Американцы на Луне: что должен знать каждый?
Грядущий день космонавтики – мой самый любимый праздник. Он знаменует собой триумф человеческого разума: всего за какие-то четыре тысячи лет Homo Sapiens прошли путь от охотников-собирателей до исследователей космоса. 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе. А всего восемь лет спустя – 16 июля 1969 года – американские астронавты высадились на Луну. Фраза, которую произнес Нил Армстронг, впервые ступив на поверхность спутника Земли, по-прежнему вызывает трепет. Однако спустя 51 год огромное количество людей по всему миру ставит под сомнение сам факт полета астронавтов NASA на Луну. При этом никто из них почему-то не сомневается, что корабль Восток-1 с Юрием Гагариным на борту и правда был в космосе. Рассказываем что нужно знать об освоении спутника Земли, чтобы не пасть жертвой теории лунного заговора.
Стремление познать Вселенную – вот что делает нас особенными
Эпоха покорения космоса
Несмотря на все тяготы ХХ века, начиная с 1950-х годов человечество приступило к освоению космического океана. Неудивительно, что мы начали с Луны – самого близкого к Земле небесного тела. Первые исследовательские аппараты отправились к спутнику нашей планеты в 1950-х годах. Но аэрокосмические технологии развивались так стремительно, что чуть больше чем через 10 лет в космос взмыл первый космический корабль, а следом первый человек ступил на поверхность Луны.
Необходимо отметить, что молниеносный научно-технический прогресс был спровоцирован гонкой вооружений между двумя сверхдержавами СССР и США. Каждая страна поставила себе цель покорить космос первой, а потому финансирование ракетостроения и космонавтики было одной из важнейший задач государства.
Но прежде чем оставить следы на лунной поверхности, нами был пройден большой путь – не могли же мы отправиться на Луну, ничего о ней не зная. Поэтому первыми посетителями спутника Земли стали роботы. Так, первым роботизированным аппаратом, удачно приземлившимся на Луну, стал советский аппарат Луна-2. Третья лунная экспедиция впоследствии запечатлела первые, размытые изображения темной стороны Луны. Два года спустя девять космических аппаратов NASA Ranger, запущенных в период с 1961 по 1965 годы, дали ученым возможность впервые близко рассмотреть поверхность Луны. А еще через два года Ranger-7 устремился к Луне и сделал более 4000 снимков за 15 минут прямо до того, как разбился о ее поверхность. Полученные изображения всех миссий «рейнджеров» позволили увидеть неровный рельеф Луны, а также разрешить потенциальные трудности в поисках места посадки.
Гонка вооружений в годы Холодной войны сделали путешествия в космос реальностью
В 1966 и 1967 годах NASA запустило пять лунных орбитальных миссий, которые были предназначены для облета Луны и составления карт ее поверхности – в рамках подготовки к последующим высадкам с экипажем. Эти орбитальные аппараты сфотографировали около 99% поверхности Луны. Таким образом, эти роботизированные зонды без экипажа проложили путь для гигантского скачка вперед в освоении космоса.
Еще больше увлекательных статей о спутнике нашей планеты и освоении космоса читайте на нашем канале в Яндекс.Дзен
Американцы на Луне: хронология событий
В 1961 году президент Джон Кеннеди поручил Соединенным Штатам отправить первого человека на Луну до конца десятилетия. Программа «Аполлон» была разработана для того, чтобы безопасно отправлять людей на Луну и обратно. В общем и целом до завершения проекта «Аполлон» в 1972 году на Луне побывало шесть экспедиций и дюжина человек. Первыми людьми, которые достигли Лунной поверхности стали Нил Армстронг и Эдвин Базз Олдрин, когда их лунный спускаемый аппарат «Аполлон-11» Eagle приземлился в Море Спокойствия.
Именно тогда мир услышал знаменитые слова Армстронга: «Один маленький шаг для человека и огромный для всего человечества».
Каждая следующая миссия после «Аполлона-11» устанавливала новые вехи в космических путешествиях и исследовании Луны. Всего через четыре месяца после высадки первого человека на Луну в космос стартовал «Аполлон-12». Целью экспедиции было дальнейшее исследование поверхности спутника Земли. А вот «Аполлон-13» едва избежал катастрофы, когда в апреле 1970 года взорвались кислородные баллоны. Экипаж был вынужден прервать запланированную посадку на Луну. К счастью, все выжили.
Море Спокойствия – это темное пятно на поверхности лунного диска на видимой стороне Луны. Его размер составляет около 880 км.
