас внешний хаос, в котором существует человек и погрузиться в созерцание величественного бега звезд, который является отражением судьбы. Это сила познания, сила, которая тянет к таинственному, тянет к высокому и прекрасному к Небу и Звездам [http://www.newacropol.ru/Alexandria/myth/muzes/urania/]

— Что объединяет эти образы?
— С чем ассоциируется у лирической героини земное и небесное пространство?
Дополняется схема:

6. Итак, лирическая героиня чувствует себя частью иного мира, она одинока, земная жизнь ее тяготит. Урания и образ совы подтверждают принадлежность героини небесному началу. Скажите, какая деталь заставляет нас почувствовать неуверенность лирической героини.
Учащиеся отмечают, что все четыре строфы поэтического текста заканчиваются глаголами с частицей отрицания: «не очнись», «не прозрей», «не расслышь», «не проверь». Это заставляет нас сомневаться в правильности выбора лирической героини.
7. Домашнее задание: написать сочинение — рассуждение «Прав ли П. Пильский, говоривший, что у М. Цветаевой душа — лунатичка»
Небесное начало

Земной мир, реальность

Земной мир, реальность- «оплетавшие — останутся», то есть тяготы, серые будни

Небесное начало – высь, уход от обыденности, свобода

Источник

Урок-исследование. Анализ поэтического текста М. Цветаевой «Луна — лунатику»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Цели и задачи урока: формирование осознанных умений и навыков работы с поэтическим текстом; развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование интереса к творчеству М. Цветаевой, развитие навыков работы с источниками в сети Интернет.

Читайте также:  Что было бы если бы луна была пикселем

Оборудование: мультимедийный комплект с выходом в сеть Интернет, колонки, портативные устройства для работы в Интернете.

Скачать:

Вложение Размер
urok-issledovanie._analiz_luna-lunatiku.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование. Анализ поэтического текста М. Цветаевой «Луна — лунатику»

Цели и задачи урока: формирование осознанных умений и навыков работы с поэтическим текстом; развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование интереса к творчеству М. Цветаевой, развитие навыков работы с источниками в сети Интернет.

Оборудование: мультимедийный комплект с выходом в сеть Интернет, колонки, портативные устройства для работы в Интернете.

1. Организационный этап.

2. Звучит Лунная соната Л.В. Бетховена. На экране изображение луны.

— Как вы думаете, какая связь между поэтом и луной?

— Какие ассоциации у вас возникают при виде лунного света?

(Заслушиваются ответы учащихся)

Сегодня мы познакомимся с поэтическим текстом Марины Цветаевой «Луна – лунатику», попытаемся приблизиться к пониманию внутреннего мира поэтессы.

3. Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Луна – лунатику». У учащихся перед глазами распечатанные тексты.

Оплетавшие — останутся.
Дальше — высь.
В час последнего беспамятства
Не́ очнись.

У лунатика и гения
Нет друзей.
В час последнего прозрения
Не́ прозрей.

Я — глаза твои. Совиное
Око крыш.
Буду звать тебя по имени —
Не́ расслышь.

Я — душа твоя: Урания:
В боги — дверь.
В час последнего слияния
Не́ проверь!

— Какие ваши первые впечатления после знакомства с текстом?

Послушайте, что говорит о поэзии Цветаевой критик П. Пильский. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свою точку зрения.

Учитель читает отрывок из рецензии (и/или выводит текст на экран):

«Начинаешь читать, следишь строфу за строфой, вслушиваешься: да, что-то неясное, что-то темное, и туманны отдельные дергающиеся строчки — в общем? — В общем не то, чтоб все просветлено, но какой-то шепчущий, какой-то торопливый смысл живет и даже отчетливо чувствуется.

Непонятица становится понятной. Строки заперты, каждая забита гвоздями, как гроб, с трудом проникаешь в смысл, слышны только удары молотка, — но целое убеждает, целое передает, даже захватывает. Быстро прочтенная книга кажется бредом, ночью, туманом, безумным хождением по краю крыши, путешествием взбудораженного лунатика. Вся она — какой-то бег, ветровой лет, необычайный спех.

Поxоже, будто все сорвалось со своиx мест и несется, не зная куда, неизвестно зачем, чем-то подгоняемое, кем-то напуганное, может быть, ожесточенное, во всяком случае, потерявшее голову и счет минутам, потому что здесь все минутное, секундное, миговое, тяжело дышащее, безостановочное. Так бывает, когда смотришь на карьер коня, на мчащийся экспресс: ни одного движения, ни одного поворота колес не уловить, не определить, не сфотографировать, — может быть, они стоят на месте, — но поезд несется, поезд летит.

И у Марины Цветаевой все песни тоже мчащиеся, несущиеся, захлебывающиеся в своем беге, в своей страсти, в этой быстрой, спешащей судорожности, в горячей скороговорке, рвущиеся и рвущие мозг, сердце, слух, трепещущие и бьющиеся, как пойманная птица в кулаке охотника.

Минутами становится утомительно, минутами страшно, испытываешь нетерпение, ощущаешь сердцебиение, хочется самому сорваться и тоже лететь и тоже не зная куда, — может быть, в ночную даль, во тьму, в мрак, а может быть, с пятого этажа вниз, головой на мостовую, чтобы разбиться вдребезги, но летишь, лишь бы лететь, непременно лететь!

