Меню

Аксакалы белое солнце пустыни

Оружие в фильме «Белое солнце пустыни»

Навеяно темой про Наш Любимый фильм.

В этом посте я расскажу про оружие в совершенно потрясающем фильме «Белое солнце пустыни» 1970 года. Этот фильм занял прочное место с списке классики отечественного синематографа, а кроме того, его почитают и на Западе, как классику советского истерна.

Классический револьвер для фильмов про Гражданскую войну — Наган обр. 1895 года. И классический ляп — в фильме показаны револьверы модификации 1930х годов, если судить по ступенчатой мушке, на «царских» была мушка овальной формы.

Reichsrevolver M1879, который можно увидеть у Саида и некоторых членов банды (подозреваю, что один и тот же) — нередкий гость в советском кино. Кстати, несмотря на то, что этот револьвер в годы Гражданской войны уже был антиквариатом, его роль вполне оправдана — в Германии даже в 1944-45 годах такими револьвами вооружали народное ополчение Volkssturm

Маузер К96 — еще один образец стрелкового оружия, без которого не обходится ни один фильм про Гражданскую войну . классика.

Маузер и в Азии Маузер..

В большом количестве в фильме встречается трехлинейка (винтовка мосина обр. 1891 года).

1938 года , да и ещё модернизировал его, стреляет без перезарядки.

Врядли.
«В годы Гражданской войны и по ее окончании карабины обр. 1907 г. состояли на вооружении Красной армии, их производство продолжалось до 1938 г., когда на базе модернизированной винтовки Мосина обр. 1891/1930 гг. был создан «7,62 мм карабин обр. 1938 г.». Этот карабин на 5 мм длиннее предыдущего и снабжен прицельными приспособлениями с метрической градуировкой до 1000 м.»
. вот «царский» карабин..

В статических сценах в фильме присутствует Winchester 1894. Правда, эта винтовка за весь фильм ни разу не выстрелила. Тому есть по меньшей мере одна причина — отсутствующий курок.

Отдельная история с пулеметом Льюис, из которого Сухов положил массу бандитов. В некоторых сценах это и в самом деле Льюис, но стреляет Сухов из пулемета ДП-27, загримированного под Льюис. Причина, очевидно, кроется в том, что патронов калибра .303 British в реквизите не было, а вот винтовочных 7,62х54 мм R, которыми питается пулемет Дегтярев — хоть завались. Вот и пришлось «делать Льюис» под советский боеприпас
Здесь Льюис.

И здесь Льюис и куча кремнёвого оружия.

а здесь Дегтярь. с сошками от немецкого МГ-34/42, и фальш накладкой на основной диск

Пулемет красноармейца Сухова хранится на «Ленфильме»

Источник

Белое солнце пустыни (1969)

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

актеры и роли

красноармеец, возвращающийся после госпиталя домой

«Мертвому, конечно, хорошо. Но уж больно скучно»
«Восток — дело тонкое.»
«Ну что ж мне, всю жизнь по этой пустыне мотаться. »
«Абдула, у тебя ласковые жены, мне хорошо с ними».
«Оставь хоть патрон, Абдула! Нечем будет застрелиться».

«Ты что, не слыхал про Верещагина. Дожил! Было время, в этих краях каждая собака меня знала. Вот так держал! А щас. забыли!»
«Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть! Хоть бы хлеба достала!»
«Я мзду не беру. Мне за державу обидно!»
«Вот что, ребята, пулемета я вам не дам.»

озвучание — Михаил Волков

«Иди, иди. Хорошая жена, хороший дом: что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?»
«Старый стал, ленивый, а помнишь, какой я был. »
«Аристарх, договорись с таможней».
«Кинжал хорош для того, у кого он есть. И плохо тому, у кого он не окажется. В нужное время».

«Я долго ждал. А потом Бог сказал: «Садись на коня и возьми сам что хочешь, если ты храбрый и сильный!»
«Зачем ты убил моих людей, Саид?»
«Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.»

Источник

Криминальные истории и семейные драмы «Белого солнца пустыни»

Фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» появился случайно. Да и знаменитое название могло быть совсем иным. В 1968 году на «Мосфильме» планировали снять две приключенческие картины. Загвоздка была в отсутствии подходящих сценариев. Выручил драматург Валентин Ежов. Он решил создать сценарий о схватках со среднеазиатскими басмачами, не желавшими признавать советскую власть. В качестве консультантов выступили ветераны сражений в Средней Азии. Именно они рассказали о том, что басмачи, спасаясь от Красной Армии, часто бросали своих женщин на произвол судьбы, и бывшие наложницы, не привыкшие сами о себе заботиться, оказывались в трудном положении, из которого их обычно вызволяли красноармейцы, доводя гаремы до ближайших населенных мест.