Американские астронавты готовятся к полету на Луну
Третья посадка на Луну состоялась в январе 1971 года вместе с «Аполлоном-14». Коммандер Алан Шепард установил новый рекорд по самому дальнему расстоянию, пройденному на Луне: 2,700 километров. В ходе миссии “Аполлон-15”, стартовавшей в июле 1971 года, было собрано огромное количество лунных образцов. «Аполлон-16» и «Аполлон-17» в 1972 году стали последними двумя полетами экипажа на Луну, а российский космический аппарат «Луна-24» в 1976 году стал последним роботизированным аппаратом, приземлившимся на спутник Земли вплоть до начала следующего столетия. Образцы, собранные во время лунных экспедиций, подарили нам огромное количество знаний о геологии и формировании спутника нашей планеты. Однако после 1960-х и 1970-х годов основные космические программы на несколько десятилетий переключили свое внимание на другие сферы.
Почему лунный заговор – это миф?
Мы в Hi-News.ru часто пишем про теории заговора и настоятельно рекомендуем к прочтению наши материалы, посвященные причинам появления и популярности теорий заговора. Важно понимать, что теория лунного заговора мало чем отличается от теорий о рептилоидах, плоской Земле и тайном правительстве. Так, сторонники лунного заговора убеждены, что в 1960-х годах американское космическое агентство совместно с Голливудом подделали высадку на Луну, снимая все экспедиции “Аполлонов” на камеру. По версии заговорщиков, это было сделано чтобы одержать победу в космической гонке. Причиной появления этой конспирологической теории послужил тот факт, что время всех миссий “Аполлон” на Луну высадились только американские астронавты. Масло в огонь добавило недоверие к науке, которое является серьезной проблемой во всем мире.
А как вы думаете, как будет развиваться покорение космоса в будущем? Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье, а также с участниками нашего Telegram чата
В качестве основных аргументов сторонники лунного заговора приводят следующие:
Небо без звезд
Темное небо на снимках высадки человека на Луну заставили многих сомневаться в одном из величайших достижений нашего вида
На самом деле отсутствие звезд на снимках экспедиции “Аполлон-11” объясняется короткой выдержкой (во время съемки). Дело в том, что яркость и детализация снимка зависят от количества света, который попал на пленку. Если его недостаточно, фото получится темным; если слишком много – пересвеченным.
Рябь на флаге США
Как может двигаться флаг, если на Луне нет ветра?
Причина, по которой флаг, установленный Базом Олдрином как будто развивается – хотя на Луне нет атмосферы – заключается в том, что горизонтальный стержень удерживает верхний край полотнища – в противном случае оно мгновенно бы обвисло. На самом деле флаг не колышется. Это складной флаг и после посадки раздвижной механизм немного заело, а растянуть полотнище полностью не получилось. Вот почему ткань не выглядят натянутой. Однако даже несмотря на отсутствие воздуха на Луне, каждое прикосновение астронавтов к флагу приводило полотнище в движение. Это происходило из-за металлического шеста, к которому прикреплена ткань – волны от прикосновения к стержню передавались полотнищу и заставляли его колебаться.
Лунной грунт не настоящий
Так происходило вскрытие капсулы, в которой 47 лет хранился лунный грунт
Повод для сомнений в подлинности лунного грунта среди сторонников лунного заговора появился из-за того, что в Антарктике иногда можно найти небольшие каменные осколки, выбитые из лунной поверхности мощными ударами астероидов и долетевшие до Земли. Однако таких осколков крайне мало. А астронавты миссий «Аполлон» привезли на Землю 382 кг образцов лунной породы. Согласитесь, найти такое количество осколков в Антарктике вряд ли возможно.
Подробнее о других аргументах и о том, почему все они – миф, читайте в материале моего коллеги Николая Хижняка.
Лунное любопытство снова нарастает
Из-за своей чрезмерной стоимости, возвращение на Луну не было на переднем плане космических программ в течение последних десятилетий. Хорошие новости заключаются в том, что интерес к космическим полетам – включая полеты на Марс и возвращение на Луну снова на передовой. Так, правительства всего мира активно подключаются к новой космической гонке, а мы с нетерпением следим за результатами. Думаю, когда пандемия нового коронавируса все-таки закончится, интерес всего мира к освоению космоса продолжит расти. С днем космонавтики друзья! Будьте здоровы!
Интересные факты о полете на Луну и на Марс
И хотя первый полет на Луну состоялся в далеком 1969 году, эта тема остается одной из самых интересных и популярных. Мы собрали самые частые вопросы, которые возникают у человека, когда он думает о полетах на ближайший и единственный спутник нашей планеты.