Чуется бессознательность, наваждение, подверженность, лунатизм. «Луна — лунатику», — вот название одного из этих стихотворений, вот признание Марины Цветаевой, ее тайное определение .» [П. Пильский.Рец.: Марина Цветаева. После России: Стиxи 1922–1925// http://www.e-reading.mobi/chapter.php/96272/144/Cvetaeva_Recenzii_na_proizvedeniya_Mariny_Cvetaevoii.html ]

Заслушиваются ответы учащихся.

— Какие события происходили в жизни М. Цветаевой, когда она создавала это стихотворение?

Учащиеся уже знакомы с биографией Цветаевой. Заслушивается индивидуальный ответ или несколько ответов учащихся: стихотворение «Луна – лунатику» написано 20 июня 1923 года, в это время Цветаева уже год живет в Чехии, куда была вынуждена эмигрировать, за границей она пробудет еще 17 лет. Поэтесса тяжело переживает разлуку с родиной, до этого ее постигли и другие несчастья, в том числе погибла ее трехлетняя дочь Ирина.

— Ощущаются ли в стихотворении отголоски личной драмы поэтессы?

— Можно ли, на ваш взгляд, сравнить жизнь Цветаевой в этот период времени с состоянием лунатизма?

4. — Что же такое лунатизм?

Учащиеся знакомятся с информацией о сомнамбулизме: Сомнамбули́зм (от лат. somnus — «сон» и ambulo — «передвигаюсь»; Снохождение, устар. Лунатизм ) — болезненное расстройство, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь при этом в состоянии сна. [ https://ru.wikipedia.org/wiki/Сомнамбулизм ]

Обсуждение в парах:

— Почему лирическая героиня говорит о себе как о лунатике? От чего позволяет уйти состояние лунатизма? Какие два мира возникают, благодаря появлению образа лунатика?

Учащиеся приходят к выводу, что лунатик – это сама лирическая героиня, которая хочет уйти от земного существования к небесному началу. Создается схема:

Лунатизм, то есть промежуточное состояние между сном и явью, позволяет лирической героине приобщиться к иному миру, небесному началу.

— Перечитаем текст. Что, по мнению поэтессы, является обязательным требованием для лунатика, то есть человека иного мира? («У лунатика и гения нет друзей», то есть одиночество – неотъемлемое состояние лирической героини).

5 Работа в группах. В поэтическом тексте нам встречаются несколько знаковых образов, с которыми отождествляет себя лирическая героиня: « Я — глаза твои. Совиное
Око крыш» и «Я — душа твоя: Урания:
В боги — дверь». Найдите информацию о них в Интернете:

1 группа рассказывает об образе совы:

Сова является амбивалентным символом. Это птица мудрости, но также мрака и смерти. Являясь атрибутом богини Афины, сова символизирует мудрость, познание. Как ночная птица сова — символ грусти, ностальгии и одиночества. Кроме того, она олицетворяет опустошение и несчастье, темноту, ночь, дождь. Во многих традициях совы несут угрозу, пророчат беду. В сов могут обращаться ведьмы, колдуны, злые духи. Некогда сова была символом способности не испытывать страха перед темнотой, то есть знать тайны, обычно скрытые для смертных. [ http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/owl ]

2 группа — об образе Урании:

Урания — муза астрономии. Эта Муза олицетворяет силу созерцания, она зовет покинуть нас внешний хаос, в котором существует человек и погрузиться в созерцание величественного бега звезд, который является отражением судьбы. Это сила познания, сила, которая тянет к таинственному, тянет к высокому и прекрасному — к Небу и Звездам [ http://www.newacropol.ru/Alexandria/myth/muzes/urania/]

— Что объединяет эти образы?

— С чем ассоциируется у лирической героини земное и небесное пространство?

Дополняется схема:

6. Итак, лирическая героиня чувствует себя частью иного мира, она одинока, земная жизнь ее тяготит. Урания и образ совы подтверждают принадлежность героини небесному началу. Скажите, какая деталь заставляет нас почувствовать неуверенность лирической героини.

Учащиеся отмечают, что все четыре строфы поэтического текста заканчиваются глаголами с частицей отрицания: «не очнись», «не прозрей», «не расслышь», «не проверь». Это заставляет нас сомневаться в правильности выбора лирической героини.

7. Домашнее задание: написать сочинение — рассуждение «Прав ли П. Пильский, говоривший, что у М. Цветаевой душа — лунатичка»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение — одна из тем на выпускных экзаменах при сдаче ЕГЭ. Если учесть, что современная стиховедческая наука утверждает, что нет универсального ключа к любому стихотворению, то возрастает роль .

Стихотворение — одна из тем на выпускных экзаменах при сдаче ЕГЭ. Если учесть, что современная стиховедческая наука утверждает, что нет универсального ключа к любому стихотворению, то возрастает роль .

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого.

Описание опыта работы с поэтически одаренными детьми на уроках литературы.

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева «Звезда и земля».

Серебряный век. Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб.

Урок-исследование помогает- познакомить учащихся с некоторыми основами филологического анализа текста, расширить знания о средствах выразительности;- развивать потребность интеллектуальной активности .

Источник

Adblock
detector