Меню

Анализ стихотворения фета ярким солнцем лесу пламенеет костер

«Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» А. Фет

Из цикла «Мелодии», 1859 г.

Анализ стихотворения Фета «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…»

Впервые стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» было опубликовано в журнале «Русский вестник» в 1859 году. Это произведение состоит из пяти четверостиший с перекрёстной рифмой, написанных трёхстопным анапестом. Афанасий Афанасьевич Фет выступает в нём как лирический герой.

Действие стихотворения разворачивается, как следует из первых строк, в лесу ночью. Герой сидит у костра и наблюдает за происходящим вокруг. Его внимательный взгляд скользит по стволам деревьев, на которых пляшут отблески пламени, по островкам золы и струйкам дыма, когда костёр начинает слабеть. Кажется, что подробное изображение всех этих вещей является только фоном для чувств главного героя. Действительно, в какой-то момент созерцание окружающей природы помогает персонажу избавиться от тягостных мыслей. Но при этом самому эмоциональному состоянию человека поэт уделяет неожиданно мало внимания: из пяти строф только одна посвящена раздумьям персонажа.

Гораздо больше интереса автор проявляет по отношению к пейзажу. Почти для каждого его элемента у Афанасия Афанасьевича находится оригинальное сравнение. Например, пламя костра так выделяется среди темноты густого леса, что напоминает поэту солнце. Необычный образ приводится для еловой чащи. Неровный свет костра отбрасывает тени на стволы. Из-за них кажется, что сами деревья шатаются и дрожат. Это удивительное явление поэт сравнивает с хором нетрезвых великанов.

Для терзавших лирического героя мыслей у поэта тоже есть эффектный образ. То, с какой лёгкостью они покидают душу персонажа, напоминает об искрах, часто поднимающихся вместе с дымом, но быстро гаснущих в прохладном воздухе.

При чтении стихотворения складывается впечатление, будто герой уже довольно много времени находится в лесу один. В строках не упоминается ни того, почему этот человек проводит целые дни среди лесной чащи, ни того, сопровождает ли его кто-то ещё. Единственный его товарищ, кажется, – это кривой чёрный пень. В конце произведения поэт опять говорит о толпе пьяных елей, давая понять, что герой как минимум на ещё одну ночь останется здесь. Необычно и то, что повествуя о туманном утре, автор сообщает, что день не приносит ясности. Неужели лирический герой заблудился?

Думается, изображённая в стихотворении ситуация является метафорой сложной и запутанной человеческой жизни. Часто люди попадают в тупик, не могут найти выхода из навалившихся неприятностей, намёком на которые является ночь в лесу среди страшных гигантских теней. Но любые возможные выходы кажутся ещё более пугающими и неясными, поэтому люди продолжают влачить тяжкое существование, подобно тому, как герой утешается теплом костра среди тёмного леса.

Источник

Анализ стихотворения «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» (Фет А. А.)

Внешний сюжет стихотворения А. А. Фета «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» прост. Одинокий путник в холодную осеннюю ночь в лесу разжёг костёр. Следующую ночь, очевидно, ему вновь придётся провести у костра. У костра внутреннее состояния лирического героя меняется. Он согрелся, сомнение и уныние умчались прочь.

Человек и природа – одна из тем, угадываемых сразу.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Мир человеческой души, малейшие её движения – постоянная тема лирики Фета – раскрываются и в этом стихотворении. Ещё одна тема, раскрываемая в этом лирическом произведении, — противопоставлении фантазии и реальности.

Таким образом, стихотворение многопланово, многозначно, символично, имеет скрытый подтекст, в котором прочитываются две темы: тема смысла человеческого бытия и тема творчества.

Попытаемся проследить, как раскрываются эти темы в стихотворении, как происходит движение образов, мыслей, чувств.

Размеренная, уравновешенная строка четырёхстопного анапеста начинается ярким и праздничным сравнением:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…

Солнце – это тепло; внутреннее тепло – это любовь, согревающая сердце, дающая жизнь душе.

Солнце – это свет; внутренний свет – надежда, сияющая во мраке непроглядной ночи. Каждое слово лексического ряда первой строки: «ярким», «солнцем», «пламенеет», «костёр» — вызывает ощущение тепла и света.

Во второй строке, написанной трёхстопным анапестом, от зрительной и зрелищной картины пламенеющего костра поэт переходит к его звуковому образу:

И, сжимаясь, трещит можжевельник…

Аллитерация [жж –с — тр — щ — жж] помогает «услышать» треск веток в разгорающемся костре.

Природа вокруг костра враждебна человеку:

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Сравнение ельника с толпой пьяных гигантов многопланово и содержит несколько смыслов.