Когда первый раз человек высадился на Луну?
Это произошло 16 апреля 1969 года. Американский пилотируемый корабль, на котором прилетели астронавты, назывался Аполлон-11
Сколько раз люди были на Луне?
Всего на Луну высаживались 12 человек. Первыми были американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Базз Олдрин
Были ли русские космонавты на Луне?
Нет, хотя такие планы были. В СССР делали ракету Н1, которая и должна была доставить космонавтов на Луну, но, к сожалению, первые 3 попытки отправить ее в космос проваливались по техническим причинам. Первый раз ракета взлетела только 1974 году, когда было уже слишком поздно. Правительство свернуло дорогостоящую программу и всецело занялось новым грандиозным проектом — строительством БАМа
Когда был последний полет на Луну?
14 декабря 1972 года американцы Юджин Сернан и Харрисон Шмитт покинули Луну на посадочном модуле «Челленджер» и на корабле «Аполлон-17» успешно вернулись на Землю
Сколько лететь до Луны?
Американские астронавты добирались до луны около 3х дней (72-74 часа). А вот если бы мы решили слетать туда на самолете (гипотетически) это бы заняло около 20 дней беспрерывного полета. Свет достигает Луны примерно за 1,25 секунды
Был ли человек на Марсе?
Пока нет. В данный момент ученные только прорабатывают такую возможность. Самый оптимистичный прогноз по их мнению не раньше 2030 года
Новости, статьи и анонсы публикаций
Свободное общение и обсуждение материалов
Благодаря проделанной космическим аппаратом «Кеплер» работе, астрономы к этому моменту нашли и подтвердили существование 4826 планет. Казалось бы, мы уже зна…
Если убрать все из части Вселенной, что останется? Можно подумать, что «ничего», но это не так. Можно убрать все частицы и античастицы подальше, все возможны…
Вселенная родилась около 14 миллиардов лет назад в результате Большого Взрыва. С тех пор она непрерывно расширяется. А вот узнали мы об этом чуть менее ста л…
Источник
История американских лунных программ
Почти сорок семь лет назад, 19 декабря 1972 года, спускаемый аппарат американского космического корабля Apollo 17 вернулся на Землю. Так закончилась лунная программа, которую NASA развивала с 1969 года. С тех пор нога человека не ступала на поверхность спутника Земли, но в начале декабря 2017 года президент США Дональд Трамп подписал директиву номер 1, которая ставит перед NASA и его партнерами амбициозную цель — вернуться на Луну. Роскосмос заявил, что готов присоединиться к проекту. Об истории американских лунных программ по просьбе N + 1 рассказывает блогер и популяризатор космонавтики Виталий «Зеленый Кот» Егоров.
В 1969 году земляне достигли Луны, а в 1972 году покинули ее и с тех пор не возвращались. Это не значит, что не пытались, но пока ни одна страна не смогла вновь послать человека на серые безвоздушные равнины. В 60-е годы лунная гонка происходила между США и СССР, победила Америка, и она же сохранила наибольший потенциал и наибольшие амбиции к продолжению освоения естественного спутника Земли.
Челноки и МКС
После закрытия программы Apollo в 70-е годы американское космическое агентство NASA сконцентрировало усилия на околоземной программе космических челноков Space Shuttle. Огромные ракетопланы массой 110 тонн, выводящие на орбиту 27 тонн груза, воспринимались как магистральное направление развития космонавтики, которое позволит снизить стоимость доставки грузов, наладить обслуживание космических аппаратов прямо на орбите, вывозить в космос десятки человек.
На практике все оказалось не так радужно: стоимость межполетного обслуживания съедала все выгоды многоразовости, а американские челноки оказались самыми дорогими кораблями за всю историю космонавтики. Отсутствие системы аварийного спасения на старте и при посадке привели к многочисленным жертвам в результате двух аварий в 1986 и 2003 году. Потребности в доставке грузов в космос оказались в несколько раз ниже, чем ожидалось.
Тем не менее, Space Shuttle немало послужили космосу и науке: вывели на орбиту космические телескопы Hubble и Chandra, провели ремонт и неоднократное сервисное обслуживание Hubble. Позволили совершить 135 пилотируемых полетов и запустить в космос 350 человек, многих по несколько раз. Провели отработку огромного количества технических решений, биологических и физических экспериментов и многого другого. Однако к 90-м годам руководители NASA осознали, что американская космонавтика серьезно отстает от советской с точки зрения опыта и развития технологий длительного пребывания человека в космосе. В 1996 году, когда российский космонавт провел в космосе на станции «Мир» 437 суток, американский рекорд, поставленный 4-м экипажем SkyLab в 1973 году, составлял 84 дня и ночи. Рекорд длительности пребывания в космосе Space Shuttle на тот момент равнялся 16 дням.