Читайте также:  Гостевые дома город солнца

Так возникла идея снять вестерн (точнее, «остерн», поскольку дело происходит на Востоке) под названием «Спасите гарем». Позже название было заменено на «Белое солнце пустыни».

Как режиссеру пришлось снять в фильме местного бандита

Съемки фильма с самого начала были окутаны криминальным флером. Часть эпизодов снимали в Дагестане. Группа приехала в Махачкалу, но вдруг выяснилось, что снимать невозможно: пропал реквизит. Киношников ограбили: унесли сабли и пистолеты, которыми должны были сражаться в фильме «бандиты» и «наши», украли актерские костюмы и даже гордость режиссера — крупные наручные часы товарища Сухова фирмы Буре. Это была катастрофа! Обращение в милицию не дало никаких результатов. Фильм оказался под угрозой срыва.

И тогда Владимир Мотыль рискнул пообщаться с местным криминалитетом и заручиться его поддержкой. Ему порекомендовали поговорить с неким Али — мол, он здесь главный. Али спросил — а мне-то какой интерес будет, если помогу найти реквизит? Мотыль хотел заплатить — и только насмешил дагестанского «авторитета».

Тогда режиссер предложил Али самому сняться в кино, предположив, что это может оказаться интересным. И угадал! Тот не смог устоять перед таким соблазном — «засветиться» на экране, прославиться на всю страну! Тщеславие взыграло. Через день весь украденный реквизит был на месте, включая шикарные часы Сухова. Пришлось и Мотылю сдержать свое слово. Он взял Али на эпизодическую роль одного из басмачей. Именно он направляет винтовку на выходящего из воды Сухова, который решил искупаться, и приказывает: «Руки!».

Говорили, что, когда фильм «Белое солнце пустыни» вышел, в кинотеатрах Махачкалы был аншлаг, как ни в каком другом городе. Местные по нескольку раз ходили посмотреть на своего и без того знаменитого земляка, который еще и стал кинозвездой.

Как Абдуллу чуть не убила из ревности жена

На волосок от гибели — фигуральной — оказался во время съемок и исполнитель роли Абдуллы, артист Кахи Кавсадзе. Режиссер очень хотел снять эротическую сцену с участием колоритного восточного красавца и одной из его жен. Кахи категорически был против. Мотылю все же удалось его уговорить, но Кавсадзе потребовал, чтобы из павильона на время съемок выгнали всех, не занятых в сцене, только тогда он соглашался раздеться. Выгнали. И тут в павильон ворвалась разгневанная супруга Кахи — Белла. Что тут началось. Ревнивая женщина устроила скандал, и Кавсадзе стоило больших трудов оправдаться.

Съемки чуть было не порушили семейную жизнь журналистки Галины Лучай, которую потрясенный ее внешностью Мотыль попросил сыграть Катерину Матвеевну. Галина заявила, что ее муж против. Однако Мотыль умел уговаривать. И все равно знаменитые ноги «Катерины Матвеевны» снимали отдельно, тело Лучай было, по мнению режиссера, недостаточно «кустодиевским». Ассистент режиссера с трудом убедил одну из ленинградок сняться в кино «по пояс с низу».

Интересно, что восточных красавиц — жен Абдуллы — играли не столько профессиональные актрисы (их было всего две или три из девяти), а случайные девушки: продавец, искусствовед, спортсменка-баскетболистка, филолог и даже. девушка легкого поведения, найденная в ленинградской гостинице.

Как Петруха — артист Николай Годовиков — чуть не оказался в тюрьме

На роль обаятельного, наивного и простоватого красноармейца Петрухи сначала хотели взять Савелия Крамарова. Затем режиссер решил позвать Юрия Чернова, который уже был известен по роли в фильме «Доживем до понедельника». И все-таки окончательным вариантом стал 19-летний Николай Годовиков. У него не было актерского образования, зато уже был киношный опыт: он участвовал в съемках картины «Республика ШКИД», играл беспризорника, затем последовала роль красноармейца в фильме «Женя, Женечка и «катюша».

На съемочной площадке Годовиков появился с разбитым лицом. Рассказывал, что упал накануне с лошади. Но верили этому объяснению далеко не все. Тем более что в детстве актер был дворовым хулиганом, имел приводы в милицию, дружил со шпаной. Слухи о «темном» прошлом молодого актера всплыли и в кинотусовке – и, как это часто бывает, обрастали невероятными подробностями.