Образность эпитета «пьяных», ассоциирующегося в нашем сознании с чем-то диким, необузданным, непредсказуемым, лишённым разума, усиливается с помощью слов-действий: деепричастия «раскрасневшись» (в нём сближается несколько понятий: раскрасневшись от бликов костра; раскрасневшись от выпитого вина, от гнева) и глагола «шатается» (шатается, как пьяный: стволы елей раскачиваются от порыва ветра; стволы деревьев кажутся шатающимися, оттого что колышущееся пламя то выхватывает их из темноты, то вновь погружает во тьму). Огромные ели кажутся лирическому герою злобными чудовищами, мрачными великанами, подобными мифическому циклопу, не ведающему законов гостеприимства и жестоко расправляющемуся со спутниками Одиссея.

Слово «лес» и словосочетание «холодная ночь» кажутся символичными. За фетовскими строками слышится начало поэмы «Божественная комедия» Данте:

Земную жизнь пройдя до середины,

Я очутился в сумрачном лесу…

«Сумрачный лес» Данте – это жизнь человека, утратившего смысл своего существования. «Холодная ночь» Фета ассоциируется с безысходностью, отчаянием, сомнением, безверием.

Вторая строфа показывает изменение внутреннего состояния человека, который от тоски и отчаяния переходит к надежде, обретению смысла человеческого бытия:

Я и думать забыл про холодную ночь, –

До костей и до сердца прогрело;

Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,

Будто искры в дыму улетело.

Сравнение таких отвлечённых понятий, как «сомнения», «колебания», «душевная смута» с улетающими в дыму искрами помогает ярко, образно, зримо раскрыть «души изменчивой изгибы». Толстовская «диалектика души» просвечивает сквозь ткань стихотворения.

Третья строфа звучит с интонациями народной песни – «на зорьке», «дымок», «сиротливо», «долго-долго», «огонёк», — которые становятся понятными при символическом восприятии стихотворения.

Ярко вспыхнувшая надежда погаснет, как догоревший «на зорьке» костёр, останутся лишь сиротливо замерший дымок над остывающей золою. Но под пеплом золы останется маленький огонёк надежды, он будет теплиться скупо, лениво, но всё же будет жить.

Четвёртая строфа начинается композиционным стыком «и лениво и скупо». «Мерцающий день» ассоциируется с обыденностью, прозой жизни, лишённой полёта фантазии, воображения:

И лениво и скупо мерцающий день

Ничего не укажет в тумане;

И холодной золы изогнувшийся пень

Почернеет один на поляне.

«Туман» — это не только мгла осеннего утра, но и неясность жизненного пути.

Композиция стихотворения кольцевая. Последние три строки повторяют первую строфу, но картина уже даётся не в настоящем, а в будущем времени:

Но нахмурится ночь – разгорится костёр,

И, виясь, затрещит можжевельник,

И, как пьяных гигантов столпившийся хор,

Покраснев, зашатается ельник.

Может быть, ещё одна смысловая ступень стихотворения раскрывает метафору костра следующим образом. «Разгорится костёр» — «пламенеет костёр» — это костёр фантазии, воображения, поэтического вдохновения. Душа воспламеняется вдохновением и парит над скучной, серой обыденностью. Эпитеты «скупо» и «лениво» теперь приобретают другое значение. Когда поэта не посещает поэтическое вдохновение, ему становится скучно, его охватывает состояние лени.

Итак, стихотворение А. А. Фета «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» имеет бесконечное множество смыслов, прочитывается по-разному, и в этом можно считать А. Фета предшественником символистов.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id36151

Источник

Урок филологического прочтения лирического стихотворения. А.Фет « Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» 10 класс
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Этот интегрированный урок мы проводим на итоговом этапе изучения лирики А. А. Фета.

В качестве предварительного домашнего задания учащиеся готовили материалы к уроку группами. Вопросы и задания обращали старшеклассников к анализу лирического сюжета, жанровых особеннос­тей произведения, его композиции, худо­жественных языковых средств, особеннос­тей стиля, лексики, синтаксиса.

Скачать:

Вложение Размер
urok_filologicheskogo_prochteniya_liricheskogo_stihotvoreniya.doc 350.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок филологического прочтения лирического стихотворения.

А.Фет « Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» 10 класс

Этот урок мы проводим на итоговом этапе изучения лирики А. А. Фета.

В качестве предварительного домашнего задания учащиеся готовили материалы к уроку группами. Вопросы и задания обращали старшеклассников к анализу лирического сюжета, жанровых особенно с тей произведения, его композиции, худ о жественных языковых средств, особенно с тей стиля, лексики, синтаксиса.

Задания рассчитаны на шесть групп.

