Эссе «Я — педагог!»
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло. «
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e.ya_.sutyagina_-_esse.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло,
будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств,
и сей знания не только в памяти своих учеников,
но и в их душах, и сердцах…»
Почему я стала учителем? Мне всегда казалось, что это от Бога…
Когда я впервые увидела свой 5 «В» класс, то поняла, что я не просто ТОТ человек, который пришёл их учить писать и говорить грамотно, читать и анализировать художественные произведения; не только ТОТ педагог, кто должен научить их знаниям, умениям и навыкам по русскому языку и литературе; но и ТОТ человек, который обязан научить любить тех, кто их окружает, дарить им своё тепло, освещать дорогу своими улыбками.
Сергей Михалков как-то сказал: «Сегодня дети, завтра – народ». Какие дети сегодня, какими они вырастут, таким и будет впоследствии народ. А это во многом зависит и от меня, учителя.
Дети нынешнего поколения – это дети, которые могут и хотят дарить тепло, но почему-то стесняются или боятся это делать. И я — педагог, должна научить этому детей, так как постоянно нахожусь рядом с ними. Мне, Учителю, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, но и самой научиться летать.
Но все это высокие слова. Где рецепты? Где решения? И самое главное – где найти ответ на извечный вопрос: Что делать?!
Мне кажется, что ответы на все эти вопросы я нашла в словах Ш. Амонашвили, которые взяла эпиграфом к эссе.
С первых минут я даю понять своим детям, что они могут мне доверять, могут делиться своими проблемами и задавать интересующие их вопросы. Я стараюсь постичь духовный мир каждого своего ученика, помогаю подняться на более высокую ступень и закрепиться на ней. Ученик растет, взрослеет, крепнет, и это восхождение происходит через меня, учителя.
Спустя годы понимаю, что я на правильном пути: на протяжении всех лет я вижу ТОТ свет, излучаемый детскими глазами, ТЕ улыбки, ТУ радость, которую они испытывают, когда видят меня, обнимают меня, ТУ доброту, которую они дарят мне и окружающим, несмотря на сложный подростковый возраст.
Я думаю, что эпиграфом ко всей моей учительской работе могут стать слова Л.Н. Толстого: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». И поэтому в моей преподавательской деятельности сформировались следующие принципы воспитания:
- «каждый имеет право на свою порцию аплодисментов». В каждом ученике стараюсь найти то положительное, за что он может их получить;
- «о хорошем и плохом говорить в разных режимах: о хорошем – в режиме «форте», о плохом – «пиано», и тогда каждый ученик будет чувствовать себя защищенным;
- «не надо бороться с недостатками, надо развивать достоинства!», и тогда желание получить как можно больше аплодисментов победит недостатки.
Мне нравится высказывание Джона Дью́и, американского философа и педагога: «Разум – это не существительное, это глагол!» Чтобы быть интересным своим ученикам, нужно действовать, расти вместе с ними, создавать и творить. Поэтому, когда год назад нам: родителям, нашим детям и мне — предложили организовать казачий класс, мы с радостью согласились, ведь это возможность сделать интереснее нашу жизнь, изменить ее и себя, это возможность узнать много интересного об истории родного края, о жизни казаков-амурцев, об их обычаях и костюмах и многое-многое другое. И вот наша жизнь забурлила. Уже год мы живём историей казачества, казачьей культурой. Наши дни стали насыщенными и интересными, казачество сплотило и объединило нас.
Я уверена, что только благодаря тому, что мы растем вместе, благодаря доброте, любви и солнечному свету, благодаря моим принципам воспитания, мы стали едины! Да, именно, едины! Нас объединяют и общие интересы, мысли, желания, идеи. Общие усилия помогают свернуть горы! После каждого мероприятия мы делимся своими впечатлениями, и я рада, что у нас всегда одинаково зашкаливающие эмоции и чувства.
Вот так шаг за шагом я иду к своей цели, поставленной три года назад. Нет, я сейчас не говорю, что цель достигнута. Я только в начале пути, в начале своей педагогической карьеры. Я продолжаю поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками. Учу, учась, воспитываю, воспитываясь. Просто я понимаю, что иду в правильном направлении с гордо поднятой головой.
Могу только согласиться с обращением великого педагога Шалвы Амонашвили. И горжусь, что я именно такой учитель, воспитатель и наставник.
Теперь я с уверенностью могу сказать, что Я – ПЕДАГОГ!