Читайте также:  Солнце пляж море песок пальма

По слухам, Годовиков был замешан в краже оборудования со съемочной площадки «Белого солнца пустыни». Вроде бы на студию явились неизвестные, которые искали своего друга Годовикова, а после их ухода обнаружилась пропажа дорогостоящей аппаратуры. Началось расследование, «Петруху» поместили в камеру предварительного заключения как одного из подозреваемых. Словом, ничего приятного парня не ждало.

Выручила повестка из военкомата — Николая призвали в армию. Честно отслужив, он вскоре женился, но судьба неуклонно вела его по кривым дорожкам.

Семейная жизнь то и дело прерывалась — Николай садился в тюрьму. Один срок он получил по статье «тунеядство» — тогда в Советском Союзе с этим было строго, не работаешь — значит, будешь сидеть. И никого не волновало то, что работать Николай не мог по состоянию здоровья — в пьяной разборке он получил удар в грудь «розочкой» — разбитой бутылкой — от соседа, приревновавшего к нему свою сожительницу.

Два раза Николай отсидел за кражи. Всего его тюремный стаж составил 8 лет. Он пытался выбраться из этого болота, время от времени устраивался на работу — то грузчиком, то сторожем, то рабочим в Метрострое. Срывался снова и снова — нужны были деньги, попадался — «госпожа удача» его не баловала. Женился, разводился. Несколько раз даже снялся в эпизодических ролях — его пригласили в «Менты», в сериалы «Агент национальной безопасности», «Русский спецназ». Но ничего уже не выправилось — здоровье оставляло желать лучшего, он страдал онкологией, осенью 2017-го попал в больницу — беспокоила давняя травма ноги. В ноябре 2017-го Годовикова не стало. Ему было 67 лет.

Источник

Смерть на съёмках, клубничка, стычки с бандитами и голодные поклонницы. Как снимали «Белое солнце пустыни»

Лайф нашёл неизвестные факты о том, как снимали всенародно любимый хит.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоказ»

В апреле 1970 года фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» вышел в широкий прокат. За короткое время картина, открывшая в СССР моду на вестерны, стала всенародно любимой и разошлась на цитаты. Чиновники от кино делали всё, чтобы фильм не получил ни премий, ни наград. Однако народная любовь победила, награда нашла своих героев, товарищ Сухов стал секс-символом, а «Белое солнце пустыни» считается культовым фильмом.

Рабочее название первого варианта сценария — «Басмачи». Его написали Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн. Изначально это была история милицейского отряда, перешедшего на сторону басмачей. В течение фильма красные пытаются вернуть его в свой стан. Комиссии сюжет показался надуманным, его отдали на переработку успешным на тот момент сценаристам Валентину Ежову и Рустаму Ибрагимбекову. Общаясь с ветеранами Гражданской войны, авторы услышали историю про гарем, который в ходе войны бросил командир басмачей, и узнали много интересного о судьбе брошенных женщин. Вокруг этой истории и закрутился сюжет, будущий фильм получил название «Спасите гарем!».

Искусствовед, инженер и проститутка в роли наложниц

Съёмки проходили в посёлке Мистолово Ленинградской области, в Дагестане, в Таджикистане и Туркменистане. Огромной проблемой было найти девушек на роль наложниц гарема Абдуллы, так как местные жительницы наотрез отказывались от участия в фильме. В результате исполнительниц ролей искали по всему Союзу. Почти все они были непрофессиональными актрисами, за исключением звезды кино и театра Татьяны Ткач. Старшую жену Саида сыграла искусствовед Светлана Сливинская, колоритную девушку с усами Зарину — инженер Алла Лименес, а на роль Зульфии пригласили профессиональную путану из гостиницы «Астория» Зинаиду Рахматову (этот факт, конечно, не афишировался). В процессе съёмок Зинаида поругалась со съёмочной группой и уехала. Её нашли… на рабочем месте в объятиях клиента и уговорили вернуться к съёмкам.

Смерть на съёмочной площадке

Создателям фильма не везло с самого начала. Ещё в подготовительный период режиссёру Владимиру Мотылю пришлось внести в сценарий множество правок. Бюджет фильма был по тем временам скромный — всего 650 тысяч рублей, не хватало необходимого оборудования. К примеру, съёмочный кран пришлось мастерить из подручных средств. В это же самое время снималась эпопея Юрия Озерова «Освобождение», на съёмки которой были брошены почти все кинематографические ресурсы. Во время съёмки сложных конных трюков и вовсе случилась трагедия — из-за несоблюдения правил техники безопасности погиб кавалерист-каскадёр. Самое обидное, что виртуозные трюки, из-за которых он пошёл на риск, так и не вошли в финальный монтаж картины.