  1. группа
  1. Что составляет предмет лирического видения поэта?
  2. Обозначьте тему стихотвор е ния.
  3. В чем своеобразие композиции произв е дения? (Количество строф? Какой образ создается в каждой строфе? В каких отнош е ниях друг к другу находятся части стихотв о рения?)
  4. Чем оправдана «кольцевая» композиция стихотворения?
  5. Какие краски и звуки вам удалось услышать и увидеть в этом стихотворении?
  6. Какими языковыми средствами они перед а ны?
  7. Какие иные ощущения рождают в вас образы произведения?
  1. Выделите ключевые образы стихотв о рения. С помощью каких тропов поэт создает образы природы?
  2. Проанализируйте характер сравнений и метафор. В чем смысл употребления разноо б разных сравнительных союзов?
  3. Какие тропы создают картины ночи и дня? Как противопоставлены эти картины?
  4. Почему так ярки и праздничны краски ночи и так тусклы и бедны краски дня?
  5. В чем смысл авторской трансформации фразеологизма во II строфе?
  1. Раскройте символический смысл двух планов восприятия в стихотворении: вообр а жаемого и реального.
  2. Какой смысл несет в себе образ костра? Сопоставьте движение словообраза в I и V строфах. Встречался ли вам образ костра в других стихотворениях Фета и в лирике других поэтов?
  3. Определите идею стихотворения.
  4. Какова «протяженность» поэтического действия в произведении? Какие временные фрагменты опускает Фет? Почему?
  5. Какие ассоциации рождает наречный повтор долго-долго в III строфе? Соотнесите его с подобными повторами в других стих о творениях Фета.
  1. В чем состоит особенность синтаксиса стихотворения?
  2. Чем можно объяснить обилие сложных бессоюзных предложений в стихотворении?
  3. Сравните первую и последнюю строфы стихотворения. Как и почему меняется х а рактер деепричастий?
  4. Обратитесь к словам, создающим ощ у щение движения. В чем замысел поэта?
  5. Какова роль звукописи в стихотвор е нии?
  1. Проанализируйте «растительные» о б разы в стихотворении. Типичны ли они для лирики Фета?
  2. Как соотносятся в III строфе словообразы с уменьшительно-ласкательными суффи к сами <зорька, дымок) с наречными эпитет а ми сиротливо, скупо, лениво!
  3. Есть ли в стихотворении слова, требу ю щие особого толкования (устаревшие, прост о речные, высокие поэтические слова)? Как эта особенность характеризует творческую манеру поэта?
  4. В чем особенность рифмы миниатюры?
  5. Определите размер стиха произведения. Отображает ли ваше наблюдение какую-либо закономерность в творческой манере Фета?
  1. Попытайтесь определить жанр стих о творения.
  2. Приведите примеры других стихотвор е ний Фета, близких по мироощущению к «Ярким солнцем в лесу. ».
  3. Просмотрите альбомы репродукций с картин русских и зарубежных художников. Какие из них близки по мироощущению поэзии А. Фета?
  4. Если бы вам пришлось издать сборник стихов Фета, какой бы рисунок вы помест и ли на обложке?
  5. Музыка каких композиторов, на ваш взгляд, наиболее близко выражает настр о ение лирики Фета? Каким бы музыкальным фрагментом вы проиллюстрировали стихотв о рение «Ярким солнцем в лесу. »?

Выразительное чтение наизусть стих о творения учителем.

Важность данного этапа определяется эмоциональным возде й ствием мелодии стиха на учащихся.

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Я и думать забыл про холодную ночь ,

До костей и до сердца прогрело;

Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,

Будто искры в дыму, улетело.

Пусть на зорьке, все ниже спускаясь, дымок

Над золою замрет сиротливо;

Долго-долго, до поздней поры огонек

Будет теплиться скупо, лениво.

И лениво и скупо мерцающий день

Ничего не укажет в тумане;

У холодной золы изогнувшийся пень

Прочернеет один на поляне.

Но нахмурится ночь — разгорится костер,

И, виясь, затрещит можжевельник,

И, как пьяных гигантов столпившийся хор,

Покраснев, зашатается ельник. (1859)

Создание проблемной ситуации при восприятии стихотворения «Ярким со л нцем в лесу. ». Читаю эпиграф урока:

Как беден наш язык! — Хочу и не могу.

-Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

— Это сказал поэт, покорявший и покоряющий сердца не одного поколения любителей поэзии. Его ценили и любили Л. Н. Толстой и И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин и Ф. И. Тютчев. Поэзией Фета восхищались П. И. Чайковский и М. И. Глинка. Романсы на стихи этого поэта исполнялись в лучших салонах Москвы и Петербурга, в скромных гост и ных провинциальных городов и уютных дачах. Его ликующие гимны родной пр и роде, любви способны заворожить и ста р ца, и пылкого юношу, и ребенка. Откуда брались эти чарующие звуки? Как всякий воистину гениальный поэт, А. А. Фет испытывал порой мучительные поиски того самого единственно верного слова, способного затронуть живые струны чел о веческой души. Поэт ощущал «бедность» родного языка перед таинством жизни, природы, любви, Красоты.