Источник
Е. Минилбаева. Шалва Амонашвили: гранить бриллиант души!
Знаменитый педагог Ш.А. Амонашвили встретился на днях c молодыми менеджерами одной из крупнейших российских компаний Faberlic. Прославленный учитель преподал им урок гуманной педагогики.
«У каждого человека должен быть свой Учитель!, — говорит Шалва Александрович Амонашвили и внимательно обводит зал своими яркими карими глазами. — К каждому обязательно придет свой Учитель. Старайтесь не упускать его из виду!»
Шалву Александровича сделал учителем не кто иной, как мальчик, обыкновенный ученик, Ачико Гогелия. Впрочем, как оказалось, не совсем обычный. Ведь именно он и связанная с ним острая педагогическая ситуация, стали «спусковым курком», благодаря чему Шалва Александрович, тогда еще совсем молодой педагог, вдруг понял самую главную истину педагогики: «Нет врагов, нет друзей, есть только Учителя».
Так вместо стези дипломата выпускник факультета востоковедения Тбилисского университета Амонашвили стал учителем в простой средней школе. «Мне предлагали довольно заманчивые перспективы, но я понял, что меня более всего тянет работать с детьми», — объясняет Шалва Александрович свой неожиданный выбор.
Потекли учительские будни с поурочными планами, проверкой домашних заданий, с неизбежной, казалось бы, рутиной. Но Шалва Александрович уже жил в другом измерении — он не понимал, как можно превратить в рутину ежедневное общение с детьми — носителями Будущего. И молодой учитель сделал еще одно важное открытие: авторитарная педагогика мешает ученикам, она подавляет их развитие! И. изобрел то, без чего сегодня мы не мыслим современный подход к школьному (и не только) образованию — гуманную педагогику.
«Педагогика — это не наука, — утверждает Амонашвили. — В педагогике все субьективно!» Но в то же время педагогика сотрудничества основана на классических трудах Марка Флавия Квинтиллиана, Песталоцци, Коменского, Руссо, Ушинского, Пирогова, Сухомлинского. Все эти столпы педагогической мысли в разные эпохи, в разном окружении, в совершенно разных ситуациях утверждали одно: главное — вера в ребенка! Вера почти религиозная, основанная на понимании неслучайности появления среди нас этого нового человека, обладающего «душой небесного происхождения». Например, Ян Амос Коменский говорил: «Ребенок — это микрокосмос, который познает макрокосмос». Или Макаренко писал в письме Максиму Горькому: «. забывают о душе ребенка. » Это в 30-е-то годы, когда даже упоминание о душе считалось признаком мракобесия!
«У каждого ребенка есть предназначение, своя миссия — говорит Шалва Александрович. — И семья дана ребенку, чтобы помочь ему в выполнении этой миссии. А
теперь представьте, что будет, если вместо помощи мы будем ругать его или подсовывать свои собственные нерешенные задачи?! И школа тоже должна служить ребенку, поднимать его осознание. Ведь слово «школа» в его первоначальном значении — это «лестница», а учитель — «носитель Света». Поэтому при выборе, например, школы, нужно ориентироваться на личность учителя. «Не здание есть школа, а Учитель — есть школа».
Что есть воспитание? Это связь, общение сердец, слияние энергий. Общаясь с ребенком, ты обращаешься к высшей мудрости. И потому здесь желательно, и даже необходимо «дорисовывать» образ ребенка до красивого, сильного, вдохновляющего образа. Для этого родитель или педагог сам должен быть искателем истины. Поэтому, по Амонашвили, истинное воспитание — это воспитание самих себя. С самовоспитанием, саморазвитием связано и понимание смысла жизни. К примеру, Л.Н. Толстой дал такое определение жизненной задачи человека: «Гранить алмаз до бриллианта. «. Гранить свою душу красотой, любовью, заботой. Где бы вы ни оказались, чем бы ни занимались, всюду есть способ восхождения, свой способ огранки той или иной стороны души.
А как быть, если родители, в силу постоянной занятости, вынуждены не так много времени уделять детям? Это совсем не страшно, говорит Шалва Александрович. Главное — качество общения, его наполненность любовью. Ведь любовь — это та основа, «на которой растут букеты лучших отношений». Если отец, приходя домой, не усаживается перед телевизором, а активно общается с детьми, интересуется их жизнью, играет с ними, это уже залог прочной доброй связи между поколениями.