Читайте также:  Выйдет солнце над миром

Пьянство, драки, поножовщина

Каждый съёмочный день начинался в шесть часов утра. Работали плотно, тем не менее организация съёмок хромала (режиссёру дали неопытных ассистентов), к тому же то и дело путали карты погодные условия — то поднималась буря, то становилось пасмурно. Вынужденный простой актёры компенсировали, проводя время в местных кабаках. Николай Годовиков, исполнивший роль Петрухи, и Павел Луспекаев, сыгравший таможенника Верещагина, часто под воздействием алкоголя дрались с местными хулиганами.

Николай Годовиков в роли Петрухи. Фото © Wikipedia

Из-за Николая Годовикова отменили два съёмочных дня, поскольку полученные синяки не позволяли ему присутствовать в кадре. С Павлом Луспекаевым вышла другая история: в один из вечеров в дагестанском ресторане он бросился разнимать двух дерущихся, один из которых ударил его кинжалом в лицо. У актёра была повреждена бровь, и она во время съёмок боя на баркасе постоянно кровоточила. Владимир Мотыль придумал сцену, в которой от выстрела разбивается стекло и осколок ранит героя. Так травма оказалась оправданной в кадре.

Экшен-сцены и обнажёнку вырезать!

Несмотря на все трудности, свалившиеся на режиссёра и съёмочную группу, все работали в поте лица, особенно когда сроки начали поджимать, а бюджет почти иссяк. Но чиновники были настроены решительно, была даже идея положить фильм на полку, а то и вовсе уничтожить отснятую плёнку. «Белое солнце пустыни» дошло до зрителя благодаря счастливому случаю. Леонид Брежнев был большим фанатом американских вестернов, особенно он ценил фильмы с участием актёра Чака Коннорса. Генсеку регулярно поставляли на правительственную дачу новинки. Но в тот период, когда решалась судьба фильма Владимира Мотыля, с поставками вестернов случился перебой, поэтому ему отправили «Белое солнце пустыни». Фильм привёл его в восторг, он похвалил советских кинематографистов и удивлённо спросил, почему фильм ещё не вышел на экраны. Картине дали зелёный свет, уже в апреле её увидели миллионы зрителей. Люди влюбились в героев, фильм разошёлся на цитаты. Лента «Белое солнце пустыни» заняла второе место в прокате 1970 года, уступив эпопее Юрия Озерова «Освобождение».

Любовницы товарища Сухова

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоиск»

Для прекрасной половины СССР актёр Анатолий Кузнецов, исполнивший роль Сухова, моментально стал главным секс-символом 1970 года — ему писали письма, всеми правдами и неправдами доставали номер его телефона. У Кузнецова был друг, который имел внешнее сходство с актёром. Он пользовался этой привилегией и соблазнял девушек. Однажды Анатолий Кузнецов получил телеграмму от одной из них. Девушка писала, что разводится с мужем, собирает деньги для того, чтобы переехать к Кузнецову в Москву, как «они и договаривались». Актёр же не был с ней знаком и очень удивился. Когда он выяснил, откуда у этой истории ноги растут, то отчитал своего предприимчивого друга.

Счастливый талисман космонавтов

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоиск»

Ещё в советское время картина стала культовой среди космонавтов. Перед каждым полётом в космос экипаж смотрел «Белое солнце пустыни», считая, что картина приносит удачу, а товарищ Сухов заряжает своим мужеством, чувством юмора и оптимизмом и является полноценным членом экипажа. Традиция жива до сих пор. Космонавт Валерий Кубасов в одном из своих интервью поделился, что с того времени, как была заведена эта традиция, ни один из космонавтов не погиб.

Владимир Мотыль стремился сделать советский вестерн (истерн), хотя и отмечал, что у него свои методы, которые отличаются от американской школы. Тем не менее изначально в фильме было больше драк и откровенных сцен. Комиссия на просмотре чернового монтажа картины единогласно решила, что лучше всего у него выходят лирические сцены, а драки часто нелепы. Что касается клубнички, то члены комиссии потребовали её свести к минимуму. Так исчезла сцена, в которой одна из девушек раздевает другую, готовя её ко встрече с Абдуллой, а также сцена, в которой обнажённая красавица кормит Абдуллу виноградом. Владимир Мотыль был расстроен. Он считал, что таким образом он мог показать красивую жизнь бандита, которой его лишил товарищ Сухов.

Источник

Adblock
detector