Творческая история стихотворения.

— Стихотворение «Ярким солнцем в лесу. » было написано в 1859 г. Конец 50-х годов знаменует своеобразный «уход» Фета от поэзии. Он оставляет военную службу, так и не добившись вожделенного возвращ ения потомственного дворянства, выходит в отставку, поселяется в Москве (1858), пишет стихи, статьи, а в 1860 году в Мценском уезде Орловской губернии покупает землю, строит дом и становится помещиком.

Стихотворение «Ярким солнцем в лесу. » создавалось примерно в то время, когда Фет готовил к публикации в журнале «Русское слово» статью «О стихотворениях Ф. Тютчева». Фет бог о творил Тютчева, дорожил дружбой с ним, сравнивал мир его поэзии с лучезарным солнцем, ставил его имя в один ряд с Пушкиным. Статья Фета о Тютчеве — не только пример бескорыстной признател ь ности другу-поэту, но и образец его удивительной чуткости к красоте поэзии вообще. Природа, любовь, творчество — вот главные темы и образы фетовской лирики. Поэта волнует вопрос о том, как возникает творение, как воображение х у дожника рождает к жизни образы, звуки, ощущения. Что может увидеть поэт в вечном противоборстве ночи и дня, холода и тепла, жизни и смерти? На эти важные, трудные, но очень интересные вопросы мы, возможно, получим ответ, когда всмотримся, вслушаемся, прочувствуем одну из лучших лирических «мелодий» Фета «Ярким солнцем в лесу. ».

IV Анализ стихотворения.

— Какова тема стихотворения?

— Это произведение пейзажной лирики. Поэт рисует сложный мир природы.

— Что же составляет предмет лириче с кого видения поэта?

— Описание леса. Яркие краски ночн о го костра, побуждающие лирического героя размышлять о себе, о своих ощущ е ниях.

— Верно. В стихотворении мы видим движение образа-пейзажа и развертывание душевного признания лирического героя. Но мы лишь в самом начале пути в таинственный мир этой миниатюры. Вы же обозначили лишь одну, видимую вне ш ним зрением, сторону темы стихотворения. Ведь стихи эти — не только о природе. У произведения есть и второй смысловой план. Попытаемся его обнаружить и разг а дать. А для начала обратимся к композ и ции стихотворения. В чем ее своеобразие? Напомните, в какой поэтический цикл входит это стихотворение?

— Незадолго до смерти Фет подготовил поэтический сборник, стихи в котором расположил не в хронологической посл е довательности их написания, а по темат и ческому и, скорее, музыкально-живописн о му принципу: «Вечера и ночи», «Осень», «Снега», «Гадания» и др. Стихотворение «Ярким солнцем в лесу. » поэт отнес к разделу «Мелодии».

— Возможно, потому, что по своему построению стихотворение действительно напоминает мелодию, т.е. песню. Этим во многом и определяется «кольцевая» ко м позиция стихотворения: начало и конец его почти одинаковы.

— Если говорить о своеобразии комп о зиции стихотворения, то она больше классическая, нежели новаторская: пять строф, каждая из которых — одно сложное предложение, рисующее зако н ченную картину.

— Проследите, какие образы создает поэт в каждой строфе. Какой из них ключевой?

— Лирическая экспозиция создает кл ю чевой образ стихотворения — ярко п ы лающий костер в ночном лесу. Воображ е ние поэта «подкрепляет» этот образ мет а форическим сравнением еловых деревьев с хором «пьяных гигантов». Ключевой образ уже в I строфе приобретает зримые и слуховые очертания, надолго запомин а ется читателю.

— Мы дополним еще ваши первоначал ь ные представления о стихотворении нов ы ми наблюдениями. Почему II строфа, которая призвана сформировать движение лирического сюжета, начинается с личного местоимения я?

— Я — это поэт и лирический герой. В этом случае они настолько неразрывны, что говорить о них по отдельности — значит нарушить композиционный и иде й ный замысел поэта. Ключевой образ строфы — сам поэт. На фоне холодной ночи раскрепощается его душа, до его сердца вдруг доходит живительное тепло костра.

— Третья строфа рисует резкую смену во времени: прошла ночь, занимается заря, гаснет костер, лишь огоньки его углей теплятся «скупо, лениво».

— Четвертая строфа довершает картину «мерцающего» дня, который разрушает игру воображения поэта, и многоголосый «хор» вековых елей уступает место реал ь ному «пню» «у холодной золы».

— Заключительная строфа — это, скорее, мечта: снова придет ночь, заполыхает костер и наполнит жизнь лирического героя высоким смыслом, откровением и радостью.