Напоследок Шалва Александрович рассказал притчу о крыльях. Сюжет одновременно простой и очень символичный: старик взял на воспитание ребенка, и его попросили, чтобы через год он вернул его крылатым. «Как же я могу научить его летать, ведь у меня самого нет крыльев?» — опечалился старик. Но несмотря на это, через год он гордо представил своего воспитанника — обладателя чудесных блестящих крыльев. «Да, крылья твоего воспитанника хороши, но меня больше всего радуют твои собственные перышки», — был ответ старику.
Каждый человек рано или поздно сталкивается с пределом своих возможностей. Мечта сбывается тогда, когда мы стараемся превзойти самих себя — все в наших руках!
Елена Минилбаева , 2012
Источник
Самовоспитание будущего учителя
Статья Будущий учитель учитель — гуманист, знающий учение живой этики и творящий по законам гуманной педагогики. Самовоспитание — орудие и средство воспитания одновременно. Самосовершенствование, самовоспитание единственный плодотворный путь к исправлению.
Самовоспитание будущего учителя
1.“Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло; будь благодатной почвой для развития человеческих чувств; сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками нравственного становления для каждого твоего воспитанника”. / Ш.А. Амонашвили /
2. “Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь” / Л.Н. Толстой /
3. “Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже”. / Л.Н. Толстой /
4. “ Есть русская интеллигенция. Вы думаете — нет? Есть.
Не масса индифферентная, а совесть страны и честь…” / А.Вознесенский /
5. “Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд” / Аристотель /
6. “Знания в руках безнравственного человека то же самое, что сабля в руках сумасшедшего” / Д.И.Менделеев /
7. “ Педагогика есть искусство делать человека нравственным”. / И.Ильин /
Появилось осознанное ощущение необходимости самовоспитания и самосовершенствования. Во всём этом мне помогает мой друг, спутница жизни и основной вдохновитель — жена Шутилова Александра Алексеевна.
во-первых, чтобы состояться как человеку,
во-вторых, чтобы состояться как учителю,
в-третьих, чтобы состояться как мужу и отцу,
в-четвёртых, чтобы состояться как специалисту,
в-пятых, чтобы состояться как другу.
Пункты даны от широкого к узкому, от более отдалённой перспективы к ближайшей.
Теоретическая проработка проблемы даст возможность шире и глубже взглянуть на неё и осознать её суть; подобрать ключи к составлению программы самовоспитания.
Первоначальный путь осмысления проблемы пролегает через изучение творчества Л.Н. Толстого, великого гуманиста — педагога, Учителя, воплотив- шего жизнью своей найденную Истину, а также работ Ш. А. Амонашвили, ру-ководителя Лаборатории Гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, и Л.В. Шапошниковой, учёного и автора книг по философии, истории, искусству.
“ Самовоспитание будущего учителя”… Два ключевых слова в данной проблеме: учитель и самовоспитание. Начну с раскрытия понятия “ Учитель”.
Л.В. Шапошникова, академик РАЕН, Российской академии космонавтики, Российской экологической академии, писатель, индолог, искусствовед, автор книг по философии, истории, искусству, культуре Индии, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, в одной из своих публичных лекций так говорит об учителе, учительстве и его роли: “С момента возникновения человека, с момента возникновения его сознания всё, что он в последствии достиг, он достиг только с помощью учителя и учителей. Без учителя нет человека и нет эволюции”.
Эта мысль развёртывается дальше таким образом: современный человек, человек нашего уровня, оказался в условиях Маугли.
“Маугли”- романтическая сказка Киплинга, где и ребёнок, и животные привлекательны. Но в реальной жизни всё не так. Науке известны около 100 фактов, когда ребёнок попадал к животным и выживал с их помощью.
“ И вот отсутствие учителя по отношению к ребёнку, причём того учителя, который должен соответствовать его энергетическому уровню, привело к тому, что ребёнок, воспитанный среди животных, не говорил, ибо говорить нас учат. Этот ребёнок не ходил на двух ногах, а ходил на четвереньках, как ходили его собратья из другого мира, потому что на двух ногах ходить нас тоже учат. Нас учат говорить, нас учат ходить, нас учат писать, нас учат читать, нас учат мыслить, учат уметь многое делать, но если нас этому не учат, мы превращаемся в некое подобие животных. Этот момент очень интересен и объясняет необходимость учительства, причём разных уровней “.