К концу 80-х NASA выбрало новый путь развития в сторону большой многомодульной космической станции Freedom. После включения в проект Японии, Канады, Евросоюза и России сформировался проект Международной космической станции, сборка которой началась в 1998 году. Сумев опереться на опыт России в разработке долговременных орбитальных станций, NASA достигло серьезного прогресса в этом направлении. Станция успешно строилась общими силами, и к середине 2000-х годов американскому космическому агентству стало ясно, что нужна новая амбициозная цель. Так родилась программа Constellation, поддержанная администрацией президента Джорджа Буша-младшего.
Освоение опыта длительного пребывания человека в космосе и технологии сверхтяжелых ракетных носителей недвусмысленно указывали, куда двигаться дальше — на Луну и на Марс.
«Созвездие» Луны и Марса
Программа Constellation предполагала создание транспортной инфраструктуры, способной обеспечить человеку доступ на Луну и открыть путь к дальнейшему движению на Марс. Чтобы подготовить высадку астронавтов на Луну, американцы начали строить межпланетный пилотируемый корабль Orion, новые ракеты Ares 1 и Ares 5, лунный посадочный модуль Altair. Кроме этого началось создание новых лунных транспортных систем, скафандров, модульных жилых отсеков. В этот раз Америка собиралась на Луну надолго.
Чтобы достичь Марса, потребовалось бы еще создать перелетный жилой модуль, тяжелый марсианский разгонный блок на основе химического кислород-водородного или ядерного ракетного двигателя, а также марсианский посадочный модуль, серьезно отличающийся от лунного.
При разработке космической техники в рамках Constellation решили опираться на опыт программы Apollo и освоенный промышленный потенциал Space Shuttle. Командный модуль корабля Orion представляет собой увеличенный в полтора раза и модернизированный аналог Apollo. Принципиальное его отличие состоит в том, что на окололунной орбите он должен летать в автономном режиме, пока весь экипаж из четырех человек будет находиться в Altair на Луне. Важное отличие межпланетного корабля от околоземного — в способности к длительному автономному существованию и к возвращению на Землю со второй космической скорости. Благодаря тому, что скорость встречи корабля с атмосферой может достигать 11 километров в секунду, его можно использовать как для полета к Луне, так и к Марсу или к околоземному астероиду. Только к Марсу придется лететь в составе перелетного модуля, а корабль использовать лишь для старта с Земли и возвращения туда же.
Технология посадки на Луну базировалась на опыте Apollo Lunar Module. Altair разрабатывался как двухступенчатый корабль, который при старте с Луны оставляет первую ступень на поверхности и использует ее как стартовый стол для второй ступени. Правда, в 2000-е глубина проработки конструкции корабля оставалась на раннем этапе, предполагалось более подробно заняться им после 2011 года.
Ракета Ares 1 строилась на основе одного твердотопливного ускорителя SRB, которые использовались на челноках. Вторая ступень — кислород-водородная, с двигателем J-2X, который эволюционно идет от двигателя второй ступени Saturn.
Ares 5 предполагал два твердотопливных ускорителя и кислород-водородную первую ступень с несколькими двигателями от Space Shuttle — RS-25. Вторая ступень Ares 5 тоже предполагалась как кислород-водородная с двигателями J-2X. Даже нумерация ракет в названии Ares 1 и Ares 5 пришла из 60-х, в память о Saturn 1 и Saturn 5. Поэтому встречающиеся утверждения, что чертежи Saturn 5 потеряли, а наследие не используется, — ошибочны. Двигатели F1 воскрешать не стали, так как они уступали по тяге и грузоподъемности твердотопливным ускорителям SRB, а двигателестроение Америки давно перешло на кислород-водородную топливную пару. Сегодня кислород-керосиновые ракеты США летают только на российских двигателях РД-180 и РД-181, а также на двигателе Merlin, разработанном компанией SpaceX в 2000-е годы.
В отличие от Apollo в Constellation предполагалась двухпусковая схема с пилотируемым кораблем Orion, стартующим на Ares 1, и беспилотным носителем Ares 5, на котором поднимались бы на низкую околоземную орбиту перелетная ступень и посадочный модуль Altair. Благодаря этому на Луну можно было бы высадить четырех астронавтов, взять больше грузов и оставить нижнюю ступень Altair как элемент будущей лунной базы.