— Да, вы правы, стихотворение это удивительно сюжетно. Но, мы можем понимать сюжет стихотворения условно: не как смену событий, эпизодов, посту п ков, а как движение лирического чувства. Какие краски и звуки вы увидели и услышали в этой миниатюре?

Костер как солнце, как пламя, его краски предельно ярки: желтые, красные, оранжевые, золотые.

— Пламя костра окрашивает в красный цвет ели.

— Блеклый рассвет, сиротливый дымок зари, бледно мерцающий день, черные угли потухшего костра.

— Слышится могучий хор качающихся от ветра деревьев, треск можжевельника, фейерверк искр от костра.

— Какие иные ощущения порождают у вас эти образы?

— Мы чувствуем дымок золы. Словно ладонью осязаем холодный пень, золу, из которой ушло ночное тепло.

— С помощью каких тропов поэт создает картины природы?

— Главными выразительными средств а ми создания образов стихотворения выст у пают метафоры, сравнения, олицетвор е ния, эпитеты. Образ костра — солнце в ночном мраке. Метафора подкреплена отглагольным эпитетом пламенеет — образ получается ярким, убедительным.

— Пламя костра рождает в воображении поэта образ ельника. Гиперболическое сравнение качающихся деревьев с хором пьяных гигантов усиливает грандиозность и величие картины: глагольные формы столпившийся, раскрасневшись, шатае т ся позволяют увидеть, услышать, ощутить необузданность, праздничность и велик о лепие картины ночи.

-Используя прием сравнения во II стр о фе, поэт передает свои ощущения, кот о рые он испытывает в самые отрадные минуты душевного и творческого подъема: словно уносящиеся в небо искры, покид а ют его тоска, холод и разочарование.

— Во II строфе — авторская трансфо р мация фразеологизма продрогнуть до ко с тей закрепляет в сознании читателя о т радное впечатление от холодной ночи. В чем противоречие?

— У Фета этот фразеологизм передает более живое и теплое чувство: «До костей и до сердца прогрело». Здесь нет против о речия. Огонь костра согревает душу поэта, наполняет его жизнь сердечным смы с лом — вот почему в этом ряду уместно слово сердце. Творческий порыв, по мысли Фета, должен быть одухотворен теплом души, живым человеческим чувс т вом.

— Чем оправдано употребление разноо б разных союзов в сравнительных оборотах стихотворения?

— Сравнительные союзы точно, будто, как синонимичны. Поэт не преследовал каких-либо глубоких задач при употребл е нии этих союзов, скорее всего стремился избежать повторов. Однако расположение их именно в такой последовательности отражает движение лирического чувства от «приблизительного» (точно, будто) к более определенному и категоричному (как). Образы, созданные на основе ярких сравнений, получаются яркими и достоверными.

— Поэт противопоставляет картины ночи и дня. Какие тропы создают этот контраст?

— Такое противопоставление нетипично для восприятия читателя, хотя традицио н но для манеры поэтов XIX века. Мы привыкли ассоциировать день с радостью, светом, теплом, а ночь с тоской, мраком и холод ом. У Фета все наоборот: ночь — вмес тилище творческих помыслов, где безудержное воображение порождает пр и чудливые, фантастические образы. Вот почему так ярки краски ночи. Образ ночного костра приобретает глубокий сим волический смысл. Огонь — символ жизни, вспомним Прометеев огонь, а значит, и символ высоких творческих и душевных порывов.

— Приведите примеры образа огня в других стихотворениях Фета и в лирике других поэтов. (У Фета понятие огня воплощается в словообразы «светоча», «факела», «блуждающих огней», «блист а ющего луча», «зеленых зарниц»: «И тем ужасней сумрак ночи, / Чем ярче светоч мой горит. ».)

— Образы огня, пламени характерны для поэзии XIX —XX веков: у В. А. Жуко в ского («Глубокую сладость, / Глубокое пламя / В меня ты вливаешь. »), Е. А. Баратынского («Проснуться может пл а мень мой. »), А. А. Блока («Огнекрасные отсветы ярче / На суровом моем п о лотне. »), С. А. Есенина («В саду горит костер рябины красной, / Но никого не может он согреть. »), М. Волошина («Костер мой догорал на берегу пуст ы ни. »), М. Цветаевой («Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух. »).

— Обратимся к «Краткому словарю традиционных символов русской поэзии». Свет — христианский символ божестве н ности, благодати. Факел (пламенник, св е тильник) — символ поэзии, творческого вдохновения: «Дай руку. Сядь. Зажги мой факел вдохновенный» («Музе»). Образ огня, костра в стихотворении Фета — это символ самой жизни, которая теряет смысл, если в ней угасает творчество. Таким образом, метафора у поэта приобр е тает смысловую многозначность.

— Как обрисован «день» в стихотвор е нии?

— Образу дня посвящены две строфы. Жару пламени противопоставлен холод золы. Краски дня тусклы и невыразител ь ны.