При рождении ребёнка мать формирует его детскую энергетику, и она же обучает его говорить, ходить и многому тому, без чего развитие ребёнка остаётся неполноценным. Мать и есть наш первый учитель. Брошенные дети — это люди, которые не прошли самого первого учительства — матери, и потому судьбы их так печальны. После матери — школьные учителя, затем учителя институте, техникуме, училище, учителя в производстве.
Далее Людмила Васильевна говорит: “Представим себе на минуту… Если мы всех учителей изымем, кто мы будем?
Практически без учителя мы не разовьёмся в человека полноценного и без учителя мы не сможем делать то, что мы делаем, не замечая того, как нас научили и не испытывая даже благодарности к тем, кто нас научил”.
/ Л.В. Шапошникова “ Энергетическая роль Учительства в духовно — культурной эволюции человечества”/
Итак, после матери — следующая ступень учительства — школьный учитель, т.е. тот уровень, к которому готовлюсь в будущем присоединиться и я. Чтобы осознать суть этого понятия, поглядим на него с высоты идеала совершенного учителя. Л.Н. Толстой так определяет его сущность:
“ Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель, если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совер- шенный учитель”.
/ Л.Н. Толстой “ Общие замечания для учителя”,с.292/
Позже Лев Николаевич Толстой добавляет к данному определению:
“ Необходимо постоянное стремление к совершенствованию в любви”.
/ Л.Н. Толстой “Из письма П.И. Бирюкову”, май 1901г., с.446 /
Перекликаясь с Л.Н. Толстым, Ш.А. Амонашвили, современный учёный и практик с огромным педагогическим стажем работы в школе, пишет, обращаясь к школьному учителю:
“ Сказано: “ Иди путём Любви, иди путём Сердца, иди путём Твор- чества, иди путём щита Веры”.
И далее даётся программа устремления к идеалу совершенного учителя:
“ 45. Установил я для себя три закона.
1.Любить любого ребёнка, ибо Любовь есть преображающая сила Духа
и Сердца.
2.Понимать ребёнка и принимать его таким, какой он есть, ибо нет воли Творца, чтобы погиб один из малых сих.
3.Восполниться оптимизмом в отношении любого ребёнка, ибо Вера в будущее есть творец настоящего.
46. Задал я самому себе три принципа.
1. Одухотворять среду вокруг ребёнка.
Основание: Среда есть сила, проявляющая Тайну Творца.
2.Утверждать в ребёнке его личность.
Основание: Личность есть устремлённость к проявлению своей Сути.
3.Проявлять творческое терпение, помогая ребенку в самопознании.
Основание: Творящее терпение не даст огню Духа погаснуть.
47. Устремлен я к раскрытию своего характера в трёх качествах.
1.Доброта.
Доброта учителя к ученику есть матерь доброты сердца
ученика ко всему миру.
2.Искренность.
Учительская искренность есть условие духовного единения с учеником.
3.Преданность.
Преданность учителя умножает в ученике надежду на спасение и дарит ему убежище.
48. Развиваю в себе профессиональное мастерство в трёх аспектах.
1.Изящное исполнение педагогических процессов.
Основание: Бытие в прекрасном откроет в ученике чувство прекрасного.
2.Непрерывное обновление.
Основание: Обновление есть зов из Будущего и устремлённость к Будущему.
3.Творчество.
Основание: Творчество делает учителя Свет дарящим.
50. Дам торжествовать в себе законам Прекрасного, т. е. Искренности, т.е. Сердца, т.е. Блага, т.е. Света.
Если спешишь помочь, помоги красиво.
Если спешишь проявить сострадание, сострадай красиво.
Если любишь, люби красиво.
Если даришь, дари красиво.
И если всё это касается ребёнка, то делай ещё прекраснее.
Воспитывай красиво.
Учи красиво.
Наставляй красиво.
Если благо дарится красиво, дар будет принят.
Если благо дарится безобразно, оно будет отвергнуто.
Если совершенствуешься сам, устремишь к совершенствованию других.Говорят Мудрецы: “Осознание Красоты спасёт мир”.51. Спросят: Вы — учитель?
Отвечу: Я — ученик своих учеников.
“ Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорит: “ Столь знакомое нам слово “школа” связано в своих смысловых истоках с церковью. Русское “школа” восходит к латинскому “скале” — “лестница” … Речь идёт прежде всего о лестнице духовного восхождениячеловека”.
Итак, Школа — это лестница для духовного восхождения человека.
Где эта лестница, т.е. школа, может находиться? Лестница для восхождения души и духовности ученика находитсяв учителе, и только.