Охотники за астероидом
Все эти планы нарушил мировой финансовый кризис 2008 года. Новый президент Барак Обама пришел к власти под лозунгами выхода из кризиса и сокращения государственного долга. В эти обещания никак не укладывались требуемые 150 миллиардов долларов на полет к Луне и дальше. В 2010 году Constellation исключили из бюджета NASA. Однако задача поиска амбициозной цели на будущее осталась, тем более что в 2011 году закрыли и программу Space Shuttle.
В том же году было решено продолжить разработку космического корабля Orion. Из ракет Ares предложили оставить только большую, которая в немного уменьшенном варианте получила название Space Launch System (SLS), в остальном же все осталось без изменений: удлиненные твердотопливные ускорители, кислород-водородный центральный блок. Американские инженеры добавили лишь несколько модификаций различной грузоподъемности, изменив вторую ступень.
К тому времени NASA сделало ставку на коммерческие компании и международных партнеров в обеспечении снабжения МКС. С конца 2011 года по настоящее время астронавты добираются до Международной космической станции на российских кораблях «Союз», а грузы доставляют как российские «Прогрессы» и японские HTV, так и американские частные корабли Dragon и Cygnus. Но Америка не была бы Америкой, если бы не ставила больших целей. Администрация Обамы поддержала новый межпланетный проект Asteroid Redirect Mission (ARM).
В рамках ARM предполагалось создание и запуск автоматической межпланетной станции повышенной мощности, способной захватить и отбуксировать небольшой астероид к Луне, где его могли бы посетили астронавты, доставленные кораблем Orion, стартовавшим на SLS. Несмотря на новизну такой операции, ее много критиковали из-за малой значимости для науки и техники. Единственным весомым аргументом в ее пользу была более низкая стоимость по сравнении с Constellation, но и это поставили под сомнение из-за дороговизны SLS и Orion. К концу разработки оба проекта потребовали по 10 миллиардов долларов каждый, и тратить такие средства на один-два полета — слишком много даже для бюджета NASA. Для сравнения, два околоземных корабля, изготавливаемые SpaceX и Boeing, потребовали около 5 миллиардов долларов на двоих, причем SpaceX заявляет, что ее корабль способен и к межпланетным полетам. Для SLS же так и не придумали значимых задач, кроме первого испытательного полета Orion к Луне в беспилотном режиме и запуска автоматической межпланетной станции для поиска жизни на спутнике Юпитера Европе.
Ворота в далекий космос
Потребовалась смена власти в Вашингтоне, чтобы забыть как страшный сон полет на астероид и вернуться к лунным целям. Президент Дональд Трамп, избранный в конце 2016 года, сразу обозначил свои космические интересы, предложив в ходе первого же испытательного полета SLS и Orion отправить астронавтов к Луне. NASA подумало, но отказалось, зато начало разработку окололунной посещаемой станции Deep Space Gateway . В прежних планах ничего подобного не предусматривалось, и строительство такой станции противоречит целям высадки на Луну и строительства базы на ее поверхности. Но администрация Трампа не сулила повышения финансирования на лунные программы, и даже зашел разговор о дальнейших сокращениях.
Поэтому можно считать, что проект окололунной станции — это вынужденная мера в ситуации, когда нет денег на новые разработки, но требуется придумать что-то амбициозное, способное загрузить работой новую дорогую ракету и корабль на десятилетие вперед. Строить модули станции научились на МКС, пора начинать перетаскивать их к Луне. Тем более что и прежним международным партнерам, в том числе Роскосмосу, эта идея понравилась, то есть программа выйдет еще более экономной, чем единоличное освоение Луны.
Директива номер 1, которую Трамп подписал 12 декабря 2017 года, в 45-ю годовщину посадки Apollo 17 на поверхность спутника Земли, провозглашает целью NASA возвращение американцев на Луну. Для американского космического агентства это означает увеличение финансирования на лунную программу. Вероятнее всего, создание станции Deep Space Gateway останется в приоритетных целях США, но к ней добавится еще посадочный модуль. Будет ли это Altair или новая модификация, пока говорить сложно. Возможно, американские инженеры разработают новый вариант, предусматривающий наличие постоянной окололунной станции в качестве промежуточной базы.
Роскосмос подписал с NASA соглашение о совместной разработке Deep Space Gateway. Теперь открывается возможность для совместного посещении Луны и строительства там постоянной научной станции. Остается лишь надеяться, что опыт партнерства в освоении космоса будет воспринят на Земле, где политикам все труднее находить общий язык.
Источник