— Если ночь ассоциируется с праздником, пиром, торжеством (видно, этим можно объяснить эпитет «пьяных гигантов»), то день — холоден, скучен, слишком «ре а лен», лишен вдохновения, свежих красок и таинственных звуков.

— Вы верно почувствовали в стихотв о рении два плана изображения: зримая, реальная картина природы и вообража е мая игра бликов при свете ночного костра. Теперь можете дополнить свои представл е ния о теме стихотворения и определить его идею.

— Это стихотворение вовсе не простая пейзажная зарисовка. У Фета все пейза ж ные стихи необыкновенно глубоки и философичны. Однако природа — не просто фон для высоких мыслей, она способна породить эти раздумья, усилить их, придать им яркие и зримые очертания. Удивительно точно эту особенность подм е тил И. А. Бунин:

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

(«Еще и холоден и сыр.. •).

— Таким образом, тема творчества в стихотворении «Ярким солнцем в лесу. » находит воплощение в его идее: творчес т во — высшая сфера человеческой души, неподвластная реальности дня; как и всякое таинство, оно расцветает, благоух а ет и живет под покровом ночи. «Огонь» жизни и «холод» смерти, их извечное противоборство — вот главный смысл
фетовской миниатюры.

— Обратимся к пространственно-време н ному плану стихотворения. Какова «про тяженность» поэтического действия? Какие временные фрагменты и почему
опускает Фет?

— Ночь проходит быстро, потому что она полна ярких впечатлений. Уносятся в прошлое все невзгоды лирического героя. В этом и заключается кратковременность ночной картины. Она, словно яркая вспышка огня, погружает героя в мир фантастических образов. Фет опускает «ночные» фрагменты: все прекрасное в мире мимолетно. Зато невзрачный и ску ч ный день долог. Наречный повтор долго- долго закрепляет в сознании читателя временную протяженность дня.

— Приведите примеры подобного повт о ра в других стихах Фета. («А вчера у окна ввечеру / Долго-долго сидела она. »; «Рано-рано румяною зорькою / На мгновенье зарделось окошко. »).

— Временная протяженность «дня» весьма ощутима в стихотворении: от у т ренней зорьки к скупо мерцающему дню и до поздней поры.

— Обратимся к синтаксическим особе н ностям стихотворения. Чем вы объясните обилие сложных, преимущественно бесс о юзных предложений в стихотворении?

— В стихотворении пять предложений, как и строф. В четырех из них точка с запятой служит своеобразным «разгран и чителем» двух картин в каждой строфе: костер — ельник; лирический герой — его ощущения; раннее утро — поздний вечер; угасший день — холодная зола. Читатель представляет эти картины как нечто о т дельное, и в то же время создается некое гармоничное единство.

— Чем вы можете объяснить обилие деепричастий (деепричастных оборотов) в стихотворении?

— Наверное, самой «природой» деепр и частий. Они обозначают добавочное дейс т вие при основном. У Фета деепричастия конкретизируют основное действие: мо ж жевельник трещит — сжимаясь; ельник шатается — раскрасневшись; тревоги дня умчались — колеблясь; дымок золы з а мрет — спускаясь; можжевельник затр е щит — виясь; ельник зашатается — покраснев. Деепричастия значительно у г лубляют смысл стиха.

— Мы уже установили, что начало и конец стихотворения, подчиняясь песе н ной традиции, почти одинаковы. В этом «почти» нам и предстоит разобраться. Как меняется характер лирического дейс т вия? Понаблюдайте за глагольными фо р мами.

— «Похожесть» I и V строф лишь чисто внешняя. Фет не только отдает дань песенной обусловленности миниатюры, но и выражает бесконечное стремление лир и ческого героя к «прекрасно-неуловимому».

— Что же меняется в V строфе?

— Олицетворение в начале строфы и знак пр епинания — тире знаменуют собой долгожданный итог: «нахмурится ночь — разгорится костер». Метафора «костер-с о лнце» отступает, потому что глагол нахм у рится передает более одухотворенное де й ство ночи.

— Из V строфы исчезает одна из ярких красок в палитре стихотворения: «плам е неет костер» — «разгорится костер». Замена глагола пламенеет на нейтральное разгорится обусловливает устремленность поэта в будущее. Этому замыслу подчин е ны все глаголы строфы, употребленные в будущем времени: нахмурится, разгори т ся, затрещат, зашатается.

— Так им образом, финал стихотворения открывает нам еще один временной план
произведения — устремленность в буд у щее, в вечность, в космос. Творчество, как и жизнь, — бесконечно: на смену блекл о му дню придет полная таинства ночь и игра воображения повторится.

— Какие еще синтаксическое особенности стихотворения вы можете отметить?