Я — учитель — есть носитель этой Божественной лестницы. Я пости- гаю духовный мир каждого своего ученика и каждому подаю свою ступень- ку, помогаю подняться и закрепиться на ней, а потом возведу на другую ступеньку. Ученик растёт, взрослеет, развивается, крепнет, окрыляется, в целом, образовывается. И это восхождение происходит в нём через меня, через своего учителя. Я — путь для ученика. Но и он есть мой путь, ибо тоже подаёт мне ступеньку для совершенствования моей учительской интуиции и искусства. Я — учитель — есть школа”./ Ш.А. Амонашвили “ Почему не прожить нам жизньгероями духа”, стр.40-42, 48-50 /
Вывод. Высшая древняя мудрость изображается змием, закусившим свой собственный хвост. Эта мудрость здесь наличествует: “ Я — учитель — ученик своих учеников”. “Я — учитель — путь для ученика. Но и он есть мой путь… совершенствования моего учительского искусства”.
Роль учителей в эволюции человека раскрывается в высказывании
Н.К. Рериха: “ Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель — я употребляю это слово в самом широком смысле — может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создавать новое воображение и освободить скрытые силы человечества”.
/ Н.К. Рерих “Пути Благословения” /
“След учительства более высокого уровня мы находим в мифах, в кото- рых культурный герой, полубог, получеловек учит людей сеять, собиратьурожай, обучает ремёслам, обучает социальному обустройству челове-ческого общества”.Л.В. Шапошникова “ Энергетическая роль Учительства в духовно — культурной эволюции человечества”/
Имена таких Учителей человечества зафиксированы Историей: Моисей, Сократ, Кришна, Эпиктет, Будда, Марк Аврелий, Конфуций, Христос, Иоанн — апостол, Магомет, Руссо, Кант, Вивекананда, Эмерсон, Рескин… те, которых Л.Н. Толстой называет “лучшими мыслителями мира”, “мудрейшими среди нас”.
Этот ряд имён, данных Л.Н. Толстым, можно продолжить, включив в него и самого Льва Николаевича, и Циолковского, и Вернадского, и Флоренского, и Чижевского, и семью Рерихов, и учителя современных учителей Ш.А. Амонашвили. Перечитывая работы Л.Н. Толстого о воспитании и образовании, обратил внимание на то, как он относится к Учителям человечества и их Учениям. Величайший мыслитель XIX века считает, что “основой”, “основанием” всякого образования для детей и юношества должны стать именно Учения этих Учителей и вытекающее из них учение о нравственности.
“ Одно нужно знать, в чём смысл человеческой жизни, чем она должна быть руководима и что думали об этом вопросе и как решили его мудрей -шие люди всех времён и всего мира … И потому я полагаю, что первое и главное знание, которое свойственно прежде всего передавать детям и учащимся взрослым, — это ответы на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первое: что я такое и каково моё отношение к беско-нечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим и что всегда, и при всех возможных условиях, дурным?
И потому полагаю, что главная и единственная забота людей, занятых вопросами образования, может и должна состоять прежде всего в том, чтобы выработать соответственное нашему времени религиозное и нравственное учение и, выработав таковое, поставить его во главе образования “. / Л.Н. Толстой “Ответ на письмо В.Ф. Булгакова”,с. 457 /
В этих словах мечта Л.Н. Толстого и завещание его будущему поколению людей XX века: дать синтез всех философских, научных и религиозных учений Учителей человечества, очистив их от предрассудков времени, и на основе выработанного, нового, современного нравственного учения, как на фундаменте, строить всё здание Образования. XX век выполнил первую часть завещания Л.Н. Толстого. К середине XX столетия Е.И. и Н.К. Рерихи сделали такое очищение и синтез всех Учений Востока и Запада и дали миру “ Учение Живой Этики ”.
Вторая часть завещания — создание педагогической системы образования на основе такого Учения — начала осуществляться в конце XX и начале XXI веков в Лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете под руководством Почётного академика Российской академии Образования, доктора психологических наук
Ш.А.Амонашвили.
Такую педагогическую систему образования Ш.А.Амонашвили и его сотрудники назвали Гуманной педагогикой. Вот в чём её суть:
“64. Гуманная Педагогика — это очень просто, — думает наивный учитель, — надо любить учеников, быть к ним добрым, ласковым. Чем больше любишь их, тем больше будет у тебя гуманной и т.д.
Источник