— Отсутствие точки с запятой в V строфе. Предложение — сложносочине н ное с союзами и. Ощущается динами ч ность действия, оно словно убыстряется, даже укорачиваются слова: сжимаясь — виясь, раскрасневшись — покраснев.

— Противительный союз в начале V стр о фы довершает контраст ночи и дня: скука мерцающего дня не вечна, ночь принесет новые ощущения и краски.

— Обратите внимание на последний стих III и начало IV строфы. Как это явление определяется в поэтическом си н таксисе?

— Это — стык, когда слова в конце о д ной фразы повторяются в начале другой. В стихотворении Фета стык закрепляет образ опустошенного, невыразительного дня.

— Верно, стык как фигура поэтического синтаксиса более характерен для жанров народной поэзии, придавая особую мел о дичность стиху. Возможно, употребление слов с уменьшительно-ласкательными су ф фиксами в III строфе может быть связано с народной традицией? Как эти словообра зы соотносятся с психологическими эпит е тами строфы?

— Образ зари в поэзии Фета традицио нен, он непременный признак лирики поэтов-романтиков. Заря — отрадное н а чало, символ чего-то нового. Однако в стихотворении Фета этот образ лишен символического смысла: слово зорька пр и обретает более народное звучание, отр а жая зыбкость и призрачность рассвета. Этот словообраз диктует и употребление слова дымок. Заурядность нового дня довершает словесное окружение: замрет, сиротливо, скупо, лениво. День разрушает фантазии лирического героя, отсюда — снижение экспрессивной силы глагольного эпитета: пламенеет — прогрело — те п лится.

— Почему поэт ставит в конце почти каждого стиха существительное-подлеж а щее: костер, можжевельник, хор, ельник и т.д.?

— Существительные в стихотворении несут на себе главную смысловую нагру з ку, формируют образную ткань произвед е ния. Используя прием инверсии, Фет заостряет наше внимание на необычном месте того или иного слова, делая пре д метный мир миниатюры удивительно ос я заемым.

— Стихотворение Фета — яркий пр и мер звукописи. Охарактеризуйте особе н ности этого приема.

— В описании горящего костра преобл а дают сонорные и свистящие, шипящие согласные: «Ярким солнцем в лесу плам е неет костер»; «И сжимаясь, трещит мо ж жевельник»; «столпившийся», «раскра с невшись», «шатается». Мы слышим в этом плавном ритме порывы ветра, «хор» елей, треск костра.

— В описании дня нет такой экспрессии, здесь решающая роль отводится гласному о: зорьке, дымок, золою, долго-долго.

— Мир чувств в поэзии Фета неразр ы вен с миром природы. Деревья, цветы, травы — не только фон для выражения чувств поэта. Акация, верба, липа, клен, береза, дуб — типичные образы его поэзии. Проанализируйте «растительные» образы стихотворения. Случайны ли они? Как они связаны с идеей стихотворения?

— В произведении частокол елей в свете костра создает иллюзию «пьяных гига н тов». Образ можжевельника редок в поэзии Фета. Можжевельник мертв, он лишь «хворост» для костра, однако под пером поэта образ одухотворен: трещит, сжимаясь, виясь.

— Да, образы эти не случайны. Ель и можжевельник — хвойные вечнозеленые деревья. В стихотворении «Сосны» Фет вечнозеленым «надменным» соснам прот и вопоставляет «шепот», «трепет» «девстве н ных кленов» и «плачущих берез», красота которых преходяща. Среди зимнего бе з молвия сосны останутся «пугать иные поколенья» своей «холодною красой». Образы «елей» и «можжевельника» си м волизируют вечную жизнь, вечную память о жизни. Легкая тень иронии поэта ложится на трансформированный образ подобия живого дерева в картине дня: «У холодной золы изогнувшийся пень / Прочернеет один на поляне».

— Есть ли в стихотворении устаревшие слова, просторечные, высокие поэтические слова? Как эта особенность характеризует творческую манеру поэта?

— Почти все слова — это стилистически нейтральная лексика, но поэт придал каждому слову особое звучание, особые краски, чтобы произошло движение лир и ческой темы.

— В чем особенность рифмы миниат ю ры?

— В стихотворении — четкое чередов а ние мужских и женских рифм. Все ри ф мы — перекрестные (1—3; 2 — 4). В зависимости от совпадения звуков в ри ф мующихся словах все рифмы — точные: ночь — прочь, день — пень, улетело — прогрело, хор — костер.

— В этом случае можно говорить о классической организации стиха миниат ю ры. Рифма Фета не потрясает новаторск и ми отступлениями, но именно в этой стройной гармонии кроется самая большая тайна поэта: «заставить» простые слова сверкать, звучать, играть красками.

— Определите размер стиха.

— Стихотворение написано анапестом. Наблюдается строгое чередование пят и стопных (ударение на 1, 3, 6, 9, 12 слогах) и укороченных трехстопных (3, 6, 9) стихов. Мы можем говорить о гарм о ничном созвучии стихотворных строк, определяющих плавный ритм произв е дения.

— Воспользуйтесь «Поэтическим слов а рем» А. Квятковского и определите жанр фетовской миниатюры.

— Сам Фет определил лирический настрой своего стихотворения как мел о дию: «Что не выразишь словами — /Звуком на душу навей». Стихи Фета можно назвать песней, романсом, в них есть элегические мотивы. Тяготение к повествовательности роднит стихотворение Фета с балладой, а «кольцевая» композ и ция настолько завершает поэтическую мысль, что можно говорить о лирической миниатюре.

— Приведите примеры других стихотв о рений Фета, близких по мироощущению
миниатюре «Ярким солнцем в лесу. ».

При ответе на этот вопрос чаще других ребята приводили стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила. »: та же таинственность леса, его многоголосие, контрастные оттенки чувства лирического героя: «Шумно, и жутко, и грустно, и весело. » Десятиклассники почувствовали сложность поэтического выражения в ст и хах «Грезы», «Фантазия», «Растут, растут причудливые тени. », «Сны и тени, / Сновиденья. ».

Заключительные задания к уроку помогли закрепить воссоздающее воображение уч а щихся и углубить их восприятие образного мира фетовской лирики. Мы не искали прямых музыкальных и живописных «илл ю страций» к стихам Фета. В подборе смежных видов искусства учащиеся руководствовались созвучием чувств в произведениях.

Живописные произведения выступали сво е образной концептуализирующей наглядно с тью, создавая «зрительную опору» лириче с кому чувству. Преимущественно это были пейзажи, выполненные в разной манере.

Пейзажи И. И. Левитана («Тихая об и тель», «Над вечным покоем», «Вечерний звон») будили в душах юных читателей мысли о бренности человеческого существ о вания, о высоком понимании Красоты, над которой не властно время. Краски полотен В. Д. Поленова («Старая мельница», «З а росший пруд») и И. Н. Крамского («Лунная ночь») пробуждали в душах ребят ощущение тайны, неразрывного слияния природы и человеческой души. «Лунные» пейзажи А. Ку инджи («Лунная ночь на Днепре», «Вечер на Украине»), по мнению учащихся, наиб о лее полно выражают впечатление от стихов Фета. Контраст черных, красных, фосфор и ческих лунных бликов усиливает таинство ночи. Было немало десятиклассников, которые усмотрели в фетовских пейзажах особую «универсальность». Трудно найти у поэта «чистые» пейзажные стихи, они всегда от о бражают сложные оттенки душевного пер е живания. Изображение предмета в лирике поэта — это часто не сам предмет, а впечатление о нем. Ребята называли Фета импрессионистом в поэзии, подкрепляя свои наблюдения репродукциями с картин французских художников Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна, П. Гогена и др. Их полотна поражают яркой цветовой гаммой, контрастной передачей света.

При выборе обложки для фетовского сборника стихов учащиеся предпочитали р о мантические и символические сюжеты: сад, пронизанный лунным сиянием; одинокая статуя Дианы в таинственном мраке липовой аллеи; убранная «прихотью мороза» береза.

В отборе музыкальных фрагментов для иллюстрации стихов Фета пристрастия ста р шеклассников также отличались разнообраз и ем. Отмечалось, что сам поэт очень любил музыку, пение. Учащиеся ссылались на историю создания стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад. », говорили о музыкальных предпочтениях Фета: Бетховен, Шопен, Глинка, Чайковский. Некоторые стихи поэта носят «музыкальные» названия: «Серенада», «Романс», «Колыбельная песня сердцу». Многие стихи еще при жизни поэта стали песнями.

— Прочитано стихотворение А. А. Фета «Ярким солнцем в лесу. ». Чем обогатила вас эта лирическая миниатюра?

— Задушевной мелодией стиха.

— Красотой поэтического чувства.

— Я научилась вглядываться в стих о творное произведение и постигать его тайны.

— К концу урока я уже выучил наизусть это стихотворение. Его образы так ярки и осязаемы, что сами входят в память и сердце.

— Я поняла, как близки поэзия, музыка, живопись и. жизнь. Наверное, об этом слова В. Жуковского: «Жизнь и Поэзия — одно. ».

— Захотелось самому написать стихи, что-нибудь сочинить.

— Фет — самый искренний поэт. Не каждому дано услышать музыку небесных сфер. Фет ее услышал и передал нам.

Домашнее задание : написать сочин е ние в жанре лирического этюда «Когда трепещут эти звуки» (об одном понрави в шемся стихотворении Фета).

Источник

Читайте также:  Соединение плутон солнце совместимость
Adblock
detector